fantlab ru

Борис Стругацкий ««Хромая судьба»»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.95
Оценок:
21
Моя оценка:
-

подробнее

«Хромая судьба»

Отрывок

Аннотация:

История создания этого романа сложна. Идея появилась ещё в начале 70-х, однако к реализации приступили спустя десятилетие.

Когда была готова линия писателя Сорокина, остро встал вопрос о «романе в романе» — о том, что станет вводным текстом, произведением, которое пишет Сорокин. Написать какие-либо отрывки никак не получалось, и решено было включить в роман главы из другого романа — «Град обреченный». Позже эти главы заменены были на другое произведение авторов, тоже написанное «в стол» — повесть «Гадкие лебеди».

Входит в:



Собрание сочинений. Том восьмой
2001 г.
Комментарии к пройденному
2003 г.
Собрание сочинений. Том восьмой
2004 г.
Хромая судьба
2004 г.
Собрание сочинений. Том восьмой
2009 г.
Собрание сочинений. Том восьмой
2009 г.
Собрание сочинений. Том восьмой
2011 г.
Комментарии к пройденному
2018 г.
1979-1984. Жук в муравейнике. Хромая судьба. Волны гасят ветер
2019 г.
1979-1984. Жук в муравейнике. Хромая судьба. Волны гасят ветер
2019 г.
Комментарии к пройденному
2022 г.

Периодика:

Если № 3, март 1999
1999 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

А мы продолжаем читать «Комментарии к пройденному» — книгу воспоминаний Бориса Стругацкого. Вот и дошла очередь до истории создания романа «Хромая судьба».

Здесь вот уместно именно это слово — создание, потому что лишь написанием дело не ограничилось.

Идея романа появилась ещё в начале 70-х, к реализации приступили десять лет спустя. Написали линию Сорокина, после чего перед авторами остро и насущно встал вопрос о «романе в романе» — о том произведении, которое будет включено в основной текст в качестве произведения, которое пишет Сорокин. Вполне логичным шагом было включить главы из «Града обреченного» — ведь этот роман тоже был написан, что называется, в стол. Вместить текст «Града» полностью явно не получалось — ведь тогда включённое произведение было бы существенно больше основного текста по объёму. К тому же, отдельные главы (самое начало) как бы не содержали в себе чего-то такого «непроходимого». Собственно, так появился первый вариант ХС.

Позже авторы заменили «Град» на полный текст другого своего произведения, так же написанного «в стол» — на повесть «Гадкие лебеди». В своё время «Лебедей» никто из советских издателей не взял, зато без ведома авторов повесть опубликовали на Западе. Соответственно, после этого никакие кромсания не смогли бы дать хоть малейший шанс на легальную публикацию в СССР.

Во второй половине 80-х же это стало возможно. Роман вышел на родине и никакого скандала не вызвал. По мнению БНС, публикация вообще никем особо замечена не была. Вообще, тут вот он совсем интересно пишет: мол, наступили новые времена, которые требовали новой литературы — литературы свободы, и литература эта, в общем-то, не появилась до сих пор.

Очень интересное суждения. Наводит на некоторые размышления. На все сто согласиться, право, трудно. Однако я бы несколько перефразировал — в том плане что потребность на такую литературу свободы так и осталась неудовлетворённой. Ключевое здесь — именно литература, ибо в потоке том мутном свободы-то было как раз, наверное, и достаточно, однако литература — именно литература — так, похоже, создана и не была. Причём, до сих наших пор.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх