fantlab ru

Паоло Бачигалупи «Модель Мика»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.77
Оценок:
26
Моя оценка:
-

подробнее

Модель Мика

Mika Model

Рассказ, год

Аннотация:

История о том как девушка-андроид приходит в полицейский участок с повинной.

Входит в:




Самиздат и фэнзины:

Ублюд постмодерна
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Eleven
2017 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Thirty-Fourth Annual Collection
2017 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Thirty-Fourth Annual Collection
2017 г.
(английский)
Future Tense Fiction: Stories of Tomorrow
2019 г.
(английский)
We, Robots
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно было прочитать рецензию Seidhe. Как можно так по-разному прочитать одну и ту же вещь. Поистине, все мы разные совершенно люди.

Мне в этом рассказе понравились две вещи: (1) очень тонко подмеченная человеческая психология, запрограммированная в андроиде, причем начинаешь верить/видеть, что действительно алгоритм в человеческих отношениях есть, и он явно может быть как минимум «сэмулирован» и (2) уже с литературной точки зрения, то что ему удалось буквально при помощи пары страниц создать сильную симпатию к героине и потом конец, который конечно может быть кому-то и очевиден, но прописано очень на мой взгляд круто.

Ну и вообще Бачигалупи -- самое интересное в фантастике за последние хх лет, если у него окончательно крыша не поедет на теме либерально-зеленой (откровенно слабый рассказ A Full Life), я от него еще жду пару-тройку классных вещей.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы рассказ был написан хотя бы лет на 30-40 раньше, возможно, он и был бы интересен. Ради чего «Модель Мика» написана в 2016 — мне не совсем понятно. Описанная ситуация совершенно банальна для фантастики о роботах, киборгах, андроидах и прочих ИскИнах: искусственно созданные женщины производства компании «Первоклассные удовольствия», получившие название Модель «Мика», связаны беспроводной сетью и постоянно обмениваются данными, чтобы ещё лучше соблазнять и возбуждать мужчин. Причём, судя по тексту, у них всего одна модификация: «Красивая. Подтянутая. Темные волосы, бледная кожа и широкие темные глаза. <...> Я видел эту игривую улыбку в рекламе. Проблеск идеальных зубов и брови, с запоминающимся изгибом. И эти глаза. Широкие, темно-коричневые, невинные глаза, намекающие о чем-то совсем не невинном». Всего ОДНА модификация для удовлетворения сексуальных потребностей мужчин? Да ты, Паоло, в своём уме, вообще? =))) Ну да ладно, что-то я отвлёкся... Одна из таких Моделей приходит к детективу, причём с собой у неё — оторванная мужская голова в пакете из супермаркета, но она просит найти для неё адвоката. Типа, «я вела себя очень плохо, теперь меня надо наказать, но я хотела бы, чтобы всё было по закону». Детектив не находит ничего лучше, кроме как поехать с ней на место преступления, ничего не сообщив вышестоящему начальству, по пути пытаясь решить сложную моральную дилемму: кто же эта самая Мика — полноценная личность или просто машина, робот, вещь?

А далее выясняется, что владелец, которому Мика оторвала голову, ещё и причинял ей боль, пытая её в подвале...

Вам ещё не стало скучно? Мне стало на том моменте, когда детективу стало понятно, что Мика ведёт себя именно так, как необходимо, чтобы вызвать у него желание защищать и оберегать. Да и общий идиотизм ситуации с производством одушевлённых секс-игрушек, способных убить и покалечить, вызывает некоторое недоумение. Неужели Паоло умудрился хотя бы краем уха ничего не слышать о знаменитых Трёх Законах? Финал настолько же вялый и предсказуемый, как и само фантдопущение, обыгранное в десятках произведений, причём гораздо глубже и оригинальнее.

Но есть и ещё один момент, который никак не даёт мне покоя... Представьте себе руководство компании, которое узнаёт, что их секс-игрушка оторвала голову клиенту. Представили? Теперь напоминаю: ВСЕ Модели «Мика» ПОСТОЯННО обмениваются данными. Что должна сделать компания, которая понимает, что опыт одной из Моделей передан десяткам и сотням других? И что вот-вот головы могут начать отрываться тут и там?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да практически ничего! Сотрудник компании (у которой, кстати, есть прибор отслеживания каждой Модели, и которая объясняет, что все Модели являются юридической собственностью «Первоклассных удовольствий», поэтому проблемы будут ПРЕЖДЕ ВСЕГО у компании) появится только после того, как Мика дойдёт да полицейского участка, детектив привезёт её на место преступления, они успеют поговорить о проблемах самоидентификации роботов в человеческом обществе, да и потом, после ещё одной порции разговоров ни о чём, теперь уже с сотрудницей компании, причём переполненных банальностями, которые в описываемом обществе должны быть понятны даже половозрелому подростку, выяснится, что общая перезагрузка моделей будет... через несколько часов! А пока — отрывайте головы клиентам, дорогие Модели «Мика«!

Одним словом, рассказ совершенно проходной. Смело можно пропустить при знакомстве с творчеством автора.

P.S. Каким образом данный рассказ попал сразу в три антологии «лучшего» — ума не приложу.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крепкий рассказ, затрагивающий проблему юридической ответственности робота, совершившего убийство. Немалую долю интереса и забавности добавляет то, что робот — ослепительная красотка, призванная доставлять наслаждение, запрограммированная на флирт и сексуальное удовольствие, а человек, к которому она пришла «сдаваться», — чуть ли не ее поклонник, на которого все ее штучки-дрючки обычно и рассчитаны.

Только вот выход из ситуации у Бачигалупи не получилось обставить столь же интересно, сколь пикантен был этот юридический «казус». С удовольствием бы почитал протокол подобного судебного заседания в случае дальнейшего продвижения дела, но увы. Идея, мне кажется, больше для повести с развитием ситуации дальше, чем для крохотного рассказа.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх