Генри Лайон Олди «У слепцов хороший слух»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Античной ) | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: Позднее Средневековье/эпоха Возрождения
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Провидица Кассандра предсказывала людям правду. И её предсказания всегда сбывались. Только людям от этой правды не становилось лучше.
Входит в:
— цикл «Хёнингский цикл» > роман «Песни Петера Сьлядека», 2004 г.
— журнал «Реальность фантастики 2003'04», 2003 г.
— сборник «Песни Петера Сьлядека», 2008 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Кира Булычева, 2004 // (повесть 2003 года) |
- /языки:
- русский (6), английский (1)
- /тип:
- книги (5), периодика (1), цифровое (1)
- /перевод:
- Е. Кимаева (1), И. Певзнер (1), М. Певзнер (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tess86, 2 февраля 2011 г.
Приметы, пророчества грядущих катастроф, зловещие знаки небес сулящие ужасы и погибель — это все на самом деле? Или дурные предсказания имеют над нами темную власть, наполняющую каждый миг сомнением, толкающую под локоть, отравляющую безнадежностью? В тот миг, когда Кассандра предсказала Гектору, что он падет от руки Ахилла – было ли это правдой? Или стало правдой потом, когда Гектор отчаялся победить?
Вертится хрустальное колесо, год идет за годом, рождая сонмы новых Кассандр, предвещающих зло – и им верят! Хуже: верят только им! Сотрясая твердь этой верой, колебля небо этой верой, хватая судьбу за горло липкими, холодными лапами этой проклятой веры: дай! дай беду! А судьбе очень тяжело по-прежнему оставаться незрячей… судьба устала закрывать глаза…
Не нужно печалится о будущей смерти, только что рожденного младенца; не стоит грустить о предстоящей разлуке, впервые встретив любимую; не стоит омрачать миг счастья, пророчеством грядущей беды, потому что у нас есть только сегодня, а будущее скрыто. И только тихая песня лютни в тот миг, когда сегодня превращается во вчера, а завтра – в сегодня.
red ice, 21 мая 2009 г.
Рассказ-матрешка. Только в отличие от матрешки настоящей, он открывался мне изнутри наружу. История Кассандры написана в тоне, отличном от предыдущих рассказов цикла, отличном от обрамляющей ее истории Петера — она мрачнее и как-то величественнее, под стать самому мифу о Троянской войне. Этот сплав мистики и человеческой трагедии задевает за живое, его совсем не хочется анализировать, хочется просто длить созданное им ощущение легкого оцепенения и меланхолии.
Тем не менее, мы возвращаемся в мир Петера с тем, чтобы приступить к упражнениям интеллектуальным. Такого количества отсылок к нашей исторической действительности не было до этого ни в одном рассказе цикла. Надо сказать, я так и не смогла понять, на что намекали авторы, награждая доктора искусств именем Влада Цепеша (или делая Влада Цепеша доктором искусств), но глаз невольно цепляется за такие места, и, дочитав рассказ, я ощутила непреодолимое желание освежить свои знания по истории. Является ли концовка —
Так был ли happy end? Что предпочесть: прогресс или спокойное существование?
А может быть, это было просто невинное литературное «хулиганство», и я ищу черную кошку в темной комнате.
zmey-uj, 18 июля 2008 г.
Рассказ о том, какую двойственную роль играют пророки и их предсказания. Хотя можно и задуматься, кто виноват в том, что людей угнетают мрачные прогнозы. Пророк решает, чтО предсказывать, так же как и писатель — о чем писать. «Потребители» выбирают товар по вкусу, потом обижаются: а мы вам верили.
квинлин, 20 апреля 2007 г.
Никогда не считай слепых или глухих теми, кто не может слышать или видеть — они по-своему понимают мир....
ZiZu, 16 сентября 2008 г.
На Кассандру боги наложили жесточайшее проклятие. Ни один человек не должен знать свою судьбу, если он этого не хочет. Хотя с другой стороны человек не сам творит свою судьбу, он её либо принимает, либо отвергает. И даже зная, что с тобой должно произойти тогда-то и там-то, ты можешь всё изменить.
В этой повести Олди представляют второй свой подход к истории взятия Трои. И кто теперь сможет разобраться, которых из них верен.
Тимолеонт, 7 августа 2015 г.
Очередное переосмысление повести о Кассандре. Печальная история предсказательницы — вообще популярная тема в культуре, даже сами Олди обращаются к ней уже в третий раз.
Здесь Кассандра — убийца, предсказания которой сбываются только до тех пор, пока она их озвучивает. Стоит только ей прикусить свой болтливый язычок, и война заканчивается для Трои хеппиэндом.
Тут ты оказываешься настолько разочарован, что согласен даже на фиктивное исполнение своих пророчеств. История скорее о мазохизме, чем о пророках и предсказателях.
armitura, 23 ноября 2007 г.
Я бы в обязательном порядке включил бы эту новеллу в учебники по рекламе. То, как создается миф тут показано просто блестяще.
Ruddy, 5 апреля 2007 г.
А ведь вполне возможно, что многие предания и мифы не столь правдивы, как кажется. И вот история про взятие Трои видется не через призму «Илиады», а слегка по-иному, с точки зрения здравого смысла. Но на то это и есть легенды и предания...
amak2508, 3 сентября 2011 г.
В достаточно малом по объему рассказе авторы попытались донести до читателя аж две (правда взаимосвязанные) любопытные мысли-идеи: «вера в пророчества и их исполнение» и «верьте в хорошее, думайте о хорошем, говорите о хорошем и жизнь станет лучше». Но получилось у них это, в данном случае, кажется, не очень удачно.
Во-первых, в рассказе, в отличии от предыдущих произведений сборника, практически нет связного сюжета — есть две картинки-зарисовки: «Петер идет по городу» и «Троя накануне своего падения». Профессионально исполненные, но картинки, и без связного действия читать это уже не так интересно. А во-вторых, идеи в произведении всего лишь продекларированы — на их раскрытие у авторов в этом маленьком рассказе просто нет места. Можно, конечно, принять продекларированное и на веру, но если бы жизненность этих идей была бы еще и раскрыта хорошим сюжетом — вот тогда бы рассказ действительно был бы хорош.
Sola, 16 января 2008 г.
Бедная Кассандра! Троянцы ее недолюбливали, вот и от Олдей досталось. Не понимаю я такой логики — говорить о чьей-то беременности, когда она предвидет, что в будущем ее город падет, а большинство родных погибнет. Своими предсказаниями она не кликала беду, а пыталась ее предотвратить. Но проклятье делало людей глухими к ее предостережениям. Да она могла молчать, но молчание — удел равнодушных. Свалить все на незадачливого предсказателя уже после трагических событий — весьма удобно, хоть и не оригинально.
Yazewa, 12 марта 2015 г.
Должно быть, я не слишком разобралась в замысле авторов, но перечитывать и детализировать происходящее в рассказе не захотелось. Вообще же, знать будущее — тяжкий крест. И «ясновидцев, впрочем, как и очевидцев, во все века сжигали люди на кострах...» (с)
Nonconformist, 29 ноября 2007 г.
Пророчества бывают разные. Но какие людям нужнее, в чем их истинный смысл и какая сила заключена в предсказаниях? Авторы решились на смелый эксперимент и обратили взор на события давно минувших дней. Маленькая трагедия одного человека на фоне великой победы, память о которой утрачена...
SHTrassEr, 23 сентября 2007 г.
Извечный вопрос: предсказатели описывают будущее или они это будущее формируют? Олди дают свой ответ на этот вопрос.
iwan-san, 21 января 2007 г.
Люди хотят знать свою судьбу, но также боятся её знать. Иногда кажется, что лучше жить с улыбкой дурочка на лице, не зная почти ничего.