fantlab ru

Таде Томпсон «Роузуотер»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.44
Оценок:
251
Моя оценка:
-

подробнее

Роузуотер

Rosewater

Роман, год; цикл «Полынь»

Аннотация:

2066 год, Нигерия. Роузуотер — город, построенный вокруг Звезды Полынь. Такое прозвище получил огромный инопланетный объект, доступ к которому преграждает биокупол, непроницаемый для человеческих технологий. Его прибытие изменило Землю: в воздухе теперь парят ксеноспоры, человечество начинает меняться, а США стали закрытой зоной, уйдя в полную изоляцию. В Роузуотере собираются ученые, военные и представители почти всех стран мира, а также отчаявшиеся и смертельно больные люди. Кто-то из них хочет заглянуть за непреодолимую стену. Кто-то жаждет исцеления, ведь Полынь способна вылечить любую болезнь на свете и даже оживить мертвых. Все ждут, что иная жизнь, наконец, ответит на многочисленные вопросы людей. Но она молчит.

Кааро — правительственный агент с криминальным прошлым. Он – последний человек, который был внутри биокупола, и возвращаться туда не желает. Но когда что-то начинает убивать таких же агентов, как он, Кааро придется лицом к лицу столкнуться с собственной мрачной историей и понять, что контакт с внеземным разумом может произойти вне зависимости от того, хотим мы того или нет.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Полынь»


Награды и премии:


лауреат
Премия «Номмо» / Nommo Awards, 2017 // Роман (Великобритания)

лауреат
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2019 // Роман

лауреат
Европейская премия «Утопиалии» / Европейская премия «Страна Луары» / Prix Utopiales européen / Prix Européen Utopiales des Pays de la Loire, 2020 // Лучший роман (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2017 // Лучший НФ-роман. 2-е место

номинант
Китчис / The Kitschies, 2018 // Красное щупальце (роман)

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2019 // Роман

номинант
Премия журнала "Starburst" / Starburst Award, 2019 // Дивные новые слова

номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2019 // Роман (Великобритания)

номинант
Subjective Chaos Kind of Awards, 2019 // Научная фантастика

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Научная фантастика года

Похожие произведения:

 

 


Роузуотер
2019 г.

Периодика:

Apex Magazine SFFH: Issue 0, Winter 2017
2017 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Rosewater
2016 г.
(английский)
Rosewater
2018 г.
(английский)
Rosewater
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Роузуотер» чем-то похож на некоторые образчики творчества Питера Уоттса, только Таде Томпсон пишет менее замудрёно. Читать легче.

Нигерия — само по себе так себе место, а уж после появления огромного инопланетного купола всё стало только хуже. Ну да, купол лечит болезни, предоставляет халявное электричество, но имеются некоторые побочные эффекты... Не буду говорить, какие, чтоб не спойлерить, но если вкратце — всё очень плохо.

Что понравилось: всё. Серьёзно, это отличная книга. Очень таинственная, но ближе к концу автор раскрывает главные тайны, причём раскрывает их, не портя интригу. Главный герой — совсем не супермен: за себя постоять умеет, но постоянно огребает от сильных мира сего и остаётся в живых исключительно благодаря смекалке.

Имеются довольно жестокие и кровавые сцены, но показаны они довольно умело, что не вызывает отторжения.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что я не очень понимаю, каким образом «Роузуотер» затесалась в серию звёзд именно научной фантастики, книга, на мой взгляд, всё равно хороша.

Первое, что бросилось в глаза, конечно же, интересный и незаезженный антураж: лично я до сих пор не читала фантастики, где всё действие происходит в Африке. Не то, чтобы здесь прямо уж всё крутится вокруг нигерийского антуража, его даже не особо много, но всё равно какая-то свежая нота в повествовании присутствует.

Сюжетно роман перебрасывает читателя в будущее на ~40 лет вперёд, где человечество узнало с гарантией, что оно всё-таки не одно в этой прекрасной вселенной, и, попытавшись сначала как-то куда-то деть гостей с далёких звёзд, обломало зубы и вынуждено было смириться. Существо, которое окрестило себя Полынью — ну или согласилось, что будет называться Полынью, потому что потому, — рухнуло в Гайд-парк, угробило там кучу народу и сбежало под земной корой вдаль.

В Африку.

Африка оказалась не сильно против, потому что сделать Африке в XXI веке хуже надо было ещё постараться. Организованная Утопия-сити, из которой хотя бы дармовое электричество можно было получать, оказалась скорее даже полезной; а потом Утопия-сити ещё занялась массовым исцелением, одинаково прекрасно излечивая туберкулёз, СПИД, отрубленные конечности и недостающие внутренние органы.

Забавно, что до самого финала никто из упоминавшихся в повествовании людей в целом и не задумывается, а зачем, собственно говоря, Полынь это делает. Верят в чистый альтруизм инопланетного гостя или просто забивают, потому что да какая разница, расплатимся потом, неизвестно.

Очень по-человечески.

И оно, конечно, потом всплывает, в снизошедшем откровении, и говорит голосом нечеловеческим, а Полыни:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ну да, ребят, мы тут просто вас захватываем, меняем ваши клетки на наши, и вы медленно превращаетесь в ксеноформы сами. Почему? Ну, потому что нам нужна эта планета. А вы — нет. Всё, что мы хотели, мы от вас получили, про планету узнали, про вас тоже узнали, пока-пока, вы скоро мутируете в нас же под нашим чутким руководством.

Прекрасно же.

И достаточно свежо.

Главный герой — совсем негеройский, и этим, пожалуй, тоже привлекателен, потому что он совершенно понятен. На него свалились навыки взаимодействовать — «квантово интерпретировать» — с формами, которые Полынь щедро высыпала в атмосферу, и он этим пользуется, но не стремится ни понять, как это работает, ни что с этим ещё можно сделать. Кааро хочет красиво, спокойно и хорошо жить, а не спасать мир, изучать ксеносферу или служить родной стране. Единственное, что заставляет его пошевелиться — прямая угроза собственному существованию, но, вероятно, уже слишком поздно.

Что особенно яркое в романе — женские образы. Они тут горячи как африканский полдень и все, как на подбор, прекрасны: и правительственные агенты, и полицейские под прикрытием, и учёные, и СБ банка; и даже пролетающее мимо непознаваемое инопланетное что-то обладает женскими чертами. Иногда на их фоне главный герой выглядит несколько идиотом, хотя он вроде и сам это понимает — и действует сообразно этому пониманию, чтобы и выжить, и что-нибудь хорошего поиметь.

Однако при всём этом, книга показалась мне, как бы правильно слово подобрать... Сыроватой. Не откровенно сырой, потому что сюжет здесь есть, и интрига есть, но вот сыроватой, какой-то не до конца оформленной. Её лор не воспринимается цельным и вообще хоть как-то существующим, несмотря на то, что к финалу автор открывает бездны про падение других метеоритов с инопланетной флорой и ушедшей в жёсткую самоизоляцию Америки — мира вокруг почти нет. Он очерчен очень небольшими фрагментами, и читатель совершенно ничего не представляет о том, что в этом мире происходит.

Да ладно в мире; даже в самой Нигерии. В принципе, кроме того, что за последние тридцать лет развился медицинский туризм к месту Утопия-сити, к финалу о стране так ничего и неизвестно. Ну там где-то президент упоминается. Ничего нельзя сказать ни о том, чем Нигерия живёт, ни о том, на что она живёт. Про другие страны можно даже не заикаться, кроме сгинувших США фигурирует — один раз — только Англия, от которой приехал какой-то бесполезный «эксперт по общению с пришельцами».

И вот всех этих подробностей прямо решительно не хватает. Как что устроено? Какие технологии? Что за сеть, к которой подключены дома? Что за телефоны? Что за чипы? А сильный ИИ есть? Почему нет или почему да? Кто управляет дронами? О том, что случилось с родной планетой иномировой космической фауны тоже ни слова, а интересно же. Описание биологических агентов от ксенофауны довольно слабое, как оно работает — ну как-то работает, там вот полтора абзаца было, как ксеноформа захватывает контроль над нервными клетками, хватит с вас.

В общем, автор слишком сильно — для меня — сосредоточился на более социальных аспектах. Не скажу, что они неинтересны, но было бы здорово разбавить их ещё техническими хотя бы в таком же объёме.

Но при этом читать всё равно было увлекательно. Шедевром книгу не назвать, но потраченного времени совсем не жаль: что-то в этом есть. Идея о том, что колонизацию можно провести не только силовыми методами и тотальным уничтожением местного, а плавной незаметной экспансией, выглядит живо и даже необычно. Чаще в фантастике захватчики действуют куда более прямолинейно.

И с точки зрения именно поднятого вопроса колонизации, всё ещё, несмотря на XXI век, крайне актуального для Африки, «Роузуотер» по-своему великолепен. Не настолько, чтобы я искала продолжение в оригинале, но если оно будет выходить в переводе, обязательно прочту.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Роузуотер» привлёк меня двумя интересными моментами. Во-первых, сюжет книги тесно связан с биологией, которая является для меня профильной наукой. Во-вторых, нечасто можно встретить научную фантастику в африканском колорите. Оправдались ли мои ожидания, попробуем разобраться.

Действие происходит в 2066 году. Роузуотер – это город в виде кольца, расположенный вокруг Купола, под которым укрылся инопланетянин Полынь. Но обо всем по порядку. Считается, что всё началось с падения Полыни на Лондон в 2012 году. Пришелец, скрывающийся в астероиде, при приземлении уничтожил Гайд-парк, в свете чего был встречен людьми довольно агрессивно. После столь холодного приёма Полынь, в виде гигантского амёбоподобного существа, переместился в земную кору, по которой в последствие стал путешествовать. Пришелец принёс с собой на Землю микроскопические живые организмы – ксеноформы. Закончил свой путь Полынь в Нигерии, где осев на одном месте и закрывшись непроницаемым Куполом, находится на момент событий романа. Стоит отметить, что после всех этих событий Америка отделилась от всего мира, закрывшись «железным занавесом». Остальные страны могут только гадать, что же там происходит.

Хотелось бы поподробнее разобрать такое явление, как ксеноформы. Эти мельчайшие частицы сходны по строению с одноклеточными грибами. Находясь повсюду, они образуют связи, составляя так называемую ксеносферу. Некоторые люди получили возможность вступать в контакт с ксеносферой и извлекать оттуда нужную информацию. Подобных людей называют сенситивы. Это своего рода экстрасенсы, способные читать мысли и чувства окружающих, или внушать свои собственные. Для них оказывается открыто прошлое, а иногда и будущее. Также сенситивы могут превосходно искать предметы или людей, поэтому из них получаются превосходные воры. Способности у разных сенситивов различны в зависимости от их таланта в управлении ксеносферой. Взаимодействие с ней требует немалых навыков, и может быть очень опасно. Сенситив во время сеанса может просто потерять собственное Я и навсегда затеряться в лабиринте чужих мыслей. Однако у ксеноформ есть и другие интересные особенности – они способны вылечивать любые болезни. Концентрация их в атмосфере мала для того, чтобы излечить что-то серьёзное, но раз в год в куполе на короткий промежуток времени открывается портал, выплёскивающий новые частицы. Любое заболевание почти сразу проходит, даже конечности отрастают, что конечно же приводит в Роузуотер множество безнадёжно больных. Иногда ксеноформы работают неправильно, и вместо лечения люди получают страшные уродства. Но разве может это помешать больным надеяться? Ксеноформы могут даже возрождать мертвых, создавая что-то вроде зомби.

Главный герой – Кааро – сильнейший сенситив. В прошлом он был профессиональным вором, но был завербован правительством, и ныне работает на Отдел 45 (по сути, в разведке). В его обязанности входит считывание преступников и террористов, раскрытие преступлений. Для прикрытия он работает в банке, защищая ксеносферу в офисе от вторжения сенситивов-самоучек. Кааро – необычный персонаж. Повествование в романе идет от первого лица, и меня поражает безучастность главного героя. Он описывает происходящие события бесстрастно, как сторонний наблюдатель, хотя по факту находится в их эпицентре. Его способности поистине внушают уважение. Создаётся образ некого безучастного полубога, которого судьба бросает из одного водоворота в другой.

События развиваются сразу в двух временных линиях: 2066 год и прошлое Кааро. Раз за разом мы погружаемся в дни минувшего будущего, всё лучше узнавая главного героя, а вместе с тем и получая информацию о мире. Сюжет строится на том, что случайно Кааро узнаёт – другие сенситивы умирают по неизвестным причинам. Главный герой хочет понять в чём дело, и тем самым спасти свою жизнь. Интересно, как во всем этом замешана женщина с аватаром-бабочкой?

Нигерия в романе – страна контрастов. Тут есть различные импланты, Нимбус (своего рода интернет), хакеры-сенситивы, всемогущие корпорации и многое другое. Вместе с тем это всё та же страна третьего мира, где народ повсеместно погряз в нищете и суевериях. Один и тот же человек может работать в высокоскоростной сети, а затем повести ребенка к местной знахарке изгонять демонов. Воров, ведьм и геев здесь казнят «ожерельем» – надевают на шею покрышку и поджигают. Нигерия у Таде Томпсона пёстрая и страшная.

Если сеттинг и главный герой автору удались, то вот второстепенные персонажи все как на подбор плоские и невыразительные. Они являются скорее функциями, продвигающими сюжет. Герой попал в беду – ему приходят на помощь, не уверен в своих силах – старушка-сенситив передаёт ему свою силу, и т.д. К минусам я бы отнёс некоторое провисание сюжета. Непонятно также, что происходит с другими странами. Есть Нигерия со всеми своими контрастами, есть Америка за «железным занавесом». А что со сверхдержавами? Вот не поверю, что Нигерии позволили бы единолично распоряжаться Куполом. Евросоюз, Россия или Китая обязательно бы вмешались. В общем и целом, геополитическая ситуация описана неубедительно.

Итог: Мои ожидания от романа окупились лишь частично. Африканский колорит в какой-то мере я получил, а вот биопанка практически нет. Ну очень уж слабо описано научное обоснование ксеноформ. Впечатление от интересного сеттинга немного портит, пустота за границами Нигерии. Интересно подана идея первого контакта. Да и покорение Земли не всегда идёт при помощи оружия…

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Развёрнутых и глубоких комментариев к этой книге написано порядком, даже и добавить что-то новое сложно — будут только повторы. Остались только эмоции. Не так часто попадаются книги, от которых за уши не оттянешь — «Роузуотер» именно таков. Могу сказать одно: отличный роман, пожалуй, лучший из тех, что довелось прочесть в этом году, и один из лучших о Контакте вообще. Даже жалко было перелистывать последнюю страницу — хотелось ещё. Ладно скроен и крепко сшит сюжет; всё ярко и захватывающе. Хороший стиль, с изрядным оттенком достоверности — спасибо автору и переводчику. В общем, с нетерпением ожидаю перевода продолжений

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роузуотер мне нахваливали неоднократно, причем люди совершенно разные, порой не сходящиеся во взглядах на литературу и вот, прочитав, я решил тоже присоединиться с хвалебным отзывом. Роузуотер лишь слегка, отдаленно (прежде всего местом действия и присутствием инопланетного корабля) похож на фильм «Район №9», в остальном же, это классический детективно-приключенческий сюжет с мягкой научно- фантастической составляющей, что ни коим образом не портит книгу.

Отсутствие зубодробительных научных теорий и сложных технологий с лихвой компенсируются интересным миром, к созданию которого Таде Томпсон подходит с душой.

Инопланетные технологии, исцеляющие любую хворь и порождающие странных зомби-реаниматов, которые, разве что себе подобных через укус не плодят, телепаты-сенситивы, властвующие на просторах «психического интернета», аки хакеры, чужеродные формы жизни и люди рожденные от этих форм, до кучи все это обильно сдобрено острым африканским соусом из суеверий , межплеменных конфликтов и древних обычаев, таких, например,как казнь вора путем сожжения заживо.

Лично меня подобный мир зацепил , сильно.

Главный герой — Карро выступает для читателя гидом в довольно путанном повествовании, магистральный сюжет,переплетающийся с серией флэшбеков, одновременно

раскрывает прошлое героя и описывает то, как изменился мир с приходом инопланетян.

Поначалу трудно увязать все это в целостную, картину, но потом все встает на свои места, пазл сходится.

В процессе чтения сразу становится виден замах на серию из нескольких книг, несмотря на вполне законченный сюжет самого Роузуотера, секретов в мире где властвует Инопланетный конгломерат, известный людям, как Полынь осталось предостаточно. Это касается , как самой экспансии инопланетян, того, оправдаются ли мрачные прогнозы о судьбе человечества, так и судьбы ушедшей в тотальную изоляцию Америки, а ведь остались и другие государства, делящие власть после исчезновения со сцены одной из сверхдержав.

Единственным недостатком, можно назвать, пассивное отношение к жизни главного героя, который, являясь очень мощным телепатом, просто плывет по течению, в большинстве случаев или суматошно спасается бегством. «Я трус» говорит сам о себе Карро, может оно и так...но хочется надеяться, что финальные перемены в его жизни изменят ситуацию к лучшему.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

У этого романа интересный мир и оригинальный взгляд на инопланетное вторжение. Африканский футуризм, где чипы, дроны и высокие технологии соседствуют с бедностью и жестокими традициями. Инопланетное соседство, которое стало обыденностью, пускай и не оказалось от этого более понятным. Инопланетные существа, которые изучают и меняют мир вокруг, но делают это очень медленно, попутно исцеляя, калеча и наделяя необычными способностями. Множество любопытных идей — вроде в буквальном смысле закрывшейся от остального мира Америки, путешествий в ксеносфере (чем-то похожей на виртуальность, но при этом ксенобиологической природы), города, выросшего вокруг огромного инопланетного существа, и любопытных второстепенных героев. Диссидентка с повадками ученой, путешествующая во времени и пространстве при помощи некой технологии. Полуангел инопланетного происхождения. Призрак, застрявший в ксеносфере.

Но также следует отметить, что у этого романа абсолютно неинтересный главный герой (и это сильно повлияло на мою оценку). Он просто наблюдатель, плывущий по течению и реагирующий на раздражители. У него нет увлечений, смысла жизни, любимого дела — все его порывы ограничиваются банальными гедонистическими пристрастиями к красивым вещам и женщинам. Ну почти — все-таки минимум привязанностей у него есть, хотя бы по старой памяти. Он бывший воришка, вынужденный работать на правительство. И глубина его равнодушия к жизни определяется необходимостью время от времени слушать мысли умирающих, заряжаясь таким образом желанием жить.

В принципе, нелинейное повествование в нескольких временных линиях позволяет читателю лучше узнать предысторию главного героя и предпосылки его странностей (у героя сильные проблемы с самоидентификацией — последствия применения способностей и чтения чужих жизней). Но до этих подробностей ещё нужно дочитать.

Повествование неспешное, лишенное яркости и привычной динамики, но взамен рисующее всё новые и новые детали оригинального мира. И инопланетное вторжение здесь действительно есть, только такое, которому нельзя противостоять оружием. Следовательно здесь не будет попыток спасти мир (он не нуждается в спасении) или защитить человечество (эта битва уже проиграна ко взаимному удовлетворению сторон). Но будут тайны, смерти, необычные существа и попытка построить свое маленькое счастье, не смотря ни на что. И финальный выбор главного героя, его самоустранение от моральной дилеммы — логичный итог, к тому же вполне соответствующий духу и идеям романа.

История выглядит абсолютно законченной — не смотря на то, что служит началом целого цикла.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чересчур много ненужной физиологии и натужного псевдо-психологизма, но все равно — в целом добротное произведение, достаточно живое изображение африканской жизни после прилета инопланетян — с сумасшедшей смесью наркоты, техники, ведьмачества, агентов с чипами, жестоких убийств и летающих полуангелов. Хотя, такая яркая атмосферность — лишь противовес однотонному и даже скучному главному герою, который, честно говоря, никаких симпатий не вызывает — ни в начале, ни после того, как вроде бы начинает быть понятной его мотивация. Меня больше увлекла сама идея контакта, но она, увы, почти затерялась в банальном детективном сюжете и упомянута почти вскользь. А жаль, потому что, в отличие всего остального в этом произведении, она не лишена оригинальности.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В Лондоне в 2012 году приземлился огромный инопланетный объект под названием Полынь. Объект заразил биосферу внеземными микроорганизмами, ксеноформами. Их перемещение невозможно отследить. По прошествии времени количество ксеноформ стремительно увеличивается. Микроорганизмы ксеноформ обладают как растительными так и животными свойствами клеток. У этих микробов много общего со стволовыми клетками человека и они способны адаптироваться к любой его функции. Они способны заменить повреждённые или больные клетки, то есть полностью излечить человеческий организм. Сама Полынь размером с небольшого города погрузилась в земную кору и путешествует под землёй без всякой закономерности. Американцы, прочуяв в чем дело, ушли в глухую изоляцию. Тем временем, Полынь, находит себе место в нигерийских землях. Этот объект накрылся биологическим куполом, создав внутри себя городок Утопия-Сити, и раз в год в куполе появляется отверстие, выпуская в город новые микроорганизмы. Вокруг купола построили город Роузуотер. В городе начали появляться военные, учёные и представители разных стран, для изучения этого феномена. Феномен заключается в том, что почти отчаявшиеся люди в своем здоровье полностью излечились. У людей, которых была полностью ампутирована конечность, вновь выростала она. Некоторые приводили своих умерших родственников и они воскресали. Но воскресало только тело, а не душа и таких бездушных и бессистемных людей прозвали реанимантами. На неделю после Открытия Спецподразделение нигерийской армии вводит комендантский час, для отлова реанимантов и уничтожения останков. Все должны быть дома к 19:30, иначе рискуют быть убитыми.

Кааро — сенситив, является центральным персонажем всего романа. В детстве часто воровал и воровство его было основным источником дохода. Прознав о его преступлениях от него отказываются родственники. Кааро умеет считывать мысли и эмоции окружающих людей. Такие сенситивы нужны правительству и его нашел Отдел 45. Где, с такими же сенситивами как и он, проходит обучение и приступает к работе.

Повествование романа идёт тремя времянными линиями, где по прочтении мы собираем один целостный сюжет. Отличный роман, читается не быстро, но текст заставляет держать читателя в постоянном напряжении.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пример хорошей черной фантастики, тесно перекликающийся по ощущениям с «Районом N 9» Блокампа.

В романе хватает своеобразия, но оно достигается не вбросом обмазывающих лицо глиной людей, а фоновым нуарным ощущением страны, в которой дроны сосуществуют с забиванием воров на улице, а биотех — с нацполицией, пытающей врагов президента в камышовых хижинах. Здесь все в порядке с чипами и телефонами, но простолюдины забросают камнями за магию. Томпсон просто добавил сюда еще один слой — заражение ксеногрибами из закрытого купола Полыни. Особенный кайф — это интонация. Герой — нагловатый, безответственный, недалекий, но крайне одаренный телепат. В юности он активно использует свой талант... чтобы тырить вещи у всех вокруг. Он многое умеет, но ничего толком не хочет, как обычный житель страны без будущего, и это делает его идеальным наблюдателем.

Роузуотер — город, бубликом окруживший инопланетный купол. Купол скрывает гигантского инопланетянина Полынь, который ползает под землей, но постепенно решил остановиться в Нигерии. Испускаемые им грибы меняют людей и, кажется, это лишь начало. Общая незащищенность и привкус хаоса заставляют вспоминать, что Россию иногда называют Северной Нигерией. Есть что-то похожее в сочетании слоев жизни, которые не должны бы сочетаться. Хорошая штука, люблю такой авторский голос.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нигерия, 2066 г. Город Роузуотер – новейшее урбанистическое образование, возникшее вокруг загадочного инопланетного объекта, получившего название Полынь. Объект окружен непроницаемым куполом, не позволяющим ни войти внутрь, ни как следует изучить Полынь, ни уничтожить объект. Но так было не всегда. Да и сейчас купол иногда ненадолго приоткрывается, пусть и по-прежнему не позволяя попасть внутрь – и тогда происходят странные явления на грани чуда. Полынь излечивает любые болезни – от рака и туберкулеза до СПИДа и тяжелейших травм позвоночника. Правда, иногда с побочными эффектами. А еще Полынь поднимает мертвых – но с восставшими мертвецами начинаются проблемы...

Тысячи больных, жаждущих исцеления, ученых, религиозных фанатиков, журналистов, авантюристов всех мастей и просто туристов съезжаются в Роузуотер со всего мира – а город продолжает жить своей обыденной и завораживающей жизнью. Здесь нанятые банком телепаты-сенситивы противостоят попыткам ментального взлома со стороны сенситивов-преступников. Здесь чипы-имплантаты, полицейские дроны и вездесущие камеры слежения контролируют, казалось бы, всё и вся, но преступления всё равно совершаются, и далеко не всегда удается найти виновных. Здесь широко развернули свою тайную деятельность могущественные спецслужбы, но и они не всегда в состоянии предотвратить очередной теракт или поймать таинственную Велосипедистку, что пропагандирует анархо-социалистические взгляды, появляется ниоткуда и исчезает бесследно, постепенно увеличивая армию своих последователей. Здесь торгуют наркотиками и нелегальными имплантатами, тайно содержат опасных представителей инопланетной фауны, устраивают подпольные бои и тотализаторы.

Но большинство людей здесь просто живут: любят мужей и жен, растят детей, ходят на работу, в поте лица добывая хлеб свой насущный, играют в футбол, проводят время в заменившем интернет Нимбусе и по мере сил радуются жизни, принимая окружающее как данность.

Смешение технологий второй половины XXI века и многовековых племенных обычаев; виртуальная реальность и вполне реальные суды Линча; религиозные фанатики и бесшабашные авантюристы; начиненные новейшей техникой небоскребы и уличные лотки с горячей едой на вынос; автоматизированные квартиры с голосовым управлением, системами безопасности, голографическими проекторами и кондиционерами – и стихийные рынки под палящим солнцем, где торгуют всем на свете; традиционные блюда нигерийской кухни и диетическая кола с «Джеком Дэниелсом». Вавилонское столпотворение, калейдоскоп племен и народов, языков и наречий.

Все это – Нигерия. Все это – Роузуотер.

Это впечатляет. Это очаровывает. Это интригует, затягивает и не даёт оторваться от чтения. Части странной головоломки далеко не сразу становятся на свои места. Здесь настоящее перемешано с прошлым, ментальное пространство ксеносферы – со снами, а голографические образы Нимбуса с реальностью. Но не зря главный герой – не просто телепат-сенситив, а Искатель или «скользун», агент спецслужбы и бывший вор. Он умеет находить пропавших людей и вещи по одному лишь слабому запаху чужой мысли. И не только людей и вещи, как выясняется. Еще Кааро умеет находить ответы на непростые вопросы. И он их найдет, можете не сомневаться. Вот только понравятся ли ему эти ответы? И что в итоге выберет Кааро: борьбу и противостояние – или тихую, почти счастливую жизнь со своей наконец обретенной любовью?

Сильная, необычная и неоднозначная книга. Пожалуй, впервые мне встретился роман, где образное воздействие происходит не на микро-, а на макро-уровне. То есть, художественные образы содержатся не в конкретных фразах или абзацах – там они тоже встречаются, но не так уж часто – а в больших фрагментах и блоках текста и во всей книге в целом. В итоге ты видишь и ощущаешь скорее общую картину, чем частности: район, а не конкретный дом, город, а не квартал, социальный слой, а не конкретного человека. Ты видишь, слышишь и ощущаешь вкус острой пищи и запах свежего кофе, палящее солнце и разноголосый гомон толпы, ауру, атмосферу, настроение, игру слов и контрастов – но это скорее общие ощущения, пронизывающие насквозь всю книгу или большой ее фрагмент, чем впечатления от какой-то отдельной фразы или эпизода. И даже образы героев складываются, достраиваются и раскрываются постепенно, на протяжении всего романа.

Очень интересное ощущение.

Написан роман увлекательно, самобытно и динамично.

Для любителей остросюжетной литературы: здесь найдутся погони и перестрелки, побеги из тюрьмы, сражения в ментальной реальности и драка с зомби врукопашную, без оружия, один на один.

Да, и грубоватый, но вполне уместный юмор тут тоже есть – хотя книга в целом отнюдь не смешная.

Для любителей не слишком «твердой» научной фантастики: здесь найдется вдоволь и науки (по большей части биологии, но не только), и фантастики.

Для любителей закрученной интриги и нелинейного сюжета: вы зашли по адресу! И того, и другого вы здесь найдете с избытком.

Для любителей просто хорошей литературы, без деления на направления и жанры: кроме всего вышеназванного, вы найдете здесь потаенные движения человеческой души и психики, живых и неоднозначных героев, которые не стоят на месте – они меняются, развиваются и вызывают искреннее сопереживание. Окунетесь в яркую и странную африканскую культуру, верования и быт, в непередаваемую пряную экзотическую атмосферу этого романа, с соленым потом и острым перцем, табаком и кофе, любовью и ненавистью, страстью и безразличием, отчаянием и надеждой – и грустной горчинкой тихого декаданса на завершении...

Сильная и необычная книга.

Кстати, хотя «Роузуотер» – это законченный самостоятельный роман, он, тем не менее, является первым романом цикла «Полынь» Таде Томпсона, две следующие книги которого уже вышли в свет на английском в 2019-м году. Очень надеюсь, что эти книги тоже переведут на русский – уже хочу их прочесть.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крайне скучная история о самом крутом телепате, который ничего не понимает и ничего не хочет.

Психологизма нет. Потому что прочитать чужие мысли — это ещё не психологизм. Драматизм съеден будничностью. Экшна мало и так он бойко написан, что лучше бы и вовсе не было.

Смешение эпизодов из разных времён особо не напрягает, но служит только созданию интриги на пустом месте.

Африканский колорит почти неощутим. Зато колорит киберпанковский чувствуется всеми фибрами. Тут практически эталонный хай тек лоу лайф.

Инопланетная инвазия интересна как задумка. Чужеродные микроорганизмы создают телепатов, зомбарей и прочие кошерные вещи — богатейший и универсальнейший фундамент. Но нет. Отдел телепатов в службе безопасности банка — единственная более-менее додуманная мысль в этом направлении (даётся в начале для затравки). Прочих деталей мало и они всплывают в тексте несвязанными набросками.

В сумме похоже на смесь газонокосильщика и какого-то унылого нуара. Потенциал был и был запорот.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Расширяем свои читательские горизонты с серией «Звезды научной фантастики». На повестке дня «Роузуотер», роман о Нигерии, но строго говоря, не из Нигерии. Хотя это не имеет особого значения, ведь автор прожил в Африке более двадцати лет и является урожденным Йоруба, проживающим на данный момент в Англии.

«Роузуотер» предлагает необычный взгляд на инопланетное вторжение. При этом само вторжение происходит в основном фоном, и большую часть времени читатель наблюдает занятную смесь социальной драмы, шпионского детектива и мягкой научной фантастики. Бонусом идет еще чередование временных линий повествования, но они сплетены так искусно, что ни одна из них не перетягивает одеяло читательского внимания на себя.

Итак, на землю упало непонятное инопланетное создание, названное людьми «Полынью». Полынь приземлилась в Лондоне, принесло кучу разрушений и буквально провалилось сквозь землю. Люди, естественно, сначала попытались изучить и уничтожить неведомое создание, но особого успеха не добились. В итоге США огородились от всего мира непроницаемым куполом, Россия спорит с Китаем за звание новой сверхдержавы, а в Нигерии люди вынуждены привыкать к новому соседу.

Африканский городок Роузуотер раньше называли «пончиком», потому что он возник вокруг инопланетного купола. Сначала люди исследовали непонятный «гриб», потом обнаружили его побочный эффект связанный с излечением всех вокруг раз в год. Постепенно на базе этого выросла целая инфраструктура.

В Роузуотере живет Кааро, и это в большей степени его история, нежели повествование о «контакте». Кааро – сенситив, то есть человек, обладающий определенными способностями к телепатии. Его жизнь не назовешь простой, ему довелось побывать и вором, и спецагентом, и банковским служащим. Кааро отличается довольно флегматичным взглядом на жизнь, его мысленный монолог настолько отдает фатализмом, что вся книга у меня в голове читалась голосом Ильи Бледного, актера дубляжа Доктора Манхэттена из «Хранителей». Именно Кааро предстоит найти ответы на вопросы что же такое Полынь, каковы ее цели, что происходит с другими сенситивами, и что ждет человечество дальше. А еще Кааро необходимо разобраться в себе и своих желаниях.

«Роузуотер» не отличается остросюжетностью и драйвом, напряжение и интрига нарастает в нем постепенно и раскрывается в полной мере лишь на последней четверти книги. До тех пор читателю предстоит блуждать внутри мыслей Кааро разных лет и строить собственные теории относительно происходящего. Интересно, что сам по себе роман ладно скроен, почти все вопросы получают свои ответы, а само повествование течет очень размерено. Персонажи получились живыми, хотя не все оказались яркими в равной степени. К примеру, образ Феми меня зацепил гораздо сильнее, нежели образ Аминат, да и химия между ней и Кааро ощущалась более явно. Атмосфера Нигерии автору удалась просто блестяще, многие детали оказались для меня в новинку, и узнать о быте далекой африканской страны было интересно.

А вот что автору не удалось, так это придумать что-то новенькое относительно фантастического элемента. Это не так уж важно, но я от финала ожидал несколько большего, нежели новой вариации известного парадокса

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тесея.

Тем не менее, роман оставляет достаточно приятное послевкусие и его продолжения мне прочитать хотелось бы. Надеюсь, рано или поздно они у нас выйдут.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Томпсон — не совсем минималист, но во всем, чем набит роман, автор соблюдает меру. У него была масса возможностей испортить книгу, но он их благополучно избежал. Здесь нет: навязчивой порнухи, такой же навязчивой экзотики, навязчивых трипов с путешествиями в виртуальные миры и попыток выжать из читателя сострадание к голодным африканским детям.

Да, герой занимается сексом с инопланетной формой жизни, но Томпсон скорее информирует об этом, чем смакует. Да, дело происходит в Африке, но даже Макдональд в свои «индийские» и прочие «этнические» произведения вбивает больше примет неевропейской культуры. Да, герой может выходить в ментальное пространство, но автор не устраивает ему там квест на треть романа. И да, в Африке жить тяжко, но это не обличение колониализма и не покаяние британского писателя перед благородными африканцами.

Не-Африки в романе вообще очень мало. Африканцам для полноценного сюжета достаточно африканцев. Нигерия — страна продвинутая и самодостаточная, у них самих найдутся подлецы, герои и прочие необходимые для хорошего романа типажи в нужных количествах.

Более того, если бы мне прямо не сказали, что это Нигерия, я бы мог принять ее за какую-нибудь выдуманную страну. Тоже, кстати, плюс. Не вижу причин каждый НФ-роман, действие которого происходит не в Европе или США, превращать в этнографический. У Томпсона экзотики ровно столько, чтобы обозначить неевропейское пространство, но сохранить единственный центр повествования — фантдопущение. Роман не про Африку, а про инопланетян и про то, что они с людьми делают.

Еще один удачный момент — главный герой. Это не нынешний любимец даркфентези — лишенный обаяния нехороший человек, которому желаешь смерти с первой страницы, надеясь, что его замена окажется поинтереснее. Однако и традиционным для персонажей НФ энтузиазмом он не заражен, так что в герои/спасители/первооткрыватели не рвется. А еще он не предается регулярным сеансам страдания по поводу чего-нибудь. В итоге у Томпсона получился очень достоверный персонаж — вор, который перестал воровать и стал работать на правительство, но не раскаялся и не обрел веру в Добро. Он очень настоящий, нет впечатления, что кусок его биографии появился для драматического эффекта и романтических образов.

Кааро — человек, который не особо склонен к рефлексии; человек действия, но не глобальных свершений, а мелких, необходимых с его точки зрения дел. Их поток, подстегиваемый правительством, а также четкие, не перегруженные лишними оборотами предложения создают очень плотный текст, который приятно и интересно читать.

И фантастику Томпсон разворачивает постепенно, шаг за шагом, исключительно через Кааро, не поддаваясь соблазну ввести на пару глав дополнительного персонажа ради простоты раскрытия темы. Терпеть не могу, когда автор жертвует единством повествования ради «раскрытия мира». Не можешь раскрыть мир, не испортив текст — не раскрывай.

«Роузуотер» — роман о контакте. Вор и правительственный агент пытается разобраться в своей способности читать мысли людей (от которой может и умереть). Это естественное желание приводит его к осознанию целей инопланетян. Фантастика развивается (от простого к сложному, от меньшего к большему) активнее, чем герой, как и должно быть в НФ-романе. Вполне себе оригинальная концепция захвата планеты отсылает ко вполне классической идее НФ и футурологии, озвученной Моравеком, Лемом, Иганом и прочими умными людьми:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
насколько (в смысле — какую часть, в процентах) нужно изменить человека, чтобы он перестал быть самим собой и стал чем-то иным

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какая-то инопланетная шняга бухнулась посреди Африки и заполняет атмосферу грибами, приводящими к появлению у населения сверхспособностей и т.п. И это все хорошее, что есть в книге — загадка, тайна, на которую всем плевать, и которой никто не занимается. Я бы с удовольствием почитал про попытку контакта с чуждым разумом, про нападение и захват Полынью, но приходится читать про унылого ушлепка, который трахнулся тут, подрался там, отсиделся за углом.

Да, он телепат, да, он экстрасенс, какой-то весь из себя уникальный... Но что он делает такого, чтобы мне было интересно за ним следить? Без цели шляется по Нигерии, да ведет диалоги, от которых хочется повеситься. Обычная рутина обычного эгоиста, тратящего свою жизнь и дар на непонятные и никому ненужные вещи. Мне наблюдать за его метаниями было вообще пофигу, я не проникся к нему ни симпатией, ни ненавистью, только равнодушие и раздражение, что рядом есть интересная интрига, а мое время тратят на это ничтожество.

Определенный негатив у меня заслуженно вызывают и постоянные флешбеки, через которые автор вымучивает происходящее. Десяток лет вперед, пяток назад, 15 туда, 20 сюда... Глупая однообразная головоломка, у которой нет вообще никакого оправдания. Почему нельзя было писать нормально и последовательно? Ладно бы герой сильно менялся по ходу сюжета, так нет же! Если бы в начале не называли дату, так и вообще было бы непонятно, что прошло столько лет. Абсолютно однообразный герой просто стоит на сцене, а сзади подменяют декорации, создавая читателю лишь трудности. Для чего? Просто выпендриться? Типа, я такой оригинальный автор, у меня концептуальное повествование вразрез с вашими приевшимися литературными догмами. «Ясно мыслящий, ясно излагает» — это не про автора.

Половина сцен книги вообще непонятно зачем нужны, ни на что не влияют и ни к чему не приводят. Что-то более менее подчиненное единому сценарию начинается только в конце, когда мне уже вусмерть надоел этот картонный Кара и его метания. А в итоге я полностью запутался в этой дурацкой Санта-Барбаре из одноразовых персонажей без цели, где не понять, кто чей родственник, кто уже умер, кого и почему трахают чужие. Интересная история мира Полыни буквально утопает в отвратительно равном, буксующем на месте повествовании, которое вдруг спохватывается «конец близок!» и начинает выдавать горы экспозиции из каждого угла. Что мешало делать это последовательно по всей длине книги, а не хоронить все эти бахатства под скукой и унынием?!

Да еще и ужасный перевод «я вошел в дверь, они смотрели на меня, я побежал налево, они бежали за мной». Нет ни образности, ни яркости, ни смысла в подобном чтиве. И действительно, зачем писать что-то нормальное и интересное, если можно всякую муть так выкрутить, чтоб понадобилась высшая математика просто все это расставить по местам.

Очередная идея, загубленная убогой реализацией с акцентом на чем угодно, только не на истории и не на героях.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Роузуотер» оставил сладкое двойственное впечатление, очень личное, поэтому в этом отзыве будет много моего «я».

Процесс чтения был очень захватывающим. В тексте на это работают язык и непривычная менера изложения, глубоко погрузившая меня в поток мыслей и воспоминаний главного героя, к слову, далеко не всегда приятных. Еще более захватывающим чтение делали яркие, чувственные персонажи -- и, что самое главное, мои собственные ожидания от повествования, основанные на прочитанной ранее научной фантастике. Особенно твердой научной фантастике. Это и породило главное разочарование от книги: мои собственные нечеткие попытки придумать объяснение инопланетному вторжению оказались более волнующими, нежели вся концовка. Похвалить в фантастической части я могу разве что обоснование и описание способностей главного героя и некоторых других персонажей, а также качественные и интересные околобиологические подробности, что может быть связано с медицинским образованием Таде Томпсона. Его описания структур из живой и неживой плоти восхитительны.

«Роузуотер» также подарил мне интересный опыт мягкого погружения в чужую культуру. Когда европейский писатель типа Йена Макдональда описывает другую культуру, пусть даже с любовью, интересом и «изнутри», получается как-то более натужно, чем когда это делает ее носитель [например, в отличие от его бразильцев, все бразильцы, которых я встречала, не любят босса нову]. В случае с романом Таде Томпсона незнакомая мне, не-африканскому читателю, нигерийская реальность очень мягко проступает в тексте, подменяя собой мое представление о привычном и нормальном. Сперва все, включая описание быта и поведения людей, казалось настолько привычным, что я даже неосознанно представляла всех персонажей людьми с европейской внешностью. Но где-то с середины книги уже никак нельзя было представить что-либо кроме Нигерии и нигерийцев. Я, возможно от незнания, не люблю и не понимаю африканскую культуру и по этой причине все время внутренне ждала появления неприятного ощущения чужеродности, но неожиданно просто почувствовала себя в среде главного героя, не испытывая ничего отталкивающего и не преодолевая никакого мысленного барьера. Разве что упоминания линчевания и некоторых других традиций продолжали быть чем-то ортогональным моей картине мира. Описание жизни в Нигерии и африканского быта после инопланетного вторжения вышло у Таде Томпсона прекрасно. Отдельное спасибо ему за упоминания истории некоторых древних африканских городов.

Подводя итог, могу сказать, что искателей продуманного обоснования внеземной жизни развязка книги и ее не полная завершенность скорее всего разочарует. Впрочем, если читать роман не только ради развязки и оценивать его не с точки зрения убедительности фантастического допущения, -- «Роузуотер» является прекрасным художественным произведением, рожденным от смешения нигерийской литературной традиции и современной научной фантастики. В рамках одной книги проработанные персонажи и живой язык перевешивают недостатки фантастической составляющей, но стоит ли читать оставшиеся две книги трилогии, я не знаю.

PS: Описание некоторых тренировок и военных вылазок главного героя напомнили мне прошлое Хэя из Darker than Black.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх