FantLab ru

Анна Семироль «Азиль»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Голосов:
20
Моя оценка:
-

подробнее

Азиль

Роман, год; цикл «Азиль»

Аннотация:

Мир после химической войны, уничтожившей хлорофилл. Двести лет стоит на берегу Средиземного моря Азиль – последний уцелевший город, спрятанный под Куполом. Здесь растёт на улицах смертельно опасный синий лёд, постепенно заполняющий город. Здесь чистый воздух и еда досыта – привилегия богатых градоуправленцев. Здесь брак с девушкой не своего сословия может привести к катастрофе. Здесь в городских катакомбах тихо зреет революция, а в море ждёт Онамадзу – гигантский белый кит. В этом городе среди людей незамеченным бродит Бог. Добро пожаловать в Азиль – последний приют человечества!

Входит в:

— цикл «Азиль»



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Азиль
2017 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Азиль» Анны Семироль – по-моему, из тех произведений, про которые кто-то скажет, что не мог оторваться и прочёл на одном дыхании, а кто-то – что читал медленно, осмысливая, пережидая волны ярких переживаний, чтобы ничего не расплескать по дороге. Первое справедливо, потому что сюжет очень динамичен, грамотно выстроен и с определённого момента представляет собой настоящий снежный ком. Второе – потому что роман эмоционально тяжёлый, а конфликт проявляется и на личностном, и на социальном, и на общечеловеческом уровнях.

Сравнение со снежным комом уместно и здесь: один из основных мотивов романа, на мой взгляд, — умножение зла, его способность порождать само себя. Кажущийся замкнутым круг жестокости и мести. Это особенно отражено с образах персонажей: от некоторых поступков в целом симпатичных и положительных героев порой бросает в дрожь. Но реакции героев настолько правдоподобны в сложившихся условиях, что им нельзя не сопереживать. Тут хотелось бы выделить Бастиана – образ, наоборот, формально отрицательный, но вызывающий сопереживание, несмотря на своё стремительное движение от человека к зверю. Ну и, конечно, среди героев есть и просто добрые, чистые и сильные своей чистотой люди, которые непременно рождаются в любых разлагающихся мирах, будто ужас вокруг заставляет их ещё упорнее тянуться к свету.

Да, роман мрачен. Автор не щадит никого. Но хотелось бы оговориться: здесь нет ощущения полной безнадёжности и тупика, какое было характерно, например, для классических антиутопий прошлого века. Здесь немало красоты, светлых штрихов и даже целых сцен, а также лирические отступления (если вспомнить сказки Вероники), которые действительно пронизаны лирикой. И к кульминации всё это сплетается вместе.

Язык автора ровный и образный; когда надо, слова бьют по сердцу, когда надо – создают «картинку», ощущение присутствия; при этом я бы не назвала стиль «сочным» — он прозрачен и лаконичен, ровно настолько, чтобы передать нужную атмосферу сурового постапокалиптического общества и в то же время сохранить художественность. Повествование в настоящем времени в некоторых сценах казалось не столь естественным, как если бы было в прошедшем, но возможно, что это с непривычки. Зато такой ход позволил сделать действие ещё более динамичным.

Мир, а вернее, устройство Азиля, его структура продуманы детально и показаны с разных ракурсов, в противопоставлении роскоши и нищеты, ленивой пресыщенности и озлобляющего голода, фальшивости и естественности, лицемерия и искренности. Понравилось, что в книге делаются своего рода мостики, намёки на то, что и за пределами Азиля сохранилась цивилизация – расширяющие пространство книги, задающие масштаб и лишний раз напоминающие, что всё это – наша планета. С другой стороны, намёки эти очень ненавязчивы и не воспринимаются как оборванные линии, требующие обязательного продолжения. Поэтому роман выглядит цельным, законченным произведением – хоть и является, по словам автора, частью трилогии.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Напоследок хотелось бы отдельно сказать о финале. При беглом прочтении он может показаться немного неправдоподобным, чересчур сказочным (вообще роман в целом написан в очень реалистичной манере), но если вдуматься… Я не знаю, какая идея направляла Анну во время работы над «Азилем», но осмелюсь высказать здесь, что после такого финала вдруг стало ясно мне как читателю. Деятельной жертвенной любви (любви мужчины к женщине, матери к ребёнку, любви чистого сердца к людям и жизни вообще) – одной её уже достаточно миру, чтобы быть спасённым. И за напоминание об этой в общем-то простой, но важной мысли, за это чувство глубокого спокойствия за мир, уверенности в его справедливости и красоте, пусть даже скрытых за толстым слоем зла – роману и автору отдельная большая благодарность.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Азиль — Убежище. И для постапокалиптического убежища даже довольно уютное. По крайней мере, есть медицинская помощь, служба занятости, социальные работники. Для духовной пищи — Собор (кстати, в причастие можно добавить афродизиак или противозачаточное, смотря по демографии). Советник Бастиан Каро твердо убежден, что все делает на благо людей, кормит и обеспечивает всем необходимым. Он даже лично отправляется убивать чудовищного белого кита! А что он при этом ненавидит и презирает быдло из Третьего круга, так это мелочи. И когда выясняется, что кто-то чем-то все же недоволен, для него это так просто откровение. И разве не сказал ему личный шофер, что протестующие — это завистливые лентяи, неспособные ничего добиться собственным трудом? Верить в такие вещи приятно и шоферу, и Советнику.

На самом деле, элита в Азиле формируется вовсе не из добившихся всего собственным трудом; она наследственная. И кому-нибудь вроде рыбачки Акеми никакими усилиями никогда не попасть в круг элитариев. Ее удел — соя и кукуруза, да еще возможность несколько раз в год, по праздникам, видеть зеленую траву. Поглядев на Советников — а Бастиан, годами издевающийся над женой, среди них еще не самый худший, — окончательно хочется взорвать тут все к чертовой матери. И оно-таки взрывается.

В завязавшейся гражданской войне Анна Семироль не показывает ни правых, ни виноватых. Лидер повстанцев Рене — такой же диктатор, как Бастиан; жестокость зашкаливает с обеих сторон конфликта. Можно списать все на мистику; убийство белого кита Онамадзу явно навлекло на город какое-то проклятие, а еще есть Зверь, которого видит во сне маленькая Амелия. Можно ничего не списывать на сверхъестественные силы.

Красивая, сложная, жестокая книга.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильная книга, держит в напряжении до самого финала. Герои живые, неоднозначные, сложные. Сюжет грамотно выстроен сразу по нескольким линиям, которые удачно сходятся к кульминации. Все действия и поступки очень эмоциональны.

Из спорных моментов: я знаю, что «жизнь есть страдание». Но когда к середине книги накапливается критическая масса страдания, у меня-читателя притупляется чувствительность, нарастает защитная броня. И мне уже надо прилагать усилия, чтобы восстановить сопереживание в полной мере. Ситуацию могло бы спасти чувство юмора – Шекспир знал, в какие моменты следует выпускать шутов-могильщиков или комика-Полония, чтобы «рассечь» трагедию – но здесь с этим проблема. Впрочем, это может быть моя личная проблема.

Я рад, что после «Игрушек дома Баллантайн» появился «Азиль».

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман написан в формате киносценария. Живые диалоги с короткими описаниями-ремарками: подошел, подбежал, сказал, упал, занималась заря...

Про «старомодность» мира тоже сказали — и мир, и сюжет были бы вполне органичны где-то в шестидесятые годы прошлого века. Но это как раз, на мой взгляд, вышло вполне органичным: в основе романа — архаическая дилемма «Человек vs. Зверь», и этому раскладу вполне соответствуют картонные герои и ретромир старой доброй дистопии.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Понравилась грубыми мазками написанная динамика революционного переворота — все, кажется, действуют, как раньше, и мотивы у людей, принимающих решения, в целом вполне здравые... Но цепляется одно за другое — и наступает хаос.

И «бог из машины» в финале мне показался вполне уместным. Роман ведь — не про динамику существования изолированных хабитатов, а про человеческое и звериное. И месседж здесь вполне однозначный — надеятся можно лишь на чудо, вырастающее из самопожертвования.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

https://kobold-wizard.livejournal.com/850476.html

Мой отзыв на прошлый цикл Семироль не был восторженным, что привело сначала к маленькому спору с ней, а затем к прекращению общения. Несмотря на это в списке френдов ее блог остался, и я знал об Азиле. Все-таки любопытно следить за ростом автора. В случае Семироль это оправдано: «Азиль» сильнее, чем «Игрушки дома Баллантайн». Сейчас я говорю только о первом романе азильской трилогии, потому что два других не читал, и, возможно, в них снята часть возникших вопросов.

Сюжет построен на истории падения Дома Каро. С нескольких точек рассказывается о том, как череда их поступков приводит к разрушению старого миропорядка в городе Азиль, убежище под Куполом, где остатки человечества скрываются от мира после экологической катастрофы. Так вот, один брат Каро решает в пику обществу жениться на простолюдинке. Другой брат сначала изображает из себя защитника обездоленных, а, когда его кусают его же подопечные, готов испепелить весь мир. Его жена мучается, как птица в клетке, потому что не любит мужа, а уйти к любовнику не может. Со стороны в историю входят сестра простолюдинки и ее воздыхатель, которые позволяют посмотреть на макабр, происходящий в местном сопротивлении. В общем, классика постапокалипсиса в замкнутом пространстве: социальная стратификация; фашизм; революционеры; разрушающие и без того хрупкий мир; любовь через социальные границы.

В плане основных сюжетных ходов удивил разве что самый финал с его Богом из машины. Конфликт, разрешенный Чудом, выглядел обманом. С другой стороны остальные 95% текста выглядели, если и не правдоподобными, то объяснимыми. Находясь под прицелом камеры, герои двигались понятным образом к ожидаемой развязке, чтобы на последних страницах улететь в неизвестном божественном направлении. Таким образом можно сказать, что я просто не согласен с автором, но в то же время признаю, что бОльшая часть романа — это вполне сносная развлекательная история про страстных людей.

Страсти и вообще острых эмоций у персонажей много. Порой они даже заполняют их полностью, вытесняя все остальное. Отсюда проистекает жестокость одних героев и ситуаций. Соответственно другие герои будут так же страдать. Мир сходит с ума, бьется в падучей, ломая себе руки и ноги, откусывая язык... Ты веришь этим травмам, хотя причины неистовства за гранью моего понимания. Из несомненных плюсов романа следует отметить, что мир получился кинематографичный. Многие описания создают яркую картинку, напоминающую аниме. Быть может, здесь, как и в случае с многими текстами Геймана, лучше бы Семироль написала сценарий, чем роман — киноформат прикрыл бы плоскость персонажей, а декорации, эмоциональный фон и прочие мстители с катаной как родные бы легли в форму японского мультфильма. Можно продолжить купольную тему «Эрго Прокси» без киберпанка.

Кстати, если говорить о киберпанке и о претензиях, то их по сути две. Причем одна, на мой взгляд, проистекает из другой. Эта история очень старомодная, а потому местами неправдоподобная. Киберпанк не наступил, а наступила ретрофантастика. Если не брать во внимание некоторые малочисленные технические нюансы, то подобный роман мог быть написан еще в начале ХХ века. То есть люди и, что немаловажно, французы, после катаклизма за 200 лет срегрессировали в социальном плане до состояния схожего с концом Первой мировой войны, а сами 200 лет ощущаются только, как барьер памяти, а не как история поселения. Например, за этот немалый срок куцая диаспора (меньше 100 человек) японцев не ассимилировалась, и их продолжают шпынять по национальному признаку. Это после нынешнего французского мультикультурализма. Социальная стратификация по Кругам, конечно, напоминает и нынешний Париж, и, чего греха таить, Москву с ее Рублевкой, но сложно поверить, что такие непроницаемые социальные границы не привели хотя бы к минимальным бунтам за 200 лет. Ведь антикоммунистическим достижением послевоенной «демократии» и было создание видимости участия населения с профсоюзами и депутатами в управлении государством. В итоге Азиль вроде бы к этому и идет, но сохраняется вопрос, как умудрились из нынешней Франции сделать фашистское государство без такой видимости. Причем показательным является отсутствие аналитических механизмов в системе водоснабжения второго и третьего Кругов, в отличие от первого. То есть еще на момент организации этого убежища, в нем уже было заложено такое социальное деление.

При чтении вспоминались обрывки сюжетов «Машины времени», «Под планетой обезьян», «Истории служанки», «Поющих в терновнике», «Мы», революционной риторики у Золя и Мьевиля. Прямых цитат нет, но было ощущение уже встречавшихся ходов. Это уже гораздо лучше, чем игра с оперой-прообразом в «Игрушках».

Итого: Эпиграфом автор выбрала куплет из мюзикла «Ромео и Джульетта». Так вот, пьеса Шекспира — на мой вкус, такая же: история любви, в которой попутно с любовными муками играючи убили трех человек, и которая на сцене выглядит куда лучше, чем в литературном первоисточнике.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Примерно до середины довольно интересно и интригующе. Далее утрачивается связность и достоверность происходящего, исчезает какая либо логика поступков персонажей. Спойлер сильно раскрывает сюжет!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Простейший пример. Принц сошел с ума и желает жениться на пастушке. Собирается королевский совет. Решение, казалось бы, очевидно — пастушке необходим несчастный случай. Ха, только не в этой книге! Королевский совет решает убить принца :))) Ну да это пустяк...

А что насчет главного злодея? Который покрывает убийц, позволяет насиловать (физически и психологически) невинную девушку, готовит наемных убийц из малолетних детей, организует заказное убийство, ...? Данный персонаж оказывается чуть ли не положительным героем...

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман трудно отнести к какому-то одному поджанру фантастики. Ему просто тесно в этих рамках, он вырастает из них, как повзрослевший ребенок из детской одежды. Постап? Да, пожалуй, — маленький кусочек жизни среди мертвой пустыни разрушенного войной мира. Социальная фантастика? Несомненно. В романе великолепно продумано социальное устройство города выживших, объемно, красочно и реалистично прописан их быт (от аристократов до обитателей кварталов бедноты). Психологическая драма? И это есть. Психологическая составляющая в романе очень сильная – все герои по-настоящему живые, даже второго-третьего плана, не говоря уже о главных. Им всерьез хочется сопереживать. Хватает полутонов – нет однозначно белых и пушистых персонажей и совсем уж черных душой злодеев. Автор – прекрасный визуализатор. Текст дает очень яркую картинку, ты легко представляешь себе Азиль, его улицы и кварталы, его жителей, смертоносный синий лед. Автор – хороший стилист, отлично владеет русским языком, писательским инструментарием, умело строит фразы, подбирает интересные образы. При этом не упивается собственным мастерством и не превращает роман в бесконечную череду описаний. Идет действие, причем весьма динамичное, от которого сложно оторваться. Повествование нигде особо не провисает, не дает заскучать. Ни один из героев не окружен аурой супермена, ни за кого нельзя быть полностью спокойным, мол, вот этот выживет обязательно. Но нет и жесткой чернухи в стиле «в общем, все умерли». Вещь в итоге получилась весьма неординарная, оригинальная, для думающего читателя.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Назвать книги Семироль дамскими романами очень смешно! Но, тем, кто боится/брезгует «женским чтивом», не стоит пренебрегать творчеством Семироль. Автор мог бы взять себе имя, к примеру, Евгений или Александр, и всем было бы проще сказать, мол, да — серьёзный писатель.

Стоит предупредить сразу: развлекательного и легкомысленного чтива вы не получите. Зато яркие впечатления, не уже, чем от просмотра художественного фильма, гарантирую! Книга была мной прочитана «в запой» за сутки, с перерывами на бытовуху и сон.

Сюжет держит в напряжении всю дорогу. Мир, заставляющий в себя верить, где персонажи очень достоверны, а ситуации абсолютно логичны! Но эта история, конечно, только для взрослых. В тексте есть любовные сцены нежные, страстные, и очень чувственные.

Есть и сцены насилия, как семейного, психологического так и батального, которые не стоит читать, ни детям/подростками, ни беременным (и я не шучу).

Но главное в книге, на мой взгляд, это отношения человека со своей совестью. Совместим ли Гений и Зверь в одной и той же личности? Может ли человек, любящий родного ребёнка и искренне заботящийся о населении своего города, убивать детей? Может ли наёмный убийца в элите общества, пожертвовать властью, репутацией и самой жизнью, ради детей «плебеев и отбросов»? И насколько же неожидан образ Бога!)

Одним словом: рекомендую!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх