Марина и Сергей Дяченко «Армагед-дом»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Роман-катастрофа | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) | Неопределённое место действия
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Стихийные бедствия, природные катаклизмы | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
Мир на пороховой бочке, и несколько раз за век эта бочка взрывается Апокалипсисом. Из моря выходят чудовища, звезда Полынь опрокидывается в реки, превращая воду в кровь, ангел трубит в трубу над пепелищами. Лишь загадочные Врата сумеют спасти живых, чтобы люди могли после катастрофы отстроить жизнь заново — если, конечно, успеют войти в эти Врата. Мир привык, потому что привыкают ко всему. Лгут депутаты, мудрствуют спецслужбы, защищаются диссертации, рождаются дети. И конечно же, выдаются спецпропуска во Врата.
Все как всегда, все как везде; регулярный, обыденный, ужасный Армагеддон, ставший для его обитателей Армагед-домом. Жизнь главной героини — тому порука.
И тем не менее...
Журнальный вариант // Радуга, 1999, №7 – стр.24-107, №8 – стр. 32-110
Книжное издание — 2000 г.
Существует вольное продолжение — рассказ Аллы Френклах «Экскурсия» (2019).
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 390
Активный словарный запас: высокий (3091 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Бронзовая Улитка, 2001 // Крупная форма | |
лауреат |
Сигма-Ф, 2001 // Крупная форма, романы | |
лауреат |
Серебряная стрела, 2013 // Апокалипсис века |
Номинации на премии:
номинант |
Мраморный фавн, 1999 // Роман | |
номинант |
Странник, 2001 // Крупная форма | |
номинант |
АБС-премия, 2001 // Художественное произведение | |
номинант |
Мечи, 2001 // Лунный Меч | |
номинант |
Урания, 2001 // Большая Урания (роман) | |
номинант |
Интерпресскон, 2001 // Крупная форма (роман) |
- /языки:
- русский (9), украинский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (10), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Савицкий (1), Е. Якименко (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ivan2543, 7 сентября 2010 г.
Первый раз прочитал три с половиной года назад, еще учась в университете, перечитал на днях. Пожалуй, наиболее яркий образец социальной фантастики и одна из лучших у Дяченко. Для меня лично – вторая после «Шрама».
О чем, собственно, эта книга? Думается мне, о том, что политические методы решения глобальных нравственных проблем тщетны. Политик мыслит общими категориями, и не видит за лесом деревьев.
Демократичное общество цикла, в котором родилась и выросла под угрозой всеобщей гибели погрузилось в анархический хаос, молодежные банды и тоталитарные секты стали самыми весомыми силами в обществе. И как результат – давка, бойня, гибель сотен людей, когда отрылись Ворота.
Примерному мальчику Рысюку пришла в голову идея – вымуштровать людей так, чтобы они в любое время могли бы организованно эвакуироваться. Рысюк – типичный пример инициативного, хитрого, но не умного человека, зубрилы и карьериста. Вырос он, стал журналистом – и твердо решил воплотить замысел. Вот только не все любят жить по линейке. Да и власть предержащие не спешили разделять судьбу подопечных. И вот результат – разучившиеся думать, запуганное и безвольное население и преждевременный «апокалипсис». Тысячи жертв вместо сотен, еще больший кошмар.
Многим показалось, что главная героиня, Лида, претендует на какую-то необычность и неординарность. Ничуть. Сила этого образа – именно в типичности. Она совершенно обычный человек в совершенно безумном мире. Боится и впадает в депрессию в преддверии первого «апокалипсиса», влюбляется в харизматичного и честного депутата Зарудного. И так же, как в душе каждого, в ее душе поднимается стихийный протест против бесчеловечной муштры. Как большинство людей, протестует против всего и вся, пока молода, и думает только о себе, как только у нее появляется то, что она может потерять – родной сын. Она самый обычный обыватель, не лучший и не худший человек в своем мире. Герои есть другие – депутат Зарудный, Максимов, инженер Костя, сын Лиды Андрей; антигерой — Рысюк. А Лида – дитя своего мира.
Нет «человечества», но есть люди, и каждый в ответе за свои поступки. А если нет – тогда нет смысла осуждать организаторов «апокалипсиса», устраивавших грандиозную прополку, обращаясь с людьми, как с травой.
В романе мне лично не понравилась одна мелочь. Регулярно повторяющиеся катастрофы называются словом «апокалипсис». По сути, это безобидное греческое слово, означающее «откровение» уже давно превратилось в поп-культуре в синоним «конца света», но тем не менее употребление его в таком значении на страницах серьезного произведения коробит.
Итог: по моему мнению – вторая после «Шрама» у Дяченко книга. Эту планку им преодолеть пока не удалось (хотя «Vita Nostra» претендует). Одна из лучших вещей в отечественной социальной фантастике.
biohazard, 17 мая 2010 г.
Роман я слушал. А это несколько отличается от привычного бумажного чтения. Отдельное спасибо человеку, с любовью озвучившему текст.
А теперь по содержанию.
Впечатляющий социальный эксперимент, на фоне которого показана жизнь главной героини. И как в обычной (не придуманной, нашей с вами) жизни, в ней есть линии, приведшие в никуда, есть радости, горе, любовь и разлука. Стремления, победы и крахи. И человеческая усталость.
Данную вещь, слава богу, нельзя отнести к научной фантастике, но предпосылки имеются. Причины апокалипсисов так и не раскрыты, хотя главная героиня и посвятила этому какую-то часть своей жизни. Да знать причины и не нужно. Это не главное в романе.
Главное — как обстоятельства и устройство собственной жизни способны нас изменить? На что мы готовы, какие апокалипсисы можем сами сотворить, дабы достигнуть желаемой цели? Скольких надо оттолкнуть, чтобы выжить самим? И сможем ли мы сами, хватит ли у нас благородства оттолкнуть самого себя, чтобы выжили другие?
Невнятная мысль об избранности Андрея, сына гг, так и осталась невнятной, не сделав роман дешевым. Вопросы так и останутся риторическими. Ответы на них должен определить каждый сам для себя. И никто другой.
eollin6, 7 апреля 2012 г.
Ну вот не смог промолчать. А может и следовало, ибо «мысль высказанная есть ложь». Но — не получилось. В основном из-за последнего (перед моим) отзыва. С автором которого я, при всем уважении, в корне не согласен. Почему? А потому, что мой друг -режиссер Дима Орлов (зихроно ле браха) постоянно мне говорил одно и то же: «Не считайте патроны в вестерне». Я с ним спорил... пока он был жив. А теперь не спорю. Потому что он меня убедил.
Так вот. Белковые молекулы в организмах космонавтов, летящих с околосветовой скоростью, по идее, должны сломаться. Ведь из-за релятивистских эффектов масса молекулы возрастает многократно! И что, этот факт зачеркивает чудесные рассказы Стругацких о Быкове и Горбовском, о других звездолетчиках? Ничего подобного. Мне, как читателю, глубоко до лампы — что случиться при нуль-переходе, при изменении размерности пространства и его физических свойств. Потому что меня в первую очередь интересует не достоверность научных фактов (для этого есть учебники), а достоверность персонажей. Правда их характеров и их поступков в описанных автором условиях. Именно герои заставляют меня волноваться, радоваться, плакать, возмущаться... и именно ради героев я читаю фантастику, да и другую литературу. Если при этом у автора безукоризненно и логично прописан мир, это приятный бонус. Но не более. Я — человек. И мне прежде всего интересны — люди. И будь хоть тысячу раз точно описан в научной литературе какой-нибудь синхрофазотрон, он мне будет глубоко до лампочки, пока я не посмотрю «Девять дней одного года». Пока кишками не прочувствую трагизм и героизм тех, что работает на этой здоровенной дуре. И Дьяченки как раз идеально умеют выписывать своих героев. В них веришь. Принимаешь со всеми их достоинствами и недостатками. В жутком, нелогичном, вывернутом тыщу раз наизнанку мире Армагеддома живут и страдают, борются и любят живые люди. И их боль — моя боль. Их горе — мое. И их надежда — моя. Поэтому я ставлю этой книге высший балл. Потому что лепить по своему образу и подобию живых людей умеют только боги.
LoveLife, 2 июня 2009 г.
«...Человечество, спешащее к «Воротам», подобно амебе. Простейшему существу. Реализуя инстинкт самосохранения, оно реагирует только на элементарные раздражители. Даже если кто-то сумеет сохранить в этой толпе трезвую голову и человеческий облик – он все равно не сможет ничего изменить, оставаясь в подавленном меньшинстве, подавленном и придавленном. Самое гуманное, что может сделать этот смельчак, — дать затоптать себя, чтобы самому не топтать других…»
Рысюк, а это именно его слова, оказался прав. Толпа – это сила, которой нельзя противостоять. Образовавшаяся из сходных или идентичных эмоций и импульсов, вызванных одним и тем же стимулом, толпа не обладает установленными организационными нормами, она не знает никаких моральных норм. В толпе проявляется примитивные, но сильные импульсы и эмоции, не сдерживаемые никакими этическими или организационными нормами. Один человек не способен противостоять толпе. Для этого ему нужно оружие сильнее – такая же толпа. Такая же неудержимая, управляемая только желанием и целью.
Я не знаю как, но авторы смогли создать такую атмосферу, что я даже поверил в этот нереальный, несуществующий мир. Я смог почувствовать все то, что чувствовала Лида.
Сначала я не мог понять Лидиных поступков. А потом осознал. Я не знаю, как это описать словами. Это нужно прочесть и понять. Вы уж меня простите.
Этот роман напомнил мне знаменитый фильм «День сурка». В книге все повторяется точно так же. Только если там изо дня в день, то тут от цикла к циклу. Апокалипсис. Восстановление разрушенного и потерянного. Снова Апокалипсис... И снова восстановление…
Все-таки не зря Армагед-дом является одним из сильнейших произведений данных авторов. Браво!
Papyrus, 14 мая 2009 г.
Каждому из нас в жизни приходилось делать выбор. И как же трудно бывает его сделать, понимая, что ты не владеешь всей информацией, что с самыми лучшими намерениями ты можешь нанести огромный вред. Или сделать выбор, зная, что идеального решения нет, и в любом варианте будут несправедливо обойдённые и обиженные.
Кажется, эта тема выбора присутствует во всех романах Дяченко. И силой своего таланта они вовлекают нас, читателей, в этот процесс, мы не просто наблюдаем за переживаниями героев, а примеряем их выбор на себя.
Авторы как всегда лаконичны и сдержанны, избегая как излишнего накручивания фантастического антуража, так и неоправданного украшательства текста. Цикличность «концов света», порталы, дальфины-глефы – всё работает на сюжет, создаёт и формирует его, а не присутствует для создания фантастических декораций.
«Чудо, тайна, достоверность» – такую формулу фантастики я встретил у Стругацких, и таков и этот удивительный роман Дяченко.
antkir, 4 октября 2008 г.
Вот она какая — жизнь!
Великолепно, но в стиле Дяченко — никаких прямых ответов и легких путей. Книга о жизни, о жизненных ценностях, о всеобъемлюющей философии. И все это подается в легком стиле с маааленьким фантастическим допущением, который позволяет разделить жизненные этапы и сделать мир таким уникальным и интригующим.
Очень сильный роман на ровне с вита ностра, но как иногда хочется получить чуть больше ответов :)
v_by, 18 марта 2006 г.
Этот беспросветный мир получился удивительно правдивым, вот что поражает. И атмосфера событий тут уже пост-советская, абсурдно-загадочная.
Хотя, почему беспросветный? Спаслись, преодолели очередной Страшный Суд — и снова 22 года (или сколько там) нормальной человеческой жизни. Что нам Суд, если есть возможность обойти его.
Вообще-то это роман о женщине, на долю которой много чего выпало. Мир был вынужден выпустить её из своего круговорота. Но, вместе с тем, там много социальных параллелей. Основная идея, разные интересные детали, все что-то очень напоминает. Взяли наше общество и загрузили в мельницу.
Slad-Ko, 27 декабря 2012 г.
Так неожиданно, во время всеобщей истерии по поводу стремительно надвигающегося армагеддона, я познакомилась с творчеством Дьяченок.
Во-многом, наверное, эта истерия сыграла роль для того особого отношения, что возникло у меня к книге. Но ведь дело явно не только в этом.
Дело в том, что авторы ужасно проникновенно передали ощущение безысходности, которым веет в ожидании очередного конца света. Дело в том, что героиня — такая... обычная... сначала девушка, потом женщина, потом старуха — она НЕ ГЕРОЙ, не гений, не красавица, не обладает супер-пупер развитым каким-то там искусством. Она такая же, как я. И наблюдая за её взрослением, становлением, я понимаю причины поступков. Они не высосаны из пальца ради развития сюжета — они взяты из жизни, пусть даже из жизни, где нет регулярных «мрыг».
Отдельное спасибо авторам за «дальфинов». Первую четверть книги проскакивала это слово как «дельфины», и когда осознала, что ошиблась была приятно удивлена. Хорошее слово авторы подобрали, выразительное даже.
И самая большая моя благодарность авторам за финал. Боялась, до последнего боялась, что скатятся они в объясниловки, что подведут нелепую теоретическую базу, которая разрушит всё очарование. Но нет, они удержались на грани. Намекнули, мол есть у нас кое-какие теории, да и вроде как именно они сработали... Или не они? Или не сработали? Или армагед-дом снова наступит?... Вряд ли конечно, но кто их знает...
Есть, есть конечно в романе линии на мой взгляд недоработанные, брошенные на полпути, но чего уж тут скажешь — мрыга. Многое остаётся в прошлом. А новый цикл — новая жизнь!
P.S. А на обложке от Олма-Пресс люто-бешенный спойлер.
LAN, 22 марта 2008 г.
Оригинальная, очень хорошо сделанная история о мире, в котором регулярно повторяется «конец света», о людях, живущих в этом мире и многократно переживающих этот «конец», о разных социальных моделях общества, создаваемых этими людьми... Роман о большом мире и о маленьком человеке из этого мира... Роман о том, что может сделать этот человек, чтобы изменить этот мир...
Как всегда у Дяченко — прекрасный язык, превосходно построенный сюжет, великолепный образ главного героя (на этот раз — героини). Мое мнение — «Армагед-дом» наряду с «Пандемом» — вершина современной социальной русскоязычной фантастики.
Antarktida, 13 июня 2007 г.
Начинаешь читать и не узнаешь супругов Дяченко – начало тяжеловато, давит, без конца чувствуется ощущение безнадежности, отчаяния, да настолько, что у меня возникли мысли не читать это перед сном во избежание бессонницы. Далее ситуация проясняется, становится светлее. Стиль как всегда на высоком уровне. Герои неоднозначны, но понятны. К концу книги опять появляется что-то гнетущее. В целом очень серьезная книга, которая вызывает только восхищение. Фантастических элементов здесь немного, но они все важны.
loki1969, 26 марта 2009 г.
Ну никак не могу понять тех,кто пишет,что книга нудная и затянута.Ребята,вас что из под палки её читать заставляли?Дяченки не пишут боевики!Они пишут социальную фантастику,заставляющую думать.
JenDo, 19 августа 2019 г.
Знаете, когда тебе нравится творчество определенного автора, очень трудно сказать, какая книга — любимая, или больше всего понравилась.
Творчество Марины и Сергея мне нравится очень сильно. Я читал пока еще далеко не всё, но из прочитанного — ни одной слабой вещи.
Но эта книга — все же особенная. Так случилось, что именно с нее я начал по настоящему знакомиться с авторами. Перед этим читал только рассказ в сборнике (который кстати мне тоже очень понравился и сподвиг меня на поиски других произведений)
Для меня это маленький шедевр с большой буквы. В этой книге я нашел все, что на момент прочтения могло меня зацепить, подкупить, пробить на эмоции. Прекрасная книга. Да, некоторые видят ее мрачной, грустной, печальной, и даже пугающей. Но я уверен — равнодушным точно никто не останется после прочтения.
Оценка — 10.
Kamima, 12 мая 2008 г.
Жаль... Дяченки очередной раз повесили на читателя неразрешенную загадку. Одна из самых интересных линий сюжета осталась висеть в воздухе, и только старая женщина, сидя на детском одеялке, смотрит в даль, пытаясь решить загадку «Ворот» вместе с нами...
А Лидка такая, какая она есть. Как любая взрослеющая девчонка... Ну кто из нас не попадал по молодости в неприятности, кто не становился перед выбором. Для меня вообще не вопрос — буду спасать своего ребёнка любой ценой. Возможно многие видят в героине самих себя, и потому зрелище не совсем лицеприятное...:frown::wink:
solank, 26 февраля 2021 г.
Книга заставила остро прочувствовать чувства и драму человека, что в подобной степени бывает редко. Что-то меняется внутри после такого. Ставлю максимально возможный балл.
nerry, 1 марта 2008 г.
Сильная книга, и снова много психологии, человеческих проблем. Длинный путь героини через собственные страхи, сомнения, тяжелая в эмоциональном плане книга. Много психологии общества и масс, кроме того. Тяжело в общем, но конец позитивный, что радует.