FantLab ru

Филип Фармер «Пассажиры с пурпурной карточкой»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.84
Голосов:
153
Моя оценка:
-

подробнее

Пассажиры с пурпурной карточкой

Riders of the Purple Wage

Другие названия: Обладатели пурпурных купюр; Оседлав пурпурненькие; На королевском жалованье, Или великая раздаваловка

Повесть, год; цикл «Beverly Hills, Level 14»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

Главный герой «Всадников» Чайбайабос Виннеган — художник, живущий в мире, где физические нужды человека перестали быть проблемой. Но нужды души остаются. И именно на художника, человека искусства, ложится задача избавить людей от этого цепкого голода.

Примечание:

Экспериментальная повесть-головоломка, написанная в духе «Новой Волны» специально для составленного Харланом Эллисоном сборника «Опасные видения». Критики называют её «Поминками по Финнегану» в жанре НФ.

Название повести является реминисценцией на роман Зейна Грея «Riders of the Purple Sage».


В произведение входит:

6.75 (4)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— сборник «Riders of the Purple Wage», 1992 г.

— антологию «Опасные видения», 1967 г.

— антологию «Путешествие к Арктуру», 1993 г.

— антологию «The Hugo Winners, Volume 2», 1971 г.

— антологию «Жемчужины зарубежной фантастики», 1993 г.

— сборник «The Purple Book», 1982 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1968 // Повесть

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1967 // Повесть

номинант
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод)

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2003 // Зарубежный роман года. 3-е место (повесть)


Жемчужины зарубежной фантастики
1993 г.
Путешествие к Арктуру
1993 г.
Дейр
1993 г.
Одиссея Грина
1994 г.
Миры Филипа Фармера. том 15
1997 г.

Самиздат и фэнзины:

Опасные видения
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Dangerous Visions
1967 г.
(английский)
Niebezpieczne wizje
2002 г.
(польский)
Dangerous Visions
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классическая повесть «Новой Волны». Стилистический эксперимент бойкого на язык Фармера заслуженно получил «Хьюго»

Своего рода «Портрет художника в юности» в странном мире будущего.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одной из самых ярких жемчужин «новой волны» американской фантастики можно по праву назвать повесть Ф. Фармера «Пассажиры с пурпурной карточкой», получившую в 1968 году престижную премию «Хьюго» и номинировавшуюся на «Небьюлу». Это произведение было написано специально для легендарной антологии Х. Эллисона «Опасные видения», которая сама по себе уже веха в истории фантастики. Текст получился крайне экспериментальным, очень ярким и необычным, требующим начальной подготовки и вдумчивого прочтения. Получившаяся в итоге постмодернистская деконструкция соединила сюрреализм с фантастической дистопией, социальную сатиру на реалии, близкие автору, с пугающе точным футурологическим, я бы даже сказал визионерским, прогнозом изменений в обществе, которые происходят или вполне могут случиться в нашем с вами столетии.

Небольшой шок можно испытать уже в процессе чтения первой главы, которая рисует сюрреалистические картины, соединяя в единое целое полотна Дали и Босха, однако, не спешите откладывать книгу с формулировкой «бред» и «я ничего не понял». Это всего лишь сон главного героя, в котором содержится масса ключей к последующему сюжету, а он здесь как ни странно присутствует. В скором времени вы наверняка захотите вернуться к первой главе, и посмотреть, что вы пропустили, попробовать расшифровать символы, образы, головоломки, ещё недавно казавшиеся бессмысленным потоком сознания. Первая глава — это стилизация, отсылающая нас к одному из самых сложных произведений современной литературы — роману Дж. Джойса «Поминки по Финнегану», именно произведение Джойса должно стать главным ключом к пониманию повести, жаль только, что на сегодняшний день на русском доступны лишь две первые главы «Поминок..», хотя понять это произведение можно только обратившись к первоисточнику.

Если говорить о сюжете, то он довольно несложный. Молодой художник Чибиабос Эльгреко Виннеган, живущий со своей матерью, укрывает от полиции своего прапрадеда и попутно готовится к выставке, которая может принести солидную денежную премию. Старик Виннеган — один из самых интересных персонажей, именно он выступает рупором авторских мыслей, текст повести периодически разбавлен выдержками из его личного дневника, в которых содержится масса интересных мыслей о религии, обществе, отдельных людях. Старого Виннегана подозревают в хищении 20 миллиардов долларов, хотя деньги уже изрядно утратили свою ценность — всё многочисленное население аркологии Беверли-Хиллз живет на пособие, т.н. «пурпурные карточки», которые удовлетворяют базовые материальные потребности всех членов общества.

Основной потребностью социума становятся развлечения и духовная пища, именно поэтому особую популярность имеют люди искусства и художественные критики, заменившие поп-звезд. Однако большинство населения яйцеобразных домов удовлетворяется просмотром вездесущего фидео — гибрида кабельного телевидения с видеофоном. Люди перестают общаться, замыкаясь в собственной скорлупе, даже сексуальные потребности всегда готов удовлетворить форниксатор — устройство, напрямую воздействующее на мозговой центр удовольствий. Сексуальные запреты практически отсутствуют — бисексуальность, оральный секс между детьми и родителями, укоренившийся благодаря панаморитскому культу, — всё это давно стало нормой. Тем не менее, недовольных хватает, по большей части это молодежь, изливающая протест в уличных драках и массовых беспорядках.

На поверку утопия стремительно превращается в свою противоположность — у человека лишь два выбора — либо жизнь в комфортной аркологии, либо кочевое существование среди америндов, живущих в экоприродных резервациях. Интересно обыграны острые вопросы глобализации — в частности миграция стала своего рода гарантией от мировых войн — страны целенаправленно обмениваются гражданами. К примеру, в аркологии главного героя проживает заметная диаспора арабских ваххабитов, а сам Чиб в случае провала выставки рассматривает вариант эмиграции в Египет. Очень точно автор подмечает моменты, с которыми мы начинаем сталкиваться уже сейчас — крах миграционной политики, распространение сексуальных девиаций, падение роли традиционной семьи, взаимное отчуждение членов общества, социальное иждивенчество.

Падение роли отца в семье, постепенный крен в сторону матриархата даёт всплеск гомосексуализма, доступность сексуальных игрушек влечет за собой падение нравов и взаимное отчуждение — зачем искать партнера, если можно заняться самостимуляцией. Однако, всё это важные, но второстепенные для автора вопросы. Удача Фармера в том, что ему удалось создать едкую сатиру одновременно на марксистский социализм и западную лжедемократию. Если в теории отсутствие необходимости работать ради куска хлеба должно было освободить людям время для самообразования, творчества, то на практике мы видим, что в заданных условиях 95% населения идут по самому простому пути, предаваясь пьянству, разврату и азартным играм. Развитие медицины даёт зеленый свет нежизнеспособным индивидам, что в итоге понижает общее качество человеческого материала, медленно, но верно толкает социум на дно полной дебилизации, выключая естественные эволюционные механизмы отбора самых лучших, способных и сильных.

Свобода слова превращается в фарс, радикализм — в дешёвый китч и поп-перформанс. Развитые полицейские структуры только следят, но не противодействуют, тем самым обесценивая само своё существование, в повести они и выведены в гротескной роли наблюдателей-шпиков — нелепые костюмы, медленные электрокары, неспособность вести скрытое наблюдение. Критика всеобщего равенства и свободы слова без свободы действия — это, конечно, хорошо, проблема в том, что автор, подобно членам радикальной организации «Молодые Редисы» не может или не хочет предложить что-то взамен, озвучить доктрину альтернативного третьего пути развития цивилизации. Бежать в горы, искать личного спасения в любви, оставив обществу право самому погребать своих мертвецов — не могу сказать, что данный вариант является лучшим выходом из положения.

Это основные моменты касательно социальных аспектов произведения. Не менее интересен и чисто художественный компонент произведения — обилие оригинальных неожиданных метафор и каламбуров, которыми усыпан текст — это настоящее пиршество разума. Главным недочетом для меня стала чёткая ориентация на западного читателя — частые отсылки к «Поминкам по Финнегану», «Песни о Гайавате» Г.У. Лонгфелло, «Моби Дику» Г. Мелвилла — без хорошего знакомства с этими произведениями многие аллюзии ускользнут от понимания. Любителям литературы доставит удовольствие эпизод в полицейском управлении, где специалист дотошно разбирает смысл названия организации «Молодые Редисы» — здесь явная насмешка над исследователями «Поминок по Финнегану», раскапывающими такие потаенные смыслы, о которых не догадывался сам Джойс.

Поклонникам фантастики наверняка запомнится эпизодический персонаж — писательница Хьюга Уэллс-Эрб Хайнстарбери, чьё имя призвано напомнить о Х. Гернсбеке, Г. Уэллсе, Э.Р. Берроузе, Р. Хайнлайне, Т. Старджоне и Р. Брэдбери. Вот яркий показатель кризиса новых идей, где новые имена в фантастике, неужели развитие жанра остановилось в 20 столетии? Появляются новые техники, материалы, формы выражения, но сами идеи не зарождаются в обществе, где царит безразличие и застой. Автор пытается найти точку, в которой история пошла в неверном направлении, быть может это сцена рождения Христа, запечатленная кистью Чиба в криптоисторическом ключе — кто-то справедливо назовет такое понимание библейского сюжета святотатством и богохульством, но стоит отметить, что зерно истины в такой трактовке есть. При этом автор оставляет робкую надежду на духовное возрождение, одна из дневниковых глав Старика Виннегана озаглавлена просто великолепно: «Сквозь балаклавы ненависти они прокладывают дорогу к Богу».

Не могу сказать, что я понял все аспекты повести правильно, расшифровал все скрытые смыслы, наверняка это не так, однако в процессе чтения мне было невероятно интересно, меня увлекла предложенная литературная игра. Более того, скажу, что это одно из самых необычных и странных произведений, прочитанных мною за последний год. На самом деле не так много в фантастике встречается годной социальной сатиры, которая может зацепить, используя смелые, запоминающиеся и эпатажные образы, а не просто перебирая всем известные реалии — «правительство угнетает», «народ страдает», «богатым всё, бедным ничего». Тем, кто привык к классической фантастике, привычным сюжетным ходам и образам, повесть вполне может не понравиться, легко это допускаю, но если вас интересуют смелые эксперименты, то «Пассажиры..» могут оказаться именно тем, что надо.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бедный Зейн Грей и «лиловый старец«! Ребята, sage в данном названии скорее всего означает «полынь»...Тщательней надо, однако. Кстати, реминисценция с Греем не единственная, как раз в те времена была весьма популярна кантри-рок-группа «New Riders Of The Purple Sage». В оценке собственно повести полностью согласен с уважаемым shickarev.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало сюрреалистическое с налётом бреда, потом немного эротики, а ближе к концу вполне себе реалистический роман о взаимоотношениях художника, как творческой личности и потребительского общества. Неужели уже в 1967 было засилье голубых критиков или сработал дар предвиденья. Хороший роман и стилистические выкрутасы не мешают, наоборот добавляют книге очарования.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, это что-то!!!

Вы любите кубизм в живописи? Я нет. Согласен, что это порой забавно, иногда неоднозначно, чаще спорно. Существуют любители, эстеты, художники, профессионалы восхищающиеся этим искусством. Но вот мой внутренний мир никак не реагирует на мешанину геометрических фигур. Кто-то подумает к чему всё это? А к тому, что знакомый с данным авангардистским направлением в живописи, я никак не ожидал возможности и литературного кубизма!

Повесть «Пассажиры с пурпурной карточкой» — это беспорядочное нагромождение блоков сюрреалистического мира будущего. Нежизнеспособное мироустройство угнетает. Бред поступков персонажей отталкивает. Перед вами рисуется уродливая картина, выпячивающая возможную вероятность духовной мерзости.

Я понимаю, что автор экспериментировал, искал новые пути. Но читать это невозможно. И лишь одна сюжетная линия дедушки Чиба, позволила мне дойти до финала данного произведения.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бред сюрреализма!Автору Харлан всё позволил , ну и понесло Фармера.

Не воспринимаю вообще такое искусство — пример, как можно достичь славы , вылив ведро краски на пол, подскользнувшись на нём и представив это гениальным творчеством. Это — начало вырождения фантастики. Когда в голове нет новых идей, рисуют «Чёрный квадрат». А остальная часть гурманов , не имея в голове знаний об искусстве , безудержно хвалит героя времени. Но только почему-то галереи живописи посещают там, где реализм, а залы абстракционизма пусты.

Вообще-то моё личное впечатление от прочитанного Фармера (многих его романов) =что-то свербит у него в голове, не даёт покоя. То романы напишет классные с приключениями, но детям читать нельзя. То просто клавиши нажимает на машинке под кайфом скорее всего.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх