FantLab ru

Айзек Азимов «Робби»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.28
Голосов:
1916
Моя оценка:
-

подробнее

Робби

Robbie

Другие названия: Strange Playfellow; Необычный друг

Рассказ, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 248
Аннотация:

Глория очень любила своего робота. Он был для неё незаменимым, делая для ребенка все возможное. Глория так сильно привязалась к роботу, что перестала даже играть с подружками. Миссис Вестон — ее мать — очень забеспокоилась по этому поводу и решила помочь своей дочери.

© ZiZu
Примечание:

Азимов Айзек. Робби: [Рассказ]. Незначит. сокр. / Рис. // Уфимская воскресная газета. – 1991. – Ноябрь. (№ 9). – С. 7,10.


Входит в:

— журнал «Super Science Stories, September 1940», 1940 г.

— сборник «Я, робот», 1950 г.

— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 2», 1965 г.

— антологию «Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.», 1969 г.

— антологию «Tales Beyond Time», 1973 г.

— антологию «The Great Science Fiction Stories Volume 2, 1940», 1979 г.

— антологию «Science Fiction A to Z: A Dictionary of the Great S.F. Themes», 1982 г.

— антологию «Yesterday’s Tomorrows», 1982 г.

— сборник «Совершенный робот», 1982 г.

— антологию «Machines That Think», 1984 г.

— журнал «Robur 7», 1985 г.

— журнал «Костёр, 1988'7», 1988 г.

— антологию «Компьютер по имени Джо», 1990 г.

— сборник «Мечты роботов», 1990 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1941, ретроспективная // Рассказ

Похожие произведения:

 

 


Я, робот
1964 г.
Фантастика и путешествия. Том 2
1965 г.
Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.
1969 г.
Три закона роботехники
1979 г.
Компьютер по имени Джо
1990 г.
Стальные пещеры. Я - робот
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1991 г.
Я, робот
1991 г.
Конец вечности. Я — робот
1992 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 1
1994 г.
Три закона роботехники
1999 г.
Мечты роботов
2002 г.
Я, робот
2002 г.
Я, робот
2003 г.
Я, робот
2005 г.
Мечты роботов
2007 г.
Я, робот
2008 г.
Я, робот
2010 г.
Я, робот. Конец вечности
2010 г.
Я, робот
2019 г.

Периодика:

Super Science Stories, September 1940
1940 г.
(английский)
Robur 7
1985 г.
(венгерский)
Костер, № 7, июль 1988
1988 г.

Аудиокниги:

Я — робот
2004 г.
Я — робот. Человек, который никогда не лгал. Что значит имя
2009 г.

Издания на иностранных языках:

I, Robot
(английский)
I, Robot
1950 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 2 (1940)
1979 г.
(английский)
Die besten Stories von 1940 — ausgewählt von Isaac Asimov
1980 г.
(немецкий)
Аз роботът
1980 г.
(болгарский)
Science Fiction A to Z
1982 г.
(английский)
Yesterday's Tomorrows
1982 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Golden Years of Science Fiction
1983 г.
(английский)
Machines That Think
1984 г.
(английский)
Máquinas que Pensam
1985 г.
(португальский)
Я, робот
1987 г.
(украинский)
The Asimov Chronicles: Volume One
1990 г.
(английский)
Die Asimov-Chronik — Robot ist verloren
1991 г.
(немецкий)
Great Science Fiction Stories of 1940
2002 г.
(английский)
Amigos robots
2009 г.
(испанский)
I, Robot
2009 г.
(английский)
I, Robot
2013 г.
(английский)
Ich, der Roboter
2015 г.
(немецкий)
I, Robot
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Милая,сентиментальная история о дружбе девочки и робота. В рассказе есть один вскользь упомянутый момент на который я бы хотел обратить внимание. Это слова отца Глории о том, что Робби запрограммирован только для цели ухаживания за ребенком и робот просто не может не быть верным, добрым. И не о каждом человеке это можно сказать.

Действительно, предотвратив гибель девочки, Робби полностью исполнил первый закон робототехники.А смог ли так поступить человек? Да, смог бы, только далеко не каждый. На заре кибернетики подобная проблема волновала многих. Конечно, можно говорить о превышении возможностей робота обычных человеческих возможностей в плане лучшей реакции, скорости и т.д. Рассказ такого маститого писателя-фантаста как Азимов просто не может быть описанием выполнения машиной заложенного в нее алгоритма. Здесь вопрос не в роботе, а в человеке. Безусловно любовь и самопожертвование в Робби заложены программой, тем не менее они есть, пусть даже в механической форме. Но ведь весьма небольшое количество людей имеют подобные качества. И в этом мистер Вестон прав.

Читая рассказ проникаешься симпатией к Робби. Робот слушающий сказки и играющий с девочкой в прятки оставляет трогательное впечатление с эффектом «очеловечивания». Неудивительно, что Глория так привязалась к нему. Вопрос взаимоотношений человека и робота в фантастической литературе многогранен и сложен. Один из аспектов данного вопроса Азимов собственно в данном рассказе и затронул.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, который тронет любого, кто в той или иной степени сталкивался с непониманием родителей. Рассказ глубокий, потому что порождает много размышлений «между строк» и примериваний на себя.

С одной стороны, я понимаю, миссис Вестон. Для нее робот — некий воображаемый друг ребенка, воплотившийся в реальности. Это повод для тревог: а он точно не причинит вреда? а насколько сильно он мешает социализации девочки? а не будет ли он причиной психологических проблем ребенка в будущем? и т.п.

А с другой стороны понятно, что девочке недодали любви. Мать ли, отец, или оба родителя — но если ребенок так сильно и надолго привязался к роботу-няньке, ему не хватает степени привязанности и/или искренности от родителей.

Симпатии автора, очевидно, находятся на стороне робота. Он описывает все так, как будто у Робби есть чувства. Хотя, если внимательно перечитать рассказ, можно предположить, что никаких чувств робот не проявляет. Скорее, он действует, как хорошо запрограммированная машина-нянька. Впрочем, вопрос «а могут ли быть у роботов чувства» — это еще один повод для размышлений и дискуссий.

Чем еще цепляет рассказ — в нем показана ошибка родителей, одна из самых неизгладимых в памяти ребенка, когда взрослые отказывают маленькому человеку в праве на самостоятельность личности и решений, и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
резко выбрасывают из его жизни что-то для него важное, прикрываясь мыслями, что так для него будет лучше, а потом начинают врать, чтобы сгладить шок ребенка. Для кого-то, наверное, это действительно проходит более-менее безболезненно. А для кого-то становится первой причиной для извечной проблемы взаимоотношений отцов и детей в пока еще далеком будущем. Потому что обман потом все равно раскроется, ребенок все вспомнит и все поймет.

Робби — хорошее начало для серии рассказов, где дальше взаимоотношения людей и роботов будут исследованы автором с самых разных сторон.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Время, конечно, вносит свои коррективы. Сейчас, когда свой голос имеют нейросети, поисковые сервисы и прочее (скоро, как в шутке, и из утюга можно будет услышать вполне себе разумный голос), а роботов, таких, что описаны в рассказе, нет и в помине – всё это слегка странно. И печально. Но, в том и фантастика – она не будущее угадывает, она о человеке. И в этом рассказе это особенно ясно видно. Но на самом деле, робот Робби тут – это функция: друг для девочки, нечто для неё дорогое и близкое. Его вполне могла бы заменить в сюжете какая-нибудь собака – и её так же опасалась бы настойчивая мама, и драма в семье, в которой на самом деле все друг друга любят, всё так же надувалась бы тугим шаром (кстати, ведь она коснулась, по сути всех членов семьи).

Из сборника «Я – робот» этот рассказ самый эмоциональный, самый проникновенный. По первому, давнему прочтению он подействовал на меня очень сильно. Сейчас – чуть меньше. Механизмы стали видны. Стало видно, что автор добивается эффекта очень просто, если не сказать штамповано – вот совместная игра, вот дётская привязанность, вот слёзы – и вот привязанность девочки, чистого существа к роботу, тоже чистому и надёжному существу, но пугающему всех своим видом (эдакая история о добром великане на новый лад). Беда только в том, что на самом деле, в Робби от робота лишь странная по нынешним временам немота (для машины) и внешний вид. Ведь в нём есть не только разум, но и эмоции, да такие, которых я не припомню в остальных рассказах из сборника-цикла: он не просто привязывается сам (что видно по концовке), он обижается, он «дуется» (!), любит сказки, он по своему любит и саму девочку – он тут не просто живое существо, он тут практически человек, только лишь «разукрашенный» механической бранёй и молчанием (которое даже сильнее действует, как некий элемент трагической ущербности). Автор слегка изменил правила игры, раньше времени (уж по своей хронологии цикла точно) очеловечив Робота, сделав таким же эмоциональным, ранимым, как и сама девочка-подопечная. Любила бы она его так же будь он из тех роботов, умных, но способных в основном только подчиняться, выполнять работу, из остальных рассказов сборника? Скорее всего – да. Но был бы после этого рассказ столь пронзителен, вызывал бы сам Робби столько жалости – сомневаюсь. Одним словом, автор явно подтолкнул историю значительнее других очеловечив робота-няньку; подтолкнул ради достижения более сильного художественного эффекта. И, надо сказать, даже теперь, зная весь механизм, эффект всё равно действует.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Идеальный рассказ. И не стареющая тема. Мотивы любого героя понятны и легко объяснимы. Даже эгоизм матери не вызывает осуждения, потому как легко представить ее ревность, вызванную близкими и доверительными отношениями дочери и бессловесной железяки.

А дочь просто обожает своего друга-няньку. И еще слишком мала, чтобы видеть в нем только неодушевленный механизм. Эта простота отношений, безусловно, подкупает и заставляет с переживанием следить за событиями.

Самым мудрым оказался папа. Ужом пришлось извернуться, чтобы и жене угодить, и дочке вернуть радость. Но ведь таким и должен быть настоящий глава семьи! Идеальным, как сам рассказ...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Написанный в 1940 году, рассказ полностью удовлетворит самых притязательных читателей и сегодня: он добр, умён, лиричен и очень неплох с литературной точки зрения. Только любителям голых приключений он, наверное, покажется не очень интересным — действия в нём не так много, а приключений и вовсе нет. К сожалению (или к счастью), когда читаешь это произведение в очередной раз, больше внимания уделяешь уже не основной его идее, а сопутствующим ей вещам.

И первое, что бросается в глаза — чудеснейшая психологическая картинка семейных отношений, когда жена постепенно, в ходе долгой осады, добивается от мужа того, чего она хочет. Думается, каждый не раз наблюдал что-то похожее в жизни и сможет оценить, насколько точно выписаны поведение жены и мужа в этот момент.

Далее, что касается того, что первые роботы, будучи вполне адекватными в своём поведении, тем не менее не могли разговаривать. Вот здесь сэр Айзек немного ошибся — нынче синтезаторов речи давно уже великое множество, а вот про позитронные мозги что-то ничего пока не слышно.

И, наконец, о главной героине рассказа — девочке Джулии. Рассказ писался в 1940 году и, возможно, в то время такое несколько инфантильное с сегодняшней точки зрения поведение восьмилетней девочки считалось нормальным. Сейчас же это уровень нормального пятилетнего ребёнка. Кстати, а почему это в восемь лет Джулия не ходит в школу — там бы уж она со своими сверстниками так наобщалась, что у матери по этому поводу голова никогда не заболела бы :).

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все же в начале творческого пути Азимов писал более качественные и западающие в душу рассказы, чем десятилетия спустя. Исключения, конечно, есть, но тенденция налицо.

Что можно сказать о «Робби»? Лишь одно слово: «Классика«!

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень трогательный рассказ. Он лег в основу не менее трогательного фильма «200-летний человек», даже имена персонажей сохранили.

Рекомендую к прочтению и взрослым, и детям.

Поднимает морально-этические вопросы, которые актуальны сейчас и будут актуальны и в будущем.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный рассказ...

И замечателен он не только тем, что подтолкнул Азимова к тому, чтобы сформулировать те самые законы робототехники. Законы сами по себе удивительные, ибо никакой робототехники и в помине не было как полноценной сферы приложения человеческого разума и активности, а законы для нее уже появились...

И замечателен даже не вполне тем, что иные из его читателей и впрямь вдохновились азимовской мечтой наполнить мир роботами, способными служить человеку, защищать человека и даже быть другом человека. А ведь и не поспоришь с тем, что литературные фантазии действительно являются двигателем прогресса. Для большинства они так и остаются фантазиями, но находятся всегда чудаки, которые захотят сделать реальностью то, что будоражило их юношеское воображение...

Особую замечательность «Робби» придает то, что автору удается вполне себе взрослого человека вырвать из его серой повседневности и отправить сразу в два путешествия. В далекое фантастическое завтра и в то вчера, которое в наших воспоминаниях называется страной детства. Читаешь этот рассказ и снова ощущаешь себя маленьким, когда, с одной стороны, мир полон неожиданных чудес и волнующих открытий, а, с другой стороны, идиллия так хрупка и уязвима...

И такой хрупкой делают ее взрослые. Все то они знают, во всем разбираются, только свои заботы считают серьезными, а детские слезы и детские беды полагают игрушечными. И конечно же люди, старательно калькулирующие то, сколько им лет стажа осталось до пенсии, якобы лучше самих детей понимают, что именно детям нужно, не утруждая себя излишними объяснениями, а вторгаясь в мир, построенный ребенком, как армия завоевателей в осажденный город...

Так что роботы роботами, а особо ценен «Робби» тем, что учит людей быть людьми. И не притеснять маленьких и слабых под эгидой своего всезнайства и самоуверенности. Учит уважать мнение ребенка и его выбор...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересно: робот — одушевлённый, или всего лишь устройство из кремния и железа? Судя по фильму «Я, робот» верно первое, но наверняка сказать не могу, т.к. других рассказов из цикла не читал. Фишка в том, что это и не важно для «Робби». Робот дорог Глорие, он вся её жизнь. А то, что робот неживой, что правильнее для девочки восьми лет общаться со сверстниками и воспитывать мохнатого друга — это верно, быть может, но совершенно не оправдывает вероломное поведение мамаши. Опасаюсь таких вот, кто знает, «как надо». Хотя правда частенько на их стороне, от такой правды, волюнтаристки навязанной, всё оборачивается хуже некуда.

Тема роботов как-то не задела (краснеющий смайлик). Сегодня вместо андроида Робби мог вполне быть френд Джордж из Фэйсбука (родители заплатили деньги, и паренёк удалил страницу). Ничего бы не поменялось. ИМХО.

Напоследок похвастаюсь: осилил на англицком. :)) Могу рекомендовать людям с B1-B2. Такого, чтоб сразу целое предложение проходило мимо, почти не было, хотя без словаря пришлось бы туго.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда я читаю рассказ... Это не передать словами.

Каждое слово создает неповторимую атмосеру. Образы, Образы, Образы вместо слов.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот классический рассказ о работах уж очень наивен и прост. Все-таки детская психика действительно очень пластична и быстрее восстанавливается, быстрее смещает фокус внимания. Что-то девочка из рассказа уж слишком привязалась к роботу.

Но все-таки Азимов дает читателю почувствовать восторженное предвкушение блестящего будущего, надежду человечества на это будущее. Впервые рассказ опубликован в 1940 году, когда еще не ясны были все ужасающие результаты Второй Мировой войны и ту роль, которую сыграла техника в этих ужасах.

Интересно, что восприятие рассказа сильно изменилась со временем. Надежда на будущее уже во многом сменилась, если не разочарованием, то опасениями. Но как приятен этот вкус былой надежды, как хорошо и просто Азимов его показал.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Высказываюсь по всем пунктам.

Первое: Может ли робот любить?

А почему бы и нет, уважаемые, если мозг робота, как человеческий, и, следовательно, любая реакция человеческого мозга ему доступна, а значит, и эмоции, и любовь...

Второе: воспитание детей.

Ну, не так все однозначно с матерью, хотя я бы так никогда не поступила. Она действительно беспокоится о своей девочке, любит её, хочет, чтобы она нормально развивалась, но, с моей точки зрения. её ошибка в том, что она пытается свою ддочь переделать, сломать. Отец более разумно поступает, принимая ребёнка таким, каким он есть.

Знаете, у меня дома компьютер появился, когда мне 13 исполнилось. И это никак не повлияло на моё отношение к родителям, друзьям, и так далее.

Как была у меня лучшая подруга Светлана, так и до сих пор она остаётся моей лучшей подругой. Родители всегда останутся родителями, никто, никогда, этого не изменит, не отменит, все опасения надуманные.

Ну почему собачка или кошечка может быть другом, а робот-нянька — нет? Ведь собачки и кошечки тоже не разговаривают, как вы понимаете.

Другое дело, ну как так можно сказать, что лучше — человек или компьютер? Компьютер миллиарды операций в секунду выполняет, он способен обрабатывать такое количество информации, которое мы просто не в состоянии обработать. С этим почему-то никто не спорит и этого почему-то никто не боится.

Ну хорошо. Это фантастика, хотя роботы-няньки уже и сейчас есть, в Японии, по-моему. Но это неудивительно... Робо-сторож, робот-сиделка, это всё уже есть.

А также есть механические куклы, которые иммитируют поведение ребёнка, ну, я могу понять, если такую куклу покупает женщина, у которой детей нет. Была по телевизору передача о таких куклах: у женщины есть дочка, и она ещё купила себе механического ребёночка. При чём эту куклу, как вы понимаете , не нужно ни кормить, ни лечить, можно уехать в командировку на месяц и оставить её, с ней ничего не будет.

Такая вот неоднозначная ситуация...

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В некоторых отношениях рассказ очень современный. Родители заняты — так надо занять ребенка абы чем, чтобы не мешал. Телевизор, компьютер, игры — и он занят, и мама свободна. Для чего? Неужто для выполнения какой-то сверхважной и сверхнужной работы?

А тут — не телевизор, а робот. Добрый, милый, и самое главное — полностью занятый только вами. Игрушка, или нечто большее? Ведь не только Робби ухаживал за девочкой, она тоже чувствовала за него ответственность. Куда бы это привело ее дальше? Насколько хорошо бы она вписалась в социум?

Родители, конечно, идиоты. Девочку отчаянно жалко. Ну и задуматься рассказ заставляет — о границах человеческого, например.

Ну и — есть некоторые размышления автора на тему возможности эмоций в машине и по отношению к машине. Тема автора волновала — он обращался к ней неоднократно (вспомним хотя бы «Основание и Землю»).

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все же читая данное творение мэтра робототехники не покидало ощущение, что все это неправильно, не должно ребенку любить неодушевленную вещь, пусть и с человеческим «лицом».

Отнимать любимую игрушку было тяжело, но что если игрушка стала заменой родителей и стала для Глории важнее мамы и папы, после того как Робби не стало родители стали вести себя как родители, но было поздно.

А еще не покидало ощущение беспокойства на счет того, что робот способен выйти из под контроля и начать крушить все вокруг, но я наверное роботофоб...

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

За внешней, почти рожденственской историей автор скрыл глобальный вопрос: взаимоотношение робота и человека. Это звучит трюизмом, но мало кто обращает внимание на то, что наличие робота-няньки в доме затрудняет социализацию ребенка. Девочка не играет со сверсниками, не получает своей доли социального опыта — положительного и отрицательного. У нее есть робот, который ни в коем случае не сможет дать ребенку урок отстаивания своей точки зрения (Первый закон), не сможет дать урок реакции на несправедливость. Возможно, при написании автор и сам не задавался подобными вопросами, но позже он развил ситуацию до логического тупика в романе «Обнаженное солнце», где на планете Солярия люди оказались обособлеными друг от друга, и жили каждый сам по себе в окружении роботов.

Робот по определению неспособен любить, потому что любовь это не только психический, но и эмоциональный феномен, определяемый не только особенностями психики, но и особенностями гормонального фона организма.

О. Уальд в «Балладе Редингской тюрьмы»:

» Ведь каждый, кто на свете жил,

Любимых убивал,

Один — жестокостью, другой —

Отравою похвал,

Коварным поцелуем — трус,

А смелый — наповал.» (Перевод Н. Воронель)

Робот не может любить, как мы толко что доказали, но робот может имитировать любовь, изображая максимальное количество доступных его сенсорам признаков.

Собака — та живет в человеческой стае и пытается найти в ней свое место.

Робот — имитирует. Как, например, Р. Дениел Оливо имитирует вежливость в рассказе «Зеркальное отражение», например.

Другое дело, что отнимать у человека можно только тогда, когда ты можешь дать ему что-то взамен. Вот в чем основная ошибка мамы — ее убогая эмоциональная сфера оказалась менее впечатляющая, чем искусная имитация робота. Это трагедия.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх