fantlab ru

Герберт Уэллс «Человек-невидимка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.38
Оценок:
4346
Моя оценка:
-

подробнее

Человек-невидимка

The Invisible Man

Другие названия: Невидимка; Невидимый; Невидимый человек

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 293
Аннотация:

Невидимость возможна! Только став невидимкой, можно столкнуться с трудностями. А если невидимым станет человек такой, как Гриффин — помешанный эгоист, желающий установить свою диктатуру, то это сулит обществу серьёзные проблемы.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В 1954 году перевод Д. Вейса впервые был издан под редакцией Норы Галь. С тех пор в основном именно этот вариант и публикуется, но в самих книгах это может быть указано по разному — и как перевод Н. Галь и как перевод Д. Вейса — без упоминания о редактуре.

В 1975 году Нижне-тагильский драмтеатр поставил пьесу по мотивам романа.



В произведение входит:


8.83 (23)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006

Экранизации:

«Человек-невидимка» / «The Invisible Man» 1933, США, реж: Джеймс Уэйл

«Месть человека-невидимки» / «The Invisible Man's Revenge» 1944, США, реж: Форд Биби

«Человек-невидимка» 1977, СССР, реж: Глеб Селянин

«Человек-невидимка» 1984, СССР, реж: Александр Захаров

«Человек-невидимка» / «The Invisible Man» 1984, Великобритания, реж: Брайан Лайтхил

«Человек-невидимка» / «The Invisible Man» 2020, Австралия, США, Канада, Великобритания, реж: Ли Уоннелл



Похожие произведения:

 

 


Невидимка. Островъ доктора Моро
1901 г.
Невидимый
1901 г.
Человек-невидимка
1909 г.
Невидимка. Бог динамо. Афёра со страусами
1910 г.
Человек-невидимка
1921 г.
Невидимка
1922 г.
Невидимка
1923 г.
Невидимка
1927 г.
Невидимка
1928 г.
Собрание сочинений. Книга 13 (2)
1930 г.
Собрание сочинений. Книга 14
1930 г.
Человек-невидимка
1930 г.
Фантастика
1935 г.
Человек-невидимка
1936 г.
Человек-невидимка
1940 г.
Повести и рассказы
1945 г.
Человек-невидимка
1954 г.
Человек-невидимка
1955 г.
Герберт Уэллс. Избранные научно-фантастические произведения в трех томах. Том 2
1956 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1956 г.
Повести и рассказы
1956 г.
Человек- невидимка
1956 г.
Человек-невидимка
1956 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1957 г.
Избранное
1959 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 1
1964 г.
Фантастика и путешествия. Том 2
1965 г.
Человек - невидимка. Рассказы.
1966 г.
Человек-невидимка. Машина времени.
1969 г.
Машина времени. Остров доктора Моро. Человек - невидимка. Война миров
1972 г.
Человек-невидимка
1977 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы.
1977 г.
Человек-невидимка. Война миров. Первые люди на Луне
1978 г.
Избранные произведения
1979 г.
Фантастические произведения
1979 г.
Человек-невидимка
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек - невидимка
1980 г.
Фантастические романы
1981 г.
Человек-невидимка. Машина времени. Рассказы
1982 г.
Избранные произведения
1983 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1983 г.
Фантастические произведения
1983 г.
Фантастические произведения
1983 г.
Человек-невидимка
1983 г.
Избранные произведения
1985 г.
Человек-невидимка. Машина времени
1985 г.
Война миров
1986 г.
Машина времени
1988 г.
Машина времени
1989 г.
Фантастические произведения
1989 г.
Фантастика. Книга первая
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1991 г.
Машина времени. Остров доктора Моро. Человек-невидимка
1992 г.
Человек-невидимка
1992 г.
Остров доктора Моро
1993 г.
Человек-невидимка
1993 г.
Собрание фантастических романов и рассказов. Том 2. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1994 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Остров доктора Моро
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 2
1996 г.
Фантастические произведения
1998 г.
Человек - невидимка
1998 г.
Человек-невидимка
1998 г.
Человек-невидимка
2001 г.
Герберт Уэллс. Собрание сочинений в 12 томах. Том 4. Человек-невидимка. В ожидании
2002 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2002 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2004 г.
Человек-невидимка
2004 г.
Человек-невидимка
2004 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2005 г.
Человек-невидимка
2005 г.
Человек-невидимка. Война миров
2006 г.
Человек-невидимка. Машина времени. Остров доктора Моро
2006 г.
Человек-невидимка
2007 г.
Человек-невидимка
2007 г.
Английский язык с Г. Уэллсом. Человек-невидимка / The Invisible Man
2008 г.
Человек-невидимка
2008 г.
Человек-невидимка
2009 г.
Человек-невидимка
2009 г.
Война миров
2010 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2010 г.
Фантастика в одном томе
2010 г.
Человек-невидимка
2010 г.
Собрание сочинений в одном томе. Фантастика
2010 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
2010 г.
Человек-невидимка
2010 г.
Человек-невидимка
2010 г.
Человек-невидимка
2011 г.
Вселенная фантастики
2011 г.
Война миров
2014 г.
Сборник фантастики. Золотой фонд
2015 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2015 г.
Человек-невидимка
2016 г.
Человек-невидимка. Война миров
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Война миров
2017 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Человек-невидимка. Чудесное посещение
2017 г.
Человек-невидимка. Война миров
2018 г.
Человек-невидимка
2018 г.
Человек-невидимка
2018 г.
Война миров и другие романы
2018 г.
Человек-невидимка
2018 г.
Человек-невидимка
2018 г.
Человек-невидимка. Война миров
2018 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров
2018 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 1
2019 г.
Человек-невидимка. Чудесное посещение
2019 г.
Машина времени. Остров доктора Моро. Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка. Машина времени
2019 г.
Человек-невидимка. Машина времени
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Остров доктора Моро. Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Война миров. Машина времени. Человек-невидимка. Остров доктора Моро
2019 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка / The Invisible Man + аудиоприложение
2020 г.
Человек-невидимка
2020 г.
Человек-невидимка
2020 г.
Война миров. Человек-невидимка
2021 г.
Человек-невидимка. Война миров. Машина времени. Остров доктора Моро
2021 г.
Война миров. Человек-невидимка
2022 г.
Человек-невидимка
2022 г.
Лучшие романы
2022 г.
Человек-невидимка
2022 г.
Война миров. Человек-невидимка
2023 г.

Периодика:

Мир приключений 1910`6
1910 г.
Мир приключений 1910. Книга 5
1910 г.
Мир приключений 1910`7
1910 г.
«Школьная роман-газета», 1/2000
2000 г.

Аудиокниги:

Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2004 г.
Лучшие романы
2005 г.
Человек-невидимка
2005 г.
Человек-невидимка. Волшебная лавка
2005 г.
Лень читать. Часть 2
2006 г.
Театр у микрофона. Часть 2
2006 г.
Человек-невидимка
2008 г.
Библиотека приключений. Выпуск 3
2009 г.
Герберт Уэллс. Рассказы и романы
2017 г.
Герберт Уэллс. Собрание сочинений
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Invisible Man
1897 г.
(английский)
The Invisible Man
1955 г.
(английский)
Անտեսանելի Մարդը
1959 г.
(армянский)
Війна світів
1977 г.
(украинский)
The Time Machine. The Invisible Man. Short Stories. Essays
1981 г.
(английский)
Nematomas žmogus
1986 г.
(литовский)
Галәмнәр сугышы
1987 г.
(татарский)
Вайна сусветаў. Чалавек-невідзімка. Пярсцёнак Лёвеншольдаў
1997 г.
(белорусский)
The Invisible Man: A Grotesque Romance: A Critical Text of the 1897 New York First Edition, with an Introduction and Appendices
1998 г.
(английский)
The Invisible Man
2001 г.
(английский)
The Invisible Man
2005 г.
(английский)
The Invisible Man. The Time Machine
2005 г.
(английский)
Невидимець
2006 г.
(украинский)
The Invisible Man
2008 г.
(английский)
Человек-невидимка / The Invisible Man
2013 г.
(английский)
Кентервильское привидение. Человек-невидимка. Уровень 3 / The Canterville Ghost: The Invisible Man
2015 г.
(английский)
Невидимець. Машина часу.
2015 г.
(украинский)
Невидимець
2016 г.
(украинский)
The Invisible Man
2017 г.
(английский)
The Invisible Man
2019 г.
(английский)
The Invisible Man
2020 г.
(английский)
Человек-невидимка
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

С тем, что некоторые романы Уэллса стали фундаментом для целых направлений фантастики, не поспоришь. С этой точки зрения «Человек-невидимка» воспринимается немного легкомысленно, ну вроде как приличный развлекательный роман, ещё можно косвенно привязать его к формированию тематики супергероев и их противников. Конечно, читать эту книгу в качестве простого развлечения можно, но меня заинтересовал тот факт, что в данном произведении при внимательном прочтении обнаруживается двойное дно. С первым смысловым планом всё ясно — приключения и фантастика, но также, на мой взгляд, эту книгу можно рассматривать в качестве наглядного пособия для тех, кто занимается составлением компроматов, подвизается на поприще государственной пропаганды. По явному смыслу текста Невидимка — герой строго отрицательный, если же разобраться, то это изначальная жертва, человек гуманный, доверчивый и легкоранимый, из него сделали монстра уже постфактум те, кому это больше всего было выгодно.

Повествование начинается с появления в провинциальном Айпинге, что в Западном Сассексе, странного незнакомца, плотно закутанного в темный плащ, скрывающего лицо под слоем бинтов и за очками-консервами. Чужак поселился в местной таверне, внёс щедрую плату и занимается некими научными изысканиями. Постоялец ведёт нелюдимый образ жизни, в общении с окружающими груб и вспыльчив, категорически не идет на дружеский контакт, чем вызывает подозрение провинциалов. Личность таинственного незнакомца быстро обрастает досужими слухами, утверждают что он беглый преступник или же жертва какой-то страшной аварии, но истины до поры никто не знает. Однако, шила в мешке не утаишь и то, что этот человек скрывает под толстым слоем плотных бинтов в скором времени будет явлено окружающим. Их реакцию предугадать несложно, ведь мы боимся всего, чего не можем объяснить, всех, кто хоть в чём-то отличается от нас, и чем менее образованны люди, тем больше они подвержены этому недостатку.

Вот, если коротко, отправная точка развития сюжета. В целом, произведение читается легко, язык повествования приятный, не выглядит архаичным. Начало романа кажется немного затянутым, автор переборщил с нагнетанием таинственности, но после неизбежной демаскировки главного героя динамика выходит на достойный уровень и далее устойчивый интерес уже не снижается. Стоит отметить приятный юмор Уэллса, его не так много, но он всегда к месту. Автор не выдавливает из себя шутки, не пытается рассмешить читателя банальными гэгами, но если по ходу написания в его голове рождается острота, то она тут же находит своё применение в тексте и приходится к месту. Важно отметить, что повествование ведется от лица безымянного рассказчика, который не тождествен автору. Нарратор пытается собрать воедино все показания очевидцев, причастных к появлению Невидимки и выстроить из них логичную картину произошедших событий. Один только этот факт говорит нам о том, что слепо верить рассказчику нельзя, если он и не ставит целью обмануть читателя, то может сам являться жертвой дезинформации свидетелей, преследующих какие-то свои интересы.

Если довериться рассказчику, то Невидимка предстанет перед нами в крайне нелицеприятном свете — это полнейший психопат с манией величия без жалости идущий по трупам к своей безумной цели. На деле всё совсем не так и сейчас поясню почему. На своём пути Невидимка не встречает положительных персонажей — в лучшем случае это недалекие обыватели, привыкшие сначала бить, а потом думать, в худшем — коварные мерзавцы, готовые на любую подлость для собственной выгоды — примером тому бродяга Марвел и доктор Кемп. Жители Айпинга — типичные обыватели со всем присущим набором суеверий, агрессией и страхом перед неведомым. Их воспоминания о Невидимке прошли траснформацию самооправдания — своё болезненное любопытство и самоуправство они объяснили плохим поведением Невидимки, сами в это поверили и убедили рассказчика. Воспоминания Марвела — типичные отмазки мелкого уголовника: «Я не я, гражданин начальник, он сам мне деньги в карманы пихал, а я только на стрёме и вообще, гад он.»

Но главный источник информации — доктор Кемп, бывший однокашник главного героя, к которому тот обратился за помощью в трудной ситуации. Подробную историю Невидимки мы вроде как узнаем от него самого, поэтому она кажется достоверной, но обратите внимание — рассказчик узнал эти факты из уст Кемпа! Не может человек, ищущий помощи, так картинно рисоваться мизантропом и преступником перед своим слушателем, как это делает главный герой. Кемп — сам ученый, он занимается исследованиями на дому, что подтверждает интерьер его кабинета. Как поступит такой человек без моральных принципов, узнав место нахождения открытия Невидимки? Вопрос риторический, этим и объясняется всё дальнейшее поведение Кемпа, его чрезмерная активность в преследовании главного героя, что даже полковник полиции посчитал предложенные им меры крутыми. В то же время Невидимка способен довериться каждому встречному незнакомцу, будь то Марвел или Кемп, не очень это вяжется с образом безумного маньяка.

Кому было выгодно представить главного героя в чёрных красках мы узнаем из эпилога, хотя это и так понятно. Сопоставив все известные факты, мы неизменно приходим к выводу, что очевидцы передают нам версию событий, выгодную для них. Хотя по косвенным свидетельствам рисуется совершенно иная картина. Повышенная враждебность Невидимки к Кемпу обусловлена его действиями, в то же время причинять вред случайным людям герой не желает, полковнику и полицейским он говорит: «Я с вами не ссорился» и только в порядке самозащиты, защищаясь, он может им повредить. Стоит отметить, что Уэллс был не только писателем, но также состоял в Фабианском обществе, активно интересовался политикой. В этом романе он показал как из жертвы можно сделать злодея. За аналогиями из истории далеко ходить не придется, для информационной войны хороши любые средства — чем нелепее и страшнее ложь, тем проще в неё верят. Так что на место Невидимки можно поставить любого, хоть Каддафи, хоть Бен Ладена, по вкусу.

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть что-то извращенно- притягательное в самой такой идее — пройти, невидимым для всех, через толпу людей, проникнуть в самые их сокровенные тайны и присутствовать при самых интимных, скрытых моментах, чтобы почувствовать Власть над жизнями, которые можешь сломать теперь единым словом или действием.

Помниться, меня еще в детстве, когда впервые читала этот роман, такая идея одновременно привлекала и пугала. Я представляла, как брожу невидимой среди знакомых, слушаю их разговоры, заглядываю через плечо, при этом понимая — вот это и есть та граница, которую никогда нельзя пересекать.

Судьба главного героя -ученого Гриффина, если задуматься, трагична и поучительна одновременно. Талант, растраченный на попытки доказать себе и людям свою значимость, человек, избравший не ту дорогу из-за жадности, мести и зависти. Так и колеблется отношение к герою — от жалости к нечастному безумцу, который внезапно оказался пленником собственного эксперимента, до отвращения к вору и убийце, исходящего злобой ко всем окружающим.

Вот он — исток целых направлений в литературе и кино, которые уже произвели для нас тысячи историй про гениальных безумцев, презирающих людей и готовых ради славы, богатства и власти на любые преступления. Но важно даже не это, а то, что Великий Фантаст уловил, как опасно это безумие, опасно той самой странной притягательностью, о которой я упоминала выше.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Концовка просто потрясает: прислужник Гриффина, мистер Морвел — трусливый, недалекий и жестокий — становится наследником невидимки, его ярым приверженцем и тратит все свое время на разгадку тайны, которая сулит власть и богатство...

Но, есть и еще кое-что, современное и грустное. По большей части, сегодня, чтобы стать невидимкой не нужны зелья или технологии: пройдитесь по улице и под равнодушными взглядами прохожих почувствуете себя прозрачней воздуха, зайдите в кабинет чиновника — и узнаете, что Вы меньше, чем ничто. Не поэтому ли мы, невидимки, столько времени и сил тратим на то, чтобы просто сообщить миру, что мы есть.

Оценка: 9
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу можно назвать идеальным фантастическим романом. В нем есть все, что должно быть: фантастическая гипотеза и ее реализация, погружение в творческий поиск гениального ученого, переживание вместе с ним — искания, неудачи, триумф, горечь и разочарование; помещение всего этого в человеческое общество (причем автор наделил его чертами, которые актуальны и для Англии начала 20 века, и ля России начала 21-го), исследование их взаимодействия. Причем все это идеально сбалансировано. Плюс к этому — увлекательный сюжет, яркие образы, точные детали и зарисовки, все, что необходимо для просто хорошей книги, не обязательно фантастической.

Из «Человека-невидимки» вырос целый жанр — «сумасшедший ученый, противопоставивший себя миру». Причем — редкий случай — основоположник сразу задал настолько высокую планку, что подавляющее большинство последователей дотянуться до нее не смогли.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Необыкновенно силен финал — тупой, недалекий лавочник разглядывает непонятные формулы и мечтает о всемогуществе. Необыкновенно емкий образ, исчерпывающе описывающий некоторые стороны взаимодействия общества и науки. Гениально!

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

В романе Г.Д. Уэллса «Человек-невидимка» впервые в истории искусства был показан тип злого гения, строение личности которого базируется на:

1) Гениальном интеллекте;

2) Жажде власти;

3) Психопатическом складе характера (Психопатия по истерическому типу);

4) Прогрессирующем цинизме;

5) Макиавеллисстических принципах в общественной деятельности.

Гриффин предстаёт в образе талантливого учёного,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
исследющего преломление света в зависимости от структуры тканей, но основная цель которого состояла не в научном открытии на благо общества, а в превращении себя в сверхчеловека.
Это моментально нашло отражение в его связях с обществом:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он украл деньги у отца, которые тот сам занял, и из-за этого инцидента отец покончил с собой. Гриффина это совершенно не смутило, и присутствие на похоронах отца он воспринял, как некую необходимость, «всеобщее лицемерие», которое только лишний раз отвлекало его от достижения поставленной цели (и тут же он забыл про простые человеческие ценности
: любовь и семья для него остались где-то в другой реальности). В дальнейшем, обретя полную невидимость,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он стал воспринимать окружающих его крестьян и трактирщиков, как рабов, обязанных во всём ему подчиняться. Если же этого не происходило, то Гриффин впадал в трудноконтроллируемый приступ ярости. К своему бывшему однокурснику Кэмпу он относился чуть более снисходительно, но всё равно в его голосе чувствовались менторские нотки.

Ощущение безнаказанности, вседозволенности, собственного превосходства — морального и физического — создало стойкую потребность в повелевании окружающим обществом. Возникает прямопропорциональная зависимость между жаждой власти и нарастающим цинизмом. Гриффин уже не задумывается о морально-нравственных аспектах воровства, грабежа и даже убийства. Иными словами, психическое восприятие человека выходит на новый уровень, когда он уже не ассоциирует себя со своим биологическим видом. Мир людей для него становится зеркальным отражением мира животных.

В романе очень тонко обыгрывается тема этого нового воприятия окружающего Гриффина мира — все люди ему представляются уродами или, в лучшем случае, неполноценными, чьим имуществом можно пренебрегать, а жизни их не намного ценее, чем жизнь бродячей кошки или собаки. И вдобавок, они неспособны оценить его гениальное изобретение, которое, в его понимании, должно поставить этих «юродивых» на колени перед Господином — то есть ним.

Вот он основной конфликт — какие метаморфозы (Уэллс вопринял этот вопрос буквально) произойдут с человеком, который получит доступ к власти? И какая это будет власть? Какими методами будет действовать человек для её достижения и какие средства использовать в зависимости от уровня этой самой власти? В понимании Гриффина неограниченная власть (а именно к ней он и смтремился изначально), а также пути к её достижению дают полный carte blanche... «Цель оправдывает средства.»

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек-невидимка Герберта Уэллса — это роман о жизни и творчестве ученого в мире. Сложное и глубокое произведение. Ставя вопрос, насколько общество готово к новому, показывает историю Гриффина, который хотел донести свое открытие до общества и получить признание. Но столкнулся с тем, что никто, ни простые обыватели, ни его коллега — доктор Кемп, не приняли его открытие.

В этом свете «невидимость» стала основным лейтмотивом произведения — ни самого ученого, ни результатов его трудов никто не замечал. Непонятый и отвергнутый обществом Гриффин пытался завоевать успех силой, но ему смогли дать отпор, благодаря несовершенству его положения. Ведь быть невидимым — значит быть одиноким. Так как Грифин не хотел делить ни с кем свое открытие, то в результате остался без поддержки. Впав в ярость, у него не было другого выхода, как погибнуть и унести все новое с собой.

Помимо этого автор решает много других вопросов: плата за необдуманные поступки, жажду славы и признания порой бывает высока. Место человека определяет его способность мыслить не только личностными категориями, но и социальными, общественными, политическими. Важно умение ученого не слепо стремиться к достижению желаемого результата, но и сохранить при этом человечность и осознание последствий открытия.

В довершение можно сказаь, что Уэллс дает нам понять, что каждый человек в душе и мыслях невидимка, и у каждого из нас свой выбор.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

С книгой захотелось познакомиться после того, как показали по телевидению шестисерийный фильм — думаю, самую достойную экранизацию. Мне тогда было лет десять, и наверное излишне говорить, как меня впечатлили вещи, движущиеся сами по себе, пустая одежда и — да, тот самый топор. Книга читалась на одном дыхании... Роман, в котором мне впервые было дано представление об оптике, о том, что предметы либо поглощают, либо отражают, либо преломляют свет. (В дальнейшем на уроках физики разъяснялось, почему человек-невидимка не мог бы видеть сам.)

Правда, перечитав «Человека-невидимку» теперь, скажу, что все-таки в фильме нагнали страху. На самом деле атмосфера книги, особенно первой половины, чем-то схожа с «Мертвыми душами», да простится мне такое сравнение. Таинственный незнакомец прибыл в небольшой городок и занимается странными делами. О нем ходят самые невероятные слухи. Тон авторов тоже похож — о местных жителях говорится с иронией: у Гоголя — с едкой, у Уэллса — с доброй. В конце концов планы загадочного гостя срываются...

Дальше, правда, у романов ничего общего. «Человек-невидимка» — классика все же НФ, а там свои задачи и методы. Как мы помним, в центре произведений того времени зачастую стоит Герой, личность выдающаяся. Иногда — Злодей, одержимый грандиозной идеей, которому противостоят честные, отважные люди. Гриффин, к сожалению, — не тот и не другой. Ни великих свершений, ни ужасных злодеяний, всех планов — «террор» в отдельно взятом городке, а сначала и вовсе мечта убраться в теплые страны. Даже если бы результат опыта не удалось повторить, можно было неплохо воспользоваться ситуацией, работая на правительство или какого-нибудь богача, а в свободное время продолжая исследования. При этом ни у кого уже не было бы сомнений в авторстве идеи... Но Гриффин, кажется, был прирожденным неудачником, так и не сумевшим пожать плоды своих стараний. Можно его пожалеть — нелегко, наверное, быть альбиносом, да и смерть он принял мучительную. Но в остальном — грубый и злобный тип, не знающий, чего хочет от людей и от жизни. Как он равнодушен к окружающим, так и его судьба не вызывает сочувствия.

Тем не менее, на историю можно посмотреть и иначе. Например, «судьба гения в безжалостном мире капитализма». В конце концов, всю жизнь человек нуждался, боялся, что славу его присвоит наглый карьерист, терпел лишения и все больше отчаивался, разочаровался в людях... Даже то, что Гриффин не стал предлагать свое открытие «сильным мира сего», говорит скорее в его пользу. Будь на его месте более адекватный человек, не такой мизантроп, вряд ли ему пришлось бы лучше. Поэтому роман, при всех забавных и остросюжетных моментах, довольно грустный.

Как бы то ни было, это классика. Мы говорим «невидимка», подразумеваем «Гриффин». Читать и знать необходимо.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

При прочтении этого романа Уэллса (что делал много — даже не могу назвать порядок числа — раз) я всегда обращал внимание прежде всего на конфликт Гриффина и социума. Социума, кстати говоря, довольно разнообразного, но в целом прописанного автором таким образом, что почти все его персонажи вызывают в той или иной степени неприязнь. Этот конфликт, конечно, и находится в центре произведения, придавая ему и драматизм, и местами довольно увлекательный «экшн».

И вот каково мое ви́дение этого конфликта. Безусловно, социум вызывает негативные эмоции. Многие из персонажей романа, с которыми приходится сталкиваться Гриффину, едва ли не отвратительны. Но я все равно на их стороне — по одной очень простой причине. Все они, конечно, плохие люди. Но люди. А Гриффин с его невидимостью в сочетании с несомненной психопатичностью — вообще не человек. Я не могу воспринимать его как человека. Это существо за гранью естества. О таких примерах подлинного зла можно прочитать рассуждение в прологе повести Артура Мейчена «Белый народ»: летающие камни, поющие розы (я не помню дословно, но суть именно такова).

Плохим людям в каких-то ситуациях можно сочувствовать. Тем, кто уже не человек — никогда. Сочувствие к Гриффину у меня появилось только после его гибели, когда к нему вернулся облик. Тогда он и стал снова человеком.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Может ли невидимый видеть?

Если бы Уэллс задал себе этот вопрос прежде, чем написать роман, изумительная история «Невидимки» никогда не была бы написана…

В самом деле, в этом пункте разрушается вся иллюзия могущества невидимого человека. Невидимый должен быть слеп!

Отчего герой романа невидим? Оттого, что все части его тела – в том числе и глаза – сделались прозрачными, и притом показатель их преломления равен показателю преломления воздуха.

Вспомним, в чем состоит роль глаза: его хрусталик, стекловидная влага и другие части преломляют лучи света так, что на сетчатой оболочке получается изображение внешних предметов. Но если преломляемость глаза и воздуха одинакова, то тем самым устраняется единственная причина, вызывающая преломление: переходя из одной среды в другую равной преломляемости, лучи не меняют своего направления, а потому и не могут собираться в одну точку. Лучи будут проходить через глаза невидимого человека совершенно беспрепятственно, не преломляясь и не задерживаясь в них, ввиду отсутствия пигмента, следовательно, они не могут вызвать в его сознании никакого образа.

Итак, невидимый человек не может ничего видеть. Все его преимущества оказываются для него бесполезными. Грозный претендент на власть бродил бы ощупью, прося милостыню, которой никто не мог бы ему подать, так как проситель невидим. Вместо могущественнейшего из смертных перед нами был бы беспомощный калека, обреченный на жалкое существование.» Яков Перельман, «Занимательная физика», том, ЕМНИП, первый.

Это в теории. На практике же...

На практике это второй роман Уэллса из прочитанных мной. У этого якобы научно-фантастического томика мощнейшее двойное дно — наше с вами общество, вертясь в котором, невидимый человек не питает особых иллюзий к своему могуществу. Ну да обо всём по порядку.

Он — гений и в то же время безумец, дошедший до ручки, изгой. Начав свои изыскания в области изучения оптических явлений и всего, что с ними связано, он очутился без поддержки в самом их начале и, дабы продолжать их, обобрал до нитки своего отца. Отец от нервного срыва умер, а Гриффин (имя невидимки) даже на похороны не пришёл. Стыдно даже как-то.

Далее исследованиям ставят палки в колеса различное сельское быдло, погодные условия и рельеф. Наш герой, ударяясь обо все подводные камни, всё же идёт на дальнейшие жертвы ради науки... В конце концов, единственный человек, у которого Гриффин надеялся найти понимание и поддержку, воткнул ему нож в спину и заявил в полицию. Вроде бы «из благих соображений» (садюга Гриффин предлагал ему стать на путь запугивания и террора, а белый, пушистый, добродетельный и сознательный д-р Кемп не мог такого допустить), но что-то как-то не особо верилось в благие намерения того, кому Гриффин излил душу. Counterterrorists win, Гриффин убит, а ещё один упитанный забулдыга, которого наш странствующий учёный всеми правдами и неправдами держал при себе, сграбастал его записи и сворованные бабки и открыл на последние бизнес, не особо, впрочем, отрицая, что не было бы счастья... и что Гриффин был гений: его записки-то он так и не расшифровал и унёс тайну невидимости с собой в гроб. Такие дела. Не зря к белым, пушистым, добродетельным и сознательным сердце почти никогда не лежит. А к таким вот Гриффинам — запросто. Повторюсь: гений, доведённый до отчаяния, изгнанный отовсюду, преданный и убитый... Остальные немалые достоинства текста даже как-то меркнут рядом с мастерски поднятыми в нём проблемами.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже второй раз подряд (после «Машины времени») я ловлю Уэллса на пессимистическом настроении по отношению к науке. В «Машине времени» главный герой отправляется в будущее, чтобы почерпнуть в нём те открытия и мудрости, что, как он считает, добилась наука и человечество, однако видит лишь мир дикарей. Нет, наука, всё-таки в определённый момент истории взяла верх над тьмой, узнаёт он позже, но длилось это недолго и привело к большему хаосу, к долгой-предолгой войне в мире, расколотым на два лагеря. Вот те достижения науки, что увидел наш путешественник во времени. И здесь мы видим изобретение и изобретателя. И если изобретение можно назвать гениальным, то изобретатель – боже мой, что это за человеческое создание?! По ходу всего романа, он вызывает то интерес, то жалость – но больше всего он вызывает отторжение, чуть ли не с самого начала представляясь типом неприятным. Преступления, эгоизм, вспышки гнева – а ведь это человек науки, как ни крути! Что это? Страх перед наукой? Осознание, что учёные тоже люди, а значит, среди них есть и эгоисты, и проходимцы, и даже преступники? И, должно быть, в те годы, когда наука начала набирать свой оборот, и масштаб будущих открытий казался поистине безграничным, подобная тревога была правомерна как никогда! И, кстати сказать, те условия работы, о которых рассказывал сам человек-невидимка, дураки-студенты с одной стороны и научные руководители готовые подсматривать, подслушивать и, в конце концов, присвоить все открытия себе с другой – в это я тоже, увы, готов верить, хотя это и не оправдывает тех преступлений, что совершил он сам. Никто не виноват в его бедах кроме него и ничто его не оправдывает. Просто открытие, эту мечту – а, кстати, что это за мечта? по ходу романа ни один человек не воспринял её как нечто для всего человечества, только для себя (как невидимка и Марвел), и даже благородный мистер Кемп видит в нёй нечто полезное для страны, но в целях явно военных! – сделал человек одарённый, но алчный, нервный, эгоистичный. И ведь такое может быть – к ужасу!

Вообще, «Человек-невидимка» роман довольно контрастный. Начинается он как нечто мистическое, даже детективное; погром в трактире «Кучер и пони» да и в самом городке кажется чем-то карикатурным, юмористическим; рассказ человека-невидимки застужает хладнокровностью и по-хорошему удивляет в моменте, когда мечта о невидимости сталкивается с трудностями практического пребывания в таком состоянии (и тут за невидимку начинаешь переживать!); а финальный акт (я бы назвал его «террор») действительно выглядит пугающе, и поневоле начинаешь думать: а что же может натворить такой человек с подобным даром – действительно принести хаос в город или даже в целую страну! А невидимку становится, в конце концов, жалко… Как становиться жалко никчёмного злого человека, когда он наконец-то получает своё наказание…

Хороший роман. Роман, который интересно читать даже сейчас – и в это время (спустя более чем сотню лет), и в этом возрасте (когда, увы, я уже не юн). А роман всё ещё остаётся хорошим и интересным – пусть даже «научная» сторона его хрупка сейчас и скорее сказочная, чем научная, но моральная, человеческая сторона вопроса по-прежнему жива. Да и чтение никак не назовёшь скучным.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если честно, до встречи с доктором Кемпом мне Невидимку было жалко. Его раздражительности я находила простое объяснение-человек устал и запутался, а тут всякие крестьяне под руку лезут...В общем, оправдывала, как могла. И даже когда он жестоко отнесся к этому бродяге-тоже жалела.

До тех пор, пока и с Кемпом(который, в общем-то, был человеком его круга) Гриффин не повел себя так же. А уж когда он рассказал свою историю...

В общем и целом, он сам виноват. Он сам сделал так, чтобы весь мир встал против него.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну зачем он поджег свою комнату?Ведь он не мог не понимать, что другие-вообще не мешавшие ему люди!-могли умереть. Или умерли. Не мог не понимать, как это ограбление ранит его отца. Уже тогда, на самых первых порах, у него руки были по локоть в крови. Случай с горбуном, опять же..Поэтому логично, что в итоге его убили..он был похож на затравленного и озлобленного волка. Он считал, что все против него, и в итоге так и получилось
.

В этом произведении почти нет положительных персонажей. Только доктор Кемп, но и то...если смотреть с позиции Невидимки-Кемп-плохой человек. Он предал его, фактически, он убил его.

А с другой стороны..как бы каждый из нас поступил на месте доктора Кемпа? Наверняка, так же.

Мне кажется, в этом произведении, кроме всего прочего, затронута еще и тема человеческого невежества.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Взять хоть Марвела-ну зачем ему эти книги? Он ведь ничего не понимает в них, но сам факт того, что он обладает такими ценными книгами, греет его самолюбие. И он совсем не задумывается о том, что, попади эти книги в менее озлобленные руки(к тому же Кемпу, например), они могли бы принести пользу всему человечеству. Но какое нам дело до человечества..

В общем, классика-она классика и есть. Конечно, десять.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатление от романа двоякое.

Уэллс – один из основоположников научной фантастики. Собственно, весь 20 век этот жанр во многом развивался на его идеях. Причем, как это обычно бывает, последние образцы жанра отличаются от своих прототипов как новейшие модели автомобилей от первых безлошадных экипажей. Что вовсе не отменяет таланта основоположника.

«Человек-невидимка» − один из шедевров Уэллса, идея которого эксплуатируется гораздо реже, чем машины времени и войны с инопланетянами. Сюжет более камерный. Задумка превосходна – сделать человека невидимым не с помощью магии, а исключительно благодаря научным разработкам. Как рассказчик писатель великолепен – очень увлекательно и ни в каком моменте не скучно.

Но вот сам сюжет разочаровал. Гениальная идея, очень интригующее начало с появившимся в трактире загадочным незнакомцем, закутанным с головы до пят. А дальше автор как будто не знал, что делать с персонажем. Обретя преимущество над прочими людьми, Гриффин не нашел своей способности иного применения, как молотить добропорядочных граждан направо и налево, пользуясь тем, что его не видно и что природа наградила его изрядной физической силой.

У главного героя несносный характер. Он отличается раздражительностью, эгоизмом и душевной черствостью. Конечно, бывают совершенно восхитительные злодеи, но это не тот случай: несмотря на громкие заявления об установлении в мире собственной тирании, Гриффин мелок и жалок. Впрочем, это касается и всех персонажей. Никто из них не интересен, даже доктор Кемп. Все они сливаются в безликую массу обывателей, которые просто отмахиваются от ударов, исходящих невесть откуда, а потом такой же толпой устраивают облаву.

С другой стороны, это история глубоко несчастного одинокого человека, который озлобился на весь мир. Гениальный ученый, который не хотел делиться своими открытиями, опасаясь, что их украдут. История с отцом явно написана для того, чтобы лишить читателя последних симпатий к главному герою. Ну и разгуливать голышом зимой – очень сомнительное удовольствие даже ради власти над окружающими. Чтобы стать властелином мира, недостаточно быть неуловимым вором и драчуном. Крах человека-невидимки был закономерен.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данному произведению я поставил 10, и сейчас я постараюсь объяснить почему.

Знаете, друзья, не смотря на то, что я не люблю фантастику в любых её отраслях, я решил прочесть данный роман (и другие его шедевры литературы такие как «Машина времени» и «Война миров»).

В этом, с моей точки зрения, необычном романе сэра Уэллса, я не увидел ничего фантастического.

Да, вы начнёте бить меня ногами и говорить, что я читал его между строк, на что я отвечу, что это не так.

Роман «Человек — Невидимка» был прочитан мною за 3 дня, причём на одном дыхании, и знаете, я больше увидел научного (не зря роман относят именно к научной фантастике), нежели фантастического. В данном случае, это описывается как и когда доктор Гриффин рассказывает о создании той самой невидимости.

Так же скажу, что читая главу за главой, мне было сложно оторваться от неё, ведь так и хотелось узнать чем всё закончится.

Но такой концовки я не ожидал. Да, не буду спорить, в определенных случаях, Гриффин поступает ужасно, но мне его было очень жаль. Он старался помочь себе в первую очередь и стать таким же, как его окружают. А так как против него пошёл весь город, у него не было другого выхода...

Опять же, прочитавшие эту книгу, могут сказать, что я несу нереальную чушь, (немного самокритики не помешает:)но я бы процентов на 99, поступил бы так же, пусть бы и знал исход событий заранее, но старался всё продумать до мелочей.

Для такого небольшого романа очень интересный сюжет, хорошее количество персонажей, одним словом, с первых строк ужасно затягивает. Вобщем, этот роман отличный для ознакомления с Гербертом Уэллсом.

P.S. Я бы сказал и больше, но чувствую, что будет ужасно много спойлеров.:)

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В детстве между сапогами-скороходами, скатертью-самобранкой, яблочком-на тарелочке и прочими волшебствами наших сказок я всегда выбирала для своих мечтаний шапку-невидимку. Видимо, это распространенное желание, так как герой повествования тоже решил стать невидимым. Вот только если с нашей шапкой всё просто – надел и был таков, то у Герберта несколько сложнее. Нужно быть обнажённым, что на морозе весьма неудобно, а иначе случится иная сказка из детства – живая шляпа. Нужно осторожничать с приёмом пищи, иначе откроется страшное зрелище движения трапезы по пищеводу. А ещё ты оставляешь следы, тебя унюхивают собаки, и вообще, оказалось, нелегка жизнь невидимки.

А вот повествование читается очень легко и живо. Некая наивность позапрошлого века, предугадываемость сюжета, легкая интрига. Интересно наблюдать за приключениями ученого-физика, который оказался неприятным типом, решившим стать сверхчеловеком. Автор не поддерживают эту идею и своего персонажа, потому то и дело окунает его в новые передряги, из которых выпутаться всё сложнее. Зато в них злой гений раскрывает своё истинное лицо, превращаясь в изгоя. И если вначале ты болеешь за него, то в конце становишься на сторону автора и хочешь скорейшего изобличения невидимки. Но вот мечту о шапке-невидимке всё же не покидаешь))

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитано впервые в возрасте, когда я еще не понимал значения всех слов, употребляемых в романе; с тех пор зачитано до дыр.

В детстве, разумеется, воспринималась только приключенческая составляющая; без претензий на познание образа злодейского сумрачного гения — Гриффина.

С течением времени восприятие закономерно меняется. Заметил, что романы Уэллса («Машина времени», «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка», «Война миров», «Пища богов») — все в той или иной степени мрачноваты и даже местами безнадежны.

Про Гриффина тут уже много написали (кстати, учитывая, что он употреблял стрихнин, его неуравновешенность никого не должна удивлять).

Мне хотелось бы затронуть другой аспект. Гриффин бесспорный, яркий, эгоистичный злодей, а вот окружающие его люди? Должен заметить, что и они не блещут человеколюбием и гуманизмом. Кто там вообще положительный герой? Есть такие?

Если оставить в стороне недалеких суеверных обывателей, чье честолюбие не распространяется далее «схватить и отлупить», то остается Кемп.

Зачем он так упорно искал записки Гриффина? На фоне физика-террориста он выглядит, возможно, положительно, однако мне как-то не верится, что он хотел облагодетельствовать человечество. Меня почему-то неотступно преследует мысль о военных аспектах невидимости.

И Марвел, присвоивший записки Гриффина, также преследовал (без малейшей надежды на успех) отнюдь не общечеловеческие ценности. Его заключительная реплика «Уж я бы не так сделал, как он» предполагает, что некое общее применение невидимости было бы им направлено на те же цели — думается, он к воровству надеялся приспособить открытие Гриффина.

У меня лично восприятие романа сводится к выводу — «все ублюдки и скоты»; как-то так.

Написано замечательно; весьма фантастично и довольно глубокомысленно. Антигерой удался.

Оценка — 10.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сколько времени прошло с момента написания романа, а он все еще будоражит умы, то и дело появляются очередные экранизации. Я взяла читать книгу, после того как посмотрела фильм. Мне кажется, что успех романа не только в оригинальной и тщательно продуманной идее. В сказках частенько пишут о невидимках, но почему-то никогда не задумываются над тем, что будет, если невидимка поест. Успех романа прежде всего в психологизме. Автор описал очень правдоподобный характер и привел его к закономерному финалу. Ему казалось, что он будет всемогущим, а оказалось, что на него легко найти управу. Роман стал классикой потому, что стал своего рода образцом научной фантастики: увлекаясь идеями, не забывать о человеке, описывая человека, не забывать об оригинальных идеях.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх