fantlab ru

Вадим Барановский «Край без Короля или Могу копать, могу не копать»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Оценок:
28
Моя оценка:
-

подробнее

Край без Короля или Могу копать, могу не копать

Роман, год; цикл «Средиземье Толкина. Свободные продолжения и вариации на тему»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Один любопытный, отважный и влюбленный хоббит не дослушал до конца старую легенду и отправился в дальние дали на поиски того — не знаю чего. Он нашел друзей и врагов, испытал на себе тяготы северного гостеприимства и встретил родственную душу там, где совсем не ожидал этого. Больше чем за полвека до Бильбо Бэггинса в опасное странствие в Глухомань отправился его дядя Хильдифонс Тук, о котором в преданиях осталась единственная строчка — «ушел путешествовать и не вернулся». Это его история.

Входит в:

— цикл «Средиземье Толкина. Свободные продолжения и вариации на тему»  >  Свободные продолжения и дополнения


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Край без Короля
2017 г.
Край без Короля
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моей первой жадно проглоченной книгой Профессора был одолженный у подруги «Хоббит» в переводе Рахмановой. Мне было девять лет. Через год у той же подруги завелись «Хранители» (перевод ВАМ), потом, уже у меня самой, все, что только можно, и не только в переводах.

Средиземье стало частью мира настолько же реальной, как холостяцкая квартирка на Бейкер стрит, любимой, изученной вдоль и поперек, неизменно вызывающей жажду узнать что-то еще, и еще, и еще, хоть капельку, хоть про кого-нибудь. Пожалуйста! Но у Профессора, увы, больше ничего не было.

Зато у Вадима Барановского нашлось! И еще как нашлось. «Край без Короля» — чудесная возможность снова повидать старинных знакомых и встретить новых, колоритнейших, персонажей. Встретить в легко читаемой форме, с юмором, с песнями и стихами, с загадками (куда ж без них?!), с тонкими параллелями с литераторами древности и современности, с детально прописанными диалектами хобиччьих, орчьих и людских народностей, с очень точными отсылками к событиям и героям Профессора.

Книга читается на одном дыхании. Тут работают вместе и интрига повествования, сплетенная из историй дней нынешних и минувших; и язык, живой и сочный; и детали описания мест и событий; и захватывающее развитие главного персонажа; и переживание за судьбы героев. Каждая глава, каждая строчка прописаны автором со знанием материала и с большой любовью к миру Толкиена. Да вот и он сам, автор, в академической мантии, заботливо снабжает читателя комментариями и пояснениями.

Издание прекрасно оформлено и проиллюстрировано. Уже даже просто листая страницы, настраиваешься на нужный, сказочный лад и начинаешь предвкушать погружение в повествование. Повествование для всех, и заядлых толкиенистов, и просто любителей хорошего фэнтези.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классический, стопроцентный «фанфик». Причём, сделанный на отлично, строго в рамках «вселенной Толкина». Он не нарушает ни один из канонов основного цикла произведений Профессора. Никакой «отсебятины» в романе нет. Но, поэтому, эта книга всего лишь «фанфик». А это подразумевает, что читатель уже знаком с творениями Толкина и восторгается ими. Всем другим будет, как мне кажется, неинтересно читать «Край без короля». Но и те, кто читал Толкина, ничего нового для себя не откроют.

Лично мне, эта книга напомнила такое выражение как «вечер встреч со старыми друзьями». Читатель давно не был в норе хоббита? Пожалуйста, побывайте в этом уютном доме ещё раз. Скучали по Гэндальфу? А вот и он в самых первых главах! Хочется ещё раз услышать про Голума? Ну да, как же без него. И этот список может продолжаться бесконечно. Причём, встреченные на своём пути персонажи Толкина не несут никакой смысловой нагрузки. Помнится, давно была такая компьютерная игра — «Средиземье, война на Севере», или что-то в этом роде. Так вот, ГГ там тоже встречался и говорил с главными героями эпоса, побывал в Шире, Бри, Одинокой горе и т. д. Да, красиво, отдаёт ностальгией, но к развитию сюжета никакого отношения не имеет. Так и в этом романе. Читатель ещё раз побывает в знакомых местах, опять те же гномы, хоббиты, эльфы, орки и тролли. Но, это все пустые декорации. А сюжет? Где интрига? В «Хоббите» герои шли в Эребор, ведомые великой, по крайней мере для гномов, целью. «Властелин Колец» — вообще эпическая трилогия, ставки там — судьба мира. А «Край без короля»? Куда и зачем поперся главный герой? Как уже сказано в другом отзыве, туда, куда его принудительно потащил автор, притянув за уши к сюжету. Короче, «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Похождения Фонси выглядят несколько бледно и ненатурально.

Да, как «фанфик», книга достойная. Ошибок, противоречий нет. Такие стандартные ляпы, как временные несостыковки, отсутствуют. Но, как самостоятельное литературное произведение?

Но, назвать этот роман плохим или слабым никак нельзя. Превосходный легкий и яркий язык, которым написана книга, много стоит. Читать одно удовольствие. Кстати, в отличие от некоторых переводов Толкина.

И герои получились совсем живые, разные, наделённые всеми характерными чертами тех расс и народов, которые представляют. Хоббит — это хоббит, а не супер герой, как в книгах Н. Перумова. ( Хотя, в параллельной истории про хоббита Ветра, к концу романа он тоже становится супер-воином. Ну никак не получается удержаться авторам многочисленных «фанфиков» по Толкину от того, чтобы сделать из представителей миролюбивого народца очередных терминаторов! ) Орки получились очень естественные, колоритные. Природа, заброшенные города, пещеры, леса — все очень натуральное, «толкиновское». А речь персонажей? Отлично! Хоббит говорит как и должен выражаться, в моем понятии, полурослик, а орк ругается и ведёт себя, как и должен вести себя орк. Окружающий мир проработан очень тщательно, скрупулёзно до мелочей.

Вторая, параллельная история про войну на Севере, происходившую тысячу лет назад, получилась очень интересная. По сравнению с центральной сюжетной линией, на мой взгляд, довольно бессмысленной, история военных приключений «древних хоббитов» полна драматизма. Это уже больше походит на «Властелина Колец», чем на переделанного «Хоббита», каким, по-сути, и является «Край без Короля». На мой взгляд, если бы историю Северной войны сделать основной, а путешествие хоббита вспомогательной, то получилось бы целостнее и сильнее.

Вообще, трудно оценивать эту книгу. Потому что, сравнивать ее приходится с произведениями Толкина. Конечно, она им проигрывает. Репродукция картины не может быть лучше, чем оригинал. А, как я уже говорил, если рассматривать этот роман в отрыве от книг английского писателя, как самостоятельное произведение, то я таким его вообще не вижу. Вот, например, если бы я вообще не читал Толкина, то понравился бы мне «Край без Короля»? Нет, потому что это произведение «по мотивам». А если их нет, то все вокруг становится скучным и непонятным.

Но, недостатки можно найти в любом произведении. Если сравнить «Край без Короля» с другими «фанфиками», то на их фоне эта книга смотрится совсем неплохо. А потом, если отстраниться от анализа и критики, что получается?

Интересно мне было читать этот роман? Безусловно, да.

Легко ли читается? Да, эта история написана отличным языком.

А что ещё нужно для приятного, развлекательного времяпровождения с книгой в руках?!

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Гэндальф! Боже милостивый, Гэндальф! … Тот, кто рассказывал на дружеских пирушках такие дивные истории про драконов и гоблинов, про великанов и спасенных принцесс и везучих сыновей бедных вдов? … Неужели вы тот самый Гэндальф, по чьей милости столько тихих юношей и девушек пропали невесть куда, отправившись на поиски приключений? Любых – от лазанья по деревьям до визитов к эльфам!» (с) Хоббит

Как я понимаю, из данного абзаца и вырос этот роман. Во всяком случае, в книге Вадима Барановского будут и отправившийся невесть куда хоббит, и драконы, и орки, и эльфы и даже лазанье по деревьям.

Можно подумать что «Край без Короля» является приквелом «Хоббита». Однако это не так. И не смотря на то, что в этой книге читатель встретит Гэндальфа, Старого Тука, родителей Бильбо, трёх троллей, гномов Дори, Нори и Ори, Смога и Голлума, роман Барановского является полностью самостоятельным произведением, поскольку данная история разворачивается за несколько лет до рождения Бильбо Бэггинса и более чем за полвека до похода к Одинокой горе.

Книга начинается с того, что один из сыновей Старого Тука покидает родной дом и отправляется на север в Глухомань с целью совершить подвиг и завоевать сердце любимой девушки. В дороге ему встретятся гномы, люди, эльфы, орки и существа из страшных сказок. Хильдифонс Тук увидит руины Аннумиаса и пустоши Ангмара; сведёт знакомство с охотниками на троллей и гномом-взломщиком; встретится с отцом Арагорна и сыграет в загадки с вождём орков; узнает, что случилось с отрядом хоббитов, который за тысячу лет до событий, описанных во «Властелине колец», ушёл на подмогу королю Артедайна; повлияет на судьбу всего Эриадора.

По своему духу роман ближе к «Хоббиту», чем к «Властелину колец». Конечно, роман Барановского невозможно назвать детской сказкой, однако бытового волшебства и высокой магии в нём как бы не больше, чем во всей трилогии о Войне за кольцо. Один только главный герой чего стоит! Фонси Тук читает заклинания, общается с духом древнего родича и в какой-то момент настолько лихо управляется палантиром, что ему мог бы позавидовать сам Гэндальф.

Написана история простым и приятным языком. При этом чувствуется, что автор тщательно работал как над своими персонажами, так и над окружающим миром. Глухомань выписана добротно и с соблюдением тех данных, что оставил Профессор. Понравилось и то, с какой тщательностью в романе отражено смешение языков и говоров разных рас и народов на просторах Эриадора.

Теперь о недостатках. Я непременно поставил бы книге более высокий балл, если бы Барановский более убедительно обосновывал те или иные повороты сюжета. Например, автор крайне коряво обставил уход Фонси из Хоббитшира. В схожей ситуации Бильбо Бэггинс поддался авантюрному порыву, Фродо – отправился в путь из-за чувства долга и даже перумовский Фолко ушёл из дома не только потому, что он мечтал о приключениях, но и из-за того, что ощущал себя чужим в родной стране. На фоне этих хоббитов Хильдифонс Тук поступает абсолютно нелогично и отправляется в путь… ну просто потому, что автору это необходимо для сюжета.

Или вот ещё пример. В ходе путешествий по Глухоманью Фонси подцепил болезнь, которую можно было вылечить либо в Ривенделле либо в Гундабаде. При этом следует понимать, что к этому моменту Фонси на собственном опыте убедился, что эльфы – существа мудрые и добрые, а орки – максимально опасные. Так почему же герой отправился в далёкий и враждебный Гундабад, а не пошёл в более близкий Последний Уютный Дом? Нет, для сюжета романа это полезно, но где логика в этом решении? Автор, ау!

Итог: несмотря на имеющиеся недостатки «Край без Короля» является хорошим и качественным произведением. Чувствуется, что роман написан не из-за желания заработать денег, а с целью доставить удовольствие как самому автору, так и тем кому нравятся «Хоббит» и «Властелин колец». В целом будет неплохо, если Барановский напишет ещё что-нибудь на тему Средиземья, например, об упоминавшемся вскользь путешествии Старого Тука в компании Гэндальфа.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ у нас пойдет, в особенности, о хоббитах. Тех самых, теплых ламповых, прожорливых, отважных и работящих. Вот отправил сочинитель этого романа одного такого за сильмариллом на север. Заросшие дороги, руины, горы, боевая слава — и всё, край карты и толкиенистики. Где разгуляться есть, но...

Никакого разгула. Изящная, аккуратная роспись по «Властелину колец» чистым уважением к «Туда и обратно».

В принципе, можно читать и при слабом знакомстве со Средиземьем, как фэнтези о первой любви и одержании духом древнего воина. Но заряжена вещь на дотошных читателей Дж.Р.Р.Т. Нагенерировавшее фанфиков «Профессор был неправ, всё было по другому» здесь звучит «всё, как у Профессора и вот почему».

Кто троллям дал имена «Билл» и «Том», что стало с отрядом стрелков и почему арнорцы ушли в партизаны сразу после победы? Додумано. Недоумеваете насчет доверия к взломщикам и исчезновений наслушавшихся Гэндальфа? Интересуетесь, ели ли в Дориате грибы? Где торговали озерные? Почему зло не возродилось в ангмарских пределах? Каким образом хоббиты выжили без централизации? Как трактовать контраст поступков и манер «Торина и Ко» в норе Бильбо? Прошу сюда.

Кое-что остроумно, технично (строительный клей), есть натяжки. Дети орков, почему не сеют и вечно дерутся, теплые дороги и шишел-мышел, разумеется, вне связи с исходником, колдующие хоббиты, почти безразличные к солнцу гоблины и Сосрыква неканон. Землеройное — без прокатных сталей такая лопата дороже меча.

Зато «Старик Зима» — отменная интерпретация приложения к «Возвращению короля» в стиле кистямуровского пролога. И чего Радагасту не зваться Крконош, если Гэндальф Инканус.

Сами приключения Фонси/Ветерка тянут на «не выше ожидаемого». Загадочный анклав, торговля зубом, забытая застава, фальшивый принц, рабы, ослик (не вытерли вовремя!), второе похищение, ярмарки, опасная Осень, невеста на дереве, Болг, Шельмец, Араторн, ягодное пророчество, баня посреди Карн Дума, дверь, которая зимой не откроется и Сэмунд Инголло IV эпохи. Нравственная чистота (не считая полигамии), политики и поучений не выявлено, драма и пафос дозировано, хоррора нуль.

Язык: кроме таръкрских кудесин и строчек на как бы диалектах, литературный. Стихи не впечатлили. Топонимика и ономастика тоже.

Полиграфия: мягкая обложка, карты, иллюстрации ч/б, бумага белая, шрифт крупный, для эпизодов разных тысячелетий разный, опечаток не заметил.

Рекомендации: собирателям версий и по привлекательности цитат.

Когда сломаешь такую вещь, понимаешь, что сделал правильно, но радости не чувствуешь.Ангмарское королевство было именно такой вещью.

ни у самого Торна, ни у Кърмахъна с Роръхъном, ни у охраны в обозе — карманов на одежде не было.

Старый колдун не послушался аистов, вот что произошло с Северском.

Не совсем короля забыл, знаешь, что едой делиться надо.

Какой же ты хоббит? — ласково спросил Белерих. — В сапогах вон ходишь.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

История наивного хоббита

***

Фанфики – штука интересная. Отношение к ним полярное – одни совсем не принимают их, вторые – принимают. А штука простая. Когда любишь мир, тем более такой объемный, то сложно удержаться от того, чтобы пропустить прогулку-другую по Ширу…

«Край без короля» Барановского – отличный пример осторожного фанфика. Автор не ставит целью изменить созданное Толкином. Более того, автор даже во многом следует пути Профессора. Тут вам и приключения, и песни, и умертвия, и дракон, и «возвращение домой». В общем, это пример бережного фанфика, который читать однозначно проще, чем тот же Перумовский, где было много насаждения от автора-последователя.

…до событий «Хоббита». Фонси Тук, наслушавшись сказаний одного мудрого мага, решает отправиться в путешествие. Правда, он вынужден это сделать, ну да ладно. Собственно, вот и весь сюжет «Края без короля». Это чистая адвенчура с одним-единственным ПОВом. Квест он и есть квест. Да, с элементами из других жанров (чуток политики, чуток хоррора, чуток детектива). Распространяться далее о сюжете нет смысла.

Что касается героев, то тут их множество, хоть и лишь один главный. С него и начнем. Фонси Тук молод, наивен, но умен и честен. Он не чурается труда, он крепок и ловок. Способен он и на хитрость, если того требуют обстоятельства. Автор кидает своего героя из одного приключения в другое, так что характер Тука раскрывается с многих сторон. Но точно можно сказать, что Тук – крепкий малый. Помимо него в книге появляются как знакомые нам герои (Старый Тук, Гэндальф), так и те, кто лишь упоминается в каноне. Это Бунго Бэггинс, это Белладонна, это Араторн. На периферии есть Смог, есть Элронд. Отсылки к героям Толкина – приятный бонус.

Книга читается очень легко и интересно. Объем произведения достаточно мал (примерно с «Хранителей кольца»), действия много, локаций наберется с десяток. Тут вам и Хоббитон, и Мглистые Горы, и подступы к Ривенделлу, и Глухомань. Не обошлось без юмора, песен и стихов, а так же «страшных историй». В общем, роман выглядит объёмным, он действительно написан в духе оригинала. Настолько, насколько это вообще возможно. Всё-таки «Властелин Колец» — это Литература с большой буквы. Повторить ее невозможно.

Что касается минусов, то не обошлось и без них. Помимо некоторой недосказанности и многочисленных роялей в кустах, есть вопрос по части «отступлений». Их объем – это почти четверть романа. Можно было бы выделить отступление в отдельную повесть, а оставить лишь пару страниц основы для того, чтобы детерминировать дух Ветериха в Туке. А так это выглядит переливанием воды из одного сосуда в другой. Это вызывает раздражение и желание перейти к главам из основного сюжета. Еще один минус – орки. Конечно, это не Урук Хаи. Но тут орки слишком человечны. Автор делает их невероятно добрыми и разговорчивыми. Поверить в таких орков слишком сложно.

Заключение: читать «Край без короля» приятно и интересно. Роман легкий, он написан в духе оригинального творения Толкина. Но книга далеко до ровной. Первая часть намного интереснее второй. И совсем безвкусно выглядят вставки. Иллюстрации радуют глаз. Такие фанфики – бальзам на душу тем, кто хочет снова окунуться в мир Средиземья.

8 землекопов из 10.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга — не ревизия, не пародия, а именно фанфик в рамках канона. Понравилось тремя моментами — никаких экспериментов в литературном смысле — приключенческое повествование, никакой отсебятины, никаких диалогов с «темными силами», нормальные отсылки к Легендариуму, в частности, к «Приложениям к ВК», и второе — есть и интрига и своя задумка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Есть предки хоббитов, которые тоже боролись с Врагом вместе с людьми.
Третье — литературное исполнение качественное.

Рекомендую тем, кому нравятся непротиворечивые дополнения-тексты к событиям в мире Профессора.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, я просто изумлена. Совершенно не являюсь любительницей «свободных продолжений», тем более вариаций на тему известнейших общепризнанных шедевров. Какой зигзаг интуиции вдруг толкнул меня прочесть «Край без короля», я сама не понимаю, но я страшно довольна. Эта вещь – вполне на уровне первоисточника. Великолепный язык, атмосфера, образы, глубокая и интересная философия, увлекательный сюжет – все возвращает меня в те времена, когда я впервые прочла знаменитую трилогию. Всем поклонникам «Властелина колец» рекомендую к обязательному прочтению.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это фанфик к Властелину колец. Но фанфик написанный с большой любовью к первоисточнику, без искажений и попыток доказать что Профессор был не прав. Особенным достоинством произведения является хорошая проработка героев. Здесь нет картонных эльфов и орков, светлых и тёмных сил. У всех свой характер, своя судьба, и своя правда. Это хотел показать Перумов в Кольце Тьмы но в отличие от Барановского не смог. Очень хорошо написанное произведение позволяющее ещё раз окунуться в мир Толкина.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх