FantLab ru

Герберт Уэллс «Когда Спящий проснётся»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Голосов:
880
Моя оценка:
-

подробнее

Когда Спящий проснётся

When the Sleeper Wakes

Другие названия: The Sleeper Awakes / Когда проснётся Спящий; Когда спящий пробудится; Когда человек проснётся; После двухвекового сна; После дождика в четверг; После дождика в четверг. Когда спящий проснётся; Сон и пробуждение м-ра Грагама; Спящий пробуждается

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 76
Аннотация:

Грэхэм не мог заснуть несколько дней, он испробовал все средства, но все напрасно. Когда же ему наконец-то удалось заснуть, оказалось, что его сон продлился двести лет. За это время в мире произошло очень многое, даже нашествие марсиан, но главное было то, что за прошедшее время его капитал, благодаря умелой политике опекунов, достиг баснословных размеров. Грэхэм оказался практически властелином мира. Вот только его пробуждение помешало Белому совету, органу который правил его состоянием, а значит и миром. И теперь Спящему предстоит сделать выбор — какая судьба ждет этот мир дальше.

Примечание:

«The Sleeper Awakes» (1910) — новая редакция романа «When the Sleeper Wakes».


Входит в:


Экранизации:

«Спящий» / «Sleeper» 1973, США, реж: Вуди Аллен



Похожие произведения:

 

 


Борьба мировъ. Сонъ и пробуждение м-ра Грагама
1901 г.
Когда спящий пробудiтся
1909 г.
Когда Спящий проснётся
1909 г.
Спящий пробуждается
1919 г.
Рассказы
1925 г.
Когда Спящий проснётся
1929 г.
Собрание сочинений. Книга 1
1930 г.
Собрание сочинений. Книга 2
1930 г.
Герберт Уэллс. Избранные научно-фантастические произведения в трех томах. Том 3
1956 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1956 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1957 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 2
1964 г.
Война миров. Когда спящий проснется. Рассказы
1987 г.
О дивный новый мир
1990 г.
Спящий пробуждается
1993 г.
Люди как боги
1994 г.
Собрание фантастических романов и рассказов. Том 3. Когда спящий проснется. Первые люди на Луне
1994 г.
Война миров. Спящий просыпается
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 3
1996 г.
Когда проснется Спящий
2002 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 7. Когда проснется спящий. Под властью любви
2002 г.
Билет в детство
2005 г.
Когда спящий проснется
2011 г.
Когда спящий проснется
2011 г.
Когда спящий проснется
2011 г.
Когда спящий проснется
2011 г.
Когда Спящий проснется
2017 г.
Война миров
2017 г.
Машина времени
2018 г.
Война миров и другие романы
2018 г.
Когда спящий проснется
2018 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 2
2019 г.

Аудиокниги:

Спящий пробуждается
2009 г.

Издания на иностранных языках:

When The Sleeper Wakes
1899 г.
(английский)
When the Sleeper Wakes
1910 г.
(английский)
Amazing Stories Quarterly, Winter 1928
1928 г.
(английский)
When the Sleeper Wakes: A Critical Text of the 1899 New York and London First Edition, with an Introduction and Appendices
2000 г.
(английский)
When the Sleeper Wakes
2019 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь, что из всей книги мне понравилось всего несколько глав, но они написаны так мастерски, что я роману готова была поставить все 10 баллов, Поэтому сегодня буду говорить только о понравившемся.

Первое, что понравилось — это декадентская завязка. Сколько человек может прожить без сна? Специалисты говорят 5 суток, а потом начинается «сдвиг по фазе.» Так вот Уэллс начал историю с того, что знакомит нас с ГГ, который страдает от глубочайшей депрессии и многодневной бессонницы. Я живо представила его состояние, т.к. относительно недавно сама не спала 1,5 суток и это было ужасно. Мне не нужно было ничего, кроме того, чтобы меня никто не трогал, было крайнее раздражение на себя и обида на весь мир из-за того, что не можешь заснуть и делать тоже ничего не можешь. Оцепенение. Но потом проблемы которые мучили и которые остались на тот момент нерешенными, стали на какой-то момент неважными и далекими и наступил долгожданный сон. Поэтому проблема ГГ для меня оказалась близкой и прочувствованной.

Кроме того мне понравилось описание побега из помещения, куда поместил Грэхема «Белый совет» и паркура по крышам города. С учетом современных технологий, если бы сейчас надумали экранизировать роман, получились бы захватывающие картины ночного города с высоты даже не птичьего полета, а с высоты полета самолетов малой авиации. Вообще при чтении всего романа чувствовалась некотрая архаичность, как в слоге, так и в описании мира, событий и изобретений, но только не при чтении этой главы.

Ну и самые-самые на мой взгляд гениальные моменты — это главы в которых описывается сама Революция. Несмотря на то, что это события будущего, автор описал восстание под копирку с Великой Французской революции. Хотя как истрия теперь показывает — все революции похожи и все идут по одному и тому же сценарию. Так и в романе: вожди и их свита с определенной атрибутикой, в данном случае в черных плащах, вокруг толпа состоящая от головорезов и студентов, до мамаш с детьми и стриков, желающих всего чего угодно лишь бы не того, что в настоящее время, лидеры толпы становящиеся на короткое время властителями, а в дальнейшем этой же толпой свергаемые. Описание столкновения масс с отрядами красной полиции мне показалось даже как-то совсем по-современному, с затаптыванием жертв, с облавами при загараемых специально фонарях и затишьем в минуты темноты, с бегом толпы и пр. Меня это захватило и в итоге эту главу я даже перечитала.

Все что происходило в дальнейшем меня уже интересовало гораздо меньше, так как было ясно что главный герой — это человек, который оказался орудием в руках сначала своих опекунов «Белого совета»,а потом революционеров. И что режим Острога долго не продержится, что последует дальнейшая реакция масс, которые почувствовали свою силу.

Не могу не сказать еще об одном моменте, который меня насторожил, а именно о расистских воззрениях автора, которые проявились в романе. Не могу сказать, чтобы было как-то уж совсем неожиданно, все-таки человек жил в 19 веке, однако такое проявление неприязни автора к чернокожим было для меня открытием. Я не так много читала произведений автора, но ранее я такого за ним не замечала.

А еще при чтении этого романа у меня постоянно помимо ассоциаций с историческими событиями возникали также сходства с книгой Юрия Олеши «Три толстяка», что тоже очень хорошо.

В итоге скажу, что роман замечательный и хочется увидеть когда-нибудь серьезную во всех смыслах экранизацию этой книги. И чтобы не было ни гротеска, ни фантасмагории, ни тупых шуток, а была бы просто фантастика)

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вначале романа название — Спящий пробуждается нравилось больше, то после чтения, конечно уместней, правильней и эпичней именно Когда спящий проснется. Эта поговорка нашла в романе своё отражение. Что-то вроде нашего: После дождика в четверг или Когда рак на горе свистнет.

Молодой художник повстречал на берегу человека, который пожаловался ему на бессонницу. Чувствуете насмешку автора? Это даже не цветочки. так ростки. Дальше оказалось, что он мечтает выспаться. Но до этого он очень сильно не хотел не спать, потому что время во сне течёт бесцельно и ему жаль его терять. В итоге, он думает самоубиться. Естественно, художник его отговаривает. Эту фразу надо слышать, Михаил Поздняков ее очень проникновенно читает:

- Ну, наркотики все таки лучше.

Очередная мечта сбылась. Он все таки заснул.

Встреча художника и родственника Спящего прошла через 20 лет. Мы узнаем, как сложилась их судьбы.

А дальше, прошло 203 года.

Насколько верно получилось у автора описать будущее, мы вряд ли узнаем до конца.

Но я еще в 7,5 лет думала о катящихся дорогах (дорога из школы была очень длинная — почти две остановки каждый день в одну сторону). Хайнлайн тоже дважды минимум писал о них. Я так понимаю, это одна из пока несбывшихся наших мечт, которые объединяют меня с авторами.

Началась главная история и в ней наш спящий оказался бесправным, но Властелином мира.

В прямом смысле этого слова. И я тут же взяла на карандаш не первую, но очень казалось бы притянутую за уши нестыковку о том, что просто состоятельный человек, держа свои деньги в банке сможет за сто или больше лет настолько увеличить капитал, чтобы всё и всех купить

А ничего подобного!!! Когда наш герой попытался убежать от положенной, но непредложенной судьбы, он встретил одного старца, который любил поболтать о прошлом и многое стало на свои места.

После побега начался экшен, который лучше слушать, чем читать. В бумаге бы я его пролистала по диагонали, зато к диалогам, уже прослушанным, возвращалась и перечитывала не раз.

Дальше пошло погружение в мир будущего.

Ух, как правдиво автор написал об образовании, как точно подметил!

Кстати, Уэллса ещё не запретили на Западе? Его герой очень не толерантно отнесся к негритянским полкам, вызванным, чтобы усмирять бунты.

Главная мечта героя — летать. Я посмотрела год написания 1911. Сейчас 2020. Я ни разу не летала, но это здорово, что есть такая возможность. Восторг героя был очень заразителен.

О феминизме тоже хорошо автор сказал. Но привязал это течение к внешности дам. Сами виноваты. Я про женщин. Сразу вспомнила спектакль. Наш. Там героини, чтобы предотвратить войну, сначала отказали в близости своим мужьям, а потом стали их соблазнять. Успешно. Война была окончена.

А когда герой стал печалиться о народе, мне все время вспоминались стихи Филатова. Вне контекста. Но уж очень это чувство героя напоминала грусть царя. А мне печалиться об абстрактном народе тяжело:-)))

Дальше опять экшен.

И он будет до самого конца. Если было только аудио в наличии, я бы подумала. что книга не окончена, так быстро наступил финал. Но, ничего подобного.

Мне понравилось. На 15-ти томник замахнуться не решилась из-за нехватки места, но с удовольствием ещё купила бы пару-тройку у изданий.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Антиутопия, человек уснул и проснулся в удивительном новом мире. Самым богатым человеком, в мире где правят деньги. В Мире где его считают почти полубогом.

Произведение концентрируется на проблеме расслоения капиталистического общества, когда народ делится на отдельные малосвязные миры, мир богатых имеющиъ все и мир бедных, живущих в рабском состояние. Люди среднего достатка тут тоже есть, но они губят свою жизнь в постоянных, бессмысленных развлечениях, которые им с радостью подсовывают. Богатые власть держащие абсолютно безразличны к проблемам основной массы населения, при этом для внутренней грызни с готовностью мобилизует толпу псевдореволюционными лозунгами. Обещая все, но не давая потом ничего. До разделения на морлоков и элоев еще далеко, но общество уверенно движется в этом направление.

Конечно, подробно расписанная техническая состовляющая мира современному читателю покажется наивным. Но оно тут совершенно не главное. Произведение в первую очередь об общественных проблемах, которые с тех пор не изменились. О человеческом выборе, между собственной жизнью полной удовольствий, и судьбой миллионов других людей. И в этом плене книга совсем не состарилась.

Всем любителям классической, социальной фантастики, книга просто обязательна к прочтению.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Предисловие

Уэллс опубликовал две версии романа:

1. When the Sleeper Awakes — 1899 год.

2. The Sleeper Awakes — 1910 год.

Различия между ними, насколько мне известно, косметическо-стилистического свойства, но для предельной ясности укажу, что нижеидущий отзыв написан после прочтения «When the Sleeper Awakes» в переводе Е. Бируковой.

Про что

Грэхэм, человек девятнадцатого столетия, страдает от бессоницы. Избавление приходит к нему в чересчур радикальном виде: наконец-то заснув, он впадает в анабиоз, в котором пробудет следующие 203 года, чтобы очнуться в новом мире, в котором его имя знает каждый, многие относятся к нему как к богу, а власть имущие до крайности опечалены его пробуждением...

Как написано

Обычно, когда герой оказывается в абсолютно чуждом для себя мире, автор, слегка помучав неизвестностью, всё же относительно быстро разъяснит ему (и читателю соответственно) общие правила нового мира, а уяснение деталей будет идти по ходу. В «Когда проснётся Спящий» к моменту, когда Грэхэм получит кое-какое представление о функционирования мира будущего, пройдёт уже почти половина сравнительно немаленького (в полтора раза больше «Войны миров», например) романа,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и диктатура Белого Совета (мягко говоря, масштабное событие по меркам книги) успешно падёт без какого-либо прямого вмешательства главного героя,
которого вместе с читателем Уэллс всё это время заставляет блуждать в темноте и неведении как фигурально, так порой и буквально.

Только на отметке в две трети книги у главного героя наконец-то появляется внятная мотивация: он возжелает

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
свою номинальную власть превратить в реальную, перехватив бразды правления у нового вождя Острога, к народу относящегося не лучше предыдущих его владельцев. Вот оно, думаешь ты, понеслась, а когда Острог сеет в сознании Грэхэма зерна сомнения в том, что к народу вообще стоит проявлять гуманность и милосердие, так вообще радуешься, ибо вот они, моральные терзания героя, которому предстоит совершить выбор: всё-таки попытаться помочь морально деградировавшему обществу, не понимая полностью правил этого общества и рискуя собственной жизнью, или забыться в исследованиях бесконечного арсенала развлечений, доступного ему как полубогу? Но Уэллс успешно разочаровывает, ибо никакого выбора Грэхэму делать не придётся, так как Острог включит режим ИГИЛ, и концовка превратится в обычный боевик за всё хорошее против всего плохого.

Вердикт

Страниц много, сюжета мало, главный герой в основном переживает из-за того, что не понимает, что происходит, а когда наконец понимает и начинает рефлексировать, а сюжет всё-таки обнаруживается, все читательские надежды быстренько казнят финальной пальбой. Описание ужасов капитализма на примере планеты, поглощенной одной гигантской корпорацией, — это, конечно, важно и интересно, и вообще, считай, киберпанк за век до Уильяма Гибсона, но это не сюжет. 5/10.

Вероятность повторного прочтения: отсутствует.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличное произведение! Интересны фантазии автора о грядущем будущем в чем-то далекие от истины, в чем-то обратившие взгляд дальше наших современных достижений, в чем-то предсказавшие наш мир. История Грэхэма, на мой скромный взгляд, напоминает эдакого Ленина, пробудившегося в наше время и ставшего символом возрождения социалистического государства. А его гибель в финале книги — это своего рода рождение символа, идола или даже божества для поклонения.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитал « Спящего» после 30- летнего перерыва, и, наверное, зря. В детстве мне нравилась эта книга. Завораживала сама идея: обычный человек, проспав 200 лет, просыпается Правителем Земли! К тому же фантастику в СССР издавали дозированно, а про жанр антиутопии мы, советские школьники, и слыхом не слыхивали. Сейчас я вынужден признать: испытание временем роман не выдерживает. Слишком много здесь недостатков. Персонажи — в основном картонные. Грэхем, главный герой, всю книгу остается в роли наблюдателя, решаясь на поступок лишь в финале. Мир будущего ( аэропланы в конце XXI века!), извините, не убеждает. Негры, которых главный злодей использует в качестве наемников — это какой-то дикий расизм. Волновавшая Уэллса тема мировой революции уже не актуальна. Христианскую символику ( в названии — цитата из Ветхого Завета, Грэхем по сути — новый Мессия) оценят далеко не все. Что же получается? «Спящего» можно разок прочитать, что называется, для общего развития. В конце концов по тексту рассыпано немало интересных мыслей. «Настоящий правитель — тот, кто подвергается наибольшей опасности и берет на себя самое тяжелое бремя...» Эх, где они, такие правители?

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитал читанный еще чуть не пол века назад роман. Впечатление мало изменилось. Скучный, неинтересный. Безликие герои. Собственно, герой один — сам спящий. Остальное какие-то безликие толпы якобы народа. Все куда-то бегут, что-то рушат, что-то кричат. Именно так — что-то и кто-то. Ни ГГ не понимает их языка и их целей, ни автор даже не пытается как-то объяснить. И так вся довольно объемная книга. Странно, что к этому времени Уэллс уже написал и Невидимку, и Борьбу миров и Машину времени. Видимо сказалось увлечение автора социализмом. В странном представлении о нем как о стихийном, бездумном и бессмысленной бунте... Прочитать стоит лишь для полноты представления об авторе.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И все же это очень даже хороший роман. Во многом социальный, во многом утопичный, во многом просто человечный. И просто увлекательный. Автор сумел нарисовать такой сюжет, что чтение позволяет забыть о реальности и читать без остановки несмотря на время его написания. А это первый признак классического произведения, которое будут читать всегда.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Случайно эта, только что напечатанная, книга попала мне в руки. Я 10-летний школьник практически не видевший фантастики (в то время её просто не печатали) был поражён до глубины души. Это был какой то совершенно иной мир, не имеющий ничего общего с тем миром в котором мы жили. Постепенно страница за страницей вводили меня в новую для меня среду. Это конечно же трудно понять современному школьнику с первых же шагов окружённому бесконечным морем фантастики и фэнтези в котором можно сразу заблудиться. Я не мог заблудиться просто потому что вокруг ничего другого не было. И по сей день благодарен Уэллсу талантливо описавшего придуманный им мир не похожий на тот в котором я жил. Хотя этот роман и не входит в число его самых популярных произведений но на самом деле он очень хорош и его стоит прочитать любому молодому человеку чтобы лучше понять этот мир. Кстати он, как и большинство произведений Уэллса, вызвал много подражаний многие из которых горадо более известны чем оригинал :))

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для антиутопии — очень наивный роман. Прочла исключительно из-за любви к жанру, а это Уэллс всё-таки. Поведение ГГ детско-джентльменское, злодеи не страшные, народный бунт без крови, любовь как в советских мультфильмах. Сказка.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Печально, когда любимый и уважаемый тобой автор начинает писать о том, чего не знает и в чем не разбирается. Если Лондон в «Железной пяте» показал довольно точную и вполне возможную деградацию капитализма в олигархию, Уэллс же, кажется, вообще не понимает, в чем суть капитализма, иначе никогда бы не стал описывать мир, в котором одна компания сумела захватить власть над всем земным капиталом. Можно, конечно, предположить, что это метафора, но Уэллс — не Замятин, его романы всегда конкретны и точны. И дело даже не в том, что объективных предпосылок для такой мировой фирмы нет и быть не может, а в том, что это, по сути, главное предсказание в книге, и оно протухло еще при жизни автора. Конечно, в книге есть еще много более мелких, но, кроме точного описания аэропортов и подъема влияния психотерапии, все остальные представляют собой очаровательную отсебятину — вроде стеклянной крыши над Лондоном: Уэллсу не пришло в голову, сколько это будет стоить, сколько будет стоить содержание подобного сооружения, какой большой вред она нанесет и сколько мало пользы от нее будет.

При чтении книги создается ощущение, что спал не только главный герой, но и все остальные: общественные отношения остались неизменными с конца XIX века, при описании различных отраслей промышленности Уэллс просто копирует современное ему положение вещей, в результате мы видим кашляющих и больных рабочих под тусклыми лампами. Время от времени автор пытается что-то придумать, но дальше стыдливого кивка на изменившуюся мораль не идет (забавно читать, как герой, посмотрев один-единственный «фильм», тут же понимает насколько «развращены» правящие классы и какую «жестокую борьбу за выживание» ведут все остальные). Сюжета по сути нет, мир показан через набор бессвязных и аморфных революционных выступлений, в которых Грэм вертится как сами-знаете-что в проруби, концовка предсказуема, герои настолько безжизненны, что напоминают меловые силуэты на месте преступления, все это очень скучно и вызывает сомнение в авторстве. Ну правда же, неужели автор «Двери в стене», «Хрустального яйца» и «Новейшего ускорителя» мог написать такую примитивную халтуру?!

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало очень понравилось. А в середине появилось и уже до конца присутствовало лёгкое разочарование. Вначале была сказка, потом настала реальность (всё-таки позволила себе подобным образом выразиться, учитывая фантастический жанр произведения). Обман, предательство, шильно-мыльная смена власти... Каюсь, порой меня раздражала наивность главного героя. Хотелось крикнуть ему: «Проснись! Проснись ещё раз! Тебя же так не хитро обманывают и используют!». Но я тут же себя осаждала — он ведь аж из девятнадцатого века, надо быть снисходительнее. И говорила себе: «Вот тебя бы сейчас, из начала двадцать первого да перекинуть бы в серёдку двадцать третьего, да наделить бы тебя властью при этом... Посмотрела бы я!» Всё же Грэхэм — хороший человек, смелый и благородный. Он поступил так, как должен был. Я им горжусь.

P.S. Ну, как же это так — заснул обычным человеком, а проснулся Правителем земли! Я тоже хочу!

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших произведений Уэллса!

Однако мне совсем не понравилась концовка: какая-то скомканная и примитивная, словно из дешевого боевика! А идеи были такие интересные...

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

- Подумать только! Сделаться обладателем всего на свете благодаря сну! Как это удивительно!

Многие из нас хоть раз да мечтали о том, чтобы однажды, не затрачивая для этого никакого труда, вдруг в одночасье стать богатым и знаменитым. Или даже стать правителем Земли. Как правило такие мечты одолевают в детстве, а в более зрелом возрасте именно они помогают человеку достичь в жизни определенных высот. Хотя, становясь навязчивыми, такие мечты могут довести и до сумасшедшего дома. Но не будем о грустном... Главный герой романа Уэллса — англичанин Грэхэм сумел воплотить в реальность эти весьма наивные мечты. И усилий для этого ему много не понадобилось — нужно было всего лишь прободорствовать подряд шесть суток, а потом крепко-накрепко заснуть. Заснуть и долго спать, очень долго, на протяжении нескольких столетий и при этом умудриться не умереть. А проснуться уже властелином мира, самым богатым человеком на планете, владеющим большей частью поверхности земного шара. Вот только власть его чисто номинальна, реально она принадлежит Белому Совету, известному так же как Совет Опекунов. Именно благодаря нескольким поколениям опекунов Грэхэм стал так фантастически богат. Изначально они представляли обычный опекунский совет, который был назначен для управления небольшим капиталом, который был у Грэхэма к тому моменту, когда он заснул. Затем к нему прибавился капитал его брата и ещё одного человека, того самого художника, в доме которого он и погрузился в сон. Только благодаря умелому управлению капиталом и агрессивной политике его скромные накопления переросли в беспрецедентную и практически ничем не сдерживаемую финансовую и политическую мощь. В мире будущего Грэхэм стал Спящим Богом, а Белый Совет его пророками, несущими народам Земли его волю. И эти пророки были весьма недовольны тем фактом, что Спящий, так долго исправно служивший фундаментом их власти, проснулся. Идея расставания с практически неограниченным могуществом совершенно не пришлась по душе Совету Опекунов, что тут же породило в их кругу логичную мысль как можно быстрее избавиться от внезапно очнувшегося Грэхэма.

Если составлять рейтинг самых знаменитых писателей-фантастов, то имя Герберта Уэллса непременно попадет в первую десятку, а может даже пятерку. И, хотя его фантастические романы были написаны на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, они всё ещё сохраняют свою популярность, несмотря на то, что с момента их публикации прошло более ста лет. Но помнят в основном «Войну миров», «Машину времени» и «Человека-невидимку», чему явно поспособствовали многочисленные экранизации этих книг, «Спящий» же остается в тени. А, между тем, это весьма любопытное произведение — одна из первых антиутопий, увидевшая свет аж в 1899 году. Автор разворачивает перед читателями грандиозную картину мироустройства, разительно отличающегося от того довольно чопорного викторианского мира, хорошо знакомого его современникам. По Уэллсу, в мире, кроме владений Спящего, останется лишь пара более-менее влиятельных государств — Германия и Россия. Население Земли сосредоточено в огромных, накрытых стеклянными куполами мегагородах, где между циклопическими зданиями, соединенными массой мостиков и канатных дорог, тянутся самодвижущиеся улицы, а небо над городом перемешивается лопастями сотен ветряков, снабжающих электроэнергией весь город, в котором никогда не гаснут огни. Над ветряками мелькают шустрые аэропилы и проносятся стремительные аэропланы. При чтении описаний города на ум тут же приходят картины из знаменитого «Метрополиса» Фрица Ланга, который, быть может, при создании своего бессмертного творения руководствовался как раз описаниями Уэллса. Но, читая описания Лондона будущего — города, где высится «головокружительная громада фасадов, мрачных и таинственных, с непонятными тусклыми надписями», хочется мысленно заменить «тусклые надписи» на «неоновые», чтобы тут же получить классическое киберпанковское описание города. Автор отводит столь много места на рассказ о Городе, что, поневоле, начинаешь воспринимать его, как ещё одно действующее лицо. Во всей Англии осталось лишь четыре города, в которых сосредоточено всё население Туманного Альбиона, деревень же нет вовсе. Само население большей частью состоит из «синих» рабочих (называемых так из-за цвета их униформы), находящихся фактически на положении рабов. Все остальные ведут весьма комфортный образ жизни, причем розовой мечтой для всех является попадание в Города Наслаждения, где можно вплоть до самой смерти придаваться всевозможным развлечениям и удовольствиям. Да и смерть там — это тоже удовольствие, благо процедура добровольной эвтаназии разработана уже давно и отработана до мелочей. Воспитание подростающего поколения целиком и полностью переложена с плечей родителей на плечи воспитателей, а обучение в школах, чтобы сделать его как можно более комфортным и необременительным, ведется как в полуигровой форме, так и с применением гипноза. Автор рассказывает так же о множестве различных технических новинок, большая часть которых сейчас может вызвать лишь улыбку. Так, например, на страницах появляется кинетоскоп — аналог нашего видео, только вместо кассет или дисков двойные цилиндры, а экран круглый. Интересны и его описания авиационной техники: малой — аэропилов, и крупной — аэропланов. Он подробно рассказывает о способе управления аэропилом: для поворотов используются отверстия в крыльях, которые могут затягиваться мембранами, а для набора высоты или спуска — передвигающийся вдоль корпуса воздушного судна по штанге мотор, благодаря чему, видимо, смещается центр тяжести. А вот одного момента, связанного с описанием устройства аэроплана я не понял: длина аэроплана 1000 футов, а длина пассажирской кабины 500 метров — это как если 1 фут равен 0, 3042 метра? Может быть имеются ввиду 500 футов, а метры появились при переводе? Хотя, с другой стороны, есть ещё один схожий пример: в мире Спящего на смену десятиричной системе счисления пришла двенадцатиричная (хоть убей, не пойму, чем она лучше привычной нам), автор долго рассказывает читателям о ней, приводит названия новых чисел (так, например, аналог нашей сотни, десятка десятков, гросс — дюжина дюжин), а затем, в сцене разговора Грэхэма со Стариком, Старик вдруг прямым текстом заявляет, что ему семьдесят лет (!) — как такое может быть, если «семьдесят» — это «семь десятков», а он всю жизнь считал дюжинами? Вообще, с прогнозами Уэллсу не особо повезло — он сильно промахнулся, прогнозируя затухание революционных настроений в мире и покупку капиталистами политических партий; через несколько лет после написания книги в России началалсь революция со всем известным результатом. С чем это связано ясно не до конца, ведь в тексте романа он сам периодически дает понять, что ему не чужды взгляды социалиста: «Придет время, когда перестанут приносить в жертву массы людей ради немногих, когда каждый рожденный женщиной будет иметь свою неотъемлемую долю во всеобщем счастье» или «Мы сами воскресили старые мечты о всеобщем счастье: все равны, все должны быть счастливы, нет роскоши, доступной только немногим, — идеи эти были забыты в течение двух столетий». Да и весь разговор Спящего с Острогом о настоящем и будущем мира можно легко разобрать на цитаты — многие фразы из него не устарели и по сегодняшний день. Лишь с ветроэнергетикой он стопроцентно угадал — сейчас эта сфера получения электроэнергии, как экологически чистая, бурно развивается.

Образ Грэхэма вышел у автора несколько невнятным и противоречивым. После пробуждения его пассивность не вызывает удивления, ведь ему довольно сложно осознать тот факт, что он проспал более двухсот лет и мир уже никогда не будет таким, как прежде. Но вот трусость этим не оправдывается, а ведь он через несколько дней позорно сбежал во время восстания, организованного Острогом для свержения Белого Совета. В то время, когда тысячи людей проливали свою кровь во имя Спящего, он отсиживался в темном переулке и разговаривал со Стариком. Зато спустя ещё несколько дней он, демонстрируя чудеса героизма, в одиночку задерживает армаду аэропланов, несущих отряды черной полиции для разгона нового восстания. Где же он настоящий? Каким Грэхэм был до сна, как изменился после? Нет ответа. Складывается такое впечатление, что для Уэллса фигура главного героя была совсем не главной. Основной своей задачей он видел донесение до читателей собственных взглядов на развитие общества и пути оптимизации оного. А человеку просто не нашлось места в этих построениях.

Итог: роман явно проигрывает на фоне других, более знаменитых произведений автора. Эмоциональная выхолощенность ничуть не идет ему на пользу. А ведь история Грэхэма, жизнь которого долго слабо тлела, чтобы потом, ярко вспыхнув, озарить людям путь к свободе, вполне могла быть и более увлекательной. На мой взгляд лучше уж перечитать ещё раз «Машину времени» или «Человека- невидимку». Рекомендовать могу лишь читателям, желающим проследить корни такого несомненно интересного жанра, как антиутопия.

P. S. В книге есть небольшая отсылка к роману Уэллса «Война миров»:

» — За это время была война, — сказал Избистер.

- Да, пришлось её пережить.

- И потом эти марсиане».

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман меня совершенно не впечатлил. Вроде и задумка ни чего, но все как то очень наивно, просто и скучно! Может это и читалось в то время когда была написана книга, но сейчас често говоря не прет.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх