fantlab ru

Герберт Уэллс «Война миров»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.43
Оценок:
5268
Моя оценка:
-

подробнее

Война миров

The War of the Worlds

Другие названия: Борьба миров

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 303
Аннотация:

К концу 19 века большинство астрономов всей Земли склонялись к мнению, что на Марсе могут существовать не более чем примитивные формы жизни. Но, однажды, на Марсе стали происходить яркие вспышки и к Земле устремились потоки огня, которые были не чем иным, как космическими капсулами, нацеленными на территорию Британии. Теперь землянам предстоит на собственной шкуре убедиться в уровне развития марсиан. А Земля может получить незавидный статус колонизированной планеты.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая полная публикация — 1897 год (Pearson's Magazine, April – December 1897). Книжное издание — 1898.

Первая публикация в России: Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки. Том 2, июнь 1898, № 6, стр. 1-16.

Про отдельные неточности в переводе М. Зенкевича В. Т. Бабенко писал тут: https://kklub36-6.livejournal.com/


В произведение входит:

8.91 (23)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— журнал «Мир приключений 1910`1», 1910 г.

— журнал «Мир приключений 1910`2», 1910 г.

— журнал «Мир приключений 1910`3», 1910 г.

— журнал «Мир приключений 1910`4», 1910 г.

— журнал «Amazing Stories, August 1927», 1927 г.

— журнал «Amazing Stories, September 1927», 1927 г.

— журнал «Famous Fantastic Mysteries July 1951», 1951 г.

— антологию «Science Fiction and Fantasy», 1977 г.

— антологию «Айзек Азимов, Герберт Уэллс. Научно-фантастические романы», 1983 г.

— антологию «Tune in for Fear», 1985 г.

— антологию «Movie Monsters: Great Horror Film Stories», 1988 г.

— антологию «Зарубежная литература. 11 класс», 2001 г.

— антологию «Зарубежная литература XX века», 2003 г.

— журнал «Зарубежный роман, №3, 2010», 2010 г.


Награды и премии:


лауреат
100 книг века по версии Le Monde / Les cent livres du siècle, 1999

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 2005

Экранизации:

«Война миров» / «The War of the Worlds» 1953, США, реж: Байрон Хэскин

«Война миров» / «The War of the Worlds» 2005, США, реж: Тимоти Хайнс

«Война миров» / «War of the Worlds» 2005, США, реж: Стивен Спилберг

«Война миров Х.Г. Уэллса» / «War of the Worlds» 2005, США, реж: Дэвид Майкл Лэтт



Похожие произведения:

 

 


Борьба миров
1898 г.
Борьба мировъ. Сонъ и пробуждение м-ра Грагама
1901 г.
Борьба миров
1903 г.
Борьба миров
1903 г.
Борьба миров
1903 г.
Остров доктора Моро. Война миров
1910 г.
Борьба миров
1918 г.
Борьба миров
1918 г.
Борьба миров
1922 г.
Борьба миров
1927 г.
Борьба Миров
1928 г.
Война миров
1930 г.
Собрание сочинений. Книга 3
1930 г.
Собрание сочинений. Книга 4
1930 г.
Борьба миров
1935 г.
Фантастика
1935 г.
Борьба Миров
1945 г.
Повести и рассказы
1945 г.
Борьба миров
1956 г.
Герберт Уэллс. Избранные научно-фантастические произведения в трех томах. Том 2
1956 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1956 г.
Повести и рассказы
1956 г.
Борьба миров. Первые люди на Луне
1957 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1957 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 2
1964 г.
Машина времени. Остров доктора Моро. Человек - невидимка. Война миров
1972 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы.
1977 г.
Человек-невидимка. Война миров. Первые люди на Луне
1978 г.
Избранные произведения
1979 г.
Фантастические произведения
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек-невидимка. Машина времени. Рассказы
1982 г.
А. Азимов. Г. Уэллс
1983 г.
Избранные произведения
1983 г.
Машина времени. Война миров. Рассказы
1983 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1983 г.
Фантастические произведения
1983 г.
Фантастические произведения
1983 г.
Машина времени. Война миров
1984 г.
Машина времени. Война миров
1984 г.
Война миров
1986 г.
Волшебная лавка
1986 г.
Война миров. Когда спящий проснется. Рассказы
1987 г.
Машина времени. Война миров
1987 г.
Машина времени. Война миров. Рассказы
1987 г.
Машина времени
1988 г.
Машина времени
1989 г.
Фантастические произведения
1989 г.
Остров доктора Моро
1993 г.
Спящий пробуждается
1993 г.
Собрание фантастических романов и рассказов. Том 2. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1994 г.
Война миров. Спящий просыпается
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 2
1996 г.
Фантастические произведения
1998 г.
Зарубежная литература. 11 класс. Часть первая
2001 г.
Война миров
2001 г.
Война миров. Первые люди на Луне
2002 г.
Герберт Уэллс. Собрание сочинений в 12 томах. Том 5. Война миров. В дни кометы
2002 г.
Машина времени. Война миров
2002 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2002 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Зарубежная литература XX века
2003 г.
Война миров
2003 г.
Война миров. Первые люди на Луне
2004 г.
Машина времени
2004 г.
Война миров
2005 г.
Война миров
2005 г.
Война миров
2005 г.
Война миров
2005 г.
Война миров
2005 г.
Человек-невидимка. Война миров
2006 г.
Человек-невидимка
2007 г.
Человек-невидимка
2008 г.
Война миров. Рассказы
2009 г.
Война миров
2010 г.
Фантастика в одном томе
2010 г.
Собрание сочинений в одном томе. Фантастика
2010 г.
Война миров
2010 г.
Война миров. Рассказы
2010 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
2010 г.
Война миров
2010 г.
Война миров. Рассказы
2010 г.
Человек-невидимка
2011 г.
Вселенная фантастики
2011 г.
Война миров
2014 г.
Война миров
2014 г.
Сборник фантастики. Золотой фонд
2015 г.
Война миров. Первые люди на Луне
2015 г.
Война миров
2016 г.
Человек-невидимка. Война миров
2017 г.
Война миров
2017 г.
Война миров. Первые люди на Луне
2017 г.
Война миров. Чудесное посещение
2017 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Борьба миров
2017 г.
Война миров
2017 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров
2017 г.
Человек-невидимка. Война миров
2018 г.
Война миров
2018 г.
Война миров и другие романы
2018 г.
Война миров
2018 г.
Война миров
2018 г.
Война миров
2018 г.
Машина времени. Борьба миров
2018 г.
Машина Времени; Остров доктора Моро; Война миров
2018 г.
Человек-невидимка. Война миров
2018 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров
2018 г.
Машина времени. Война миров
2019 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 2
2019 г.
Война миров. Машина времени. Человек-невидимка. Остров доктора Моро
2019 г.
Война миров. Машина времени
2020 г.
Война миров. Чудесное посещение
2020 г.
Война миров
2020 г.
Война миров
2020 г.
Война миров. Человек-невидимка
2021 г.
Человек-невидимка. Война миров. Машина времени. Остров доктора Моро
2021 г.
Лучшие романы
2022 г.
Война миров
2022 г.
Война миров
2022 г.
Война миров
2022 г.
Война миров. Человек-невидимка
2023 г.

Периодика:

Мир приключений 1910. Книга 1
1910 г.
Мир приключений 1910. Книга 4
1910 г.
Мир приключений 1910. Книга 3
1910 г.
Мир приключений 1910, книга 2
1910 г.
Миръ приключений, № 1, 1910
1910 г.
Миръ приключений, № 3, 1910
1910 г.
Миръ приключений, № 4, 1910
1910 г.
Amazing Stories, August 1927
1927 г.
(английский)
Amazing Stories, September 1927
1927 г.
(английский)
Famous Fantastic Mysteries July 1951
1951 г.
(английский)
Уральский следопыт № 6, июнь 1975 г.
1975 г.
Зарубежный роман, №3, 2010
2010 г.

Аудиокниги:

Война миров
2003 г.
Война миров
2005 г.
Лучшие романы
2005 г.
Война миров. Машина времени
2006 г.
Война миров
2008 г.
Война миров
2012 г.
Война миров
2014 г.
Война миров
2016 г.
Война миров
2017 г.
Герберт Уэллс. Рассказы и романы
2017 г.
Герберт Уэллс. Собрание сочинений
2017 г.

Прочие издания:

The War of the Worlds: A Critical Text of the 1898 London First Edition, with an Introduction and Appendices
2001 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

La Guerde Des Mondes
1906 г.
(не указан)
The War of the Worlds
1960 г.
(английский)
The War of the Worlds and The Time Machine
1967 г.
(английский)
Science Fiction and Fantasy
1977 г.
(английский)
Війна світів
1977 г.
(украинский)
Война на световете
1978 г.
(болгарский)
The Collector's Book of Science Fiction by H. G. Wells
1978 г.
(английский)
Tune in for Fear
1985 г.
(английский)
Nematomas žmogus
1986 г.
(литовский)
Галәмнәр сугышы
1987 г.
(татарский)
Movie Monsters: Great Horror Film Stories
1988 г.
(английский)
Вайна сусветаў. Чалавек-невідзімка. Пярсцёнак Лёвеншольдаў
1997 г.
(белорусский)
The War of the Worlds
1998 г.
(английский)
The Time Machine & The War of the Worlds
1999 г.
(английский)
The War of the Worlds
2001 г.
(английский)
The War of the Worlds
2003 г.
(английский)
War of the Worlds
2003 г.
(английский)
The War of the Worlds
2005 г.
(английский)
Війна світів
2007 г.
(украинский)
Английский язык с Г. Уэллсом. Война миров / H. G. Wells. The War of the Worlds
2008 г.
(английский)
The War of the Worlds
2010 г.
(английский)
The War of the Worlds
2017 г.
(английский)
La guerra de los mundos
2018 г.
(испанский)
The War of the Worlds
2018 г.
(английский)
The War of the Worlds
2019 г.
(английский)
The War of the Worlds
2021 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что можно сказать о «Войне миров» Герберта Уэллса, когда уже всё сказано? Думаю, ничего нового. Эта книга практически сразу стала классикой жанра, родоначальником научной фантастики как таковой. Да, был ещё и Жюль Верн, ни в коем случае не хочу принижать его заслуг, и без него мы всё равно никуда не денемся, но сегодня — не о нём…

Итак, Герберт Уэллс. В чём же заключается суть его знаменитой книги? Начну издалека. Уэллс был социалистом фабианского толка, то есть он придерживался тактики постепенной, мирной и законной трансформации капитализма в социализм и решительно отказывался от политических переворотов и революций.

В этом отношении фабианские социалисты сильно расходятся во мнениях с другими направлениями социалистической мысли, которые преимущественно выступают за народную революцию и, условно говоря, «мгновенную» и «силовую» смену правящей власти.

Иными словами, фабианская ветка социализма предлагает постепенно воспитать из капиталистических свиней — людей, в то время как марксисты выступают за то, что свиней надо прикладами винтовок загнать обратно в свинарники, а на высокие и ответственные посты посадить подготовленных, честных и искренних людей. Допускаю, что это неправильная метафора, но как понял — так понял.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Поздняя приписка: я вообще ни**ра не понял, простите меня, знатоки… Оставляю свою оригинальную формулировку для истории.

После поездки в Россию и своей встречи с Владимиром Лениным, по итогам которых Уэллс написал книгу «Россия во мгле», английский писатель так высказался о различии во взглядах на социализм между фабианцами и «советскими» социалистами, цитирую статью про Уэллса на Википедии:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Эта тема привела нас к нашему основному разногласию — разногласию между эволюционным коллективистом и марксистом, к вопросу о том, нужна ли социальная революция со всеми её крайностями, нужно ли полностью уничтожать одну экономическую систему до того, как может быть приведена в действие другая.

Я верю в то, что в результате большой и упорной воспитательной работы теперешняя капиталистическая система может стать «цивилизованной» и превратиться во всемирную коллективистскую систему, в то время как мировоззрение Ленина издавна неотделимо связано с положениями марксизма о неизбежности классовой войны, необходимости свержения капиталистического строя в качестве предварительного условия перестройки общества, о диктатуре пролетариата и т. д.».

Как я понимаю, значительная доля научно-фантастических произведений Герберта Уэллса может быть отнесена к социально значимым. Думаю, Уэллс писал не просто научную фантастику, а социальную научную фантастику — то есть фантастику с уклоном в социальные проблемы современного и/или будущего общества. Да, нам сейчас трудно представить иную качественную фантастику, однако Уэллс был, по сути первым, а безумно трудно быть пееервыым… Простите.

Война миров, описанная в одноимённом романе английского писателя, происходит между людьми и марсианами. Совершенно внезапно марсиане вторгаются в мирную жизнь английской глубинки, выползают из космических кораблей и начинают жрать ничего не понимающих людей.

Пока земная власть (в данном случае — английская) в очередной раз берёт время на раскачку, которого уже нет, марсиане быстренько собирают боевые треножники, оснащённые по последнему слову марсианской техники, и вступают в бой с человечеством. И будет этот бой неравен, как говорится!

Примечательно, но человечество не ожидало такой прыти от марсианских клювоносых тварей, и практически весь сюжет читатель наблюдает гибель растерявшейся английской государственности в цепких лапах марсианских захватчиков. Так писал Уэллс в «Войне миров»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Без сомнения, так же, как и я, тысячи этих бодрствующих людей думали о том, понимают ли нас марсиане. Поняли ли они, что нас миллионы и что мы организованы, дисциплинированы и действуем согласованно?

Или для них наши выстрелы, неожиданные удары наших снарядов, наша упорная осада их укреплений то же самое, что для нас яростное нападение потревоженного пчелиного улья? Или они так самонадеянны, что хотят нас всех уничтожить?

(В это время ещё никто не знал, чем питаются марсиане.) Сотни таких вопросов приходили мне в голову, пока я наблюдал за стоявшим на страже марсианином».

Теперь уже очевидно, что Герберт Уэллс написал не только научно-фантастический роман о вторжении инопланетян на Землю, но и социальный памфлет, прямо апеллирующий к империалистической политике Англии в 18-19 веках.

Так, колониальная Англия, уничтожающая менее развитые цивилизации в угоду имперским прихотям и хотелкам, в книге упоминается прямо. Эту мысль автор удачно завязал на фантастическом сюжете, немного увеличив угол обзора. Англичанам коренные жители колоний представлялись глупыми голожопыми дикарями — это факт. А если посмотреть шире? Ведь для более-менее развитой (по космическим меркам) инопланетной цивилизации мы, люди окажемся всего лишь лысыми суетящимися обезьянами, и никем другим!

Марсиане Герберта Уэллса питаются человеческой кровью. Автор прекрасно описал их мерзкий облик, особенности питания, причины вторжения на Землю... А мы, люди? В меру умные (а больше — технологичные), мы читаем книги, снимаем кино и ходим в театры… Да, прекрасно. Но заодно мы за свою недолгую историю уничтожили столько животных видов, так много других народов — споили их, вырезали, маргинализировали и купили с потрохами за связку стеклянных бус…

Чем лучше мы жестоких и бесчувственных марсиан? Марсиане в «Войне миров» хотя бы открыто заявили, что им нужно, а не подкупали человечество какими-нибудь космическими бусами, хитренько улыбаясь и потирая щупальца в ожидании… Мысль далеко не новая, так как я всего лишь вторю Герберту Уэллсу:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Мы, люди, существа, населяющие Землю, должны были казаться им (марсианам) такими же чуждыми и неразвитыми, как нам – обезьяны и лемуры. Мы знаем, что жизнь — это непрерывная борьба за существование, и на Марсе, очевидно, думают то же самое.

Их мир начал уже охлаждаться, а на Земле всё ещё кишит жизнь каких-то низших тварей. Завоевать новый мир — в этом единственное спасение марсиан от неуклонно надвигающейся гибели.

Прежде чем судить их слишком строго, мы должны припомнить, как беспощадно уничтожали сами люди не только животных, таких как исчезнувшие бизон и додо, но и себе подобных представителей низших рас.

Жители Тасмании, например, были совершенно уничтожены в течение пятидесяти лет в истребительной войне, затеянной европейскими эмигрантами. Разве мы сами такие апостолы милосердия, что можем возмущаться марсианами, действовавшими в том же духе?»

Стало быть, для англичан прошедших веков все эти африканские аборигены, индийцы, австралийцы, китайцы и другие подневольные народы тоже были не более чем расходным материалом, чьё призвание — сдохнуть во имя величия английской короны, обеспечить славу империи, над которой никогда не заходит солнце, попутно на неё поработав до полного изнеможения. Отдай нам жизнь, абориген, и может быть, мы не тронем твоих детей… Но это не точно.

Я плохо знаю всю эту историю, но вот даже то, что творили англичане (всё те же наглые и всё те же колониальные) в императорском Китае в середине 19-го века, уже служит прекрасным примером агрессивного характера Британской империи. Я говорю о двух опиумных войнах, развязанных Англией в Китае для того, чтобы извлечь из древней азиатской страны максимальную экономическую выгоду…

Герберт Уэллс завуалированно пишет о внешней политике Британской империи так:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«В этот момент я испытал чувство, чуждое людям, но хорошо знакомое подвластным нам животным. Я почувствовал то, что чувствует кролик, возвратясь к своей норке и вдруг очутившись перед дюжиной землекопов, срывших до основания его жилище.

Я почувствовал тогда впервые смутно то, что стало потом для меня вполне ясным, что угнетало меня в течение многих дней: чувство развенчанности, убеждение, что я уже не царь на земле, а животное среди других животных под пятой марсиан.

С нами будет то же, что и с другими животными, — мы будем подстерегать, караулить, убегать и прятаться. Царство человека кончилось».

А вот известный американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон продолжает мысль Герберта Уэллса и откровенно экстраполирует её на инопланетные цивилизации. Предлагаю тебе посмотреть отрывок из его интервью телеканалу PBS от 2008 года (таймкод 58:40). Нерадостная оценка человечества у Тайсона, не правда ли? Однако пронзительно правдивая…

«Война миров» Герберта Уэллса примечательна не только мощным посылом против угнетения и уничтожения живых существ. Ведь это не только социальный памфлет, но и научная фантастика, ты не забыл?

К чести Герберта Уэллса, в этой книге автор совершил, на мой взгляд, настоящие научные предсказания: для уничтожения людей и техники марсиане используют Тепловой Луч — тут можно вспомнить как Зеркала Архимеда, которыми великий Архимед, по легенде, сжёг корабли вражеской армии, так и излучатель пучка заряженных частиц «Teleforce» — одно из загадочных изобретений Николы Тесла.

Сюда же относится и марсианский Чёрный Дым — химическое оружие, которым марсиане успешно травят насмерть всех, кто попадёт в его едкое облако. Знающие люди сразу понимают — Герберт Уэллс ещё в 1897 году предсказал боевое применение отравляющих веществ. Как тут не вспомнить Первую мировую войну и страшный горчичный газ — иприт, под чьим воздействием ужасно страдали множество солдат на полях сражений?..

О классических книгах говорить сложно — всё уже сказано, объяснено, разжёвано. Но я всё же скажу: «Война миров» Герберта Уэллса интересна даже спустя много лет — большую роль в этом играют и научные предсказания автора, описания которых до сих пор актуальны, и сильный социальный подтекст — конечно, без него книга устарела бы лет за пятьдесят.

Полагаю, на вопрос «А нужно ли читать Уэллса сейчас?» следует дать однозначный ответ: конечно, да. Даже если ты не очень любишь научную фантастику, я почти уверен — «Война миров» Герберта Уэллса способна изменить твоё мнение в лучшую сторону.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«— Это даже не война, — продолжал артиллерист, — разве может быть война между людьми и муравьями? Что-нибудь неладное случилось у них с пушкой. Да только что из этого? Они снова приведут её в порядок.

Если и будет небольшая отсрочка, разве это изменит конец? Люди – и муравьи. Муравьи строят города, живут своей жизнью, ведут войны, пока они не мешают людям, а потом истребляются. Мы стали теперь такими же муравьями».

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На вкус и цвет — все фломастеры разные!

Пусть буду в меньшинстве, но не разделяю восторгов от данного произведения.

«Война миров» не понравилась с первых глав; дочитывал «через силу».

После прочтения осталось впечатление, что перечитал неинтересную и наивную версию произведения В.В. Бианки, в которой вместо животных фигурируют человеки и марсиане. Избыточное описание троп и маршрутов передвижения главного героя и практически полное отсутствие сюжета как такового.

Наверно, для своего времени это был прорыв в литературе, но сейчас данную книгу могу рекомендовать только для того чтобы иметь о ней личное мнение, но не более.

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Война миров» оказалось очень неожиданной в своей какой-то совершенной камерности и человеческом измерении. Я ожидала эпика в духе американского боевика, а прочитала камерную историю, в которой география действия сводится к лондонским пригородам. В книге очень много топонимов, и поскольку все эти названия городочков под Лондоном мне ничего не говорят, я развлекалась, мысленно подставляя вместо них названия деревень вокруг моей дачи.

Что действительно понравилось — это удивительная реалистичность описания с поправкой на реалии времен Уэллса. Могу себе представить, насколько именно этот аспект должен был поразить современных Уэллсу читателей: все топонимы, все герои, вся их тихая размеренная сельская жизнь настолько узнаваемы, настолько известны даже нам из классических викторианских романов — что в это очень сильно верится. Реакции всех описанных в романе героев, включая и массовку — очень нормальные человеческие реакции. Прекрасные, яркие характеры, встреченные героем в ходе катастрофы — трус-священник и «героический» артиллерист. Подумала, что, вероятно, настоящие глобальные катастрофы и позволяют разделить людей на эти два типа.

Конечно, в современных романах бы не сделали так, как сделал Уэллс, описав в первой же главе, о чем вся книга — но это ничуть не мешает получить удовольствие в процессе. На самом деле, с современной точки зрения, возможно, даже интереснее так: мы много всякого читали и видели на тему инопланетных нашествий в наше время, так что инопланетное нашествие в классической викторианской Англии оказалось приятным разнообразием. Не говоря уж о неожиданном пуанте в конце. И в этом тоже прелесть Уэллса: нет у него никаких супер героев, сплошь нормальные люди, которые испытывают страх, болеют и готовы признать свое поражение. Герой-повествователь не более мачо, чем все остальные люди вокруг, а иногда и менее — но из-за этого начинаешь только больше ему верить.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классическая книга фантастики, также как и Г. Уэллса можно считать одним из основателей фантастической литературы. Раньше предполагалась, что на Марсе может существовать жизнь. И вот марсиане атакуют землян с целью колонизировать Землю. То популярная тема в фантастической литературе и по сей день, только марсиан сменили другими инопланетянами. Но должна ли более развитая цивилизация убивать и захватывать Землю? Могут ли у них быть другие цели? Тема столь популярная, что стала избитой. Римляне когда-то захватили Грецию, но римляне были своего рода варварами, полностью перенявшими греческую культуру и распространившими ее.

Тема инопланетных захватчиков перекликается с историей Земли. Колонизация привела к гибели индейцев и многих других коренных аборигенов. Она приводила также к процветанию рабовладельчества. Однако более поздние колонисты пытались также и приобщить население к новейшим достижениям человечества ради их же блага. Официально, по крайней мере.

Потому если и предположить гипотетически открытие Земли инопланетянами, неизвестно, какими целями они будут обладать, если Земля им вообще окажется интересна. В данный момент же времени марсиан и инопланетян боятся даже именитые учёные вроде С. Хокинга. Конечно, стоит вопрос возможно ли создание столь высокоразвитой общины со стремлением не убивать не только себе подобных, но и других, менее развитых и подобных. Даже в фантастике редко встречается столь утопическое общество без преступлений. Как правило, это попросту отрицание преступления ( самый лёгкий способ снизить преступность ) — также, как раньше не считалось преступлением выстрелить в индейца, аборигена, или сжечь ведьму.

С точки зрения марсиан и инопланетян они также не делают чего-либо предосудительного. С точки зрения эволюции, марсиане должны даже победить землян как более технологичные и развитые. Это конечно же противоречит всем нашим земным чувствам. Потому люди, варвары в данном варианте , выигрывают.

Вероятно, инопланетный разум существует. Но никто не знает, чем закончится встреча двух миров, если она когда-либо и состоится.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из 4-х эталонных романов Уэллса этот мне меньше всего по нраву. В нём много текста, напоминающего подробную сводку с фронтов какого–то военного корреспондента. И это в целом снижает его художественную ценность. Но все же его появление на свет естественно : после трёх предыдущих книг, на уровне подсознания понимаешь, 4-я должна быть именно такая – ставящая перед фактом противоречия прогресса человеку не только отдельных выскочек, но и широкие массы, что недостижимо без демонстрации разрушений войны.

Это произведение сподвигло меня на три разношерстные умозаключения.

1) Кто такие марсиане? Это существа, у которых степень технологического развития обратно пропорциональна их изначальной природе (или красоте, если можно так выразиться). В сущности, это инвалиды – калеки. Но имеющие превосходные костыли в виде уникального оружия. Этим они, конечно, и интересны. Но… Люди – это существа, жизнь которых подавлена собственными изобретениями, — как и у марсиан. В чём тогда разница? Наверное в том, что человечество ещё не деградировало настолько сильно, но увлечённое стекляшками и бусами, с которыми можно отождествить и марсианское супероружие, истово мечтает об ускорении деградации…

2) Рассказчик настолько дотошно фиксировал свои метания по неказистым местечкам графства Суррей на фоне помпезной агрессии инопланетян, что у меня возникло подозрение не является ли весь роман закамуфлированным путеводителем по данной административной единице, с включением в обзор некоторых частей Миддлсекса, Эссекса и Лондонского графства. Может быть, уничтожение силою литературного таланта этих мало кому известных посёлков и пригородов, суть латентная реклама одного из британских «медвежьих углов», служащая для превращения их в туристическую мекку? И вправду, нашествие марсиан, избравших для употребления своего сверхоружия условный Шеппертон (и К), делает этот последний более заманчивым пунктом для проявления любопытства неким праздным путешественником. Как бы там ни было, за короткое время я стал разбираться в географии Суррея ничуть не хуже его усредненного жителя. Уокинг, Уэйбридж, Чобхем, Мэйбери, Лезерхэд, Байфлит, Оттершоу и прочие невзрачные городки, аккуратно локализованные мною на карте, здорово мешали сосредоточиться на самих марсианах, к сожалению не имевших ни имён, ни способности быть словесно понятыми землянами. Читая роман, мне казалось, что главный герой, прежде самого инстинкта, требующего физического выживания, генерировал в себе педантичное осознание названия населённого пункта, в пределах которого он пытался уберечься. Такая академичность напоминает мне ситуацию, во время которой жертва, вместо того чтобы избегнуть смерти, тратит последние силы на выяснение имени своего убийцы. И если уж продолжать аналогии, то это скрупулёзное перечисление мест, связанных с деятельностью «преступной марсианской группировки», можно оправдать английской привычкой превращать унылую повседневность бытия в остросюжетный детектив, где место злодеяния играет важную роль в расследовании.

3) Самый понравившийся момент — чёткое изложение артиллеристом реальности нового (марсианского) порядка на Земле. Этот рассказ занимателен тем, что на эмоциональную неготовность слушателя (а вместе с ним и читателя) принять господство марсиан как должное, накладывается логическая рассудительность канонира, который с расстановкой поясняет его полезность для большинства людей, не созданных для свободы хоть с марсианами, хоть без марсиан. Какая разница кто твой внешний господин, если тебе всё равно кого и чего бояться? Может лучше если твой хозяин монстр — не нужно уже и стыдиться своих страхов (даже самых нелепых). Они обусловлены чудовищем с другой планеты, а значит поём старые песни : «человек от природы добр» и «зло в мире от чудовищ, а не человека»…

P.S. «Война миров» — это конфликт, разразившийся в больничной палате между двумя пациентами за более удобную койку в отсутствие Врача.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, самый известный роман английского фантаста наряду с «Машиной времени». Как ни странно, но до его появления писатели даже не пытались столкнуть на страницах своих творений два разных мира. Уэллс оказался родоначальником «боевой» фантастики, своеобразным «отцом звездных войн». Хотя речь в его романе идет о нашествии злобных марсиан на мирную Землю, автор называет его войной, потому как иного слова в XIX веке еще придумано не было. Во все времена войны были не просто обыденной, но и, зачастую, необходимой вещью. Иного развития событий было сложно себе представить. Одна только Англия на протяжении почти 300 лет непрерывно вела их в самых разных уголках нашей планеты — от берегов Китая до горной гряды Кордильер. Наверно за это автор и решил выбрать свою родину для столь важного мирового события, как инопланетное вторжение. Все 10 снарядов, что Марс отправил в сторону Земли, легли в очень узком коридоре, ограниченном южными пригородами Лондона. Первый из них упал недалеко от Хорселла — в том же самом районе, где развиваются события исторического романа Конан Дойля «Сэр Найджел Лоринг». Полагаю, что сделано это было умышленно, чтобы провести некую литературную параллель. А вообще-то, Англия — весьма маленькая страна, так что все романы местных писателей происходят где-то по-соседству, почти рядом. Удивительно другое: как это марсиане умудрились попасть в такой вот крошечный «пятачок» с расстояния в 25 миллионов километров? Тем более, что стреляли они с интервалом в 24 часа. Такое впечатление, что англичане показались им особо лакомым кусочком! На самом деле всё куда сложнее: попасть в Англию с Марса было практически невозможно. Дело в том, что наклонение экватора Красной планеты почти такое же, как и у Земли. А значит, куда легче было попасть в область экватора, а не на 50-ю параллель. Поскольку снаряды летели по баллистической траектории (что, конечно же, полный бред для высокоразвитой цивилизации), для подобного выбора потребовалась бы особая конфигурация в расположении обеих планет. Я не уверен, что она сложилась в 1894 году. Ну, да ладно — Уэллс не слишком утруждал себя математическими рассчетами (в отличие от Жюля Верна). Второй «баг» куда серьезнее: жесткое приземление марсианского «ковчега» должно было превратить его обитателей в кровавое желе, причем, добротно прожаренное. Про сохранность привезенной техники и говорить как-то неудобно... Словом марсианское нашествие в реальности даже и не началось бы. Но неграмотной публике на это было начхать с высокой елки — главное не в какой-то науке, а в самом действии! Действие, действительно, напрягает. Все события описаны настолько детально, что по своей стилистике очень напоминают газетный репортаж. Недаром театральная постановка на радио так испугала слушателей в 1938 году — они решили, что речь идет о настоящем нападении! Как ни странно, но сегодня такая детальность кажется уже излишней, ибо она понижает литературные качества произведения, превращая его в непомерно-длинную газетную статью. Кроме того, для понимания ситуации требуется внимательно следить за перемещениями персонажей по местности. То есть, нужна подробная карта окрестностей Лондона конца 19-го века, что не всем по карману. Англичане, конечно, всё поймут, а вот иностранцы...

Еще один образ, использованный автором в данном произведении, впоследствии также стал очень популярен и тиражировался практически в каждое повествование о межпланетных конфликтах. Речь идет о знаменитом «триподе» — механическом треножнике, управляемом силой мысли (точнее, мозга). Сложно сказать, почему Уэллс оставил у него только три ноги, хотя в то время у всех стульев было по 4, а то и по 6 ног. Три точки опоры — это минимум для обретения устойчивости в пределах зоны тяготения. Правда, современные роботы всё же обходятся двумя, зато активными (т.е. равновесие является динамическим, временным). Посмотрите на С3-РО из «Звездных войн» или огромных боевых роботов из «Аватара» — вот характерные примеры современной концепции самоходных механизмов! Впрочем, в голливудской экранизации «Войны миров» (2005) решили не фантазировать и оставили триподам их нативный облик. Как ни странно, получилось очень правдиво и ... необычайно страшно.

Другое «ноу-хау» романа — это таинственный «зеленый луч», мощнейшее по действию оружие марсиан. Сегодня каждый признает в нем лазерный луч, но на самом деле это не так. Лучевое оружие марсиан было тепловым по природе и воспламеняло, а не резало попавшие под него предметы. Пожалуй, настоящий лазер «изобрел» другой писатель — Алексей Толстой в своем знаменитом «Геперболоиде инженера Гарина», но ориентировался он как раз на Уэллса. Так что можно сказать, что в своем романе англичанин косвенно «запатентовал» и эту популярную у фантастов технологию. Кстати, другое оружие — «черный дым» — предвосхитило иприт, сильнейший отравляющий газ, впервые опробованный на фронтах Первой мировой...

Приведенных примеров новаторства вполне достаточно, чтобы счесть роман «Война миров» не просто классикой фантастики, но и первоисточником самых распространенных ее находок и идей. Хотя по современным меркам он не так уж волнует кровь и захватывает дух, как прежде, мы всё равно будем его читать, чтобы не забыть, из каких идей родилась современная фантастика.

----------

РЕЗЮМЕ: первый в истории фантастический роман об инопланетном нашествии на Землю. Наивен и прост, зато весьма документален и страшен (особенно, в кино).

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вложили как-то бонусом к одному заказу в «Книжном клубе» мне «Войну миров» Герберта Уэллса, новенькое переиздание, считай целый год пылился роман на полке, но наткнулся на него на днях, взял и прочитал. Сказано о нём уже много всякого-разного, но кое что хочу добавить: во-первых он только в общих чертах лёг в основу известной экранизации с Томом Крузом, которая получилась намного увлекательнее источника, режиссёр например кроме конфликта с самими инопланетянами добавил конфликт внутри семьи. Во-вторых – есть основания предполагать, что произведение вовсе не художественный вымысел, а отчасти реальное описание имевших место событий, на счёт Англии сейчас точно не скажу, а вот что касается Америки… Слышали о чикагском пожаре уничтожившим античные небоскрёбы? Такие пожары прошли по разным городам, просто чикагский самый известный. Корова перевернула лампу, ветер подул и… от тысяч бетонных/металлических зданий с метровыми стенами толщиной остался только пепел, плавились даже банковские огнеупорный сейфы, а обломки домов оставшихся после «стихии» выглядели словно срезанными под углом. Бред ведь, корова явно здесь не причём. А вот пришельцы с «тепловым лучом»? Вполне

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С бесконечным самодовольством сновали люди по всему земному шару, занятые своими делишками, уверенные в своей власти над материей. Возможно, что инфузория под микроскопом ведет себя так же.

Все же Герберт Уэллсудивительный автор. Вы только представьте, как люди 1897 года читали этот роман! Там помимо выпученных глаз, инфаркт с легкостью можно заработать. Даже сегодня, читая творчество Уэллса, поражаешься его дальнозоркости и правильности мышления. Особенно нравится этот абзац:

Мы должны припомнить, как беспощадно уничтожали сами люди не только животных, таких, как вымершие бизон и птица додо, но и себе подобных представителей низших рас. Жители Тасмании, например, были уничтожены до последнего за пятьдесят лет истребительной войны, затеянной иммигрантами из Европы. Разве мы сами такие уж поборнкики милосердия, что можем возмущаться марсианами, действовавшими в том же духе?

Знаете, мое первое столкновение с «Война миров» произошло в далеком 2005 году, когда вышел фильм Спилберга. Не могу сказать, что что-то феноменальное запомнилось, зато потом глянула «Знаки» и там-то испугалась по-настоящему) Ладно, вернемся к Уэллсу.

Роман притягивает своим началом, но дойдя до середины — запал пропадает. Может еще играет то, что с научной фантастикой не складываются отношения? Но, факт остается фактом, внимание рассеивается и уже по инерции идешь к финалу.

Если смотреть на роман без своих пунктиков, то перед нами потрясающая, переворачивающая привычный жанр, работа XIX века. Правда предыдущий роман «Машина времени» впечатлил больше)

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как всегда — очень сложно написать что-то про такое культовое классическое произведение. «Война миров» — один из тех базовых романов, что формировал основы современной художественной культуры и архетипов.

Да и читаю «Войну миров» уже в третий раз, как минимум. Два прочтения в детстве оставили в памяти чисто «экшен сцены» — трагедия «Сына грома» и отчаянные артиллерийские атаки уже тогда сильно запали мне в душу.

Сейчас заметен уже и серьёзный социальный подтекст, который в детстве вообще мимо прошёл. Как и в большинстве других своих романов Уэллс под прикрытием фантастических событий рассматривает вполне насущные и актуальные социальные проблемы, вроде неравенства людей и бесполезности существования значительной части из них.

Ещё не могу не отметить крайне высокую насыщенность действия — проходных эпизодов нет вообще, постоянно происходят либо важные для понимания сюжета события, либо размышления ГГ о сущности постигшей Великобританию катастрофы. Много ведь внимания уделено описанию апокалиптичности нашествия марсиан. Да и просто сильных эпизодов здесь много — сумасшедший священник, не менее странный артиллерист, охота марсиан на людей, их террор, уничтожение городов с помощью лучей и отравляющего газа. Да, блин, сейчас многие фантастические романы с вдвое большим количеством страниц, несут в себе меньше смысла и сюжетообразующих эпизодов.

В общем и целом имеем образцовый роман, который за столетие не так уж сильно потерял в своей крутости, и это при том, что его вполне с чистой совестью можно заносить в учебники литературы.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В окрестностях Лондона падает необычный метеорит, который оказывается капсулой с марсианами. Через некоторое время инопланетяне начинают захват Земли, и человечество ничего не может им противопоставить.

Герберт Уэллс родоначальник многих жанров фантастической литературы. Роман «Война миров» является первым описывающим вторжение инопланетян на Землю. Даже сейчас он цепляет читателя происходящим, хотя подобных произведение очень много, но в момент написания роман, скорее всего, воспринимался еще реальнее. Мрачная гнетущая атмосфера, практически полная беспомощность людей против марсиан и их совершенное вооружение. Отлично показана паника среди мирного населения. Но вот полная некомпетентность военных меня слегка удивила. Слишком быстро они сдались.

Прочитать стоит, особенно если вы ярый фанат научной фантастики. Мне же ближе фэнтези, и для меня КЛАССИКА, прежде всего «Властелин колец». Но заслуги Герберта Уэллса я не умоляю.

Оценка: 6
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Война миров». Культовый роман. Базовый архетип. Сюжетная основа для сотен произведений литературы, кино, изобразительного искусства и театральных постановок. Произведение, сформировавшее целое направление в научной фантастике XX века, оказавшее огромное влияние на творчество десятков известных писателей-фантастов, на целые поколения авторов, начиная с братьев Стругацких, заканчивая западным «гигантом» Робертом Хайнлайном. А все почему?

В основе произведения великого фантазера, гуманиста и по совместительству отца-основателя современной научной фантастики Герберта Уэллса лежит совершенно сумасшедшая по тем временам (год написания — 1897), но простая, интуитивно понятная концепция вторжения инопланетян на Землю. То есть агрессивный контакт с внеземными существами. Странно, но такая популярная сегодня, эта идея, похоже, в конце XIX века никому особо в голову не приходила. Лишь фантазер и выдумщик Уэллс вдруг задался вопросом: а что, если однажды с небес спустятся Они и захватят нашу планету? Но откуда они явятся?

К концу столетия астрономия развивалась семимильными шагами. Ученые имели возможность детально наблюдать за ближайшей к земле планетой – Марсом. Были открыты его спутники, полярные шапки и так называемые «каналы», что дало повод предположить о наличии на планете возможной жизни. Мгновенно появились спекуляции о марсианских «городах», о загадочной внеземной цивилизации, что взбудоражило общественность и заставило задуматься о том, что мы, возможно, не одни во Вселенной. Если на Марсе есть разумная жизнь, она, вероятно, гораздо старше нас, людей, а значит мудрее и технически более совершенно развита. А значит, эта гипотетическая цивилизация обладает достаточной мощью, чтобы покорить землян, как англичане – зулусов в Африке. И тогда что мешает им, марсианам, прилететь сюда и стереть большинство населения в порошок, а меньшинство превратить в рабов? Газеты того времени пестрили аршинными заголовками о странных вспышках на поверхности Марса, о выпадении осадков в виде лягушек и тому подобной чепухе, что нагнетало страх на без того перепуганных непростой ситуацией в Европе англичан.

Германия объединилась и милитаризовалась под железным кулаком кайзера, что-то затевают французы, колониальная Англия бряцает оружием, растет политическая напряженность, набухает волдырь войны, а теперь еще возникла угроза с неба. Обстоятельства сами указывали Уэллсу на сюжет будущего романа. Окончательно наводит на мысль брат.

Этот роман в творчестве Уэллса четвертый и, подобно другим ранним классическим вещам, его можно отнести к научной фантастике с социальным подтекстом. Написано, как всегда увлекательно, прекрасным слогом, сюжет динамичен и не дает скучать. Уэллс щедро описывает устройство треножников марсиан, принципы действия их оружия, самих марсиан и конечно же, их психологию. В образе захватчиков легко можно найти черты нас самих. Марсиане – это крайняя форма озлобленного высшего интеллекта, лишенного чувств и эмоций. Разрушители, уничтожившие свой мир и теперь принимающиеся захватить соседний. Кривое отражение милитаризованного человечества. Наше будущее – это Марс. Мы тоже однажды превратимся в таких вот чудовищ. Многие критики увидели в произведении прямую карикатуру на Англию, а в столкновении марсиан и землян – взаимоотношения британских колонизаторов и коренного населения завоеванных земель.

«Война миров» – продукт своего времени, его появление закономерно и ожидаемо. Этот роман идеально отражает человеческую психологию конфликта, необъяснимую жажду войны, тягу человечества к противостоянию, к насилию и агрессии. Уэллс изобрел образ Врага, с которым человек будет воевать вечно. Вновь и вновь человечество будет сталкиваться с угрозой вторжения, тотальной войны на уничтожение, и разбиваться о неприступную броню Чужих, как морской вал о скалы. Это ведь так будоражит кровь! Невероятная популярность «Войны миров», запредельное количество экранизаций и зашкаливающее число вариаций на тему вторжения пришельцев подтверждает печальный факт: человечество – раса хищников, которой требуется враг. И если его нет, человечество обязательно найдет себе врага. Поразительно: со страниц романа словно веет разрушительными войнами XX века, хотя в конце XIX столетия никто и предположить не мог ничего подобного. Рекомендуется всем независимо от возраста как профилактическое средство.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Война миров» вообще на некоторое время выдернула меня из реальности. У меня было ощущение, будто я не книгу читаю, а смотрю фильм. Более того, вижу всё своими глазами взаправду. Уэллсу очень хорошо удалось описать эпизоды, когда горожане спасаются бегством из Лондона, и сам Лондон – разрушенный и опустошенный. Эти эпизоды в меня так врезались, что во время прогулок по Невскому я видел вместо зданий — Зимнего Дворца, Казанского Собора, Дома Книги, Собора Спаса На Крови, гостиниц, различных салонов и магазинов – одни только руины. Спокойно шествующие прохожие мимо меня казались мне толпой, в паническом страхе покидающей Петербург…

Да, что и говорить, Уэллсу удалось поразмять моё воображение.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рождение жанра о вторжении пришельцев

Я прочитал «Войну миров» еще в детстве. Мне кажется, у многих была подобная история. Кто-то из взрослых советует прочесть интересную книгу (в моем случае это был отец), а ты уже затем спустя годы и даже десятилетия понимаешь логическую цепочку. В чем она? Все просто. Герберт Уэллс и его роман о вторжении марсиан на Землю был, наверное, первым произведением подобного рода. Роман стал культовым, знаменитым и почитаемым. Он положил начало целому жанру в книгах и киноискусстве. По этой причине его советуют от поколения к поколению и тем самым прививают любовь к подобному. Читается в основном в детстве, запоминается теплыми впечатлениями, становится любимым произведением, а более поздние уже слегка блекнут на фоне классики Уэллса. И картина вполне себе повторяется, когда уже ты начинаешь советовать своим детям прочесть эту книгу (я обязательно буду).

Я обожаю эту книгу. Одно из ярких воспоминаний детства, когда прочитываешь страницу за страницей и с ужасом представляешь подобную картину вторжения, когда люди не могут дать отпор, погружаясь в хаос происходящих событий.

Книга читается на удивление быстро и легко, несмотря на то, что была создана более века назад. Автор отлично демонстрирует переживания людей, их психологическое состояние, нерв всей истории. Огромные ужасающие машины до сих пор для меня предстают, как лучшие корабли/орудия инопланетян. И так интересно было наблюдать, как похоже их видят создатели экранизаций.

Нравятся описания событий в Лондоне, разных местечек, все подробно и настолько интересно, что сам будто оказываешься там же среди этих бедных людей, что подвергаются атакам тиранов. Автор прекрасно передает ужас, погружает в него. До сих пор помню, что вырываясь (с неохотой) от чтения, я вдруг осознавал, что я не там, это всего лишь книга, вокруг все спокойно и тихо. Это ли не признак великолепного атмосферного произведения.

Роман Уэллса пронизан картиной того, что зазнавшееся в своем превосходстве человечество на самом деле может оказаться всего лишь обычным видом, который может быть порабощен, использован, как и мы делаем с животными и природой в целом. В произведении мы встречаем как отчаявшихся и падших людей, так и тех, кто благороден и с достоинством переносит тяжелое время.

Меня не покидает чувство, что даже спустя сотню с лишним лет, если произойдет похожая ситуация, человечество будет вести себя подобным образом. Мир людей не меняется. Действия, мысли, склад ума все такие же, как и в романе Уэллса.

«Война миров» — отличное произведение, которое стало родоначальником целого направления в научной фантастики, как впрочем и многие другие произведения автора. Это необходимая книга для прочтения всеми, и она заставит взглянуть на роль человека во Вселенной.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сейчас сюжетом о враждебных пришельцах никого не удивишь, но только представьте как пугала «Война миров» читателей конца XIX века. Герберт Уэллс написал свой роман настолько ярко, до жути правдоподобно и впечатляюще, что книгу помнят и любят даже спустя 121 год после выхода.

На сюжете романа подробно останавливаться нет смысла, его знают если не все, то большинство любителей фантастики. Поэтому кратко: на Землю прилетают марсиане с завоевательными намерениями. Люди пытаются дать отпор, но получается плохо. «Война миров» сильно цепляет своей мрачной атмосферой и демонстрацией большого количества возможных моделей поведения человека в условиях грядущего тотального уничтожения. Нечто подобное позже показывал Дж. Уиндем в «Дне триффидов». При этом роман имеет еще и политический подтекст и многими читателями того времени воспринимался как критика внешней политики Великобритании. Интересно и то, как Уэллс переворачивает картину мира, показывая «цивилизованного» человека не колонизатором, а жертвой. И тот факт, что в финале

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
марсиане умирают от земных болезнетворных бактерий, вполне может быть отсылкой к гибели британских солдат от каких-нибудь болячек в какой-нибудь Индии. А может быть это снова перевертыш, обыгрывающий то, как европейские колонизаторы принесли индейцам оспу, тиф, корь и прочие «радости жизни».
В общем, роман дает много пищи для размышлений.

Естественно, произведение, ставшее всемирно известным, не могло оставаться без вольных продолжений. Первое из них вышло почти сразу после оригинала – это было «Эдисоновское завоевание Марса» Гаррета Патмена Севисса. Дальше больше: вольных продолжений «Войны миров» вышло довольно много и некоторые из них были написаны такими известными авторами, как братья Стругацкие («Второе нашествие марсиан»), Лазарь Лагин («Майор Велл Эндью»), Кристофер Прист («Машина пространства»), Дэвид Брин («Париж покоряет всех») и др.

«Война миров» — хороший научно-фантастический роман, который читается с интересом и сегодня. У него есть ряд неплохих экранизаций (например, фильм Стивена Спилберга 2005 года), есть и ряд интересных продолжений (например, Кристофер Прист неплохо совместил идеи сиквелов «Войны миров» и «Машины времени» в своей «Машине пространства»). И наверняка он еще не раз вдохновит людей сделать что-то значительное.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самый известный роман Герберта Уэллса, «Война Миров». Во первых, он примечателен уже самим своим сюжетом. Много есть произведений о вторжении злых пришельцев на Землю, но этот роман — единственный достаточно достоверный и не наивный, который даёт представление о том, как бы такое вторжение выглядело не в 20-21 веке и не в будущем, а в веке 19-ом. В «Войне миров» сочетается винтажная историчность и научная фантастика. И особенно ценно то, что этот роман и написан в 19-ом веке, именно из него растут корни всех прочих произведений на эту тему.

Кроме того, обращает на себя внимание изображение войны, как таковой. Причём написано это ещё до обеих Мировых Войн. Тогда ещё фантастическим казалось описание того, как в совершенно мирную местность, далёкую от полей сражений, вдруг приходит война. Люди оказываются к этому совершенно не готовы; вначале они не воспринимают происходящее всерьёз, но очень быстро повсюду начинаются паника, хаос и разруха.

В романе представлены психологически очень достоверные примеры того, как общество в целом и отдельные люди реагируют на происходящие ужасы. Есть и мысли о сущности людей, как таковых.

В общем, «Война миров» — классика не только фантастики, но и просто литературная классика.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх