FantLab ru

Аластер Рейнольдс «Дом солнц»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.91
Голосов:
483
Моя оценка:
-

подробнее

Дом солнц

House of Suns

Роман, год; цикл «Дом солнц»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Уже миллионы лет минули с тех пор, как Человечество выбралось в космос, заселив все звезды и планеты во Млечном Пути, став Постчеловечеством.

Галактика заселена нашими далёкими потомками, сосуществующими с цивилизацией роботов — Машинным Народом. Но, давний противник людей в лице скорости света так и не побеждён. Из-за этого количество межзвёздных государств весьма ограничено.

Лишь так называемые Линии постоянно путешествуют по диску галактики, изучая и помогая разным постчеловеческим цивилизациям, встречаясь один раз в Галактический год на общем сборе.

Речь в романе пойдет о Линии под названием Дом Цветов, которая столкнулась с событиями, которые изменят жизнь Постчеловечества на многие века вперед...

Входит в:

— цикл «Дом солнц»


Номинации на премии:


номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2009 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Дом солнц
2014 г.

Издания на иностранных языках:

House of Suns (Gollancz S.F.)
2008 г.
(английский)
House of Suns
2009 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Mickey: призрачные воины из «Палатиала» как раз — единственное сильное, что есть в романе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Они метафорически становятся Первыми Роботами, стыд за истребление которых бьёт по героям. Но бьёт притом мимо цели,
поскольку остаётся неясным, был ли Дом Цветов как-то в этом «ужасном преступлении» замешан.

Конец откровенно слит. Да и ничего в целом толкового выйти не могло просто потому, что затея раздувать переживания некой Абигейл, пускай и пятистократно телесно размноженной, до драмы космического масштаба — заведомый провал. С Pushing Ice (того же автора) даже нельзя сравнить всерьёз.

P.S. Даже лучшие из писателей склонны к повторам и самопародированию в случае продолжительной карьеры. В кольце с обрывками спиц вокруг планеты Neume мы немедленно узнаём такую же структуру из финала «Pushing Ice», а

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
перстень, переодетый (в последние секунды жизни женщины по имени Cyphel) с правой руки на левую
довольно-таки явно намекает на историю с локоном из того же «Льда». Но если в «Льде» обе детали были не только символичны, но и мастерски вписаны в сюжет, то здесь обе выглядят… бессмысленно как-то, и опереточно. Ну а космические двери с ключами? Вокруг червоточины ещё уместно, но как средство защиты от опасной звезды — бредятина, как уже отмечали. Писателю настолько нравится, как он пишет, что прямо оторваться от себя не может.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сумбурные впечатления.

Формально роман — космоопера с уклоном в жесткую НФ, по факту — «Сумерки» на максималках в космосе. Ну, помните, многие ругали Майер за то, что древний вампир размышляет и ведет себя как малолетний подросток? Помножьте на тысячу и пару веков замените на несколько миллионов лет и получите прекрасное впечатление о главных героях. Все они — копии Абигейл Горечавки, в далеком и основательно забытом прошлом наследницы клоноводческой империи. Наигравшись к тридцати годам в детские игрушки, она наконец вступает во взрослую жизнь и решает поучаствовать в смелом и рискованном предприятии — отправить копии самой себя во все уголки Галактики, пусть отныне играют по-взрослому. Все идет своим чередом — Линия путешествует, набирается знаний и впечатлений, помогает оседлым цивилизациям, а раз в галактический год собирается для обмена воспоминаниями, — пока на очередном слете шесть миллионов лет спустя кто-то не устраивает тотальный геноцид. Оставшимся в живых надо теперь найти и наказать виновников. Завязка неплохая, исполнение — уфф...

Перво-наперво, я так и не понял, к какому жанру отнести книгу.

Космоопера? Да, похоже. Потенциально гигантский размах повествования в пространстве-времени, яркие описания, вызывающие желание воскликнуть «почему я так не умею?!», пострелушки на фоне пролетающих мимо звезд. Ухх, какую бы книгу можно написать с такой-то фантазией! Но я не зря написал «потенциально». На деле вся история скукоживается до масштабов пары-тройки планет в пространстве (не считая концовки) и небольшого промежутка времени в будущем (за вычетом сквозной истории-флешбека). Такое себе.

Детектив? По идее, да. Герои пытаются вычислить убийцу (на этот раз не дворецкий, гарантирую), распутывают клубок заговора, ведут допросы — в общем, атрибуты на месте. Но в хорошем детективе все ранее развешанные ружья успешно стреляют в голову читателю, ошеломленно восклицающему «да как я сам-то не догадался?». В «Доме солнц» же часть ружей остается висеть невостребованной, другая — стреляет в конце, неожиданно появляясь на стене и нарушая неоднократно упомянутый по ходу повествования принцип каузальности.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Например, нельзя догадаться про каких-то там Первых роботов, если до этого про них ни единого намека не было

Триллер? Напряженные моменты есть, безусловно. Вот только Рейнолдс не умеет с ними работать. Каждый раз, как случается напряженная ситуация, происходит одно и то же: герои начинают долго, нудно и — что самое обидное — глупо обсуждать, как же выйти из создавшейся ситуации. Надо сказать, это вообще их конек. Прошло шесть(!) миллионов (!!) лет, но ни манера, ни стиль общения не изменились. Как и характеры героев — они статичны от начала и до конца, все та же девочка внутри, взрослые дяди и тети снаружи.

Сам сюжет тоже вызывает массу вопросов, но я их спрячу под спойлер от греха подальше:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- Зачем вообще был доктор Меннинкс? Какая у него была сюжетная функция? Своей смертью создать на пустом месте сомнения в правдивости Геспера? Так миссия все равно провалилась — третировать робота никто не стал, а про доктора больше никто и не вспомнил.

- К чему была интрига с биологической рукой Геспера? Тоже подорвать к нему доверие? Больше она ведь никак на сюжет не влияла.

- Зачем вообще упоминались шаттерлинги других линий на Невме? Они ж ничего там не делали. Более того — столбом стояли, когда некоторые предлагали в качестве мести уничтожить другие линии.

- Какова была роль Угарит-Панта, посла? Вся сюжетная арка с ним свелась к паре диалогов, в итоге он тоже не сыграл никакой роли в сюжете. И даже не подорвался — хоть какое-то разнообразие было бы.

- Откуда Каскад и Каденция узнали о том, что ключ на «Серебряных крыльях зари», если даже сама Портулак про это успешно забыла?

- Если они такие сверхумные, сверхбыстрые и сверхумелые роботы, к чему была вся эта клоунада с подначиванием шаттерлингов? Могли бы без лишней возни угнать корабль. Более того, могли бы со спокойной душой устроить Священный геноцид и выкосить всех оставшихся в живых клонов. Уж тогда тайна Дома солнц точно не всплыла бы наружу.

- Да и что это вообще за история с этим Домом солнц? Кто его создал, когда, чем подкупил/подчинил шаттерлингов других линий настолько, что они даже под страхом смерти не выдали о нем никакой информации? Ну, не считая Калгана — тот оказался редкостным трусом. Или, скорее, марионеткой автора, который завязал узел загадки и, устав, не придумал ничего лучше, чем просто разрубить его.

- Наконец, какую функцию выполняла история из прошлого Абигейл? Рассказать историю взросления? Простите, вышло откровенно плохо: вчера она была девочкой и играла в принцессу Палатиала, а сегодня она уже ведет дела Дома и придумывает хитроумный план. Рассказать историю асоциального детства? История вышла не очень оригинальной и уж точно незапоминающейся. Настолько, что даже сама Абигейл не смогла вспомнить имя друга, с которым играла (а, да, он на дальнейший сюжет тоже влиять не будет). Может быть, через призму восприятия принцессы показать, как девочка училась принимать сложные решения и выбирать между плохим и худшим вариантами? Сложная задача, для сотни-то страниц текста. Самое интересное — что история с Палатиалом оборвалась на полуслове. Но нам ли привыкать.

Концовка открывшимися для человечества перспективами напомнила «Тигр! Тигр!» Бестера. Так и казалось, что сейчас появится Гулли Фойл, подойдет к героям и скажет «Эй! Чего расселись? Двигайтесь дальше, вы». Но нет, Фойл был Тигром, а здесь одни какие-то растения.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга показалась откровенно слабой после прочитанного незадолго перед этим цикла «Пространство откровения». Нет, не плохо, просто слабовато как-то для Рейнольдса. Несмотря на прошедшие миллионы лет, психология персонажей ничуть не отличается от наших современников. Подростково-юношеская мотивация смущает и обескураживает. Ожидал немного другого.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман прочитала пару месяцев назад, но сейчас с трудом могу вспомнить подробности сюжета, да и финал по сути тоже, я не могу сказать, что роман неинтересен, но, несмотря на всю очевидную нетривиальность (позволю себе процитировать отзыв Scafandr'а ниже) «... главными героями являются клоны одного человека, которые имеют разный пол и выглядят по-разному... Постлюди, сверхразум, слонобоги, разумный туман, человеко-машины», роман, тем не менее, не оправдывает тех ожиданий, что возлагаешь на него, если ранее уже был знаком с творчеством Рейнольдса. Что касается самих героев, то мне они были в большей мере не приятны, чем я активно им сопереживала. Любовная линия сухая, с каким-то странным «налетом извращения», не знаю почему, но именно такое чувство она во мне вызывала. Диалоги, разговоры героев глуповаты как для людей прожившие миллионы лет. А чрезмерное использование жаргонизмов, как то: «в лепешку расшибемся, чтобы чувак мог нами гордиться, верно, братан?», меня просто корежило, хотя, возможно, во всем повинен не совсем корректный перевод. А вот концовка в стиле Рейнольдса: масштабно и небанально, вот за это можно и бал прибавить.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так получилось, что хоть и «Дом солнц» выпускался первым в Азбучной серии, прочитал я этот роман практически после всех остальных выпущенных романов на русском, поэтому я уже прекрасно знал, чего можно ожидать от Рейнольдса. А ждал я очередного классного романа от любимого писателя.

«Дом солнц» описывает далекое-предалекое будущее, в котором человечество распространилось по всей галактике. Более того, главными героями являются клоны одного человека, которые имеют разный пол и выглядят по-разному (клоны одного человека именуются Домом). Периодически клоны встречаются в условном месте и что-нибудь решают, делятся мыслями. Завязка сюжета начинается с того момента, когда на очередной встрече практически 90% клонов было истреблено неизвестными убийцами. Кто? Зачем? С этим и предстоит разобраться оставшимся клонам.

Многие пишут о том, что это детектив в космическом сеттинге. На мой взгляд это не совсем детектив, т.к. особо некому заниматься расследованиями в привычном понимании этого слова. Есть несколько шпионов, которых допрашивали и с которых и выбили тот самый таинственный Дом солнц, о котором никто ничего не знает. Я бы сказал, что это скорее роман о выживании, потому что оставшиеся клоны пытаются понять, что делать дальше и как вообще не остаться навсегда в истории. Найти убийцу? Или рвануть куда-нибудь и спрятаться?

Нам предстоит встретиться со многими интересными личностями будущего. Постлюди, сверхразум, слонобоги, разумный туман, человеко-машины.

Читая роман, я сам все гадал, кто стоит за всем этим. У меня было множество теорий, которых становилось еще больше по мере прочтения. Рейнольдс щедро сыплет новые заговоры, добавляет новых подозрительных личностей, в общем творит все, что только может запутать еще больше. Самое интересное, что несмотря на все мои догадки, Рейнольдс обманул, наверное, всех читателей, когда предложил свою версию случившегося. И это замечательно. Не скажу, что развязкой я остался доволен на 100%, но читать было интересно.

Очередной прекрасный роман замечательного писателя.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман понравился. Увлекательное и интересное чтиво. Временной масштаб, масштаб идей поражает.

Много осталось нерешенных вопросов, есть у меня и вопросы по космологической хронологии, есть мелкие замечания к языку текста.

И не смотря на все эти недочеты, роман прекрасен и достоин чтения. Это второй мною прочитанное произведение Рейнольдса, за что я очень благодарен издательству «Азбука». Обязательно продолжу знакомство с автором.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая смесь фантастики и детектива в одном флаконе. Книга здорово затягивает в свой мир.

Автор использует занятный прием: герои знают немного, а читатель и того меньше. Рейнольдс разбросал по тексту множество загадок, на которые долгое время и не собирался отвечать. Конечно, это дает автору право доставать из рукава все, что угодно, что он, собственно, и делает). Никогда еще по ходу чтения я не строила столько гипотез о дальнейшем развитии сюжета. Книга местами буксует, вернее построена таким образом, что никогда не знаешь: то ли впереди длительное описание разговора, то ли быстрая смена событий и погоня. Хотя учитывая, что героям книги, откровенно говоря, плевать на время, получается весьма органично) И конец вполне в стиле автора. Мне он понравился, хотя многих читателей, которым все расскажи да покажи, может оставить с носом.

Очень жаль, что автор не развил роман в серию. Но даже эта книга — хороший пример неторопливой космооперы с интересными мирами и неоднозначными персонажами.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга о человеческом: с его добром и злом. У большинства авторов получилась бы нравоучительная сказка, но Рейнольдс все концы обрывает и финал, несмотря на всю завершенность, всё же выглядит более чем открытым — там где-то среди звезд Туманности Андромеды. В данном случае это плюс и вовсе не потому, что «продолжение напрашивается», а потому что финал реалистичен. Главные герои, эти существа — шаттерлинги, они согласно «утиной типизации» — просто люди, но они слишком долгоживущи и все действо с его страстями и жестокостями словно нарисовано, чтобы вернуть ангелам — человеческое. Для меня — одна из лучших книг Рейнольдса.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой роман.

Лично мне показалась очень слабой первая часть книги — в отличии от ранее прочитанных романов цикла ПО, где автор заинтересовывал меня с первых же глав. Здесь повествование растянуто и загружено, вязко и неинтересно, особенно прологи перед главами.. Главных героев немного, но никому не сопереживаешь и даже предполагаемую гибель одного из них — воспринимаешь как мелкую неурядицу. В эти моменты хотелось побыстрее дочитать и взяться за что-то другое..

Однако, во второй половине действия пошли живее, но как-то фальшиво — не удалось автору добиться напряжения и предвкушения читателем развязки, которая бы ответила на все вопросы. Финал же все-таки Рейнольдсу удался — он получился эмоциональным и готовым к продолжению, если автор этого захочет.

Итог: роман-однодневка, который вчистую проигрывает более известным произведениям автора!

Как жаль что с такими необычными фантастическими идеями автору банально не хватает писательского таланта, чтобы их сполна реализовать..

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По мне так это прям «Тайна третьей планеты» Которая мультик ))

Если не вдумываться в детали, типа как все устроено, интересно . Если начинать думать то по доброму наивно и смешно . Оценка 7

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма и весьма впечатлило. Достойный автор достойных произведений. Большая благодарность издательству «Азбука» за то, что открыли для истинных фэнов хорошей фантастики столь оригинального писателя. со своим стилем и многообразием идей. И за то,что издательское исполнение книг на самом высоком уровне.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С самого начала впечатляет размах. Читается легко. Но чем дальше читаешь тем чаще возникают сомнение в мотивированности и действиях героев.

В целом, неплохая приключенческая фантастика, но не более.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильно разочаровался от этой книги, думал берусь читать что-то серьезное, а прочитал какой-то мультик, иначе правдоподобность сюжета не описать. Причем, это было первое знакомство с автором и пришлось буквально заставить себя взяться после этого, извините за откровенность, позорного опуса за другое произведение автора (Пространство откровения), которое буквально на порядок оказалось выше в литературном плане. Жаль, что писателям иногда приходиться сдавать что-то в печать согласно календарного плана, а не согласно творческого. Жаль те хорошие идеи, которые почили в этом романе, а ведь можно было их реализовать действительно достойно...

Как совет, не начинайте знакомство с творчеством Аластера Рейнольдса с романа «Дом солнц».

Вопрос к классификатору/модераторам. Каким образом, в похожие произведения попал «Гиперион» Дэна Симмонса ???

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После знакомства с другими книгами Рейнольдса, ожидал куда большего.

Казалось бы, описан мир далёкого будущего. Полёты между звёздами с досветовой скоростью через всю Галактику. Тысячи копий одной и той же личности (причём каждая копия живёт своей собственной жизнью уже сотни субъективных лет и перестаёт быть похожими на другие копии). Продвинутые технологии. На всём этом можно построить отличный роман.

Однако вышло не очень. Немотивированные действия как самих героев, так и разных злодеев. Религиозный страх перед искусственным разумом. Странный способ бороться со взрывами звёзд (неужели автор не знает закона сохранения энергии?). Во всё это плохо верится.

При всём этом сам мир и проблема, из-за которой у главных героев всё и началось, весьма интересны. Так что читать стоит, но без завышенных ожиданий.

Оценка: 7
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По первому впечатлению о книге, после сотни, другой страниц, кажется, что по этому сюжету получился бы очень неплохой детский мультфильм. Знаете, как раньше снимали? С фантастическим миром, с необъяснимыми в эволюционном развитием животными и людьми. И даже не важно, что автор один-два раза показывает сцены сексуального характера, их отсутствие ничем бы не сказалось на сюжете или понимание героев. Секс тут, как нечто запретное. Последующие главы только усиливают эффект, а встреча героев на планете и совместный обед, вообще напомнил сборище смурфиков или даже гномиков из Белоснежки. И имена тому тоже виной. Вот с таким ощущением и продолжилось чтение. Описание проходит в очень сухой форме, например внешность доктора Менинкса (героя из первых глав) упирается в одну единственную фразу — поросшее ракушками. Кстати доктор сыграет свою роль, точнее задаст единственный вопрос читателю,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а зачем он вообще в романе? Как-то очень громко зашел и очень громко вышел, да только хлопок дверью оказалось совсем не к чему, да и в другой комнате и в другом доме.
Тоже самое относится и к некой такой фэнтезийной линии сюжета (Палатиал),
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
которая тоже совсем не объясняется, но все таки несет (ну не просто же так) какой-то смысл. Была идея, что призрачные солдаты и есть уничтоженные роботы, но нестыковок оказалось больше
. Также дело обстоит и с главными злодеями.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Каскад и Каденция, пара роботов, кажутся совсем смешными и совсем не страшными. Наивными болванчиками. Вообще, если в других романах с ИИ или роботами борются по причинам в которых, они (роботы) хотят уничтожить, поработить, использовать как топливо или еще каким-то образом все человечество, то тут проблема более глобальна — «что-то не так». Прямая цитата «Смутная тревога, непонятное беспокойство — с этими роботами что-то не то и не так»
вот в этом и есть завязка и основная проблема. Диалоги также порой очень затянутые и нудноваты, но тем самым книга читается очень быстро. Скользить по виткам диалогов, которые задают те же вопросы по-другому, и отвечают теме же ответами по-разному получается, как пить сливовый кисель. Заходит хорошо, но выходит быстро. В последних главах сюжет заворачивается как водоворот. При чем на этот водоворот мы не смотрим со стороны, наслаждаясь явлением природы, а непосредственно кружимся в нем. Нас начинает подташнивать, мы не видим неба и не понимаем где дно, но зато уверены, что скоро утонем, быстро и мучительно. Главные сюжетные линии, задумки злодеев и действия героев, всё меняется за секунды, осмысление этих действий и поступков, буквально несколькими главами ранее, не имеют уже никакого значения. Водоворот сюжета надо было включить, и он включается. Рейнольдс склонен к максимализму, он любит навертеть на шампур своих историй, не только вкусное и сочное мясо, но и добавить колбасных обрезков, черного хлеба и иногда очень полезной, но не очень вкусной спаржи или цветной капусты. Всем угодить. Всем продать.

Рейнольдс сейчас очень популярен (сужу по форуму) и поэтому без обид ребята. Цикл «Пространство» мне понравился намного больше.

P.S. 6 миллионов лет вперед в будущее, утро: «Стол накрыли к завтраку: свежевыжатый апельсиновый сок, круассан на тарелочке, кофейник с кофе, фрукты.»

Классика! И совсем оно не страшное это ваше будущее!

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх