FantLab ru

Дмитрий Глуховский «Текст»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.35
Голосов:
457
Моя оценка:
-

подробнее

Текст

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 32
Аннотация:

Жизнь у Ильи Горюнова после окончания школы только начиналась. Рядом любимая девушка, на горизонте высшее образование, дома любящая мать. Как отметить вхождение во взрослую жизнь? Конечно, отправиться из родной Лобни в Москву, на супермодную дискотеку. Но Москва может как отблагодарить, так и переломать всю жизнь. В разгар веселья происходит облава ФСКН (федеральной службы контроля по обороту за наркотиками), и её сотрудник положил глаз на девушку Ильи. Он бросается её защищать, и уезжает на долгие семь лет в Соликамск, за хранение и распространения наркотиков. И вот после отбытия наказания он возвращается в родной город. Волею случая к нему попадает телефон Петра Хазина -человека, отправившего его на зону. Как он им распорядится? И какие секреты узнает? Ведь в телефоне хранится вся жизнь человека. А у человека, который так легко распоряжается чужими жизнями, своя должна быть очень насыщенной.

Номинации на премии:


номинант
Литературная премия "НОС", 2017

Экранизации:

«Текст» 2019, Россия, реж: Клим Шипенко

«Текст. Реальность» 2020, Россия, реж: Клим Шипенко



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Mess
2020 г.
(шведский)
TEXT
2020 г.
(греческий)

Издания:

Текст
2017 г.
Текст
2019 г.
Текст
2020 г.

Аудиокниги:

Tekst
2017 г.
(польский)
Текст
2017 г.
Text
2018 г.
(чешский)
Text
2020 г.
(немецкий)

Издания на иностранных языках:

Tekst
2017 г.
(польский)
Text
2018 г.
(чешский)
Текст
2018 г.
(болгарский)
Text
2018 г.
(венгерский)
Text
2018 г.
(словацкий)
TEXT
2018 г.
(немецкий)
Sõnum
2018 г.
(эстонский)
Texto
2019 г.
(французский)
Tekst
2019 г.
(сербский)
活在你手机里的我
2019 г.
(китайский)
Trả Giá
2020 г.
(вьетнамский)
Text
2020 г.
(немецкий)
Texto
2020 г.
(французский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая идея — жизнь — это то, что у тебя в смартфоне, и пока тот не сгорел, ты живой, даже если по факту труп твой давно остыл и скукожился. Конечно, если имеется надлежащий «оператор» устройства.

В остальном, несмотря на неплохую стилистику и игровой сюжет — детектив с убийством и типа наркобизнесом, плюс мрачными описаниями социума — от сумы и до тюрьмы — «текст» сколько-нибудь реалистичным не выглядит, хотя пытается. Слишком уж автор злоупотребляет своими «фантдопущениями», прямо Дюма с его «развесистой клюквой». Начиная от безумного срока аж в семь лет реального лишения свободы «по нахалке» вброшенной наркоте, причем абсолютно левому персонажу, до убийства и успешного сокрытия тела прямо в центре столицы нашей Родины. Конечно, человека могут закрыть делать табуретки и на десять лет, однако главный герой — отнюдь не олигарх, а его противник — отнюдь не президент. Да и уборка мусора в Москве все же не позволяет бесхозным мертвецам бесплатно занимать место в муниципальных сооружениях.

Что же касается организации наркобизнеса и методов «борьбы» с этим злом, автор вообще решил посмеяться над народом, или это над ним кто-то из «консультантов» жестоко прикололся. Возникает вопрос — автор вообще понимает, что такое наркоман, сколько они живут, и берут ли их в «бизнес'?

Зато почти в каждой строчке «ненавязчиво» продвигается вся ужасность жизни в современной России, о засилье проклятой пропагандистской машины Кремля и о подверженности этой пропаганде глупого местного населения.

В результате книга выглядит агиткой в духе наглого и одновременно — такого же глупого антироссийского шизоидного бреда, типа: «здесь даже птицы не поют и розы также не цветут». Я не спорю, измышления того же Виктора Суворова тоже бойко написаны, но это — откровенная идеологическая война против России, как и этот роман.

В общем, очередная ненаучная фантастика с антироссийским душком от иностранного писателя российского происхождения.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чтение этой книги похоже на лазанье по какому-то бункеру. Вроде бы и жутко, и неприятно, и грустно, и грязь цепляется, но все-таки интересно, а что же там в конце туннеля, то бишь, повествования... Сочувствовать главному герою вроде и хочется, по крайней мере, автор словно старается заставить сочувствовать, но как вспомнишь дела героя — убил мента и сбросил в колодец и т. д. — так больше содрогаешься. Главное псевдо-добро, которое вроде и сделал Илья, наладил отношения трупа с подругой и с родителями. Но стоило ли оно того? Ну вот узнает после финала подруга о смерти мента Пети и что? Выкидыш или психологическая травма. А с родителями вообще темный лес.

Ну и отдельно — язык автора. Нередко режут глаз неуместные метафоры или не к месту вставленные матерки. Литературное достоинство на троечку. Больше и сказать-то нечего...

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всем доброго времени суток. Только-только дочитал роман Дмитрия Глуховского «ТЕКСТ» и сразу же пишу на него отзыв.

О чём вообще книга? Мне сложно ответить на этот вопрос, но я всё же попробую: роман, в первую очередь, о противоречиях, о том, что нельзя смотреть на вещи лишь с одной стороны. Весь мир состоит из противоречий, ни на один вопрос нельзя дать такой ответ, который всегда и для всех будет правильным. Автор с первых строчек даёт понять, что в этой книге не будет праведников и грешников, а будут обычные люди, которым свойственно как делать правильный выбор, так и ошибаться. Но всё не так просто: то, что для одного кажется пустяком, ломает другому жизнь; то, что для кого-то правильно, для другого – смертный грех. И при всём при этом автор ясно даёт понять, что разбираться в этом ворохе противоречий нам придётся самостоятельно, мы должны сами решить, кто прав, а кто виноват, кто имеет право на жизнь, а кто – нет. А может тут вообще нет правых? Может каждый виноват по-своему и не достоин жить? Дмитрий Глуховский не даёт ответа на этот вопрос, даже не показывает своё отношение к происходящему. Он лишь заставляет нас посмотреть на одни и те же вещи с разных сторон и под разными углами.

Итак, главная, как по мне, задача книги – снять с читателя розовые очки, показать, как на самом деле выглядит повседневная жизнь любого человека, так же дать возможность сравнить её со своей. Да, Дмитрий прав: «Телефон стал для души резервным хранилищем.» Но я уточню: телефон для многих людей заменил душу. Именно поэтому, получив чей-то телефон, мы в каком-то смысле начинаем жить чужой жизнью, жить ВМЕСТО другого человека.

В этой книге лишь два главных героя. Один из них – Петя – мёртв телом, но его душа живёт в другом человеке – Илье. С помощью Петиного телефона Илья для других становится Петей: он постепенно узнаёт об отношениях бывшего хозяина этой жизни с другими людьми: родителями, девушкой, коллегами по работе и бизнесу. И Илья продолжает эти отношения: пишет и читает сообщения, разговаривает по телефону. Но потом Петина жизнь настолько поглощает его, что он, больше не опираясь на её бывшего хозяина, начинает самостоятельно принимать в ней решения: ссорится, извиняется, работает, признаётся в любви, даже делает предложение. А другие люди не замечают подмены. Для них Илья – тот Петя, которого они знают. Имел ли Илья право вмешиваться в чужую жизнь? Правильно ли жил сам Петя? На эти вопросы тоже придётся ответить самостоятельно. Но я никого из них обвинять не буду. Как по мне, они просто запутались в своих жизнях, а когда попытались выбраться, оборвали важные ниточки.

В романе, как я уже писал, нет хороших и плохих героев. Но я скажу больше: все они заложники прогнившей системы. Именно она виновата во многих бедах, люди вроде Пети и Ильи – винтики гигантской махины, которая диктует им свои правила. Конечно, нельзя всю вину переложить на эту машину. Люди, в конце концов, сами делают выбор, но вот причиной этого выбора часто можно назвать именно эти правила, по которым людей заставляют жить и на основе которых они принимают решения. Это не проблема отдельно взятого города или страны. Это глобальная проблема всего человечества. Люди сами загоняют себя в угол, создавая такие системы, а потом сами же страдают от поступков тех, кто эти правила берёт за основы жизни. А противоречия – тоже часть этой машины, иначе люди, подчиняющиеся системе, легко смогли бы разобраться, что к чему, и вряд ли продолжили бы прежнюю жизнь.

В аннотации написано, что действие романа разворачивается в сегодняшней Москве и её пригородах. Это не совсем так. 90% романа происходит в виртуальном мире, в переписке между людьми. По логике, читать должно надоесть после третьей главы, ведь что интересного может быть в том, как люди тыкают по экрану? Но мне почему-то не надоело. Более того, хотелось читать ещё и ещё. В чём же секрет? В том, что вся переписка представляла собой живой разговор, в тексте не было никакой картонности. Именно поэтому книга не надоедает: читая такую «переписку» ты сразу представляешь перед глазами героев, чувствуешь их переживания и сам переживаешь за них. Что касается мата, то он совершенно не портит книгу, а, наоборот, добавляет ей реалистичности, а героем и их диалогам живости.

Этот роман, как по мне, не привязан к определённому времени. Есть произведения, актуальные лишь здесь и сейчас, через условные десять лет они потеряют свой смысл, читатели перестанут улавливать ту мысль, которую автор пытался донести до них. А вот в ТЕКСТЕ подняты такие проблемы, которые будут, скорее всего, актуальны и через десять лет, и через сто. Да, некоторые моменты понятны лишь тем, кто живёт в современной России, но то главное, что Дмитрий Глуховский хотел сказать с помощью своей книги, поймут в любое время. Нужно лишь постараться.

Подводя итог, хочу сказать, что, наверно, эту книгу поймёт, а, точнее, захочет понять не каждый. Не все хотят снимать розовые очки и смотреть на тот мир и на тех людей, которые есть на самом деле. Многие предпочитают видеть всё таким, каким оно для них кажется, ведь правда часто режет глаза. Но вот тем, кто хочет сравнить то, что видит он, с чем-то другим; кому розовые очки уже порядком натёрли; я рекомендую этот роман. Я сам затрудняюсь сказать, насколько книга мне понравилась, потому что она настолько же неоднозначна, как и события, которые в ней описаны. Но, возможно, кто-то другой ответит на этот и другие, ранее заданные вопросы.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мертвые души играют в преступление и наказание

Писатель, создающий мифы о столице в любую эпоху станет популярным. Поддерживать миф о том, как люди покоряют государствообразующий город — выгодно. Это закрепляет лояльность провинций и колоний, это цивилизует, это устанавливает примат столичного порядка над теми, кто рабски социализуются в контексте нового места. Об этом и этот роман. О человеке, который захотел стать рабом и не смог справиться с гнетом собственных демонов, потому что миф говорит о том, что демоны эти принадлежат столице.

Сюжет привлекателен для любого, кто испытывает экзистенциальный кризис или недоволен текущим статусом. Из тюрьмы спустя семь лет выходит студент, которого подставили в клубе на предмет наличия наркотиков, расфасованных по дозам. Его мать как раз на днях умирает и ждет его в морге, но Илюша считает более важным делом отомстить полицейскому, который подобными финтами сделал себе карьеру и дослужился до майора. Чудесным образом ему получается его не просто убить несколькими ножевыми ранениями, но и избегать раскрытия его смерти, забрав его телефон и начав отвечать на переписки. В этом и заключена основная идея романа: Илья получает в распоряжение иллюзию работы, иллюзию родителей и и иллюзию отношений, даже своего иллюзорного ребенка. Но живет дистанцированно от них и зовут его отныне не Илья, а Петя.

Ситуация очень актуальна. Сейчас многие рады вести анонимную жизнь в сетях, ведя переписки по интересам, не отличающимися ни интеллектом, ни благими намерениями. Очень удобно быть никем и сразу всем, радоваться мимолетному обману чужих и своих чувств... Книга в основном и состоит из выражения чувств. Много злобы в основном. И то правда — разговоры и чтение провоцируют зло. Если они не посвящены Богу. И в связи с этим в книге есть «религиозная» тема. Мать убитого полицейского оказывается «набожной», советует покаяться своему сыну. И не важно, обращается она к Пете или к Илье, слова эти оказываются совсем не имеющими веса, ведь покаяние значит лишь перемену настроения и мыслей, извинение перед людьми и отступление от прошлого. Мать сходила в церковь, поставила свечки, но не сказала ни слова ни о молитве, ни о Боге, который и привел бы человека к покаянию, к прощению... Здесь же главный герой, проходя мимо храмов, отмечает те самые московские «златые купола» и произносит про себя совершенно нелепую фразу «креститься не о чем». Креститься? Или всё-таки молиться? Герой много рассуждал об аде, называя этим словом Россию, вспоминал и свою набожную мать... Поэтому и мечтал сбежать в «Рай» — клуб с одноименным названием, либо вообще в Колумбию — просто по ассоциации с сериалом о наркобизнесе, по которому фанател Петя...

От себя не убежишь. Но очень удобно, когда себя нет, а есть мертвый «я». Трагедия Пети оказалась в том, что он так и не смог разрешить сложную ситуацию с отношениями и работой, о которой читатель узнает много подробностей. Книга в телефонных переписках и медиаконтенте раскрывает жизнь, которую прервали то ли в удачном, то ли в неудачном месте. Трагедия Ильи же — в том, что ему так и не удалось стать кем-то, а винит он в этом отсидку, которую спровоцировал Петя. И я уверена, что о его жизни переживают не меньше, чем о том, что наворотил Петя. Только вот тема преступления не закрывается темой наказания. Спасение жизни чужого ребенка не становится благим поступком, пока ты не сделал это ради любви к Богу. Да-да, даже не любви к ближнему, которыми мнимо стали новые люди вокруг опустошенного тебя.

То есть в целом ты читаешь нервозное состояние агонирующего человека, не способного к прощению, а поступками желающего вырулить уничтоженную жизнь. Да и не винит Илья себя в этом уничтожении, та жизнь и так катилась в ад руками самого Пети, — Бога ж нет, есть только непрерывно пьющий водку и выкуривающий сигареты Илья, играющий в Петю. Потому что у Пети был айфон с видео и переписками, а у матери — не был. И текст оказался роднее, живее, за него можно было зацепиться, а хотелось бы цепляться за мать. И, кстати, об этом фильм. Более мягкий, не такой злой, но упертый в материнство больше, чем в проблему безотцовщины. Матери уничтожают в «Тексте» не только Бога, но и отцов. Но главное ведь — не уничтожить ребенка! Та самая вера, которая и ведет их вместе со всеми их семьями в ад.

И обидно становится за Москву, о которой только и говориться, что днем она лучше, чем ночью, что Москва топит надежды в погоне за её роскошью... Но днем светит солнце, а манят человека — огоньки в темноте, будь то неон заведений с развлечениями или экран технологичных гаджетов. В результате подводит тяга к развлечениям, потому что мать убила ценности, провозгласив, что ими может быть образование или собственный ребенок. И роман мог бы получиться куда правдивей, если бы автор, в конец прочих нелепостей, в которые верит маргинальный слой любого общества, не поставил точкой мораль сей басни: оказывается (!!) есть люди, после которых что-то остается, и есть люди, после которых не остается ничего. Для абстрактного будущего мiра? Не для Москвы ли, которой ты научился поклоняться больше, чем истине?

Истина же говорит о другом. Игры в покойников ведут к смерти.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С большим трудом мне дался этот текст. Несколько раз были порывы бросить чтение. Но вещь висела на душе, как мелодия не дошедшая до тоники. Ну и было всё-таки интересно, чем же всё закончит автор. Я через силу до этой «тоники» добрался. Постоянно подглядывая, много ли ещё осталось.

Ощущение от текста мерзостное. Все равно, что смотреть, как человек в грязном белье копается: вот он достает трусы, выворачивает и рассматривает. Мерзость? Мерзость! С трудом пережил сцену в больнице, и «свидание» в кафе с Ниной. Да и все остальное не на много лучше. Но дело даже не в омерзении, книга и герой имеют право быть такими. Дело в том, что не веришь, что главный герой может поступать именно так. Думаешь: почему главный герой это сделал? тут же ответ — да это не герой так поступает, не Илья мучается, а автор его мучает. Не верится в такие поступки. От этого и ощущение, что все это нереальное, вымученное, надуманное. Автор взял и из человека сделал таракана.

Ещё книга способна надолго портить настроение. Каким-то образом эта грязь заползает внутрь. После чтения хочется помыться.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У Глуховского получилась отличная пошаговая инструкция как слить свою жизнь в унитаз...

Через каждые 5-6 страниц у меня в голове звучал один и тот же вопрос — зачем? Зачем ГГ все это делал? Чего хотел добиться? Как видел итог всего?

И нет ответов у меня. Глупость, метания, немотивированные поступки... Нет, автор пытается объяснить поступки и даже выводит какую-то причинно-следственную связь, но все это настолько примитивно и нереально...

Ощущение, что писалось все ради удовольствия самого автора сконструировать виртуальную жизнь Пети в голове Ильи.

Зачем? А видимо автор и сам это не знал и даже не ставил себе такой задачи ответить на этот вопрос.

Тем не менее читать роман легко и интересно. А вот перечитывать точно не буду. Одноразовое это чтиво.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как простой потребитей литературного искусства и не претендующий на лавры литературного критика скажу, что книга прочитанна с большим удовольствием. Сюжет реалистичен, передан динамично, если бы был happy end я бы разочаровался таким шаблонным подходом, а так как закончился, то все по честному.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну, давайте же посмотрим на сие произведение, разберем его на детальки и рассмотрим под микроскопом. А то всех так впечатлила эта история, что никто и не заметил подвоха.

И начнем мы с технической стороны, а именно — с языка, которым пишет Дмитрий Глуховский. Уже на этом уровне не все хорошо, хотя казалось бы. Умело, очень умело замаскировал он косяки, скрыл все новичковские ошибки за якобы сочными метафорами и богатыми эпитетами. Вот только былье здесь в каждом втором предложении, а в некоторых даже по 2-3 «было» за раз.

«Ясно только было, что Борис этот Павлович за нынешним столом был, видно, именинником поглавней даже виновника торжества»

«Слышно было, как патруль на улице ползет вдоль стены, слышны были через дырявое железо жестяные голоса в рациях.» — тут еще и повтор целого словосочетания.

Куча лишних местоимений, которые легко можно выкинуть:

«Простить ей все и не звонить ей. Разговор этот ничего не даст ему, даже если она и согласится на разговор. Голос ее услышать только? Зачем.» — Это полабзаца, а ошибок уже целая гора, начиная от дважды повторенного «ей» в первом предложении, лишнего «ему» во втором, дважды повторенного «разговора», лишнего «ее». «Простить все и не звонить ей. Разговор ничего не даст, даже если она и согласится на него. Голос услышать только. Зачем?» — не лучше ли звучит?

Встречаются даже рифмы, аллитерации и созвучия, чего в прозе надо избегать как огня:

«Дом новый был, а лифт ленился и ныл».

Итак, как мы видим, со стилистической стороной все плохо у Глуховского. Какой он мастер слова, если совершает настолько очевидные ошибки начинающих писателей? Я уже даже не буду приводить в пример зачастую нелепые и даже смешные метафоры, потому что и так все понятно. Давайте лучше перейдем к драматургии романа, ведь вся вкусность заключена именно там.

Что мы можем сказать о главном герое, Илье Горюнове? Бывший студент, МГУшник, поехавший однажды на вечеринку с друзьями и девушкой, и откативший с нее на семь лет на зону за подкинутые наркотики. Человек, которому пришлось прогнуться под законы тюрьмы, чтобы выжить, и который слишком привык к ним. Да и остался ли там человек, после семи лет-то?

Главная ошибка Глуховского, как автора — он искренне пытается заставить нас сопереживать Илье. Посмотрите, вот же, он совершает зло, но он мечется, он сомневается, не знает как лучше. Но, как говорилось в одном известном фильме про мужика в костюме летучей мыши, о человеке судят по поступкам. А какие поступки совершал Илья? Давайте перечислим.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Убил полицейского, который его закрыл, пусть и мразь, а все равно человека.

2. Толкнул наркотики знакомому этого полицейского, из-за чего тот помер.

3. Отговорил от аборта девушку, у которой ни копейки за душой и которой теперь придется в одиночку тянуть ребенка без помощи и поддержки.

4. Помирился за Петю с его семьей и близкими.

5. Вместо того, чтобы потратиться на похороны матери, потратился себе на загранпаспорт. Ну правильно, интересы живых превыше интересов мертвых.

6. Решил не брать у Маги деньги, чтобы не грохнули Нину.

Кроме пункта 4, все остальные поступки не назвать хорошими. Пункт 6 не является таковым, ибо это скорее отказ от плохого. И вот вопрос в таком случае, как нам сопереживать Илье? Как встать на его место, как поверить, что он жертва обстоятельств, а не просто плохой человек? Есть такой корейский фильм «Желтое море». Там герой из очень бедного региона сильно задолжал плохим людям, и потому соглашается убить для них человека. Фильм долгий и довольно запутанный, но в нем, хоть гг и не однозначно положительный герой, ты ему сопереживаешь. Ты прекрасно видишь, что толкнуло его на этот поступок, почему он поступает так, а не иначе. А что толкает Илью, кроме собственной глупости и эгоизма? В чем его мотивация лезть в личную жизнь Пети и все в ней налаживать за него, все перекраивать, все решать? У меня никаких вопросов к линии Маги нет — гг нужны деньги, он пытается их достать, тут без вопросов. Ну а все остальное? Как персонаж Илья — невнятный, нерешительный, постоянно мечущийся, как шарик в пинболе, герой, который из-за этого всего не вызывает особого сопереживания. Нет твердого характера, нет жесткой мотивации, есть только ничем не обоснованные цели.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь по итогу Илья так ничего не сделал и не добился. Только убил двух человек, да сам помер, так и не похоронив мать. И ради этого все было?

Пойдем дальше, а там у нас Петя Хазин. Тот самый мент, который и укатал Илюшу на семь лет в Соликамск. Честно говоря, давно не встречал в литературе настолько однозначных мразей. Что ж, давайте пройдемся таким же списочком поступков по нему.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Изменял девушке.

2. Подставил отца.

3. Торговал наркотиками.

4. Употреблял наркотики.

5. Укатал невинного человека на зону просто так.

6. Дразнил свою беременную девушку фотками с любовницами.

Тут картина даже хуже чем у Ильи. Неудивительно, что тот совсем не раскаивается в убийстве Пети, ведь грохнуть настолько мразотного человека — почти благодеяние. Вот только в жизни так не бывает. Несмотря на всю мразотность, должно было быть у Пети что-то: честь, какая-никакая совесть, хотя бы иногда просыпающееся благородство, искренняя любовь и нежность к своей девушке, — ну хоть что-нибудь. Потому что именно за счет разницы характера и характеристики и создается глубина героя. Да, пусть нам представят его конченным ублюдком. Но чем глубже бы Илья погружался в его жизнь, тем больше бы мы понимали, что он на самом деле был неплохим человеком. Тогда его смерть стала бы настоящей драмой, как для читателя, так и для героя. Тогда можно поверить в душевные метания Ильи, увидеть в нем хотя бы проблески раскаяния. Но нет. Петр — просто чистокровная мразь. Такая же, как его отец.

Что сказать про остальных героев? Да ничего. Мать — типичная мать. Нина — просто девушка, никак толком не раскрытая. Начальник типичный начальник. И так далее.

И от всего этого по-настоящему обидно. Обидно, что у Глуховского была потрясающая идея, из которой можно было бы сваять действительно Большую Книгу, такую, чтоб надолго, чтоб запомнили. Пусть и не сравняться по мощи с Достоевским, но хотя бы приблизиться к нему. Но не получилось. Не хватило таланта и умения. Слишком перехвалили Глуховского во времена «Метро», слишком превознесли его, отчего он и сам стал считать, что как писатель он состоялся и дальше можно не развиваться. А жаль. В итоге вместо глубокой и великолепной истории имеем поверхностную чепуху с присыпкой из «злободневности» и вот этих всех «да это ж прям как в жизни» и «это про современную Россию», кухонных рассуждений о судьбах Родины и т.д. Вроде уже взрослый человек, а рассуждает все еще однобоко и неглубоко.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Книга заканчивается словами «Есть люди, от которых что-то остается, а есть люди, от которых не остается ничего». Спасибо, Дмитрий. Стоило читать всю эту муть, ради столь глубокой мысли.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что. Весьма и весьма интересное произведение. О том, что вся наша жизнь заключена в смартфоне. И после смерти человек может «жить» там.

Подробности рассказывать не буду, чтобы не раскрывать интригу.

Читается хорошо. Язык приятный. Хотя местами корябает слишком современные жаргонизмы и жаргон тюремный. Но все это хорошо вписывается в сюжет.

Прочитала быстро. Перечитывать не буду. В целом — интересно.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если Вы зашли сюда почитать рецензии, чтобы решить — читать или не читать данное произведение, то я сразу могу Вам сказать — читайте.

Как минимум, этот роман стоит того, чтобы составить о нём собственное мнение.

Как максимум это — очень сильная и цепляющая вещь, никого не оставляющая равнодушным. Да, язык Глуховского не всем заходит, но по сравнению с «Будущим» он стал более отточенным, не таким тяжёлым и воспринимается легче. В остальном же Дмитрий — признанный современный мастер слова, чьи произведения хочется перечитывать.

К тому же, скоро должен выйти фильм по этому роману, — чем не ещё один повод для чтения?

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начну издалека.

Почему Джордж Мартин считается Мастером? Причин несколько, само собой, но одной из них, вне всякого сомнения, будет его способность перевернуть отношение читателя к герою с ног на голову. Джейме Ланнистер подонок, мерзавец, убивец и вообще недостойная личность? Да, все верно! Но, только до тех пор, пока мы не начинаем видеть мир его глазами. Он, конечно, остается убийцей и не самым славным малым на деревне, но мы понимаем причины, которые толкнули его на то или другое злодеяние. А чуть погодя, мы начинаем с ним соглашаться: «Ну конечно, предать и убить Безумного короля — это единственно правильно решение! И я бы так сделал!». Все его темные стороны остаются с ним, но нет человека, состоящего только из света. И линчевать его уже не хочется. Так отношение постепенно меняется от пылкой ненависти, до сопереживания и жалости.

Нечто очень похожее проделал Глуховский с Петром Хазиным, главным героем романа «Текст». Да, я считаю, что именно он является главным героем, а не Илья, несправедливо упрятанный им на зону. За Илью очень переживаешь, хочется чтобы у него все было хорошо. Но именно жизнь Хазина разворачивается перед нами на страницах произведения, именно на его жизненных круговертях делает акцент писатель.

По началу, мы, как и Илья, жаждем только мести. Ненависть красной пеленой застилает глаза и хочется только одного — чтобы подонок был наказан. Хазин для нас, как и для Ильи не имеет даже имени — на пару с ним мы зовем его «Сукой». Но чем дальше течет повествование, чем больше мы узнаем, тем реже Илья(и мы, в след за ним) использует это слово. Мы по-немногу, по чуть-чуть, начинаем разглядывать в Хазине человека.

Конечно, Петр Хазин не стал хорошим парнем. Даже до уровня «положительности» Джейме он не дотянул. Но причины, по которым он стал тем, кем стал, нам становятся понятны. И есть в нем хорошее, позитивное, доброе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он видит свою порочность и хочет измениться. То письмо, которое он не решился отправить Нине на это намекает, да и по поводу Ильи он явно переживал.

Но условия, в которых он находился, едва ли давали ему выбор кем стать. К такому же выводу, в конечном итоге, приходит и сам Илья.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как было бы здорово, если бы все были живы. Как наивный подросток, я до конца надеялся, что у Ильи получится сбежать и прожить жизнь в далекой, теплой стране. Увы, только одна может наверх, остальные — вниз.

Книгу я проглотил за один день и она оставила во мне след. Очень редко так бывает в последнее время.

Хочется сказать спасибо автору за такое сильное и эмоциональное произведение. Хорошо, что он не стал баррикадироваться в своем Метро и пробует что-то новое.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Текст» Дмитрия Глуховского. Никакой фантастики, абсолютно реальное произведение и от того, ещё более страшное и жизненное.

Это концентрированная смесь эмоций и чувств, причём, самых низменных и мерзких, что особенно ярко видно в современном жителе мегаполиса.

Деньги, власть, нужные связи, всё это развращает, делает из когда-то обычного человека, пусть и жившего в семье начальника милиции, подонка и монстра. Он легко разрушает свою жизнь, жизнь родных, жизнь любимой женщины. Пользуясь своей властью отправляет невиновного молодого человека на семь лет в колонию, просто из прихоти, просто потому что может, просто ему так хочется. Какое наказание для подобного поступка? Как бы вы поступили с человеком уничтожившим всю вашу жизнь, едва начавшуюся? Почему это существо должно и дальше наслаждаться жизнью?

В принципе, это произведение вполне можно назвать современным романом о нашей с вами жизни, без купюр и цензуры. Я уверен, что найдутся люди, которые будут говорить о недостоверности сюжета, об отсутствии подобного в его жизни, что Глуховский хочет очернить светлый образ российского полицейского. Эта книга написана не для них. Это произведение для думающих людей, не прячущихся от реальности за телевизионной картинкой, где исключительно добрые и честные сотрудники полиции берегут их покой. Я уже давно понял, что есть смысл что-то доказывать только тому, кто способен анализировать, всем остальным никакие доводы не станут поводом для изменения в сознании.

Самое интересное, что Глуховский сделал в этом безумном мире. Автор использует свои возможности, как человек имеющий уважение у какой-то части читающего населения. Нужно совсем немного. Честный и откровенный рассказ о современном обществе, жестокий и мрачный, с пугающими подробностями. Я считаю, что у Дмитрия Глуховского получилось создать по-настоящему откровенную историю, которая никого не оставит равнодушным.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Яркий, сочный язык. Герои — эмоциональные и моральные осколки. Безнадега рвётся из произведения наружу. Читать тяжело, но чтение затягивает, как в омут. Текст на любителя.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Плохо, все очень плохо. Описываемая Глуховским история о юноше, попавшем в беду, просто сквозит отчаянием и безвыходностью. Впрочем, герои романа сами ставят себя в тупик. В первую очередь Текст, это книга о выборе, который каждый из нас совершает каждый день. Герои этой книги создали такую ситуацию, в которой от правильного выбора зависит их жизнь и будущее. Порой бывает, что правильный выбор сделать очень сложно, особенно под влиянием эмоций, зла и обид. Главный герой идет по очень узкой и скользкой дорожке. Автор очень отстраненно вырисовывает сюжет и портреты, давая читателю самому разобраться в том, кто есть кто. И вскоре приходит понимание, что положительных героев в книге попросту нет, некому посочувствовать и по-человечески сопереживать. Герои книги совершают фатальные ошибки и не вызывают никакой симпатии. Может быть, все-таки, месть, это блюдо, которое вообще подавать не стоит...

Текст получился очень напряженным, атмосферным и актуальным. Книга заставляет задуматься. Очень впечатлило. Особенно последняя фраза, как финальный гвоздь в крышку гроба, как эпитафия самой книге — есть люди, от которых что-то остается, а есть люди, от которых не остается ничего. В контексте всей книги это просто убийственно.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Глуховский с каждой новой книгой пишет всё лучше и лучше очень атмосферный роман. Чтец отлично прочитал и передал эмоции главного героя. В заключении всем рекомендую ознакомиться с данным произведением.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх