fantlab ru

Герберт Уэллс «В бездне»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.65
Оценок:
394
Моя оценка:
-

подробнее

В бездне

In the Abyss

Другие названия: В морской глубине; В пучине; На дне; На дне моря; На дне океана

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 85
Аннотация:

Океан — это целая вселенная, наполненная своими чудесами и красотами, и таинственным ужасом, прячущимся в недосягаемой глубине. Океан всегда был с нами, и мы за долгую свою историю не раз пытались проникнуть в его глубины. Увы, эти попытки ограничивались лишь погружениями ныряльщиков у берега и юркими экспедициями смелых моряков по мировому океану. И вот появился гениальный профессор Эльстед со своим подводным аппаратом, способным выдержать любое давление воды. Но может ли он догадываться, что ждёт его там, в бездне?

Примечание:

Существует графическая адаптация 1989 г.


Входит в:

— сборник «Thirty Strange Stories», 1897 г.

— сборник «История Платтнера», 1897 г.

— журнал «Мир приключений 1910' 8», 1910 г.

— журнал «Amazing Stories, September 1926», 1926 г.

— сборник «The Short Stories of H.G. Wells», 1927 г.

— антологию «The Pocket Book of Science-Fiction», 1943 г.

— антологию «First Contact», 1971 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents the Best Science Fiction of the 19th Century», 1981 г.

— антологию «Science Fiction A to Z: A Dictionary of the Great S.F. Themes», 1982 г.

— антологию «Mysterious Sea Stories», 1985 г.

— антологию «Cults of Horror», 1990 г.

— антологию «Глубина. Погружение 18-е», 2019 г.

— журнал «Горизонт, № 7, 2022», 2022 г.


Похожие произведения:

 

 


Разсказы
1901 г.
Армагеддон
1924 г.
В бездне
1925 г.
Рассказы о необычайном
1927 г.
Рассказы о пространстве и времени
1928 г.
Собрание сочинений. Книга 8
1930 г.
Фантастика
1935 г.
На дне океана
1937 г.
Повести и рассказы
1945 г.
Герберт Уэллс. Избранные научно-фантастические произведения в трех томах. Том 1
1956 г.
Избранное в двух томах. Том 2
1956 г.
Повести и рассказы
1956 г.
Избранное в двух томах. Том 2
1957 г.
Избранное
1959 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 2
1964 г.
Избранные произведения
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Рассказы
1981 г.
Избранные произведения
1983 г.
Рассказы
1983 г.
Волшебная лавка
1985 г.
Избранные произведения
1985 г.
Волшебная лавка
1986 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2002 г.
Машина времени
2010 г.
Когда Спящий проснется
2017 г.
Удивительные истории Amazing Stories 1926 №4,5,6
2021 г.
Неопытное привидение
2023 г.
Человек, который мог творить чудеса. Повести, рассказы
2023 г.

Периодика:

Мир приключений 1910' 8
1910 г.
Amazing Stories, September 1926
1926 г.
(английский)

Аудиокниги:

Армагеддон и другие рассказы
2010 г.

Электронные издания:

Горизонт, № 7 (33), июль 2022
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Thirty Strange Stories
1897 г.
(английский)
The Door in the Wall and Other Stories
1959 г.
(английский)
First Contact
1971 г.
(английский)
The Collector's Book of Science Fiction by H. G. Wells
1978 г.
(английский)
First Contact
1978 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents the Best Science Fiction of the 19th Century
1981 г.
(английский)
Science Fiction A to Z
1982 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents the Best SF of the 19th Century
1983 г.
(английский)
Mysterious Sea Stories
1985 г.
(английский)
Mysterious Sea Stories
1986 г.
(английский)
Mysterious Sea Stories
1987 г.
(английский)
У безодні
1988 г.
(украинский)
Cults of Horror
1990 г.
(английский)
The Birth of Science in Fiction
1991 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смелый для своего времени фантастический рассказ (учитывая, что на момент написания первая батисфера была построена лишь недавно, а по-настоящему глубоководные океанические спуски начались только в 1930-х).

Импонирует характер исследователя. Уэллс со своей неподражаемой иронией противопоставляет его лейтенанту с «богатым воображением». Впечатляюще и жутковато описан

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
подводный храм: «И что это были за стены — из пропитанных водою балок, спутанного кабеля, из кусков железа и меди, из человеческих костей и черепов!»

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сейчас эта история читается крайне наивно для всех, кто хотя бы поверхностно касался темы подводных исследований. Но разве за это мы любим творчество Уэллса? Это неторопливая история с прекрасной атмосферой таинственности и изучения пока что не познанного. Немного трагично, немного забавно (повеселил меня момент со сферой, раскалившейся из-за трения об воду), и очень интересно. Отдельно удалась идея о глубоководном народе, который неспособен подняться выше определённого уровня и воспринимает гипотетическую поверхность как нечто недоступное и не менее таинственное.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написано так давно, а читается так словно это совершенно новое слово в фантастике. Увлекает все: идея о подводном шаре, неведомых разумных существах на дне мирового океана, перипетии погружения, текст... Читается на одном дыхании и совсем забываешь, что современная наука...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

По идее перекликается с написанной позже «Маракотовой бездной» Конан Дойля, несмотря на то, что внешних отличий очень много. Атмосфера и сюжетная линия очень характерны для Уэллса, жаль только, что это короткий рассказ, в котором автор не успел особо разгуляться и развить свою задумку до исчерпывающих размеров. А концовка вообще для него характерна: мне уже начинает казататься, что это был излюбленный ход автора.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё никак не нахожу в своей душе отклик на произведения мэтра Уэллса. Ни «Машина времени» не пошла, ни «Война миров». И «Бездна» тоже кажется устаревшей, пресной и чересчур наивной.

Обычно морские рассказы манят меня сильнее, чем космические. В них ощущается реальные, «всамделишные» угроза и суровость. А здесь — нет.

Отдаю должное смелости фантазии автора (особенно для того времени, когда писался рассказ) и его влиянию на жанр фантастики, а также надеюсь на своё дальнейшее понимание его. А пока впечатления максимально средние.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, практически лишенный претензии на «научность», что в моих глазах только усиливает его достоинство. Уэллс просто свободно — и при этом естественно, органично, без малейших признаков натужности — фантазирует, избавляя себя от необходимости все дотошно и «рационально» объяснять (например, главный герой–рассказчик говорит, что даже не пытался объяснить, каким образом могли издавать голосовые звуки подводные существа, не обладающие легкими). «В бездне» полюбился мне еще в детстве, а уже во взрослом возрасте в моем сознании к этому рассказу почему-то очень прочно «приклеилось» определение «психоделический».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

по моему скромному мнению, история немного наивна, но это её ни сколько не портит, напротив, придаёт ещё большего очарования. её можно назвать романтичной:) возможно, такое впечатление создаёт недосказанность. давольно большая недосказанность, позволяющая читателям самим предполагать ход развития событий или пофантазировать на тему жизни подводных обитателей. мне такие авторсике уловки сильно по душе

Уэллс, как ему и свойственно, во время повествования вновь подкрепляет фантастические изобретения и явления научными доказательствами. молодец, что и говорить. голословным вымыслам не место в научной фантастике!

в целом, чтение доставило большое удовольствие:)

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще раз убеждаюсь, что Г.Уэллс стал неиссякаемым источником для современных, и не очень, фильмов. Его острота ума просто поражает! Но, к сожалению, этот рассказ меня не восхитил так, как «История Элвешема», как-то уж слишком сухо написано, не красочно, как мне показалось характеры героев не достаточно раскрыты... Вобщем «В бездне», если он действительно был задействован при создании фильма «Бездна» с «крепким орешком»:wink: в главной роли, был отлично доработан, и фильм получился славный.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересно, хоть и избыточно кратко описанное «приключение» в форме научного исследования. Рассказ читается как конспект ненаписанного НФ-романа и, в общем, понятно, почему роман не был написан: никакой контакт или конфликт между нами и обитателями бездны невозможен. Два типа разумных существ могут встретиться (как в рассказе) и посмотреть друг на друга, но это всё.

Что касается собственно обитателей бездны, то, увы, похоже, что Уэллсу стало банально лень продумывать, как могла бы выглядеть цивилизация, существующая на дне океана. Разумные существа не плавают, а ходят по дну, пользуются передними конечностями, как руками, и у них есть потребность опираться на хвост. Почему так? Просто потому что Уэллс банально скопировал человечествую цивилизацию. Это неубедительно и это большой минус рассказа. В «Хрустальном яйце» Уэллс был более изобретателен и более убедителен (при всей фантастичности исходной посылки).

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ из цикла «необыкновенных путешествий», составляющего большую часть творчества английского писателя. Кроме него, о тайнах моря и подводного мира писал только Жюль Верн (трилогия о капитане Немо). Этюд Уэллса более краток и менее масштабен, но по эмоциональному воздействию, пожалуй, более силен из-за высокой концентрации действия и интригующей недосказанности сюжета (куда пропал в финале главный герой?). В XIX веке океан практически не исследовался, и поверхность Луны была изучена учеными куда детальнее водных глубин. Так что подводные путешествия возбуждали законный интерес похлеще межпланетных перелетов: в глубины моря помещали как загадочную культуру Атлантиды, так и совсем неизвестную цивилизацию морских обитателей. Сама идея тайного сосуществования двух разнородных культур, одна из которых покорила сушу, а другая освоила океан, была весьма притягательной и казалась достойной упоминания. Позже к ней обращались и другие известные фантасты — Конан Дойль в «Маракотовой бездне» и, конечно же, Григорий Адамов в своей «Тайне двух океанов». При содействии таких вот энтузиастов в фантастику пришел особый жанр приключенческой прозы — прозы подводной романтики. Его вершиной, безусловно, является знаменитый фильм Камерона «Бездна». Аллюзии с рассказом Уэллса в нем выглядят вполне уместно.

-----------------

РЕЗЮМЕ: сказ про то, как обычный пилот батискафа стал богом для обитателей подводного мира. Одна из первых фантазий на тему покорения океанских глубин.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал в свое время в детстве, еще до всех последовавших затем фильмов. Был потрясен и взволнован, более того, впоследствии увлекся подводной тематикой.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

один из самых моих любимых рассказов. всегда было интересно знать,что творится в глубинах океана:smile:

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек все равно рвется к власти и неважно где это происходит : на вершине горы, новой планете, пустыни или океанской глубине. Власть и все тут!

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Похоже парню захотелось стать богом для обитателей бездны:pray:

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Подводные люди — это интересно. Судя по всему, они находятся на том же уровне развития, на котором мы находились в древности.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх