fantlab ru

Донна Тартт «Тайная история»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.01
Оценок:
610
Моя оценка:
-

подробнее

Тайная история

The Secret History

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 65
Аннотация:

Действие романа «Тайная история», разошедшегося в США пятимиллионным тиражом, разворачивается в небольшом колледже в Вермонте, куда девятнадцатилетний Ричард Пэйпен приезжает из Калифорнии изучать древнегреческий язык. Новые друзья Пэйпена — четверо молодых людей и одна девушка — умны, раскованны, богаты и так увлечены античной культурой, что рассматривают себя чуть ли не как особую касту ее хранителей. Их дружба не выдерживает, однако, натиска современного мира. В веселой и сплоченной компании происходит убийство. Пытаясь через много лет осмыслить случившееся, герой по дням воспроизводит свою студенческую жизнь, этапы отношений с однокурсниками и любимой девушкой, и под виртуозным пером Донны Тартт его исповедь превращается в высококлассный психологический триллер.

Входит в:

— сборник «The Secret History and the Little Friend», 2009 г.


Награды и премии:


лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Похожие произведения:

 

 


Тайная история
1999 г.
Тайная история
2008 г.
Тайная история
2009 г.
Тайная история
2014 г.

Аудиокниги:

Тайная история
2007 г.
Тайная история. Часть 1
2015 г.
Тайная история. Часть 2
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Secret History
1992 г.
(английский)
The Secret History
1993 г.
(английский)
The Secret History and the Little Friend
2009 г.
(английский)
The Secret History
2015 г.
(английский)
Таємна історія
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Название романа Донны Тартт «Тайная история» отсылает к одноименному сочинению византийского историка Прокопия Кесарийского. Действие романа разворачивается в американском колледже — группа студентов занимается углубленным изучением древнегреческого языка. Молодые люди — настоящие «фанаты» всего, что связано с античностью, и однажды решают воспроизвести обряд вакханалиии, обряд сокровенный, в источниках описанный только намеками. Студенты — типичные дети нашего времени, интеллектуалы и рационалисты, — вступают в иррациональную область Сакрального. И этот необдуманный, дерзкий поступок приводит к трагичным последствиям...

Великолепная, многослойная интеллектуальная проза, насыщенная аллюзиями, цитатами (Шекспир, Достоевский, Фаулз, разумеется, произведения античных авторов). Роман, по своей сути, оказывается осовремененным вариантом древнегреческой трагедии. Вступление современного человека на территорию сакрального, соприкосновение с тем, что находится за пределами его понимания и компетенции, может привести к самым печальным последствиям. За это приходится расплачиваться по высшей категории, ибо в действие вступают такие силы, о которых мы имеем самое отдаленное представление.

«Тайная история» — редкий пример практически безукоризненно выполненного литературного произведения. Сюжет, композиция, стиль — всё сработано на самом высоком уровне. На данный момент — лучшее из всего, что было прочитано в нынешнем году.

Оценка: 10
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга закончилась... И вот передо мной белый экран и мигающий курсор: что я могу сказать о ней? Чем она так поразила меня, чем зацепила, заставляя читать до рези в глазах? Как хотелось поскорее узнать финал истории, но точно так же хотелось остановить мгновение. Чего ждать от этой книги? Каков ее жанр? Вот с этим сложно, ибо если вы ждете триллера, добротного детектива, то вас постигнет разочарование и роман вам не понравится. Упор сделан на психологизм, на раскрытие характеров, на их развитие под влиянием увлеченности учебой и совершенного преступления.

В тонкую, по-английски аристократическую канву романа вплетаются нити, выбивающиеся из общей картины своей инородностью. Они словно отравляют пейзаж, но без них не понять глубины трагизма разворачивающейся перед нами истории. Роман представляет собой исповедь одного из непосредственных участников событий, его рассказ о годах учебы в колледже и о трагедии, соучастником которой он стал. Он пытается бесстрастно описывать события, но в повествовании чувствуется его личное ко всему отношение, эмоциональная окраска, характеристики, которые он дает героям истории.

Перед нами пятеро студентов, изучающих классическую филологию и древние языки под руководством весьма своеобразного педагога — Джулиана. Он словно бы не из нашего мира, не из этого времени: он над миром и над временем. Он искусно создает иллюзию, но на деле оказывается лишь пустышкой и мелочным трусом. Он собирает вокруг себя одаренных студентов и царит над их умами и душами, вкладывает в их сердца ценности, в которые, как оказалось, не верит сам. Обо всем происходящем нам повествует Ричард — простой калифорнийский парень, каких много, не обладающий яркими качествами, харизмой или волевым характером. Он увидел некий ореол таинствености и возвышенности, окружавший эту уединенную группу. Он страстно захотел стать ее частью, открыть тайны, погрузиться в мир античности. Однако на поверку все оказалось не столь радужным и загадочным. Чем больше Ричард общался с новыми товарищами, тем сильнее они раскрывались перед ним — и далеко не всегда с лучшей стороны. Помимо явных характерных качеств, лейтмотивом проходящих через все произведение, каждый герой обрастает все новыми и новыми чертами, углубляя и расширяя свой образ. Мы видим героев в различных ситуациях, во взаимодействии друг с другом и с удивлением понимаем, насколько эта группа замкнута, оторвана от реальности, изолирована в своем стремлении познавать.

Утонченный и изысканный Френсис, страдающий ипохондрией и бессонницей, в спорах придерживается нейтральной позиции, пытаясь лавировать и примирить стороны. Простодушный Чарльз, любящий заложить за воротник. Его сестра-близнец Камилла — красивая и внешне невозмутимая, старающаяся не показывать своих истинных эмоций. У брата и сестры сложные и странные отношения. Банни — балагур и весельчак, любящий жить на широкую ногу за чужой счет. В конечном итоге, это и его неумение хранить тайны сведут его в могилу. За внешним весельем скрывается душевная травма — Банни на грани нервного срыва, но друзья не замечают этого, не видят тревожных сигналов. Все они связаны — не только произошедшим, но чем-то более глубоким и сильным. Их судьбы сплелись, и весь этот клубок приведет к трагическим последствиям.

На общем фоне внимание притягивает Генри — харизматичный персонаж, обладающий недюжинной силой характера, независимостью, патологической скрытностью и неимоверным самолюбованием. Он становится негласным лидером, его решения не оспариваются. Он манипулирует всеми, искусно и безжалостно ведя свою игру. В то же время в его личности чувствуется надлом, потерянность, оторванность от мира — ему неинтересно жить, скучно, обыденно. Он не ценит жизнь и по большому счету ему плевать на собственную участь. Мотив скуки присущ его образу, и через него характер героя и рассматривается. Он умен, как может быть умен человек, свободно общающийся на мертвом языке и читающий развлечения ради древние манускрипты. Генри очень похож характером и отношением к жизни на Джулиана. Возможно, именно поэтому они сближаются, возможно, именно поэтому Генри острее других чувствует предательство учителя, которому они доверили свою тайну и который их не понял, не распознал срыва. Генри жаждет эмоционального потрясения, катарсиса, который окрасит его унылые и однообразные будни, и в один трагический день находит. Это — ключевой, поворотный момент всей истории. Безмятежная жизнь друзей в шикарном особняке за бокалом мартини и беседами о Гомере в одночасье заканчивается. Друзья сталкиваются с необратимыми последствиями своего стремления к непознанному, к античной вакханалии. Так или иначе расплачиваться придется всем. Но тот надлом, на котором живут герои, дает намек на трагический финал истории. Трагический в своей закономерности и неизбежности.

Удивительно, как хладнокровно и скрупулезно подходит Генри к идее и воплощению убийства Банни, который считался его другом. Но действительно ли Генри дружит? И действительно ли он так хладнокровен? Он привык действовать решительно, в решающий момент отринув сомнения и эмоции, которые лишь мешают рационально мыслить. Рациональность — второе имя Генри. В достижении своих целей он не остановится даже перед убийством. Но ему не хватает смелости признать, что действует он исключительно в своих интересах и ему все равно, что будет с другими.

Этот роман ставит множество проблем — от глобальных до личностных. Это история об одержимости идеей, о познании самого себя и своих пределов, о дружбе и предательстве, о становлении личности, о силе и слабости духа, о пути познания и обретения на этом пути самого себя. Написана она очень выразительно и сильно, со множеством рассуждений, раскрывающих героев и обстоятельства, с использованием различных художественных оборотов речи, с цитированием греческих и латинских фраз, с рассуждениями о культуре и силе искусства. Это удивительно тонкий психологический роман, точно выверенный в своих деталя, безжалостный к своим героям, правдивый в отношении читателя, сильный по глубине переживания и трагизма. Этот роман либо понравится и захватит, либо не понравится вовсе, но точно одно — он не оставит равнодушным.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Положительные рекомендации полностью себя оправдали.

Перед нами великолепный образец психологической прозы. Конечно же, отличная проработка характеров персонажей. Все они такие непохожие и абсолютно живые, и очень экстравагантные. Сквозной фразой в романе проходит вопрос: «Ну что же, надеюсь, все готовы покинуть мир вещей и явлений и вступить в область высокого ?». И насколько же сильно меняется предполагаемый ответ в начале и в конце книги… Романтические, эмоциональные зарисовки, сюжеты кампусной жизни, многозначительные недомолвки; начало и развитие противостояния в группе товарищей. Сюжет развивается с небывалой монументальностью и драматизмом. Легкий налет грусти – история любви, которая могла быть:

«Трепет шелка в лесу черных костюмов…»

«Свита из черных валетов, черный король и джокер – она была дамой, завершавшей этот расклад.»

Из минусов отметил бы следующее. ГГ (рассказчик) очень уж спокойно воспринимает все события, как мне показалось. На фоне паранойи и смятения своих товарищей он человек с какими-то железными нервами. У него нет ни маний, ни каких либо заметных отклонений, у остальных этого «добра» хоть отбавляй. В целом, ГГ вообще непонятно как вписался в их среду. Еще один момент, довольно второстепенный, но мне все время резал глаза. У Тартт очень уж выраженная нелюбовь к хиппи. Все они «побитые молью», ходят «в бабушкиных очках», «неприкаянные», на них смотрят не иначе как «взглядом посетителя зоопарка», они проводят «смехотворные церемонии» и сидят посреди «хипповского хлама». Книга пересыпана такими определениями. Видимо, Тартт уважает «правильных» мальчиков, при галстуке да в пенсне. Но если присмотреться, ее персонажи, напротив, пускаются во все тяжкие – крепко выпивают, таскают полные карманы «колес», а также все это смешивают для пущего эффекта…Но это, как уже говорилось, периферия произведения.

Вывод: книга на меня произвела сильнейший эффект. Высший балл.

Еще раз спасибо Фантлабу за рекомендацию.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Тайная история» — бесспорно одна из лучших книг, прочитанных мною за последнее время. Говорить о сюжетной линии в данном случае совершенно бессмысленно — ценность романа нельзя свести к пересказу текста. Здесь нет ни детективной линии, ни мистической составляющей. Вернее, они присутствуют, но настолько незначительно, что те, кто польстится на аннотации, которые часто позиционируют «Т.И.» как интеллектуальный детектив или психологический триллер, будут разочарованы. Первая же страница книги, еще до знакомства с главными героями, раскрывает читателю кто и кого убил. На мой взгляд, творение Д.Тартт — это качественная проза, полная психологизма (Если хотите, «проза» с большой буквы «П» :smile: ).

Не могу не отметить язык романа. Он настолько хорош и богат, что я бы даже сказала, что он не современен. Описания людей и событий так тщательно проработаны, что образы, возникающие при прочтении, не тускнеют со временем. Как уже отмечали многие рецензенты, текст испещрен цитатами и аллюзиями, но они ни в коей мере не манерны и весьма гармонично вписываются в повествование.

Роман многослоен как пирог «Наполеон». Здесь и упоминавшаяся baroni древнегреческая трагедия на современный лад, и проблема Учитель — ученик (по-моему, ни чуть не меньшая, чем «отцы и дети»), и понимание того, что высокий интеллект еще не означает высокой моральности, и свойственное юности стремление к элитарности, и еще многое-многое другое.

Итог: роман рекомендую к прочтению всем (главное настроиться на соответствующий лад), т.к. его популярность — это не дань моде, и, мне кажется, что читать его и говорить о нем будут еще долго.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне порекомендовали этот роман как умную, глубокую прозу. Ну что же — ни об одном рубле и ни об одной минуте, потраченных на эту книгу, я не пожалела.

Основное достоинство романа — безусловно — это выверенность всего: стиля повествования, сюжетной линии, характеров героев, психология отношений, студенческий быт и так далее, до самых мелочей. Читаешь — и веришь.

Повествование от лица филолога, богатое аллюзиями и прямыми цитатами классиков, достоверное и уместное в данном контексте (греческая трагедия в современном антураже) — еще один весомый для меня плюс.

Роман оставляет тяжелый и длительный эмоциональный осадок. Каждая перевернутая страница — это тоненькая стружка, которую хирургическим скальпелем срезает автор с психологического портрета персонажей. Мне было противно. К героям привязываешься, они все чудовищно обаятельны. И осознавать, к чему привели их гордыня, эгоизм и безответственность, тяжело.

Вобщем, великолепно.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень удивилась, увидев этот роман здесь — для себя лично я не причисляю его к фантастике. Тем не менее, я буду рада, если благодаря этому большее число людей познакомится с этим потрясающим произведением.

Самая сильная сторона романа, на мой взгляд, — это проработка характеров. Вместе в рассказчиком мы следим за тем, как открываются все новые и новые грани личностей участников группы и взаимоотношений внутри этой группы. Вместе с ним мы подпадаем под их очарование и не можем уже быть равнодушными к ним. Даже когда под воздействием страшных событий и экстремального (без лишнего преувеличения) психологического напряжения начинают обнажаться черты, которые, казалось бы, должны разрушить это очарование, мы не можем презирать их и ненавидеть. Самая психологически сильная часть книги начинается уже после убийства, когда каждый по-своему (и с переменным успехом) пытается справиться с тем, что выпало на его долю. Но никто и ничто уже не будет прежним.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В начале романа возникало ощущение, что я читаю книгу не об Америке конца 20 века, а английскую прозу первой половины прошлого же века. Слишком уж выбивались персонажи своим аристократизмом из представлений о современной американской молодежи. Потом, правда, все встало на свои места.

Сюжет романа можно изложить в двух словах, и это не будет спойлером, ибо суть книги не в нем. 80-е годы прошлого века, колледж в маленьком городке в Вермонте. Главный герой – юноша по имени Ричард, рассказчик, он же свидетель и соучастник описываемых событий. В центре романа − элитарная группа из шести студентов, посвятивших себя изучению практически нигде не востребованного древнегреческого языка и культуры. Они друзья и держатся особняком от остальных студентов, выделяясь интеллектом, культурным уровнем и тем, что все (за исключением самого рассказчика) – выходцы из богатых семей и привыкли жить на широкую ногу. Ричард изо всех сил пытается соответствовать новым друзьям, скрывая свое скромное финансовое положение и рассказывая небылицы о своих родителях и калифорнийском детстве.

Эти шестеро – друзья до гроба, и в данном случае это не преувеличение. Случилось так, что четверо из них неумышленно убили человека. Отныне их главным стремлением стало держать происшествие в тайне. У пятого товарища из компании, Банни, возникают некоторые подозрения, которым однажды он находит подтверждение. Эта тайна потихоньку сносит ему крышу, и друзья понимают, что у них нет другого выхода, кроме как избавиться от Банни. Ричард узнает обо всем последним и безоговорочно становится на сторону основной группы.

Вот тот скелет, на который автор романа накручивает целые пласты эмоций, размышлений, рассуждений и подробностей. Буквально это история о «преступлении и наказании», недаром в какой-то момент появляется цитата о старухе-процентщице. Не триллер – для триллера недостаточно динамики, но глубочайшая драма, которая не отпускает до последней строчки и выворачивает наизнанку всех ее участников. Отношения в группе друзей, сплоченных не только общими интересами и симпатиями, но и общим преступлением, становятся все более непростыми. Нервные срывы, ссоры, алкоголь, ночные звонки и визиты, попытки примирить друзей и уладить проблемы. Ситуация неуклонно катится к чертям.

Вызывают ли персонажи симпатию? Вряд ли. Самый отвратительный из них – как раз-таки Банни. Не раз возникал вопрос – а почему остальная компания вообще с ним водится, почему было давным-давно не послать его по известному адресу? Что касается остальных (кроме Ричарда), то это избалованная золотая молодежь, привыкшая получать все желаемое. В колледже они учатся не для того, чтобы получить профессию, а ради развлечения. На остальных студентов они смотрят свысока. Моральная сторона убийства беспокоит их в последнюю очередь, в отличие от страха угодить в тюрьму. Они сорят деньгами, выпивка, курение и наркотики буквально в каждом эпизоде. Честно говоря, поражаюсь богатырскому здоровью Ричарда, ибо он перманентно пребывает в запое, похмелье, наркотическом угаре и помятом состоянии сознания.

Да, кстати, интеллектуальных высот в романе нет, за исключением цитат античных авторов и интеллектуального же снобизма персонажей. Это психологическая проза, эмоции зашкаливают и наполняют каждый штрих. Безусловно роман можно назвать затянутым, но меня затянуло в его глубины.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Тайная история» — прекрасный образец того, как следвало бы писать мистический роман. Непосредственно мистика в чистом виде присутствует лишь в одном эпизоде «Тайной истории», но именно этот эпизод оказывается ключевым и для структуры всего романа, и для судеб его персонажей. Так очень часто бывает и в нашей жизни. Многим из нас наверняка приходилось сталкиваться в повседневности с различными, явными или скрытыми проявлениями Иного. Такие события, как правило, единичны, и почти всегда кардинально меняют нашу жизнь. Вот подобный случай своеобразной «мистической манифестации» прекрасно показан в романе Д. Тартт.

Отрадно, что автор не стала нагнетать «мистическую волну», проявив завидную сдержанность и художественный вкус. Отдельно хотелось бы отметить заключительную сцену романа: сон (или же видение) главного героя, который стал прекрасным финальным аккордом «Тайной истории».

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами не детектив, не триллер и даже не просто психологическая драма, а скорее исповедь – очень искренняя, откровенная, ничем не приукрашенная, иногда шокирующая своей прямотой.

Есть такое выражение – вывернуть душу наизнанку. Так вот, в «Тайной истории» душа Ричарда не просто вывернута перед нами, а препарирована, разложена чуть ли не на атомы. В этой душе столько всего творится, столько «понамешано» — палитра богатейшая, от белого до черного. Все чувства, переживания, метания и сомнения прописаны точно и достоверно. Как по мне, такое познание героя «изнутри» подчас ценнее и интереснее динамичного сюжета с погонями и стрелялками.

Что касается остальных действующих лиц – тут вопрос спорный. Герои вначале представляются практически идеальными, едва ли не «небожителями». Даже имена у них не какие попало, а подчеркивающие исключительность и аристократизм. Здесь нет никаких типично американских Джо или Сэнди, а есть сплошь Генри, Чарльзы, Камиллы…. Ни дать, ни взять – члены британской королевской семьи.

Однако, по мере развития сюжета иллюзия быстро тает, и вот уже перед нами не «золотая молодежь», а люди, которым «с катушек сорваться» или, скажем, человека убить – плевое дело. Вот ведь как бывает – за идеальным фасадом изрядно подпорченная изнанка…

Тем не менее, не скажу, что герои не вызывают симпатии и сочувствия, совсем наоборот. В человеческой природе совершать ошибки, проявлять малодушие. Осуждать за это проще простого, труднее – постараться понять.

А что, если все эти затяжные загулы с алкогольными и наркоманскими излишествами – всего лишь способ научиться сосуществовать с таким тяжким грузом, как чувство вины и страх разоблачения? Пуститься «во все тяжкие», дабы заглушить муки совести – вполне естественная реакция, на мой взгляд.

Горькое разочарование – Джулиан. Шикарнейший образ глубокого, утонченного, мудрого наставника лопнул с брызгами, как мыльный пузырь, лишь только ситуация потребовала от него действий, а не пустой болтовни. Он не стал помогать своим ученикам, не стал вообще ничего предпринимать, а банально сбежал, слишком озаботившись спасением себя любимого. Наставник оказался на деле банальным трусом.

Не знаю кому как, но мне нравится, когда моя субъективная читательская оценка героев меняется по ходу книги. Значит, я воспринимаю их не как некий придуманный образ, а как живых людей. Большой плюс автору.

В общем и целом, роман оставил хорошее впечатление. Понравился язык, которым он написан, понравился финал, далекий от «хэппи-энда».

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тайная история» стопроцентно должна понравиться всем поклонникам «Волхва». Только там, где у Фаулза греческий остров, курортная вилла, танцующие нимфы и хитроумный интеллектуал-кудесник, у американки — университетский кампус, отвязные студентки и профессор античной истории. Сюжет разворачивается куда логичнее -- по законам детективного жанра. Однако умненькой американке, как когда-то Фаулзу, удалось увязать современный до мозга костей сюжет с античной мифологией. События происходят в небольшом колледже в Вермонте, куда главный герой приезжает из калифорнийской провинции изучать древнегреческий язык. Здесь он сталкивается со странной студенческой компанией, сплотившейся вокруг эксцентричного профессора античности. Ходят слухи о вовлеченности этих людей в какую-то секту, отправляющую древний культ. Сперва история долго дрейфует в направлении «кампусного» романа — с интеллектуальной болтовней, первыми эротическими опытами и посиделками в библиотеке. В дальнейшем Донна Тартт умело пускает в ход греческую мифологию, мистику, детективный психологизм и даже Достоевского с его «Преступлением и наказанием». На выходе получается дурманящая смесь, оторваться от которой невозможно — пока не выпьешь до дна.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Тайная история» – это применение приемов классической реалистической литературы к ситуации в американском высшем образовании рубежа 80-90-х. Тартт как бы сказала перед началом сочинения своего дебюта «окей, модернизм и постмодернизм, я все поняла, а теперь отойдите в сторону, покурите и посмотрите, как надо» – то же самое скоро скажет Джонатан Франзен, пострадав на «Распознаваниях» Уильяма Гэддиса и решив завязать с подражанием Великими Отцам XX века, чтобы сесть за «Поправки». Поэтому «Тайную историю» можно рассматривать как контрмодернизм, возвращающий в литературу старую высокую норму.

Роман рассказывает о простом парне, волею судеб оказавшемся в элитном университете, да еще и на самом элитном с точки зрения бесполезности знаний месте – шестым студентом в суперзакрытой группе изучения античной филологии. У главного героя нет ни денег, ни связей, и весь роман ему приходится крутиться на кампусе, чтобы как-то сойти за своего, и пытаться дружить с пятеркой умников, снисходительно его принимающей. Постепенно он узнает, что представители «золотой молодежи», что учат древнегреческий язык вместе с ним, не такие уж особенные, как кажутся с первого взгляда.

Книга написана очень сильно, с огромным вниманием к деталям, четким чувством баланса между действием, диалогами и описаниями, глубокой проработкой всех центральных персонажей, не прекращающими до последних страниц раскручиваться внешней и внутренней интригами, умением автора писать и живописную лирику, и очень смешную сатиру. Начинающий писатель, если тебе под тридцать, перед тем как нести в издательство свой первый роман, сравни его с «Тайной историей«! Это в самом деле безупречная проза, в которой попросту не к чему придраться, настолько в ней все хорошо и даже лучше.

Тартт здорово играет на контрасте между озвучиваемыми высокими идеалами и тем, во что они выливаются в реальности, показывая, что одну жизнь от другой отличает лишь то, как одинаковые в сущности люди смотрят сами на себя. С одной стороны есть нормальный кампус с нормальными студентами, которые нормально ничего не учат, нормально бухают и штырятся наркотиками и нормально трахаются с кем попало. С другой стороны есть якобы задроты, озабоченные сближением с античными вершинами духа, которые на деле тоже ничего не учат, бухают-штырятся и трахаются, только у них это называется «вакханалии». Ну как гренки и крутоны. Причем студенты-крутоны куда беззащитнее нормисов: стоит древним грекам отойти на задний план из-за совершенных героями убийств, как у них не находится ни единой подпорки, чтобы не падать духом и держаться на плаву.

Вместе с тем автор показывает и непреодолимый барьер между элиткой и простыми американцами. Он тоже кроется во внутреннем ощущении, в желании того или иного человека при наличии самых минимальных преимуществ отгородиться забором повыше и сидеть за ним в компании таких же чуть-чуть богатых и чуть-чуть знатных, даже когда ни денег, ни чести у него уже не осталось и с первого взгляда этого элитария можно спутать с подзаборным алкашом. Тартт, конечно, идеально подбирает главного героя-бедняка, который становится проводником читателя в якобы тайный мир обеспеченной молодежи, и использует его бедность и чуждость пятерке умников вплоть до самого финала, где различий между ним и его «друзьями» уже не осталось, но они все равно смотрят на него сверху вниз.

Я от книги в уравновешенном восторге. Если хотите вкатиться в современный канон, то «Тайная история» Донны Тартт – прекрасный выбор, который познакомит вас с тем, что такой кампусный роман. Обязательно буду перечитывать, в этом году в планах «Маленький друг».

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, что этот шедевр написала женщина, которой не было еще и тридцати. Конечно, никакой это не триллер, как нас уверяют, на мистику тоже не тянет, это американское «Преступление и наказание», местами сильно напоминающее «Волхва» Фаулза. Древние арабы говорили: «Конец дела лучше его начала». Справедливость этого утверждения здесь проявляется особенно ясно – большое значение для понимания идеи романа имеет финал, где расставлены важные акценты. Второй роман, «Маленький друг», возможно, и не такой эффектный, но тоже завораживающий. Такое впечатление, что Тартт может писать увлекательно о чём угодно. Только почему-то не хочет – к большому моему сожалению.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

? РОКОВАЯ ТРАГЕДИЯ С ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМ ФЛЁРОМ, или ТОТ, КТО ВЕДЁТ САМОЛЁТ ?

ЦИТАТА: «Наверное, самое болезненное потрясение испытываешь, когда вдруг понимаешь, насколько был слеп».

(Донна Тартт. «Тайная история». 1992)

«Какой ты умный!» – восклицает один из персонажей совершенно неоднозначно оцениваемого читателями бестселлера Донны Тартт «Тайная история» (The Secret History,

1992 год).

Да… Необходимо быть достаточно подготовленным читателем, чтобы получить удовольствие от чтения и по достоинству оценить этот роман.

«Тайная история» – не такое уж лёгкое и развлекательное чтение, на мой взгляд. Его можно рассматривать, и как элемент массовой художественной литературы, и как элемент серьёзной литературы, требующей глубокого осмысления.

Всё, что последует далее, будет моим личным мнением, не претендующим на истину в последней инстанции. Просто хочу поделиться ощущением после знакомства с этим романом.

Историй о студентах (campus novel) много, и они по существу не сильно отличаются. Донна Тартт представляет нам свою студенческую историю. Это что-то оригинальное: и студенты у неё необычные, и их преподаватель Джулиан Морроу – духовный лидер и вдохновитель – тоже не от мира сего – богатый «добрый ангел». А главное, конечно, что делает роман особенным, – это специфическая «пропитка» античным культурным наследием, его судьбой, значением и влиянием на мировоззрение современной молодёжи. Сюжет романа построен на античной культуре и обращение к ней – одна из идей романа.

Действие происходит в Новой Англии (США). Шестеро студентов профессора Джулиана Морроу Вермонтского колледжа Хэмстон (выдуманное образовательное учреждение) настолько погружены в античный мир Древней Греции, что теряют связь с реальностью и становятся, мягко говоря, не совсем адекватными.

Автор знакомит и с другими ребятами колледжа, не входящими в группу Морроу (Джуди, Клоук, Джад, Фрэнк…), но эта шестёрка эллинофилов (5 юношей и 1 девушка: Генри, Фрэнсис, Чарльз, Эдмунд, Ричард и Камилла) – отдельный микрокосм со своими «тараканами» в голове: попыткой выстроить свой вымышленный мир высших людей – богоподобных индивидуумов и иллюзией обретения своего места в этом мире, далёком от грубой прозаической жизни.

Отчасти роман – открытый детектив: начинается со зловещего преступления и известными преступниками, а также предопределённым новым убийством в студенческой среде, обстоятельства и виновники которого также известны. От триллера у него не много, хотя напряжение нарастает к концу романа. Есть также элементы в жанре нуар. В большей же степени – это психологическая драма с медленно развивающимся сюжетом, со множеством подробностей, большим числом второстепенных персонажей, довольно затянутая и с неожиданной концовкой.

Поскольку ретроспективный рассказ ведётся от первого лица – 28-летнего Ричарда Пэйпена, которому на момент событий было 19 лет, роман лишён ряда выразительных средств повествования. Он кажется немного суховатым: констатация фактов, действий. В основном эмоционально окрашен лишь рассказчик. И только диалоги персонажей вносят разнообразие и позволяют судить об их характерах. Слегка устаёшь от частых «он сказал», «она сказала», «я сказал» и субъективного мнения Ричарда.

На ум приходят «Отцы и дети» Тургенева, где автор занимает позицию стороннего наблюдателя: читатель следит за развитием сюжета и самостоятельно делает собственные выводы. В «Тайной истории» сюжетная линия отцов и детей – острая, выпуклая и несёт скорее психологическую направленность, нежели социальную, причём узконаправленную: для данного произведения с его характерными персонажами.

И тем не менее, персонажи романа настолько живые, что не можешь не чувствовать доброту, тактичность и мягкость Ричарда Пейпена; раздражение из-за наглости и беспардонности Банни; восхищение изяществом Фрэнсиса Абернати и одновременно презрение и непонимание его распущенности; беззащитность и тонкую организацию Камиллы; закрытость и загадочность Генри и, конечно же, невозможно не очароваться внешним обликом и речами «доброго ангела» –Джулиана Морроу, который постепенно превращается в того, «кто выбирает из коробки любимые конфеты». Восхитительная метафора Донны Тартт, которая точно характеризует категорию некоторых учителей и их отношение к ученикам! И таких учителей прекрасно подмечают чуткие и наблюдательные ученики…

В «Тайной истории» Тартт демонстрирует свою образованность и начитанность (впрочем, мало кто из современных этого не делает): аллюзии и отсылки к Достоевскому («Преступление и наказание»), Толстому, упоминание Артюра Рэмбо, Платона, Ницше, Древнегреческих мыслителей … Не говоря уже о сплетении тонкого, но ослепляющего покрова ложной изысканности и избранности обращения с мёртвым древним языком, вышедшим из употребления, и его носителями. Кстати, это весьма интересная находка автора, которая органично вписывается в идеи произведения.

Каковы же идеи романа помимо выше обозначенного обращения к античной культуре? Это некоторые проблемы университетского образования и воспитания в семье.

В первую очередь «Тайная история» обращена к воспитателям: родителям, учителям, преподавателям. Главный результат воспитания – социализация молодого поколения. Профессор Джулиан Морроу, благодаря своей финансовой самодостаточности, приобретает особое положение в Хэмстоне: он независим, сам по себе. Он может тешить своё самолюбие и тщеславие. Оторванный от реальности, Морроу, ничтоже сумняшеся, пытается отрывать и своих воспитанников от неё. Но они далеко не такие состоятельные, как он, и, более того, они – фактически бедные…

Деньги. Материальная сфера – неотъемлемая часть адаптации к современным условиям жизни. Конфликт между гипертрофированной заинтересованностью в средствах существования (реальности мира потребления) и, созданным профессором, нереальным мирком с Древнегреческим флёром – и есть основная идея «Тайной истории». Этот конфликт приводит к ужасным, трагическим последствиям.

Родители. Роль родителей, как второстепенных персонажей, совсем не второстепенна. Они играют важную роль в разыгравшейся драме. Сцена замерзания от холода и голода Ричарда Пэйпена во время рождественских каникул, когда колледж опустел и комнаты были закрыты (!), а молодой человек не мог вернуться домой к родителям – самая страшная и самая сильная в романе – душераздирающая.

Родители не интересуются жизнью своих детей, их больше волнует материальный достаток. Парадоксальное впечатление оставляют родители Банни: они отрицают необходимость труда, но при этом воспитывают в сыне тщеславие и стремление к роскошной жизни. Результатом такого «воспитания» в конце концов стало убийство Эдмонда Коркорана (Банни).

Психология убийства – вот предмет интереса и изучения Донны Тартт. Способны ли на убийство психически здоровые люди? С чего начинается желание убить? Когда возникает такая мысль? «Я готов был убить его» – говорит один из персонажей… А разве мы не произносим подобные фразы?.. Почему? Но не стоит ждать от книги ответов на эти вопросы: автор только обозначила проблемы и тайны в романе так и остаются тайнами...

Студенческая жизнь. «Жить, не думая». «Делать всё, что захочу». Такое жизненное кредо, озвученное наиболее загадочным членом «греческой шестёрки» – Генри объясняет многое: пристрастие к алкоголю (постоянное пьянство вплоть до алкоголизма), употребление наркотиков (различных психостимулирующих веществ) весьма характерно для нынешнего общества, особенно, молодёжи (пьяный, алкогольный перегар буквально переполняет Вторую книгу). Сбросив сдерживающие «оковы» семьи, но не получив должного воспитания, молодые люди пускаются во все тяжкие. Итог такой жизни зачастую предсказуем. Автор не открывает ничего нового. Возникает аллюзия к Стивену Кингу: рассказ «Всё предельно» (всё ништяк), повесть «Сердца в Атлантиде» («… последние судороги детства» – из цитаты).

Воспитатели (родители и учителя). «Кто ведёт самолёт?!» – восклицает Ричард Пэйпен в своих рассуждениях о воспитательной роли наставников. А что тут ещё можно добавить? Гениальная лаконичность! КТО? ВЕДЁТ? САМОЛЁТ?! Личность воспитателя трудно переоценить.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О РОМАНЕ

֍ Второкурснице Донне Тартт на начало написания романа было всего 21 год.

֍ В романе неумелая попытка приобщения студентов к расширению сознания с помощью древних дионисийских практик приводит к групповому убийству.

֍ Изначально роман назывался «Бог иллюзий»; в некоторых переводах на другие языки это название сохранилось.

֍ «Тайная история» – неслучайное название романа: «The Secret History» – так звучит в переводе с греческого название памфлета древнего византийского историка и летописца Прокопия Кесарийского.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для начала хочу сказать, что читалось точно не взахлеб, но почему-то некоторые книги дисциплинированно заставляешь себя прочесть до конца и потом совершенно не жалеешь об этом. Если попробовать оценить роман в двух словах, то получится что-то вроде: сюжет скучноват, банален и чрезвычайно прост, но несколько раздут до чего-то такого основательного благодаря детализации учебного процесса и быта студентов, чрезмерной сентиментализации скудных переживаний героев, романтизации пейзажей и природы и вялых любовных историй. Благодаря этой вышеуказанной насыщенности текста создается приятное ощущение, что читаешь интеллектуальную прозу.

Если же копнуть поглубже, то...

Роман читается с самого начала очень приятно, легко. Канва повествования тонкая, романтичная, изысканная, с оттенком аристократизма, которому сразу хочется стать сопричастным. Бросается в глаза, что автор занимается самолюбованием, хотя это не очень напрягает. В конце концов, почему бы и не блеснуть эрудицией (а блеснуть ведь есть чем). Правда, иной раз задаешься вопросом, к чему все эти детали об учебном процессе? В студенческой жизни подобные вещи мало важны, они как бы сами собой разумеются, к тому же на сюжете они никак не отражаются и героев никак особенно не характеризуют. Вообще болезненный фокус на деталях — конек автора. Нас как бы грузят бесполезной информацией, но при этом утомленным от этого себя совершенно не чувствуешь. Чувствуешь сопричастность, погруженность. В общем, роман атмосферный.

В главных ролях на первый взгляд – типичные романтические образы. Главный герой, Ричард (он же рассказчик), – одинокий наивный гуманитарий с трудным детством, декадентскими настроениями и явной неудовлетворенной потребностью в душевных человеческих отношениях, и группа обособленных от масс богемных молодых людей с бледными лицами, которых, если бы заранее не знать, что читаешь реалистический триллер, а не мистику, вполне можно было бы перепутать с каким-нибудь законспирированным семейством юных пятисотлетних вампиров (прошу прощения за оксюморон), впрочем, очень основательно прописанных. «Все они обладали некоей холодной отстраненностью, жестким, отточенным шармом, в котором не было ничего от современности, но, напротив, чувствовалось дыхание давно ушедшего мира. Они были восхитительными созданиями – их движения, их лица, весь их облик» и т.д. и т.п. Впрочем, с них быстро слетает налет спесивой таинственности по мере того, как они становятся ближе главному герою, и он с удивлением узнает, что они всего лишь люди со слабостями, недостатками, страхами и тайной намного более тривиальной, чем могло нарисовать его воображение.

Несколько романтизирован через призму студенческого наивного восприятия и образ преподавателя Джулиана. Наставник молодежи наделен в начале романа безграничным интеллектом и чуть ли не телепатическими способностями, которые позволяют ему видеть своих протеже насквозь и управлять ими как марионетками (правда, это только на первый взгляд). Впоследствии, он весьма разочаровывает своих подопечных. Ведь вместо того, чтобы проливать слезы над их заблудшими душами (ставшими жертвами его архаичных теорий), он трусливо и цинично бежит спасать свою репутацию.

Знания об античности в романе (через восприятие Ричарда) возведены в какую-то гипертрофированную степень значимости, словно эти знания есть ключ к познанию всех тайн мироздания, в том числе среди прочего и того, как моднее одеваться и вообще загадочнее выглядеть в глазах однокурсников.

Очень бросается в глаза, что главный герой на самом деле действующим лицом истории не является. Ему отведена роль рассказчика и пассивного стороннего наблюдателя, но именно на этих ролях он очень даже преуспел, хотя его отчаянный «стоицизм» порой вызывает скорее не уважение, а недоумение, т.к. у него практически полностью отсутствует инстинкт самосохранения. Ричард до неправдоподобности инертен, не имеет собственного мнения ни по какому вопросу и вдобавок скучен до коликов. На первый взгляд кажется странным, что «избранные» приняли такую ничем не примечательную личность в свою компанию (потом, правда, выясняется, что и остальные ничем не лучше него). Оправдать подобную инертность исключительно его стеснением из-за собственного происхождения и бедности, и робостью перед красивыми, образованными и богатыми, на мой взгляд, было бы слишком просто. Тут ведь не в его личностных характеристиках дело, а, видимо, в некоей червоточине в обществе, рождающем такую вот молодежь (кстати, образы родителей весьма красноречивы в этом смысле). Собственно, из эпилога видно, до чего в итоге докатилась вся тусовка. Тех, кому повезло, тоже всего лишь вынесло течением, и никаких особых заслуг никому из героев приписать нельзя. Единственным героем, который в романе принимал решения и активно действовал, оказался Генри, но и его мотивации базировались на каких-то заплесневелых сомнительных теориях, оторванных от реальной жизни, отсюда и печальные последствия. Остальные же вели себя как инфузории, реагируя на внешние раздражения исключительно рефлекторно.

Нельзя сказать, что автор сразу интригует сюжетом, но почему-то описанный в начале романа мир неторопливой студенческой жизни, в которой кипит жажда познаний, бурлит философская мысль и юные умы меланхолично и несколько помпезно ищут смысл жизни, затягивает. Правда, по мере развития сюжета, практически ни одному герою не удается сохранить к себе хотя бы толику уважения читателя, потому что просто каждый из них на глазах деградирует до уровня полного свинства. Пороков хоть отбавляй – палитра разнообразна: наркомания, алкоголизм, гомосексуализм, случайный секс по пьянке, инцест, жадность, банальная трусость и глупость, жестокость, убийство, самоубийство и, конечно же, во главе всего этого, равнодушие. А ведь как хорошо все начиналось – просто гимн учебе! И как в таком идиллическом мире знаний могло произойти что-то ужасное?! Не иначе как пересмотрели в бездну... Философия и сильнодействующие препараты вообще плохо сочетаются. Опасные игры разума еще никого не сделали счастливыми. Невольно вспоминается Раскольников с его «наполеоновскими» планами. Да, собственно, и сама автор не смогла удержаться от того, чтобы пару раз умомянуть в романе Федора Михайловича. Только вот дионисийский культ как мотив, на мой взгляд, в романе выглядит несколько надуманно применительно к американским студентам. Впрочем, остается возрадоваться, что воплотить идею вакханалии приходит в голову не студентам-медикам, а безобидным филологам, а то все могло кончиться гораздо, ГОРАЗДО хуже))

Так что роман этот далеко не простенький развлекательный триллер с мистической подоплекой, несмотря на похожую затравку, (полное разочарование, конечно, для поклонников романтического вампиризма и эротического сектантства). Уж не знаю, какова на самом деле была задумка автора. Лично мне он показался зеркалом, прекрасно отражающим убогость общества, в котором среднестатистический ничем не примечательный студент скорее выберет себе в друзья убийц, только потому что эти друзья харизматичные, богатые и милые, и с легкостью согласится убить ради их спасения человека, только потому что он не настолько привлекателен физически и беден.

Казалось бы, мерзкий Банни такой зловредный тип! Всех донимает, потеет, одевается неопрятно, блюет где попало, живет за чужой счет, педиков, понимаешь, не любит, в хиппи бросается пивными банками из окошка, ворует чужие снэки из холодильника, пишет неграмотно, убийц осуждает опять же! Может, и ничего будет, если его грохнуть? Ну чем он лучше старухи-процентщицы? Что думает на этот счет автор, ответить сложно, потому что нигде в произведении ее оценок нет, хотя очень бросается в глаза, что в романе цинизм правит миром и спасения-то нет вовсе, т.е. Таррт его не предлагает своим героям (в отличие от того же Достоевского). А герои-то ее (все до единого) – люди, не имеющие никакой почвы под ногами, никаких принципов и убеждений, никаких четких представлений о добре и зле... Именно поэтому они так легко «ведутся» на античные культы... ведь людям же хочется во что-то верить... Вот и каждому по его вере.

Вообще же говоря, история очень бессмысленная и сумбурная, потому как идейно абсолютно ничем не подкреплена, хотя и написана в лучших классических литературных традициях. Ценна она, пожалуй, добротными описаниями студенческого быта, жизни американских глубинок, психологических портретов, бытующих нравов. Однако, в среде алкоголиков и наркоманов подобных «историй» пруд пруди – и все они одинаковые: упал, очнулся, гипс... Ну и со всеми вытекающими, само собой... Так что в общем не слишком интригующе...

PS: Немного позабавили рассуждения Генри о концентрации яда в бледных поганках и попытки ее рассчитать с помощью высшей математики, тогда как в любой энциклопедии написано, что для человека смертельная доза составляет 20-30г. (засыпал в кокотницу скока надо, полил сметанкой, сырком посыпал, все дела и привет). Но истинные интеллектуалы и эрудиты идут другим путем! :super:

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Тайная история» Донны Тартт давно занимала место в моем списке «обязательно надо прочитать», при том, что я абсолютно ничего не знала ни о ее сюжете, ни даже о жанре. Очень часто я слышала упоминания о ней, причем отзывы были как правило восхищенные. Так что когда появился вариант прочитать роман для челленджа — я сразу же ухватилась за этот повод.

Главный герой «Тайной истории» — двадцатилетний Ричард Пейпен — поступает в престижный колледж, где становится одним из учеников эксцентричного преподавателя греческого языка, Джулиана Морроу. Тот очень тщательно, по одному ему понятным принципам, выбирает студентов, с которыми готов работать. В каком-то смысле Ричард становится участником закрытого клуба, куда кроме него входят еще пять студентов: гениальный и замкнутый Генри Винтер, взбалмошный Эдмунд (Банни) Коркоран, аристократичный Фрэнсис Абернати и близнецы Камилла и Чарльз Маколей. Под стать своему наставнику, все они — яркие личности, вызывающие восхищение вперемешку с презрением со стороны остальных студентов. Генри, как и Джулиан, страстно увлечен эллинизмом (настолько, что о мире античности он знает едва ли не больше, чем о современном ему обществе), а остальные готовы следовать за его весьма необычными идеями.

Чрезмерное увлечение греческими традициями в итоге приводит к тому, что шестеро героев оказываются причастны к убийству, и это в корне меняет жизнь каждого. «Тайную историю» часто сравнивают с «Преступлением и наказанием» Достоевского (в романе Тартт есть даже прямая цитата оттуда). Основания для сравнения несомненно есть: автор детально исследует, как совершенное убийство влияет на людей разного склада. Как муки совести и страх наказания раскрывают худшие черты их характеров или, наоборот, дают чувство полноты жизни и вседозволенности. Как от взаимного недоверия и паранойи рушится дружба.

Иногда этот роман причисляют к детективному жанру. В таком случае, это детектив «наоборот». Обычно мы не знаем преступника наперед и совместно с персонажами разгадываем истинные события по имеющимся фактам. Здесь же нам известно, кем и как совершено преступление и вместе с виновными мы пытаемся вычислить, что же известно следствию. Вместе с ними беспокоимся о каждой новой всплывающей улике.

Можно отметить, что сам главный герой — наименее яркий персонаж книги. Из всей компании он больше всех понятен и близок обычному читателю, поэтому именно через призму его восприятия автор показывает нам происходящие события и их участников. И нельзя сказать, что взгляд этот полностью беспристрастен: Ричард сам отмечает свою субъективность и признает за собой склонность лгать (обычно это относится к тому, что он рассказывает о детстве и родных, которых стыдится). Фактически, мы имеем дело с ненадежным рассказчиком и остается гадать, насколько стоит полагаться на его оценку событий.

«Тайная история» удивительная книга. Благодаря замечательному языку она читается очень легко, несмотря на пространные размышления, местами неспешное развитие событий и, скажем прямо, несимпатичных героев. Значительное место в романе занимает античная культура. Автор уверенно пишет на эту тему, и речь не только о знании истории и искусств, но и о тонкостях языка и философии. Устами одного из персонажей высказывается мысль, что язык, на котором человек мыслит и говорит, способен повлиять на ход его рассуждений. Что ж, с самими героями попытка мыслить категориями ушедшей цивилизации сыграла дурную шутку.

Есть в «Тайной истории» нечто такое, что заставляет чувствовать, будто читаешь уже признанную классику. Познакомиться с этим романом будет интересно любому: даже если книга вам не понравится, она все равно является важной частью современной литературы. Я же получила от нее огромное удовольствие и обязательно присмотрюсь к другим романам Донны Тартт.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх