fantlab ru

М. С. Парфёнов «Самая страшная книга 2018»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.64
Оценок:
114
Моя оценка:
-

подробнее

Самая страшная книга 2018

Антология, год

Аннотация:

В очередном сборнике «Самой страшной книги» вы прочитаете о цирке, в котором каждый день совершаются жестокие убийства, о бесчеловечных опытах в концентрационном лагере, о странной биотехнологической форме жизни в тундре, о деревне сектантов, ну и конечное маньяки, оборотни, вампиры, зомби и призраки тоже присутствуют на страницах этой книги!


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.46 (65)
-
7.64 (169)
-
7 отз.
  • Ю (2017), написано в 2016 // Автор: Ольга Рэйн  
8.05 (217)
-
7 отз.
6.37 (133)
-
7 отз.
  • Дрожь (2017) // Автор: Дмитрий Костюкевич  
6.39 (158)
-
7 отз.
7.52 (169)
-
8 отз.
6.53 (138)
-
7 отз.
7.10 (135)
-
6 отз.
6.02 (149)
-
6 отз.
6.41 (125)
-
6 отз.
7.70 (141)
-
5 отз.
7.48 (134)
-
4 отз.
7.17 (165)
-
7 отз.
  • Яг морт (2017) // Автор: Кирилл Малеев  
6.35 (125)
-
5 отз.
7.24 (129)
-
9 отз.
7.36 (192)
-
7 отз.
7.23 (129)
-
4 отз.
7.07 (130)
-
7 отз.
  • Голос труб (2017) // Авторы: Александр Матюхин, Александр Подольский  
7.40 (133)
-
6 отз.
  • Грех (2017), написано в 2017 // Автор: Максим Кабир  
7.34 (192)
-
7 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— серию антологий «Самая страшная книга», 2014 г.


Награды и премии:


лауреат
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2017 // Лучшая антология (выбор экспертов)


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Самая страшная книга 2018
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поймала себя на мысли, что новые сборники «Самая Страшная Книга» беру в руки с мягкой уверенностью в том, что если не все, то большинство рассказов мне понравится. В этот раз моя уверенность в очередной раз оправдалась: сборник очень удачный. По сравнению с другими, для меня он выделяется резким чередованием рассказов «ВАУ» («Гран-Гиньоль», «Ю», Большая игра», «Дрожь», «Корабль живых») и рассказов «ну так себе» («Большая и маленькая», «Яг морт», «За звездным океаном», «Вечная мерзлота»). Впрочем, рассказы, которые я оценила не слишком высоко, могут прийтись по вкусу кому-нибудь другому, откровенную халтуру в серию не пропускает таргет-группа. В книге много исторических рассказов, они изящно сплетаются со сплаттерпанком («Гран-Гиньоль»), классическими монстрами («Грех») и даже капелькой Лавкрафта (рассказ не укажу, ибо спойлер). Рассказы, действие которых происходит в наши дни («Папа придет», «Лазарь», «Большая игра») тоже на высоте. В общем, как и в любом сборнике серии «ССК» каждый найдет кошмарик на свой вкус. Любителям хоррора к прочтению рекомендую!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Закрываю ССК2018 и с чувством лёгкого сожаления ставлю книгу в шкаф. Сожаление, впрочем, быстро проходит, теснимое впечатлениями от прочитанного за эти дни. Образы, мысли, идеи. Персонажи, сюжеты...

Знаю, что ещё не раз возьму сборник в руки, как это часто случается с предыдущими книгами серии, чтобы перечитать некоторые вещи...

Замечаю вдруг, что отечественному хоррору становится тесновато на одной полке. Пять ежегодных антологий, три тематических сборника, два авторских, один сборник тёмного фентези, роман. (Это же просто здорово!)

Чертовски приятный вид!

Огромный труд: авторов, составителей, дизайнеров, иллюстраторов, корректоров, верстальщиков, координаторов, редакторов... ответственных, главных, редакторов серий...

Словом, медитирую минут пятнадцать и понимаю — мало. Мало мне! Ещё хочу! «Скелеты» хочу, «13 монстров», «Чёртовы пальцы»... От Кабира, Кузнецова, Костюкевича, Уманского, Подольского, Рэйн, Гелприна, Парфёнова, Громова, Тихонова, Кожина, Белова, Иванова, Землянухина, Провоторова, Павлова, Шолохова, Артемьевой, Щетининой... Больше ужасов, товарищи авторы (и простите, кого не припомнил сходу, ваши истории мне тоже нужны), но только непременно на бумаге, в аккуратном книжном блоке, в хрустящей обложке...

Такое, вот, скромное у меня желание))

А всё она... ССК 2018.

Которой, кстати, на складах издательства почти не осталось...

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Серия «Самая страшная книга» по-прежнему жива и чувствует себя хорошо. Более того, общий уровень рассказов неуклонно растет. «Самая страшная книга 2014» не вызвала у меня особых восторгов, и из 19 рассказов сборника лишь восемь были оценены мной на семерки-восьмерки. «Самая страшная книга 2018» понравилась гораздо больше, и из тамошних 19 рассказов лишь пять я оценил на шестерки. Прогресс, как говорится, на лицо. Ну и по традиции о понравившихся рассказах я напишу чуть подробнее.

Итак, истории, получившие от меня семь баллов:

• Ю. Лантан, «Вечная мерзлота». Довольно стандартный хоррор с использованием погодных условий и национальных верований. Группа врачей сталкивается с ненецкой нечистью и пытается от нее спастись. Читается бодро, автор хорошо владеет словом, но сюжет не отличается новизной, да и нечисть особо не запоминается.

• А. Кранк, «Лазарь». Вариация «Кладбища домашних животных». У семейной пары тяжело больной ребенок. Как далеко способны зайти родители ради спасения сына? А что если цена окажется слишком высокой? Написано добротно, но как-то без изюминки и интриги.

• В. Кузнецов, «Колокол (Горе дому сему)». Хороший исторический хоррор с лавкрафтианскими мотивами. Автору удалось передать дух времени и атмосферу. Ужаса в рассказе немного: небольшие подглавки в начале, в конце и по ходу произведения. Однако ужас этот добротный, да и историческая составляющая не подкачала, так что впечатления от рассказа остаются приятные.

• А. Матюхин, «Папа придет». Страшилка в духе «Баек из склепа». Пашка – выходец из детдома, которому государство выделило двухкомнатную квартиру. И этой квартирой пожелали завладеть нехорошие люди, решившие под Новый Год заставить Пашку подписать дарственную. Вот только не знали они, что ежегодно в ночь с 31-го на 1-е бывшего детдомовца навещает особый Дед Мороз… История тривиальная, но ладно скроенная и запоминающаяся.

• В. Громов, «Большая игра». Все мечтают сорвать куш в лотерею. Но иногда выигрыш приходится в буквальном смысле выстрадать. Эта история балансирует между тупой кровавой баней и социальным триллером. Балансировать получается хорошо. Рассказ не пугает, но временами заставляет читателя поежиться.

• О. Рэйн, «Девушка и остров». Парень и девушка приехали на остров отдохнуть. В процессе отдыха что-то пошло не так, и вот уже перед читателем труп, кровь, призраки, галлюцинации. Хороший рассказ, но, зная творчество автора, ожидал чего-то большего. Та же «Ю» трогала за душу гораздо сильнее.

Восьмерки:

• А. Уманский, «Гран-Гиньоль». Странный театр приехал в провинцию. Его представления отличаются жестокостью, на сцене показывают впечатляющие своей достоверностью сцены насилия, в том числе сексуального. В чем же секрет таинственной труппы? Рассказ очень атмосферный и интересен образом нечисти, а также отсылками к творчеству Маркиза Де Сада.

• О. Рэйн, «Ю». Этот рассказ можно было прочесть еще в «Даркере» за январь этого года. Очень трогательная история первой любви, которую обрывает маньяк. Вроде бы сюжет предсказуемый, но описано все настолько живо и образно, что за героев переживаешь как за своих знакомых.

• А. Искров, «За звездным океаном». Жилы-были дед да бабка. Была у них «скурвившаяся» дочка и небольшие проблемы с психикой у бабки. Однажды проблемы старухи внезапно прекратились, ведь нашла она себе в лесу новую дочку… Вновь очень атмосферный и интересный в плане нечисти рассказ. Автор хорошо владеет языком, жаль, интриги особой в этой истории нет.

• Д. Костюкевич, «Дрожь». «Оно» советского разлива. Ташкент шестидесятых, группа молодежи, монстр под городом. Хорошо передан дух времени, переживаниям персонажей веришь. Все описано очень здорово, вот только концовка кажется скомканной. Хотя это даже придает рассказу изюминки.

• Б. Гонтарь, «Висельник и ведьма». А вот этот рассказ ближе уже к «Ведьмаку», пусть и сеттинг не совсем фэнтезийный, а с уклоном в реализм. Общий мрачный настрой и разборка с ведьмой описаны хорошо, читать было интересно.

• И. Белов, «Рядом с тобой». Исторический хоррор с вариацией вендиго в провинциальной России первой половины ХХ века. Помимо самого чудовища, ужас наводят также поведение людей и ситуации, в которых эти люди оказались. В наличии три сюжетных линии, две временных линии, все это переплетается с детективом, триллером и хоррором.

• А. Матюхин, А. Подольский, «Голос труб». Четверо солдат-срочников самовольно покинули часть. Их побег был не продуман, и в результате друзья оказались в крайне необычном заброшенном городке. Ни к чему хорошему это, конечно, не привело. Перед нами тот случай, когда в рассказе все прекрасно и лишь из субъективных причин я не поставил ему высший балл. Уж слишком живыми получились главные герои, совсем другого финала для них хотелось.

• М. Кабир, «Грех». Еще один исторический ужастик. На этот раз с нотками нуара и в антураже ХIХ века. В городе появился кровосос, и его ловля обернется для главного героя неожиданными последствиями. Рассказ хорош проработанной атмосферой и характерами персонажей. Оставляет приятное послевкусие, а так как он последний в сборнике, то это послевкусие распространяется и на всю книгу в целом.

Сборник хороший и ровный, со своим настроением и логикой построения. Из всей серии я бы поставил его на второе место, сразу за «Самой страшной книгой 2017», лишь по одной причине – я не особо люблю историческую литературу. А в данном случае половина рассказов сборника написана с привязкой к истории. Объективно это не плохо, просто не мое. «Самая страшная книга 2017» была более разнообразной и впечатляющей. Тем не менее, если вы любитель хорошего хоррора, то сборник к прочтению рекомендуется. А если еще и поклонник исторической прозы, то рекомендуется настоятельно.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Самая страшная книга 2017» мне не понравилась и к сборнику 2018 года я подходил с опаской, которая, однако, не оправдалась. Антология оказалась ровной, качественной и, не в пример предшественнице, имела несколько просто отличных рассказов. И какой из них лучше, я, например, так и не смог выбрать.

К качеству произведений придираться смысла нет и те истории, что мне не понравились, можно запросто списать на мою вкусовщину. Я к примеру не люблю всяческие сплаттеры и смакование насилия. Нет, я не ханжа и не моралист, просто дело вкуса. И когда автор начинает описывать чьи-то «трепещущие кишки, выпавшие из распоротого живота», я испытываю не страх и не отвращение, а скуку. Не нравятся мне и истории о деревенском колдовстве и российском унынии. Все эти вымершие деревни, спальные районы, алкаши и гопники. Нет, в качестве антуража образы отличные, но когда они являются основой сюжета, это клонит в сон. По-моему не умеют еще российские авторы обращаться с богатым народным фольклором, зачастую прикрывая сочной матчастью банальные и скучные сюжеты и плоских героев.

Не буду оригинальным, если скажу, что авторы тяготеют к историческому хоррору, но и тут зачастую дают промашку, не выходя за рамки привычных устоявшихся клише. Если к примеру у нас есть рассказ про Гражданскую войну, то обязательно будут кровожадные красные, которые в конце концов получают по заслугам от неких мистических сил. Подумалось, что если вдруг в какой-то из следующих антологий будет рассказ, в котором языческая нечисть будет кромсать беляков, это будет выглядеть действительно оригинально. Просто глотком свежего воздуха.

Итак, по порядку:

ЛУЧШИЕ РАССКАЗЫ СБОРНИКА:

«Рядом с тобой» Ивана Белова

Военная разруха, голод, людоедство, вымершие деревни и трупы в канавах и на дорогах. Иной автор на этом и остановился бы. И так ведь страшно, зачем еще что-то придумывать. Но Белову хватило фантазии, изобретательности и такта наполнить рассказ живыми героями, интересной историей, некоей загадкой и почти детективным сюжетом

«Колокол (Горе дому сему)» Владимира Кузнецова

Смутное время, Сибирь, отряд из стрельцов и казаков. Беглые каторжники и опасное задание. Мастерский рассказ с потрясающей атмосферой. Может быть лишней была именно привязка к мифам Лавкрафта, но это нисколько не портит общего впечатления

ПОНРАВИЛОСЬ:

«Ю» Ольги Рэйн

Еще характерными для русского хоррора являются бесконечные споры о жанровой чистоте. Это мол хоррор, а это нет. Об этом писать можно, об этом — ни-ни. Данный рассказ я читал еще на «Чертовой дюжине» в далеком уже 2016 году и он прекрасен. Я не сторонник споров, но всегда отдам предпочтение отличному рассказу со спорной жанровой принадлежностью, чем слабому и неуклюжему, но «хоррору»

«Дрожь» Дмитрия Костюкевича

Хороший ностальгический рассказ, пусть я и не жил в том времени. Мастерское погружение в эпоху и работа с матчастью на уровне, без шуток, Дэна Симмонса

«Лазарь» Алана Кранка

Банальная на первый взгляд история о «злом» ребенке. Но автор умело играет с клише и штампами, выдавая в итоге что-то, пусть и не оригинальное, но интересное

«Папа придет» Александра Матюхина

Очень динамичный и милый рассказ. Настолько, насколько вообще определение «милый» применимо к истории про ожившего мертвеца в костюме Деда Мороза

«Корабль живых» Дмитрия Тихонова

19-й век и тайны жуткой общины скопцов. Вообще истории, в которых присутствуют сцены кастрации — это, прошу прощения за каламбур, удар ниже пояса. Но рассказ работает не только (и не столько) за счет этого. Он просто хорош

«Девушка и остро» Ольги Рэйн

Женская проза высшей пробы

«Грех» Максима Кабира

Мрачный нуар в декорациях Петербурга. Похотливый следователь и вампиры-сектанты — прекрасно

МИМО МЕНЯ

О рассказах из этой категории выборочно. Только о тех, о ком мне действительно есть что сказать

«Гран-Гиньоль» Анатолия Уманского

Отличную интригующую завязку автор свел к банальной резне

«Зверинец» Ксении Кошниковой

Отличный подростковый рассказ, который как влитой смотрелся бы рядом с произведениями Драгунского, Крапивина или Железникова, но «хоррорная» часть сюда пришита такими грубыми нитками, что в сборнике именно хоррора история кажется белой вороной

«Большая игра» Вадима Громова

Отличная задумка, но реализация на мой взгляд подкачала. В первую очередь в связи с некоторой многословностью, присущей рассказу, а также странного юмора. Все эти выражения вроде «белибердистика», «бред сивого гиппопотама», «сервер тебе в простату». Я люблю юмор в хорроре и всячески приветствую, но, видимо, не такой. Но в плане жанровых споров к Громову претензий нет. Да, это хоррор

«Закон равноценного обмена» Оксаны Ветловской

С самых первых строк я умолял автора ввести некий мистический элемент. Зачастую авторы путают в своих рассказах страшное и страшное. Концлагерь это страшно? Безусловно. Это страшно само по себе. Страшные вещи писали Василь Быков, Алесь Адамович, Эли Визель, Арт Шпигельман, Эрих Ремарк, Василий Гроссман, Анри Барбюс, но странно было бы видеть их рассказы в сборнике хоррора. Но когда мистика все же появляется, насладится рассказом не дают огромные логические дыры. Заключенные концлагеря спокойно перемещаются по лагерю, проникают на секретные объекты и безнаказанно убивают эсэсовцев? Заключенный, пусть и доктор, говорит надсмотрщице «пошла вон»? Нет, не верю

НЕ ПОНРАВИЛОСЬ

«Вечная мерзлота» Юрия Лантана

«Яг Морт» Кирилла Малеева

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пятая, уже юбилейная антология ССК оказалась… Лично для меня она оказалась ощутимым шагом назад. Особенно на фоне шикарного предыдущего тома. Да, в «Самой страшной книге 2018» есть превосходные рассказы, не спорю. Но попадались и недоразумения, омрачившие всё впечатление от сборника. И общий уровень оказался примерно как у ССК 2016, которую я считаю самой слабой книгой в серии, несмотря на наличие в ней таких шедевров, как «Веерное отключение» и «Африкан».

Начну с фаворитов сборника.

«Лазарь» Алана Кранка. Автор, я в восторге и мысленно жму Вам руку. Да, Ваш рассказ — вариация на тему «Кладбища домашних животных», но у Вас получилось превзойти Кинга! Именно так и должно было закончиться КДЖ, а не быстренькой резней в исполнении матерящегося, похабничающего ребенка (фанаты КДЖ, давайте посмотрим в глаза правде – концовка у Кинга не получилась, уж слишком она быстрая и сделана в стиле второсортного ужастика, а не «шикарной драмы о смерти», как любят выражаться превозносящие КДЖ фанаты). У Кранка тема с вернувшимся с того света младенцем подана правдоподобней, психологичней – и гораздо, гораздо страшнее. Реакция родителей, их попытки приспособиться к новой жизни со своим обновленным чадом, жуткие изменения в малыше… Пять баллов, однозначно! Желаю Стивену Кингу прочитать этот рассказ и покраснеть, что не закончил свою нетленку в таком же духе, погнавшись за дешевыми ужасами.

«Папа придет» Александра Матюхина. Рассказ вызывает две реакции – дрожь и умиление. Подобное мне встречалось лишь в «Сученыше» Олега Кожина. Замечательный образец трогательного хоррора. И я надеюсь, что, несмотря на неизбежный распад на молекулы, папа будет приходить к главному герою ещё.

«Большая игра» Вадима Громова. Что, Громов? Это тот самый, что отметился в ССК 2015 довольно неуклюжим рассказом «Маргарита»? Не верю! Потому что его рассказ в юбилейной антологии просто превосходен. Жесткий боди-хоррор, который я прочитал как на иголках. Он заслуживает экранизации. Желательно от Дэвида Кроненберга.

«Корабль живых» Дмитрия Тихонова. Лучший рассказ Тихонова из всех прочитанных мной на данный момент. Он доказывает, что для введения читателя в дрожь реки крови и жуткие монстры необязательны. Достаточно молитв и диалогов в исполнении полоумных сектантов! И, конечно, главная «фишка» этой секты впечатлила до жути. Хотя главный герой рассказа далеко не подарок, мысленно держал кулаки за то, чтобы он эту жуткую секту перебил. Рассказ отправляется в любимые, а Тихонов становится одним из моих авторов-фаворитов (до этого отношения с его творчеством складывались неровно – что-то нравилось, а что-то нет).

«Закон равноценного обмена» Оксаны Ветловской. Великолепно написанный рассказ, который в очередной раз заставляет задуматься, что реальные ужасы страшнее любого вымысла. По сути, мистика здесь и не нужна – хватает таких страшных декораций, как фашистский концлагерь. Но поскольку мистическая линия получилась увлекательной, то не стану на неё ворчать.

Рассказы, которые просто понравились.

«Зверинец» Ксении Кошниковой. В фавориты рассказ не попал по простой причине – ни разу не хоррор. Хотя несколько раз вроде как грозился обернуться им. Увы, не обернулся. Но написан рассказ очень увлекательно, большой объем не ощущается вообще.

«Рядом с тобой» Ивана Белова. Жуткая, неприятная история (хотя, по сути, это несколько историй), которая пробирала во время чтения, но длительного послевкусия не оставила. Все равно весьма достойно.

«Яг Морт» Кирилла Малеева. Кому как, мне этот рассказ понравился. Хотя жители деревни лишь ненадолго отсрочили свою погибель — что правда, то правда.

Рассказы, которые не оставили особого впечатления, но прочитал с интересом.

«Ю» Ольги Рэйн. Да, трогательно, да, поступок главгероя вызвал моё одобрение. Но читано уже подобное – хотя бы в той же громовской «Маргарите».

«Вечная мерзлота» Юрия Лантана. Крепкий, ровный хоррор. Быстро читается, а забывается, к сожалению, ещё быстрей. Ну и с образами героев автору стоило поработать получше – сильно безликими они получились.

«Девушка и остров» Ольги Рэйн. Затянутой показалась эта история, хотя сначала я был очень заинтригован. По ходу чтения накал спадает, и последние страницы я дочитывал уже без интереса. Тем не менее паранойя в рассказе зачетная.

Рассказы, которые не понравились.

«Гран-Гиньоль» Анатолия Уманского. Жаль, потому что самого автора я очень уважаю. Тем не менее рассказ не понравился. Единственное, что заинтересовало – реакция зрителей на показ ужаснейших пыток. Восторги, аплодисменты, «мы ещё придем»… Как это напоминает фанатов «Человеческой многоножки 2» и прочих «нетленок» подобного рода. Остальное не заинтересовало – бесконечная расчлененка под конец уже стала не на шутку раздражать, а для сплаттерпанка это смерти подобно.

«За звездным океаном» Алексея Искрова. Очередная вариация на тему того, что все люди мерзавцы, а нечисть может быть лучше их. Спасибо, не надо. Да и написан рассказ слишком уж просто, глазу зацепиться не за что.

«Висельник и ведьма» Богдана Гонтаря. Смесь хоррора и фэнтези. Любопытно, но, видимо, «не моё». Читал безо всякого интереса.

«Колокол (Горе дому сему)» Владимира Кузнецова. Увы, но мои отношения с творчеством Кузнецова категорически не желают складываться. Если «Навек исчезнув в бездне под Мессиной» мне понравился однозначно, то прочие его рассказы я дочитывал с трудом, борясь с зевотой и считая, сколько страниц осталось до финала. Так получилось и с «Колоколом». Понравился лишь финальный финт, запрятанный в последнем абзаце. Похоже, для меня Кузнецов так и останется автором одного хита…

«Голос труб» Александра Матюхина и Александра Подольского. Два отличных автора объединились, и что могло пойти не так? Судя по реакции других читателей, ничего. Значит, вновь спишем всё на вкусовщину – не понравились ни герои, ни здешние монстры, история показалась очень затянутой.

И напоследок рассказы, которые очень не понравились.

«Дрожь» Дмитрия Костюкевича. Удивительная ерунда, тем более удивительная, что вышла она из-под пера Костюкевича. Тот случай, когда автор напустил туману, а закончил всё поворотом, который у меня лично вызвал смех.

«Большая и маленькая» Ларисы Львовой. Омерзительные герои творят омерзительные вещи и получают на свою голову омерзительное возмездие… Честное слово, читать «Отличный способ скрыть убийство» из ССК 2015 было гораздо приятней, чем данный рассказ. Причем авторша добилась удивительного эффекта – уже с третьей страницы омерзение стал вызывать каждый абзац. Общее впечатление – словно на помойку заглянул, где черви в объедках копошатся.

«Грех» Максима Кабира. Вот уж действительно грех! Этот рассказ становится моим фаворитом, да в плохой категории – «самый скучный рассказ в серии ССК». Как я сумел его дочитать – загадка, но опыт повторю, только если замучает бессонница, ибо этот рассказ идеальнейшее снотворное. Жаль получить такое от автора великолепного «Африкана» и жаль, что именно подобное произведение и закрывает «Самую страшную книгу 2018».

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги из серии «ССК» издаются быстрее, чем я их читаю. Итог: отдельная стопочка русского хоррора на прочтение.

Добрался и разобрался, наконец, с «Самой страшной книгой 2018» с симпатишным «Dead» Морозом на обложке, который так и намекает: «Загляни в мешочек, удивлю». Не соврал дед, удивил местами, порадовал.

Разделю (как и с предыдущим ССК) рассказы условно на алмазы, неогранённые алмазы (куда вошло подавляющее число рассказов), стекло.

Алмазы.

«Папа придёт» Матюхина. Собственно, история про того самого Деда Мороза. Простая история, но пробирает до печёнок. Написано мастерски. Помнится (да нет, подсмотрел, естественно), в ССК-17 «Дальние родственники» Матюхина тоже в разряд «алмазов» поставил. Достойный продолжатель получился.

«Рядом с тобой» Белова. Прекрасная стилизация; жуткая история, в которой под вымыслом спряталась жуткая правда о смутных временах Гражданской войны; и «мамуня» (это слово я представляю исключительно голосом Руслана Покровского).

«Гран-Гиньоль» Уманского. Шикарная история. Неимоверно гармоничная.

Неогранённые алмазы (тут подавляющее большинство, но выделю несколько).

«Голос труб» Подольского и Матюхина. Здесь главный герой – это атмосфера рассказа. Холод буквально льётся со страниц. Основные герои, возможно, немного не дожаты, но это не сильно расстраивает.

«Ю» Рейн. Драматичная и пропитанная ностальгией вещь. Но местами и то и другое – с перегибом.

«Большая игра» Громова. Хороший боди-хоррор, который ощущался всеми частями тела, которым был причинён вред.

«Яг Морт» Малеева. Понравился язык, но немного разочаровал сюжет своей прямолинейностью.

«Закон равноценного обмена» Ветловской. Серп (да, да, тот самый) этого сборника. Такое кайфовое начало, что я автоматом вписал в «алмазы», но вдруг как-то всё изменилось в сторону «роялей в кустах». Грустно. Рассказ, тем не менее, очень хорош, но всё же начинался он, сидя в категории «отличный».

Стекло:

Оно есть. Какие-то рассказы просто не нравятся в силу того, что я им не подходящая ЦА, какие-то вызывают недоумение, и возникает вопрос: «Как этот рассказ смог пробиться в сборник?»

Итог: Сборник сохранил уровень ССК-17, что очень достойно, потому что вообще скептически отношусь к антологиям, ведь чаще всего один-два рассказа-локомотива тащат товарняк мёртвого груза. Тут всё иначе: гораздо больше самодостаточных рассказов и гораздо меньше балласта.

Крепкие 7 из 10.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв на «ССК-2018» я решил написать в схожем ключе, как и отзыв на предыдущую антологию 2017 года. Только в этот раз не буду сильно никого ругать и выделять худшие, по-моему, рассказы со всякими «анти-приставками». Выберу только один, на мой взгляд, лучший рассказ сборника, ну и попутно немного раскажу про каждую историю антологии и о своих впечатлениях от их прочтения. Регламент такой: буду читать рассказы по порядку и постепенно сравнивать: сначала первый рассказ со вторым, дальше тот, который понравится мне больше — с третьим и так далее. Определяющим параметром будет, естественно, моя оценка, в случае равенства предпочтение буду отдавать рассказу, который стоит в сборнике позднее. Таким образом, у рассказов из второй половины антологии, шансов одержать победу в моём рейтинге чуть больше, но, тем не менее, бывают такие сборники, в том числе и в «ССК» (вспомним «13 ведьм»), в которых лучшим рассказом многие признают самый первый, так называемую «открывашку». Также я решил так сделать (отдавать предпочтение более позднему по порядку рассказу антологии, в случае равенства оценок), чтобы оставить шансы другим произведениям, в случае выставления «десятки» любому рассказу, например, из середины сборника. В конце отзыва кратенько сравню «ССК-2018» с предыдущей, до этого единственной прочитанной мной, ежегодной антологией серии — «ССК-2017. Думаю всё понятно и пора приступать к главному, собственно к рассказам сборника и выбору лучшего, на мой скромный субъективный взгляд.

Итак, дуэль номер 1: «Гран-Гиньоль» Анатолия Уманского против «Ю» Ольги Рэйн.

«Гран-Гиньоль» написан в лучших традициях таких мэтров, как Ричард Лаймон и Клайв Баркер. Неплохой, пусть и незамысловатый сюжет, в меру «мясной» (жестокие сцены кровавого насилия прописаны достаточно красочно), в меру психологичный (тёмные стороны человеческой натуры, в случае безграничной вседозволенности, раскрыты неплохо), интересный необычный монстр со своей предысторией также имеется. Хороший рассказ, чувствуется рост Анатолия Уманского, как автора, по сравнению с дебютной «Америкой». Не совсем понял зачем в рассказе несколько страниц уделено будущему (ну или настоящему, так как с этого начинается рассказ) главного героя, то есть времени Гражданской войны и пребыванию в плену у вражеской стороны (не помню уже «красной» или «белой»). По-моему, и без этого рассказ здорово и полноценно смотрелся бы. И ещё, в недавнем интервью Анатолий намекнул на то, что возможно в дальнейшем перерабоет этот рассказ во что-то большее (повесть или роман). На мой взгляд, это очень хорошая идея, из «Гран-Гиньоля», действительно, может получится очень годный роман, так как в рассказе есть большой простор для творчества. Короче говоря, «Гран-Гиньоль» — очень мощная «открывашка» для антологии. Моя оценка: 8 баллов (это неплохая заявка, скажу я вам, так как до этого, из примерно 50 прочитанных мной рассказов серии «ССК» только три оценивал на 8 и более баллов).

Рассказ Ольги Рэйн «Ю» легко смог бы вписаться в антологию про маньяков, на подобии «13 маньяков» в той же «ССК». Неплохой психологический триллер, написанный отличным языком. Но..., блин, ну не нравится мне подобный стиль изложения, который наблюдается уже не в первом прочитанном мной рассказе Ольги Рэйн. Я бы назвал этот стиль — «рассказ на перемотке», когда в коротенький рассказ втиснут очень продолжительный период времени (несколько лет или даже десятков лет). Таким образом, на мой взгляд, очень мало времени уделено важным деталям. Лично для меня, это серьёзный минус. Ещё к минусам отнесу то, что рассказ написан от первого лица персонажа мужского пола, автором женщиной. Отсюда вытекают некоторые вопросы и сомнения по части психологии персонажа. Не люблю подобные приёмы, когда автор ведёт повествование от первого (подчёркиваю — от ПЕРВОГО) лица персонажа противоположного пола, не важно мужчины или женщины. Но в целом, рассказ, конечно же неплохой. Отдельное спасибо за сцену

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
дробления коленных чашечек маленьким молоточкем; получилось, действительно очень жутко
Что касается моей оценки этому рассказу: она невысокая, всего лишь шесть баллов. Почему так, смотрите чуть выше. Не люблю «рассказы на перемотке». Будь это повесть, другое дело, а рассказ, в котором охватывается продолжительный период времени, к сожалению, выше оценить не могу.

Таким образом, рассказ «Гран-Гиньоль» Анатолия Уманского одерживает уверенную победу в первой дуэли и продвигается дальше в борьбе за звание лучшего рассказа антологии «ССК-2018», по мнению Сергея755.)

Следующий претендент — рассказ «За звёздным океаном» Алексея Искрова. На мой взгляд, абсолютно проходной рассказ. Такое красивое название и такое слабенькое посредственное содержания. Кстати, так и не понял почему рассказ назван именно так? Кроме пары строчек в одном из диалогов в рассказе, эта фраза никак не обыгрывается. «Деревенский хоррор», в котором попутно пытаются поднять тему «отцов и детей» с проблемами современного общества: алкоголизм и наркомания молодых родителей и, как следствие — брошенные на произвол судьбы дети, со всеми вытекающими... Тема серьёзная, конечно, но вот исполнение в данном рассказе подкачало. «Картоннейшие» персонажи, особенно второстепенные, с, практически, напрочь отсутствующей мотивацией в своих поступках. Ещё жутко раздрожал весь этот деревенский жаргон. Оценка: всего лишь четыре балла. «Гран-Гиньоль» движется дальше, практически не заметив сопротивления со стороны рассказа Алексея Искрова.

Дальше рассказ Дмитрия Костюкевича «Дрожь». И вот здесь завязалась, пожалуй, пока что самая ожесточённая борьба. Отличная первая половина рассказа. Здорово, буквально за несколько страниц, раскрыты основные действующие лица. Вообще, интересный приём, когда в небольшом рассказе представлены взгляды с разных сторон, то есть от каждого важного персонажа. В крупной форме такое встречается гораздо чаще, в рассказах же обычно подаётся точка зрения, чаще всего только одного главного и ключевого персонажа. В рассказе же Костюкевича таких персонажей целых четыре и каждый по-своему важен. Также несомненный плюс рассказа — это декорации: Средняя Азия, разрушенный после землетрясения Ташкент. Очень колоритно и необычно. Недавно смотрел репортаж, посвящённый 30-летию землятрясения в Армении 1989 года и помню тогда подумал: «а есть ли литературные произведения на эту тему: выживания людей во время (и после) реальных природных катаклизмов, в первую очередь землетрясений, конечно же.» И тут мне попался такой рассказ. Пусть не Армения, а Киргизия, но тоже природный катаклизм, повлекший за собой серьёзные последствия и разрушения. Ждал, конечно, истории максимально реалистичной с минимумом мистических и фантастических допущений, так как считаю, что на таком материале можно написать серьёзную драму и напугать читателя, не прибегая к «помощи» всяких монстров.) Начало рассказа «Дрожь» даже позволило осторожно рассчитывать на подобное развитие событий. Но, к сожалению, я жестоко обманулся.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
После той самой «стрелки» в заброшенном полуразрушенном здании начался какой-то лютый трэш и угар и всё скатилось в обычный монстр-апокалипсис.
Концовкой остался жутко разочарован. Оценил рассказ на шесть баллов и то, благодаря отличному языку повествования и хорошей первой половине рассказа. Вторая же половина и концовка рассказа испортили все хорошие впечатления. Рассказ Анатолия Уманского, одержав очередную победу, движется дальше. Думаю, принцип отбора всем понятен и лишний раз очевидные вещи я больше повторять не буду.

От рассказа «Висельник и ведьма» Богдана Гонтаря ожидал повествования уровня «Костяного» Алексея Провоторова, который в своё время произвёл очень приятное впечатление. Возможно сыграли свою роль завышенные ожидания, но, тем не менее, до того эффекта, какой произвёл на меня «Костяной», рассказ Гонтаря не дотянул. Неплохое «дарк-фэнтези» со всеми необходимыми составляющими, но не более. Оценка: шесть баллов.

Дальше идёт рассказ Юрия Лантана «Вечная мерзлота». А вот этот короткий рассказ мне понравился. Во-первых, снова интересные нешаблонные декорации, на этот раз — полуостров Ямал. Во-вторых, стремительное развитие событий, без каких-либо провисаний. В третьих, неплохой лёгкий язык и стиль автора. Ну и в четвёртых, врачи в главных ролях, что лично мне всегда нравится. Уважаю эту профессию, сам в своё время хотел связать свою жизнь с медициной, но не сложилось.( Да, можно придраться к слабой проработке персонажей, к некоторой недосказанности и отсутствию объяснения важных моментов, но лично мне это не помешало получить свою долю удовольствия от прочтения этого рассказа и, считаю, что оценки 7 из 10 он вполне заслуживает. Но это только «семёрка».)

Рассказ «Лазарь» Алана Кранка. Что это вообще было? Для меня, это, наверное один из худщих рассказов, прочитанных в различных антологиях серии «ССК». Да что там, пожалуй, самый худший, разве что пара самых слабых, на мой взгляд, рассказов из сборника «13 ведьм» могут поконкурировать с ним в борьбе за это непочётное звание (не собирался никого ругать, но здесь просто не могу сдержаться, так меня «бомбит»). Во-первых, невооружённым глазом чувствуется, что автор рассказа «Лазарь» вдохновлялся творчеством Стивена Кинга. Отсюда и дробление рассказа на коротенькие отрезки (подглавки) и поднимаемые в рассказе темы. Тему смертельно больного ребёнка в семье, Стивен Кинг, на мой взгляд, блестяще раскрыл в романе «Дорожные работы»; вселившийся в ребёнка демон со всеми вытекающими был в романе «Регуляторы»; ну а тема утраты ребёнка и попытки вернуть его любой ценой отлично раскрыта в «Кладбище домашних животных». Но всего того, за что, лично я безмерно ценю и уважаю Стивена Кинга, рассказ Алана Кранка лишён напрочь. В первую очередь, речь идёт о психологической проработке персонажей. Если в произведениях Кинга безоговорочно веришь практически всем действующим лицам и понимаешь их мотивацию в различных экстремальных ситуациях, то автору рассказа «Лазарь» явно не удалось добиться подобного эффекта на читателя, ну, как минимум, на одного читателя.) Скучнейший и неинтересный главный герой (отец больного лейкозом ребёнка), поведение которого и мотивация в различных эпизодах рассказа, вызывает, как минимум, одни сомнения. Ну подумайте сами

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
забрать с больницы смертельно больного ребёнка, найти в Интернете сомнительное объявление, обещающее решение любой проблемы, заплатить 30 миллионов!!!, отдать больного ребенка на год!!! двум каким-то мутным типам. А самое главное, после чудесного «излечения» сына, через какое-то время полностью к нему охладеть до такой степени, чтобы испытывать только неприязнь к ребёнку и нежелание даже дотронуться до него.
И дальше, на мой взгляд, весь рассказ написан в таком ключе, что не верится не в единое слово. Второстепенные персонажи, начиная с супруги главного героя и продолжая коллегами по работе, настолько невзрачные и невразумительные, что даже сказать о них, особо нечего. Все эти мутные схемы на работе и в бизнесе, которым владеет главный герой, также выглядят настолько сомнительно, что складывается впечатление, что в реальной жизни подобное просто нереально. Некоторые сцены рассказа, по-моему, откровенно лишние, например,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
поход к бабке с целью изгнать вселившегося в тело ребёнка демона.
Ни к селу, ни к городу привязанное к рассказу упоминание проекта «Сколково», частью которого, якобы является та самая экспериментальная группа, взявшаяся за лечение безнадёжнобольного ребёнка. Неужели ничего пооригинальней нельзя было придумать? Плюс ко всему, написан рассказ предельно простым языком, я бы сказал, уровня школьника старших классов. Это, наверное, простительно для начинающего писателя, но в конкретном случае только усугубило общие отрицательные впечатления. А, ещё конкретно в этом рассказе встречается несколько жирнющих опечатак, которые бросаются в глаза. Это, конечно же не вина автора, вопросы больше к редакторам и корректорам, но, тем не менее. Короче говоря, сплошное разочарование. Жаль, что один из самых объёмных рассказов антологии (40+ страниц мелким шрифтом, как не крути, по сути даже небольшая повесть), оказался столь невразумительным и очень слабым, на мой взгляд. Оценил на 3/10, что в моей градации, пока что самая худшая оценка для произведений, которые прошли путь от файла на компьютере до издания на бумаге, причём, достаточно крупным, по нынешним временам, тиражём. «Двойки» и «единицы», пока что ещё не ставил, решил «приберечь» эти оценки на случай прочтения когда-либо откровенной графаманской халтуры, с которой, к счастью, пока что не довелось сталкиваться. Ангелова почитать, что ли?)

Ладно, движемся дальше. Рассказ Ларисы Львовы «Большая и маленькая». Второе подряд разочарование. Признаюсь, посещают мысли забросить это дело и отдать уже досрочную победу господину Уманскому с его «Гран-Гиньолем». Но я упорный и дочитаю таки сборник до конца, тем более во второй половине, и по общему рейтингу и по именам авторов, рассказы должны быть посильнее. Но, не исключаю, что сделаю небольшую паузу и часть антологии дочитаю попозже. Итак, что-то я начинаю отвлекаться. Рассказ Ларисы Львовой представляет собой стилизацию, под не пойми что, то есть не пойми под какое время. Имеется небольшая барская усадьба, на которой происходит всякая чертовщина

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
здесь по дому бродит призрак повесившейся много лет назад служанки и парочки её дочерей. Только в случае с дочерьми, это уже не совсем призраки в классическом понимание этого слова, а скорее духи, на подобии домовых, которые мстят всем обитателям дома и за свою мать, и за себя любимых, причём весьма изощрённо-извращёнными и кровавыми способами. Здесь приходит Сатана, или чёрт знает кто ещё с рогами, чтобы заключить сделку с горничной, в ответ оживляя случайно задушенного той наследника
В общем, вроде бы всё бодренько и кроваво, но, во-первых, на мой взляд, многовато всяких мистических историй намешано для небольшого рассказа
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как минимум, сделка с дьяволомом, на мой взгляд, в рассказе точно лишняя и практически никак не обыграна далее
Ну и, во-вторых, как же жутко раздрожал этот стилизованный язык повествования, со словечками, типа «кровя», «мамонька», «дитятко», «кофею» и словесными оборотами, типа «Аристарх Петрович отбылИ». Жёсткие кровавые сцены описаны неплохо, за что рассказу, пожалуй, можно поставить тэг «сплаттерпанк» в классификаторе. Но, после прочтения произведений главных зарубежных мэтров жанра экстремального хоррора, подобные описания, как в рассказе «Большая и маленькая» смотрятся уже как-то наивно и «по-детски». Например, сцена
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
родов повесившейся беременной женщины в недавно прочитанном мной романе «Муэрто-кон-Корне» Шейна Маккензи произвела на меня очень сильное впечатление, в рассказе же Ларисы Львовой схожая сцена не вызвала ровным счётом никаких эмоций
В общем, слабенький и проходной рассказ, на мой взгляд. Оценка: 4 балла из 10-ти.

Рассказ «Зверинец» Ксеньи Кошникой. А вот здесь приятно удивлён. Ничего не ждал от этого рассказа, отзывы некоторых авторитетных рецензентов, к мнению которых прислушиваюсь, обещали проходнячок, к тому же, практически не имеющий отношения к хоррору. На деле же всё оказалось очень даже неплохо. Неплохой мальчишеский психологический триллер с лёгким намёком на присутствие в рассказе мистики и потустороннего. Сцена в финале рассказа заставила меня вспомнить один изветный вопрос: «А был ли мальчик?». Неплохой лёгкий стиль повествования, хорошо, на мой взгляд, прописанный и проработанный главный герой рассказа (мальчик Антон), со своими проблемами и переживаниями, присущими всем подросткам его возраста. Незамысловатый, но стройный и логическизавершённый сюжет. Короче говоря, хороший рассказ. Оценка: крепкие 7 баллов. Лидирующие позиции «Гран-Гиньоля» чуть вздрогнули, но устояли. Посмотрим, что же будет дальше.

<Признаюсь, всё же сделал небольшую паузу и отложил сборник «ССК-2018» на пару месяцев, в связи с выходом нескольких ожидаемых мной книжных новинок. Но, спустя некоторое время вернулся к отложенной антологии и намерен дочитать оставшиеся рассказы уже без всяких перерывов.>

Итак, рассказ Ивана Белова «Рядом с тобой». Снова исторический хоррор, раскрывающий тему «голода в Поволжье» в первой половине ХХ века. Хороший рассказ. Имеется интересная завязка, далее повествования перескакивает примерно на два десятка лет назад. Описываются две параллельные сюжетные линии, которые сначала пересекаются между собой, а затем уже довольно грамотно вплетаются в третью линию, с которой всё и началось. Очень неплохая композиция, на мой взгляд. В рассказе имеется один весьма неожиданный поворот, который лично меня, признаюсь, удивил. Автор грамотно подводит читателя к возможному варианту развития событий, подкидывая всё новые и новые детали, и когда кажется, что всё вроде бы понятно, берёт и поворачивает всё с ног на голову неожиданным «вотэтоповоротом». Лично я купился на эти подводки автора и поэтому сюжетный перевёртыш в конце рассказа произвёл на меня впечатление. До конца не понятно имеется ли в рассказе какой-либо мистический или фантастический элемент. На этот вопрос ответ будет дан также в конце рассказа. В общем, хороший рассказ. Единственное, что не очень понравилось, или во что не совсем поверил, так это стиль написания части рассказа про миллиционера Сашку (завязка, действие в 1939 году). Показалось, что этот отрезок написан каким-то современным языком, а после фразы про то, как «Сашка достал планшет», подумал, что сейчас он его разблокирует и начнёт фотографировать предполагаемое место преступления.) Оценка: крепкие семь баллов. Почему не больше? Наверное потому, что из-за парочки восторженных отзывов ждал от рассказа чуть большего. Но, в целом, очень даже добротный рассказ в жанре исторического хоррора.

Рассказ «Колокол (Горе дому сему)» за авторством Владимира Кузнецова написан также в жанре исторического хоррора, но в отличии от предыдущего рассказа стилизован более грамотно и по авторскому слогу, лично у меня нет претензий. В этом плане Кузнецов очень хорош. Складывается впечатление, что автор, действительно, застал те времена (начало XVII века) и лично побывал в тех местах (Пелымский острог и его окрестности, непроходимая сибирская Тайга тех времён), о которых ведётся речь в рассказе. Живые диалоги, красочные объёмные описания, мрачная атмосфера. И вроде бы всё хорошо, но всё же перейду теперь и к минусам. Во первых, это рваный темп, из-за которого в самом начале рассказа практически известна его концовка, пусть и оставляя главный вопрос открытым. Дальше идёт длинная предыстория, которая чередуется с действием в «настоящем». Подобный приём, конечно, имеет право на существование, но лично мне он не очень нравится, предпочитаю всё же более линейный рассказ, а не чехарду из описаний «настоящего» и флэшбеков. Второй минус рассказа для меня — это главный монстр. Этот НЕХ из болота, неопределённого космического масштаба сильно отдаёт лавкрафтианским хоррором, который, опять же не очень люблю. Как вы поняли оба минуса, в данном конкретном случае, весьма субъективны, но, тем не менее, моя оценка всего семь баллов из десяти. А это значит, что рассказ Анатолия Уманского по-прежнему удерживает свои лидирующие позиции.

Рассказ «Папа придёт» Александра Матюхина приятно удивил. После двух подряд мрачных стилизованных под старину рассказов с историческим подтекстом, произведение Матюхина выступило в роли глотка свежего (то есть, современного) воздуха. Коротенький бодрый рассказ, в меру драматичный и трогательный, в меру жестокий и кровавый. Большой респект за колоритнейшего «Деда Мороза», которого очень детально и удачно, на мой взгляд, воспроизвёл на обложке антологии Алексей Провоторов. Короче, хороший рассказ, но всё же не шедевр. Оценка, как и двум предыдущим рассказам — 7/10.

Рассказ «Яг Морт» Кирилла Малеева. Снова исторический хоррор. Блин, не многовато ли? Из шести подряд рассказов, включая этот — четыре написаны в историческом ключе. Как будто читаю антологию хоррора «ССК-1922», например, а не «ССК-2018».) Рассказ Малеева, на мой взгляд, абсолютно проходной и даже на звания «крепкого середнячка» не претендует. Не понимаю, зачем его включили в антологию вообще, да ещё и поставили через один после рассказа «Колокол» Кузнецова, который гораздо сильнее и написан в схожем ключе. В «Яг Морте» в очередной раз обыгрывается заезженная тема «договора с нечистой силой», которая уже с разной степенью успеха раскрыта в тематической антологии про ведьм, да и в рассказах других сборников серии «ССК». В рассказе Малеева не совсем ведьма, а шаман, но суть от этого не меняется. Имеется попытка даже немного драматизировать историю,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
отдав в жертву невинную девушку (больную дочь одного из ключевых персонажей рассказа), но на меня это не произвело никакого впечатления.
Короче говоря, слабый проходной рассказ. Оценил на четыре балла из десяти.

Рассказ «Большая игра» Вадима Громова. Ну вот, наконец-то хоть что-то оригинальное для серии «ССК» — рассказ в жанре боди-хоррора, написанный весьма добротно. Начало и завязка вроде бы не предвещают ничего нового и оригинального: главный герой — среднестатистический холостях средних лет, который с недавних пор пристрастился к игре в различные лотереи, при этом всё ещё не переступил ту грань, когда вся зарплата уходит на это увлечение. Пока что всё в приемлемых масштабах и разумных пределах, то есть не более, чем просто увлечение. И вот, однажды в местном супермаркете («ХороШопе»)), где Захар (главный герой) затаривается лотерейными билетиками ему на глаза попадается «моменталка» новой лотереи с незамысловатым названием «Большая игра», причём в единственном экземпляре. Продавщица не может внятно объяснить каким образом этот билет появился в продаже, чем ещё больше подогревает интерес Захара. Дальше же всё развивается весьма неожиданно и стремительно. Стерев защитный слой с билета «Большой игры» главный герой оказывается участником дьявольской викторины, цена в которой очень велика, как становится понятно ближе к концу. Рассказ постепенно перетекает сначала в сюрреалистичный абсурдный трэш (все эти предметы, появляющиееся в различных частях тела), затем в кровавый боди-хоррор. В общем, мне понравилось. Единственное, показалось, что рассказ немного недокручен. На мой взгляд, если бы автор продлил бы «Большую игру» страниц на десять, описал бы второй тур игры или же зашёл бы ещё дальше и довёл бы Захара до какого-либо подобия «Супер-игры», со всеми вытекающими последствиями и возможными попытками соскочить, то есть выйти из игры до её финала, то рассказ от этого только выиграл бы. Ну и название рассказа и, соответственно, лотереи, конечно, можно было бы придумать поизящней, а то имеющееся слишком уж банально. Но, пусть уж лучше под незатейливым названием будет оригинальный и интересный рассказ, чем за витиеватым заголовком — проходная «пустышка». Короче, и в том виде, что есть, рассказ «Большая игра» очень неплох. Оценка: 7/10.

Рассказ «Корабль живых» Дмитрия Тихонова. Опять, блин, исторический хоррор. Хоть и нравятся мне некоторые рассказы, написанные в подобном ключе, но, по-моему, в сборнике «ССК-2018» их уже чересчур много, особенно в середине. Ну да ладно. «Корабль живых» Тихонова рассказывает об весьма изощрённой и извращённой секте, процветающей в отдалённой дереньке Тверской области, ах нет, проститес великодушно, конечно же, Тверской губернии (это же исторический хоррор, мать его так). Секта проповедует

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
равенство между полами и хирургическим путём переделывает мужчин в женщин и наоборот
В рассказе неплохой сюжет, хороший стиль письма (написано всё складно да грамотно, что, в принципе, свойственно Дмитрию Тихонову). Единственное только — тема различного рода сект мне не очень интересна, отсюда и невысокая оценка — только шесть баллов.

Рассказ Оксаны Ветловской «Закон равноценного обмена» поднимает интересную, во всяком случае для меня, тему нацистких (фашистских) концлагерей. На мой взгляд, на данной теме можно по-настоящему разгуляться авторам, пишущим в жанре хоррора, помня обо всех ужасах, которые творились в этих концлагерях. Рассказ Ветловской начинается неплохо и кажется, что автор сможет выдержать этот уровень и написала очень хороший рассказ, не прибегая к использованию различной чертовщины в виде мистических допущений. Но, к сожалению, мистическая составляющая в рассказе присутствует, причём, на мой взгляд, она сильно уж притянута «за уши». И это портит все приятные впечатления от начала рассказа. Короче говоря на таком материале могло бы получится укрошение сборника, на деле же вышел ещё один проходняк. Оценка: 5/10.

Рассказ Ольги Рэйн «Девушка и остров» начинается, как неплохой маньячный триллер (что мне понравилось), но очень быстро повествование скатывается в какой-то психоделический или наркоманский галлюценагенный бред главной героини (что не понравилось совсем). Причём вопрос о том: на самом ли деле происходили все эти мистические события на острове, или же только в воображении Ксюши (главной героини рассказа), находящейся под действием сильных медикаментозных препаратов, так и остаётся открытым до самого конца, и читателю только и остаётся, как принять одну из версий на своё усмотрение. Такую неопределённость в рассказах тоже не очень люблю и из-за этого скинул ещё пару баллов. Написан рассказ лёгким для восприятия, но при этом грамотным слогом, что свойственно для творчества Ольги Рэйн. Но вот по сюжету, у меня лично, есть серьёзные вопросы. Оценка: только пять баллов из десяти.

Рассказ «Голос труб» за авторством двух Александров (Подольского и Матюхина) не очень понравился. Немного знаком с творчеством обоих авторов и, если рассказы Матюхина в основном мне нравятся, то произведения Подольского — скорее наоборот. Отсюда делаю вывод, что в «Голосе труб» больше всё же от Подольского. Шучу, на самом деле, не делаю таких выводов, но почти уверен, что идея с трубами, разрывающими людей на куски принадлежит именно Подольскому. Ну а что, просто «ветки» из предыдущей антологии «ССК-2017» немного эволюцианировали.) Не очень понравились отсылки и аллюзии на произведения Стивена Кинга: больше всего на «Сияние» (боязнь взрыва котла в котельной — «надо следить за давлением»); упоминание неводомого «Оно» пару раз в тексте (с кинговским «It», конечно мало общего, но, блин, почему-то всегда раздрожает, когда неведомое и неопределённое зло вселенского масштаба называют этим термином, как будто в русском языке не хватает местоимений и других слов, чтобы обозначить подобное явление);

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сцена, в которой одного из сбежавших из части солдатов, вроде бы Толика, затягивает в щель между двух труб теплотрассы сильно напомнила похожую сцену из рассказа «Плот».
Так же подбешивали все эти параллели с компьютерной игрой «Сталкер», наверное, потому, что сам в такие игрушки, практичнски, не играю и не понимаю тех, кто может задрачиваться в них часами. Что более менее понравилось, так это предыстория заброшенного городка, в котором произошла какая-то катастрофа, что, как я понял, послужило толчком к формированию загадочного трубного НЕХа (ну или, пусть будет, трубного «оно»), или же катастрофа произошла уже «не без помощи» этой сверхсущности. Короче, этот вопрос, к сожалению для меня, так и остаётся открытым. А жаль. Если бы авторы чуть больше приоткрыли карты на всё происходящее, то рассказ, на мой взгляд, только бы выиграл. Ещё понравилась, если можно так сказать,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сцена про сваренного живьём Акопа (ещё одного из дезертиров). По-моему, это было, действительно жутко.
Короче говоря, смешанные у меня впечатления. Оценю рассказ, пожалуй, на шесть баллов, так как удачные моменты в нём всё же имеются.

Как и сборник «ССК-2017» антологию 2018 года завершает рассказ Максима Кабира. Если тогда это был небольшой и не лучший, на мой взгляд, рассказ автора — «Черви», то в этот раз — это рассказ «Грех», который произвёл на меня большее впечатление. «Грех» Кабира — детективная история с лёгким налётом мистики и чуть большим — нуара, а также с нотками самого Лавкрафта. Это вновь исторический хоррор, но на этот раз стилизация под XIX, если не ошибаюсь, век выполнена просто блестяще. Да, многовато непонятных для современного читателя терминов и фраз, но от этого рассказ не становится хуже, а напротив увеличивается уровень погружения в то время. Авторский слог Кабира, как обычно, очень хорош, к этому претензий нет абсолютно. Что тут ещё сказать, Кабир стабильно держит высокую планку, а рассказ «Грех», по мнению многих является одним из лучших в творчестве автора. Но... Возможно дело в том, что я, к моменту прочтения рассказа Кабира, уже немного устал от исторического хоррора, которого в «ССК-2018», пожалуй, чересчур много; возможно — от того, что я не очень люблю творчество Лавкрафта, как уже писал в этом затянувшемся отзыве, да и нуар, если честно, не очень признаю. Короче, рассказ «Грех» мне не очень понравился, но за блестящий слог, ниже, чем на семь баллов по десятибалльной шкале, я его оценить просто не могу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И, как уже поняли те, кто дочитал этот отзыв до конца, рассказ «Гран-гиньоль» Анатолия Уманского так и остался для меня не превзойдённым в сборнике «Самая страшная книга-2018», выдержав сравнение с восемнадцатью рассказами этой антологии. Поздравляю Karnosaur123 с заслуженной победой!

Небольшой обобщающий вывод. Антология «ССК-2018» понравилась мне меньше, чем предыдущий сборник 2017 года и от этого кредит доверия к русскому хоррору, который вырос после «ССК-2017», на этот раз напротив резко упал вниз. Для себя решил так, прочитаю следующую ежегодную антологию русского хоррора «ССК-2019», которая у меня уже куплена, и если в ней по прочтению не найдётся хотя бы трёх рассказов, которые я смогу и захочу оценить на восемь баллов и выше, то, пожалуй, перестану покупать эти ежегодные сборники и читать их целиком, а буду ограничиваться только лишь новыми рассказами тех авторов, творчество которых мне нравится. И ещё, парочка, не советов даже, а так, размышлений вслух от одного из многочисленных читателей серии «ССК». Может быть не стоит так растягивать или раздувать до 500-600 страниц ежегодные антологии серии «ССК»? Может стоит чуть ужесточить отбор и ограничиться 13-15 рассказами, пусть из-за этого сократится объём сборников страниц на 150 и будет в итоге не 600, а 400-450 страниц отборного русского хоррора? На мой взгляд, от этого серия только выиграет. И ещё, исторический хоррор, сам по себе очень интересен, особенно, когда речь идёт о нашей стране (России) с её богатой историей. Но, когда рассказы в этом поджанре (исторического хоррора) занимают добрую половину разнопланового и разносортного сборника, он начинает уже сильно надоедать. Если уж так много авторов присылают для отбора в ежегодные антологии «ССК» рассказы в жанре исторического хоррора, может имеет смысл составить тематический сборник из таких рассказов, а для ежегодников отбирать 2-3 рассказа в подобном ключе?

И напоследок немного статистики, на основании моих оценок, и сравнения двух антологий «ССК-2017» (1) и «ССК-2018» (2).

Средний балл: 1 — 6,62 (оценка: 7 баллов); 2 — 5,9 (оценка: 6 баллов).

Рассказов, которые в той или иной степени понравились (оценки: 7 баллов и выше): 1 — 8 рассказов, в том числе один, оценённый на максимальные 10 баллов, минишедевр, на мой взгяд (рассказ «Царский гостинец» Елены Щетининой); 2 — 8 рассказов.

Средних рассказов, которые либо показались немного недоработанными, либо просто поднимают не очень интересные мне темы, но при этом написаны неплохо (оценка: 6 баллов): 1- 8 рассказов; 2 — 5 рассказов.

Рассказов, которые не понравились (оценки 5 баллов и ниже): 1 — 5 рассказов; 2 — 6 рассказов, в том числе один, не понравившийся абсолютно, оценённый на 3 балла из десяти (рассказ «Лазарь» Алана Кранка).

Как видите, разница не так, чтобы и велика, но, тем не менее, лично для меня, сборник «ССК-2018» — это, однозначно, небольшой шажок назад, по сравнению с предылущей антологией 2017 года. Искренне надеюсь, что «ССК-2019» сделает шаг в обратном направлении и вернёт мою, немного пошатнувшуюся веру в русский хоррор.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Класс! Теперь одна из моих любимых сборников! Покупала себе в подарок на новый год и не пожалела, впрочем, как и всегда. С самой страшной книгой год 2018 начался страшно и интересно!!! С нетерпением жду 13 монстров и остальные книги серии!

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх