Аркадий и Борис Стругацкие «Машина времени (почти по Г. Дж. Уэллсу)»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Пародийное
- Место действия: Вторичный литературный мир | Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век | Далёкое будущее | Очень далёкое будущее | Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир | в будущее )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Путешествовать по физическому времени нельзя, но можно передвигаться по времени описанному — мирам творческого воображения. Это история об экспедиции в будущее, описанное фантастами-утопистами.
Машинопись из папки «Неопубликованное законченное (рассказы)». Написано в декабре 1962 г.
В переработанном виде рассказ вошёл в состав повести «Понедельник начинается в субботу», в качестве самостоятельного рассказа впервые опубликован в 2005 году.
Входит в:
— цикл «Послесловие к Уэллсу» > Произведения отечественных авторов
— условный цикл «Неизвестные Стругацкие» > цикл «Неизвестные Стругацкие: черновики, рукописи, варианты» > сборник «От «Понедельника…» до «Обитаемого острова», 2005 г. > статью «Понедельник начинается в субботу», 2006 г. > статью «Архивные материалы», 2006 г.
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
baglej, 17 ноября 2010 г.
Все же по сравнению с аналогичной частью в замечательном произведении «Понедельник начинается в субботу» данный набросок проигрывает. Если рассматривать его отдельно — замечательная идея, сатирический взгляд на предлагаемую режимом картину будущего, но все же нет той полноты красок, выигрышной детализации, при наличии которых вся описательная картина как будто в реальности предстает перед глазами в основной повести.
lubar, 25 июня 2010 г.
Не могу сказать, что очень понравилось. Рассказ правда получился кратким, чем конечно выигрывает перед Уэллсом. В отличие от ПНС вводная часть соответствует духу вводной части Машины Времени Уэллса. Само путешествие проигрывает некой надуманностью. К сожалению я практически нечего не читал из того, что пародируют АБС. Но у Уллса в реальном не дискретном настоящем действие четко происходят в заданной точке пространства в Лондоне. Описываемое же будущее должно быть дискретно не только во времени, но и в пространстве. Тут же получается, что воображаемый мир очень ограничен. Ютится на маленьком пяточке, где на Утопию отведен городской квартал-космопорт. А на все ужастики участок размером с Московскую область, на которой находится 2 десятка антиутопий с точными границами. Совершенно не ясно, почему одни т е же корабли возвращаются еще раз через миллион лет.
Железный занавес, ой железная стена это удачно.
Обыгрывания дискретного описания персонажей, которое появилось в ПНС украсило переработанный рассказ
artem-sailer, 14 марта 2021 г.
И вот ещё один рассказ, который авторы впоследствии переработают, существенно дополнят и включат в другое своё произведение — знаменитый «Понедельник». Речь идёт о фрагменте, когда герой путешествует в воображаемое будущее, сгенерированное авторами фантастических произведений.
В отличие от варианта из «Понедельника», данный рассказ как-то сразу кажется сыроватым. Возможно, это предвзятое отношение человека, который около миллиона раз читал основное произведение и, соответственно, привык к тамошнему изложению. Я всё пытался абстрагироваться от ПнС, представить, что читаю эту историю впервые. Не уверен, что это у меня получилось, но почему-то рассказ мне показался незаконченным. То есть фабула-то есть, есть законченный сюжет (рассказ некоего путешественника во времени), но нет соответствующего оформления: ну, как бы, рассказывает путешественник свою историю — и рассказывает, а дальше-то что? Рассказ в рассказе — избитый со времён Уэллса и Конан Дойля приём, сегодня кажется безнадёжным анахронизмом.
Не хочется строго судить это небольшое произведение, однако как ни крути, думаю, многие со мною согласятся.