fantlab ru

Александр Больных «Дорога»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.36
Оценок:
36
Моя оценка:
-

подробнее

Дорога

Цикл


Содержание цикла:


7.75 (64)
-
3 отз.
7.95 (43)
-
1 отз.
8.07 (40)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)

Золотые крылья дракона
1990 г.
Железный замок
1995 г.
Золотые крылья дракона
1995 г.
Снежные волки
1995 г.
Золотые крылья дракона
1999 г.
Снежные волки
2000 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неоднозначные чувства оставил этот цикл. И в детстве, и позже. С одной стороны — чего-чего, а фантазии автору не занимать. Яркие образы, оригинальный мир, нетривиальные философские идеи, и много... нет, очень много... нет-нет, очень-очень-очень много самых разнообразных и жутко уникальных магических существ. Кто-то, понимаете ли, и одного Тёмного Властелина прописывает кое-как, на «отвяжись» — а здесь их целых трое, по одному на книгу, выбирай на вкус. Тут же — поясной поклон автору за крайне редкое употребление религиозной терминологии. Только к третьему тому монстры и артефакты получают не очень уместные эпитеты вроде «дьявольский». Нет-нет, я не иронизирую, я действительно хвалю. Ибо многие и многие авторы рассыпают подобные термины по тексту щедро и вовсе не заботясь, существует ли в культуре созданного ими мира понятие дьявола как такового. И — земной поклон иллюстратору. На фоне той фэнтези, которая взрослая не без пяти минут, а целиком и полностью, это смотрится очень выигрышно. Ибо абсолютное большинство фэнтезийных книг в те времена издавалось, похоже, по принципу «налепить чего-нибудь героическое на обложку, и неважно как это относится к сюжету и у кого из великих позаимствовано». А тут — у уникального монстра присутствует качественная уникальная иллюстрация. Глоток свежего воздуха!

Но есть у всей этой красоты и обратная сторона. Всё-таки я никак не могу понять, для кого написан этот цикл: для детей или для взрослых? Если для детей — к чему эти постоянные авторские «игры в загадки»? Нет, Рюби и Ториль вправе так играть с Чани и Хани, но вот автор с читателем... Тайны должны раскрываться — по крайней мере, в финале и, по крайней мере, сюжетообразующие. А что у нас? Сплошное: «- Наверное, мне теперь нужно... — Не нужно. — Так может, стоит?.. — Не стоит. — Ну разрешите хотя бы... — А вот это попробуйте!» Да, не так важно, как именно был заколдован Железный Замок или что именно узнал в шахте король Анталанандура. Это тайны, нужные именно в этом качестве. А вот когда в финале весь коллектив героев разводит руками над тайной наших братьев — это нехорошо. В чём причина тайных знаний Чани? Откуда магия у Хани? А что было с Хани после встречи с великаном? Как он смог отпереть изнутри Ледяной Дворец? «Милый мой, хороший, догадайся сам!»

Зато во взрослом фэнтези такие фокусы могут быть и в порядке вещей. Ну как же: некоторая недоговорённость создаёт объём мира, даёт читателю понять, что с завершением истории сам мир не умирает, там ещё много интересного и неизведанного... Вот только взрослый читатель требовательнее к логике событий. Он, например, знает, что такое баланс сил. Он не умиляется над сюжетом, где могучая злобная империя вдруг решила завоевать маленький городок, где жили весёлые, добрые и работящие люди. Потому что не прилагает к действиям могучих империй слова «вдруг» и прекрасно понимает, что, раз городок при всей своей беззащитности до сих пор не завоёван, на то есть серьёзная причина. Более серьёзная, чем проживающий в нём в данный момент герой — Робин Гуд, Рембо и Александр Невский в одном флаконе.

И вот если подойти с подобной меркой к тексту книги — начинает вырисовываться очень странная картина. Живут-живут себе люди, Тёмные Властелины и представители Светлых Сил (в данном случае — Радужники и создания природы) в некотором балансе сил. Вдруг — ох уж это вдруг — добрые моряки Тан-Хореза высаживаются во владениях Морского Короля и проводят радикальные изменения в интерьере. Ради счастья всех людей. На самого Морского Короля плевать — он же злой и не человек, с чего вдруг мы будем уважать его права? А мы — добрые, нам всё можно. Мотивация Морского Короля — тоже на грани диагноза. Сначала он предъявляет претензии Тан-Хорезу. Начинается вооружённое (магией, само собой) противостояние. Вырождающееся в пат. Стороны стоят друг друга. Морской Король начинает изыскивать дополнительные средства и дополнительные силы, ему это блестяще удаётся, он получает радикальный перевес над Тан-Хорезом... и что он делает дальше? Отправляет наглецов на корм рыбам? Отнюдь, он начинает мстить всему человечеству разом. Причём первыми под его удары, как я понимаю, попадают малонаселённые, а то и вовсе необитаемые земли. Я понимаю, зачем это нужно автору — чтобы принцесса успела выполнить свою миссию. Но вот зачем это нужно Королю?...

Хорошо. Дальше. Великий поход ледяной армии. Зачем он, кому он нужен и почему организован из рук вон плохо? Официальная цель похода — Акантон. Город должен быть наказан за то... Кстати, за что? По сути, за то, что капитан стражи не смог задержать Ториль с братьями. Ну ладно, допустим, Морской Король настолько мстителен, что готов ради такой цели втоптать в землю людей, по сути, уже ему присягнувших. Но Акантон ведь — приморский город. Почему ледяная армия по воле владыки морей не может выйти прямо на пирсы аки дядька Черномор со своими витязями? Зачем нужно переходить Радужное Ущелье? И неужели за 600 лет Король, вовсе не сидевший сиднем в своём подводном дворце, так и не удосужился изучить географию и нуждается в проводнике? И неужели лучше Хани никого на эту роль не нашлось? Вообще, кстати, не совсем понятно, за чьё счастье воюют главные герои. Из более-менее нормальных государств представлены только Тан-Хорез и Найклост. Ну плюс к тому ещё пара-тройка полисов вроде Акантона или Келхоупа. Всё остальное, похоже, давно в руинах и в разрухе. И какие могут быть претензии к Хани как к проводнику, если другой дороги он не знает и знать не может?

Впрочем, оставим в покое бедного экс-монарха, перейдём к остальным. Хозяин Тумана вдруг — опять вдруг — отправляет стаю за Соболёнком именно тогда, когда поблизости проходят наши герои. Раньше, очевидно, быто недосуг. Пользуясь аналогией аббатисы Аннелины у Гудкайнда, «салфетку подвязывал». Потом грозится Мёртвым Туманом, Безумным Туманом — но даже не пытается их применить. Потом трясётся от страха, наблюдая за продвижением героев через Зерцало Мира — но упрямо отвергает любые предложения по простому силовому решению проблемы. И армию отправляет не против реальной и известной ему угрозы, а против каких-то восставших (интересно, сколько там одновременных восстаний? Эвигезайс отправился сражаться с одними восставшими, а к стенам Ледяного Дворца пришли другие? вот ещё одна загадка: какое волшебство позволяет северянам координировать свои действия лучше, чем обладателю всевидящего Зерцала и крылатых Туманных Нетопырей?).

Может, хоть Двухголовый порадует? Увы. О его откровенной глупости говорю уже не я, говорит Дьярв. Иметь такие ресурсы и так бездарно ими пользоваться... Впрочем, если бы не Найклост... кстати, а что он там забыл? Как там говорили герольды: покоритесь и убирайтесь с дороги? А если бы Дьярв сказал бы — да, убираюсь? Куда бы направилась армия Вечного и Неизменного? На какую битву? И ещё эта замечательная речь о необходимости разъединения своих врагов, об игре на их страстях и пороках... Браво-браво, прямо план Даллеса! Хоть что-то в этом направлении было сделано? Засылались агенты влияния? Разбрасывалась наглядная агитация с нетопырей? Производились, я не знаю, попытки подкупа кого-нибудь из воевод Дьярва? Странная какая-то идеологическая борьба, без единой акции. Солдаты — были, диверсанты — были, колдовские инновации — были, а вот на незримом фронте всё очень незримо.

Ну хорошо, злу, вроде бы, и положено быть иррациональным. С добром-то как? Добрые Радужники веками терпят силы зла, но вдруг ( ;-) ) чего-то проснулись, встрепенулись — и вот Рюби практически в одиночку сокрушает всё и вся на своём пути к Башне Ветров. Ещё и беспокоится — мол, ещё пара веков, и мы бы опоздали. А отчего же только сейчас? Тоже салфетку долго подвязывали?

Ну, на мелочи вроде избирательного склероза Рюби, когда она то помнит, то не помнит название Фаггена, или непонятно с чего умирающего Орка, время и внимание читателей тратить не хочу. Но вот пройти мимо апогея всех и всяческих логических нестыковок не могу. Я имею в виду эволюцию Чани. Итак, сначала — неведомо откуда берутся знания об Анталанандуре. Да, конечно, братья и мечи на помойке находят (как зажрались, однако, обитатели несчастного Акантона!), и манускрипты древние читают (вот, значит, куда у купцов Акантона последние сбережения ушли — в публичную библиотеку!). Только вот Чани, похоже, читал больше. И это-то как раз не странно, странно другое: любителю тайн и загадок Хани это совершенно не интересно. Потом — симпатии к погибшей тысячи лет назад мегадержаве. Само по себе не предосудительно. Мёртвых вообще легко любить. Потом — любовь к золоту. Уже странно. Что, дорогой мой, ты будешь на него покупать? Где? У кого? У северян? В Келхоупе? Эмигрируешь в Тан-Хорез? Попросишь вид на жительство в Найклосте? Потом — претензии на королевский статус. Нет, это не странно. Странно другое: и Рюби, и Хани только отмалчиваются, позволяя этой мании величия расти. Почему никто из них ни разу не попробовал поговорить с Чани серьёзно: что древняя история — это, конечно, очень круто, но ты-то лично здесь с какого боку? Расскажи, может, я поверю и проникнусь! Очевидно, чем-то очень важным заняты. Вот так и представляю: сидят себе на привале, каждый уткнулся в планшет или смартфон, до других дела нет... Слова Хани о том, что он любит брата и сделает всё, чтобы тот вернулся, очевидно, предполагают только призывы опомниться, да шаманские пляски с волшебными мечами.

А события меж тем продолжают развиваться. Хозяин Тумана повержен, у Чани (даже сам он не знает, откуда) в руках не синий, а Чёрный Меч, Ториль уходит с ним, предлагая услуги своего флота, он соглашается... Но вот закончился второй том и начался третий. Чани одиноко (волки не в счёт) бредёт по дороге непонятно куда, в руках опять синий меч, Ториль испарилась, Чёрный Меч — тоже. И дальше — встреча с Морским Королём, на которой Чани ведёт себя предельно (для его состояния) адекватно и даже как-бы-удивляется, когда Король сообщает о его высоком происхождении. Чудеса!..

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Находка моего детства.

Этакое без пяти минут взрослое фэнтези для младшего и среднего школьного возраста. И в каждой последующей книге увеличивающее свою сложность.

Оригинальный мир, прописанные персонажи, интересный четко выстроенный сюжет. Автор мог сделать из всего это весьма достойную эпопею, сравнимую с каким-нибудь Сандерсоном, но сделал то, что сделал. И это тоже неплохо...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх