FantLab ru

Филип Пулман «Тёмные начала»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Голосов:
1066
Моя оценка:
-

подробнее

Тёмные начала

His Dark Materials

Цикл; цикл «Вселенная Тёмных начал»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 61
Аннотация:

«Северное сияние» — первая книга трилогии «Тёмные начала». Поиски пропавшего друга приводят Лиру и ее деймона Пантелеймона на далекий Север. На ледовых просторах царят бронированные медведи, в морозном небе летают ведьмы и где-то в снегах таится источник темных замыслов. Лире предназначено судьбой одолеть великое зло. Между мирами, среди друзей и врагов ее путь — дорога Северного сияния...

«Чудесный нож» — вторая книга трилогии «Тёмные начала». Лира пересекает границу миров и оказывается в Англии Конца XX века, где знакомится с Уиллом. Уилл вынужден совершить преступление. В загадочном городе брошенных детей — Читтаггацце его и Лиру ждут опасные приключения. Здесь они находят и теряют близких и любимых людей, здесь же Уилл становится хранителем Чудесного ножа, разрезающего окна в чужие миры. Лира и Уилл пришли в этот мир разными дорогами, у них разные цели, но их объединяет общее великое предназначение...

«Янтарный телескоп» — финальная книга трилогии «Тёмные начала». Юные Уилл и Лира продолжают испытывать судьбу. Их детство закончилось. Теперь они не только уязвимы для Призраков, пожирающих деймонов взрослых людей, но и должны принять трудное решение. Бросая вызов высшим силам, Лира обретает новых союзников: галливспайнов — искусных шпионов, передвигающихся верхом на стрекозах, и мулефа — колесный народ, умеющий видеть Пыль. Она способна победить смерть, исполнив свое предназначение. Но каков будет ее выбор?

Содержание цикла:

7.94 (98)
-
1 отз.
6.94 (18)
-
8.14 (1851)
-
76 отз.
7.99 (1429)
-
42 отз.
7.95 (1327)
-
42 отз.
7.43 (198)
-
6 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

лауреат
100 самых вдохновляющих романов по версии BBC / BBC list of 100 “most inspiring” novels, 2019 // Приключения

Номинации на премии:


номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Цикл (Великобритания)

Экранизации:

«Тёмные начала» / «His Dark Materials» 2019, Великобритания, США, реж: Джейми Чайлдс, Уильям МакГрегор, Отто Батхёрст и др.



Похожие произведения:

 

 


Лирика
1965 г.
Северное Сияние
2003 г.
Чудесный нож
2004 г.
Янтарный телескоп
2005 г.
Золотой компас
2007 г.
Чудесный нож
2008 г.
Янтарный телескоп
2008 г.
Северное сияние
2016 г.
Чудесный нож
2016 г.
Янтарный телескоп
2017 г.
Лира Белаква
2020 г.
Северное сияние
2020 г.
Чудесный нож
2020 г.
Янтарный телескоп
2020 г.

Аудиокниги:

Северное сияние
2007 г.
Чудесный нож
2007 г.
Янтарный телескоп (аудиокнига MP3 на 2 CD)
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Магічний ніж
2004 г.
(украинский)
Янтарне скло
2004 г.
(украинский)
Amber Spyglass
2007 г.
(английский)
Northern Lights
2007 г.
(английский)
Northern Lights
2007 г.
(английский)
Subtle Knife
2007 г.
(английский)
Північне сяйво
2007 г.
(украинский)
Північне сяйво
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Темные начала: одна из самых неоднозначных трилогий

Итак, Северное сияние (в американской версии Золотой компас) — первая часть трилогии Филиппа Пулмана — одна из самых часто попадаемых в подборки фэнтези с зимней атмосферой.

Потому что там хороший такой кусок текста дело происходит на севере, а один из самых харизматичных героев — та-дам, белый медведь! Говорящий. Да еще и панцирный. Там вообще целая нация разумных медведей.

А вообще-то трилогия совсем даже не о медведях и не о приключениях на северном полюсе, как можно подумать. А... о пыли. И опять не той, что вы подумали. А о божественном даре, темной материи, и как бы вы там ни называли субстанцию души.

Недаром эта трилогия вызвала в свое время множество возмущений и даже подверглась анафеме церкви. Тут ангелы какие угодно, но только не добрые.

А еще она не про детей и не для детей. Да, главные герои дети, но тут как раз демонстрация, почему не стоит по возрасту героев относить книги в раздел детских

Именно на этом погорели в свое время издатели, начав выпускать ее и преподносить ее как девачковый вариант Гарри Поттера и антипод Хроник Нарнии.

Так вот, если те можно читать в любом возрасте, и там заложены не только сказочные, но и серьезные пласты, то Темные начала детям младше 15-16 резко не рекомендую.

Во-первых, уже с первой книги много жестокостей, а потом и смерти пойдут,много смертей.

Во-вторых,хэппи-энда не ждите. Вот вообще не ждите.

В-третьих,тематика там вообще ни разу не детская: не дружба-жвачка, а абьюзивные отношения, тяжелый личный и глобальный выбор, религия и власть. В общем, тут промах мимо аудитории был конкретный, имхо.

Несмотря на уникальность и интерес к прочтению, у меня трилогия вызвала неоднозначные эмоции. И считаю Потомок Одина Сири Петтерсен гораздо более удачным вариантом сыграть на тех же темах.

Кстати, ее Поток происходит в мире вечной зимы, а потому подойдет для зимних подборок лучше Пулмана! И героиня там взрослее как по годам, так и эмоционально.

По книге Пулмана есть как фильм (неудачный), так и сериал (менее неудачный). Но к книгам даже близко не подходит.

Instagram @olga.bookaddicted

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Нам не ясно кто здесь друг, кто здесь враг

Каждый шаг — тайный знак» (с)

Песня из какого-то фильма, которая отлично подходит под этот цикл.

Здесь вообще много неясностей...

Первая неясность: что это вообще за книга... Вроде бы и сказка для детей, а вроде и нет... Минимум для подростков, а то и старше. Да и сказка ли? Сказочного-то ничего нет, если призадуматься. Сказочная лишь обложка и самый поверхностный слой.

Вторая неясность: кто же там друг, а кто враг? Кто хороший, кто плохой? Непонятно... Даже во «взрослых» книгах такое редкость. А тут автор полностью оставляет выводы на откуп читателю.

Третья неясность: автор пишет, что не люди бывают хорошими или плохими, а их поступки. Но проблема том, что в книге тоже неясно какие поступки плохие, какие хорошие.

Четвёртая неясность: в итоге непонятно кто является целевой аудиторией этой книги. Ладно, неясности подросткам полезны — надо самим делать выводы и иметь мнения. Но тут хватает и трагичных моментов, что делает книгу скорее «взрослой». Тем не менее, тут простой слог и много «экшена» (почти нет страниц, где где герои могут отдохнуть), что скорее похоже на попытку сделать книги интересными для подростков.

Героям книги лет по 12 или чуть больше. Обычно герои по возрасту примерно совпадают с целевой аудиторией. Но тут я весьма не уверен... Тут скорее рейтинг 14-16+

В итоге, дума, книга получилась пригодной для всех, но не для каждого.

В ней есть очаровательные идея дейманов (как жаль, что я не вижу своего, но я его почти смог почувствовать), пыли и другие красивые «фишки», которые наделяют эту книгу самобытностью и красотой. В ней есть интересный сюжет, который заставляет побыстрее вернуться к чтению. Есть герои, которые хоть и мало на мой вкус проработаны, но всё же уникальны. Есть о чём задуматься и есть о чём переживать.

Реализм. При всей фентезийности мира, в книге очень много реалистичности. Этому способствуют названные мной неясности. Можете вы людей из реального мира однозначно разделить на хороших или плохих? А их поступки? А понять их цели? Та ещё головоломка. Вот и в «Тёмных началах» так же. Люди (второстепенные герои) там будто живут своей таинственной жизнью и автор не может и не хочет читать их мысли. Он лишь описывает их поступки и то не все, а лишь те, что попадают в кадр.

Герои при всей своей судбоносности являются лишь винтиками в большой игре. Это редкий пример той не очень сказки, где герои своим величием/силой/везением не громят всех врагов и не спасают всех союзников.

Тяжело оценить эту серию. Я ожидал сказку и ошибся. Но книга-то в этом не виновата.

А объективных недостатков не так ух и много. Больше субъективных: скуповат слог, слишком много действия, вопросов больше, чем ответов...

В итоге не назову эту книгу шедевром для себя, но где-то между 8 и 9 могу поставить.

П.С. Если автор удосужится, обязательно прочитаю продолжение. Но шансов на продолжение не много. Разве что фильм приведёт больше фанатов, ждущих именно счастливой сказки.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Увидел что вроде книжка для девочек и хотел своей 6-ти летней почитать, но решил вначале сам ознакомиться. Хорошо, что я это сделал, потому что эта серия явно рассчитана на подростков, а не маленьких девочек. Кровь, убийства, философия, религия, любовь — многовато для ребенка. Но для девочки-подростка эти книги могут стать просто подарком. Особенно если читатель из неполной семьи, так как в «Темных началах» хорошо раскрываются мечты всех одиноких детей — папа/мама не бросили, просто у них очень важное дело, а сами они лучшие на свете — могущественные и богатые.

Серия очень сильно напомнила мне по духу лучшие произведения Лукьяненко: приключения во множестве миров, города описаны прям с любовью, много необычных персонажей и общий гуманизм. Но в отличие от Лукьяненко, присутствует сильный уклон в девчачий романтизм.

В целом очень хорошие книги, просто не для маленьких детей.

Кстати, фильм снятый по первой книге мне понравился, но режиссер конечно выкинул 2/3 материала и сделал фильм гораздо менее жестоким и более простым. Вот фильм смотреть маленьким девочкам вполне можно.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала данный цикл лет в 13-14 буквально за пару дней, так как книги очень впечатлили.

Сама идея связать магию, религию и науку таким образом оказалась очень нестандартной, хотя и похожей на другие антиутопии.

Автор умудрился сделать главными героями детей, при этом только затрагивая любовную линию, и не получил скучную простенькую детскую книжку, а выдал нечто очень серьезное и захватывающее.

10 из 10!

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пуллман как то заявил «В своих книгах я спорю с „Нарнией“ Льюиса — Толкин не стоит того, чтобы с ним спорить», но после его прочтения становиться только понятно, что он как автор ни с кем спорить не может. Скучно, натянуто, неубедительно и очень, очень пресно

Оценка: 2
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книги цикла прикупила еще в школе, но тогда у Пулмана было много конкурентов, дающих ему фору как в качестве, таки в значимости, так что цикл прочитала уже от «нечего читать». Мнение о первой книге, когда-то прочитанной наполовину, так и не изменилось — я считаю ее удивительным и странным феноменом. Не могу взять в толк, как книгу, в которой есть ведьмы, бронированные медведи, церковные интриги, цыгане и магия, можно было сделать такой невыносимо нудной. Возможно, дело в картонной главной героине, неприятной маленькой девочке с раздутым самомнением. А, возможно, и в том, что ощущается некая ненужность всех этих перипетий для глобального сюжета. Ко второй книге, впрочем, повествование становится бодрее. Лиры становится меньше, всех остальных — больше. Качество характеров не вырастает, но автор берёт количеством. Вполне нормальный приём, не всем же быть психологами. Наконец прорезается самое вкусное в цикле — система мира, оригинальный сплав науки, метафизики и чистой фэнтези. Вообще, за такую красоту я бы и восьмерку поставила, но все портит воинствующий атеизм автора. С подростковым пылом (мне даже за него как-то неловко) он вещает про угнетение, самоистязание и массовые убийства. Каждый персонаж на стороне церкви — воинствующий фанатик. Мотивов злодеев автор не раскрывает, да какие могут быть мотивы, ведь все злодеи — маньяки и психопаты. Суть религии намеренно подаётся однобоко, с фокусом на ограничениях и насилии над собой. Кажется, автора в детстве заставляли поститься и ходить в церковь по воскресеньям, а ничего не подозревающим людям теперь приходится читать и впитывать его детские обиды и подростковые комплексы. Короче, хуже фанатичного верующего только фанатичный атеист. Рекомендую читать этот цикл примерно лет с 14, когда подросток уже не будет мотать на ус ту лапшу, которую автор агрессивно пытается повесить ему на уши, и сможет вполне насладиться теми аспектами книги, которые чудо как хороши: ярким фэнтезийным колоритом, утонченной системой мира и вполне достойным сюжетом.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор – богоборец. Причем, его богоборческие мотивы в «Янтарном телескопе» проявились наиболее явно. Даже не знаю, можно ли назвать это произведение подростковым? Слишком уж много в нем жестокости... Однако, все части трилогия написаны изумительно, миры любопытны, характеры персонажей прописаны тщательно... В общем, понравилось!

Оценка: нет
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Немного печальный отзыв. Печаль проистекает от разочарования в цикле как едином целом. Шикарная сказка, с огромным потенциалом, обещающая умное, захватывающие и насыщенное приключение, которая могла увлечь читателя на много вечеров подряд и покорить не одно поколение детей и их родителей, скатилась к занудному и скучному, не оправдано многословному чтиву. К тому же перегруженного вопросами религии, а вернее противостоянию ей.

Не знаю, то ли успех «Северного сияния» вскружил голову Пулману и он перестал заботиться о читательском интересе, то ли у него на душе накипело и не было сил молчать. Но к концу третьего романа мы получаем совсем другую историю, совсем с другим настроением. Даже трудно поверить, оглядываясь на первую книгу эпопеи, что такой задел можно чем-то испортить. Но, тем не менее, автору это удалось.

И всё бы нечего, если бы крайне удачный первый роман и вполне сносное его продолжение были как-то логически завершены и не принуждали читать завершение основной трилогии (промежуточные финалы не в счёт, там остаётся больше вопросов, чем ответов). Но тут-то мы почти в безвыходном положении. По сути «Северное сияние» это вкусный торт, с чаем заманивающий нас на скучное псевдорелигиозное собрание.

То, что великолепно и органично получилось у Толкиена во «Властелине колец», а именно плавный переход от забавного, но опасного приключения к поистине эпическому полотну, поражающего своим размахом, у Пулмана смотрится надумано и состряпано, что называется, «успеть, пока мысль не потерял».

Учитывая, что за последние пятнадцать лет вышло и ещё будет выходить достаточно хороших книг для молодой аудитории, то «Тёмные начала» неумолимо будут терять свою актуальность для читателя.

Тем не менее, трилогия не совсем уж плоха и наверняка будет иметь своих поклонников. А «Северное сияние» для меня навсегда останется одним из лучших образцов в этом жанре. Но значимость всего цикла, для детской и подростковой литературы, по-моему, сильно преувеличена.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Определенно цикл не понравился. Не стала ставить оценку и голосовать, потому что не могу определить даже для кого это написано? Очень странный гибрид. Точно не для взрослых — все гротескно прямолинейно и схематично. Из-за этого отнести цикл к детской литературе? Но рассуждения о религии, вере, церкви — явно не для детского возраста. Для подростков? Но подросткам цикл не будет интересен по тем же причинам, по которым не интересен взрослым: герои, их поступки, развитие сюжета явно детские.

Как бы не хотелось оправдать потраченное на прочтение цикла время, даже малейших обоснований не нахожу — абсолютно бесполезное чтение.

Оценка: нет
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начал читать, чтобы потом подсунуть десятилетней дочери. Дочитывал из последних сил, чтобы узнать «чем кончилось». Несмотря на высочайшие оценки обоих целей не достиг: категорически не для детей и кончается ... ничем. Одно приятно — уберег ребенка, взял удар на себя.

По пунктам:

1. Сразу чувствуется недюжинный размах. Завязка оригинальная и многообещающая. Некоторую затянутость и занудность первой книги прощаешь, чувствуя, что это только расстановка фигур в грядущей грандиозной шахматной партии («Братство кольца» Толкиена тоже не брызжет адреналином). Но неожиданно автора начинает «мотать». Новые главные герои, новые сюжетные линии, выписанные раздражающе подробно, но в итоге мало влияющие на развитие сюжета. Сам «сюжет» разваливается на глазах, развиваясь рывками, каждый раз давая надежду «ну вот нам так подробно расписали непонятно что и оно (непонятно что) уж точно даст объяснение тому что же происходит». Не дает. А автор уже с удвоенной силой берется за следующий кусок непонятно чего. В итоге к концу, отчаявшись сколько ни будь внятно склеить мешанину героев, их мотиваций, поступков, обрывков миров, начатых и брошенных сюжетных линий, автор делает «изящный ход конем». Извлекает (как всегда «изниоткуда») главную «суть»: мы, оказывается, все это время бога убивали. Зачем? Как? Что на это намекало на протяжении 2,5 объемистых томов? На кой ляд нужны эти артефакты, бронемедведи, отрезанные деймоны, путешествия по мирам и прочая мешанина ? А так просто. Для масштаба. Обидно. До конца надеялся, что концовка поразит меня мастерством и изяществом. Поразила, но чудовищной абсурдностью.

2. Язык. Еще хуже. Сладко-паточное бытописание маленькой девочки, перемежается бессмысленной жестокостью массовых убийств и бесчеловечных экспериментов, бравурный пафос примитивного приключенческого экшена, вдруг сменяется мало вменяемыми философскими рассуждениями, и все это на фоне главного лейтмотива – чрезвычайно унылого описания того как герои «шли, шли, шли из точки А в точку В, а потом из В в С и т.д. почти до бесконечности». При том все это делается ОЧЕНЬ серьезно, с явным намеком, что это ОЧЕНЬ важно и ОЧЕНЬ грандиозно. Что, однако, не исключает того что отдельные куски (в отрыве от общей сумбурности ) читаются очень даже неплохо. Те же отрезанные деймоны, бронемедведи, прыжки по параллельным мирам с пресловутыми призраками, по хорошему увлекают и интригуют. (не?)Однозначно плюс.

3. Общий смысловой посыл. Самое обидное, что каждая книга сама по себе содержит очень большой потенциал. И как самостоятельное произведение и как начало вменяемого цикла. Однако выбранный автором способ «склеивания» и конечный ориентир не выдерживают критики. Особенно последнее: тема переосмысления отношения к богу и религии очень интересна и актуальна, попытка скрестить ее с подростковым фэнтези подкупает смелостью, хоть и несколько спорна , а вот реализация выливается в чудовищную ересь как в художественном, так и в теологическом смысле. Очень сложная и тонкая задача решается автором путем банального «мочилова» в стиле кинобоевиков класса «В».

4. Выводы: Не давать детям – хорошо еще если просто не поймут и помрут от скуки , а ведь могут еще и попытаться проанализировать . Не читать – скука, раздражение, обманутые надежды и легкая гадливость обеспечены. Оценка 10 за замах и -6 за удар, итого 4.

Оценка: 4
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Трилогия поразила. Очень живой и мастерский язык Пулмана заставляет не замечать как пролетает книга. Многие говорят что первая книга красочная и вся на пиках невероятности и необычности, а две последующие потеряли яркость и либо Пулману не хватило фантазии, либо что то ещё. Я полностью не согласен с этим. Я думаю что первая книга как начало красочная, так как в ней Лира ещё мала и взрослые проблемы не очень отраженны в книге, в основном лишь намёки на них. На многие вещи Лира смотрит наивно и не знает что происходит в мире и что замышляется. Во второй книге (в которой я нашёл минус, не очень значимый но всё же — Лиру в начале второй книги показали супернаивной девочкой без характера, а так же ужасно дикой и в общем мне не очень это понравилось, после Лиры Сирин — великой, твёрдой, настойчивой и далее, далее, далее...) показываются уже более серьёзные проблемы. Призраки пришёдшие в Чига-цце из неоткуда, и нож и этот загадочный мальчик миссию которого Лира должна разделить с ним. И то что он становиться обладателем ножа и многое другое. В общем она понемногу узнаёт что делает церковь, что такое пыль и взгляд её на мир меняется (вместе с тем меняется и книга.) В третей книге Лира полностью осознаёт что замышляется война, при том не земная, а война против самого Властителя- война всех миров. И она узнаёт так же что ей с Уиллом предстоит в войне сыграть какую-то роль. Так же её отправление в загробный мир за Роджером, и разлука с Паном... всё это заставляет её измениться и повзрослеть ещё больше. Ну и в конце концов, её осознание того, что она любит Уилла (ну или по крайней мере она начинает понимать что к нему у неё чувства), делает её совсем взрослой. В общем скажу так. Книга взрослеет вместе с Лирой. От красивого мира приключений, до филосовского понимания мира, его главных проблем, преданности, любви, боли расставания и других чувств. И я не думаю что взрослый мир содержит много сказочности, и красок. А что насчёт Антихристианского направления книги. Я могу сказать что главным образом он показывает ( и в конце книги побеждает) в виде «Властителя» и всей той церкви, нашу скажем через чур верную веру. То есть когда слишком фанатично относятся к библии при том главной целью является подчинение мира церкви, а все законы это лишь колючие рукавицы, в которых нужно держать народ.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, нельзя оценивать книги этого цикла по отдельности, потому что они, по сути, составляют одно целое. С логичным началом и концом.

Я поставила десятку. Прежде всего-за бурю эмоций, который вызвал этот цикл. Чего я только не испытывала, погружаясь в мир Лиры и Уилла, путешествуя с ними по местам, где еще не ступала нога ни одного смертного....Тут и слезы, и радость, и отвращение, и страх...Честно, я плакала над третьей книгой. Плакала очень долго,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
будто то, что произошло-произошло со мной, МОЯ трагедия.
.

Поразила необычность этой вселенной. Нет,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
идея о множественности миров, о переходе из мира в мир, конечно, не нова, но то, как это подано…да и всё остальное.....медведи, ведьмы, ангелы, которые совсем как люди, церковь (пожалуй, в более честном, правильном свете, хотя, конечно, верующие меня за эти слова укорят), деймоны, мулефа.
...перечислять можно до бесконечности и в итоге всё равно что-то забыть.

Опять же идея с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пылью, Сотворением Мира, Первородным Грехом..показана безжалостность…даже не власти или церкви, а скорее безжалостность фанатичных людей. Показано, как опасно сталкиваться/быть фанатиком. Они идут по головам. Они действительно пытаются контролировать всю твою жизнь, они убивают и мучают детей, ни разу не вспомнив о жалости. И всё это-ради некой благой цели.

Никогда не забуду

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
священника с винтовкой, которому разрешили убить ребенка. Невинного, к тому моменту, ребенка.
Разве бывает зло ради добра? Я думаю, что нет.

Тем более, что они все ошибались.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Уилл с Лирой спасли мир, хотя вряд ли думали об этом, поняли это.

Да, книга жестока. Это мягко сказано. Но герои здесь живые…здесь даже почти нет однозначно хороших и плохих персонажей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Взять хоть родителей Лиры-я так и не разобралась до конца, как же к ним относиться, какие же они на самом деле. Плохие или хорошие? Наверное, плохие. Миссис Колтер-чудовище. Что она делала в Больвангаре или на корабле, или…

Но она умерла за свою дочь. И Азриэль, которому плевать на Лиру, тоже умер. Чтобы она жила. Так какие же они? Можно ли сказать, что они совсем не любили её?

Куча вопросов, мыслей, эмоций.

И за это тоже десять.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Трилогия очень интересная и увлекательная. Читал не менее двух раз и ещё буду перечитывать. Не зря же первый роман «Северное сияние» (или т.н. Золотой компас) наградили премией Карнеги и признали лучшей детской книгой за последнии 70 лет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В голосовании, определившем обладателя юбилейной премии Карнеги [в 2007 г.], приняли участие около пяти тысяч человек — библиотекарей, учителей, владельцев книжных магазинов. Роман Пулмана лидировал с большим отрывом, набрав около 40 процентов голосов. «Том и полночный сад» Филиппы Пирс выбрали 16 процентов. На третьем месте по популярности оказался «Скеллиг» американского писателя Дэвида Элмонда.

Имеющиеся обвнения в антирелигиозной направленности книг Автора по большому счёту считаю несостоятельными. Всё же церковь и вера далеко не одно и тоже. К тому же это фантастика и на столько серьезно воспринимать её не стоит. И уж если посмотреть на историю католической церкви — все эти охоты на ведьм, пытки инквизиции, продажа индульгенций... Что уж тут говорить.

В трилогии автора многое мне очень понравилось :)

Герои — Лира и Пантелеймон, Уилл, Йорек Бирнисон, Ли Скорсби, Мэри Малоун и многии другие. И злодеи получились весьма колоритными и неоднозначными личностями;

Авторские миры (параллельные реальности): в одном деймоны, ведьмы и медведи; в другом мулефа; в третьем от призраков нету житья; мир смерти и др.

Стоит упоминуть и удивительные волшебные приборы и предметы — алетиометр, чудесный нож, мётлы из облачной сосны... Ну и конечно невероятные и увлекательные приключения надолго затягивающие в книгу.

Есть и недоработки. Фактически единственный, но существенный изъян трилогии — это последнии главы заключительной книги. Главы изобилующие явными логическими натяжками. И тут налицо явная недоработка общей концепции данной литературной вселенной. Но не стоит за это сильно ругать автора, всёж книга то детско-подростковая, хоть и «для взрослых сердец». Не стоит сравнивать её с более серьёзной фантастической литературой.

Вообще же на мой взгляд степень гениальности книги определяется, в том числе и желанием возвращаться в её мир снова и снова, и книги Филипа Пулмана именно такие. Так что буду читать и перечитывать :)

Пользуясь случаем, хоть это и несколько не к месту, хочу обратить внимание читателей на вышеупомянутую литературную премию, отсутствующую в базе ФантЛаба.

Медаль Карнеги – британская литературная премия, которая вручается Дипломированным Институтом Библиотеки и Профессионалов в области информации (CILIP). Учреждена в 1936 году в честь шотландского филантропа Эндрю Карнеги. Присуждается лучшей книге года для молодых читателей и детей. С 1970 года премия стала международной.

Кроме британских писателей премию получали авторы из Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Ирландии и США.

Самые известные в России авторы-лауреаты: Клайв Стейплз Льюис, Алан Гарнер, Ричард Адамс, Филип Пулман, Терри Пратчетт и Нил Гейман.

В 1943, 1945, 1966 и 2006 годах премия не вручалась.

Прилагаю список книг-лауреатов выходивших на русском языке (плюс 3-4 книги на русском не издававшиеся; полный список см.либрусек)

1936 — Arthur Ransome «Pigeon Post» — первый лауреат, у нас книга не издавалась.

1937 — Eve Garnett «The Family from One End Street» (в том же году номинировался на премию Дж.Р.Р.Толкин с повестью «Хоббит, или Туда и обратно»).

1946 — Элизабет Гоудж «Маленькая белая лошадка в серебряном свете луны»

1952 — Мэри Нортон «Добывайки»*

1954 — Рональд Уэлч «Рыцарь – крестоносец»

1956 — Клайв Стейплз Льюис «Последняя битва»*

1958 — Филиппа Пирс «Том и полночный сад»*

1959 — Розмэри Сатклиф «Факелоносцы»*

1967 — Алан Гарнер «Совы на тарелках»*

1971 — Айвен Саутолл «Джош» (Австралия)

1972 — Ричард Адамс «Обитатели холмов»*

1973 — Пенелопа Лайвли «Призрак Томаса Кемпе»*

1989 — Энн Файн «Пучеглазый»

1991 — Берли Догерти «Здравствуй, Никто»

1992 — Энн Файн «Мучные младенцы»

1995 — Филип Пулман «Северное сияние»*

1996 — Мелвин Берджес «Дурь»

1998 — Дэвид Амонд «Скеллиг»* (экранезирован в 2009 году)

2001 — Терри Пратчетт «Удивительный Морис и его дрессированные грызуны»* (любительский перевод)

2004 — Фрэнк Коттрелл Бойс «Миллионы»

2010 — Нил Гейман «История с кладбищем»*

2011 — Патрик Несс Monsters of Men (США)

2012 — Патрик Несс A Monster Calls (США)

2013 — Салли Гарднер «Maggot Moon»

* — книги внесёны в базу фантлаба

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

То ли нам так преподносили, то ли так на самом деле и есть, однако у меня сложилось впечатление, что современное англоязычное детско-подростковое фэнтези держится на трех столпах: романы Дж. Ролинг о Гарри Поттере, «Трилогия Бартимеуса» Дж. Страуда и цикл «Темные начала» Ф. Пулмана. О последнем как раз и пойдет сейчас речь.

На данный момент мы имеем три полноценных романа, один рассказ-приквел, один рассказ-продолжение, один роман-продолжение (который, впрочем, еще не дописан), а также одну экранизацию, которая смотрибельна, но не более. Основные книги цикла наполнены приключениями под завязку: главная героиня, девочка Лира, со своим деймоном Пантелеймоном в Оксфорде расследует таинственные похищения детей, затем путешествует с цыганами, знакомится с ведьмами, сталкивается с бронированными медведями, отправляется в параллельные миры, натыкается на зловещих Призраков, знакомится с Уиллом, мальчиком из нашей реальности, переживает еще множество приключений, даже попадает в мир мертвых. Это если вкратце и не останавливаясь на деталях. Первые две книги — отличное приключенческое фэнтези с ворохом нравственных проблем, последняя — менее приключенческое фэнтези с упором на размышления о Боге, церкви и религии. Рассказы читабельны, но несут в себе очень мало нового.

Главная находка автора — идея деймонов. Деймоны — это материализованная в нашем мире частичка души, которая выглядит как животное, больше всего подходящее для человека по характеру. Думаю, каждый читатель книги желал бы увидеть своего деймона, узнать его облик, имя. Отчасти данная идея напоминает идею духов-хранителей у индейцев, а также идею патронусов у Ролинг, но сходство лишь поверхностно. Также интересны местные артефакты: алетиометр (прибор, способный ответить на любые вопросы, вся сложность состоит в расшифровке ответов), эзахеттр (чудесный нож, способный разрезать ткань миров и открывать окна в параллельные вселенные, а кроме того, им можно разрезать любой материал), да и сама идея Пыли также очень любопытна.

Главный недостаток романов, на мой взгляд, — это суховатый язык автора и огромная любовь оного к скрытым подтекстам, все-таки немногие дети и подростки такое осилят и не закроют книгу, заскучав. Пара слов по поводу персонажей: на мой взгляд, они выписаны лучше, чем у Страуда (я кроме Бартимеуса, да Китти вообще не помню живых и ярких персонажей, а Натаниель смотрится живым далеко не всегда, в то время как в «Темных началах» мне хорошо запомнились и лорд Азриель, и Мариса Колтер, и Лира с Уиллом, и Пантелеймон), однако гораздо хуже, чем у Ролинг (Пулман все-таки не уделяет так много внимания психологизму, в угоду общей концепции сюжета).

Пара слов о завершении цикла.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вполне логично было показать, что победа зачастую достается высокой ценой, иногда даже чрезмерно высокой (вспомните, к примеру, финал «Трилогии Бартимеуса» Страуда). Однако если тот же Страуд смог показать необходимость жертвенности главного героя очень правдиво, так, что у меня не возникло даже сомнений, что это единственный правильный выход, то с циклом Пулмана все иначе. Автор не убедил меня, что расставание для героев — единственный путь, мне всегда казалось, что что-то важное упущено, что какие-то варианты не учтены. Возможно это мое упущение: читал давно и чего-то не увидел. Но возможно это и недочет автора и именно поэтому он, понимая это, пишет сейчас продолжение.

Ну и подытожим. «Темные начала» — достаточно глубокое произведение, которое стоит прочесть. Возможно, не все идеи придутся вам по душе, возможно, наоборот. Очень может быть, что плюсы цикла для вас перевесят минусы, но также вполне вероятно, что один минус сведет на нет все впечатление. В любом случае, пока не попробуешь – не узнаешь, так что желаю вам, чтоб знакомство с книгой не прошло впустую.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О, да. Филип Пулман — знатный Богоборец, и то что Ватикан запретил эту книгу, делает ему, на этом поприще, честь.

Вообще трилогия полна очень тонких аналогий с религиозными мотивами, и выглядят они вовсе не глупыми нападками, а замечательными художественными решениями. Душа становится видимым и осязаемым отражением человека; «бездушные» медведи отличаются благородством; добрые ведьмы летают на ветвях, а не на метлах, и сплошь красавицы. С другой стороны Магистериум практикующий ампутацию душ; жестокие родители сиротки, за место добрых... Одним словом Пулман создал действительно параллельный мир, и в нем многое не так как нас учили.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх