fantlab ru

Энди Вейер «Артемида»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.88
Оценок:
746
Моя оценка:
-

подробнее

Артемида

Artemis

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Артемида — единственный город на Луне.

Люди здесь занимаются теми же делами, к которым привыкли у себя на родине. Строители и ученые, владельцы небольших лавочек и представители крупного бизнеса — и самым доходным, конечно, является туризм. Десятки тысяч любопытных прибывают на Луну, чтобы пройти по поверхности чужой планеты, поиграть на корте или даже заняться любовью при силе тяжести в 1/6 от земной. В общем, город как город. И жители его подвержены обычным человеческим страстям.

Девушка-курьер по имени Джаз мечтает когда-нибудь заработать достаточно, чтобы приобрести скафандр и лицензию гида. Водить туристов по поверхности планеты, быть уважаемым членом общества. Но не так-то просто совершить скачок с одной социальной ступени на другую...

С присущим ему мастерством и вниманием к мельчайшим деталям Энди Вейер, автор великолепного «Марсианина» открывает новую главу бесконечной саги об освоении Солнечной системы!

С этим произведением связаны термины:

Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2017 // Научная фантастика (33 957 голосов)

лауреат
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2018 // Научно-фантастический роман

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2019 // Переводная книга НФ (США)

Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2018 // Лучший роман

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第50回 (2019) // Переводной роман

Экранизации:

«Артемида» / «Artemis» 2021, США, реж: Фил Лорд, Кристофер Миллер



Похожие произведения:

 

 


Артемида
2018 г.

Аудиокниги:

Артемида
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Artemis
2017 г.
(английский)
Artemis
2017 г.
(английский)
Артеміда
2017 г.
(украинский)
Artemis
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продираясь сквозь «сладкие сны Гитлера о блондине-парне», сквозь «нассала в щи» и прочие дебилизмы, хотелось найти те крупицы шедевра, которые имелись в «Марсианине». Не нашёл. По мне, «Артемида» гораздо слабее и безвкуснее. Сюжет довольно динамичный, но в остальном повесть — абсолютное разочарование.

Вот к примеру нарушение логики — миллиардер планирует дорогостоящую акцию, в которой ставка сама его жизнь. Он предлагает главной героине повести придумать, как вывести из строя лунные машины и осуществить это. Миллиардер — очень могущественный. Он смог даже тайно по частям доставить на Луну несколько таких машин, а придумать план, как вывести машины из строя не придумал. Миллиардер мог нанять любых профессионалов как на Луне, так и на Земле для решения этой задачи. Но он поручает эту задачу человеку, который в машинах полный ноль.

Такие вот ошибки, да ещё дурной вкус в изложении (например, «многоразовый презерватив») говорят, что «Артемида» — дёшевое бульварное чтиво на полраза.

Почему не на раз, а всего лишь на «полраза»? Потому что вдобавок ко всему, перевод повести — примитив.

Оценка: 4
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если «Марсианин» это замах на Артура нашего Кларка, то «Артемида» это явный Хайнлайн. Непрерывная ода капитализму и главная героиня с интеллектом подростка.

Что из себя представляет лунный город в произведениях советских фантастов или у того же Кларка? Форпост цивилизации и науки, где работают лучшие умы человечества, учёные, инженеры. У Вейера — зловонная клоака, средоточие всех язв дикого капитализма, и, в первую очередь, запредельного неравенства. Что-то вроде Дикого Запада. Ну, или наших 90-х. И автора это явно вдохновляет. Ну, как же, ведь это время больших возможностей и минимального вмешательства государства в дела предприимчивых граждан. Как говорится, предпринимай и богатей. И главная героиня предпринимает. Понимая, что трудами честными ей на комнатку с душевой кабинкой не заработать, она начинает промышлять контрабандой, т.е. криминалом. Из переписки с её земным партнёром по нелегальному бизнесу мы узнаём, что на Земле тоже всё в порядке — семья её корреспондента едва сводит концы с концами и вряд ли сможет дать образование его братьям-сёстрам. А вот ещё один симпатичный для автора персонаж — миллиардер, человек-успех, живущий в шикарных апартаментах, которому наша героиня доставляет контрабандное курево. Очень скоро мы узнаём, как приобретаются миллиардные капиталы — путём диверсии против конкурента и перехвата выгодного контракта. Совершить диверсию нанимается наша героиня, для неё это невероятная удача, возможность быстро заработать большие деньги, а про смертельный риск она задумывается мало по причине подросткового развития. Её же наниматель вполне всё понимает, но... на какие преступления не пойдёшь за триста процентов прибыли. Любопытно, как показан папа главной героини — честный трудяга, принципиально не вступающий в конфликт с законом. Автор описывает его с несколько снисходительной интонацией, дескать, он сам виноват в своей бедности, хочешь жить умей вертеться и рисковать. Но, с другой стороны — соль земли, и что бы мы, капиталисты, делали без армии таких вот простаков, из кого бы мы выкачивали прибавочную стоимость.

Ну, а под конец нам целую лекцию прочтут про то, какой бывает капитализм: сначала хороший, свободный, полный возможностей для хватких индивидов, но потом он обрастает законами, налогами, социальными обязательствами и начинает загнивать, рушится. И цикл начинается по новый. И никаких империалистических стадий, никаких транснациональных корпораций и монополий, никаких периферийных и колониальных форм.

Интересно, автор правда не понимает, что пытаясь воспеть весь блеск свободы предпринимательства в условиях дикого капитализма, он, фактически, разоблачил всю его нищету?

Оценка: 8
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга сама по себе неплоха. Просто в очередной раз автор пробежался по всем моим любимым мозолям и большую часть книги я тихо закипала от праведного возмущения.

Сюжет романа довольно прост: девушка Джаз с изрядной толикой авантюрной жилки, острым умом и техническими познаниями собирается провернуть «преступление века» и заработать кучу денег. Ну, другими словами, поучаствовать в рейдерском захвате предприятия, критически важного для жизнеобеспечения города, в роли диверсанта. По крайней мере для Артемиды, единственного города на Луне с населением аж 2000 человек, задумка Джаз покажется действительно дерзкой авантюрой. Саботировать поставки кислорода в единственное поселение человечества на планете? Пилить сук на котором сам сидишь? Не, не слышали! Дальше, как водится, «что-то пошло не так» и «завертелось».

В этой ситуации меня раздражала именно Джаз. Вообще роману свойственны какая-то наивность в сочетании с довольно откровенными моментами. Только заикнешься «подростковый роман», как Джаз начинает живописать бордели Артемиды, прелести секса в условиях 1\6 земной гравитации, тот самый «презерватив Свободы», сердится на друга, который увел ее парня… Ну и что что гей, все равно обидно!!! Так вот, меня смутила сама идея этого «преступления века».

Самым большим кошмаром для Джаз была идея возвращения на родину – в Саудовскую Аравию на планете Земля. Кроме чисто физиологических причин (адаптация к гораздо большей силе тяготения) были и психологические – с 6 лет Джаз жила на Луне и на родину как-то совсем не рвалась, хотя лет с 12 ходила под угрозой того самого — депортации. И вот в городке с населением 2 тыс человек, где все друг друга знают, часть жителей участвует на добровольных началах в пожарной бригаде и т.д. и т.п. Так вот, в Артемиде, где за всю историю города не угнали ни одного электрокара… Джаз решается на авантюру, за которую ее с легкостью депортируют за пределы Луны. Джаз соглашается поставить город под угрозу потерять источник кислорода. Ради денег, конечно, и денег неплохих… Которые она потратит на аренду роскошного жилья в… самой Артемиде.

Но, Господи, неужели правило «не сри где жрешь» настолько сложно для понимания?

Финал, на мой взгляд, оптимистичен вплоть до отметки «вырвиглаз». Девушка, на секундочку, согласилась сделать жизнь в нежно любимой ею Артемиде невыносимой за 1 млн жетонов. И тут вдруг стала напирать на безобидный характер контрабанды! Кто-то верит, что за 2, в крайнем случае 3 млн жетонов Джаз не согласится завезти в Аретмиду наркотики, оружие и что-нибудь еще? Или, стоит Артемиде пойти врост, не появятся преступные синдикаты Земли, которые легко выкинут с рынка услуг Джазмин Башару?

Может, я и зануда, но, на мой взгляд, сюжет в романе развивается как-то странно-наивно.

Пы.Сы. “On a scale from one to ‘invade Russia in winter,’ how stupid is this plan?”. Так что про Россию зимой — это авторское. )

Оценка: 4
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова Луна. К слову, меня это радует. Когда пишем о далеких звездах, да, захватывающе, да, восхитительно, но все же понимаешь- ни тебе, ни твоим детям и даже внукам до этих интересных времен не дожить. А Луна, она вот, видна в окне, и мы там уже были. А значит все не так плохо: полетели тогда, и снова сможем . Это почти сейчас: не слишком отличное от нашего времени в своих мечтах и пороках.

С одной стороны, это очень хорошо: все понятно и узнаваемо до раздражающего тормозящего интернета включительно. С другой, узнаваемо до такой степени, что становится неуютно от такого близкого будущего – неужели не одумаемся и все это продолжится?

В свое время «Марсианин» мне понравился героем и уважительным отношением к науке. Человек достигал чего-то благодаря знаниям и умениям, а также уму, сообразительности, мужеству, самодисциплине, критическому взгляду на мир и самоиронии. Это был рассказ о времени Первых и об одном из них, о благородном самопожертвовании и объединяющей идее, о торжестве разума и воли. Но именно это стало в глазах многих читателей главным недостатком романа: мало событий и эмоций, и слишком много фактов, описаний и рассуждений. Ну и герой был слишком уж положительный, все то у него строго по уставу и по законам физики и химии. А где муки совести, тяжелое детство, комплексы, несчастная любовь? Где мятежный, революционный дух, обличающий пороки мира?

Такие читатели должны быть полностью удовлетворены «Артемидой»: главная героиня полная противоположность Марку Уотни(да,да- модное «женщины спасут мир», ну, или хотя бы его малую часть). Это не занудный технарь, тщательно прорабатывающий и просчитывающий каждую даже малую деталь, держащий свои эмоции в узде и контролирующий каждый шаг. Это эмоции и действие. Ну, вы поняли: думай сердцем, а не головой.

Боже мой, сколько поколений читателей и зрителей пытались следовать в жизни этому совету и обнаруживали, что он имеет некоторые, чаще непредсказуемые и негативные, последствия? Если бы все они решили письменно поделиться опытом применения «думанья сердцем», то это был бы самый длинный, разнообразный и жуткий триллер на свете.

Вот и наша героиня активно претворяет данный принцип в жизнь, ввязываясь в абсолютно идиотские авантюры, в которых замешаны и политика, и мафия, и семейные проблемы. Это вам не положительный во всех отношениях Марк Уотни, это скорее больной максимализмом подросток, который вечно обижен на весь мир, все знает сам и действует, исключительно исходя из минутного эмоционального порыва. И потом удивленно взирает на неожиданные последствия, которые, как понимаете, были вполне предсказуемы, стоило только минут пять пораскинуть мозгами.

Только вот «подростку» этому уже лет этак 25-ть. И это первое пугающее «настоящее». Я вот недавно прочитала во вполне серьезной статье о 30-летних подростках. Что поделаешь, примета времени- глобальная инфантилизация общества. И меня сильно пугают такие герои, которые тащат во взрослую жизнь свои неизменные подростковые представления, подчерпнутые из не очень качественных книг и фильмов, о том, что такое окружающий мир и как надо решать его проблемы. Мне, знаете ли, сильно неуютно в таком мире нарушенного баланса разума и чувств, головы и сердца. В таком мире моя голова постоянно кричит, что пора бы делать ноги. И подальше.

Второе неприятное «настоящее». Книга написана с явной оглядкой на последние мировые политические и социальные тенденции. На этой новой Луне просто рай-райский. Представители разных рас живут бок о бок в мире и согласии, мусульмане религиозно терпимы, граждане сексуально раскрепощены, семейные отношения разнообразны, хакеры, контрабандисты и бармены патриотичны и всегда готовы к маленьким подвигам во имя справедливости. И никаких захвативших космос белых колонизаторов и всяких там служителей закона, мучающих окружающих уставами и инструкциями. Кому это вообще надо, если можно быстро и по справедливости?

Хотя, странно: в этом городе будущего правят бал вполне себе средневековые профессиональные гильдии, процветает коррупция, проституция, и царит такое классовое расслоение, что куда там нам до него. Хотя если уж свобода, то свобода во всем, чего уж там мелочиться, кто мы такие, чтобы контролировать личную инициативу, свободу предпринимательства и самовыражения?

Безусловно, такой «современный» во всех отношениях роман вскоре перекочует на экраны. С очень эффектными гонками на луноходах, прыжками в скафандрах, драками, наивными поступками, простенькими загадками и прямолинейными подростковыми решениями. На фоне сияющей в черных небесах голубой Земли. Все будет ярко, красиво, увлекательно и с понятными любому подростку(не забываем-теперь это уже не время жизни, а образ жизни и мировоззрение) героями, с голливудским счастливым финалом с признанием заслуг «хороших» и наказанием «плохих». Кому нужен Марк со своей картошкой и скучной наукой, когда все решается так просто и занимательно?

Иногда казалось, что «Артемиду» написал совершенно другой автор, настолько разняться герои и то, чем они живут. И я не могу поверить, что это сделано только в угоду читателям- подросшим, но не расставшимся с детством, поклонникам всяческих Игр. Куда подевались легкая ирония и грусть о героических и умных временах? И так хотелось бы надеяться, что все не скатится к бесконечному заигрыванию с аудиторией скучающих подростков и следованию всем современным тенденциям говорить и писать «как надо», а не «как есть».(Тут то как раз все сразу начинают думать головой, а не сердцем, не так ли?)

Оценка: 7
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный пример НФ-триллера: проработанный фон, динамичный сюжет, детали мира, которые подаются по мере необходимости. Плюс -- живые характеры и ирония. Книга не претендует на философские глубины, но в своём поджанре -- хороша.

Читал в украинском переводе, который вышел одновременно с мировой премьерой, 14 ноября. Из-за этого опасался, что спешили и перевели небрежно, но нет, перевод качественный, без корявостей и невнятицы, а шутки звучат смешно.

Насколько знаю, уже куплены права для экранизации, и, по-моему, нужно будет очень постараться, чтобы сделать её неудачной: материал просто напрашивается для перенесения на большой экран.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дебютный научно-фантастический роман «Марсианин» принес Энди Вейеру широкую известность, а удачная экранизация упрочила мировой успех. Поэтому новость, что права на съемки фильма по новой книге Вейера были куплены еще до ее публикации, оказалась вполне предсказуемой. Какая же киностудия откажется от потенциального блокбастера?!

Никакого Марса, никакой напряженной робинзонады в миллионах километрах от цивилизации. Впрочем, действие разворачивается лишь немногим ближе к Земле — на поверхности Луны, под куполами Артемиды, первого и единственного на этот момент инопланетного города, а также в его окрестностях. Главная героиня, Джазмин Башара, работает самым обычным курьером и мечтает получить лицензию Гильдии Работников безвоздушного пространства, чтобы невозбранно выходить наружу и прилично зарабатывать проведением экскурсий. Впрочем, есть у нее и другой источник доходов, правда, крайне плохо сочетающийся с законом. Джаз заправляет каналом доставки и распространения контрабандных товаров по Артемиде. Но когда местный богач Тронд внезапно предлагает невероятно щедрую сделку — на целый миллион артемидийских жетонов — импульсивная Джаз не в силах устоять перед соблазном.

Если вы критиковали «Марсианин» Вейера за отсутствие упоминаний о Роскосмосе и негативные эпитеты в адрес советской космонавтики, то здесь можете расслабиться, потому что абсолютным фаворитом становится... Кенийская Космическая Компания. В условиях, когда все западные страны ввели строжайшие экологические требования к ракетостроению, именно экваториальная страна без собственных институтов смогла привлечь максимальными налоговыми льготами и выгодным географическим расположением десятки крупных корпораций, которые профинансировали мегапроект по созданию мощной индустрии и полноценного лунного поселения. Но со временем бурное развитие Артемиды сходит на нет, ведь содержание куполов обходится дорого. Поэтому когда появляется шанс наполнить бюджет Артемиды, Главный Администратор Фиделис Нгуги пойдет на любые ухищрения и подлости. А Джаз окажется в эпицентре риска среди корпоративных интриг, гангстерских разборок и рискованных диверсий.

Стоит понимать, что «Артемида» — это не максимально точный и выверенный футурологический прогноз с полным пакетом научных обоснований. Вейер откровенно развлекается, предлагая читателям один из маловероятных вариантов развития событий и утрируя современные западные тенденции. Однако кажущееся легкомыслие не помешало ему заложить вполне адекватную экономическую модель, пусть и схематичную. И разумеется, Вейер до предела насытил повествование инженерно-техническими деталями и ребусами, на которых основаны ключевые повороты сюжета. Книга-мечта для фанатов гаечных ключей, сварочных аппаратов и химиков-практиков.

Веселый настрой Вейера нашел свое отражение и в характере героев, и в стиле романа, который наполнен добродушной иронией, раскованным стебом и юмором. Автор так или иначе прошелся по всем — мусульманам и евреям, геям и «ботаникам». Но получилось у него это действительно задорно и беззлобно: «Тащи шесть пинт – три для гея, три для гоя», — показательный тому пример. Отчасти благодаря этому роман стал молодежным, а не подростковым. А отчасти потому, что Джаз двадцать шесть, и она уже успела разочароваться в первой влюбленности, потерять второго парня, пережить острый период подросткового бунта и взять на себя ответственность за последствия. Однако рано или поздно ей придется все же найти общий язык с родным отцом, найти свое место в социуме, научившись играть по ненавистным чужим правилам — бюрократичным, макиавеллистичным и лицемерным, чтобы защитить себя и друзей.

Итог: молодежно-приключенческая фантастика с элементами инженерных задач.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такая Луна нам не нужна.

Артемида -это вообще не настоящая книга, это расширенный киносценарий для нового голливудского блокбастера, где супергероиня-мэрисью с задержкой умственного развития лет на 15 спасает мир (в данном случае лунный, но все равно мир). Мир такой мультикультурный и политекорректный -здесь тебе и женщины-негритянки у руля, и гомосеки в положительных ролях 2 плана. И много взрывов, бестолковой движухи, тупых и плоских шуток.

Все так, как и должно быть в современнои кино. Стильно, модно, молодежно!

И ладно, если бы писал некий Джон Смит. От автора Марсианина ( 1 из лучших книг в современной фантастике на мой взгляд) я такой халтуры не ожидала. Техническая грамотность, внимательность к реализации идеи и деталям, сделавшие успех Марсианину -здесь вроде бы и есть, но не проработаны в той же мере, да и смотрятся неуместно,как вклееная посреди экшна инструкция по эксплуатации сварочногоаппарата. И если каждый шаг Марка Уотни на Марсе — продуман и просчитан, потому и ведет к успеху и выживанию, действия «принцессы Жасмин» на Луне зачастую бестолковы и самоубийственны, но засранке везет «по законам жанра». Жаль,что написав 1 хорошую книгу, на 2 Вейер почти скатился на уровень трэшовых сценариев.

Прочитала во время ночного дежурства, когда делать было все равно нечего. Только поэтому не так жалко затраченного на эту фигню времени.

Оценка -2 из 10.

Оценка: нет
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чего не отнять у книги — читается она легко и быстро, примерно за полдня. Чего у книги в дефиците, так это искреннего юмора, который так украсил «Марсианина». Автор пытался шутить, но вышло примерно как с едой на Артемиде, — пресно и искусственно. Получился довольно типичный подростковый роман-превозмогание про юную и наглую девушку, типаж которой торчит из примерно 75% современного фантастического чтива. Ну и заодно гимн капиталистической экономике для самых маленьких. «Марсианин» себе такого не позволял, за что его и полюбили, и пусть он тоже был развлекательной штукенцией, но у него было какое-то самоуважение и характер. Да, скажем честно, голливудщина и раньше вырывалась из Энди Вейера, а тут её стало ещё больше, при этом сюжет ещё меньше концентрируется на научных деталях, а всё больше на беготне, махачах и взрывах. Да, тут будут взрывы, много взрывов! Приемы и ситуации повторяются — опять поверхностоходы, шлюзы, разгерметизация, изолента, выжить без ничего в вакууме... В общем, типичный набор из аниме про Луну (да, я такие смотрел). Что можно сказать о персонажах? Что нет повести печальнее на свете, чем повесть о взрослении нашей героини, которая просто-таки загажена модными культурными маркерами и бородатыми клише. Или что мужская часть окружения героини превращена в паладинов круглого стола, и то и дело абсолютно бескорыстно бросаются ей на помощь, походя успевая любить друг друга пламенной мужской любовью? Ну такое. Ещё набросайте парочку умных сильных и независимых женщин, которые «всем тут рулят», неубиваемого наемного убийцу прямиком из Джеймса Бонда, и получите собственного говоря исчерпывающую характеристику всех основных персонажей. А, стоп. Был ещё друг по переписке из Кении, которой слал нашей героине контрабанду (на чем они и стригли монеты). Ладно бы как-то это всё живенько, но нет, наспех и левой рукой. И облико морале. Ещё печальней, что всё это и нечто похожее мы уже читали, и читали совсем недавно. В «Новой Луне» Йена Макдональда (тут вообще плагиатом попахивает), в «2312» Стенли Робинсона, да много где. И эти произведения были посодержательней, взрослее и куда серьезней в отношении деталей. Из отечественного можно вспомнить тоже абсолютно развлекательную «Лунную сонату для бластера», которая удивляла и подбрасывала дровишек куда веселее. Ну не знаю, была надежда почитать чего-то посвежее, а так больше цитирование пройденного. В принципе, назвать книгу совсем уж плохой тоже нельзя, — она ненадолго развлекает.

Оценка: 5
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая, я все думал, ну когда же начнется что-то интересное? Обилие технических описаний несуществующих технологий и скучная история бытовой жизни очередной непризнанной героини-бунтарки против всего вокруг — вот о чем эта книга. Если в Марсианине все эти инженерные «плюшки» выглядели по крайней мере реалистично и как-то поучительно, тот тут — это будто читать инструкцию к трактору с картинками. И скучно и не нужно.

Оценка: 5
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот сейчас заступлюсь за Вейера и всех украинцев с окончаниями фамилий не «-ук, -юк, -о».

Если уж может гордиться Украина своим философом, поэтом, баснописцем, педагогом и собирателем фольклора Григорием Саввичем СКОВОРОДОЙ,

родившимся под Полтавой,то может и Энди Вейер спокойно относить своего персонажа с фамилией Свобода к украинскому народу.

Далеко ходить не надо — открываешь википед, а он тебе: Гоголь, Баш (Башмак), Вишня, Гончар, Сиволап, Братунь, Соколян, Кай, Квитка, Тудор, Барка (Очерет) и далее по списку.

А еще Артемида — мультикультурный и многонациональный город.

Даже имя «Джасмин» не арабское, оно исковеркано в лучшем случае от Ясмин (жасмин) + обыгрыванием слова «джаз».

Касательно имени «Мартин». Эммммм.... Серьезно? Нет? Вот я захожу в вк, в поиск друзей и забиваю перекрестный поиск «МартЫн (да, други мои Мартин и МартЫн — имена-синонимы) + «Украина» — и оказывается, что это и весьма распространенное имя и... фамилия. Среди украинских католиков (а впрочем различные версии Мартина есть и в правлославном имяслове) — часто используемое. И напоследок, немного «открытия Америки»: англоговорящий люд не умеет в звук «Ы», ему его специально учить надо, потому и МартИн, а не МартЫн.

Оценка: нет
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не то чтобы я ждал от автора «Марсианина» чего-то выдающегося, но книжка на уценке стоила копейки, и я решил рискнуть, взять так сказать в дорожку почитать. Ну а вдруг…

И не «вдруг». Книга не зашла совершенно, засим не буду растекаться язвой по виртуальной бумаге и поведаю о своих впечатлениях вкратце.

Автор снова будто бы сразу же пишет готовый киносценарий, где обилие действа и пошлых шуточек должны заслонить собой нелогичность и поверхностность всего происходящего. Да и сама героиня крайне неприятна – мало того, что она – типичный представитель так сказать маргинальных слоев населения, так еще волей автора непроходимо глупа (что компенсируется, разумеется, невероятной удачливостью). Ее «афера века», которая вообще-то в условиях ограниченных ресурсов способна погубить всех вокруг, в том числе и саму героиню, скорее напоминает жесткий терроризм, более присущий каким радикалам или отчаявшимся повстанцам. Подобное было уже в макдональдской «Луне», но тут глупость происходящего выходит на какой-то новый уровень. Было бы еще хоть как-то понятно, если бы наша «хабалка» имела план навроде «чемодан-космопорт-Земля», но все с точностью до наоборот…

Дочитывать не стал. Простой и нелогичный сюжет, несимпатичная героиня, примитивный и пошлый юмор… Ни уму, ни сердцу. Видимо, демиург решил, что имя начнет работать на него уже со второй книги (и увы, по крайне мере в коммерческом плане не прогадал…), и на сей раз решил вообще особо не напрягаться. Да даже не особо любимый мною «Марсианин» был куда лучше. Не возьмусь советовать даже тем, кто был в восторге от дебюта автора.

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Артемида» – производственный роман о буднях молодой авантюристки в отдельно взятом (и пока единственном) городе на Луне. Как одна девушка захотела денег и тут понеслось, а понеслось так, что под угрозой кануть в небытие оказались и промышленность Артемиды, и сам город (а значит — и его жители).

Энди Вейер много пространства в тексте вкладывает для того, чтобы разъяснить читателю, что да как: и какое социальное устройство в городе, и почему купола, а не конусы. Почему в городе нет маленьких детей, и почему еда на Луне отвратная. Есть можно, но если у тебя есть деньги, то не придется. На чем экономика Луны держится. И по каким правилам живут.

«Артемида» – это не курс выживальщика, подобно «Марсианину», это такой «Дикий-дикий вэст» в космосе, где оружия нет, потому что стрелять нельзя. Где работают не столько законы, сколько соглашения и только до того момента, пока стороны их соблюдают. И, подобно шпаге фехтовальщика из Золотого века Испании, у Джаз есть сварочный аппарат. Ну, не аппарат (наследовать профессию – это Джаз не по душе), а навык сварщика. Аппарат придется просить у папы. На «попользоваться» с гарантией «потом верну».

Джаз – девушка с двойным дном. И открыто признаваемыми ценностями в два слова: «Хочу денег». Однако не осуждайте её раньше времени, она выживает в мире, который нам может показаться еще более ограниченным, нежели наше существование. Объективно это обусловлено отсутствием земной атмосферы. И гравитацией в 1/6 от земной. Джазмин – та, кто она есть. Я читала и не могла не отметить параллели с «Луной – жестокой хозяйкой» Хайнлайна. И смачный такой пендель в сторону педо-темы у Вейера. В любых условиях у детей должно быть детство и они должны быть охраняемы от таких вот охотников до свежего мяса и тугих отверстий.

Еще автор пытается наполнить повествование шутками разного пошиба, скатываясь иногда в какую-то фигню про многоразовый кондом, а иногда юмор выходит за рамки ситуационного и вполне приемлем и даже запоминается не из-за сортирности, прости-господи, а потому что он хорош, действительно хорош.

А еще Артемида хороша в описании общества, где держатся не за законы, а за систему «сдержек и противовесов», где люди стремятся к некой общей цели, потому что иначе всё накроется медным тазом (а на Луне алюминиевым), где на поверхности бескорыстность, а мотивируются люди всё-таки некой выгодой (пусть и нематериальной, ведь ты – это город, в котором ты живешь), где тебя хоть не в шлюз выкинут, но на Землю отправят – от гравитации страдать.

Сказать, что «Артемида» прям поселилась в сердце моём – не могу, но книга кинематографична, увлекательна и развлекательна. И весьма не глупа.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необходимо различать Артемиду и Марсианина. А я знаю, что все будут читать с оглядкой на Марсианина. Артемида — более «легкое», подростковое произведение. В то время как Марсианин вполне серьезный роман, умный роман Ну что тут скажешь.. young adult он и в Африке янг.. Ну это хороший такой янг)

Итак. Плюсы:

1. Интересный мир. Автор создал довольно интересную концепцию о жизни на Луне. Тема конечно стара как мир, но Вейер тут создал одну очень хорошую фишку. Прописал не только что жизнь на Луне вполне может существовать и бла-бла-бла, но и также описал проблемы, связанные с этим проживанием.

2. Роман достаточно активен. И эта активность помогает сглаживать недостатки романа. Попросту говоря, за счет скорости, острые углы сглаживаются

3. Герои. Да пусть тут понапихано всяких разных клише и штампов, но герои получились живыми. С ними клево и интересно. А о некоторых я скажу отдельно, пару слов ниже.

4. Понравился «начяльника«Артемиды. Классный, харизматичный вышел персонаж. Прямо больше всех она мне понравилось.

5. Понравился наниматель Джаз. Главным образом потому, что он показан как с плохой (хитрый и беспринципный деляга) так и с хорошей стороны (забота о дочери)

Минусы:

1. Тут наверное это не будет считаться за минусом, жанр тот, в котором это уже норма, но я все же скажу. Перед главной героиней, постоянно возникают разного рода сложности. И она эти сложности, одной левой решает. При этом, навыков особых у нее нет. Нет, конечно она дама талантливая и смекалистая, но должно же быть основа. Хоть пара строк о ее образовании и навыках. (ну, кроме, того что когда-то ее отец учил ее кое-чему, да и сама она нахваталась на улице опыта) Но все же этого мало. Вот оно, главное отличие от Марсианина. У того, были навыки, он прошел обучение и испытания, а тут такого нет. Были бы еще проблемы не такие сложные.. Я бы понял. А иуи

2. Многоразовый презерватив. Это пошло. Зачем автор это ввернул непонятно, но это пошло.)

8/10

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Артемиду» многие называют примером «синдрома второго романа», но всё ещё удивительнее: она выглядит местами, как первая юношеская повесть.

От сюжета типа «Афера: что могло пойти не так?» до диалогов, в которых речь сорокалетнего не отличается от слов двадцатилетней.

Порой Вейер кажется одержимым мыслью, что читатель потеряет нить сложного (на самом деле, нет) повествования: он по два-три-четыре раза повторяет одно и то же, как будто перевернув страницу, читатель забывает, указан ли адрес доставки груза, почему опасен открытый огонь в куполах Артемиды или что для горения нужен кислород.

Счёт некоторым повторениям идёт на десятки, например, когда речь заходит о лунной гравитации. Поначалу героиня так и вовсе бесконечно повторяет, что на Луне тяготение в шесть раз меньше земного. Рано или поздно у читателя проскользнёт злая мысль, что Вейер напоминает об этом самому себе, чтобы не ошибиться в описании происходящего.

Это не единственное странное ощущение, которое читателю уготовано. Есть и другое: будто имеешь дело с ученической работой.

Очень старательно Вейер выстраивает и проговаривает сюжет — в плохом смысле «старательно»: так, что это заметно. Он упоминает об опасности открытого огня, чтобы подготовить читателя к пожару через пять страниц. Старательно выдаёт героине давящее обстоятельство (чувство вины перед отцом). Вставляет тщательно отрепетированные и не нужные для сюжета сцены, чтобы показать характер второстепенных персонажей, особенно этим грешит начало книги. Выдаёт героине квестовые предметы, чтобы с их помощью немного погодя спасти мир. В итоге даже многоразовый презерватив выглядит намёком на будущие отношения персонажей.

Героиня всё время что-то объясняет: себе, людям, которые не хуже неё разбираются в происходящем, неведомому, подразумеваемому слушателю. Вейеру очень хочется поделиться мыслями о том, как будут устроены лунные города. И это действительно интересные мысли, но ему далеко не всегда удаётся органично вписать их в повествование.

Но хуже всего то, что здесь всё не совсем по-настоящему. История, рассказанная в «Артемиде», — как змея со сцеженным ядом; суровый и требовательный космос, не прощающий ошибок, — таков он и есть на самом деле, подыгрывает героине и её окружению.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Даже после того, как всё пошло «очень не так», в итоге никто не пострадал, потому что Вейеру не хватает смелости воздать героине по заслугам. Так же тщательно, как он выстраивал аферу и катастрофу, которой она обратилась, Вейер подвязывает все ниточки и затыкает все щели, объясняя, почему же в итоге все остались живы и относительно здоровы; как будто простукивает построенную конструкцию обстоятельств на предмет слабых мест (но всё равно забывает, например, что для пущей сентиментальности с десяток страниц назад упомянул о маленьком ребёнке). Даже когда героини почти грозит заслуженное возмездие, он достаёт тузишко, который с той же ученической старательностью готовил на протяжении всего текста.

Удивительный инфантилизм сквозит не только в том, что большинство людей здесь никак не несут ответственность за свои действия (наказание неизбежно только для тех, кто играет против героини и её товарищей), но и в том, какова суть и побудительные причины этих действий.

Когда герои, допустим, «Розы и червя» совершали идиотские поступки, у них хотя бы было оправдание (пусть оно и состояло в том, что они действительно немного идиоты с нашей точки зрения). У Джаз, которая за что не возьмётся, во всём хороша, и, видимо, вообще очень умна, такого оправдания нет. Она соглашается на крупную и по описанию очень опасную аферу за пять минут, даже не дав себя толком поуговаривать. Пускается во все тяжкие, не продумав возможные варианты развития событий. Не всегда последовательна и часто отвлекается на чьи-нибудь широкие плечи. В общем, проявляет все те качества, которыми мужчины так любят наделять женских персонажей.

«Артемида» — это довольно слабая писательская работа при очень хорошей проработке обстоятельств, сопутствующих сюжету. Всё, что Вейер пишет о возможном устройстве лунного города, интересно и логично. Но стоит ему завести речь о каких-то вещах, лежащих в стороне от сферы его компетенции, — от экономики до психологии, как текст тут же начинает напоминать робкие шаги котёнка по страшному миру соседней комнаты.

Разумеется, сюжет в итоге увлекает, как увлекают все сюжеты такого типа, он простой и во второй половине повести достаточно динамичный. И, наверное, есть два способа читать «Артемиду»: первый, и не лучший при её недостатках, — как серьёзную научную фантастику.

Мысль о втором приходит позже, когда вдруг догадываешься, что Вейер, сознательно или нет, брал за образец.

Если «Марсианин» был оммажем «Робинзону Крузо» и «Таинственному острову», то «Артемида» — смесь «Пятисот миллионов бегумы», приключений в духе Луи Буссенара и историй про Арсена Люпена.

Это тот самый наивный авантюрный роман для старшего школьного возраста, где герой сражается с опасностями и толстосумами, а в конце целует девушку. Только герой в духе времени — смуглая героиня (слегка «Мэри Сью»), а её любовный интерес — «ботаник» и изобретатель многоразового презерватива.

Если читать «Артемиду» с таким фокусом, то былое раздражение сменится умилением. И уже странно будет ругать повесть за наивность, инфантильность и беззубость.

«Артемида» — лёгкий юношеский роман о приключениях на Луне, ценный хорошо проработанным антуражем и достойно сработанной аферой. А каким будет третий роман Вейера, ещё посмотрим.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Волей неволей хочется сравнить новый роман Энди Вейера с «Марсианином». Сразу хочется отметить, что обилие технических деталей и подробностей в романе «Марсианин» смотрелись органично. А вот в новом романе они честно говоря мешают, так как темп произведения замедляется из-за чего откровенно начинает раздражать. Главная герой откровенно не вызывает симпатии. Я понимаю, что для автора психологическая часть персонажей не самая сильная сторона и поэтому надо быть немного снисходительнее. Но читая художественное произведение хочется сопереживать героям. Честно говоря второстепенные персонажи все на одно лицо, просто функции. В целом роман читается легко, но местами хромает.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх