fantlab ru

Филип Пулман «Чудесный нож»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.98
Оценок:
1527
Моя оценка:
-

подробнее

Чудесный нож

The Subtle Knife

Роман, год; цикл «Вселенная Тёмных начал»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 81
Аннотация:

Лира Белаква, вслед за лордом Азриэлем, попадает в другой мир, в котором на взрослых охотятся таинственные Призраки, а у людей нет деймонов. В этом мире она встречает двенадцатилетнего Уилла Парри, который ищет своего отца.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1997 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 5-е место

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2004 // Переводная книга фэнтези (Великобритания)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2005 // Переводной роман (Великобритания, 1997)

Похожие произведения:

 

 


Чудесный нож
2004 г.
Чудесный нож
2008 г.
Чудесный нож
2016 г.
Чудесный нож
2020 г.

Аудиокниги:

Чудесный нож
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Магічний ніж
2004 г.
(украинский)
Subtle Knife
2007 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

это моя любимая книга из трилогии. очень понравился сюжет, но больше всего понравилось появления настолько шикарно по характеру и описание его внешности парень Уилл. история его безумно порадовала. характер лиры стал меняться, в общем много чего в сюжете второй части понравилось. очень жду фильма...:super:

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга понравилась, не смотря на то, что на мой взгляд она больше ориентирована на детский возраст. Не оставило равнодушной и появление Уилла, сразу становится ясно, что это завязка нежного свежего детского чувства- первой любви) Смотришь на Лиру и Уилла с умилением- такие маленькие и храбрые, под стать друг другу! и идея с ангелами, которые для каждого выглядят так, как они представляют, думаю, тоже очень удачна.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во второй книге эпопея верно дрейфует от «сказочности, детскости» первой части в сторону героическо-космологического эпика.

События постепенно приобретают истинно «вселенский» масштаб.

Увеличивается количество главных героев (появляется и активно вступает в действие двенадцатилетний спутник Лиры из нашего мира Уилл). Арена роман уже не ограничивается одним и даже двумя мирами... В действие включаются воистину «божественные» силы.

Автор умело поддерживает напряжение сюжета на протяжении всего романа (с моей точки зрения, не допущено ни малейшего провисания ни одной линии).

И потрясающе сделанный промежуточный финал.

С нетерпением открываю третью книгу...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я до сих пор вспоминаю, как читал летом эту книжку. Слушал альбом Пилота «Крот, рыба, свинья» (музыка к повествования подошла вообще превосходно, больше так ни с одной книгой и группой не получилось). читаю, что это лучший роман в серии, хотя вот «Янтарный телескоп», конечно, сильнее и по части экшена и по части драмы!:weep::super:

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

А мне понравилось. В «Северном сиянии» временами раздражало поведение Лиры, а во второй книге ясно ощутимо взросление героини (что и требовалось автору). Прочитала одним махом, затянуло... В тех местах повествования, где описывались чувства и мысли Лиры и Пантелеймона, ощущала себя сроднившейся с героями. Написано классно, книга явно для взрослых, дети просто не поймут. Сюжет довольно непредсказуем, есть некоторые ходы из «Гарри Поттера», но отличается разительно. Общие впечатления самые благожелательные — книга впечатлила.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что касается теологической части книги то писатель явно указывает на то на что церковные фанатики закрывают глаза. Они слепо проводят в молитвах всю свою жизнь и думают что этим заслужат себя место в раю рядом с богом. Пулман показывает что это может быть и не-так ведь доказательств Пулмановской теори и Библейской одинаковое количество 0. В его весрсии ангелы не являются высшими существами они не состоят из плоти они чистая пыль. Они слабее человека во всем кроме мудрости они живут дольше и поэтому их знания простираются за гаризонт человеческого понимания. Но при этом два простых человека смогли убить второго по силе среди ангелов. А верховный англе вобще развеялся поветру когда его выпустили из его хрустального кокона ...

Оценка: 10
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга интересная, но читать ее сложнее первой. Она кажется немного кровавой и жестокой. Особенно пугали призраки и отрезанные пальцы. Не совсем понятно, зачем надо было впутывать сюда религию.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохое продолжение, но...некоторые моменты задевают. Мало сказки, при всей кажущейся простоте: дети убивают, Бог — тиран, а хорошие герои стремятся свергнуть его, нет четкого разделения на добро и зло — правильное место там, где Лира. Насчет религии — это он чересчур, такое чувство, что сам Пулман когда-то потерял веру. На протяжении всей истории человечества именем Бога совершались самые страшные деяния, но все же не стоит отождествлять их с самим Богом, хотя конечно удобно всю мерзость свалить на кого-то свыше.

В плане художественном — почти так же здорово, замечательные персонажи. Думаю дальше будет интереснее.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вопреки расхожему мнению из всей трилогии больше всего меня увлёк именно «Чудесный нож».

Во-первых Уилл мне нравится много больше своенравной Лиры, хотя и она не лишена своеобразного обаяния, а пройдя сквозь невзгоды становится взрослее.

Действие происходит не в одном мире Лиры в нескольких параллельных реальностях, в том числе и в нашем с вами реальном мире конца ХХ века, что создаёт своеобразное ощущение чуда где то поблизости и раздвигает рамки литературной вселенной созданной автором.

Появляется такой отличного персонажа как Мэри Малоун — своеобразный антагонист миссис Колтер.

Отсутствуют логические несоответствия, коими грешат последнии главы третьей книги трилогии (чем, к сожалению, обедняют весь мир в целом).

Трилогию оцениваю следующим образом:

«Северное сияние» — 9/10

«Чудесный нож» — 9.1

«Янтарный телескоп» — 7.5

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная книга, много персонажей и практически с каждым из них связана, хотябы одна главава, очень интересно, увлекательно и захватывающе!

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чаще всего вторая книга трилогии является провисом. «Тёмные начала» в некотором роде не избежали этой участи — в общем-то, этот роман только завершил завязку цикла, расставив наконец-то всех по своим местам, как солдатиков по полю, а третья книга, видимо, нынче станет большой и мощной вселенской бойней за власть в очередном Мегамире. Что же это за завязка такая, спрашивается?

Сюжет сильно разветвляется, и второстепенные линии занимают всё больше места. Теперь уже Лира не такой уж и главный герой — фактически на её место встал Уилл, парнишка из нашего мира. Вторая линия, не хуже прочих — Ли Скросби, хотя она как раз заканчивается тупиком, и ни к чему не приходит. Само собой, Пулман просто мальчик по сравнению с авторами многотомников, которые переплетают сюжетные линии в дичайшие узоры, этим он похвастаться не может, однако кое-какие интересные идеи подкидывает регулярно, из главы в главу.В центре всего, конечно, «чудесный нож», разрезающий материю любой природы. Не будем задавать глупые вопросы вроде «а в чём его хранят», просто примем как факт его невероятную природу. Правда, по какому принципу он выбирает мир, в который делает портал, непонятно.

Конечно, фантазия у Пулмана богатая, но здесь она менее впечатлят, не то что в «Золотом компасе». Город Читтаганце интересен, но по своей удивительности нисколько не напоминает мир Лиры с её викторианским Оксфордом, сдобренным модным стилем «стимпанк». Миры поблекли: Лира и Уилл идут из мира в мир, сюжет топчется на месте, а мисс Колтер тем временем наращивает силы для чего-то никому неизвестного, но очень страшного. Никаких красок: всё крутится вокруг психологии героев, в особенности — Уилла, который всё-же не так интересен, как другие. И Лира уже не так хороша: почему-то она сразу успокоилась, узнав, что её спутник — убийца, и посчитала его хорошим попутчиком.

Плохо ли? Нет, просто отделять ЧН от ЗК было не обязательно. Я с каждым годом убеждаюсь, что трилогия — не самая лучшая литературная форма для сюжетно единых циклов, поэтому не жду многого от серединных томов. Написан роман хорошо, сильные сцены приличествуют, да и детскости наблюдается по самому минимуму. В общем, добротный подростковый роман, в котором Пулман затянул завязку до предела...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ангельская физика — то, чего ты не знал о механике и электромагнетизме

Огромной неожиданностью второй книги становится перенесение читателя в реалии нашего собственного мира, которые от такого внезапного поворота сначала кажутся не менее чудными, чем вымышленные. Все усугубилось тем, что между разными, но частично похожими вселенными образовались окна, прорезываемые ворами из умирающего мира бывших торговцев. В общем-то поначалу книга очень напомнит фэнтези про попаданцев, что явно не идёт на пользу трилогии. Практически половина книги вертится вокруг установления химии между Лирой и новым центральным героем — двенадцатилетним мальчиком Уиллом. Цели приключений становится все более неясными, но при этом сцены в «Чудесном ноже» куда стремительней, напряженней и драматичней, но есть в этом ещё одна загвоздка: новая информация раскрывается к самому критическому моменту, развязкой которого скорей всего будет смерть тех, за кого переживает читатель. Так что, на мой взгляд, это далеко не детское фэнтези в его сказочном понимании с непременным счастливым концом, либо из тех книг, которые в одном случае стимулируют взросление, а в другом — оставляют человека с психологической травмой и нежеланием выходить из детства.

Причём тема психики в этом романе проходит и в пласте мифологии миров: атакующие только взрослых Призраки, превращающие погоню от них в сумасшествие, а принятие — в не менее безумное безразличие. Ну и кажется, что секрет расстояния между человеком и деймоном лежит в понимании любви и её ультимативности, а также отдалённости от естественных начал. Не просто же так деймоны — противоположного пола, а самые менее религиозные (в церковном понимании) персонажи, ведьмы, связанные с силами природы, не способны прощать и не так трепетно реагируют на отдаление части себя, потому что и так взаимодействуют с различной живностью.

Кстати, такой подход к построению мира мне кажется более подходящим под определение Science Fantasy, чем школы магии, её разделение, например на магию Порядка и магию Хаоса или по предметам со списками заклинаний и рецептов. В мире «Темных начал» мифологическое скрывается в научном и заставляет вспомнить первые физические законы механики, где термины получили своё название именно от церковных определений. Но вряд ли кто-то задумывается над тем, что Силы — это один из ангельских чинов, подразумевающий практически то, что вкладывает в понятие силы наука о природе — творение «чудес». А кто из читателей в курсе об электрических ангелах, которые также называются янтарными (быть может, именно поэтому писатель использовал термин «антарный» — с ссылкой именно к христианской мифологии). Тяга человека к знанию и к истине, причём через технические изобретения, превращается в книге в общение с ангелами. И вторая часть трилогии раскрывает проблему этого общения. Спойлер: кажется, общение происходит с теми самыми ангелами, которые ещё до событий Книги Бытия пытались восстать против Бога, но были изгнаны с небес. А дальше в силу вступает тот миф о сатане, которому отныне приходится шалить среди людей.

Те, кто крепок в своей вере, могут не бояться: таки «физические ангелы» — не те мстящие Создателю твари. Встаёт другой вопрос — Провидения, предопределения: откуда берутся пророчества, почему человек приобретает то или иное знание, уверенность в чем-то, откуда знает правду и почему оказывается в том или ином месте. Получили ли ведьмы, шаман, лорд Азриэл и Лира информацию из одного источника? А то, может, Магистериум был не так уж плох, а леди Колтер просто хочет разобраться, почему «ангельская наука» вдруг решила поиграть судьбами людей, не позвав её в общую тусовку, так что ей пришлось ввязаться в неё самой. История же новой попытки свергнуть Бога и новой Евы, по пророчеству ведьм появляющейся, чтобы стать матерью нового человечества — действительно фэнтези, сказочное повествование. Ну и что, что мифология не древняя, алхимическая или из городских легенд — христианская тоже полна своих историй и существ. Будет интересно узнать, к чему все прийдет в последней книге.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаться, продолжение вызвало... ну не скажу, что разочарование, но несколько умеренный восторг, по сравнению с первой частью. Если перечислить по порядку, то:

1. Фантазия автора дала явный сбой. Показав высокий класс в миротворении в «Северном Сиянии», в «Ноже» Пулман, собственно почти не создаёт новых сущностей. Несколько весьма штампованных страшилок, вроде пресловутых приведений-вампиров и убийц-детей, но не более того. Чем-то напомнило шахматы. Автор разложил доску, расставил фигуры, начал играть, не вводя никого нового.

2. Излишняя жестокость событий создёт явный диссонанс с рамками детского фэнтази, даже написанного для взрослых. Обратите внимание, насколько автор старательно обходит интимные моменты, связанные с любовью и сексом. Ну и вроде бы, законно, главные герои — малолетние дети, даже ещё не совсем подростки. С другой стороны, отрезанные пальцы, головы, выпущенные кишки так и летят со страницы на страницу. Мир «Сияния» был жесток, но не излише жесток. А главное, дамы и господа, он был прекрасен. Сейчас крастота куда-то делась, а жестокость обрела черты жести.

3.Описания красот и чудес иных миров даже во-второй части входит в резкий диссонанс нашего реального мира. Все картины и сцены реальных лондонских улиц прямо-таки дышат депрессией и никчёмностью. Как здоровьечко, мастер Филлип Пулман? Как личная жизнь?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
4. Я очень надеюсь, что третья часть исправит моё впечатление, но главная сюжетная линия второй части мне показалось совершенно дикой, на уровне фанеры. Последняя битва, борьба с Создателем, главная героиня вдруг оказывается новой Евой, которая должна в будущем нарожать будущее человечество, вместо старого. Надо думать от главного героя. Вот только пусть подрастут. Это с такой-то наследственностью? Папочка с манией величия, мамочка — явная уголовница, у будущего муженька, папа — страдающий депрессией шаман, мама — откровенная шизофреничка. Надеюсь автор как-то предотвратит такое развитие событий. пусть герои живут, любят и здравствуют, но только не размножаются. И следует прекратить истреблять основных положительных героев. Иначе до конца третей части не хватит.

В целом, роман продолжает захватывать, занимает сложностью сюжета, интригой. Создаёт впечатление прикоснавению к чему-то грандиозному. Все ещё остаётся прекрасным образцом жанра, а потосму, не смотря на ворчание, получает оценку 8.

«Она почувствовала, как волосы на задней части её шеи встали дыбом.» Не знаю, котого благодарить за такую вегетативную реакцию, автора или переводчика, но вышло сильно... :)

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй том написан, несомненно, лучше, чем первый — отсутствуют провисания в сюжете, динамика развивается плавно, сюжет более жесткий и мрачный (в одной из сцен явно идет отсылка к «Повелителю мух» Голдинга — произведению довольно тяжелому). Однако многие родовые пятна «Северного сияния» дают о себе знать — в первую очередь это искусственные диалоги, как будто Пулман никогда не слышал, как разговаривают живые люди; многие образы клишированы — автор не создает свою картину, он использует образы других, словно подсовывает не реальную картинку, а то, что ожидается увидеть. Пулман учел минус первой книги и определился со своей аудиторией: появилось упрощенное построение фразы, более понятной подростку, и странные провалы между действиями, как будто герои двигаются рывками, словно вырезаны «кадры» при «монтаже». При пропавшей стимпанковской эстетики, так радовавшей в «Северном сиянии» главным героем неожиданно оказывается не Лира Белаква, а Уилл Парри. Вообще линия семьи Парри прописана очень здорово — она выглядит живой, выпуклой, на фоне дергающейся марионетки Лиры. Создается даже ощущение, что первый и второй тома на самом деле книги, мало что имеющие по отношению друг к другу.

З.Ы. Забавно было, когда Пулман выразил свой страх перед атомной энергией (происхождение Призраков), однако сцена недожата и поэтому смазывается, словно автор побоялся скатиться в назидательность и публицистичность.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Проскочив стремительные сюжетные завихрения первой книги, через начало второй я продирался с боями — добрую половину книги там не происходило вообще почти ничего. Я читал и недоумевал, неужели этот тот самый Пулман? Где приключения? Где жесткое запутанное противостояние всех против всех? Почему Лира и этот непонятный Уилл занимаются непойми_чем, когда вокруг кругом враги и все возможные миры вот-вот вывернутся наизнанку и полетят к черту?

К счастью, со временем все стало на свои места. Все герои (и главные, и многие второстепенные, которые в этой книге вышли на первый план) встали на свои позиции и снова закрутили пружину сюжета так, что желание взяться за третью часть становится просто нестерпимым. Недрогнувшей рукой Пулман снова многих обрекает на смерть, а расписывая мотивацию «плохих парней», он придает ей такую эпичность и революционность, что даже как-то язык не поворачивается назвать их отрицательными персонажами. Ибо не все так просто, как кажется на первый взгляд, и от этой неоднозначности многих персонажей теряешь всяческие ориентиры, не зная, за что уцепиться.

Параллельные миры, изначально заметно тормозившие действие, в совокупности с новыми персонажами (и новыми гранями старых) в итоге только добавляют книге глубины и сложности. Даже мне, человеку, привыкшему к многоплановым книгам, подчас было трудно вместить в себя все мотивации героев и все сюжетные перипетии — и это даже несмотря на то, что роман, по сути, эдакий перекресток, на котором собираются силы для финального веселья.

Вот уж не знаю, как автор сможет раскрутить все ниточки, которые он так старательно завязал в тугой узел, как найти в итоговой картине достойное место ведьмам, ангелам, призракам, детям, взрослым, деймонам, церковникам, тартарам, панцербьорнам и черт знает кому еще, но пока что мне этот сумасшедший хоровод очень нравится.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх