fantlab ru

Герберт Уэллс «Война в воздухе»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Оценок:
328
Моя оценка:
-

подробнее

Война в воздухе

The War in the Air: And Particularly How Mr. Bert Smallways Fared While It Lasted

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 42
Аннотация:

Когда производство летательных аппаратов поставлено на поток, постоянно дает о себе знать военная область. Стоило государствам обзавестись крупными военно-воздушными силами, как их потенциал был испытан в мировой войне.

Люди построили летающие бомбовозы и летающие дредноуты с пушечным вооружением; неисчислимые воздушные флоты атакуют и топят боевые корабли, германская армада во главе с флагманом «Фатерланд» превращает Нью-Йорк в руины, а Европу опустошает нашествие японцев и китайцев, которые передвигаются на одноместных летательных аппаратах с пулеметами, а потом высаживаются на земную твердь и пускают в ход мечи.

Примечание:

1908 — журнал «Новый журнал лит-ры, искусства и науки» (СПб.) №№ 1-5, В. Т. Тимофеев (Война в воздухе. Каковы были приключения мистера Берта Смолвейса, пока она продолжалась)

1908 — журнал «Вестник иностранной литературы» (СПб.) №№ 4, с.17-58, № 5, с., № 6, с., № 7, с., Д. А. Магула (Война в воздухе и, в частности, приключения мистера Берта Смолвэйса в течение этой войны)

Перевод Э. Пименовой впервые был напечатан в изд.:

1909 июль — журнал «Новое слово», июль 1909 г., стр. 34-52, август 1909 г. стр. 52-63.

1911 — М.: Польза, Антик и Ко (Универсальная б-ка № 282-285), 370(1) стр.

В журнале «Синий журнал» печатались отрывки. Продолжение — в №№ за 1915 год: №№ 1, с., № 2, с., № 3, с.12-13, №№ 5-11, №№ 14-18

Был ещё перевод: 1922 — М.: Госиздат (Всеобщая б-ка № 5), 320 стр., М. Шишмарёва.


Входит в:

— журнал «Синий журнал 1914'42», 1914 г.

— журнал «Синий журнал 1914'43», 1914 г.

— журнал «Синий журнал 1914'44», 1914 г.

— журнал «Синий журнал 1914'45», 1914 г.

— журнал «Синий журнал 1914'46», 1914 г.

— журнал «Синий журнал 1915`09», 1915 г.

— журнал «Синий журнал 1915`1», 1915 г.

— журнал «Синий журнал 1915`10», 1915 г.

— журнал «Синий журнал 1915`11», 1915 г.

— журнал «Синий журнал 1915`13», 1915 г.

— журнал «Синий журнал 1915`14», 1915 г.

— журнал «Синий журнал 1915`15», 1915 г.

— журнал «Синий журнал 1915`16», 1915 г.

— журнал «Синий журнал 1915`17», 1915 г.

— журнал «Синий журнал 1915`18», 1915 г.

— журнал «Синий журнал 1915`2», 1915 г.

— журнал «Синий журнал 1915`3», 1915 г.

— журнал «Синий журнал 1915`4», 1915 г.

— журнал «Синий журнал 1915`5», 1915 г.

— журнал «Синий журнал 1915`6», 1915 г.

— журнал «Синий журнал 1915`7», 1915 г.

— журнал «Синий журнал 1915`8», 1915 г.

— антологию «Последний человек. Мировая классика постапокалиптики», 2021 г.


Похожие произведения:

 

 


Новый журнал литературы искусства и науки
1908 г.
Война въ воздухѣ
1909 г.
Война в воздухе
1910 г.
Война в воздухе
1919 г.
Война в воздухе
1930 г.
Собрание сочинений. Книга 6
1930 г.
Собрание сочинений. Книга 7
1930 г.
Собрание сочинений. Книга 8
1930 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 4
1964 г.
Собрание фантастических романов и рассказов. Том 5. Война в воздухе. Рассказы каменного века
1995 г.
Последний человек. Мировая классика постапокалиптики
2021 г.
Война в воздухе
2021 г.
Война в воздухе. Когда Спящий проснется. Рассказ о грядущих днях
2022 г.

Периодика:

Синий журнал №42, 1914 г.
1914 г.
Синий журнал № 43, 1914 г.
1914 г.
Синий журнал № 44, 1914 г.
1914 г.
Синий журнал № 45, 1914 г.
1914 г.
Синий журнал № 46, 1914 г.
1914 г.
Синій журналъ № 9, 28 февраля 1915 г.
1915 г.
Синий журнал 1915 № 1
1915 г.
Синий журнал 1915 № 2
1915 г.
Синий журнал 1915 № 3
1915 г.
Синий журнал 1915 № 4
1915 г.
Синий журнал 1915 № 5
1915 г.
Синий журнал 1915 № 6
1915 г.
Синий журнал 1915 № 7
1915 г.
Синий журнал 1915 № 8
1915 г.
Синий журнал 1915 № 10
1915 г.
Синий журнал 1915 № 11
1915 г.
Синий журнал 1915 № 13
1915 г.
Синий журнал 1915 № 14
1915 г.
Синий журнал 1915 № 15
1915 г.
Синий журнал 1915 № 16
1915 г.
Синий журнал 1915 № 17
1915 г.
Синий журнал 1915 № 18
1915 г.

Издания на иностранных языках:

The War in the Air
1908 г.
(английский)
Вайна ў паветры
1931 г.
(белорусский)
Անտեսանելի Մարդը
1959 г.
(армянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот не самый известный роман Уэллса относится к его лучшим книгам и является подлинной жемчужиной научной фантастики.

Задолго до начала Великой Войны (позже получившей название Первой Мировой), когда все были уверены, что эпоха массовых кровопролитий уже позади, Уэллс с научной точностью и с памфлетной злостью предсказал грядущую тотальную бойню. Он не ошибся ни в чём (даже в том, что войну начнёт императорская Германия) , а отклонение реальности от предложенного сценария приключилось лишь потому что воздухоплавание развивалось не такими быстрыми темпами, как полагал Уэллс. В самом деле, если бы цеппелины и «фарманы» появились на десятилетие раньше, мировая война пошла бы не по линии окопов, а именно так, как предположил Уэллс: ковровыми бомбардировками городов и коммуникаций. И точно также, как в реальности возникла патовая ситуация «окопной войны», воздушные флоты не могли бы удержать контроль над разрушенными территориями. Как в романе, так и в реальности, выиграть войну по старинке, лишь при помощи армии, в новых условиях было невозможно. Тактическое и стратегическое мышление Герберта Уэллса удивительно профессионально!

Но, кроме масштабных сражений и впечатляющей картины упадка мировой цивилизации до уровня каменного века (позже другие фантасты сотни раз копировали эти описания Уэллса), в романе есть живые люди — недотёпа из английской провинции и молодой немецкий офицер. Тут Уэллс показал себя и тонким психологом и великолепным стилистом, а не только гениальным визионером и жёстким аналитиком. Соотношение грандиозных панорам и реакции на них маленького, заурядного — но очень интересного — человечка выдержано безупречно.

Это литература. Большая литература. И один из лучших романов Герберта Уэллса.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В романе очень чёткое и удачное противопоставление мирного, благополучного времени и послевоенной разрухи. Одни и те же процессы и строй породил и пиковый расцвет человечества, и его падение в бездну. Уэллс, конечно же, понаписал вещей, которые из-за современного эффекта послезнания кажутся нелепыми, да и сложность построения летательных аппаратов он сильно недооценил, но ведь не изобретения же здесь самое главное. Гораздо интересней, как автор разбирает человеческий социум и его реакцию на невиданное доселе волну разрушений и хаоса.

Достаточно яркими получились немногочисленные описанные воздушные сражения, впечатляют своей апокалиптичной эпохальностью разрушительные бомбардировки и мировая война, сокрушившая цивилизацию. Да и более бытовые эпизоды, вроде деятельности ловкачей-друзей в начале книги, пребывания ГГ на острове, его взаимодействии с немцами и прочими — всё было более чем круто. И хоть описания изобретений действительно очень забавно сейчас читать, но всё остальное практически не устарело. Мне вообще нравится эта черта автора — он хорошо совмещает удивительные в его время изобретения, описание которых устарело ещё при его жизни, с вечными и не изменившимися за век темами социального устройства и несправедливости.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно. Мне вот сложно определиться с окончательной оценкой данного романа. В чём-то он был неожиданным, в чем-то прекрасным… а в чём-то несобранным, распадающимся на куски.

Если в двух словах, то он, конечно, о том, как автор в 1908 году представлял себе мировую войну. И уже само это кажется невероятным прозрением. Но. Мне тут же вспомнился роман Алданова «Самоубийство», в котором черным по белому говорилось о стойком предчувствии глобальной войны, возникшем гораздо раньше, чем эта война случилась. Сам факт Мировой войны, «предсказанной» Уэллс после этого шокирует не так сильно. Но смотреть на роман с точки зрения научно-технических прозрений любопытно. Авиация (только зарождающаяся на тот момент) как одна из важных сил войны, пожалуй, имеет место быть (но не в таких масштабах), но детали смотрятся сейчас как некая научно-фантастическая альтернатива: летательные аппараты всевозможных конструкций (есть даже предшественники орнитоптеров «Дюны»), электрические пушки, ружья с кислородными патронами, надутые газом воздушные чудовища, разрушающие города и т.д. и т.п. Но, конечно же, суть не в этом. Как и не в попытке автора угадать ход и события такой возможной войны – впрочем, и тут пару раз у меня мурашки по спине пробегали: Германия как зачинщица и движущая сила войн, эдакий немецкий Наполеон, «война как кровопускание» из уст немецкого офицера – жутковато…

В романе продолжается авторская тенденция – его пессимизм по отношению к науке. Тут сами достижения науки подталкивают страны к войне; они будто просятся для военной службы, просятся пустить их в ход, для уничтожения людей. Как и в более известных романах Уэллса («Человек-невидимка», «Остров доктора Моро», «Пища богов» и т.д.) за изобретениями стоят люди, а люди бывают эгоистичны, за изобретениями стоят высшие сферы власти, а они бывают циничны и не гуманны. А тут и вовсе автор открытым текстом выводит беду всего из научно-технического прогресса, происходящего без роста духовности всего человечества, да ещё и помноженного на циничную «цивилизованность» общества.

Тут продолжение и второй тенденции автора – социальной сатиры. Роман начинается как социальная сатира, а главный герой предстаёт как типичный представитель цивилизованной молодёжи – не чистый на руку предприимчивый молодой человек, способный на обман и тёмные махинации, при этом больной тем типом «патриотизма» который радеет за войну за величие своей нации… лишь бы самому в этой войне не участвовать. Приключения героя в начале романа комичны (и частично будто бы выпали из другого романа автора – «Колёса фортуны»), но ирония со временем становится более горькой. И даже, позже, во время военных действий, на мой взгляд, слегка неуместной.

Я считаю это бедой романа – у него разные эмоции, и эти эмоции временами друг другу противоречат. У романа неплохой сюжет – герой оказывается втянут непосредственным зрителем первых, самых главных боёв войны в воздухе. Но автор при этом очень часто отвлекается на общую картину, подолгу рассказывая о расстановке сил, о социальной и технической стороне вопроса. И, в конце концов, понимаешь, что это-то важнее для автора, чем сам сюжет. Потом всё перерастает в понятный антивоенный пафос – в предчувствие мировой войны как в предчувствие гибели мировой цивилизации (этого, слава Богу, не случилось и после двух мировых войны, но такое нагнетание всё равно остаётся не лишним). Книга превращается в роман-предупреждение (и сейчас не менее актуальное, чем раньше), а концовка её даже в некое подобие постапокалипсиса. Злоключения героя тут – лишь наглядная иллюстрация. И хотя приключения его небезынтересны, роль его важна, да и сам герой меняется по ходу истории

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(от шапочного патриота, до человека познавшего ужасы войны, от человека всеми силами старающегося избежать кровопролития до мужчины без всяких эмоций всаживающего пули в грудь врага),
но эта придаточность его истории по отношению к описаниям глобальной войны и блокам философских и социальных размышлений чувствуется. И поэтому следить за ними чуть менее интересно, чем за событиями более известных книг Уэллса. Такие вот мои мысли и ощущения.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотя мир «летучих баллонов» Г. Дж. Уэллса и не оказался истинным пророчеством грядущих войн, произведение всё же осталось приоткрытой дверью в озарения, посетившие одного из великих визионеров ХХ века. Уэллс одним из первых наглядно показал хрупкость казавшегося таким незыблемым бытия — в мире надвигающихся Великих перемен. Это ощущение стало ещё более отчетливым оттого, что показано в восприятии «маленького человека», — с изрядной мудростью сумевшего уцелеть во всех уготованных ему переделках. И вернувшегося к родному дому.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много о этой книги не ждал, в топ-10 она обычно не входит, вот и судил по аннотациям. И очень зря, потому что это очень серьезный роман-антиутопия с детально продуманным техническим обоснованием и вполне динамичным сюжетом. В результате совершенно невероятного стечения обстоятельств одному рядовому заурядному англичанину Берту Смоллвайзу попали в руки чертежи секретного летательного аппарата, а сам он оказался на борту немецкого боевого дирижабля. Далее в качестве пассажира присутствовал при разгроме американского флота, бомбардировке Нью-Йорка и парочке воздушных сражений. А его робинзонада на острове возле Ниагарского водопада заслуживает написания отдельного романа.

В общем, здесь есть все необходимое: рассуждения о губительности техногенной цивилизации, анализ внешней политики начала 20 века, перерождение ГГ в серьезного ответственного человека, картина гибели цивилизации (здесь местами очень похоже на Войну миров) и авантюрно-приключенческий элемент. Он даже китайско-японскую угрозу предвидел!

Если скажем заменить дирижабли на самолеты-невидимки и добавить сотовую связь, то Уэллсу можно было бы присудить какую-нибудь литературную премию за самый злободневный роман-катастрофу.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман о глобальной войне, с последующим вымиранием и деградацией человечества. Апокалипсис и постапокалипсис. Причина начала войны очень простая — потому что могли. На дворе золотой век, «научно-денежный», по автору. Изобретения открытия, их внедрение в жизнь, социальные программы с бесплатной горячей похлёбкой и хлебом для неимущих, но нет романтизма, нет доблести военной. Поэтому, а также в связи с развитием техники и удешевлением воздушных кораблей — дирижаблей плюс аэропланов, все государства, в том числе и не принимаемые в расчет китайцы с японцами, создавшими Восточно-Азиатскую ассоциацию, втайне друг от друга готовились к агрессивной войне.

Ход войны описан Уэллсом вполне увлекательно, показан в основном глазами молодого английского авантюриста-предпринимателя, случайно попавшего на флагманский германский воздушный корабль во время подготовки атаки на Америку.

Но основное в книге это конечно идеи автора о том, что начавшись локальным конфликтом война в воздухе перерастет в войну всех против всех, уничтожения всех центров цивилизации, при этом никто не окажется победителем, проиграют — и навсегда — все люди, все человечество.

В общем, во многом весьма прозорливый прогноз для глобального катаклизма. Описание событий интересное, самих событий — множество, ни идейно, ни в художественной части книга, на мой взгляд, нисколько не устарела, а в части постапокалипса автор также проложил дорогу многим будущим последователям.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Практически уверен, что сегодня (будь оно издано сейчас) это произведение отнесли бы в раздел боевиков. Десятки страниц автор тратит на описание устройства воздушных аппаратов, расстановке сил, сражениям и убийствам. И надо отдать ему должное картина получается эпическая: война, где все воюют против всех, воздушное сражение на фоне заката, взрывы, кровь, грязь, смерть... Сегодня уже научились снимать такое кино с элементами мультипликации, которые не отличить от реальности, вспомните хотя бы трех мушкетеров... Так что фильм получился бы вполне зрелищно-привлекательный. Сам же по себе роман привлекает только тем, что автор опять первый нашел идею, тему и сумел красиво её подать читателю.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно теперь становится понятно откуда Алексей Толстой подчерпнул для «Аэлиты» необычную идею и внешний вид марсианских летающих лодок и велосипедов с крыльями... Собираюсь приобрести книгу и превкушаю удовольствия от прочтения.

Поистине, Герберт Уэллс — гениальный писатель-провидец!

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Воистину пророческая книга. Возможно то, что он предсказал Первую мировую войну не такое уж и достижение — она уже витала в воздухе, но уже тогда предвидеть нашествие китайцев — вот это предвидение!

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно воздушные аппараты Уэллса у некоторых вызовут улыбку на лице, но роман достоин читательского внимания.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Германия обзавелась крупными военно-воздушными силами, и напала ... на США. Уже смешно, даже для начала прошлого века. А как же Великобритания и Франция???

Летающие бомбовозы не стреляют из пушек — физика не позволяет. Воздушные флоты атакуют и топят боевые корабли бомбами, превращают Нью-Йорк в руины, а США опустошает нашествие японцев и китайцев, которые передвигаются на одноместных летательных аппаратах с винтовками в руках, а потом высаживаются на земную твердь и пускают в ход мечи. Потому что автор не верит в пулеметы.

А в Европе постапокалипсис... .

Классическая книга про упадок после катастрофы и маленького человека в жерновах истории.

За аннотацию отдельно надо поблагодарить сколькооторвичитаек...

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Восхитительная вещь! Доказательство того, что и среди фантастики ближнего прицела бывают шедевры. Хотя вещь для Уэллса далеко не из лучших. Производит впечатление несколько несерьёзного произведения — уж больно для 1908 года гротескные аппараты изображены, чуть ли не на уровне машин Жюля Верна.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх