fantlab ru

Эдгар Аллан По «Колодец и маятник»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.67
Оценок:
1601
Моя оценка:
-

подробнее

Колодец и маятник

The Pit and the Pendulum

Другие названия: Колодезь и маятник

Рассказ, год; цикл «Эдгар Аллан По: свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 202
Аннотация:

Приговоренный к смерти судом инквизиции открывает глаза. И видит, и чувствует — темноту. Это тюрьма, квадратная камера с колодцем в центре и огромным заточенным маятником над головой. Выбирай, узник!

Входит в:

— сборник «Phantasy Pieces. Including all the author's late tales with a new edition of the «Grotesque and Arabesque», 1842 г.

— антологию «Opowieści nadzwyczajne, tom I», 1913 г.

— журнал «Преступление и наказание № 3», 1917 г.

— журнал «Weird Tales, October 1923», 1923 г.

— антологию «Les Maîtres de la Peur», 1927 г.

— антологию «In the Grip of Terror», 1951 г.

— антологию «Spine Chillers: an Anthology of Mystery and Horror», 1961 г.

— антологию «65 Great Spine Chillers», 1979 г.

— антологию «Dead of Night: Horror Stories from Radio, Television and Films», 1981 г.

— антологию «The Dracula Book of Great Horror Stories», 1981 г.

— антологию «The Arbor House Celebrity Book of Horror Stories», 1982 г.

— антологию «The Book of the Dead», 1986 г.

— антологию «Олалла и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1991 г.

— антологию «Маска Красной Смерти», 1993 г.

— антологию «Сказки бессонных ночей», 1994 г.

— антологию «Король Чума. Американская готика. XIX век», 2001 г.

— антологию «Страшно увлекательное чтение. 21 иллюстрированный триллер», 2001 г.

— антологию «Классические кошмары», 2010 г.

— антологию «Улица Морг. Дом 1», 2010 г.

— антологию «Survive, or Die!», 2013 г.

— антологию «Horror Short Stories», 2018 г.

— антологию «Вампир», 2020 г.

— антологию «Вампир. Зарубежная классика хоррора», 2020 г.


Награды и премии:


лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006

Экранизации:

«Колодец и маятник» / «Pit and the Pendulum» 1961, США, реж: Роджер Корман

«Колодец и маятник» / «Le puits et le pendule» 1964, Франция, реж: Александр Астрюк

«Маятник, колодец и надежда» / «Kyvadlo, jáma a nadeje» 1983, Чехословакия, реж: Ян Шванкмайер

«Инквизитор: Колодец и маятник» / «The Pit and the Pendulum» 1991, США, реж: Стюарт Гордон



Похожие произведения:

 

 


Избранные рассказы
1935 г.
Избранное
1958 г.
Золотой жук. Странные шаги
1967 г.
Полное собрание рассказов
1970 г.
Эдгар По. Избранное. Том 2
1972 г.
Стихотворения. Проза
1976 г.
Рассказы
1979 г.
Рассказы
1979 г.
Рассказы
1980 г.
Эдгар По. Новеллы
1980 г.
Рассказы
1981 г.
Лигейя
1988 г.
Похищенное письмо
1989 г.
Падение дома Ашеров
1990 г.
Убийство на улице Морг
1990 г.
Олалла и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Собрание рассказов
1992 г.
Маска Красной смерти
1993 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1993 г.
Сказки бессонных ночей
1994 г.
Убийство на улице Морг
1994 г.
Черный кот
1994 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1995 г.
Избранное. В двух томах. Том 1
1996 г.
Маска Красной смерти
1996 г.
Маска Красной смерти
1998 г.
Полное собрание рассказов
1999 г.
Стихотворения. Рассказы. Эссе
1999 г.
Свидание
2000 г.
Сочинения
2000 г.
Король Чума. Американская готика. XIX век
2001 г.
Шедевры классической поэзии для юных читателей
2003 г.
Колодец и маятник
2004 г.
Полное собрание рассказов в двух томах.Том 2
2004 г.
Маска Красной смерти
2005 г.
Маска Красной Смерти
2005 г.
Рассказы
2006 г.
Рассказы и новеллы, поэмы и стихотворения
2007 г.
Рассказы и новеллы. Поэмы и стихотворения
2007 г.
Стихотворения. Проза (коллекционное издание)
2007 г.
Стихотворения. Проза (подарочное издание)
2007 г.
Колодец и маятник
2008 г.
Убийства на улице Морг
2008 г.
Все рассказы
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Рассказы
2009 г.
Рукописи, найденные в бутылке
2009 г.
Убийства на улице Морг
2009 г.
Золотой жук
2010 г.
Рассказы
2010 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 7
2010 г.
Страшно увлекательное чтение. 21 иллюстрированный триллер
2010 г.
Улица Морг. Дом 1
2010 г.
Классические кошмары
2010 г.
Эдгар Аллан По. Малое собрание сочинений
2010 г.
Убийство на улице Морг
2011 г.
Идеальное преступление
2011 г.
Падение дома Ашеров
2011 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2011 г.
Колодец и маятник
2012 г.
Золотой жук
2012 г.
Падение дома Ашеров
2012 г.
Золотой жук
2013 г.
Полное собрание сочинений
2013 г.
17 рассказов
2014 г.
Золотой жук
2014 г.
Маска Красной Смерти
2014 г.
Заколдованный замок. Сборник
2015 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Маска красной смерти
2016 г.
Черт на колокольне
2016 г.
Золотой жук
2016 г.
Падение дома Ашеров
2016 г.
Рассказы
2016 г.
Мистические рассказы
2017 г.
Похищенное письмо
2017 г.
Бочонок Амонтильядо
2017 г.
Золотой жук
2017 г.
Колодец и маятник
2017 г.
Ворон. Полное собрание сочинений
2018 г.
Маска Красной Смерти
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Падение дома Ашеров
2018 г.
Повесть о приключениях Артура Гордона Пима
2018 г.
«Падение Дома Ашера», «Рукопись, найденная в бутылке», «Колодезь и маятник» и другие произведения
2019 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Вампир. Зарубежная классика хоррора
2020 г.
Полное собрание рассказов и повестей
2020 г.
Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Рассказы
2020 г.
Его ужасное сердце. Самые известные рассказы Эдгара Аллана По и 13 новых историй по их мотивам
2020 г.
Мистические рассказы
2020 г.
Золотой жук
2020 г.
Таинственные истории
2021 г.
Мистические рассказы
2021 г.
Маска Красной смерти
2021 г.
Страж мертвеца
2022 г.
Убийство на улице Морг. Мистические рассказы
2023 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2023 г.

Периодика:

Преступление и наказание № 3
1917 г.
Weird Tales, October 1923
1923 г.
(английский)

Аудиокниги:

Маска красной смерти
2003 г.
The Pit and the Pendulum / Колодец и маятник
2006 г.
Маска Красной смерти
2008 г.
Маска красной смерти
2008 г.
Колодец и маятник
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Opowieści nadzwyczajne, tom I
1913 г.
(польский)
Les Maîtres de la Peur
1927 г.
(французский)
In the Grip of Terror
1951 г.
(английский)
Spine Chillers: an Anthology of Mystery and Horror
1961 г.
(английский)
The Dracula Book of Great Horror Stories
1981 г.
(английский)
Dead of Night
1981 г.
(английский)
The Arbor House Celebrity Book of Horror Stories
1982 г.
(английский)
Dead of Night
1984 г.
(английский)
65 Great Spine Chillers
1985 г.
(английский)
Dead of Night: Horror Stories from Radio, Television and Films
1986 г.
(английский)
The Book of the Dead
1986 г.
(английский)
Dead of Night
1989 г.
(английский)
Книга пригод
1991 г.
(украинский)
The Dracula Book of Great Horror Stories
1991 г.
(английский)
Poetry for Young People
1995 г.
(английский)
Золотий жук
2001 г.
(украинский)
Tales of Mystery and Imagination
2003 г.
(английский)
The Gold Bug and Other Tales
2006 г.
(английский)
Викрадений лист / The Purloined Letter
2008 г.
(украинский)
Alone
2008 г.
(английский)
In the Shadow of the Master
2009 г.
(английский)
Золотий жук
2010 г.
(украинский)
Золотий жук
2016 г.
(украинский)
Horror Short Stories
2018 г.
(английский)
His Hideous Heart
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это нечто невероятное. Нечто, что взорвало моё сознание, на миг отправило в пустоту и выдернуло оттуда, как раз в тот момент, когда страницы книги чуть не поглотили меня целиком. Этот рассказ подчиняет себе, угнетает волю. Я дочитал его десять минут назад. И только сейчас понял, что ворох образов, ощущений, всполохи сознания, буйствующие в голове — плод символов, гнездящихся на бумажном листе.

Раз так, казалось бы, они должны нести какой-то смысл? Но какой? Ощущение, будто видел сон, но вот он сменился явью, а картинки стали тенями, всё меркнущими и меркнущими... Нет, я помню кое-что. Главного героя пытают. Инквизиция. Испания. Судя по всему, описываются его ощущения. Но за ними — что-то большее; что-то зловещее, необъятное и неотвратимое, ведь нельзя взять и захлопнуть книгу. Нечто, что было со мной, что было мной, но теперь ушло. Пытаюсь вспомнить. Перед мысленным взором — тьма и больше ничего.

Я не стану врать. Рассказ не заставит меня ходить «чуть торкнутым» неделю. Более того, признаюсь, я эти-то строки пишу, усилием воли сохраняя исчезающии ощущения, отключив разум и рациональное мышление. Это всё равно что, пытаясь ухватиться за уходящий сон, погружать ещё неотошедшее сознания обратно во мглу. И мне уже сейчас достаточно трудно делать это. Думаю, пройдёт ещё минут пятнадцать, и от впечатления останется лишь жутковатый холодок. Как от ночного кошмара...

Ох... прошу простить за эту вакханалию мысли. Если быть честным, даже не перечитывал, что написал.

В одном можете быть уверены: «Колодец и маятник» подарит вам безумие на полчаса.

Удивительно. Непередаваемо.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ удивителен по эмоциональной насыщенности. В него погружаешься постепенно, будто, входя в воду, не замечаешь, как начинаешь тонуть в абсолютно живом ужасе героя перед лицом смерти. При этом я бы назвала «Колодец и маятник» жизнеутверждающим и поразительно оптимистичным рассказом. Герой, понимая, что гибель неминуема и оттягивание момента смерти принесет еще большие мучения, борется за каждую минуту, каждую секунду жизни.

Невольно вспоминаются слова Достоевского в «Преступлении и наказании»: «Неужели такая сила в этом желании жить и так трудно одолеть его?» и «…в остроге ее (жизнь) еще более любят и ценят, и более дорожат ею, чем на свободе». Неудивительно, что для По не имеет значения за какое преступление был так жестоко осужден человек. Убийство это, еретические мысли или что-то еще — не важно. Все отступает перед желанием жить. Жить в темной камере с колодцем, жить под маятником, жить…

Конец рассказа мне представляется вполне логичным. Разве можно было ожидать иного после прочтения эпиграфа? «…Ныне отчизна свободна, ныне разрушен застенок, Смерть попирая, сюда входят и благо и жизнь». :))) Ну, а если серьезно: в рассказе, видимо, заложены определенные параллели с политической ситуацией того времени. В этой связи спасение героя олицетворяет победу жизни над смертью как победу французских войск над Испанией и испанской инквизицией.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

К какому бы жанру сегодня ни пытались относить этот рассказ фанаты готики, мистики и тд и тп, одно остается несомненным :

Эдгар Аллан По был первым. Он создавал этот жанр, нащупывал его законы, строил это великолепное здание и наполнял его таинственными и мрачными историями, в равной степени способными зачаровать и 7-летнего мальчика и 70-летнего старика.

Для меня весь Эдгар По всегда будет ассоциироваться со старым школьным зданием, комнаткой об одном окне, сплошь заставленной полками, где тесными рядами в выцветших потертых обложках стоят остропахнущие плесенью корешков и чернильными надписями формуляров бумажные книги, каждая из которых прячет внутри целый мир.

Несколько лет я искал продолжение, тогда еще не зная, что эта тоненькая книжка — практически все, что он написал.

Я перечитывал каждый рассказ по многу раз, строки поэм, имена, названия замков, вин, улиц и домов звучали как музыка, которую можно слушать бесконечно.

И каким же счастьем было найти года через три-четыре Марсианские Хроники ! Но это уже совершенно другая история...

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роджер Корман поставил несколько шикарных фильмов ''по По'', но среди них нет ни одной достойной экранизации. Ибо перенести его прозу на полный метр невозможно, не разбавив дополнительными подробностями с объяснение кто, откуда, за что... И чем больше добавляют, тем меньше остается от По, которому было плевать на предисторию, характеры — все, что мешало воплотить одну лишь голую суть: воплощенный кошмар. Терзания не столько тела, сколько духа. Зачем нам видеть лица инквизиторов, слушать их речи? За них говорят созданные ими Колодец и Маятник, буквальное олицетворение того зла, какое лишь люди способны творить над своими собратьями. Герой тоже не имеет лица; он не просто жертва — он наши глаза, позволяющие взглянуть на абсолютное Зло, увидеть его масштабы. Он лишь песчинка в безжалостных жерновах, заклинивающая их, чтобы не быть размолотой. И он же — символ силы человеческого духа, стремления бороться даже тогда, когда борьба кажется заведомо бессмысленной, а сопротивление лишь затягивает страдания. Ведь только надеющиеся вознаграждаются.

Этот рассказ лишь обманчиво прост; простота сюжета напрямую связана с бесконечно сложными идеями и темами, поднимаемыми в нем. И чем сложнее закручивают сюжет киношники (у Кормана получился захватывающий готический детектив, а Стюарт Гордон снял любопытный эксплотейшн), тем проще, чтобы не сказать, примитивнее делаются основные идеи автора. Читайте, а не смотрите. Смотреть тоже можно. Но отдельно.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вероятно, лучшее из всего написанного По. Впервые пробовал его читать ещё в младшей школе-не всё тогда понял,но атмосфера рассказа произвела сильное впечатление.Очень эмоциональный,на грани гиперреализма,этот рассказ на самом деле не просто шедевр жанра «страшного рассказа»,но и серьёзное социально-философское произведение .И здесь я полностью согласен с нашим уважаемым baroni (см. отзыв)-несмотря на отчаянную борьбу за жизнь,героя рассказа не покидает ощущение безнадёжности в борьбе с государственной машиной,которая наблюдает за каждым его действием.Неожиданное спасение-символ надежд на свободу личности в новом мире.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

О том что Эдгар По мастер своего дела я давно не сомневался. Эстет мрачной литературы, культурный гений Америки, и конечно одно из самых громких имен основоположников детектива и литературы ужаса. Так и тут, в этом рассказе с ничем не примечательным названием По сумел раскрасить свое произведение в темные готические тона.

История с первого взгляда незамысловата: человек схваченный изобретательными инквизиторами оказывается в тюрьме. Дабы еще тюрьма была самым что ни есть местом заточения, но она больше напоминает камеру пыток достойной чтобы быть запечатленной на картинах Босха. С этого и начинается рассказ. Дальше автор предлагает просто невероятнейшее описание человека в такой ситуации. Тут просто невероятно, насколько вживаешься в образ этого человека, ощущаешь чувствуешь, словно сам очутился в этом месте и нервно подрагиваешь от каждого зловещего мгновения. Страх просто передан идеально и восхитительно, чувство ужаса это наверное одно из лучших описаний что я читал вообще. Этим и трогает рассказ, берет за грудки своим нервным удушьем и не отпускает до самого конца, намереваясь что вы сейчас побредете по своей комнате высчитывая шаги и ожидая рока.

По сумел передать самую невероятнейшую гамму эмоций ужаса, дать это ощутить. Нечто подобное я ощущал в литературе ужасов единичные случаи раз, а остальное больше похожи на картонные страшилки. Кажется у знаменитого писателя целая копилка историй не дающая заснуть его читателям. Бессонница, эффект присутствия, нервное оглядывание по сторонам и желание убедиться что все в порядке идут в наличие.

Итог: самая что ни есть история от которой немного становиться не по себе. Литература которая впечатляет и не оставляет равнодушным, однозначный шедевр!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильный рассказ. Одна из самых жутких историй, которую я когда-либо читал. Эдгар По мастерски создает мрачную атмосферу безнадежности, умело нагнетает напряжение, дает возможность своему герою счастливо избавиться от одной опасности только для того, чтобы встретиться со следующей. Нельзя не отдать должное мужеству главного героя, борющегося за свою жизнь до последнего, но счастливый конец этой истории кажется несколько нелогичным. С момента написания этого рассказа прошло полтора века, но очень немногим авторам удалось создать равные по силе воздействия на читателя истории в жанре «хоррор».

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как говорится, рассказ задел за живое...

А как же иначе, если история у которой почти нет предыстории, сразу же погружает в атмосферу безпросветного (в прямом и переносном смысле) ужаса. Клаустрофобический приступ охватывает от того, что нет понимания, где ты и что находится рядом с тобой. В реальность возвращает лишь только еда и питьё, которые появляются рядом, как только возвращаешься из мира сна, который мало чем отличается от кромешной тьмы реальности...

Но если тьма так ужасает, то может быть свет поможет хоть как-то заглушить ужас обречённого на продолжительные мучения в чёрном аду ограниченного пространства глубоко под землёй? О, нет, сумрачный свет принесёт лишь новые страдания обреченному арестанту. Но вдруг удастся ещё хоть на какое-то время продлить жизнь? Как долго ждать конца страданий или лучше было бы умереть сразу?

Апофеозом ужаса является осознание, что ты находишься между маятником, грозящим разрезать твою плоть или же попытаешься найти упокоение исстрадавшейся душе на дне колодца — выбор за тобой...

Задело за живое, потому что даже описанное мною страдание человека, обвинённого инквизицией на медленную или быструю смерть, по своему выбору, является неполным. Неужто автор переживал всё это сам и погрузил в эти предсмертные переживания и меня? А иначе как объяснить, раз в столь маленьком по объёму произведении скопилось столько настоящих переживаний, что прочитанное столь живо стоит в моём воображении, вновь и вновь оживляя все органы чувств, будто бы между колодцем и маятником был я сам...

Очень живой и психологически точный рассказ, беспощадный в своей реалистичности.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень эмоционально насыщенный рассказ! Стиль повествования, который выбрал автор, способствует нагнетанию чувства безысходности и обречённости. Сковывающий душу ужас вырывается из рассказа наружу и поглощает читателя, заставляя его как заговорённого продолжать читать рассказ несмотря на нарастающее нагнетание и приближающуюся развязку, которая ничего хорошего не сулит главному герою.

Отличный атмосферный рассказ. Просто шедевр.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понять многие события (в том числе и пытки инквизиции) бывает невозможно, когда просто читаешь сухие общие слова о них. Казалось бы, сочувсвуешь, но не сопереживаешь. Чтобы их прочувствовать, надо прочитать их описание участниками. Через этот рассказ можно реально почувствовать мысли и чувства приговорённого, которому происходящее кажется чем-то безысходным и безумным. Если не знать, кто автор этого рассказа и не знать, когда он жил, то создаётся ощущение, что он присутствовал при описываемых событиях, а потом передал их на бумаге.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, данное произведение прекрасно описывает саму сущность человеческого бытия. Хоть мы и не знаем происхождения узника, ясно, что его жизнь была отнюдь не сладка, и лишь в столь экстремальной ситуации он действительно начал ценить свою жизнь, пытаясь избежать собственной участи. Несмотря на отсутствие экспозиции, мыслям главного героя веришь, его эмоции и переживания описаны крайне ярко, отчего создаётся нужный эффект погружения, позволяющий олицетворить самого себя с персонажем. Создаётся ощущение, что сам читатель находится в этой самой темнице, превозмогая все, что там происходит, а динамика текста, равно как и интрига, заставляет дочитать рассказ до конца. Не всем писателям удаётся добиться подобного эффекта.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепно! В этом рассказе прекрасно всё. И живые описания мытарств заключённого, и ход его мыслей, и передача эмоциональных состояний. Думаю, в «Колодце и маятнике» мрачная составляющая таланта автора раскрылась во всей красе. Этому способствует классические литературные приёмы: замкнутое пространство, нагнетание ситуации, атмосфера безысходности — всё то, в чём По безусловный мастер. Добавим сюда тему инквизиции — эта тема всегда будоражит умы и вызывает интерес — и получим замечательный рассказ. При желании в нём можно обнаружить и другие смыслы, но даже сам по себе, без поисков глубинных посылов, текст — впечатляет.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже трудно представить, что во времена инквизиции могли существовать такие пытки. Атмосфера психоэмоционального безысходного ужаса, в которой находился герой оказалась настолько тяжелой, что удивительно, как же он смог выдержать это вплоть до неожиданного спасения.

Определенно этот рассказ запомнится надолго, не раз при интерпретации человеческих нервных страхов, мы будем вспоминать то, что пережил этот человек, и уверен многие из этих страхов станут менее значимыми, чем мы их изначально представляли, т.к. оказаться на месте героя — это пережить то, что потом безусловно оставит след на всей дальнейшей жизни и поступках.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ни чего лучше в этом жанре не читал! Да и вообще никогда не читал более реаличтичной книги. При чтении я как будто бы сам оказался на месте героя (хотя героя ли? к этой книге вообще нельзя применять такие термины) и сам пережил то, что было в рассказе от начала и до конца! Несмотря на небольшой объем — это ШЕДЕВР, которым я всегда буду восхищатся.

:pray: :super: :appl:

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень хорош! Я ожидал другого конца, это было бы вполне логично — ничего не добиться после стольких усилий, но герой был вознагражден за свою смекалку и терпение.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх