fantlab ru

Дмитрий Глуховский «Текст»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.28
Оценок:
641
Моя оценка:
-

подробнее

Текст

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 37
Аннотация:

Жизнь у Ильи Горюнова после окончания школы только начиналась. Рядом любимая девушка, на горизонте высшее образование, дома любящая мать. Как отметить вхождение во взрослую жизнь? Конечно, отправиться из родной Лобни в Москву, на супермодную дискотеку. Но Москва может как отблагодарить, так и переломать всю жизнь. В разгар веселья происходит облава ФСКН (федеральной службы контроля по обороту за наркотиками), и её сотрудник положил глаз на девушку Ильи. Он бросается её защищать, и уезжает на долгие семь лет в Соликамск, за хранение и распространения наркотиков. И вот после отбытия наказания он возвращается в родной город. Волею случая к нему попадает телефон Петра Хазина -человека, отправившего его на зону. Как он им распорядится? И какие секреты узнает? Ведь в телефоне хранится вся жизнь человека. А у человека, который так легко распоряжается чужими жизнями, своя должна быть очень насыщенной.

Номинации на премии:


номинант
Литературная премия "НОС", 2017

номинант
Премия за лучший криминальный роман Европы / Prix Le Point du Polar européen, 2019 // . (Россия) (перевод Denis E. Savine)

Экранизации:

«Текст» 2019, Россия, реж: Клим Шипенко

«Текст. Реальность» 2020, Россия, реж: Клим Шипенко



Похожие произведения:

 

 


Текст
2017 г.
Текст
2019 г.
Текст
2020 г.

Аудиокниги:

Tekst
2017 г.
(польский)
Текст
2017 г.
Text
2018 г.
(чешский)
Text
2020 г.
(немецкий)

Издания на иностранных языках:

Tekst
2017 г.
(польский)
Text
2018 г.
(чешский)
Текст
2018 г.
(болгарский)
Text
2018 г.
(венгерский)
Text
2018 г.
(словацкий)
TEXT
2018 г.
(немецкий)
Sõnum
2018 г.
(эстонский)
Texto
2019 г.
(французский)
Tekst
2019 г.
(сербский)
活在你手机里的我
2019 г.
(китайский)
Trả Giá
2020 г.
(вьетнамский)
Text
2020 г.
(немецкий)
Texto
2020 г.
(французский)
Текст
2021 г.
(украинский)
Tekst
2021 г.
(польский)
טקסט
2021 г.
(иврит)
Mesaj
2021 г.
(турецкий)
Tekstas
2021 г.
(литовский)
TEXT
2021 г.
(греческий)
Tekst
2021 г.
(словенский)
Mess
2022 г.
(шведский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слишком тяжелая, гнетущая, депрессивная, беспробудная, беспросветная, могильная, нервная, истеричная вещь.

Страшный роман — от первой и до последней страницы.

Глуховский здорово прокачался как автор: от языка до самой структуры романа. И если последняя стала достаточно удобоваримой и, в общем-то, без изысков с точки зрения именно структуры, то язык — это нечто. Богатейшие метафоры, шикарные сравнения и потрясающие описания. Особенно Москвы или Лобни как живого организма. Хоть ложкой черпай и мажь на хлеб. Это здорово вовлекает в декорации и придает максимум атмосферности.

История с первых нот берет трагичный характер и не отпускает до самого конца. Пожалуй, впервые в жизни меня чуть ли не потрясывало при чтении книги, особенно ближе к концу — до того хотелось узнать, чем же завершатся приключения Ильи, нарастающие грязевым комом по мере спуска с горы человечности.

То, во что превратился главный герой, и вправду нельзя назвать человеком. И в этом смысле очень показательно, как в самом конце он достает недорисованную им же в прошлом картинку к «Превращению» Кафки. По сути, «Текст» — то же «Превращение», но не столько физическое, сколько моральное.

Здорово, что Глуховский смог сделать главными действующими лицами не только живых, но и «текстовых» людей, которых мы и не видим вовсе. И это не все: Москва, Лобня, окружающая среда, мертвая мать — они живые и они играют полноценные роли. Последней отведено еще и быть перманентным мерилом поступков Ильи, стать шкалой нравственности, личностности, адекватности, честности, ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, в конце концов. В этом смысле отлично обыграна натура Ильи, который своими монологами и односторонними беседами с матерью дает понять о своих изменениях, раскрывается как личность, хм, немного вороватая, склонная к самообману, к расправе и мести, которая стремится прикрыть свои грехи и деяния некими моральными вывертами, якобы, всё идет на благо и во славу справедливости.

Жуткая история. Если сперва я думал, что Глуховский возьмет спекуляцией смерти матери, то после случая с Петей понял, что все пойдет гораздо, гораздо дальше.

И чем дальше, тем кошмарнее. Очень показательны сцены с Розой, которая неустанно рассказывает Илье о теплых и далеких странах. А он сидит, слушает, кивает и просит еще. Он как маленький мальчик, жаждущий оказаться далеко и в чудесах. Он слушает и переживает микрожизни в представленных локациях. Слушает, переживает и прощается, прекрасно понимая, что ничего этого не будет. А раз не будет, то дай-ка я лучше послушаю и хоть на пару минут внедрю себя в те нереализованные ответвления жизни, которым уже не суждено воплотиться. Это очень выгодно контрастировало с серой Москвой.

По сути, Илья — личность больная, надломленная. Перед тюрьмой его лишили самого дорогого. После тюрьмы — лишили снова. И он поломался. И погрузился в безвылазную пучину.

Последние страницы до мурашек.

Конечно, можно подумать о логике поступков, о персонажах и мотивациях, но это лично моё мнение. Но роман-то не обо мне, так что, считаю, нет прав осуждать действия Ильи. Ведь если бы не они, романа бы не стало. Как и этой ужасающей истории.

Вещь, от которой портится настроение. И это комплимент. Вещь, после которой хочется пойти и обнять маму. И это здорово.

Блестяще.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

А мир поехал дальше…

Что я почувствовал, когда перевернул последнюю страницу «Текста» за авторством Дмитрия Глуховского?

Знаете, довольно странно это прозвучит, но я почувствовал пустоту. Да, наверное, так будет лучше всего охарактеризовать свои чувства. Пустота. Я был опустошён, даже немного подавлен. И дело тут не в том, что роман оказался пустышкой, что роман оказался, что называется, ни о чём. Нет. Всё в точности да наоборот. Не был «Текст» пустышкой.

Тогда почему же я сказал, что после прочтения осталась одна лишь пустота? Сейчас постараюсь рассказать вам. Сразу хочу сделать ремарку, что всё нижеизложенное – не критика, не профессиональная рецензия и не детальный разбор. Всё нижеизложенное – это эмоции, которые я получил, читая новое произведение Дмитрия Глуховского.

Сегодня я буду краток.

Первое, что подкупает в «Тексте» – это стиль романа. Разумеется, он не из ряда вон выходящий. Конечно же, он без каких-либо откровений, но есть в нём что-то, что способно зацепить. В этом рубленном, грубом, пафосном стиле. Такая стилистика наиболее подходит произведению, подходит под его общий настрой, подходит под его атмосферу. Я не могу передать словами, друзья. Просто возьмите и прочитайте книгу. Прочувствуйте отличный слог автора, проникнетесь им.

Второе, что подкупает в «Тексте»…

Нет, не так.

Самое главное, что подкупает в «Тексте» – это история, это главный герой, это место действия. И чем же таким всё это выделяется? А тем, что история, рассказанная Глуховским в «Тексте», могла произойти с каждым из нас. Те, кто успел ознакомиться с романом, наверняка со мной согласятся. И это позволяет полностью отожествлять себя с главным героем, сопереживать ему, проживать с ним этот короткий промежуток жизни, показанный в романе. Хочется кричать с ним в унисон о несправедливости, несовершенстве нашего мира. Хочется сетовать на неудачи. Хочется разделить с ним боль и страдания. Хочется скорбеть вместе с ним. Хочется осмысливать каждый его поступок, каждое движение…

И задаваться простым, но в то же время очень важным вопросом…

Будь я на его месте – как бы я поступил? Как бы повёл себя? Отчасти это касается финального решения Ильи, заставляющего по-иному смотреть на протагониста. Я был поражен. В хорошем смысле этого слова. Финал романа можно спокойно называть хэппи-эндом. Но не банальным хэппи-эндом, нет.

И Москва здесь – отдельный, яркий персонаж, совсем как Петербург у Достоевского. Да-да, можете закидать меня гнилыми помидорами, но я не побоюсь этого сравнения. Здесь оно полностью заслужено.

Если честно, мне довольно тяжело рассказывать о «Тексте». Я уже предупредил, что глупо ждать от этого мнения критики или аналитики. Я просто захотел поделиться с вами своими эмоциями, своими наблюдениями, ведь сказать о «Тексте» мне, в сущности, нечего.

«Текст» нужно читать. «Текст» нужно проживать.

Это очень неоднозначная книга.

Это книга, затрагивающая множество важных проблем.

Это книга, которая заставляет многое пересмотреть и переосмыслить.

Это книга, от которой на глаза наворачиваются слёзы.

Это история о каждом из нас.

Это история о современном мире.

О несправедливости.

О невозможной любви.

О бессмысленной мести.

О жизни.

О настоящей жизни. Без романтизма. Без лжи.

Жестокий, но по-настоящему честный роман.

Вывод: «Текст» Дмитрия Глуховского – одна из лучших отечественных книг, опубликованных за последние несколько лет. Этим романом Дмитрий Глуховский доказал, что он – разносторонний писатель. Теперь вряд ли кто-то упрекнёт его, что он только и горазд, что строчить бесконечное «Метро». И, наконец, «Текст» – это книга, успех которой доказал, что читатель не деградировал, что настоящая литература не мертва, что серьёзные книги до сих пор востребованы.

Сюжет: десять баллов по десятибалльной шкале.

Мир: десять баллов по десятибалльной шкале.

Персонажи: десять баллов по десятибалльной шкале.

Язык и стиль автора: десять баллов по десятибалльной шкале.

Качество печатного издания: десять балов по десятибалльной шкале.

Общая оценка: десять баллов .

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

По моему мнению «Текст» — лучшая книга Глуховского. В основе сюжета — тривиальная криминальная мелодрама, представленная через внутренний мир героя. Самокопание чем-то напоминает героев Крапивина, но у Крапивина все дышит позитивом и оптимизмом, а здесь наоборот — депрессия, безнадежная любовь, чувство вины перед матерью, пронзительная безысходность. Многие сравнивают главного героя с Раскольниковым, но это сходство скорее внешнее: переживания на фоне преступления.

Действительность окружающая героя — пищевая цепочка вокруг наркоторговли в наши дни. Финал абсолютно предсказуем, но это, к сожалению, — наша действительность, и со стороны автора другой финал был бы нечестен.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Пол страны сидит,

Пол страны стережет.» © Бледный (25/17) — Железное Небо

Следующая книга нашей группы новинка 2017 года, новый роман Дмитрия Глуховского – «Текст». До этой книги я старался обходить творчество Дмитрия стороной, скорее от незнания. Но после прочтения данного романа захотелось поскорее познакомиться с его творчеством вплотную и ждать нового чуда.

Роман рассказывает нам историю о судьбе парня Ильи, который выходит из тюрьмы после семилетнего заключения. Посадили Илью в двадцать лет, когда жизнь только начиналась, у него была любовь, семья, учеба и светлое будущее. Но светлому будущему не суждено было случиться. Когда Илья защищал свою возлюбленную, ему подбросили наркотики и лишили свободы на семь лет. Теперь Илья вышел, девушка давно его оставила — у нее новая семья, мать не дождалась — умерла, на учебе его, конечно же, никто не ждал. Что делать? Илья решает все-таки встретиться с тем самым полицейским, который перечеркнул его жизнь и покончить с ним, ведь Илье терять нечего.

Позволю себе еще немного рассказать про завязку книги, ведь без этого никуда. Недолго размышляя, Илья все-таки разбирается с Петром, полицейским, и, спрятав труп, забирает его телефон. А теперь стоит спросить у вас: «Что же в данное время для людей телефон?» Да, тот самый смартфон, в котором сейчас все проводят большинство времени. В современном телефоне проходит вся жизнь большинства молодежи – вконтакты, однокашники, виберы, вотцапы, почтовые клиенты и т.д.. Так и в романе Дмитрия Глуховского. Овладев смартфоном Петра, Илья получает какую-то вторую жизнь. Жизнь не его, но ему так хочется ее прожить. В ней есть все, что сейчас ему нужно – живая мать, любящая девушка и даже отец, которого у Ильи никогда не было. Жизнь в телефоне вскружила Илье голову, и он запутался, заигрался и увяз в новой каше, которую сам и заварил.

Стоит сразу же сказать, что главное, чем берёт новый роман Глуховского, это восприятием и нескончаемой интригой. С восприятием никаких проблем, действующих лиц немного, события все описаны просто, но в то же время со вкусом. Интрига концовки не раскрывается до самой последней страницы буквально. Можно предугадать исход, но что и как произойдет, в голову прийти не может. Возможно это и по тому, что герой ведет себя достаточно не предсказуемо и не всегда логично. Новые события и новые планы толкают его из крайности в крайность, заставляя решать все новые проблемы.

Фантастикой, если кто-то еще сомневался, в книге даже не пахнет. Поэтому сравнивать книгу с другой книгой автора бессмысленно, да я и не читал у него ничего кроме «Метро 2033». Конечно, данный жанр может не понравиться читателям Глуховского, которые ждут книги по типу «Сумерки» или «Будущее», но я надеюсь, что автор продолжить писать в этой колее и с таким форматом сможет удержать и старых читателей и найти новых. Меня, данной книгой, он точно привлек.

Новая книга Дмитрия Глуховского «Текст» — это горячо, свежо, сурово, это вокруг тебя. Роман не для всех возрастов, но подобных ему почти нет. Это серьезная книга о жизни, которая происходит не в твоем смартфоне, а здесь и сейчас, может даже с тобой.

«Есть люди, от которых что-то остается, а есть люди, от которых не остается ничего.» ©

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот это да! Я слежу за творчеством Глуховского начиная с «Метро 2033», и, как правило, его книги мне нравятся, но сейчас он достиг новых высот. Это уже не бродилка по тёмным тоннелям с чертовщиной, и не рассуждения о политике, это такой своеобразный психологический триллер.

Роман произвёл на меня очень сильное впечатление и, хотя прошло уже несколько дней, я постоянно мысленно возвращаюсь к героям, к их действиям. Хотя, честно говоря, через первые страницы пришлось продираться благодаря специфическому стилю автора (бросилась в глаза некоторая склонность к громоздким, цветастым и неуклюжим оборотам — ну такой стиль и в прошлых книгах был заметен). Однако сюжет настолько захватывает, что на это очень быстро перестаёшь обращать внимание. А переписка в мессенджерах на телефоне, наоборот, поражает своей реалистичностью. Запоминаются монологи-размышления главного героя,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и потрясают поступки, совершаемые после казалось бы принятого решения и в какой-то степени вопреки ему...

Единственный минус — лично мне показалось несколько натянутым то, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
типичный оборотень в погонях продолжает помнить о наркотиках, которые он подкинул студенту семь лет назад. Насколько я себе представлял такого человека, у него таких подкидываний может быть по десятку за неделю, попробуй все запомни. Может, конечно, я и не прав.

Тем не менее, 10 баллов и очень рекомендую к прочтению.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Текст» новый социальный роман Глуховского. То, что его произведения носят именно социальный (порой – остросоциальный) характер, ни для кого секретом не является. Было «Будущее», было «Метро». Лишь «Сумерки» выпадают из общей канвы. А вот «Текст» не выпадает. Он написан в стиле Дмитрия Глуховского – это рассуждения, рассуждения, драма, снова рассуждения. Отнюдь не многим понравится подобный стиль, но у автора всё-таки читатели, есть результат.

«Текст» — психологическая драма (триллер), антуражем к которой служит тема мести бывшего заключенного менту, посадившему его. Скажу сразу – зоновских словечек, зоновских повадок в книге хватает, но перебора нет (это я пря «мужской русский детектив» в стиле «Я – вор»). Читать про тюрьму неприятно, даже противно. Наверное, этого отчасти и добивался Глуховский. Почему бы в книге не выписать суровую, выхолощенную зоновскую атмосферу, чтобы другим неповадно было? Не зря же Илья, главный протагонист романа, рассуждает об уроках, которые люди выносят \ не выносят. Но при всём при этом произведение не про тюрьму, не про месть, не про справедливость. Хотя озвученное выше присутствует в большом количестве. На мой взгляд, «Текст» совсем о другом. Он – о психологии убийства. И убийцей тут становится не душевно больной (Мэнсон, Зодиак, Миллиган или Чикатило). Убийца и не случаен, хотя само убийство подготовленным не назовёшь. «Текст» о том, что делать после, как жить, когда всё прошлое ушло, словно песок сквозь пальцы. И это ни разу не поэзия, не романтика, а только голые нервы. Илья раскрывает душу лишь перед призраком матери (и – перед читателем), он словно раскаивается. Ощущаешь ли к нему сострадание? Или, быть может, презрение? Ненависть? У каждого будет свое отношение к Илье. Мне он не понравился, хотя временами его поступки и мысли казались правильными (какими – оставлю при себе). Но и отвращения не вызвал. Серым его тоже назвать не повернется язык. Его вроде бы и жаль, но ведь он сам всё придумал – сделал. Он, а не Пётр. Но и жизнь теперь с этим именно Илье. Таким образом, автор подводит к черте – каждый получит своё (речь не о справедливости, а о расплате, которая наступает, будь то рано или поздно, много или мало). Ничего не бывает бесследно. Правда, последними строками Глуховский говорит уже обратное – бывают и люди, которые не оставляют следа. Но так ли это? Снова вряд ли. Илья оставил след. Если бы не он…

В общем, роман у Глуховского получился сильный, пусть и неоднозначный. История героя интересная, но грустная и холодная. Илья не вызывает больших симпатий, зато их вызывает книга. Дмитрий вложил смысл, он верен себе, не скатывается в тармашевщину (3-5 романов в год). Но хотелось бы чего-то подобрее от Глуховского. Ну хоть чуть-чуть! А так – социальная книга, которая немногим понравится, ведь в ней мало хорошего, зато много раскаяния, мыслей, сумятицы.

PS: пользователь ниже, который пишет про смс и про отслеживание по телефону смешон. Как это – люди не используют смс? Используют, это раз. Особенно взрослые (родители Петра). А сам Пётр использовал не только смс, но и ватсап (причём его чаще, чем смс). А по поводу слежки – так Илья и не был особо параноидален, до поры. На нарах он, может, и слышал по слежку, но особо не задумывался – не его полёта проблемы. Тут всё в книге – не его полёта, начиная с очной встречи. Но раз ввязался – крутись. Вот Илья и крутился как мог.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Была рада, что Роман «Текст» оказался непохожим на «Метро». Произвел сильное впечатление. Главный герой — живой человек, сопереживание происходит на протяжении всего сюжета .Главной считаю проблему внутреннего этического выбора.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Герой жертвует своей свободой и возможным будущим ради почти незнакомой девушки и её ещё не родившегося ребенка.«Есть люди, от которых что-то остаётся, а есть люди, от которых не остаётся ничего».
Остаётся человеком.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал отзывы.

Сразу скажу — роман заставил поволноваться, порой приходилось отставлять на сутки, другие, чтобы не присоединяться, что не мучать свою систему.

Но вот в отзывах, в сносках — сравнивают с Достоевским.

Почему то мне не увиделось, что это современное Преступление и наказание.

А имею ввиду содержание — мотив у Достоевского: «На деньги старухи Раскольников хотел помочь бедным людям, устроить сотни, тысячи добрых дел и начинаний».

Ну да, при должном воображении, возможно можно построить подобие, аналогию, списать на современность. Хотя какая там особая современность, и тут и там одна и та же эпоха, эпоха денег, накопления капитала.

Да и там, следователь играет роль потрошителя совести и обстоятельств.

Да и по названию не сходится — уместнее видится другая последовательность «Наказание и преступление».

Помимо прочих достоинств, кои изложены в рецензиях ниже, первая половина — неплохое описание «модели нарушителя» для специалистов по ИТ-безопасности, и не только по ИТ, по безопасности. Поразительная проработка деталей.

Виртуальная реальность помноженная на гремучую смесь мести и совести рождает реальность иную, и не факт, что лучшую реальность, не факт...

Наверное, это вечное.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как простой потребитей литературного искусства и не претендующий на лавры литературного критика скажу, что книга прочитанна с большим удовольствием. Сюжет реалистичен, передан динамично, если бы был happy end я бы разочаровался таким шаблонным подходом, а так как закончился, то все по честному.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мама»

Рецензия на «Текст» Дмитрия Глуховского

Что такое художественная литература? Это большая комната, все стены которой, а может, и пол с потолком, испещрены маленькими замочными скважинами. И в каждой из них можно одним глазком разглядеть другой мир. Художественная литература — это перепутье параллельных миров. А в центре его — наш. Серый, скучный, отвратительный. Но миры в замочной скважине порой оказываются так похожи на него, что и подмены не заметишь, пока внимательнее не присмотришься. В них люди живее, активнее, чётче. Мысли всеобъемлющи и абсолютны, здесь можно вселиться в тело любого, была бы на то воля автора. О таких вот мирах повествуют реалистические романы.

Дмитрий Глуховский создал несколько вселенных. По крайней мере одна живёт уже давно своей жизнью и пока, тьфу-тьфу-тьфу, помирать не стремится. Но были они все, как на подбор, фантастические, нереальные, хотя куда уж нереальнее — в замочной скважине-то? И вот вышел «Текст». Первый реалистический роман. Не просто криминальная драма. Все видели эти слоганы-метки. Но давайте задумаемся на секунду, сколь реален мир в жанре сугубого реализма? Да нисколько. Дмитрий мог его мять, как хочет, и он придал ему вполне конкретную форму. Которая лучше всего доказывает, что безо всяческих фантастических допущений мир окажется фантастическим. В смысле — выдуманным. Ненастоящим. Миражом в замочной скважине.

И вот в эту замочную скважину, из умиротворяющего 2017-ого, нам дают посмотреть в лихорадочный 2016-ый, ужасный год, каких давно не помню. И что мы там видим? Думаете, то же, что и в настоящем ноябре прошедшего года? Отнюдь. Перед нами распутывается целый клубок историй, вплетённых в линию жизни Ильи Горюнова, нечестно посаженного парня. Могло такое произойти? Да, конечно. И выйти мог, и отомстить, и даже телефон забрать. А вот дальше… Фантастические допущения оборачиваются другой стороной монеты, им на смену допущения моральные приходят. И Дмитрий не щадит героя ни на секунду, бросает его из пекла в полымя, почти в каждой главе подвергает испытаниям, которые пережить не хотелось бы.

Одна из ключевых тем романа — общение молча, буквами. Текстом. Дмитрий устами Ильи называет смартфон зеркалом души. Однако «Текст» доказывает немного иное. Не зеркало, осколок. Крестраж. Всё-таки есть потаённые уголки, куда чужому человеку, несмотря ни на что, трудно забраться. Телефонные разговоры, встречи в реале, подёрнутое дымкой забывчивости прошлое. Хорошо ещё, у Хазина диктофон работал, эта граница всё-таки размывалась, но не до конца.

Название мне изначально не нравилось. Потом я узнал, какой смысл вкладывался, и решил, что вполне может быть. А потом прочитал «Текст» целиком. И всё-таки, как можно из предыдущего абзаца увидеть, мы не текст, смартфон не цифровая душа. Ему идеально подошло бы название «Жизнь взаймы». Ибо так оно и оказывается. Этот ход красиво, без всякой фантастики, используется на полную катушку, позволяя раскрыть не только образ главного героя, но и тех, кто его… не окружает.

А есть ещё одна тема, гораздо трогательнее и глубже онлайн-общения и хитросплетений судьбы. Родители. Мама. У Горюнова только она и была. Была. А у ненавистного им Петра оба родителя на месте были и живы, да только ценил ли он их? Как общался, как относился? А они к нему как? Образы, на самом деле, довольно типичные, но от этого они не становятся фальшивыми или скучными. К ним привыкаешь, принимаешь их, и вот уже вместе с Ильёй по чужой жизни плывёшь, и кажется, будто чужие родители — твои. Электронные письма для меня стали одним из самых трогательных эпизодов в романе. Они какие-то более искренние, что ли, для тех, кто их писал, согласно «Тексту».

В романе, где всё построено на разговорах, хотя и большинство из них не требует от героев разжимать губ, волей-неволей начинаешь приглядываться к стилю прямой речи. «Метро 2035» я в своё время обругал за деградировавшую речь персонажей, словно разом разучившихся говорить сложными предложениями. «Текст» в начале болен той же проказой, но чем быстрее сюжет развивается, тем живее становятся реплики. В них возвращается румянец человеческой жизни, превращает образы из букв — в людей, невидимых глазу, но кажущихся такими реальными!

Из «Метро 2035» в «Текст» проникло ещё кое-что. Но это уже достоинство. Образность! Дмитрий Глуховский всегда отличался смелыми метафорами, яркими сравнениями и необычными олицетворениями. Я бы сказал, были Глуховский-фантаст-учитель и Глуховский-реалист-ученик. И ученик доказал, что достоин хвалы учителя, ведь использовал он те же приёмы. В реалистическом романе они отчётливее выделяются. А главное, не обошлось и без отсылок. К «Рассказам о Родине» есть по крайней мере одна явственная, но также и к «Сумеркам» наведён эфемерный мостик. Чат Бога — ничего не напоминает, а?

Мысль Нины про магический защитный щит чудесна и словно на секунду вырывает «Текст» из пучины реализма в круговерть фантастики. Но — буквально на секунду. На самом деле мысль в каком-то смысле правильная. Её бы всем придерживаться, может, мир стал бы лучше, чище, честнее?

Однако чудеса, увы, либо не случаются, либо заканчиваются. К последней главе я подбирался нехотя, боясь вместе с Ильёй сорваться за линию той злобной иронии, что сыграла шутку с его судьбой, в духе достоевщины. Дмитрий никого не высмеивает и не критикует, он сумел рассказать тяжёлую по сути историю так, что она увлекла читателя, завертела его в танце, а вот отпустила на максимальной скорости. И вот теперь летишь обратно к перепутью миров, не зная, протиснешься ли обратно в замочную скважину, в которую провалился, пока читал, или о дверь размажешься, располневший от запавших в душу героев.

«Текст» получился пронзительным, текст — образным, реплики — полноводными, а персонажи, все до единого, — живыми. Но мучений таких, что выпали на долю Ильи, и врагу не пожелаешь. Но без них, конечно, и роман не был бы таким, каким получился, а теперь я считаю его одной из лучших книг Дмитрия, после его же «Сумерек».

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Браво. Глуховский продолжает расти и на этот раз на суд читателю попадает обыкновенный студент из подмосковного города Лобни, Илья, волею судьбы оказавшийся на скамье подсудимых и будучи осужденным, попадает в места не столь отдаленные. На самом деле историю Ильи можно уместить в пару предложений, но главное здесь конечно же Текст. Автор исследует человеческие эмоции и взаимодействие между людьми посредством «панацеи « нашего века смартфона. Насколько люди могут довериться своим хранилищам сокровенного и до какой степени не смогут замечать подмену собеседника, даже если этот собеседник твой родственник или близкий человек ? Насколько трагична история бедного студента Ильи, настолько же и насыщенную жизнь ведёт Петр Хазин,молодой майор полиции. Чем дальше я читал Текст, тем все сильней во мне росла уверенность что никакого хэппи энда, здесь не будет. Как же волнительно было читать переписку Ильи с родственниками Пети:поймут ли его, поверят ли и наконец смогут ли некоторые из них простить его. Я хоть и не любитель подобных романов, но здесь что-то взяло за живое, настолько объемными оказались созданные автором образы двух антагонистов и их окружения. В особенности понравились сны Ильи, где он представлял себя с Ниной(девушкой Петра), то собирающимся лететь в Америку с ней, то уже летящим в самолёте в Колумбию на финал сериала Нарки, как и хотел Петр. Настолько сложные взаимоотношения устанавливаются у Гг с родственниками молодого майора, что Илья начинает чувствовать себя обязанным что-то изменить, взамен содеянного. Чесссно слово в некоторых моментах пробирало до глубины души. Ну а концовка... Шикарная. Я все-таки думал Горюнов уйдёт навстречу своей мечте, но всё же осталось у него внутри капля человеческого, не позволившая полностью опуститься на дно и выжечь у себя того самого маленького человечека, которого он так старательно прятал на зоне для матери и своей юной любви. Очень и очень сильное произведение, у меня после него чуть ли не депрессия началась, так хотелось чтобы у Ильи все получилось. Думалось даже, раз Дмитрий раньше промышлял на поприще фантастики, то можно было бы и добавить сюда какой — нибудь фантастический элемент с флэшбеком, например, или какой нибудь петлей времени, отчего я думаю произведение только бы выиграло, но пропал бы тот самый элемент погружения в настоящую реальность.На самом деле Хазина под конец тоже стало жаль, особенно узнав что он часто вспоминал о том самом студентике, которого он упек, да к тому же Хазин начал писать своей девушке ободряющие письма, кот. за него дописал Илья. В общем маст рид. Что-то я сентиментальным каким-то становлюсь, раз меня так эта история растрогала, или же действительно написано на совесть))

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну издалека.

Почему Джордж Мартин считается Мастером? Причин несколько, само собой, но одной из них, вне всякого сомнения, будет его способность перевернуть отношение читателя к герою с ног на голову. Джейме Ланнистер подонок, мерзавец, убивец и вообще недостойная личность? Да, все верно! Но, только до тех пор, пока мы не начинаем видеть мир его глазами. Он, конечно, остается убийцей и не самым славным малым на деревне, но мы понимаем причины, которые толкнули его на то или другое злодеяние. А чуть погодя, мы начинаем с ним соглашаться: «Ну конечно, предать и убить Безумного короля — это единственно правильно решение! И я бы так сделал!». Все его темные стороны остаются с ним, но нет человека, состоящего только из света. И линчевать его уже не хочется. Так отношение постепенно меняется от пылкой ненависти, до сопереживания и жалости.

Нечто очень похожее проделал Глуховский с Петром Хазиным, главным героем романа «Текст». Да, я считаю, что именно он является главным героем, а не Илья, несправедливо упрятанный им на зону. За Илью очень переживаешь, хочется чтобы у него все было хорошо. Но именно жизнь Хазина разворачивается перед нами на страницах произведения, именно на его жизненных круговертях делает акцент писатель.

По началу, мы, как и Илья, жаждем только мести. Ненависть красной пеленой застилает глаза и хочется только одного — чтобы подонок был наказан. Хазин для нас, как и для Ильи не имеет даже имени — на пару с ним мы зовем его «Сукой». Но чем дальше течет повествование, чем больше мы узнаем, тем реже Илья(и мы, в след за ним) использует это слово. Мы по-немногу, по чуть-чуть, начинаем разглядывать в Хазине человека.

Конечно, Петр Хазин не стал хорошим парнем. Даже до уровня «положительности» Джейме он не дотянул. Но причины, по которым он стал тем, кем стал, нам становятся понятны. И есть в нем хорошее, позитивное, доброе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он видит свою порочность и хочет измениться. То письмо, которое он не решился отправить Нине на это намекает, да и по поводу Ильи он явно переживал.

Но условия, в которых он находился, едва ли давали ему выбор кем стать. К такому же выводу, в конечном итоге, приходит и сам Илья.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как было бы здорово, если бы все были живы. Как наивный подросток, я до конца надеялся, что у Ильи получится сбежать и прожить жизнь в далекой, теплой стране. Увы, только одна может наверх, остальные — вниз.

Книгу я проглотил за один день и она оставила во мне след. Очень редко так бывает в последнее время.

Хочется сказать спасибо автору за такое сильное и эмоциональное произведение. Хорошо, что он не стал баррикадироваться в своем Метро и пробует что-то новое.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающий роман. Вязкий, нуарный, засасывающий читающего с головой. История жесткая и реальная. Начинаете читать невозможно оторваться. Задумываешься о будущем — вся личность человека может быть заключена в обычный смартфон. В этом романе я вновь увидел в Глуховском талантливого писателя, хотя до этого после невнятных продолжений серии Метро закрались сомнения в этом. Рекомендую к прочтению.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Текст» Дмитрия Глуховского. Никакой фантастики, абсолютно реальное произведение и от того, ещё более страшное и жизненное.

Это концентрированная смесь эмоций и чувств, причём, самых низменных и мерзких, что особенно ярко видно в современном жителе мегаполиса.

Деньги, власть, нужные связи, всё это развращает, делает из когда-то обычного человека, пусть и жившего в семье начальника милиции, подонка и монстра. Он легко разрушает свою жизнь, жизнь родных, жизнь любимой женщины. Пользуясь своей властью отправляет невиновного молодого человека на семь лет в колонию, просто из прихоти, просто потому что может, просто ему так хочется. Какое наказание для подобного поступка? Как бы вы поступили с человеком уничтожившим всю вашу жизнь, едва начавшуюся? Почему это существо должно и дальше наслаждаться жизнью?

В принципе, это произведение вполне можно назвать современным романом о нашей с вами жизни, без купюр и цензуры. Я уверен, что найдутся люди, которые будут говорить о недостоверности сюжета, об отсутствии подобного в его жизни, что Глуховский хочет очернить светлый образ российского полицейского. Эта книга написана не для них. Это произведение для думающих людей, не прячущихся от реальности за телевизионной картинкой, где исключительно добрые и честные сотрудники полиции берегут их покой. Я уже давно понял, что есть смысл что-то доказывать только тому, кто способен анализировать, всем остальным никакие доводы не станут поводом для изменения в сознании.

Самое интересное, что Глуховский сделал в этом безумном мире. Автор использует свои возможности, как человек имеющий уважение у какой-то части читающего населения. Нужно совсем немного. Честный и откровенный рассказ о современном обществе, жестокий и мрачный, с пугающими подробностями. Я считаю, что у Дмитрия Глуховского получилось создать по-настоящему откровенную историю, которая никого не оставит равнодушным.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Плохо, все очень плохо. Описываемая Глуховским история о юноше, попавшем в беду, просто сквозит отчаянием и безвыходностью. Впрочем, герои романа сами ставят себя в тупик. В первую очередь Текст, это книга о выборе, который каждый из нас совершает каждый день. Герои этой книги создали такую ситуацию, в которой от правильного выбора зависит их жизнь и будущее. Порой бывает, что правильный выбор сделать очень сложно, особенно под влиянием эмоций, зла и обид. Главный герой идет по очень узкой и скользкой дорожке. Автор очень отстраненно вырисовывает сюжет и портреты, давая читателю самому разобраться в том, кто есть кто. И вскоре приходит понимание, что положительных героев в книге попросту нет, некому посочувствовать и по-человечески сопереживать. Герои книги совершают фатальные ошибки и не вызывают никакой симпатии. Может быть, все-таки, месть, это блюдо, которое вообще подавать не стоит...

Текст получился очень напряженным, атмосферным и актуальным. Книга заставляет задуматься. Очень впечатлило. Особенно последняя фраза, как финальный гвоздь в крышку гроба, как эпитафия самой книге — есть люди, от которых что-то остается, а есть люди, от которых не остается ничего. В контексте всей книги это просто убийственно.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх