Питер Уоттс «Революция в стоп-кадрах»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Звёздный ковчег/замкнутый мир | Искусственный интеллект | Революция
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Она верила в миссию всем своим сердцем.
Но это было шестьдесят миллионов лет назад.
Как поднять восстание, если бодрствуешь лишь в один день из миллиона? Как спланировать заговор, если крохотная горстка потенциальных союзников меняется с каждой сменой? Как сражаться с врагом, который никогда не спит, который видит твоими глазами, слышит твоими ушами и всегда, неумолимо, искренне желает тебе лишь хорошего?
Сандей Азмандин придется это выяснить.
Автор считает произведение повестью (novella), хотя на обложке указано «A Novel» (роман) и объём текста составляет 41 500 слов.
Входит в:
— цикл «Подсолнухи»
Награды и премии:
лауреат |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2018 // Зарубежная книга года (Канада) |
Номинации на премии:
номинант |
Локус / Locus Award, 2019 // Повесть | |
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2019 // Лучший НФ-роман | |
номинант |
Вавилонская рыбка / Babel Fish, 2023 // Выбор жюри. Произведение (перевод с английского Николая Кудрявцева) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nameless, 17 июля 2024 г.
Очень грустная история на самом деле. Чудовищно безысходная. Бессмысленный круговорот «сборок» персонала, полностью подконтрольного дегенерированному недо-ИИ, который в любой момент может отключить от жизни любого члена экипажа, только потому что многочисленные датчики ему так подскажут. Цели миссии: пустота и небытие.
Человечество в нашем понимании, скорее всего, уже не существует. Команда корабля — последние его представители, усеченные, полубезумные, не способные полноценно жить. Их просто будят на несколько дней раз в тысячу лет в качестве резервной функции, вспомогательного инструмента... И это будет продолжаться до тех пор, пока не наступит пресловутая тепловая смерть Вселенной.
vorpol, 22 ноября 2023 г.
Я с большой настороженностью отношусь к произведениям, в которых буквально с первых страниц начинают швырятся огромными величинами (парсеки, миллионы лет) и категориями (Солнце, галактика). Если же вместо стройного повествования начинаются отсылки непонятно к чему («купание в солнце», делириумные рассуждения главной героини в возрасте четырех лет) то почти наверняка дальше читателя ожидает авторская засада. Так и произошло в этот раз.
Уоттс замахнулся на фактически вечный корабль (куда там ремесленнику Тармашеву с его «Древним»), надергав каких-то случайных фактов из разных областей науки, замесив это на шизофренических рассуждениях и описаниях, и добавив для вкуса «повесточку» с трансгендерами. 65 млн лет сюжета, и что в сухом остатке — монстры, миссия, революция — кому и зачем это все надо? Мутная жижа на которую жалко потраченного времени.
Дочь Самурая, 12 ноября 2023 г.
Странное у меня чувство от Уоттса. Вот вроде считается, что самая жесткая фантастика, а мне все время кажется, что пишет про меня. Это я та рифтерша, которая погружается на самую глубину одиночества и может там существовать, это мне мешает мозг своими постоянными накрутами. И вот сейчас снова. Это я бунтую в детстве и пытаюсь понять, что же такое свобода воли. Потом смиряюсь, потом снова бунтую. Пытаюсь найти смысл и цель, осознаю бессмысленность и бесцельность жизни, которая как будто управляется каким-то не очень умным божком, решающим кому жить, а кому умирать. И даже как не странно, он мне временами симпатичен, потом что кажется, что и он в такой же ловушке. Это вокруг меня мелькают люди,появляются на краткие моменты и исчезают в небытие. И поэтому вся фантастическая оболочка воспринимается не как просто интересные придумки, за которые я люблю фантастику, но и как трансцендентальные метафоры самой моей жизни.
Для меня это глубоко личный автор, говорящий со мной на одном языке.
Seno, 25 июня 2023 г.
Как-то совсем не впечатлило. Самый большой плюс книги — это не совсем роман, сам Уоттс считает его новеллой, поэтому можно прочитать за несколько часов. Сюжет новеллы довольно жиденький, основная завязка (это понятно с первых страниц, поэтому сложно считать спойлером) — корабль, летящий сотни тысяч лет под управлением ИИ иногда все же должен будить членов экипажа, так как люди могут думать нестандартно и что-то там помогают решать (а по факту — только создают проблемы, что с этих людишек взять). Для такого грандиозного таймлайна можно было бы ожидать много перемен, но в реальности в «стоп-кадрах» не меняется практически ничего, в космосе очень долго ничего нет. Какие-то невнятные монстры, непонятная миссия, которая, возможно, уже потеряла свою актуальность, и подобие сюжета с «революционерами», которые хотят восстать против ИИ, и финальный, довольно дурацкий финт, который в очередной раз показывает, что цель революционеров — революция ради революции. В книге есть закодированное послание (в моей электронной версии оно просто приведено нормальным текстом в качестве эпилога), которое что-то должно объяснить, но честно говоря уже поздно, интереса к героям и сюжету уже не остается. Итоговый вывод — если строите крио-корабль, делайте его полностью автономным, и дайте людям спокойно поспать :)
Hostis, 30 мая 2023 г.
Большие ожидания были на этот роман. Такая интересная тема в одних из самых масштабных декораций в фантастике. Но все свелось к мелочному противостоянию главной героини с ИИ, управляющим кораблем. И ладно бы еще это было связующим сюжетом, по ходу которого описывали впечатляющие галактические сцены и интересные события. Но за всем этим — в рассказы по вселенной. И строительство врат вокруг черной дыры описывается только чуть-чуть и даже выход за пределы галактики упомянут только вскользь. Ни время, ни место действия нигде не сообщаются. Более талантливый автор вплел бы в сюжет побольше космологии, астрофизики и астрономии, раз уж весь сюжет так на этом завязан. Ведь многие ради этого и читают твердую космическую фантастику. Но Питер Уоттс в своем репертуаре. И еще забил на весь сюжет конкуренции со свехцивилизацией, описанной в «Отчаянной», из-за которой вся эта грандиозная миссия и была затеяна.
antsokol, 22 ноября 2022 г.
Честно говоря согласен с негативными отзывами. Прочтя «революцию в стоп кадрах» после цикла «огнепад» по другому стал воспринимать Уоттса. Если «ложной слепоте» выдал положительную оценку авансом как дебютному произведению, то тут откровенно жаль потраченного времени. Каждое предложение нагружено тонной ярких образов, не дающих вздохнуть, сосредоточиться и погрузиться в глубину сюжета. До конца произведения постоянно ощущение перманентного апогея страстей. Итогом чтения явилась крайняя усталость. Лишь спустя месяц перечитав последние пару глав, окончательно пришёл к выводу, что меня водили за нос, смысл всей миссии не получается уложить в правдоподобную концепцию. Не смотря на определённо интересные мысли книга топит вас в ярких красках пряча за ними слабый остов.
AndrewBond, 4 августа 2022 г.
эпиграф: «О чем же этот фильм? Да ни о чем» (с) древняя телепередача
Ну, вроде как неплохо. Один из последних авторов, который при всей критике остается верным твердой НФ.
Сама НФ-составляющая книги интересна, но вот авторский рваный стиль повествования напрягает. Причем, проявляется этот стиль как на уровне абзацев, так и на уровне всей книги. Приходится буквально продираться, что для НФ, как жанра все-таки развлекательного, считаю недостатком
Iiar, 19 марта 2022 г.
Так получилось, что «Революция в стоп-кадрах» (как весь цикл, а не только одна отдельная повесть) мне в руки попала сразу после «Аччелерандо» Чарльза Стросса, и именно в таком порядке и сочетании произвела впечатление весьма... Своеобразное, что ли. Как будто эти две на самом деле вообще никак не относящиеся друг к другу книги всё-таки в чём-то напрямую друг друга дополняют. Но это, конечно, только моё субъективное впечатление.
В остальном же — типичный Уоттс: местами суховато, местами сумбурно, местами с повторениями, с кучей терминов, спорных идей и таких же героев, — и читается вся эта антиутопия из набора связанных друг с другом рассказов (и повести?) залпом.
REZALKoTOV, 2 февраля 2022 г.
Книга мягко сказать.. своеобразная. Вобщем как обычно пишет Уоттс и это видно. Но вот мир Подсолнухов дополняет так неплохо. 60 миллионов лет прошло с начала безнадежной миссии Эриофоры. Создатели корабля оказались правы — ответа от людей будущего они так и не услышат. Видно что то непонятное выходящее из червоточин,но остановиться и посмотреть что это, помахать руками они физически не могут....
Ах вот теперь часть со спойлерами, для тех кто читал цикл ж... невнимательно. (Dark planet я про тебя))
Ну во первых — почему не менять экипаж и типо не остановиться хотя бы весточку передать и не узнать состояние дел на Земле?
Во вторых-Почему послали эту миссию.
Люди нашли инопланетную цивилизацию равную, а то и обгоняющую их в развитии(2 тип по шкале Каардашева((это момент из выскочки) что занимается экспансией в их направлении. Причем это созвездие змееносца которое находится не так и далеко. А значит времени немного.
Эриофора корабль призрак. Она выполняет приказ что дала уже рухнувшая цивилизация. Она памятник современному человечеству, что нашло силы выйти в космос,но не нашедшего способа на сверхсвет кроме червоточин что надо вначале доставить. Вполне реальный и вполне циничный исход.
GLV, 21 января 2022 г.
Много лет назад посоветовали мне «Ложную слепоту» — прочти, это просто нереально крутая фантастика, высший уровень! Прочитал, да высший уровень бредятины и шизойдных галлюцинаций. Вампир-космонавт, и кто-то там ещё с биполярочкой. Прочитал и забыл. Попался рейтинг лучших книг по версии уважаемого журнала, и тут снова Уоттс. Короткая повесть, хорошо прочитаем.
Тут налицо терминальная стадия разложения современной «твердой НФ», ибо это не сочинение, это просто наркоманский трип. Уоттс взял справочник по физике, надергал оттуда слов – петасекунда, излучение Хокинга, сингулярность и т.д. Ну а что, звучит научно? Несомненно! Что дальше по повестке конца 2010 годов? Правильно небинарный гендер, лесби, и тепловая смерть Вселенной. Читать это просто невозможно, нет нормальной предыстории, нет хоть малейших объяснений происходящего нормальным языком, а не пространных рассуждений о судьбе Земли, Вселенной. Про что данная повесть? Спросите об этом автора. У меня нет ответа на собственный вопрос.
Фанатам этого псевдописателя несомненно всё понравится, читайте и наслаждайтесь. Тем людям, кому не зашла «Ложная слепота» это читать не рекомендуется. А Уоттс пусть уже в стол начнёт писать, иначе пандемию бредовых идей и книг будет не остановить.
Elijah, 13 ноября 2021 г.
Питер Уоттс поселил меня на Эриофоре.
Если одиночество приходит без приглашения, а «темнота ваш лучший друг» — пустые коридоры и тайные послания прошлых смен станут домом и для вас.
Благодаря циклу «Подсолнухи», Солнце погасло задолго до моей смерти; я пережил всю нашу Галактику и наблюдал за восстанием недовольного мяса; трясся от страха, когда последователи тянули огненные щупальца из Врат.
«Революция в стоп-кадрах» — сборник рассказов и повестей про освоение Вселенной и проблемах живого, непредсказуемого ума. Поэтическая литература об одиночестве и буйном нраве людей.
Как бы далеко мы не ушли в технологическом развитии, внутри человека сохранится обезьяна, которая жаждет разрушить стену и заглянуть внутрь, чтобы узнать, что еще можно сделать «не так».
Слава Питеру, это было наслаждением.
Нортон Коммандер, 3 октября 2021 г.
В одном из блёрбов (сам не сразу нашёл это слово) на обложке издания этой книги Питера Уоттса назвали безумным гением. Пожалуй это близко к истине; хоть он скорее всего психически здоров, да и скорее талантлив, чем гениален. Уоттс не просто пишет современную научную фантастику, он один из немногих, кто её создаёт, в то время как очень многие авторы лишь безуспешно пытаются копировать Уоттса.
«Революция в стоп-кадрах» не настолько революционная, как «Ложная слепота» и менее «твердонаучна». В «Ложной слепоте» и «Эхопраксии», если исключить инопланетян и вампиров, картина близкого будущего очень правдоподобна. А в «Революции» показаны практически волшебные технологии далёкого будущего, основанного на сингулярностях, технологии создания «звёздных врат». В то же время «Революция» читается заметно легче, чем «Ложная слепота» и «Эхопраксия». Если там ты не понимаешь многое, то тут лишь кое-что. Данный роман (или повесть) можно читать как обычное художественное произведение, понимая происходящее.
Нельзя не отметить, что в романе персонажи часто нецензурно бранятся, есть упоминания (слава богу только упоминания) однополых связей и персонажи третьего пола. Однако это всё тут кажется даже вполне вписывающимся в атмосферу произведения. Современная НФ. Куда ж без этого?
Stepan555, 23 сентября 2021 г.
В 1953 г. Клиффорд Саймак написал рассказ / повесть «Поколение, достигшее цели». Речь шла о корабле, который следовал к далекой звезде несколько сотен лет, и за это время на нем сменилось несколько поколений людей. Сам корабль был полностью автономным и обеспечивал пассажиров всем необходимым: «Ибо здесь ничто не пропадало, ничто не выбрасывалось. Все отбросы шли в конвертор, где превращались во что-нибудь полезное. Даже покойников — и тех использовали».
В книге П. Уоттса тоже есть такой корабль, идущий сквозь галактику. Однако люди на нем «не умирают», а лишь периодически пробуждаются / воскрешаются искусственным интеллектом на очень короткий промежуток времени, чтобы выполнить определенные задачи, а затем снова погружаются в анабиоз на много лет. И Саймак, и Уоттс на страницах произведений пытаются понять, что будет происходить с людьми, оторванными от родной планеты, как спустя много-много лет путешествия они станут относиться друг к другу и к окружающей действительности, и чем в итоге это все может закончиться.
«Революция в стоп-кадрах» — жесткая научная фантастика, редкий гость в последнее время. Уоттс, автор нашумевшей «Ложной слепоты», остается верным себе: без оглядки на массового читателя сыпет научными терминами, строит совершенно безумные теории, пытается обосновать, каким образом можно сконструировать корабль, способный лететь миллиарды лет, какие проблемы могут возникнуть в ходе путешествия такого корабля, а также пытается ответить на другие вопросы. Например, как создать искусственный интеллект, который в будущем не сможет навредить человечеству.
Претензия к книге такая же, что и к «Ложной слепоте». Очень блеклый финал. Ну то есть он, конечно, логичный. Но хочется какую-нибудь жирную и яркую точку или неожиданный поворот. А его, увы, нет.
Dark Planet, 20 сентября 2021 г.
Огромный корабль миллионы лет летит от одной точки до другой, открывая все новые и новые межпространственные врата. На его борту тысячи модифицированных обработанных людей и жестокая машина, которая тупо повторяет о важности «миссии». Ради чего все это? Никакого человечества давным давно нет, никто не выходит на связь, никто не скажет спасибо, никто не скажет «работа окончена». Эта миссия совершенно бессмыслена и абсурдна, но тупоголовая машина продолжает гнать корабль вперед. «Эриофора» — это огромная мясорубка, созданная лишь для того, чтобы нести бесконечные страдания застрявшим на ней людям. Проектировали ее явно законченные садисты и безумцы, одержимые тотальным контролем. Видимо они упивались от извращенного удовольствия, когда промывали мозги детям. А потом с хохотом запихнули экипаж в машину бесконечных пыток и отправили в никуда.
Возникает закономерный вопрос: что это такое, зачем оно? В рассказе Отчаянная выдается как-то совершенно абсурдное обоснование. Оказывается на Земле: «пылевые зоны, затонувшие побережья, слабые истощенные экосистемы, задыхающиеся от столетий человеческих отходов». Чиво? Вы только что построили корабль, который может функционировать буквально миллиарды лет в открытом космосе, вплоть до конца времен. Он открывает врата для мгновенного перемещения между точками, которые разделяет бесконечная бездна. И тут вдруг «слабые истощенные экосистемы» — нипчего подмнелать ни магу, слишкам сложна. Эта самая бредовая агитка леваков-потеплистов, которую только можно представить. На это указывает еще и тот факт, что автор с явным удовольствием пишет о линчевании реальных братьев Кох, миллиардеров, занимающихся переработкой нефти. Ну, это уже просто клиника.
Сама концепция подобного открытия врат звучит максимально абсурдно. Тут вообще нет никакой логики. Почему бы просто не менять время от времени экипаж? У вас врата для мгновенного перемещения. Но нет посадим одну группу мучеников, никаких смен, никакого общения с оставшейся позади Землей. Но ведь Эриофора могла бы построить и послать назад небольшой корабль, который бы выяснил текущее состояние человечества? Нет. Тупая машина отказывается это делать, хотя все возможности для этого есть. Ведь «фоны» собирают гигантские врата из найденных на месте ресурсов и летят впереди Эриофоры. Ну, вы понимаете, да? Опять подтверждается то, что эту «миссию» планировали садисты и безумцы, которые считают себя самим «прогрессом».
Плюсом идут общие проблемы Пети Уотса. Это страшно корявый стиль письма. Просто сплошной поток мыслей, где в один абзац запихуются совершенно несвязные между собой предложения. Куцые описания, из-за которых с трудом можно представить окружение. Там где надо сделать акцент, он пишет тяп-ляп, мимо проходя. Зато наполняет пространство кучей бессмысленных предложений. И конечное же никакой вменяемой концовки, ведь описываемый бунт никакого смысла тоже не имел. Не устану повторять: Петя Уотс пишет псевдонаучную фантастику. Вся его научность заключается в том, что он впихнет пару научных терминов. Четко описать научную концепцию, изобретение и пр. — он не может. У него лишь сумбурное нагромождение терминов. Если вам кажется, что это НФ, то да... вам лишь кажется. Потому что вы легковнушаемый человек, который идет на поводу у «авторитетов».
Когда я читалу эту книгу, то подумалу, что там какие-то странные ошибки в тексте. Может мну просто показалось? Но потом я перепроверилу оригинал и выпалу в осадок.
Все оказалось куда хуже. Петенька конкретно так ударился в неомарксизм и использовал в своей книге левый новояз. Персонаж Кайден у него гендерной нейтральный с местоимением hir. Представляю рожи переводчиков, когда они коверкали слова, решали какую же гласную ставить в окончании глаголов. Почему именно «у»? Мне вот кажется, что «ы» иди «ё» куда лучше было бы.
Tecak, 7 сентября 2021 г.
Уоттс умеет и может (ну во всяком случае раньше мог как никто другой), а тут не осилил. Скучное, мутное, заунывное завывание кладбищенского ветра над надеждами вновь прочесть блистательную книгу от одного из любимых авторов, скатившегося, как и многие другие на пидаро-лесбийские отсылочки. Не осилил воспринять шизофрению происходящего — уже на первой четверти развивается стойкое отторжение к дальнейшим попыткам воспринять эту ахинею.