fantlab ru

Роберт Джексон Беннетт «Город чудес»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Оценок:
341
Моя оценка:
-

подробнее

Город чудес

City of Miracles

Роман, год; цикл «Божественные города»

Аннотация:

Месть. Сигруд йе Харквальдссон очень хорошо умеет мстить. Возможно, это единственное, что выходит у него хорошо.

Поэтому, узнав об убийстве старой подруги и союзницы, бывшего премьер-министра Шары Комайд, он не сомневается в том, что надо делать. Ни один смертный не в силах помешать ему воздать по заслугам убийцам Шары.

Однако, умело преследуя свою жертву, Сигруд начинает опасаться, что ввязался в непосильную борьбу. Чтобы раскрыть правду о гибели Шары, ему придется взяться за оружие в тайной, длящейся десятилетиями войне, столкнуться с разгневанным юным божеством и распутать последние тайны Мирграда, города чудес. И, что самое страшное, − посмотреть в лицо правде о своей собственной проклятой жизни.

© Перевод аннотации Anahitta

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книга года

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Фэнтези года

Номинации на премии:


номинант
Локус / Locus Award, 2018 // Роман фэнтези

номинант
Вавилонская рыбка / Babel Fish, 2021 // Выбор жюри. Произведение (Перевод с английского Наталии Осояну)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Город чудес
2019 г.

Издания на иностранных языках:

City of Miracles
2017 г.
(английский)
City of Miracles
2017 г.
(английский)
City of Miracles
2018 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трилогия «Божественные города» Роберта Беннетта образует гармоничный триптих, соединяющий прошлое, настоящее и будущее мира, который полон божественных чудес и научно-технических достижений. В «Городе лестниц» агент Шара Комайд и ее телохранитель Сигруд йе Харквальдссон узнали правду о падении Божеств. В «Городе клинков» генерал Турин Мулагеш встала на пути у безумцев, пытавшихся возвернуть былое вспять ради всеобщего хаоса и гибели всего мира. А в «Городе чудес» Сигруд йе Харквальдссон, теперь уже беглый преступник и одинокий странник, тайно вернется из изгнания, узнав о смерти близкого друга. Вернется, чтобы свершить возмездие. Вернется, чтобы обнаружить, что настоящая схватка за будущее мира в самом разгаре.

История развивается циклично — цивилизации проходят стадии зарождения, расцвета, благоденствия и заката. Вновь мечтатели и бунтари стремятся возвести идеальный мир, до основания разрушая старый, но затем вновь оказывается, что фанатизм слеп, люди несовершенны, а сотворенные их верой божества и подавно. И льются потоки крови, и множится жестокость, и возносятся к небу тщетные мольбы о возмездии. Однако иногда в переломные моменты появляется шанс, если и не разорвать порочный круг, то выйти на более счастливый виток. Главное, понять, как не повторить ошибок предшественников.

Сигруд плевать хотел на прекрасные слова и щедрые обещания политиков. Сколько бы он ни пытался наладить свою жизнь, каждый раз все шло наперекосяк. Но теперь у него остался последний осколок от всего, что было дорого. Поэтому он из Сайпура отправляется на Континент, чтобы защитить приемную дочь Шары и попутно разобраться в очередных зловещих чудесах. В «Городе чудес» Беннетт продолжает аккуратно дополнять картину магического мироустройства, пользуясь тем, что сайпурцы и прежде мало знали о природе божеств, а после освобождения от гнета оккупантов и вовсе предпочли игнорировать все, что выбивалось из официальной версии. Лишь немногие агенты и ученые пытались по крупицам собрать стремительно утрачиваемые знания. Так, в свое время Винья Комайд наткнулась на способ выявить божественных детей и заигралась с силой, контролировать которую не смогла.

Заключительный роман трилогии одновременно выстроен на ожидании финальной схватки, которая предопределит последующие века, и на пронизывающей ностальгии по недавнему прошлому, когда многие персонажи были еще живы, их семьи не распались, а судьбы не были безвозвратно искалечены. Беннетт кропотливо закрывает старые логические лакуны, заставляет взглянуть под новым углом на сведения из предыдущих книг. Это одновременно и очень зрелищные, часто эпические битвы, и весьма вдумчивые философские диалоги. Диалоги о юной ярости и старой тоске, о соблазне сокрушить мир, смыть кровью старые прегрешения и о бессильном отчаянии из-за неисправимых ошибок. А затем все застынет на лезвие ножа между свободой и болью, между безверием и надеждой. Застынет на чашах весов. И будет достаточно одного движения, чтобы сделать выбор.

Итог: яростная и горькая, зрелищная и мудрая история всемирного круговорота божеств и людей.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга цикла «Божественные города». После событий второго романа прошло тринадцать лет, после событий первого − все восемнадцать. Главным героем третьей книги стал Сигурд, который и в предыдущих играл не последние роли.

В первой же главе от взрыва, подстроенного наемным убийцей, погибает Шара Комайд. Сигруд в это время искупает грехи прошлого, работая лесорубом в окрестностях Буликова (то есть Мирграда в русском переводе) и надеясь, что однажды Шара призовет его обратно. Узнав о ее смерти, он мчится в Ашанастан, где произошла трагедия. Найти убийцу − не проблема для бывшего оперативника, но заказчик, который стоит за этим преступлением − фигура в буквальном смысле темная и могущественная. От Мулагеш Сигруд узнает, что Шара, что-то предчувствуя заранее, просила передать ему, чтобы он позаботился об ее приемной дочери.

«Итак, она звалась Татьяна…» Имена у Беннета − просто песня для славянского уха))) Павлик, Миша, Ивания Рестройка и Мальвина. Ужас, летящий на крыльях ночи, зовется страшным именем Ноков, которое нельзя произносить. Ну и Татьяна Комайд, сирота, уроженка Континента. Приемную дочь Шары Сигруд находит на ранчо Ивании Рестройки. Это, если помните, миллионерша и бывшая невеста Вотрова. Некогда утонченная барышня удалилась от цивилизации на ранчо, где разводит овец и на всякий случай хранит целый арсенал оружия. Сигруду нужно наладить контакт с юной Татьяной, при том, что он считает себя плохим отцом для собственных дочерей.

Как известно, все Божества мертвы, кроме удалившейся от дел Олвос. Чудеса не должны действовать, но все равно происходит что-то странное. Оказывается, у Божеств были дети, причем немало, и теперь они скрываются среди обычных детей и подростков. Они не так всесильны, как их родители, но все же обладают какими-нибудь способностями. И один из них, тот самый ужас по имени Ноков, сын Жукова, преследует и уничтожает остальных детей, поглощая их силы и мечтая стать полновесным Божеством.

Опять Сигруду придется бросить вызов Божествам. Этот герой в огне не горит, в пасти речного чудовища не тонет. Оказывается, не все с ним так чисто, неспроста он выживает там, где другой не продержался бы и секунды. Что, впрочем, не отменяет его героизма.

Мир бывших божественных городов изменился за почти два десятилетия после первой книги. Чудеса божественные уступили место чудесам цивилизации, технический прогресс не стоит на месте. В отличие от первых двух книг, события которых локализовались в одном городе, в третьей появляется размах − здесь и Галадеш, и разные места на Континенте, и наконец Мирград. Да, жаль, что не прилагается карта мира.

Финал книги − борьба и экшен в чисто голливудском стиле. Похоже, что третьей книгой цикл завершен. Конечно, из успешных миров можно выжимать идеи до бесконечности, но в финале так все красиво завершилось, что больше никаких продолжений не нужно.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья, заключительная книга трилогии «Божественные города».

Книга начинается с убийства. Опытный киллер Рахул Кхадсе выполняет задание, но кое-что в успешно проведенной операции его смущает: загадочный наниматель, странные приказы, таинственная девушка, появившаяся словно из ниоткуда… Да, он понимает: это не простое убийство, но даже не представляет себе, насколько. Вскоре весть об убийстве дойдет до Сигруда йе Харквальдссона, который уже тринадцать лет находится в бегах, скрываясь после кровавых событий предыдущей книги. Когда Сигруд выяснит, что единственный человек, который был ему по-настоящему дорог, погиб, Сигруду останется только одно. То, что он умеет делать лучше всего: найти убийц и уничтожить. А еще – защитить приемную дочь убитой, над которой тоже нависла смертельная угроза. Правда, убивать Сигруд умеет лучше, чем спасать и защищать. Слишком многие из тех, кого он пытался уберечь, в итоге погибли.

Справится ли он на этот раз? Бывший оперативник столкнется с могущественными силами и существами. Но получить шанс на успех он сможет, лишь разобравшись в самом себе, в том, что им движет и чего он хочет.

Да, это натуральный остросюжетный боевик. Но книга в сущности повествует о битве, которая происходит в душе человека. О схватке с самим с собой. О том, как коверкает нас боль – физическая и душевная, от собственных мучений и от потерь близких людей. О мести, выжигающей человека изнутри, оставляя лишь черный пепел. О людях и богах, о тонкой грани, что отделяет одних от других. О том, куда ведет дорога, выстланная благими намерениями. О детях и родителях, их непростых взаимоотношениях, о лжи во спасение и убийственной правде.

О свободе воли, наконец.

Роман хорош: острый сюжет, бурные чувства, пища уму, оригинальные парадоксы. Впрочем, нельзя не отметить, что Беннет временами использует предсказуемые приемы, известные нам по тысяче боевиков. Вот местная Сара Коннор заводит одноглазого Терминатора в склад с оружием: выбирай! Вот мы видим схватку несгибаемого и неостановимого Т-800 – и жидко-текучего Т-1000, способного выращивать оружие из своего тела, бойца, которого пули могут лишь задержать, но не убить. А вот Терминатору вручают натуральный джедайский меч, против которого не устоят даже божественные творения...

Перечень легко продолжить.

Будь это залихватский и ироничный young adult в духе «Мстителей» Брендона Сандерсона – подобные хода были бы в нем более чем уместны. Но «Город чудес» Беннета – книга серьезная, умная, драматичная, а главное, неоднозначная. Как по нам, здесь подобные аллюзии выглядят не вполне уместными. К счастью, таких мест немного, и они не слишком портят общее впечатление от книги. В наиболее драматичных моментах – особенно в кульминации – автор находит свои, оригинальные и неожиданные решения. Тогда вся «боевиковая» шелуха слетает напрочь, и перед нами предстает обнаженный нерв, мощный накал страстей человеческих и нечеловеческих – и сложный, почти невозможный выбор, от которого зависят не только судьбы героев, но и судьба всего Мироздания.

Сильная книга.

Рекомендуем.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Больше никаких путеводителей. Впереди увлекательный тур по всему Континенту и даже больше.

Компания «Роберт Джексон Беннетт» предлагает вам отправиться в путешествие как по еще неизведанным местам, так и по уже хорошо знакомым. Запаситесь едой и сменной одеждой, захватите паспорта, билеты, погладьте на прощание домашних любимцев и в путь!

Вас ждут путешествия по воде, по воздуху, через пространственные порталы и на своих двоих. Вы будете отстреливаться от врагов, вступать в рукопашную, заниматься дешифровкой сообщений, взрывать мины и даже демонтировать туалеты. Вам предстоит столкнуться со всеми проявлениями Божественного, познать природу чуда и, возможно, перекроить весь мир.

Думаете на этом все? Нет, наше предложение этим не ограничивается!

У вас будет возможность уловить множество отсылок, вольных или невольных. Знакомые с компанией «Джоан Роулинг» обнаружат сходство планов некоторых персон с планами Дамблдора. Те, кому довелось странствовать с Принцем Персии, увидят способности, очень напоминающие силы, даруемые Песками Времени. Люди, которые не понаслышке знают Стального Алхимика и Сэлима Брэдли, без труда увидят сходство с неким мальчиком из трюма корабля «Салим». И это все не предел!

Сопровождать вас будет самый опытный специалист по Божественным городам – Сигруд йе Харквальдссон. За ним вы будете как за каменной стеной, с ним вы будете как с Джеймсом Бондом на задании, перед ним вы будете не в своей тарелке, так что лучше держитесь рядом или позади.

«Город чудес» – это действительно своего рода чудо. Ведь именно в нем давний поклонник Мэтью Стовера обнаружил мотивы, созвучные тем, что были в «Клинке Тишалла». Что тут еще сказать? В рамках трилогии перед нами нечто новое и необычное. В рамках фантастики в целом – нечто увлекательное и хорошо сделанное. Когда-нибудь я сюда вернусь.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга трилогии разительно отличается от первых двух тем, что она прям по-настоящему драйвовая, иначе не назовешь. Если говорить о первых двух книгах, то они показывают нам глубокий продуманный мир, испытавший тяжелую трагедию, но которую как будто должен был испытать, но оттого не легче. Противостояние не столько людей, сколько идеологий разных народов с разными менталитетами и понятиями о правильности и неправильности. Не даром автор сравнивает политику с божественностью — и то, и другое является способом контроля людей, при этом в обоих случаях одно влияет на другое, создавая обоюдную связь, однако, сравнивая с современной мировой политикой нашего мира, можно сказать, что политическая система имеет чуть ли не больше власти, чем некогда божественная. И когда в самом конце божественное распределяется по миру, наделяя некоторых людей способностями, правительству, в свое время заменившему божеств, приходится банально с этим смириться и искать компромисс, дабы в итоге создать более крепкую связь между собой, божественным и простыми людьми. Это новые мировой порядок, пусть и несколько натянутый, только-только зародившийся, а потому еще не нашедший прочный фундамент своего существования.

В отличие от второй книги, здесь автор не рассказывает похожую историю из первой, начиная, по сути, всё с самого начала; в этой книге автор создает новую историю, продолжение предыдущих. Вторая книга, как я писал в отзыве к ней, рассказывает нам о мире, который мы и так уже знаем, рассказывает отдельно об элементах одного конкретного бога, а не всех, как в первой книге, поэтому это не столь интересно, но в этой книге автор раскрывает неизвестные ранее элементы мира в целом, добавляя новые и довольно интересные детали. Он углубляется в систему мира, несколько разрушая атмосферу неизведанного и непонятного, разъясняя отдельные части, очерчивая детали, которые, как по мне, лучше бы так и оставались размытыми.

Книга читается легко, легче, чем предыдущие две, за Сигрудом наблюдать легко. В перовой книге он предстает эдаким каменным истуканам, безымянным стражем, только и умеющим ломать шеи, здоровяком без мозгов. Во второй книге частично раскрывается его эмоциональная сторона, глубина характера, слабые попытки исправить давние ошибки, которые исправить никак не получается из-за собственной нескладности и неумения этого делать, ибо почти всю жизнь он только и делал, что жил сражениями, сожалел о деяниях своих рук, но продолжал сражаться, потому что больше ничего не умел. В этой же книге он раскрывается еще больше, потому что он наконец серьезно пытается исправить ошибки, пусть и думает, что уже поздно. Поняв, что только теряет, он прикладывает все силы, чтобы сохранить хоть крупицу, и ему наконец это удается, и после стольких лет он может вздохнуть с облегчением. Единственный минус — слишком большой акцент на его шраме на ладони, мол, это именно он притягивает несчастья на окружающих его людей, и это вновь несколько портит атмосферу. Но всё же, пусть со мной поспорят, Сигруд — самый интересный герой цикла.

Но больше всего портит атмосферу элемент какой-то супергероики. Вдруг в мире оказываются сотни спящих божественных детей, обладающих самыми разными способностями, олицетворяющими природу и даже отдельные предметы. Будь они с самого начала, было бы действительно круто, но они возникают из неоткуда и обладают такими силами, которые заставляют задуматься, а как случилось то, что случилось? Если боги были в свое время столь сильны, как они вообще умудрились погибнуть? Божественный ребенок может видеть прошлое и даже изменять время отдельных вещей, другой видит будущее, а сами боги должны быть в разы сильнее, но их убили, просто застрелили. Как-то глупо. Да и сами эти божественные дети, они как появляются? Естественным привычным путем или у богов все было иначе? Почему каждый божественный ребенок обладает каким-то конкретным воплощением чего-либо, почему не может быть несколько детей, воплощающих одно? Даже в комиксах есть персонажи, обладающие одинаковыми способностями. Автор будто взял концепцию существующей мифологии, вроде японцев с их ёкаями, духами предметов и концепций, но сделал их более настоящими, не просто появившимися сами собой, а родившимися, из-за чего непонятно, как они вдруг стали привязанными к конкретным объектам, вроде времени, ночи, сна и т.п.

Касательно сюжета. Он интересный, продуманный, драйвовый, хотя и не без огрехов и условностей, некоторые из которых автор пытается оправдать, но получается слабо. Совершенно неясно, как «погибла» Шара, если рядом с ней была Мальвина, способная даже отправлять человека или его сознание на несколько дней назад в прошлое. Почему она также не отправила Шару после взрыва на полчаса назад? Или почему не переместилась сама и не предупредила? Хотя в самом начале для меня было очевидно, что Шара жива, я ждал ее появления и даже ругал автора, что он тянет время, когда всё так предсказуемо. Однако тут автор сделал хитро, и Шара оказалась не совсем жива, но и не совсем мертва, а как бы между, и это вполне интересно, но только не отменяет прошлых вопросов: почему Сигруда она смогла перенести во времени, а Шару нет? Он даже сам предлагает отправить его в прошлое, но Мальвина говорит, что это слишком далеко, плохо для самой реальности, но ведь в момент взрыва она была буквально рядом с Шарой, и пяти минут бы хватило, чтобы сбежать от взрыва. Неясно.

Еще условности, что Нокову нужно именно идти и именно по лестнице и именно куда-то, а не сделать все щелчком пальцев. При этом лестница должна быть полностью цела, убери он подножие, и никто не смог бы забраться следом. И если после смерти богов их чудеса исчезают, почему не исчезла лестница после смерти Нокова, а до этого сами стены города после смерти Олвос? А еще Мальвина, чтобы переместиться в прошлое к волшебному лифту с другими божественными детьми должна прям сначала подойти к лестнице, а не создать пузырь времени за сто метров, а потом уже подойти, не опасаясь Тишины. В общем, странно это.

Автор еще несколько раз намекает, что все происходящее когда-то могло быть, только в несколько ином виде. Были боги, потом их убили, но какое-то божественное дитя накапливало достаточно силы, чтобы обнулить мир и начать все сначала, став первым божеством. Напоминает Колесо Времени. Здесь же этого удалось избежать благодаря Сигруду, который, по сути, просто уговорил новоявленную богиню этого не делать. Тоже выглядит несколько натянуто, можно было придумать что-то более интересное, например, все же обнулить мир, но при этом уничтожив все божественное, например, с помощью сил Времени переместить эти самые силы в прошлое и запереть там, и в итоге новорожденный мир окажется без чудес, как наш настоящий, тогда бы читатель мог еще и погадать, имеет ли ввиду автор, что новый мир без чудес — это наш мир.

Но автор пошел иным путем, и вместо уничтожения чудес сделал так, чтобы они распределились по всему миру, проявившись случайным образом в разных людях. Кто из нас не фантазировал перед сном, как бы было классно вдруг в одночасье обрести суперсилы? Лично я до сих пор фантазирую! Но это совсем другой жанр, и, как я писал выше, это портит атмосферу цикла в целом. Это как если бы в последней книге по Гарри Поттеру выяснилось, что Волан-де-морт — это рептилоид с планеты Нибиру. Почему бы, конечно, и нет, но ведь книги посвящены магии, при чем тут вообще инопланетные пришельцы? Было бы разумней тогда ввести их с самого начала.

9/10 — ох если бы весь цикл был столь драйвовым! Но автор как будто сначала захотел сделать свой оригинальный мир с необычным лором, но в итоге понял, что это мало кому интересно, и после просмотра Людей Икс слегка пересмотрел концепцию, сделав мир более удобоваримым, если не сказать попсовым, но все же с элементами своего оригинального видения этого мира. Автор все еще остается талантливым писателем, язык хороший, к настоящему времени повествования быстро привыкаешь, герои выпуклые и живые, за ними действительно интересно наблюдать, им сопереживаешь, а в конце я даже пустил скупую мужскую слезу. Книга действительно очень интересная, к ней лишь одна серьезная претензия — не попадает в атмосферу. Будь все три книги в чуть разных жанрах, как трилогия фильмов Кловерфилд, вопросов бы не возникло, но первые две очень схожи, даже слишком, а эта чересчур выделяется, как внезапный роковый запил посреди классической партии Времен года Вивальди.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, как я быстро добрался до конца этой серии, ведь в последние годы даже между половинками дилогий у меня уходят месяцы и годы. Но для некоторых авторов, к примеру, для Гая Гэвриела Кея или Дэвида Геммела, можно было сделать исключение... Неожиданно таким исключением стал Роберт Джексон Беннетт со своей серией постфэнтезийной апокалиптики, которая, несмотря на обилие едва ли «сценарных» клише в стиле крупных голливудских студий, притягивал воображение и взор.

Наиболее ярко, конечно, автор выразил себя и свой талант в первом романе, где во всей красе своего павшего величия развернулся мир павших Божеств, переполненный останками их великих и ужасных деяний, прекрасных и страшных чудес. Молчаливо нависающие призраки мёртвых божеств довлеют над читателем, который отважился пуститься в путь по мрачному городу Буликову, зримым отголоском далёкого прошлого являются ведущие в никуда лестницы, эти навсегда оборванные нити, ведущие в прошлое, которого уже не будет. Сам образ мира крепко отпечатывается в сознании, он является живым и ярким.

Третий, заключительный роман является тематическим продолжением первого; всё же «City of Blades» был немножко не про то, и мифопоэтику мира не продолжал. «City of Miracles» — дело другое. Заложенные в первом томе заряды всё же срабатывают, и отчасти закольцовывают и завершают историю Божеств, пусть даже и слегка подрастеряв шарм. Почему так, спросите вы? Мне кажется, идея с детьми Божеств, прячущих в себе искру их могущества, сильно бьёт по печальному флёру угасающего мира Чудес, и сильно подтачивает сам фундамент того, как читатель воспринимает этот мир. Да, волшебство, оказывается, не просто живо, а встречается на каждом углу, и нищий оборванец на перекрёстке может оказаться лихим чудотворцем, сыном пресловутого трикстера Жугова/Жукова, к примеру.

Так что разочарование некоторых читателей окончанием трилогии можно понять, ведь помимо проблем с мифопостроением умножилось и «сценарные». Появился пресловутый «главный злодей», на этот раз выступающий в роли обиженного подростка, который мечтает (как и положено обиженному подростку), уничтожить весь мир (ха-ха-ха! и чёрный плащ развевается), и переделать его правильно и как надо, сделав мир... собой? (читайте, поймёте). Голливудские клише по прежнему скачут то туда, то сюда по сюжету, эффектные мизансцены, болтливые злодеи, сайт-кики с набитым оружием сараем и откровениями Раскрывающего Секрет Мудреца, которая едва ли не до точного подобия похожа на Пифию из «Matrix».

Однако надо отдать должное автору — трилогия завершена достойно, и от многих промахов можно отмахнуться. Тема божественного могущества и платы за неё, которая проходит через всю серию и скрепляет её воедино, окрепла и нашла своё завершение. Могущество имеет две стороны, в особенности — могущество божественное, когда её носитель слишком зависит от собственной силы, и от силы веры в самого себя, когда каждое сотворённое тобой чудо искажает тебя мольбами собственной паствы, и делает рабом их несовершенных желаний. Однако лучше ли такое же сверхмогущественное существо, которое несёт в себе человеческое начало, и человеческие же пороки, человеческие слабости? Две стороны одной медали, вся суть которой заключается в природе власти, которая поневолей заставляет тебя почувствовать себя «право имеющим» решать за других, и не задааться вопросом, кто же ты такой на самом деле, и что у тебя в душе, что ты получил такое могущество, и даёт ли оно право... на всё? Спросите у Олвос, скажу я...

...И у Сигруда спросите. Любимый герой Беннетта, неубиваемый и невероятно харизматичный супермен с северных островов, наконец-то получает первую скрипку, и раскрывает все тайны своей личности и своей непростой судьбы. Даже в меньшем масштабе, но более пристально мы всматриваемся в могущество этого человека, которое тоже отчасти имеет божественную природу, но требует платы за самоё себя, даже небольшое и очень локальное, оно искажает реальность вокруг себя, и эгоистичное стремление его носителя к страданию и очищению посредством него оборачивается поломанными судьбами других людей и расходящимися, словно круги по воде, последствиями непреднамеренных поступков. Даже небольшое могущество требует понимания самого себя...

В общем, достойная книга, умный автор, с которым приятно вступить в неспешный диалог... Благо, его трилогия завершена и не требует продолжения. Отказ от свермогущественных центров силы, децентрализация магии — правильно ли это? Бог его знает. Автор и его герои сделали свой выбор, а ваш, доны читатели, может буть другим. Ведь для размышлений и ставятся подобные вопросы, правда?

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написать отзыв на третью книгу цикла без спойлеров очень трудно. Положительные моменты — адекватный сюжет, насыщенный событиями, прямо таки блокбастер. Неплохие герои, как старые, так и новые. С литературной точки зрения все как бы неплохо. Но просто отвратительно, если оценивать цикл целиком.

Беннетт создал мир, в котором Боги были убиты и магия постепенно уходит из мира, уступая место технологиям. И две книги строго придерживался этого постулата. И именно этим были привлекательны его книги. Потому что по структуре представляли собой банальный детектив в фэнтэзийной оболочке. Всю прелесть им придавала именно структура мира.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В третьей книге все пошло вразнос. Белые рояли просто табунами побежали по дорогам. Магия вдруг воспряла и стала лезть из каждого утюга. Все, что было структурой мира в первых двух книгах пошло лесом. Писатель использовал классический прием цикличности развития, на который намекнул, кажется, к конце первой книги. Но реализовал это настолько отвратительно, что, кажется, сделать хуже было трудно. Для того, что бы разорвать круг и выйти из цикла он использовал магию, которая, вроде как, должна медленно угасать, судя по первым книгам. Развешанные в первых книгах ружья выстрелили карнавальными шариками, полностью обесценив и убив дух созданного мира. И книжка превратилась в стандартную фэнтэзятину невысокого пошиба.

Можно простить стандартные приемы, когда в заключении цикла ГГ мрут пачками как мухи, благо этим грешат практически все писатели.

Можно закрывать глаза на неинтересность и нудность последних цикловых романов, когда у писателя заканчиваются идеи и начинается графомания. Кстати, этим данный роман Беннетта не страдает, он динамичен и литературно неплох. Но сложно простить, когда созданный мир переворачивается с ног на голову не по законам этого же мира, а просто так, «фор фанс». По мне, пусть бы цикл закончился никак, чем вот так. Это не окончание цикла, это надругательство над тем, что было написано ранее. Но, повторюсь, как отдельное произведение, роман неплох.

Моя оценка низкая, по описанным выше причинам. Нет, нет, и еще раз нет.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз ловлю себя на мысли, что читать всю серию книг подряд на протяжении недель — утомительно, даже несмотря на то, что оторваться от них тяжело. HEALTH TIP: делайте перерывы!

Плюсы/минусы вкратце и без пересказа сюжета:

+ наконец-то нам стало известно, чем обычно занимается Сигурд во время операций, пока Шара пьет чай. Приключений у него хоть отбавляй, заскучать с ним не получится.

+ Сигурд не самый образованный человек на свете, в библиотеки он ходит, только если там кому-то надо сломать ноги. Поэтому экшена в этой книге море, и он забойный!

- Сигурд в этой книге как бы старик, поэтому он не может не поучать уму-разуму детей, друзей, врагов и т.д. К счастью это происходит нечасто, к несчастью — в ключевых моментах.

+ Божественное в этой книге гораздо активнее влияет на сюжет, чем раньше, ...

- ... но мифология Континента практически не развивается, из-за чего чудесное воспринимается чуть ли не обыденно и теряется то ощущение благоговейного трепета, за которое я полюбил первые 2 части.

- По этой же причине концовка книги ощущается как очередной супергеройский блокбастер Марвел...

- ... с традиционными для них притянутыми за уши объяснениями мироустройства, повторениями раз за разом одной морали и слабо прописанной мотивации «главного врага»©.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Терпеть не могу сюжетные ходы с предсказаниями, после них уже не интересно читать.

+- Концовка показалась немного затянутой и простой. Но, возможно, это потому что мне больше нравятся открытые финалы.

Если вы устали читать, про то как Шара, попивая чай, раскрывает очередного вражеского агента, или как генерал Мулагеш бегает вдоль берега и не может понять как этого шпиона поймать, обратите внимание на мистера Харквальдссона — обычно шпионы сами рассказывают ему все секреты!

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершающая трилогию «Божественных Городов» Беннета книга немного отходит от темы противостояния культур Континента и Сайпура (хотя правильно было бы писать Сайпуры, потому что в оригинале у страны женский род). В умах жителей уже сохранены не истории о великом прошлом, а ужасы Битвы за Буликов и происшествия в Вуртяштане. Мир живет дальше, города обрастают потрясающими небоскребами, теряют ограничивающие кордоны, но приобретают новые пути и дороги. Никого уже не удивляет увидеть в толпе представителей разных народов.

Но миру предстоит еще одно сотрясение, и спасти его выпало Сигруду йе Харквальдссону.

Сюжет больше не привязан к одному географическому месту, а дает читателю короткий взгляд на разные области мира, в том числе и на Гхаладеш, столицу Сайпуры. И, что объяснимо для финала, возвращается в Буликов, город лестниц.

После событий в Вуртяштане и долгого перерыва Сигруду предстоит вернуться к той жизни, которую он знает, но, увы, не так как он себе это представлял. Его самый близкий друг Шара стала жертвой убийства так и не успев позвать дрейлинга назад. Сигруд снова берется за свой черный нож из китовой кости ради мести. На своем пути ему предстоит обдумать свою жизнь и принять решение способен ли он на того чего, кажется, боялся всю свою жизнь, быть не просто убийцей, но защитником. Способен ли он также бросить вызов божеству, как и его напарница.

Многие читатели ставили автору в вину скудность в мифологии мира, задавали вопросы, а где прародители Божеств или их потомки? Умышленно, или нет, он оставил эти детали для «Города Чудес», при этом удачно вписав объяснения в условия мира. В этом достоинство Беннета, что местами используя довольно известные, почти граничащие со штампами, сюжетные ходы ему удается гармонично включать их в повествование. Также позволю себе немного защитить автора от обвинений в написании политической проповеди, которую видят в его книгах некоторые читатели. Главной деталью, которая не позволяет инкриминировать это Беннету, является то, что никто из его персонажей не провозглашает свое видение единственно верным, а также сомневается в нем.

В общих чертах «Город Чудес» достойное завершение трилогии, уровень языка выше «клинков», но ниже «лестниц». А проникновенная концовка романа способна вызвать слезу у многих, при этом не оставляя ощущения, что автор умышленно играет на эмоциях читателей. По крайней мере, такое ощущение не появилось у меня.

В целом трилогии немного не хватает карты мира и большей географии. Но это не мешает поставить ей 6 и с интересом ожидать новых книг автора.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чудесное завершение замечательного цикла.

Читать третий роман Божественных городов я начал после чтения второго c небольшим перерывом.

Во-первых, приятной неожиданностью стало то, что теперь главным героем становится уже полюбившийся по двум предыдущим книгам Сигруд. Он достаточно колоритный персонал, яркий, живой, всегда вызывающий интерес. Несомненно, это было правильным шагом – выбрать именно его в качестве основного действующего лица.

Во-вторых, новый, совершенно неожиданный поворот истории про богов. Автор пошел дальше в данном направлении и не прогадал. Если в первом и втором томе читатель мог составить определенную картину о системе богов, то в третьем томе понимание этой картины станет гораздо шире и интереснее.

Безусловно, в книге много неожиданных сюжетных поворотов, очень динамичный сюжет, держащий в напряжении почти до самого конца. И конечно отдельной похвалы заслуживает финал. Яркий, мощный, непредсказуемый.

Отдельно хочу отметить, что у автора очень хорошо получается выстраивать логические цепочки, связывать между собой нити повествования, в итоге читатель воспринимает все как цельное полотно.

Конечно, чтобы усилить эмоции, в каждой из книг цикла есть определенная доля трагизма. Третья книга тоже не стала исключением. Возможно, это внесет небольшой диссонанс в восприятие романа, но сильного влияния на это не окажет.

В итоге же мы имеем дело с одним из лучших фентези романов за последнее время. По этому однозначно 10.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В третьей книге Беннет перероялил сам себя. Но в принципе после второй это ожидаемо, там развязка была основана приблизительно на том же.

В общем первая книга остается вершиной серии, и я очень надеюсь что четвертой не будет, потому что качество явно падает от книги к книге.

Особенно понравилась миллионерша (самая богатая женщина Континента), косплеящая Сару Коннор и живущая практически в одиночку на овечьей ферме и со складом оружия «для смутных времен».

Логика? Нет, извольте, обойдемся-с.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Божественная» серия Беннета интересна прежде всего своими героями. Каждая книга трилогии становится персональным путем основного персонажа книги: Шара, расследуя намеки на божественное присутствие в первой книге, узнаем много нового о себе и своей семье; генерал Мулагеш в процессе второго тома сталкивается и справляется с собственным военным прошлым на фоне противостояния не много не мало с армией воинов-фанатиков. В третьей книге ведущая роль досталась бывшему в первых двух книгах второстепенным, но оттого не менее интересным и отлично выписанным героем Сигруду.

В обеих предыдущих книгах события показывались в том числе с точки зрения Сигруда, поэтому кое-что мы о нем знаем, а трагедия в конце «Города клинков» наложила на героя неизгладимый отпечаток и заставляет с ходу сопереживать ему. Его нельзя назвать неидеальным героем. Это трагичный персонаж, вся жизнь которого завязана на крови, убийствах, чувстве ненависти к самому себе. Он считает себя даже не зверем – хуже того, он считает себя лишь орудием смерти, не могущим делать ничего более. Пройдя через невообразимые потери и мучения, к началу третьей книги он принял себя, как ходячее проклятье для всех своих близких.

Завязка «Города чудес» во многом такая же, как и в первых двух книгах. Снова убийство, снова его расследование. Вот только Сигруд куда эффективнее в этом, чем Мулагеш или даже Шара. Он не стеснен нормами или моралью, беспощадно уничтожает всех, кто становится у него на пути, истязает врагов для получения информации, и в итоге очень быстро сталкивается с основным антагонистом… Который оказывается вовсе не прост, и поэтому во второй части книги Сигруд уже вынужден защищать молодую девушку от преследования и, в итоге, спасать мир.

Жанрово книга весьма гибкая, перетекает из детектива в небольшой «роуд-муви» про взрослого, защищающего особенного ребенка, и заканчивается эпичным фэнтези. При этом кажущееся обилие штампов автор прикрывает мастерской работой с персонажами и захватывающей историей, темп которой не позволяет фиксироваться на возможных недостатках.

Из отрицательных сторон я лишь могу отметить момент касательно трилогии в целом: события третьей книги плотно связаны с «Городом лестниц», но почти никак – с «Городом клинков» (кроме разве что причины, почему Сигруд в таком положении в начале книги и почему столь сильно ненавидит себя). Это отчасти обесценивает приключения Турин Мулагеш во второй книге, делает ее «проходной» в трилогии.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

У каждого своя фишка. Роберт Джексон Беннет хорош в работе с материей. В том смысле, что в его книгах, как ни у кого другого, сцены трансформации материального мира весомы, грубы и производят впечатление зримого чуда. В «Божественных городах» такого рода изменения серьезная часть контента. Автору каким-то немыслимым образом удается подарить читателю не только переживание погружения в глубины пространства, но и расширение, в принципе недоступное на уровне привычных телесных ощущений.

Под «подарить» подразумеваю высочайший уровень вовлеченности, когда не воспринимаешь описанное как бред умалишенного или стенограмму трипа по укурке, дистанцируясь, в ожидании когда эта психоделика закончится. В подавляющем большинстве случаев, такого рода сценам удается породить лишь чувство легкой неловкости. Здесь иммерсивность — погружение, тактильность. И это я еще только о телесном сказала, а Беннет творит подобное со всем вещественным миром, меняя саму платонову идею материи. Впечатление незабываемое.

Теперь о грустном. Вся эта немыслимая роскошь поставлена на службу примитивному боевому фэнтези с чертами шпионского романа. Непременное спасение мира, обязательная суперпауэ; месть, как основная движущая сила сюжета, волшебные помощники. Нет, это я брюзжу, конечно. В книге есть яркие идеи. Чего стоит хотя бы подселенное чудо (симбионт? паразит?), которое причиняет немыслимые душевные страданияя, но на физическом плане дарит неуязвимость вплоть до защиты от разрушительного действия времени.

Или носительница божественных возможностей, вынужденная укрываться от мира под личиной нищенки в грязной хибаре. Потому что слишком хорошо знает весомость веры многих, способной расплющить отдельное существо, будучи на него направленной. Или дивные сценки из финала «Города чудес», когда божественные возможности на время делегируются обычным людям — просто именины сердца. А еще в основе книги очень крепкая философия, напоминающая, что никогда созидание и сохраниение не существуют без разрушения. Читать стоит.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

После предыдущей книги, Города Клинков, завершающий том трилогии о Божественных Городах привносит приятной динамики и огонька (а так же взрывов)))) в сюжетное действо.

Предыдущая часть показалась излишне неторопливой, даже тягомотной, а вот про Сигруда и его цель — раскрыть причины случившегося и отомстить за гибель Шары Комайд, читать в разы интереснее. Неплохих второстепенных героев также подвезли.

Сигруд, жесткий, суровый, потерявший любимую дочь и побитый, во всех смыслах, жизнью, больше подходит на роль главного действующего лица, в отличие от Турин Мулагеш.

Мне всегда казалось, не очень получается у автора описывать эмоции и поступки женских персонажей)

Город Чудес, это явный фэнтези-боевик с элементами детектива, меньше сожалений о прошедшей жизни, воинской службе и прочем, как было во время приключений в Вуртьястане. Больше динамики противостояния с Ноковым и попытки разобраться в происходящем.

Хотя временами Сигруд нет-нет, но предается рефлексии – «зачем я так долго живу, зачем стольких людей убил, семью потерял, это все на что я способен?» это не вызывает тоскливого ожидания и мыслей «а что же там, наконец, случится на следующей странице?»

Всю сюжетную движуху обуславливает выход из тени, (в прямом смысле слова),одного очень могущественного сына сгинувших Божеств и его родственничков, за которыми он от всей души ведет охоту.

Хитро закрученной интриги в Городе Чудес не предусмотрено, сюжетные перипетии героев довольно скоро станут предугадываемы: как будет действовать Ноков, кем окажется девушка со странными глазами, повстречавшаяся Сигруду и как она связана с Шарой Комайд и что вообще случится дальше.

Мотивация центрального антагониста хотя и инфантильна, но логична –«все меня бросили, никто мне не помог, я один в этом большом враждебном мире!», ведь по большому счету, несмотря на обретенные силы, Ноков так и остался ребенком.

Просто ему ОЧЕНЬ сильно не повезло нарваться на Винью, которая никогда не была излишне щепетильна в средствах достижения своих целей.

«Вот так и рождаются супер-злодеи!» – хотелось воскликнуть мне, ближе к финалу книги)

Сцена встречи Нокова и Олвос — это что-то из категории кино-штампов, итог которой предсказуем для зрителя, равно как и для читателя, чуть более, чем полностью)

Сам же финал трилогии, получился , как мне кажется правильным, цельным. Мир не стал лучше или хуже, он просто сделал еще один оборот и немного изменился, чем-то к лучшему, чем-то напротив, породил новых злодеев, что нам явно показывают в эпилоге.

Сигруд же обрел покой к которому так долго и безуспешно стремился, Перст Колкана потерял свою власть над ним и все закончилось.

Врятли возьмусь перечитывать данную трилогию спустя время, но история, пусть и со своими недочетами и шероховатостями, получилась интересная.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как ни странно, после прочтения второго романа трилогии, и непосредственно перед прочтением данного произведения, завышенных ожиданий у меня не было. Подсознательно догадывался что не все так гладко будет. Наверное сказывается читательский стаж и опыт. Поэтому я не разочаровался в романе так, как это могло бы быть. Итак, начну наверное с того что не понравилось. А не понравилась мне концовка. Какая-то она уж чересчур простая что ли, детская. (я имею ввиду саму финальную схватку, или схватки. Все же их несколько было) В тоже время в концовке есть и сильные стороны. Это несомненно эпизоды с людьми, которые обрели те или иные способности. Очень забавно было читать. Бедная Мулагеш. Снова ей с этим разбираться). Ну а что касается, начала и середины романа, то тут вопросов нет. Очень увлекательный шпионский детектив/боевик получился. Хотя все же детектив. От боевика мало. 8/10

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх