fantlab ru

Альфред Бестер «Человек Без Лица»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.22
Оценок:
1800
Моя оценка:
-

подробнее

Человек Без Лица

The Demolished Man

Другие названия: Человек разрушенный

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 209
Аннотация:

Действие романа происходит в 2301 году, когда человечество успело активно распространиться по галактике и заселить множество планет. Впрочем, основные события разворачиваются на Земле, где Бен Рич, владелец «Монарха», одной из крупнейших земных корпораций, каждую ночь мучается кошмарами, в которых его постоянно преследует таинственный Человек без лица. Считая виновником этих кошмаров своего главного конкурента по бизнесу, Крэя де Куртнэ, чей картель в последнее время теснит «Монарх» по всем позициям, Рич решается на убийство. Но как это совершить? Ведь убийств не совершалось уже более семидесяти лет, и не просто так — ничьи мысли, тем более такие, не могут избежать внимания членов Лиги телепатов-эсперов, в обиходе именуемых щупачами. Но способ всё же нашёлся, и забытое, казалось бы, преступление было совершено. Тогда и началось долгое противостояние преступника и сыщика — Рича и следователя-эспера Линкольна Пауэла.

© Nog
С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


7.97 (34)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1953 // Роман

лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1998 // Научная фантастика (США)

Номинации на премии:


номинант
Международная премия по фантастике / International Fantasy Award, 1954 // Художественная проза

Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 24. Альфред Бестер, Гарри Гаррисон
1972 г.
Человек без лица
1990 г.
Зарубежная фантастика. Выпуск 2
1991 г.
Феномен исчезновения
1991 г.
Человек без лица
1991 г.
Человек Без Лица
1992 г.
Человек без лица
1992 г.
Миры Альфреда Бестера. Том 1
1995 г.
Человек Без Лица. Тигр! Тигр! Рассказы
1999 г.
Тигр! Тигр!
2009 г.
Человек разрушенный
2018 г.
Тигр! Тигр!
2019 г.

Периодика:

Galaxy Science Fiction, January 1952
1952 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, February 1952
1952 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, March 1952
1952 г.
(английский)
Зарубежный роман, №6, 2003
2003 г.

Самиздат и фэнзины:

Человек Без Лица
2013 г.
Бешеная молекула
2017 г.
Бешеная молекула
2022 г.
Бешеная молекула
2022 г.

Издания на иностранных языках:

The Demolished Man
1953 г.
(английский)
The Demolished Man
1953 г.
(английский)
A Science Fiction Argosy
1972 г.
(английский)
L'uomo disintegrato
1980 г.
(итальянский)
The Demolished Man
1986 г.
(английский)
Унищоженият
1992 г.
(болгарский)
The Demolished Man
1999 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд перед нами обычный детектив с привычными для этого жанра особенностями и деталями и элементами психологического триллера. Ожесточенная конкуренция между двумя крупными картелями-корпорациями будущего приводит к тому, что задумывается и оригинально осуществляется преступление, приводящее к убийству главы одной из противоборствующих компаний. С самого начала ясно кто есть «ху».

И? Что делает этот текст, заслуживающим внимание, — спросите вы, — при такой незатейливой композиции сюжета?

Два положения, два допущения автором заставляют читателя внимательно следить за действиями героев романа.

Первое допущение — традиционное, социально-философское. Автор рассматривает убийство как конфликт общества и человека, как вызов обществу со стороны неординарной личности. Да, постановка проблемы не нова, но подано её развитие Бестером неплохо. Бен Рич (глава корпорации «Монарх»), назначенный фантазией автора главным генератором зла, представлен как весьма незаурядный, и, в чём-то даже симпатичный человек, если не сказать больше. Он, опираясь на семейный опыт КОНЦЕПТУАЛЬНО противопоставляет себя, сложившемуся общественному порядку, действуя по принципу, что сильным мира сего можно всё, а вот остальным — закон.

Второе допущение — фантастическое. Оно состоит в том, что сюжетное действие романа происходит в будущем, где важнейшую роль играет так называемая экстрасенсорная перцепция, проще говоря телепатия.

«Эсперы — телепаты, прощупыватели мыслей, щупачи». Венец эволюции или инструмент эксплуатации?

Они разделены на три класса. Эсперы первого класса способны не только читать сознание людей, но и проникать в подсознание и дальше в область глубинных инстинктов. Таких одарённых телепатов всего около тысячи. Один из них — Линкольн Пауэл, префект парапсихологического отдела полиции, выступает в тексте как главный антагонист преступных устремлений Бена Рича. Удастся ли ему разрушить коварные планы последнего? И главное — каким образом он это сделает. Ведь главному «злодею» также помогают высококвалифицированные эсперы.

В итоге, мы имеем, остросюжетный «телепатический» детектив. Погони, интриги, неожиданные повороты сюжета и, естественно, её величество Любовь — всё в наличии, всё в комплекте.

Есть недостатки, есть нюансы. Не буду повторяться — на многие из них указали мои коллеги — лаборанты в своих отзывах. Делая скидку на время написания, всё же можно сказать, что роман Альфреда Бестера «Человек без лица» прошёл проверку временем и сегодня представляет собой весьма читабельный образец остросюжетной фантастики.

Та часть финала, где неожиданно объясняется главная интрига романа — кто же это такой «Человек без лица» ? Что/кто за ним/ за этим стоит? — меня слегка разочаровало. Все эти мылодраматические «охи» и «ахи» на тему неожиданно раскрывшихся в духе латиноамериканских/турецких/индийских сериалов родственных связей героев текста — это не совсем то, чего я ожидал от писателя в концовке этого произведения.

Читать любителям детективно — приключенческой ретро — фантастики.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вытащил книжку из чулана, пыль сдул. Куча восторженных эпитетов на задниках издания. Вот, слышу… «всеобщее восхищение», «классика жанра», ну и прочая маркетинговая чепуха…

Ожиданий особых впрочем, не было никаких. Замшелое уже старьё, которое сгодится ради ознакомления с истоками, разве что…

Пока читал, думал – как в воду глядел – чёртова мура, бестолковые побегушки кучки дэбилов вокруг шитого белыми нитками преступления. И слитая за этим чтивом в унитаз суббота (спасибо, уважаемый тов. Бестер, мир вашей душе)… Какой там, к чертям собачьим, золотой стандарт? Мужик с несчётным количеством бабла в кармане и владеющий едва ль не половиной всех основных фондов Солнечной системы, идёт и тупо глушит, причём своими же руками, конкурента, у которого в закромах вторая половина этого мира, а потом бегает ото всех и никто не может его никак поймать. Это в условиях, где лишний пук не спрячешь, ибо вокруг экстрасенсов этих вьётся, что твой конь... Первую сотню страниц хотел всё это бросить, до 200-й плювался и матюкался на самого себя за то, что не бросил раньше. Но оставшиеся 30 перевернули всё с ног на голову… и наоборот, опять-таки. И пусть, в большей степени сюжет замыкается сам на себя, история разрешилась Санта-Барбарой, песне-плясками Болливуда и парой пафосных заключительных абзацев… концовкой Бестер, всё ж, вытянул весь тот компот, который булькал в кастрюле на протяжении романа.

В общем, «пожалелки» о том, что взялся за прочтение, под конец, испарились. Насчёт «шидевра», это торгаши перегнули, но уровень оказался, в итоге, заметно повыше, чем «середняк». Короче, как мне представляется, «Хьюгу» дали не зря.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно в своё время это было круто — свежие идеи, общество будущего без убийств, телепаты на службе добра и всё такое. Кстати, книга — лауреат первой премии Хьюго. Но сейчас всё смотрится наивно и очень уж морализаторски.

В книге всё очень намешано, тут и достоевщина, и детектив, и боевик, и утопия, но всего по чуточке, ничего нового автор так и не сказал. Герои «комиксовые», окружающий их мир весьма схематичен и абсолютно неправдоподобен, мотивации поступков зачастую непонятны. Так то вроде всё динамично, книга читается довольно легко, но не хватает чего-то, сильно не хватает для того, чтобы поверить в происходящее.

Совершенно не моё произведение.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

24-й век. Человечество расселилось по галактике и заселило кучу планет. Всё происходит на Земле. Бен Рич, миллиардер, плейбой, филантроп, президент одной из крупнейших корпораций в мире “Монарх”, по ночам мучается от кошмаров, в которых его преследует Человек без лица. Считая виновником этих кошмаров главного конкурента по бизнесу Крэя де Куртнэ, чей картель уже начинает выбивать землю из-под ног “Монарха”, Бен Рич решается за убийство конкурента. Но убийств уже не совершалось 70 лет. Ничьи подобные мысли не могут избежать пристального внимания членов лиги эсперов-телепатов, которых называют щупачами. Бен Рич всё же находит способ убить противника старым забытым методом при помощи огнестрельного оружия. Разгадать убийство берётся детектив-эспер 1-го уровня Линкольн Пауэл.

Оооооххххх!.. Ну может на 1952-й год это и было прорывом, задолго до лучших творений Филипа Дика, потому и заслуженная самая первая премия Хьюго. Но сейчас это – пффффф… Пуканье в подушку. Если так разобраться и посмотреть в прошлое, ну никак не верится, что описанная в романе система правосудия протянула так долго – аж 70 лет – без единого убийства. Даже в самой непогрешимой системе правосудия всегда найдётся лазейка. Вспомните “Психопаспорт” – Макисима Сёго, как человек вне системы с абсолютно чистым оттенком несмотря ни на что; шлемы, которые присваивали носящему их чистый оттенок; Камуй Кирито, который в результате операции стал обладателем коллективного психопаспорта; люди, которые совершали преступления даже не осознавая этого; наличие препаратов, которые поддерживают оттенок стабильным и пр. В конце концов сами телепаты разве не люди? Их удерживает от совершения преступления какая-то там клятва Лиге эсперов? Почему в судах не принимаются показания щупачей? А компьютер, который выносит приговоры обвиняемым в полицейском отделении, мало того, что требует материальные доказательства преступления, его возможности, так ещё и оправдывает преступника только потому, что нет материального подтверждения наличия мотива? ЧТООООО?!! Ннннндауж…

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный роман в свое время сделал знаменитым начинающего творца психологических детективов Альфреда Бестера. Необычный образ мира будущего, где тайно правят телепаты, привнесшие в общество новую психологию, а также увлекательный детективно-приключенческий сюжет — чего еще нужно настоящему ценителю жанра? Для 50-х годов прошлого века это было выдающееся произведение. Но время многое меняет — что-то отметает, как ненужный хлам, но кое-что развивает и улучшает. Разберемся, насколько хорош роман с точки зрения читателя 21-го века.

ПЛЮСЫ. Даже по современным меркам этот производственный детектив выглядит весьма необычным и новаторским. Во-первых, состав преступления известен с самого начала как читателю, так и следователю. Крайне непросто писать сюжет при такой всесторонней открытости: для детектива всё же более характерно сокрытие от читающего одной из сторон — либо преступника, либо следствия. Тем не менее, автор романа смог сохранить тайну и интригу вплоть до самого финала, раскрыв истинную подоплеку событий лишь в последней главе (в беседе с шефом полиции Крэббом). Во-вторых, много места в романе уделено описанию внутреннего мира противостоящих друг другу персонажей — главзлодея Бена Рича и префекта полиции Линкольна Пауэла. Их мысли и мотивации не являются секретами для читателя, что придает происходящему необычную окраску, не портя самой интриги, ибо автор искусно скрывает самое важное под психоделическими образами-символами (Человек-без-лица, Бесчестный Эйб). В-третьих, впервые в детективе раскрытие преступления ведется в двух плоскостях — в реальном мире и в мире идей и эмоций. В этом далеком-предалеком будущем часть людей научилось «прощупывать» чужие мысли, читая их, словно ленту новостей. Таких уникумов автор назвал эсперами, ибо слово «телепат» было к тому времени дискредитировано разного рода медиумами и чревовещателями. Казалось бы, детектив-эспер имеет огромное преимущество перед любым преступником. Но автор показывает, что это не всегда так. Да, количество преступлений сократилось, и они стали какими-то мелкими и несерьезными. Но настоящие маньяки всё же не перевелись, а их «прощупать» крайне сложно, т.к. их рассудок не совсем здоров, а разобраться в хаосе мыслей психопата непросто даже для эспера. Тем более, что сам преступник не всегда знает, чего он хочет на самом деле. Идя по следу главзлодея, префект делает ошибки и вступает на ложный путь, но потом с честью выкарабкивается из непростой ситуации. И читатель следует за ним след в след, наблюдая все перипетии сложной игры двух разумов ИЗНУТРИ.

Образ Человека-без-лица в сознании Рича — отдельная удачная находка автора. Появляясь вначале в качестве ночного кошмара, этот образ позднее обретает лицо и меняет свою категорию, раскрывая давние тайны главзлодея и проясняя совершенные им поступки. С точки зрения психологии тут никаких выдумок нет — таков стандартный синдром «скрытой вины», хорошо известный всем психиатрам. Рич боится своего vis-a-vis и в то же время чувствует к нему какое-то непонятное влечение. Это противоречение держит читателя в напряжении до последних строк, где вскрываются все шкафы со спрятанными в них скелетами. Заодно проводится параллель между процессом Разрушения с обезличиванием человека.

Здорово показана подготовка Рича к преступлению. Она полна остроумных находок и тонкостей: покупка древней книги и револьвера, установка ментального блока и прикрытие в виде партнера-эспера. Казалось бы, такому продуманному плану ничто не сможет противостоять. Но случайность чуть было не рушит всю заготовку, и преступники вынуждены тратить время и нервы на устранение последствий. Не менее талантливо показана и работа префекта по раскрытию всех подробностей убийства. Он практически сразу догадался, что в убийце уживаются одновременно две личности, одна из которых будет полезна обществу.

С большой изобретательностью автор отнесся и к отношениям эсперов между собой. Их ментальные «плетенки» — просто блеск! Из-за таких пересечений и наложений мысленных потоков слушать роман в аудио-варианте представляется не лучшим решением — это нужно видеть! Особый шик повествованию придает коллективная работа всех эсперов, сумевших сообща создать в сознании магната-убийцы иллюзорный мир, чтобы столкнуть в нем самого злодея и его ночной кошмар. Весь процесс постепенного разрушения внушенной реальности правдоподобен до жути: сначала изчезают звезды, потом — планеты, солнце, Земля и, наконец, горизонт. Помню, как во время чтения мне стало не по себе от такой неумолимой перспективы. Наверно, именно так и чувствуют себя все шизофреники во время приступа.

Оригинальны также идеи поиска главзлодея в огромном Заповеднике методом «эспер-локатора», реконструкция преступления специально собранными для этого киберами, технология рассмотрения судебных дел электронным мозгом и даже сама технология Разрушения (demolishing). Что и говорить: соображалка у автора работает здорово! У меня даже возникли подозрения, что авторы сценария знаменитого фильма «Разрушитель», Питер Ленков и Даниэль Уолтерс, просто адаптировали бестеровскую идею, развив ее немного в ином направлении.

МИНУСЫ. Во-первых, это устаревший взгляд на компьютерный мозг. Он ведет очень примитивный диалог с оператором (щелк! — пауза — щелк!), управляется перфокартами (!) и ОЧЕНЬ долго разогревается. Явно, автор был невысокого мнения о способностях полупроводниковой техники! Во-вторых, непонятно, откуда Пауэл решил, что вторая личность Рича представляет собой доброго гения. Из контекста это никак не следует: Рич груб и нетерпелив с окружающими, его добрых дел почти не видно. В-третьих, совершить «идеальное» преступление злодею помогают два «рояля» — ослепляющая граната (которая больше нигде не используется в сюжете) и дочь де Куртнэ, которая уносит с собой главную улику — револьвер. В-четвертых, нелогично и глупо стремление эсперов исключить из общения речь: именно эта «вторая сигнальная» система и одарила когда-то давно людей их разумом! Если общаться всё время мысленно, можно этот дар довольно быстро растерять. В-пятых, несколько надуманной выглядит утверждение, что Рич ошибочно расшифровал положительный ответ де Куртнэ как отказ от кооперации. Никакой «ментальный блок» тут оправданием служить не может. В-шестых, язык романа местами довольно тяжел и замысловатен, как у представителей «новой волны» (Норман Спинрад, Джеймс Баллард). Во втором своем шедевре, «Тигре», автор немного реабилитировался, изложив его более понятным языком.

-------------

РЕЗЮМЕ: отличный детектив, в котором причудливо переплелись остросюжетная фабула, информационные технологии далекого будущего и суперспособности человека читать чужие мысли. Рекомендуется всем поклонникам настоящей фантастики.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это почти детектив с фантастическим антуражем. Почти, потому что убийцу мы знаем с самого начала, интригой остается разве что вопрос, сможет ли следователь довести дело до суда. Из фантастических допущений присутствует чтение мыслей и эмоций, путешествия на другие планеты, компьютер-судья и некоторые другие менее важные детали. Прослеживается влияние Достоевского: есть и преступник, который право имеет, сам творит судьбу и желает приобрести весь мир, и следователь, который с самого начала знает убийцу, только доказательств не хватает. В романе много психоанализа и рассуждений о мотивах поступков и личности в целом.

Только вот косяков тоже хватает с избытком. Дело расследует телепат высшего класса, ему на помощь приходит вся мощь полиции будущего, от условных ППСников до матёрых экспертов. И никто из этой оравы не проверил отпечатки пальцев, не опросил толпу свидетелей и не пришил к делу кровь на рубашке главного подозреваемого. Также следствие игнорирует то, что наш преступник пришел к остальным людям в здании последним и сразу после появления полиции вызвал своего адвоката. Такое впечатление, что единственным доказательством может служить только непосредственный свидетель, из которого можно выкачать данные.

Сказано, что в мире уже 70 лет не было убийств, при этом существуют банды (!), одна из которых убивает соучастника преступления, и это просто игнорируется. Серьезно, к этому убийству больше не вернулся ни автор, рассуждающий о прекрасном мире будущего, ни полицейский, собирающий доказательства для суда. Как? Или раз замешаны не главные герои, можно и забить? Впрочем, мир мне вообще показался картонным, служащим только декорацией для героев.

По идее, телепатия должна изменить общество гораздо сильнее, чем показано в книге. Массовое чтение мыслей — это не только секретарша, предугадывающая желания шефа, экономка, знающая, чем вас накормить, и более эффективный психотерапевт. Это еще и продавцы, лучше вас знающие, что вы хотите купить, особисты, читающие мысли, и политики, знающие ваши желания. Я перечислил только то, что не нарушает закона. А ведь секретарша может шпионить для конкурентов, а бизнесмен играть на бирже, пользуясь преимуществом над остальными участниками рынка. Про разного рода мошенников и говорить не стоит. А как насчет того, что секретарша узнает о сексуальных предпочтениях начальника? Водитель узнает, как пассажир его презирает или наоборот завидует. А можно узнать личную тайну другого человека. И как обычным людям защищаться от этого прекрасного мира? Честным словом телепатов, специальными помещениями и ментальными блоками? Жаль, что это в романе не раскрыто.

Увы, при тщательном рассмотрении книги видны огрехи. Каких-то глубоких мыслей, как это принято в фантастике социальной, здесь нет. Разве что про то, что преступник, как человек, пошедший против общества, важен и ценен, поэтому вместо казни лучше бы его переделать так, чтобы он приносил пользу. Но эта мысль, на мой взгляд, подана слабовато.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

первое впечатление — отличный детектив, история по которой должна быть экранизация. Схватка двух сильных разумов, хорошая подача, красиво поданная идея телепатии как части повседневной жизни, «телепатической болтовни». Но, примерно к середине у автора заканчивается вдохновение; сюжет начинает разрывать от несоответствий — в мире не было убийств 70 лет, случившееся становится чрезвычайным событием. Но потом — бах!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
были и другие убийства, на которые все забили! Пауэлл прямо на первой встрече говорит что знает о виновности ГГ, осталось только доказать. Так какая же у него цель — наказать преступника вообще,или конкретно за первое убийство? а еще было 2 вооруженных нападения — в гетто предсказательницы и в доме детектива — почему на них забили?
,

чувствуется даже растягивание и переусложнение истории (зачем?). С точки зрения социально-нравственной подоплеки, то тут совсем швах — действия полиции едва ли не хуже чем действия преступника:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. внушить рандомным подвернувшимся гражданам мысль бросить все дела и отправиться в опасные поиски преступника в сафари-парк

2. судить главного героя как преступника нельзя, пока не доказана вина — презумпция невиновности, всё честно. Зато собрать консилиум телепатов и с его помощью довести его до дурдома — можно. Вау!

3. следствие п2 — консилиум телепатов решил что проблема с ГГ не в том что он убийца, а в том что он опасен для УДОБНОГО ДЛЯ НИХ мироустройства, и на основании этого можно нарушать собственные законы. Вы или трусы наденьте, или крестик снимите.

Моральная часть выглядит очень слабой, и хуже всего то что спорные решения «сил добра» никак не заставляют тех рефлексировать. Их мир не изменился после событий этой истории, хотя если бы Рейх/Рич просто разбогател бы без всяких убийств (а он мог!), очевидно лиге телепатов пришлось бы туго.

Как детектив-боевик — тянет на 9. Это правда хорошее «чтиво для расслабона». Образы яркие, сюжет захватывающий, применение фантастики — своевременно и сочно! (НФ книги часто страдают тем что содержат технологии просто как декорацию — «ковбои в космосе» — но это не тот случай!)

Как социальная фантастика «на подумать» — на три с минусом.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Краткость — сестра таланта.

В 250 страницах:

-вполне прописанная утопия (люди + людены, и даже мирно сожительствуют)

-преступление и наказание

-детектив

-английский юмор, несколько вполне прописанных героев

-даже немного боевика

Мастерски опущены детали, в итоге очень мало доисторических ляпсусов (как то перфокарты и глючащий тормозной компьютер в 23** году). С этим у написанного позже «Тигр, тигр» намного хуже.

При этом первый роман автора? На 100% заслуженный Hugo (что редкость)!

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Философско-психологический роман, ажиотаж вокруг которого намного превышает качество самого произведения.

Лично меня роман заинтересовал прежде всего тем, что это первый лауреат премии «Хьюго». Очень загорелся его прочитать и в итоге получил разочарование. В первую очередь стоит вопрос о чём же он? Тут и сверхспособности, и психология, и конфпикт человека с обществом, но самое главное проблемы самого общества. Возможно Бестер в фантастической форме излагает проблемы с которыми в 50-х годах столкнулись Соединённые Штаты Америки, а возможно хочет показать к чему приводит конфликт личности с социумом. Изложено сыро, скучновато и по ходу чтения всё время кажется, что уже что-то подобное читал. Может быть как для 1952-го года этот роман и шедеврален, ведь всё-таки излагаются личностные трудности, однако «Преступление и наказание» написано Фёдором Михайловичем задолго до «Человека без лица», так что читавшего произведение русского классика творение Бестера уже никак не удивит.

Мне этот роман во многом напомнил роман Саймака «Снова и снова». Там с трудом понимаешь когда происходит событие: в прошлом, настоящем или в будущем, а здесь с таким же трудом приходится вдумываться происходит ли событие на самом деле или же в сознании Бена Рича, которое то и дело прощупывают эстеры и щупачи. Если разобраться, то это роман о несчастном человеке из далёкого будущего, который остаётся самим собой не смотря на новоиспечённые законы, в основе которых лежит гуманизм. Рич не столько болен манией преследования, сколько не может совладать со своими страстями. Он богат, имеет всё, но ему, как и любому другому человеку хочется ещё большего. В результате чего Рич идёт на преступление. Но тут всплывает Пауэлл, на стороне которого закон и он раз за разом щупает Рича. А тот просто не может разобраться с самим собой и в конце концов фактически губит самого же себя. Не ново и на мой взгляд менее качественно. Поэтому я бы «Человеку без лица» Хьюго не присудил. И всё же посоветую всем его читать, так как истинные любители фантастики обязаны познакомиться с классикой жанра.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитал роман, одно из произведений Золотого века фантастики. В детстве и даже юности обращался к нему не раз. Тогда он назывался «Человек без лица». На мой тринадцатый день рождения бабушка подарила мне два последних тома Библиотеки современной фантастики. В заключительный входили рассказы и повести авторов, представленных в Библиотеке отдельными томами (но не всех, не всех! Чапек и Мерль, имея такие тома, в завершающую антологию не попали!). А в предыдущем, двадцать четвертом томе были опубликованы «Мир смерти» Гаррисона под названием «Неукротимая планета» и «Разрушенный» Бестера как «Человек без лица». (В библиографии Библиотеки, помещенной в конце последнего тома — я потом вызубрил её наизусть! — он значился как «Уничтоженный человек» почему-то)

Занятная вышла штука. От «Планеты» я ожидал чего-то большего (чуть раньше видел фрагменты повести в журнале «Вокруг света», с иллюстрациями), но прочитал все равно с интересом. Более того, сочинение это как-то лучше легло на душу, чем роман Бестера, однако он (этот роман) я счел более захватывающим что ли (ну как такое объяснить?).

Возможно, причина в том, что роман этот как-то выбивался из ряда, во всяком случае для меня тогдашнего. Детектив, в котором большую роль играла телепатия. А ещё, смею сейчас предположить, Бестер, рисуя мир XXIV века, создал образ этакого гедонистического общества. Который я, по наивности, конечно, смело перенес на современную Америку.

Ещё могу сказать, что переводные названия в обоих случаях лучше оригинальных. Причем, «человек без лица» не был взят с потолка. Он присутствует в романе, играет важную роль.

Сейчас, при чтении оригинала, выяснил также, что и тот прикольный стишок, которым главный герой (один из двух) спасается от тотального ментального контроля взявших большую власть телепатов-эсперов, в переводе был гораздо прикольнее, чем у самого Бестера.

Вообще сейчас роман меня как-то уже не ошеломил (видно, в тайне рассчитывал на это). Хотя и обнаружилось попутно, что многое, многое за годы было мной забыто, и предстало как бы вполне свежим.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая произведения, написанные почти 70(!) лет назад, бессмысленно оценивать их с точки зрения современных научных представлений. В то время чтение мыслей, телепатия вполне серьёзно исследовались учёными, ставились эксперименты. Сейчас же подобные понятия относятся к разряду псевдонаучного бреда. Несмотря на это, Бестеру действительно удалось создать приключенческий экшен с далеко не однозначным главным героем, а атмосфера мира, в котором крупные международные (межпланетные) корпорации соседствуют с бандитскими трущобами, погружение героя в «виртуальную реальность» через много лет станут характерными признаками стиля киберпанк.

Лично мне этот роман «зашёл» гораздо лучше хваленого «Тигра».

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несомненная заслуга автора в том, что невольно симпатизируешь и искренне переживаешь за настоящего злодея. Дерзкого, харизматичного (этого не отнять), алчного, мечтающего о безраздельной власти в бизнесе, что принесет ему завоевание всей вселенной (масштаб размаха, да?), не гнушающегося крайними мерами — убийством конкурента, причем в мире, где убийств уже не было более семидесяти лет из-за обширного развития телепатии. Бен Рич — яркий образ самого дьявола во плоти. В противовес ему — телепат на страже порядка с «правильными» моральными устоями, радеющий за благо общества. НО: всей душой болеешь именно за психованного злодея. Парадокс.

Нарисованная автором картина мира, где половина населения — эсперы (телепаты), — очень впечатляет. Показаны как преимущества таких способностей, так и недостатки. Могущество первоклассных эсперов могло бы быть безграничным, если бы не сдерживающая сила Лиги, проповедующая свои нормы этики. И все равно, на мой взгляд, в таком обществе жить было бы очень сложно. Это утопия.

И как бальзам на душу — описание сути Разрушения:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если у человека хватило смелости в таланта, чтобы переть против общества, он, несомненно, незауряден. Его нужно ценить. Исправьте его и превратите в положительную величину. Зачем его уничтожать? Если мы станем разбрасываться такими людьми, так у нас, чего доброго, останутся одни овцы.

А вот следующая фраза зацепила своим обличительным значением:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Не знаю. Может быть, в те времена им и нужны были овцы.

Простыми словами — в самую точку...

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочу только заметить exord'y что роман Альфреда Бестера называется Demolished Man в оригинале. А «Человек без лица» это как раз и есть вольность переводчика, «отсебятина«!

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я сейчас пишу не отзыв на великую книгу, а высказываю возмущение. Эксмо выпустило новую версию с переводом Сташевскего. «Человек без лица» превратился в «Человека разрушенного». Конечно, чего уж там. Рич превратился в Рейха! В Рейха, Карл!!! Уже были и Сумкинсы, и Котомкинс ы, 9 принцев Янтаря и т.д. Сколько можно издеваться над канонами! В новом переводе, на первой, практически, странице «Рейх оББегал глазами» Совсем что ли из ума выжили издатели в погоней за сомнительной славой. И кровать там гидроТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ!!!!! Дальше читать знакомый побуквенно текст не хватило ни мужества, ни нервов. Позор!!!!! Да, нашел мыслеблок.... Даже говорить не буду что из него сотворил горе-переводчик. Конечно, и Ю. Петров привнёс отсебятину, но у миллионов русскоязычных читателей эта повторялка ассоциируется с «камбалой» и «воблой» и никак по-другому. Сдается мне, что и все остальные милые фишки классического перевода Е. Коротковой, превратились в труху. Короче, я вчера в книжном магазине испытал когнитивный шок. Желаю Всем удачи и «не разговаривать и не смеяться громко» как говорится. Так как оценку ставил давно, то 10 баллов так и сохранилось. Но эта оценка старому изданию, а не этой мерзости.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Описывается будущее, в котором у некоторых людей появились способности к телепатии. Создана лига эсперов-телепатов, члены которой обучаются телепатии, а затем работают психологами, таможенниками, полицейскими и т.д.

В этом обществе крайне сложно совершить преступление, так как твои мысли легко могут быть прочитаны полицейскими-эсперами.

Все же один из влиятельнейших бизнесменов Бен Рич решает лично убить своего главного конкурента де Куртне.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сюжет построен на том как он обставляет убийство и как в последствии полицейский эспер понявший все с первого взгляда собирает доказательства, чтобы подвергнуть личность Рича разрушению.

К достоинствам романа я отнесу то огромное количество коннотаций, которое он порождает.

Во-первых, для российского читателя в Бене Риче сразу видится Раскольников и влияние ««Преступления и наказания»» на роман очевидно. Рич много рассуждает о своем праве на убийство, на то, что он хозяин своей судьбы и в этом ясно читается ««тварь я дрожащая или право имею»». Да и главный полицейский Пауэл местами напоминает Порфирия Порфирьевича.

Во-вторых, лига эсперов-телепатов явно перекликается с орденом Бене Гессерит из Дюны (Небьюла_65).

В-третьих, общение телепатов это первый эксперимент с языком, продолженный и Дилени (Вавилон 17 Небьюла_66), и Сильвебергом (Время перемен Небьюла_71).

В-четвертых, а сам стиль романа выглядит, как предтеча кибербанка, который был развернут полноценно Гибсоном (Нейромант Небьюла_84).

И все же роман плох.

Язык романа беден и ограничен. Сюжет одновременно предсказуем (не лучшее свойство для детектива) и непоследователен. Например, есть эпизод, в котором

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рич врывается в дом к Пауэлу и пытается убить его сожительницу, на что Пауэл говорит, что Рич свободен, так как доказать убийство де Куртне он не может, а сажать Рича за то, что тот покушался на убийство Пауэла и его компаньонки будет не спортивно.
В целом в романе нет полутонов: черное это черное, а белое это белое. Полицейский Пауэл — это рыцарь на белом коне, а Рич скатывается к какому-то серийному маньяку психопату. Любовная линия тоже упрощена до максимума, да и как может быть иначе, если есть рыцарь на белом коне.

Поэтому, несмотря на новаторство, и вполне возможно первые высказывания идей, удачно развитых другими авторами, моя оценка 6 из 10. Ведь художественное произведение это законченное высказывание и оно должно быть хорошо не только в общелитературном контексте, но и само по себе.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх