FantLab ru

Роберт Джексон Беннетт «Город чудес»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Голосов:
167
Моя оценка:
-

подробнее

Город чудес

City of Miracles

Роман, год; цикл «Божественные города»

Аннотация:

Месть. Сигруд йе Харквальдссон очень хорошо умеет мстить. Возможно, это единственное, что выходит у него хорошо.

Поэтому, узнав об убийстве старой подруги и союзницы, бывшего премьер-министра Шары Комайд, он не сомневается в том, что надо делать. Ни один смертный не в силах помешать ему воздать по заслугам убийцам Шары.

Однако, умело преследуя свою жертву, Сигруд начинает опасаться, что ввязался в непосильную борьбу. Чтобы раскрыть правду о гибели Шары, ему придется взяться за оружие в тайной, длящейся десятилетиями войне, столкнуться с разгневанным юным божеством и распутать последние тайны Мирграда, города чудес. И, что самое страшное, − посмотреть в лицо правде о своей собственной проклятой жизни.

© Перевод аннотации Anahitta

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книга года

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Фэнтези года

Номинации на премии:


номинант
Локус / Locus Award, 2018 // Роман фэнтези

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Город чудес
2019 г.

Издания на иностранных языках:

City of Miracles
2017 г.
(английский)
City of Miracles
2017 г.
(английский)
City of Miracles
2018 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Третья, заключительная книга трилогии «Божественные города».

Книга начинается с убийства. Опытный киллер Рахул Кхадсе выполняет задание, но кое-что в успешно проведенной операции его смущает: загадочный наниматель, странные приказы, таинственная девушка, появившаяся словно из ниоткуда… Да, он понимает: это не простое убийство, но даже не представляет себе, насколько. Вскоре весть об убийстве дойдет до Сигруда йе Харквальдссона, который уже тринадцать лет находится в бегах, скрываясь после кровавых событий предыдущей книги. Когда Сигруд выяснит, что единственный человек, который был ему по-настоящему дорог, погиб, Сигруду останется только одно. То, что он умеет делать лучше всего: найти убийц и уничтожить. А еще – защитить приемную дочь убитой, над которой тоже нависла смертельная угроза. Правда, убивать Сигруд умеет лучше, чем спасать и защищать. Слишком многие из тех, кого он пытался уберечь, в итоге погибли.

Справится ли он на этот раз? Бывший оперативник столкнется с могущественными силами и существами. Но получить шанс на успех он сможет, лишь разобравшись в самом себе, в том, что им движет и чего он хочет.

Да, это натуральный остросюжетный боевик. Но книга в сущности повествует о битве, которая происходит в душе человека. О схватке с самим с собой. О том, как коверкает нас боль – физическая и душевная, от собственных мучений и от потерь близких людей. О мести, выжигающей человека изнутри, оставляя лишь черный пепел. О людях и богах, о тонкой грани, что отделяет одних от других. О том, куда ведет дорога, выстланная благими намерениями. О детях и родителях, их непростых взаимоотношениях, о лжи во спасение и убийственной правде.

О свободе воли, наконец.

Роман хорош: острый сюжет, бурные чувства, пища уму, оригинальные парадоксы. Впрочем, нельзя не отметить, что Беннет временами использует предсказуемые приемы, известные нам по тысяче боевиков. Вот местная Сара Коннор заводит одноглазого Терминатора в склад с оружием: выбирай! Вот мы видим схватку несгибаемого и неостановимого Т-800 – и жидко-текучего Т-1000, способного выращивать оружие из своего тела, бойца, которого пули могут лишь задержать, но не убить. А вот Терминатору вручают натуральный джедайский меч, против которого не устоят даже божественные творения...

Перечень легко продолжить.

Будь это залихватский и ироничный young adult в духе «Мстителей» Брендона Сандерсона – подобные хода были бы в нем более чем уместны. Но «Город чудес» Беннета – книга серьезная, умная, драматичная, а главное, неоднозначная. Как по нам, здесь подобные аллюзии выглядят не вполне уместными. К счастью, таких мест немного, и они не слишком портят общее впечатление от книги. В наиболее драматичных моментах – особенно в кульминации – автор находит свои, оригинальные и неожиданные решения. Тогда вся «боевиковая» шелуха слетает напрочь, и перед нами предстает обнаженный нерв, мощный накал страстей человеческих и нечеловеческих – и сложный, почти невозможный выбор, от которого зависят не только судьбы героев, но и судьба всего Мироздания.

Сильная книга.

Рекомендуем.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Больше никаких путеводителей. Впереди увлекательный тур по всему Континенту и даже больше.

Компания «Роберт Джексон Беннетт» предлагает вам отправиться в путешествие как по еще неизведанным местам, так и по уже хорошо знакомым. Запаситесь едой и сменной одеждой, захватите паспорта, билеты, погладьте на прощание домашних любимцев и в путь!

Вас ждут путешествия по воде, по воздуху, через пространственные порталы и на своих двоих. Вы будете отстреливаться от врагов, вступать в рукопашную, заниматься дешифровкой сообщений, взрывать мины и даже демонтировать туалеты. Вам предстоит столкнуться со всеми проявлениями Божественного, познать природу чуда и, возможно, перекроить весь мир.

Думаете на этом все? Нет, наше предложение этим не ограничивается!

У вас будет возможность уловить множество отсылок, вольных или невольных. Знакомые с компанией «Джоан Роулинг» обнаружат сходство планов некоторых персон с планами Дамблдора. Те, кому довелось странствовать с Принцем Персии, увидят способности, очень напоминающие силы, даруемые Песками Времени. Люди, которые не понаслышке знают Стального Алхимика и Сэлима Брэдли, без труда увидят сходство с неким мальчиком из трюма корабля «Салим». И это все не предел!

Сопровождать вас будет самый опытный специалист по Божественным городам – Сигруд йе Харквальдссон. За ним вы будете как за каменной стеной, с ним вы будете как с Джеймсом Бондом на задании, перед ним вы будете не в своей тарелке, так что лучше держитесь рядом или позади.

«Город чудес» – это действительно своего рода чудо. Ведь именно в нем давний поклонник Мэтью Стовера обнаружил мотивы, созвучные тем, что были в «Клинке Тишалла». Что тут еще сказать? В рамках трилогии перед нами нечто новое и необычное. В рамках фантастики в целом – нечто увлекательное и хорошо сделанное. Когда-нибудь я сюда вернусь.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У каждого своя фишка. Роберт Джексон Беннет хорош в работе с материей. В том смысле, что в его книгах, как ни у кого другого, сцены трансформации материального мира весомы, грубы и производят впечатление зримого чуда. В «Божественных городах» такого рода изменения серьезная часть контента. Автору каким-то немыслимым образом удается подарить читателю не только переживание погружения в глубины пространства, но и расширение, в принципе недоступное на уровне привычных телесных ощущений.

Под «подарить» подразумеваю высочайший уровень вовлеченности, когда не воспринимаешь описанное как бред умалишенного или стенограмму трипа по укурке, дистанцируясь, в ожидании когда эта психоделика закончится. В подавляющем большинстве случаев, такого рода сценам удается породить лишь чувство легкой неловкости. Здесь иммерсивность — погружение, тактильность. И это я еще только о телесном сказала, а Беннет творит подобное со всем вещественным миром, меняя саму платонову идею материи. Впечатление незабываемое.

Теперь о грустном. Вся эта немыслимая роскошь поставлена на службу примитивному боевому фэнтези с чертами шпионского романа. Непременное спасение мира, обязательная суперпауэ; месть, как основная движущая сила сюжета, волшебные помощники. Нет, это я брюзжу, конечно. В книге есть яркие идеи. Чего стоит хотя бы подселенное чудо (симбионт? паразит?), которое причиняет немыслимые душевные страданияя, но на физическом плане дарит неуязвимость вплоть до защиты от разрушительного действия времени.

Или носительница божественных возможностей, вынужденная укрываться от мира под личиной нищенки в грязной хибаре. Потому что слишком хорошо знает весомость веры многих, способной расплющить отдельное существо, будучи на него направленной. Или дивные сценки из финала «Города чудес», когда божественные возможности на время делегируются обычным людям — просто именины сердца. А еще в основе книги очень крепкая философия, напоминающая, что никогда созидание и сохраниение не существуют без разрушения. Читать стоит.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Написать отзыв на третью книгу цикла без спойлеров очень трудно. Положительные моменты — адекватный сюжет, насыщенный событиями, прямо таки блокбастер. Неплохие герои, как старые, так и новые. С литературной точки зрения все как бы неплохо. Но просто отвратительно, если оценивать цикл целиком.

Беннетт создал мир, в котором Боги были убиты и магия постепенно уходит из мира, уступая место технологиям. И две книги строго придерживался этого постулата. И именно этим были привлекательны его книги. Потому что по структуре представляли собой банальный детектив в фэнтэзийной оболочке. Всю прелесть им придавала именно структура мира.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В третьей книге все пошло вразнос. Белые рояли просто табунами побежали по дорогам. Магия вдруг воспряла и стала лезть из каждого утюга. Все, что было структурой мира в первых двух книгах пошло лесом. Писатель использовал классический прием цикличности развития, на который намекнул, кажется, к конце первой книги. Но реализовал это настолько отвратительно, что, кажется, сделать хуже было трудно. Для того, что бы разорвать круг и выйти из цикла он использовал магию, которая, вроде как, должна медленно угасать, судя по первым книгам. Развешанные в первых книгах ружья выстрелили карнавальными шариками, полностью обесценив и убив дух созданного мира. И книжка превратилась в стандартную фэнтэзятину невысокого пошиба.

Можно простить стандартные приемы, когда в заключении цикла ГГ мрут пачками как мухи, благо этим грешат практически все писатели.

Можно закрывать глаза на неинтересность и нудность последних цикловых романов, когда у писателя заканчиваются идеи и начинается графомания. Кстати, этим данный роман Беннетта не страдает, он динамичен и литературно неплох. Но сложно простить, когда созданный мир переворачивается с ног на голову не по законам этого же мира, а просто так, «фор фанс». По мне, пусть бы цикл закончился никак, чем вот так. Это не окончание цикла, это надругательство над тем, что было написано ранее. Но, повторюсь, как отдельное произведение, роман неплох.

Моя оценка низкая, по описанным выше причинам. Нет, нет, и еще раз нет.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как ни странно, после прочтения второго романа трилогии, и непосредственно перед прочтением данного произведения, завышенных ожиданий у меня не было. Подсознательно догадывался что не все так гладко будет. Наверное сказывается читательский стаж и опыт. Поэтому я не разочаровался в романе так, как это могло бы быть. Итак, начну наверное с того что не понравилось. А не понравилась мне концовка. Какая-то она уж чересчур простая что ли, детская. (я имею ввиду саму финальную схватку, или схватки. Все же их несколько было) В тоже время в концовке есть и сильные стороны. Это несомненно эпизоды с людьми, которые обрели те или иные способности. Очень забавно было читать. Бедная Мулагеш. Снова ей с этим разбираться). Ну а что касается, начала и середины романа, то тут вопросов нет. Очень увлекательный шпионский детектив/боевик получился. Хотя все же детектив. От боевика мало. 8/10

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Трилогия «Божественные города» Роберта Беннетта образует гармоничный триптих, соединяющий прошлое, настоящее и будущее мира, который полон божественных чудес и научно-технических достижений. В «Городе лестниц» агент Шара Комайд и ее телохранитель Сигруд йе Харквальдссон узнали правду о падении Божеств. В «Городе клинков» генерал Турин Мулагеш встала на пути у безумцев, пытавшихся возвернуть былое вспять ради всеобщего хаоса и гибели всего мира. А в «Городе чудес» Сигруд йе Харквальдссон, теперь уже беглый преступник и одинокий странник, тайно вернется из изгнания, узнав о смерти близкого друга. Вернется, чтобы свершить возмездие. Вернется, чтобы обнаружить, что настоящая схватка за будущее мира в самом разгаре.

История развивается циклично — цивилизации проходят стадии зарождения, расцвета, благоденствия и заката. Вновь мечтатели и бунтари стремятся возвести идеальный мир, до основания разрушая старый, но затем вновь оказывается, что фанатизм слеп, люди несовершенны, а сотворенные их верой божества и подавно. И льются потоки крови, и множится жестокость, и возносятся к небу тщетные мольбы о возмездии. Однако иногда в переломные моменты появляется шанс, если и не разорвать порочный круг, то выйти на более счастливый виток. Главное, понять, как не повторить ошибок предшественников.

Сигруд плевать хотел на прекрасные слова и щедрые обещания политиков. Сколько бы он ни пытался наладить свою жизнь, каждый раз все шло наперекосяк. Но теперь у него остался последний осколок от всего, что было дорого. Поэтому он из Сайпура отправляется на Континент, чтобы защитить приемную дочь Шары и попутно разобраться в очередных зловещих чудесах. В «Городе чудес» Беннетт продолжает аккуратно дополнять картину магического мироустройства, пользуясь тем, что сайпурцы и прежде мало знали о природе божеств, а после освобождения от гнета оккупантов и вовсе предпочли игнорировать все, что выбивалось из официальной версии. Лишь немногие агенты и ученые пытались по крупицам собрать стремительно утрачиваемые знания. Так, в свое время Винья Комайд наткнулась на способ выявить божественных детей и заигралась с силой, контролировать которую не смогла.

Заключительный роман трилогии одновременно выстроен на ожидании финальной схватки, которая предопределит последующие века, и на пронизывающей ностальгии по недавнему прошлому, когда многие персонажи были еще живы, их семьи не распались, а судьбы не были безвозвратно искалечены. Беннетт кропотливо закрывает старые логические лакуны, заставляет взглянуть под новым углом на сведения из предыдущих книг. Это одновременно и очень зрелищные, часто эпические битвы, и весьма вдумчивые философские диалоги. Диалоги о юной ярости и старой тоске, о соблазне сокрушить мир, смыть кровью старые прегрешения и о бессильном отчаянии из-за неисправимых ошибок. А затем все застынет на лезвие ножа между свободой и болью, между безверием и надеждой. Застынет на чашах весов. И будет достаточно одного движения, чтобы сделать выбор.

Итог: яростная и горькая, зрелищная и мудрая история всемирного круговорота божеств и людей.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз ловлю себя на мысли, что читать всю серию книг подряд на протяжении недель — утомительно, даже несмотря на то, что оторваться от них тяжело. HEALTH TIP: делайте перерывы!

Плюсы/минусы вкратце и без пересказа сюжета:

+ наконец-то нам стало известно, чем обычно занимается Сигурд во время операций, пока Шара пьет чай. Приключений у него хоть отбавляй, заскучать с ним не получится.

+ Сигурд не самый образованный человек на свете, в библиотеки он ходит, только если там кому-то надо сломать ноги. Поэтому экшена в этой книге море, и он забойный!

- Сигурд в этой книге как бы старик, поэтому он не может не поучать уму-разуму детей, друзей, врагов и т.д. К счастью это происходит нечасто, к несчастью — в ключевых моментах.

+ Божественное в этой книге гораздо активнее влияет на сюжет, чем раньше, ...

- ... но мифология Континента практически не развивается, из-за чего чудесное воспринимается чуть ли не обыденно и теряется то ощущение благоговейного трепета, за которое я полюбил первые 2 части.

- По этой же причине концовка книги ощущается как очередной супергеройский блокбастер Марвел...

- ... с традиционными для них притянутыми за уши объяснениями мироустройства, повторениями раз за разом одной морали и слабо прописанной мотивации «главного врага»©.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Терпеть не могу сюжетные ходы с предсказаниями, после них уже не интересно читать.

+- Концовка показалась немного затянутой и простой. Но, возможно, это потому что мне больше нравятся открытые финалы.

Если вы устали читать, про то как Шара, попивая чай, раскрывает очередного вражеского агента, или как генерал Мулагеш бегает вдоль берега и не может понять как этого шпиона поймать, обратите внимание на мистера Харквальдссона — обычно шпионы сами рассказывают ему все секреты!

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В третьей книге Беннет перероялил сам себя. Но в принципе после второй это ожидаемо, там развязка была основана приблизительно на том же.

В общем первая книга остается вершиной серии, и я очень надеюсь что четвертой не будет, потому что качество явно падает от книги к книге.

Особенно понравилась миллионерша (самая богатая женщина Континента), косплеящая Сару Коннор и живущая практически в одиночку на овечьей ферме и со складом оружия «для смутных времен».

Логика? Нет, извольте, обойдемся-с.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга цикла «Божественные города». После событий второго романа прошло тринадцать лет, после событий первого − все восемнадцать. Главным героем третьей книги стал Сигурд, который и в предыдущих играл не последние роли.

В первой же главе от взрыва, подстроенного наемным убийцей, погибает Шара Комайд. Сигруд в это время искупает грехи прошлого, работая лесорубом в окрестностях Буликова (то есть Мирграда в русском переводе) и надеясь, что однажды Шара призовет его обратно. Узнав о ее смерти, он мчится в Ашанастан, где произошла трагедия. Найти убийцу − не проблема для бывшего оперативника, но заказчик, который стоит за этим преступлением − фигура в буквальном смысле темная и могущественная. От Мулагеш Сигруд узнает, что Шара, что-то предчувствуя заранее, просила передать ему, чтобы он позаботился об ее приемной дочери.

«Итак, она звалась Татьяна…» Имена у Беннета − просто песня для славянского уха))) Павлик, Миша, Ивания Рестройка и Мальвина. Ужас, летящий на крыльях ночи, зовется страшным именем Ноков, которое нельзя произносить. Ну и Татьяна Комайд, сирота, уроженка Континента. Приемную дочь Шары Сигруд находит на ранчо Ивании Рестройки. Это, если помните, миллионерша и бывшая невеста Вотрова. Некогда утонченная барышня удалилась от цивилизации на ранчо, где разводит овец и на всякий случай хранит целый арсенал оружия. Сигруду нужно наладить контакт с юной Татьяной, при том, что он считает себя плохим отцом для собственных дочерей.

Как известно, все Божества мертвы, кроме удалившейся от дел Олвос. Чудеса не должны действовать, но все равно происходит что-то странное. Оказывается, у Божеств были дети, причем немало, и теперь они скрываются среди обычных детей и подростков. Они не так всесильны, как их родители, но все же обладают какими-нибудь способностями. И один из них, тот самый ужас по имени Ноков, сын Жукова, преследует и уничтожает остальных детей, поглощая их силы и мечтая стать полновесным Божеством.

Опять Сигруду придется бросить вызов Божествам. Этот герой в огне не горит, в пасти речного чудовища не тонет. Оказывается, не все с ним так чисто, неспроста он выживает там, где другой не продержался бы и секунды. Что, впрочем, не отменяет его героизма.

Мир бывших божественных городов изменился за почти два десятилетия после первой книги. Чудеса божественные уступили место чудесам цивилизации, технический прогресс не стоит на месте. В отличие от первых двух книг, события которых локализовались в одном городе, в третьей появляется размах − здесь и Галадеш, и разные места на Континенте, и наконец Мирград. Да, жаль, что не прилагается карта мира.

Финал книги − борьба и экшен в чисто голливудском стиле. Похоже, что третьей книгой цикл завершен. Конечно, из успешных миров можно выжимать идеи до бесконечности, но в финале так все красиво завершилось, что больше никаких продолжений не нужно.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Завершающая трилогию «Божественных Городов» Беннета книга немного отходит от темы противостояния культур Континента и Сайпура (хотя правильно было бы писать Сайпуры, потому что в оригинале у страны женский род). В умах жителей уже сохранены не истории о великом прошлом, а ужасы Битвы за Буликов и происшествия в Вуртяштане. Мир живет дальше, города обрастают потрясающими небоскребами, теряют ограничивающие кордоны, но приобретают новые пути и дороги. Никого уже не удивляет увидеть в толпе представителей разных народов.

Но миру предстоит еще одно сотрясение, и спасти его выпало Сигруду йе Харквальдссону.

Сюжет больше не привязан к одному географическому месту, а дает читателю короткий взгляд на разные области мира, в том числе и на Гхаладеш, столицу Сайпуры. И, что объяснимо для финала, возвращается в Буликов, город лестниц.

После событий в Вуртяштане и долгого перерыва Сигруду предстоит вернуться к той жизни, которую он знает, но, увы, не так как он себе это представлял. Его самый близкий друг Шара стала жертвой убийства так и не успев позвать дрейлинга назад. Сигруд снова берется за свой черный нож из китовой кости ради мести. На своем пути ему предстоит обдумать свою жизнь и принять решение способен ли он на того чего, кажется, боялся всю свою жизнь, быть не просто убийцей, но защитником. Способен ли он также бросить вызов божеству, как и его напарница.

Многие читатели ставили автору в вину скудность в мифологии мира, задавали вопросы, а где прародители Божеств или их потомки? Умышленно, или нет, он оставил эти детали для «Города Чудес», при этом удачно вписав объяснения в условия мира. В этом достоинство Беннета, что местами используя довольно известные, почти граничащие со штампами, сюжетные ходы ему удается гармонично включать их в повествование. Также позволю себе немного защитить автора от обвинений в написании политической проповеди, которую видят в его книгах некоторые читатели. Главной деталью, которая не позволяет инкриминировать это Беннету, является то, что никто из его персонажей не провозглашает свое видение единственно верным, а также сомневается в нем.

В общих чертах «Город Чудес» достойное завершение трилогии, уровень языка выше «клинков», но ниже «лестниц». А проникновенная концовка романа способна вызвать слезу у многих, при этом не оставляя ощущения, что автор умышленно играет на эмоциях читателей. По крайней мере, такое ощущение не появилось у меня.

В целом трилогии немного не хватает карты мира и большей географии. Но это не мешает поставить ей 6 и с интересом ожидать новых книг автора.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх