fantlab ru

Анна Старобинец «Живые»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.28
Оценок:
120
Моя оценка:
-

подробнее

Живые

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

Очередная революция прокатилась по людям. Выживших в Москве осталось около 1000 человек. Потеряв любимых и близких, сложно жить дальше. Но можно заказать робота, который будет точной копией пропавшего мужа.

Входит в:



Переходный возраст
2005 г.
Переходный возраст
2011 г.
14. Женская проза «нулевых»
2012 г.
Переходный возраст
2021 г.

Аудиокниги:

Переходный возраст
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Пубертет
2006 г.
(болгарский)
Una edad difícil
2013 г.
(испанский)
Tuyển Tập Văn Học Nga Hiện Đại - 12 Truyện Ngắn Đầu Thế Kỷ 21
2020 г.
(вьетнамский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько смешанные остались у меня чувства после этого рассказа. Очень сложно вместить много в столь малую форму. Точнее, мало у кого это получается. У Старобинец не вышло.

Начнём с того, что сюжет у данного рассказа весьма интересен: мир после Революции, пустынные улицы Москвы, героиня, которая страдает от одиночества, попытка от этого одиночества убежать. Одиночество – ключевая тема рассказа. Им пронизано всë – мир до и после, мысли героини, её квартира и воспоминания. Читая, ощущаешь давящую пустоту, что окружает жизнь героини, пронизывает насквозь её саму, тихо и незаметно убивает. Вот только мне не хватило раскрытия. В финале мы имеем тоже, что и в начале – пустоту и одиночество. Можно конечно предположить, что так и было задумано – пустоту внутри человека не заполнить ни чем, но... Мне кажется, автору просто не хватило времени, чтобы раскрыть идею полнее.

В мире будущего до и после катастрофы наравне с людьми существовали роботы – помощник по хозяйству, милиционеры и обычные жители – те, кого создали по просьбам людей. Ещё один вопрос, поднимаемый в истории связан как раз с ними – может ли робот считаться живым существом, если он чувствует, думает, скучает, любит? Или это все программа, заложеная при сборке, и ничего общего с сознанием живого человека у них нет?

По третьему вопросу автор прошлась вскользь. Это то, из-за чего произошла Революция, точнее те – бездомные, попрошайки, те, кого обычно люди стараются обойти стороной, с кем стараются лишний раз не пересекаться. Как-то незаметно они сначала захватили мир под землёй, а потом... А потом случилось необъяснимое.

Финал заставляет задуматься над тем, кто же все таки эти «живые», что произошло в недалёком прошлом героини и кто те люди, которые остались после катастрофы. А ещё нам предлагают порассуждать, возможно ли избавиться от одиночества, вернув того, кого любишь, назад? Хорошая ли это идея?

Не знаю, всë ли такое у Старобинец, но история пропитана безысходностью и тоской, отчаянием и неверием в хороший исход. Всë плохо и хорошо уже не будет. И от этого интересный мир меркнет. Хотя с другой стороны, мир после своего уничтожения никак не может быть местом, в котором захочется жить.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

МУЖЧИНАМ – НЕ ЧИТАТЬ !

Декаданс. Сто лет назад, перед Революцией про такое, о таком и так уже писали маргиналы и эстеты. Собственно, Революцией оно и закончилось.

Если у человека такие мысли в голове, если этот Город на него так действует – зачем жить в этом Городе? Надеюсь, выплеснув этот фекальный фонтан эмоций на бумагу, автору стало легче на душе.

Вот только читать это НЕ СТОИТ.

Оценка: 3
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-то подобное уже было:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и с осознанием ГГ себя роботом, и с заказанной копией близкого человека...
Было. Но, конечно, немного по-другому.

И постапокалиптики читали уже мы немало. И здесь атмосфера весьма узнаваемая, не оригинальная. И всё же читается хорошо. Много удачных деталей. Автор оттачивала перо? Хорошо оттачивала.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Постапокалиптическая Москва после революции. Кто же они — вижившие жители столицы? И живые ли они? Местами вставлены описания московских реалий и зарисовки из жизни автора, местами разлита нелюбовь к лицам без определенного места жительства и их образу жизни. Задумка рассказа интересная, а вот реализация довольно посредственная.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удачен тот факт, что в сборнике с малопонятным названием «Переходный возраст» Старобинец попыталась использовать, пусть не разные стили, но различные конструкции рассказов. Так, например «Живые» имеют исключительно сюжетную концепцию, где странная реальность со своими особенностями открывается постепенно, каждым новым кусочком. Прием использован хорошо и практически без нареканий, разве что такой способ в конце обязан прошибить читателя своей финальной разгадкой, иначе его оправданность спорна. Разгадка есть, она по-своему хороша, но вымышленный писательницей мир не станет ближе и останется тайной за семью печатями.

Мораль рассказа же тяготеет к прочим – намечена очень серьезная проблема, но ее вновь убивает однобокое раскрытие и то, что сюжет вступает в конфликт со смыслом, и… побеждает. Смысл остается затоптанным ликующим торжеством раскрытой сюжетной концепции. Одиночество, хорошая тема, сколько бы раз ее не перемалывали, она все равно остается чем-то загадочным. Старобинец удачно начинает, подавая героиню в пустынном городе жаждущую восстановления покойного мужа с помощью новейших технологий, но уже здесь чувствуется, что сюжетные рамки сдавливают мораль, едва позволяют ей развернуться, а потому к концу обязательно придется чем-то пожертвовать. К сожалению именно в глубине чувств рассказу было отказано, они крайне поверхностны, прямолинейны и безвариантны, а вопрос о живом и мертвом, настоящем и фальшивом, так и остается блуждать на задворках.

Сам мир, впрочем, довольно интересен, для любителей фантастики, в первую очередь. Но все же стоит готовиться к абсурдному восприятию реальности и то, что на многие вопросы так и не будет дан прямой ответ. Собственно, это, наверное, единственное, что делает рассказ «Живые» одной из самых привлекательных работ сборника. Антураж настолько многовариантен, что тут есть что-то и от антиутопии, и от нашествия зомби, и от утопии, а порой, кажется, что и без инопланетного вторжения не обошлось, а может быть это и научно-фантастическая катастрофа разразилась, так что проследить за революцией странных мертвецов представится интересным чтением этой интеллектуальной мозаики.

Описательный процесс у писательницы складывается неважно, чаще выливаются в явное представление узнаваемых современному человеку деталей, вроде торговых марок, неумелую общественную сатиру не к месту, которая стала уже настоящим бичом современных отечественных авторов, желающих блеснуть умом по делу и без оного. Хотя, использование метафор и нестандартного восприятия реальности, хоть и кажутся первыми несмелыми шагами, сами по себе заслуживают внимания и уважения. Остается надеяться, что в будущем их использование будет поэтичнее.

Итог: неплохой фантастический рассказ-мозаика с зачатками морали, по славной отечественной традиции, убитой на корню. Однако, любопытный мир и сюжетные повороты удачно подхватывают темп, хоть и не делая «Живых» откровением, но оставляя впечатление стоящего развлекательного чтива.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх