Вук Задунайский «Память воды»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Антивоенное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Проклятие
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Воду, как душу, надо хранить в чистоте, ибо Вода есть душа Земли — щедрая и отзывчивая на добро, памятливая и холодная в мщении. Как зеркало, отражает и возвращает она людям их поступки.
В озёрном краю остерегались портить воду и природу, иначе кара неминуема. Но вот вторгся беспощадный, лютый враг, оскверняя всё и вся — как ответит Вода?
За великое злодеяние месть её будет ужасной, и когда она падёт на забывчивый род людской — знают лишь избранные, которым дано слышать голоса текущих вод...
Входит в:
— антологию «Богатыри не мы», 2016 г.
— антологию «Тайная история Тартарии I. Паны, холопы и Другие», 2021 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Raymond, 1 августа 2021 г.
Вук Задунайский в этом рассказе поднимает актуальную нынче тему памяти рода. Эта история о том, что ничто не проходит бесследно и зло, совершенное в глухих местах озерного края, никуда не девается и обязательно вернется. Пусть спустя столетия, но вернется. В этом плане «Память воды» максимально иллюстративна — не будет покоя тем, кто принес боль и смерть на эту землю. Врагам даже спустя века спокойно спать не придется. Концовка непредсказуемая и страшная, на самом деле.
ninaofter, 12 июля 2021 г.
Во времена Ливонской войны XVI века происходит действие рассказа Вука Задунайского «Память воды». Это одно из немногих произведений сборника, где христианское и языческое мировидение прямо противопоставляются: добрый христианский Бог всех прощает, а Вода, несущая древнюю магию, помнит всё и воздает полной мерой за любое зло. В рассказе изображается небольшая деревенька, лежащая в глухих лесах Западной Руси. Во время Ливонской войны деревня была сожжена поляками под предводительством Филона Кмиты.
Кмита – историческое лицо, реально существовавший полководец, воевавший на стороне Литвы против России. Сохранилось около тридцати служебных донесений Кмиты польским государственным деятелям о военно-политическом положении на восточном рубеже Великого княжества Литовского с Русским государством. Около трех десятилетий Кмита провел в походах против русских, совершая рейды вглубь государства и разбивая противостоящие Польше русские армии, за что был пожалован землей под Киевом. Магическая память Воды и сила огня связывает шляхтича из Киевского воеводства старой Польши с Украиной ХХ века и с современной украинской культурной политикой, построенной на героизации подобных персонажей.
Seidhe, 27 июля 2020 г.
Начинается «Память воды» Вука Задунайского достаточно традиционно, а то и вообще банально — в озёрном краю, где берут начало великие реки Волга, Двина и Днепр, люди привыкли жить так, чтобы Вода помнила про них только доброе, стараясь не потревожить Ее гладь своими темными делами и помыслами, ибо знают они, что всё не только содеянное, но и задуманное рано или поздно вернется к ним. Когда-то в этих местах обитали могущественные жрицы, которые поклонялись водяным духам и умели слышать Воду, но потом времена изменились, пришла новая вера, на высоких берегах люди стали строить храмы и креститься в них, призывая в помощь иные силы...
«Воду это не трогало, ведь Ей потребно было только, чтобы Ее слышали, вернее – это нужно было самим людям. Крестясь и ставя свечки, они не должны были мутить Воду, и, пока эта заповедь блюлась, всё шло своим чередом. Ведь даже крестились люди Водой. И омывались тоже. И освящали».
И жилось в этом краю людям сытно, размеренно и привольно, вот только описано всё это в той манере, которая весьма раздражает некоторых читателей, да и я поначалу, честно признаться, несколько заскучал от очередной приторной картинки, ожидая истории в духе «вот чего бывает, если от родных традиций отказаться»:
«Колосились нивы. Поля давали такие урожаи, о которых в других местах и слыхом не слыхивали. По заливным лугам бродили стада тучных коров, дававших реки молока. Леса были полны дичиной, а озера – рыбой, ее и неводом-то никто не ловил, лучили токмо. Частенько на столах у насельников красовались царская рыбка стерлядка да пироги с вязигой. По пригоркам с наступлением лета высыпала сладкая земляника, а на опушках по осени стояли такие грибы, что их можно было косой косить. Мох в борах усыпали черника с брусникой, а на болотах вызревала багряная клюква. Ветви яблонь ломались под грузом плодов, на реках строили свои хатки бобры, и тут же в чистой воде жили раки. Волны выносили на песок жемчужниц – красавицам на радость. Знай люди, что и в других местах жизнь станет такой же, стоит только блюсти чистоту Воды, они бы очень удивились, но…»
К счастью, уже к середине повествования автор ясно продемонстрировал, что у истории будет чёткая хронологическая привязка — вторая половина XVI века, время войн Московского государства с Великим Княжеством Литовским, а одним из ключевых действующих лиц окажется Филон Кмита, активный этих войн участник и вообще фигура противоречивая, но весьма любопытная. Помимо этого, будет жестокая правда войны и грабительских набегов во всей своей неприглядности, а та самая память Воды, которая вынесена в название рассказа, приведёт к последствиям по-настоящему страшным и непоправимым, в результате которых пострадает множество ни в чём не повинных людей. Но какое дело до этого Воде, которая была тогда, когда не было ещё рода людского, и которая не исчезнет никуда, когда его не станет...
Одним словом, имеем довольно оригинальный рассказ, созданный на интересном историческом материале и вполне способный удивить неожиданной развязкой сюжета. Учитывая, что «Память воды» открывает новый цикл Вука Задунайского «Славянский венец», с удовольствием почитаю и другие произведения из него, как только они будут опубликованы.