fantlab ru

Ричард Морган «Сталь остаётся»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.26
Оценок:
718
Моя оценка:
-

подробнее

Сталь остаётся

The Steel Remains

Другие названия: Стальные останки

Роман, год; цикл «Страна, достойная своих героев»

Аннотация:

Три боевых товарища, три героя прошедшей войны — Рингил, воин с мечом из чудесной стали, Эгар, вождь кочевников, и Аркет, советник императора.

Рингил по просьбе матери ищет кузину, проданную за долги в рабство. Над Эгаром нависла опасность — шаман племени хочет сместить вождя. Аркет расследует нападение таинственных воинов на портовый город империи. Они еще не знают, что им придется встретиться снова, чтобы принять бой еще раз...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2008 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 7-е место

номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2010 // Роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Сталь остается
2010 г.
Стальные останки
2020 г.
Стальные останки
2022 г.

Издания на иностранных языках:

The Steel Remains
2008 г.
(английский)
The Steel Remains
2008 г.
(английский)
The Steel Remains
2008 г.
(английский)
The Steel Remains
2009 г.
(английский)
The Steel Remains
2009 г.
(английский)
The Steel Remains
2009 г.
(английский)
The Steel Remains
2010 г.
(английский)
Glühender Stahl
2010 г.
(немецкий)
Rien que l'acier
2010 г.
(французский)
Stal nie przemija
2011 г.
(польский)
Sólo el acero
2012 г.
(испанский)
Sopravvissuti
2012 г.
(итальянский)
Az acél emléke
2015 г.
(венгерский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

После приснопамятного Феликса Креса было страшновато брать еще одного, совсем не известного мне, автора в полюбившейся мне серии. И тем приятнее было то самое непередаваемое чувство, когда, начиная читать ту или иную книгу, ты вскоре понимаешь что перед тобой, достаточно редкая в последнее время, хорошо написанная и интересная история.

Это однозначно лучше чем Крес — тут даже сравнивать нечего. Более того, мне понравилось даже больше чем Аберкромби, который на мой взгляд все-таки простоват, хотя пишет и неплохо.

Я бы сказал, что «Сталь остается» это такой Бэккер-light. Та же общая гнетущая атмосфера, то же предчувствие надвигающейся большой беды, то же обилие сцен насилия и секса, скаранаки — скюльвенды, Джирал Химран — Икурей Ксерий, явно неземное происхождение антагонистов, но без присущей Бэккеру постоянной рефлексии главных героев и, порой чересчур заумного, философского и теологического подтекста.

Так же как и Бэккер, автор пишет для читателя готового думать и додумывать многие вещи. Загадок разбросано на страницах много, что в общем-то и неудивительно — ведь это не «фэнтези» в чистом виде, а скорее «фэнтези-детектив», и к чему ведет автор пока совершенно не понятно.

Так же как и у Бэккера, мир, описываемый автором, жесток и лишен каких-либо условностей.

Герои... Ну скажем так: не могу сказать что этот ход автора меня как-то обрадовал, но меня гомосексуальность главного героя не раздражала. Тот же Македонский тоже не гнушался своего пола, что не помешало ему стать одним из величайших полководцев в истории. Так что внутреннего конфликта — в одном лице гей и крутой воин — не возникло.

Хотелось бы добавить пару слов про само издание: про качество бумаги ничего говорить не буду — сойдет, а вот экскурсы в прошлое и воспоминания по тексту надо выделять если не курсивом, то хотя бы кавычками. Еще не помешала бы карта, но не знаю существует ли она вообще (офсайт автора к сожалению недоступен).

Вердикт: классный роман, полностью соответствующий серии «Черная фэнтези». Всем любителям жанра однозначно рекомендую! И очень-очень жаль, что следующую часть удастся прочитать на русском языке явно нескоро.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Огромное спасибо автору, что не стал в деталях расписывать свой мир, читатель сам выстраивает его картину из обрывков разговоров и мыслей героев. Нет занудного разбора системы магии, иными словами цикл не получился как Колесо Времени, где важен не сюжет, а прорисовка мира, отчего иногда волком выть хочется. Классно с войной с чешуйчатыми, мы о ней узнаем из диалогов, никто не пытается разжевать и в рот положить, что произошло — видно, что автор своего читателя не держит за идиота, которому прямым текстом все нужно описать.

С переводом конечно не все так гладко, даже название на русский не переводится полностью, точнее не передаёт его смысл, в тексте перевода тоже много не понравилось. Если есть возмлжность, советую оригинал.

Судя по комментариям есть претензии к ГГ, мол гомосексуалист и воин, да ещё и умудряется мужчин находить, а им мол за всю жизнь ни одного гея не попадалось — потому что не искали. Как бисексуал могу подтвердить, в почти любой компании из 10 человек найдется хотя бы один. Это может быть человек с семьёй и детьми, ярый гомофоб на словах, а на деле хочет с тобой попробовать, не обязательно гей, чаще би, такие люди есть и в вашем кругу друзей, даже если вы это упорно отрицаете. Гей-воин, тоже не вижу никакого конфликта: есть у нас геи боксеры футболисты, физруки, военные, во время проживания в США сам встречался с бойцом SWAT.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга сия заблудилась в Бермудском треугольнике героической фентези, нуар-детектива и научной фантастики. Кажется, вот-вот автор вырулит к какому-нибудь определенному жанру -- а нет, не выруливает. Мне нравится такая смеcь.

А еще нравится, что, вопреки нынешней моде, автор не стал затягивать повествование на семь томов по 800 страниц — в довольно скромной книжице уместилось и три сюжетных линии с многочисленными флэшбеками, и мозгокопания, и бурные выяснения отношений, не говоря уж об «обязательной программе» из детализированных боевых и постельных сцен. И несмотря на банальнейший сеттинг, будто бы взятый из первой попавшейся ролевки, история получилась интересная.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне книга, на удивление, понравилась. Давно такого со мной не было чтоб охота было читать не отрываясь.

И все благодаря тому что автор умеет писать — приятно увидеть как автор использует различные приемы чтобы скрасить сухой текст — эпитеты, сравнения...-

приятно читать смачные высказывания и красивые описания, где в мире соседствуют драконы, чешуйчатые существа, кириаты, механические кормчие, двенды, боги кочевников и темный властелин... И что мне больше всего нравится так это очень хорошо описанные боевые сцены.

В книге один гг — Рингил — все остальные персонажи нужны чтоб раскрыть более полно его образ.

А так же через них и воспоминания гг — показать его прошлое и сам мир в целом и как он менялся.

Книга живая, динамичная, немного жесткая и жестокая, с насилием и извращениями, но это все делает мир более ярким.

Жду от автора продолжения цикла, а от «Домино» и «Эксмо» отличного перевода и чтоб серию не закрыли.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Портясающая книга! В этом небольшом по объему романе столько всего, что хватило бы другим авторам на мготомные эпопеи. С первых страниц сюжет захватил и не отпускал до самого конца.

Мир достаточно интересен смесью магии и науки, две чуждые людям расы кириатов и двендов отличаются прежде всего технологическим развитием.

Герои достаточно харизматичны, но здесь стандартный набор из воина, варвара и ученого, линии которых сводятся в конце. Единственное но — ориентация одного их главных героев Рингила Эскиата, сцены гомосексуализма описаны достаточно подробно и это иногда напрягает. Вообще тема эротики раскрыта полно, хватает и стандартного секса и извращений.

В сюжетном плане роман закончен, хотя и есть мостики для продолжения. Эпика как такового нет, все завязано на квестах трех героев, хотя в конце некоторая глобальность появляется. Также стоит отметить язык автора, он достаточно интересен, нет скучных сцен, всегда присутствует какая-то интрига. Ну и само собой черный юмор, на страницах книги его хватает.

Думаю «Сталь остается» всем поклонникам темного фэнтези. Напоминает романы Мэтью Стовера «Герои умирают» и «Клинок Тишалла», то есть специфичных сцен хватает. Продолжения очень жду.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне тоже местами напоминает Аберкромби, местами Баркера (фэнтези, а не хоррор). Я в полном отпаде. 10 баллов. Начиналось как фэнтези, а в конце с элементами НФ. Неожиданная развязка. Нетрадиционны секс оправдан : сделано спец. по сюжету. Я думаю, что сюжет раскрыт полностью, и мы вряд ли увидим в главных героях всех этих ребят в следующих книгах. Хотя буду рад если ошибусь.

Оценка: 10
– [  41  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эхх.. а ведь эта хорошая история, уложившаяся всего-то в 320 страниц в оригинале, могла бы стать восьмитомным эпиком, если б ею занялся какой-нибудь Тэд Уильямс;). Впрочем, историю придумал Ричард Морган – человек, который даже меня, не слишком большого любителя НФ, очаровал своим «Видоизмененным углеродом», а запомнился спокойным отношением к насилию и склонностью к небезыдейному «экшену», жёсткому бескомпромиссному письму, а также брутальным героям. Тем интереснее оказалось получить наконец-то фэнтезийный роман в исполнении такого автора и надо сказать, что конкретная я, любитель фэнтези, если и не в восторге, то – не очень далеко от него. «Сталь остается» оказалась вполне достойным продолжением вызывающей у многих интерес серии «черная фэнтези», хотя, строго говоря, никаким «дарком» не кажется и, страшно сказать, как будто бы даже и не фэнтези вовсе..

Почему не «дарк»? Знаю, что «бывалый читатель» и без того не станет верить аннотациям, но всё же не удержусь предупредить – в романе нет ни единого «темного властелина» (по крайней мере, в этой, первой части цикла ;), а протагонист не ведётся на благородные патриотические призывы и не рекрутирует себе отрядов. Нет, он всего-навсего по просьбе семьи отправляется в частный «квест» по спасению проданной в рабство родственницы, а попутно, так уж вышло, оказывается вынужден спасать свой мир от нашествия непонятной «иной» расы то ли магических, то ли высокотехнологических существ. И не потому спасает, что «хороший мальчик должен», а потому что лично ему не хочется новой войны. Потому что в прошлой — он уже повоевал и стал героем, но то, как власть предержащие распорядились отвоеванным миром ему не нравится (ну а как еще люди могли распорядиться? разумеется, кругом интриги, коррупция, работорговля, нажива и грязь)). Спасение мира из эгоизма – симпатичный сюжетный ход, ага. И потому продолжаю пребывать в своём любимом убеждении, что действия героев, обоснованные эгоизмом и личными интересами – это реализм, а не «дарк» никакой. Вот разве только если этим словом называть то, что Морган, не особо, правда, бравируя этим, не стесняется весьма откровенного насилия и развлекает читателя плодами своей роскошной, но мрачной фантазии типа отрубленных, но всё еще живых, прирощенных к погруженным в воду пням человеческих голов? ;)

Что же касается «фэнтези», то… чем дальше углубляешься в эту как будто бы банальную поначалу историю, которая как будто бы происходит в мире «меча и магии», тем больше загадок загадывает автор, не давая на них однозначных ответов, и тем большее сомнение зарождается.. Мечи-то – есть, куда же без них? А вот с магией – большой вопрос. Потому что действие происходит в мире, в котором нет луны, но через небосвод раскинулась арка, впитывающая и отдающая солнечный свет. Потому что здесь появляются и действуют боги пастухов-кочевников, но боги ли они на самом деле, или нас обманули? А еще, лишь по старинным легендам известные как будто бы магические существа «двенда», норовящие отвоевать обратно для себя этот мир, появляются на страницах облаченными в подозрительно напоминающие скафандры доспехах. А раса кириатов – черных людей, которые раньше жили в этом мире, а потом покинули его и оставили после себя непонятных, но вполне ужасающих техномагических существ, предсказателей будущего? Да, и ушли они на кораблях. Но только вот — не в моря, а «под землю», со слов автора..

На самом деле, Морган – он тем и подкупает. Это такое особенное уважение к читателю, когда автор, предположив наличие у меня-читателя неких умственных способностей и хорошего воображения, не разжевывает, не заставляет осваивать псевдоисторических трактатов, чтобы рассказать об устройстве своего мира. Он фрагментами паззла то здесь, то там по тексту рассказывает о мире историями и биографиями своих героев, обрывками из легенд и деталями пейзажей. Он как иллюзионист вертит в руке этот шар, демонстрируя то одну, то другую его грань, да еще и лукаво прикрывая его шелковым платочком. И цельная картина – она останется целиком на усмотрение читателя.

Что же до прочих радостей, то нельзя не отметить и симпатичный черный юмор, и авантюрность, в особенности, в начале «квеста», и чудесную ироничность и, главное, «самоироничность» главных героев. Роман легко читается в оригинале и, редкий случай (спасибо переводчику!), получился вполне комфортным по-русски. Вот разве что в оригинале диалоги кажутся много более жесткими, а описательная часть – менее пафосной.

Итог? Яркий, запоминающийся, не дающий скучать роман, открывающий цикл, о продолжениях которого я уже мечтаю…

ps ..думаю, что редкий отзыв обойдется без комментариев по поводу гомосексуальности главного героя. Я так и не смогла для себя ответить на вопрос, зачем автору это понадобилось, т.к. для развития сюжета оная ориентация большого значения не имеет, а многих потенциальных читателей может оттолкнуть одним только фактом своего существования. Но. Гомофобы, мои дорогие! Вот хотя бы интереса ради совершите попытку это почитать всё же.. «Оно» не кусается, честно, а ведь жалко из-за такой ерунды хорошую книжку пропустить, нет? ;)

Оценка: 9
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Строго говоря, лично я бы «Сталь остается» черным фэнтези и не назвал. Роман скорее относится к реалистичному фэнтези с изрядной долей черного юмора, но происходящие в книге события не оставляют ни ощущения мрачности, ни безнадежности. Тем не менее книга достаточно интересная, оригинальная и вообще к чтению годная.

Я бы сравнил «Сталь остается» с «Первым законом» Аберкромби. В число сходств с трилогией Джо входят оригинальный и неоднозначный мир, несколько главных героев, за каждым из которых водится парочка-другая грешков, несколько не пересекающихся поначалу сюжетных линий и пронизывающий все страницы книги черный юмор. Впрочем, по степени колорита герои Моргана до персонажей «Первого закона» не дотягивают. Все-таки, чтобы переплюнуть инквизитора Глокту нужно очень постараться и недостаточно быть для этого брутальным гей-героем с хорошим чувством юмора.

Впрочем, это совсем не означает, что герои у Моргана вышли плохими. Он создал троицу очень симпатичных, абсолютно разных персонажей, которых, впрочем, объединяет прошлое и тот факт, что после войны жизнь у них пошла совсем не так, как они все планировали. Герои не вызывают отторжения, заслуживают читательской симпатии, к тому же не каждый день встретишь героя, который бы ввязался в кучу неприятностей по просьбе мамы, которой понадобилось освободить из рабства угодившую туда дальнюю родственницу.

А вот мир получился достаточно интересным. На первый взгляд, все достаточно прозаично. Есть империя, есть лига городов, а где то на севере кочуют конные варвары. Несколько лет назад с моря поперли поддерживаемые драконами рептилии, но объединившиеся империя и лига при поддержке расы инженеров-кириатов сбросили врагов обратно в море. Однако в самом конце былые союзники перессорились, возникла пара пограничных стычек, а раса кириатов и вовсе в полном составе отбыла на загадочных кораблях под землю, оставив после себя нехилое архитектурное наследие, загадочных Кормчих — предсказателей будущего, а также одну из главных героинь.

По мере чтения читатель все больше узнает подробностей о кириатах и другой загадочной расе, двенда, скорое возвращение которой предрекают пророки в подворотнях. Высняется, что уровень технического развития кириатов во много раз превышает людской, они строили корабли, укрепления и дороги и даже настоящие машины, а двенда и вовсе прилетели со звезд.

Что еще привлекает в мире, так это то, что Морган не дает никакой прямой информации о своем мире. Все сведения о его устройстве, прошлом и настоящем, о прошедшей войне и текущем политическом соотношении сторон нужно вылавливать из диалогов и воспоминаний персонажей. Полученные фрагменты нужно складывать подобно паззлу, порой возвращаясь и вновь перечитывая отдельные моменты, но все равно к концу тома многих деталей головоломки будет недоставать.

Не стоит ожидать от романа и ураганных, быстро сменяющих друг друга действий. В начале книги персонажи долго раскачиваются, однако ход событий постепенно нарастает и со второй половины сюжет набирает довольно стремительный ход. Погони и схватки сменяют друг друга, герои постоянно попадают в одну тяжелую ситуацию за другой, так что скучно точно не будет.

Впрочем, не нужно забывать, что «Сталь остается» — это всего лишь первый роман цикла, в задачу которого входит знакомство читателей с героями и миром, в котором протекает действие книг. Содержимое первой книги должно привлечь читателя и побудить приобрести последующие части цикла. И с этой задачей «Сталь остается» справляется на ура — лично я буду с нетерпением ожидать выхода следующих частей.

Далее должны следовать непременные несколько слов о сексуальной ориентации главного героя. Ну что можно сказать — она книге не мешает и добавляет какую-то остроту. Герой уже давно смирился с тем, что он гей, не стремится этого скрывать, но и не афиширует напрямую. Да и вообще, относится ко всему с юмором и иронией, за что ему отдельное спасибо.

А вот работа переводчика и редакторов нареканий заслуживает. Переводчик несколько раз терял прямую речь героев, путал имена, а редактор, соответственно, все это не отследил. Но больше всего раздражает определенная чехерда с именами и названиями. В оригинале в романе наличествует достаточное количество говорящих имен и названий, однако переводчик решил транслитеровать большую часть таких имен, давая русский перевод лишь при первом появлении имени в тексте. Однако свою линию он выдержал не до конца, имена периодически переводятся, периодически нет, а некоторые из них теряют таким образом заложенный в них автором смысл. Ну вот например, какая из двух фраз звучит лучше: «Я — Эгар Драгонбейн» или «Я — Эгар, Сокрушитель драконов»? То-то и оно.

Кроме вышеперечисленной претензии критики к работе переводчиков и русскому изданию не имею. Перевод хороший, читабельный, бумага лично мне понравилась, книжка смотрится стильно и так и просится в руки или на полку. Картинка на обложке к тексту отношения никакого не имеет, но работает на общую атмосферу романа.

Итого: Хороший, авантюрный роман. Интересные персонажи, оригинальный мир, юмор, замах на серьезное продолжение. Гораздо лучше «Легенды» Креса.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы Ричард Морган не написал этот роман, то он все равно рано или поздно, но появился бы в пространстве фэнтези, потому что оно уже давно требовало чего-то подобного. Dark fantasy, конечно, жанр популярный, особенно в последнее время, когда каждый год на горизонте появляется по несколько новых фамилий, работающих во мраке и тьме, но все-таки большая часть из них, не смотря на оригинальные мысли и сюжеты, написана строго по жанровым канонам. Джо Аберкомби, Скотт Бэккер, Глен Кук, Питер Дэвид или Стивен Эриксон (и даже поляк Феликс Кресс) – это «интеллигенты», тогда как Морган – «рубаха-парень», которого не волнуют устоявшиеся нормы, а «Сталь остается», что открывает сериал под названием «Страна, достойная своих героев», — настоящее «чернушное» фэнтези, подобного которому мне еще не попадалось. Так что же это за Страна, и каких Героев она достойна?

Строго говоря, к dark fantasy и даже просто к фэнтези в его классическом понимании этот роман можно отнести с натяжкой. Science fantasy, «научное» фэнтези – пожалуй, будет его более точной характеристикой, ведь даже работая в жанре «историй о магах и волшебниках» Морган остается научным фантастом. На первый взгляд все обыденно: могущественная Империя, герой-воин, кочевники, шаманы – в общем, знакомое подобие средневекового мира. Но наряду с богами, шаманами, колдунами и отважными воинами в тексте встречаются и остатки странных машин, ушедшей несколько лет назад «под землю» расы кириатов; и Кормчие, что весьма напоминают собой Искусственные Интеллекты из какой-нибудь космооперы; и необычные создания двенды, облаченные в подобие скафандров и рассуждающие о времени и «аспектных штормах». Да и сами боги, что спускаются на землю с небес… Такие уж ли они сверхъестественные сущности на самом деле?

Вопросов об устройстве мироздания после прочтения остается множество. Но этим-то Морган хорош, этим-то он и подкупает читателя, оставляя простор для собственной фантазии и размышлений. Он не пишет многостраничные глоссарии, где бы подробно расписывалась история происхождения каждой из рас и того или иного артефакта – это вовсе не обязательно. Небольшое упоминание в разговоре, воспоминание о прошлом одного из героев… Автор словно держит читателя на равных с персонажами, позволяя ему взглянуть на созданный им мир непосредственно своими глазами и оценить его своими чувствами, а не посредством рассказа писателя о нем. Да, временами может не хватать информации, может даже возникать чувство антипатии к Моргану за то, что не рассказывает обо всем в должной мере, но лично мне такой подход пришелся очень по нраву.

Стоит отметить и время действия, которое выбрал автор. Обычно читатель фэнтези-романов оказывается в самой гуще грандиозной войны между Добром и Злом, когда решаются судьбы Империй и народов. Но не на этот раз. Подобная война в этом мире закончилась уже несколько лет назад, и мы оказываемся в Ихелетской империи в те годы, когда жизнь в ней уже более-менее пришла в норму. Времена Подвигов и Свершений уже прошли, и главный герой здесь не стремится спасти мир от Темного Властелина, а просто откликается на просьбы матери спасти из рабства его кузину. Тоже слегка необычный подход.

А основных персонажей в этом романе трое. Три Героя, что некогда изменили судьбу мира в войне с Чешуйчатыми, три сюжетные линии…

Первая – и основная – Рингила, Ангельские Глазки. И тут сразу же надо прояснить один момент, который может оттолкнуть определенную категорию читателей от этого романа. Ригил – гей. Причем автор это никак не маскирует и не наводит лоска, и в романе не редки сцены откровенно эротического характера. Плохо это или хорошо – решать каждому в отдельности, мне же никаких неудобств этот факт не доставил. В остальном же Рингил типичный герой-воин: прямохарактерный, сильный, искусный в обращении с оружием. Слегка заносчивый и самоуверенный. Война и случай из прошлого оставили в душе у Рингила так до конца и не зажившие раны. В самом начале книги он прячется от всего мира в маленькой деревушке, и только просьба матери о помощи приводит его назад в «большой мир». Несмотря на многие хорошие стороны характера, полностью положительным героем назвать его нельзя. Впрочем, как и других персонажей. Например, Эгара Дрегонсбейна. Эгара, Сокрушителя Драконов.

Эгар вместе с Рингилом когда-то остановил нашествие Чешуйчатых и стал одни из самых известных людей в Империи. Родом из северных кочевников, ныне- вождь одного из кланов, с тоской вспоминающий былые похождения в молодости.

И третья, последняя сюжетная линия, принадлежит Аркет, полукровке, и потомку кириатов. Уходя из этого мира, ее родичам пришлось оставить Аркет среди людей, так как не каждый мог вынести их путешествие. Советник правителя Ихелетской империи, она также некогда участвовала в войне с Чешуйчатыми, осталась в живых, и теперь рьяно изучает наследие кириатов по всей империи.

И вот, что печально, эти герои – самая слабая сторона романа. Если сравнивать Мораган с Аберкромби или Бэккером, то здесь нет никого, кто мог бы по уровню изображения характера стать вровень с Глоктой или Анасуримбуром Келлхусом. Образы показаны грубыми мазками, о характерах узнаем по большей части лишь со слов автора, а не непосредственно из поступков этих героев. Нет и особых «внутренних» черт, что могли бы выделить Рингила или Эгара от персонажей произведений других авторов. Жаль. Особенно учитывая заголовок серии «Страна, достойная своих героев». Страна – есть, героев – почти не видно. Обыграть это название у Моргана в этой книге пока не получилось. Посмотрим, что будет дальше…

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое: Гомофобам не читать. Из-за главного героя.

Второе: Остальным читать вполне можно. «Темное фэнтези» становится если не мэйнстримом, то — по крайней мере — встречается не настолько редко, чтобы его приходилось брать не из-за достоинств книги, а из-за «темности». И эту книгу брать можно.

Рассказ от лица трех разных персонажей — вряд ли этим кого можно удивить; но здесь линии выстроены удачно, пересекаются где нужно, прерываются в местах достаточно напряженных, чтобы ждать очередного их появления.

Мир — не чрезмерно оригинален, но выстроен уверено, предсказуемостью не отличается, логичность и цельность — на уровне.

Сюжет... не сомневаюсь, прочитав книгу куча людей скажет «я знал, что так будет»... но, как обычно, если кто-то сможет предсказать как все пойдет даже на середине книги... впрочем, чего там — не сможет. Люди с такими способностями фэнтези не читают :-) Мне было интересно. Продолжения — жду.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная такая штука, скандальная. Собственно, автор так и задумывал.

Главный герой – гомосексуалист. И это в мире фэнтезийно-средневековом. Ориентацию героя вполне допускаю, потому что была же Древняя Греция, Рим, опять же. Но вот на описанном фоне – скорее сомневаюсь. С банально медицинской точки зрения. Вымерли бы они, аки мамонты.

Ну к этому я еще вернусь, потому что трепаться на спорные околомедицинские темы могу бесконечно, а еще хочется по-быстренькому отметить мою симпатию к этой книге: однако, красочно. Такая, яркая, но в меру. Образная, необычная. Начала читать с телефона, добралась до духомонстрика в виде сороконожки, вселяющегося в трупики и таким образом их поднимающего, бросила, вписала в список хотелок. Получила свою Черную Fantasy и уже поймала кайф… Очень, очень впечатляет воображение автора.

Да, но только в том, что не касается половых взаимоотношений персонажей.

Я, конечно, насчет голубых объективно не в курсе, так что вроде и не могу претендовать на объективность. И розовых, кстати, тоже. Там вторая главная героиня – лесбиянка. Но в эту я хоть могу поверить: представительница ушедшей расы, живущая при дворе… Там с безделья да под благотворным влиянием монарха можно и зоофилом заделаться. А вот ГГ – он, блин, воин. Да, я понимаю, в действующей армии с тетками напряженка. Но это сейчас. В теоретическом средневековом мире за армией топают обозы со всяческим необходимым и гулящими женщинами в том числе. Так что вряд ли.

Так что поразило? Номер раз: нарочитость. Автор эпатирует публику. Пока автор эпатирует, я считаю. Мне вот ни один голубой за мою жизнь не встретился. А я живу в городе с тремя миллионами населения – и это без приезжих. Ну да, я по клубам не хожу. Так ведь герой тоже не ходит. А ему что ни дядька попадается – обязательно нетрадиционной ориентации.

Номер два: там такие есть двенды, которые себя считают высшей расой. И брезгливо морщат нос с того, что ГГ давно не мыт. Что не мешает главному двенде с героем вступать в, извиняюсь, связь. И вот что любопытно: а как у двенд с антибиотиками? Не раскрыта тема инфекций разновсяческих и методов борьбы. Чегой-то автор не учел все-таки. Греки – они такие были, поведенные на эстетике и на гигиене как составляющей. Римляне тоже. Эти же мыться – не моются, а туда же: не дают им покоя радости однополого секса. Нет бы там художники какие-то или поэты. Или они идиоты, или автор не подумал, или я чего-то не понимаю.

Ну и вторая уже упомянутая достопримечательность книги – это необычные колдунства. Вот ведь прелесть:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
двенды отправили пленных на родину. В виде голов. Живых. Таких, как цветочки: в водичку ставишь, они оживают. Сказать чего-то пытаются. Забавно. Причем, что хорошо: он делает такие жестокие вещи очень комиксно: как Кук и Кинг. Не так, как Баркер.

Поясню: берем труп. И ничего в этом трупе нет эстетического, если честно. Ну мясо и мясо. Минус кровь, минус жизнь, плюс окоченение и синюшность. Эстетика отрицательная. А в комиксах они ж все такие прикольные. И просто трупики, и зомбики. Очаровашки. Как то привидение с мотором – жуткие, но симпатишные. Вот и у Моргана так же. При том, что вроде он старается натянуть на свой мир реализм, а все равно пулемет, тьфу, Черный Отряд получается. И это правильно. Иначе бы он растерял половину своей аудитории. Причем именно ту половину, которая орет за реалистичность. Господа, какая реалистичность? Разделка одной – только цельной! — курицы избавит от пристрастия к эстетике смерти не только любого колеблющегося, но и любого фаната. Грязно, противно, руки пачкаются. Фи. А обломком кости, между прочим, запросто можно вспороть себе руку, что тоже сильно неприятно.

А вот в Стали — там эстетика. Картинки. Комиксы. Что очень хорошо для отдыха и приятного времяпровождения. Но нервы тоже щекочет.

Вот, чуть не забыла. Автор настолько явно хочет эпатажу, что уже подташнивает, ну да ладно. Он решил поразить читателя сценой

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сажания на кол. Ну во-первых он сам испугался, так что особенно в детали не вдавался. А во-вторых до меня эту процедуру Логинов в Колодце настолько детально донес, что я разновсяческих трепетных иностранцев с попытками углубиться в жесть могу щелкать, как семечки. Детский сад, в общем.

Мне вот так кажется, что автор – добрый и милый дядька, который даже от жены никогда не гулял. Оттого такой мачизм у него в каждой строчке, и даже которые би – все немыслимо активные. Так умиляет…

Ну и в целом по больнице: первый том эпика, завершенный логически, но с возможностью продолжения. Потому что ни герои, ни мир, ни интрига не поместились под одной обложкой. Можно, конечно, на этом и закончить, но эти люди еще живут, этот мир требует будущего, да еще и боги шибко интригуют, пришельцы атакуют, да и вообще надо же кому-то бороться за справедливость. Ну и за толерантность заодно – все же двое бисексуалов на трех героев – это много. Да, а третий – мачомэн. Жуть, в общем. Но премилая.

Автор заявляет глобальную интригу, которая почему-то завершается локальным конфликтом, оставив не совсем убранные концы. В хорошем смысле этого слова. ))) Куда делись двенды, чего наинтриговали боги, да и вообще – чем завершится глобальное колдунство… в общем, много чего автор сказать не успел. Или не захотел. Придется ждать продолжения. Может хоть колдунских презервативов надумает? )))

Мир получился удачный, но совершенно непроработанный. Очень очаговое описание: вот здесь – лужок, тут – болото, на севере – степь, а на юге – башня звездочета. Ну и в подробностях про лужок, болото, степь и башню. По мере следования мир оживает, а за пределами – размыто и серенько. Не Мартин, однако.

Тем не менее, за своеобразность (не эпатаж!) автору много простительно. Хороший игрушечный мир. Многие могут на это попенять, но черная фэнтези тем и славна, что всякие пакости там должны быть описаны симпатишно. Если бы еще не эта якобы эротика… Она вынужденная, она вылазит из рамок мира.

Вот у Баркера нетрадиционный секс выглядит совершенно нормально. И я не имею в виду исключительно гомосексуализм. Там видно, что автор вполне допускает сексуальные отношения с кем и с чем угодно: хоть с постельной тумбочкой. Да, с тумбочкой – в особенности. А Морган наэпатировал сам себя в первую очередь, вот и выбивается из картины мира. Ну да ладно, на его совести.

Читабельность портится мачизмом в описании мира всеми тремя персонажами. То есть видим-то мы мир их глазами, а глаза у них сильно застит собственное очарование. В то время, как у Аберкромби восприятие через персонажа добавляет книге рельефа, у Моргана – вызывает сомнения в реальности происходящего. Потому что тот, кто воспринимает мир теми же глазами, что и геройская троица, подобных книг не читают, они максимум после букваря возьмут что-то вроде «Последней ходки Бешеного».

Интрига подпорчена отсутствием продуманного сюжета. То есть вроде как интересно, что там дальше, но не покидает ощущения, что автор сам толком ничего не знает. Правильно, оттого не получается правильно нагнетать. Это тот случай, когда план надо хоть на один листочек написать. Ну чтоб для себя решить, где читателя пугать, а где ему разглагольствовать. Ну и чередовать, само собой.

По персонажам я вроде уже проехалась, но не поленюсь повториться: это герои ментовского боевика. И мыслят они так, и говорят они так, и действуют они где-то похоже. Да, пожалуй и сама книга похожа именно на нечто советское, вроде Ментов. Вот до чего доводит безосновательный мачизм на фоне брутальности.

И это обидно, потому что на самом деле мачо любого пола – это очень благодарный персонаж. Хотя бы потому, что его с известной периодичностью можно весело усаживать в лужу. А потом читать мораль на эту тему. А в данном случае автор явно из соображений эскапизма таких мачиков рисует. То есть, тот, кем вы хотите стать в следующей жизни, но стесняетесь попросить. Аж жалко его, чесслово!

Но он старался и честно рисовал этих террористов сексуального фронта как уж мог.

Думается, изначально гомосексуальность главного героя несла идейную нагрузку. Даже непонятно, к чему он больше взывает – к толерантности или к равноправию. Но чего-то такое сказать хотел. Если бы еще не заносило на поворотах…

Нет, я чудно отношусь к порно и совершенно толерантно – к гомосексуалистам. Я бы даже сказала, что дядек в этом вопросе понимаю куда лучше, чем теток. Хотя бы с той точки зрения, что дядьки себе ощущений добавляют, а тетки, к сожалению, наоборот. Ну это без соображений на тему эстетики и влияния общественной морали на мое личное сознание. Так, абстрагируясь. Но автор переборщил. Порно, какое бы то ни было, должно действовать возбуждающе, а не отрезвляюще. Это, простите, бред. Постельные сцены вызывают недоумение, которое гасит всю идеологию, долженствующую следовать из ориентации героя. Не нужна эта идеология, ежели така гадисть.

Но попытка была. Кроме того, декларация толерантности хорошо получилась. Да, там еще по мелочам было: попытки рассуждений на политические темы, но без углубления. Ну и про относительность бобра с ослом в лице военных действий. Хорошо так.

Душевность действительно довольно резкая, и реалистичность проявляется именно в ней, а не в брутальности происходящего. В первый раз за все то время, что я читаю про нереальные войнушки, я задумалась про относительность того, чего именно тебе лично должно государство. Можно бесконечно склочничать на лавочке, но наличие центрального отопления по каким бы то ни было тарифам и страховой медицины (да и вообще медицины) при любом состоянии здравоохранения в целом радуют меня еще больше, чем до прочтения. В общем, получила прилив оптимизма: мне определенно лучше, чем товарищам из мира господина Моргана. Мелочь, а приятно.

То бишь окунул автор по самую макiвку, проняло, так сказать. Хоть и не реалистично фактически. А цепляет. Можно даже сказать: цепляется. За эмоции, за ощущения. Может, автор порнографическими сценами просто усыплял бдительность, чтоб после подкрасться с другой стороны и наплевать в душу? Ну что ж, занятный маневр.

Как это часто бывает, погружение и душевность взаимосвязаны. Хоть и чувствуешь себя реальным человеком в нарисованном мире, но мир этот становится для тебя настоящим. Да, несмотря на размытость контуров, на 216 цветов, на корявый свет и съехавшие маски. Как дип-программа: вцепляется в подсознание и вынырнуть может только дайвер. Меня, правда, дочка вытаскивала – она в этом деле агромадный специалист. Но все равно, затягивает в книгу основательно.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Общее: «К вопросу о «научно-фантастической парадигме» в книге». Соглашусь, что все сверхъестественное имеет указание на наличие или возможность его обоснования в рамках НФ-логики. При этом не могу не подчеркнуть «но», которое не позволяет говорить о фэнтезийности, как о маскировке/оболочке для НФ-стержня мира, созданного Морганом — способ решения возникающих перед героями проблем, даже не решения, а проламывания силой той самой стали мечей в руках усталых ветеранов. Для меня это один из основных ироничных посылов романа — не важно, что сила врага может быть скрупулезно объяснена при помощи наукообразных штампов нашего времени, главное, что пресловутый last man standing будет биться с ним хоть бластером, хоть голыми руками, но в данном случае именно клинком и своим «средневековым» образом мышления. Я, конечно же не знаю, что изготовит автор из НФ начинки в следующих романах, но в первом получилось все же фентези с кремом из НФ.

Частное: «О сценах секса и насилия». Вот такого уж их смакования просто не заметил. Да картинки получились яркими (до отторжения у людей с хрупкой настройкой души), но они не так уж многочисленны и написаны крупными мазками. Мог бы и обойти их в отзыве, благо эта сторона романа уже освещена с разных ракурсов, но есть один нюанс — считаю, что безболезненно выкинуть их из книги нельзя. Собственно, можно спорить о необходимости проработки атмосферы романа именно такими средствами, но вот то, что без подобных сценок мотивация героев, их отношение к себе и миру (в том виде как его захотел показать автор) будут выглядеть весьма неправдоподобными, отрицать сложно.

Личное: Солидарен с ALLEGORY — стоит отметить юмор, черный и ироничный. Он «оправдывает» автора, когда тот поваливает человечество в грязи, ведь Морган при этом грустно улыбается вполрта и подмигивает, дескать сами же все понимаете.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и некоторые из многоуважаемых фантлабовцев я с опаской брал в руки новый роман в серии «Черная Fantasy». Не то чтобы, споткнувшись о Креса, я стал с недоверием относиться ко всем незнакомым мне авторам (а Моргана я не знаю совершенно, его «Видоизмененный углерод» в свое время прошел мимо меня), но некоторые сомнения царапали душу, а изрядно отощавший к концу отпуска кошелек требовал оптимизации расходов. Однако, прочитав первые отзывы и вспомнив, что на одного неоднозначного Креса приходится два достойнейших автора, я переключил свои сомнения на Марусека и его «Счет по головам» (который, впрочем, тоже взял) и купил «Сталь остается».

И ни разу не пожалел.

Этот небольшой по объему роман оказался под завязку нашпигован интересными ситуациями, харизматическими персонажами, сюжетными твистами, плотной, чертовски притягательной атмосферой и мастерскими недомолвками. И хотя «Сталь остается» читается, как ядреный коктейль из «Первого закона«и «Князя пустоты» (впрочем, только поначалу), чувства того, что Морган копирует кого-то из них, не возникает. Автор взял от своих коллег только лучшее — притягательный мир Бэккера, постепенно раскрывающийся перед читателем из легенд и рассказов героев, и легкий юмор и динамику повествования Аберкромби.

Простая и понятная, такая знакомая и удобная фэнтезийная история постепенно превращается в нечто куда более запутанное и интригующее. Не сцене под бой барабанов появляются драконы, странные чешуйчатые существа, высокоинтеллектуальная, но исчезнувшая в межпространстве, раса, оставившая после себя единственного представителя, механические кормчие, сильно напоминающие суперкомпьютеры с ИИ, удивительные полумифические двенды в странный доспехах, излучающие синее свечение, боги кочевников и темный властелин... Все это лихо закручивается в стремительном водовороте событий с непрекращающимися боями и выяснениями отношений.

Определенно, я не могу назвать роман Моргана самым сильным в серии, но то, что он самый динамичный и плотный, не вызывает сомнений.

Твердая девятка.

P.S. Пару слов о главном герое (куда ж без этого). Я не в восторге от столь подробных описаний сцен гомосексуальных плотских утех, но сам факт нетрадиционности Рингила считаю вполне обоснованным и необходимым для сюжета.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга – яркий представитель жанра темного фэнтези. По уровню жестокости сравнима с Майлом Флетчером и Скоттом Бэккером. Мне нравятся такие образцы темного фэнтези, потому что они реалистичны: темные времена, темные нравы. И в наше-то время есть факты пыток, фэнтези-средневековые войны без них явно не обходились, чему в книге посвящено достаточно времени.

Сюжет начинается «после». После победы людей в мировой фэнтези-войне, после ухода местных «эльфов», казалось бы, в моменты расцвета человеческой цивилизации.

Главные действующие лица — ветераны отгремевшей войны, после неё большей частью забытые и потерянные в своих душевных ранах, среди тех, кто на этой самой войне не воевал, а умудрился подзаработать. И да, двое из трёх — нетрадиционной сексуальной ориентации, включая подробные описания однополых сексуальных актов. Впрочем, если не гомофобствовать, то выглядит это одновременно и реалистично (не все ветераны натуралы) и оригинально (сколько можно штамповать шаблонистых героев-ловеласов). Да и мир вокруг вовсе не сошел с агитки толерастов — бранными словами, а то и тумаками, за нетрадиционную сексуальную ориентацию тут награждают чуть ли не чаще чем в жизни.

Кроме оригинальной политической обстановки (после войны), также интересны системы «магии», если ее так можно назвать. Потому что магия здесь явно имеет научную подоплеку: Кириаты — раса инженеров-технократов, Олдрейны — раса существующая в вероятностях мультивселенной Эверетта, различные монстры — мутанты с объяснимым генезисом. Впрочем, другие разумные расы большей частью покинули этот мир. Поэтому у нас есть человечество и его классическая фэнтезийная тоска по «магическому» прошлому.

Сюжет несколько линеен и явно рассчитан на раскрытие в продолжениях. Гораздо интереснее было узнать о загадках (и разгадках) представленного мира и его обитателей.

В целом, рекомендую книгу всем любителям темного фэнтези (особенно если нравится когда с научной основой вроде классики Вэнса), если вас конечно не корёжит от гомосексуальных сцен.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная книга! Живой язык, интересные герои, мир в который погружаешься сразу, жаль не переведены остальные. Магии особо нет, но это хорошо описано, интересны загадочные существа, вторгающиеся — так и хочется провести параллель с цивилизацией из будущего. История мира тоже описана ненавязчиво, но запоминается. С удовольствием влепил бы 10, удовольствие получил но есть ложка дегтя. Бог с ним , что герой голубой, это еще можно стерпеть, иногда с юмором обыграть (например крик Эгара, героя войны и Драконоубийцы «Мы с жопником»), в принципе это книгу не портит, в чем-то даже оригинально...но иногда автор пускается в такие описания что мерзковатенько такое читать нормально ориентированному читателю , особенно ощущения и запахи.... Слава богу таких моментов немного, но потому ставлю 9.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх