FantLab ru

Герберт Уэллс «Армагеддон»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.84
Голосов:
104
Моя оценка:
-

подробнее

Армагеддон

A Dream of Armageddon

Другие названия: Последняя битва

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 20
Аннотация:

Сны бывают разные… Некоторые сотрутся из памяти с приходом утра, некоторые мы смутно вспоминаем. Встречаются также и яркие сны. Но иногда сон может повторяться и преследовать. Какое влияние он окажет на вас и вашу жизнь?

Входит в:

— сборник «Twelve Stories and a Dream», 1903 г.

— сборник «The Country of the Blind and Other Stories», 1911 г.

— сборник «The Short Stories of H.G. Wells», 1927 г.

— журнал «Weird Tales» March 1926», 1926 г.

— антологию «New Horizons: Yesterday's Portraits of Tomorrow», 1999 г.

— сборник «The Door in the Wall and Other Stories», 1911 г.

— антологию «The Nightmare Reader», 1973 г.



Украденная бацилла
1916 г.
Долина пауков
1924 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 8. Армагеддон. Грядущие дни. Новый Макиавелли
2002 г.
Пища богов
2009 г.
Пища богов. Рассказы
2009 г.
Пища богов. Рассказы
2009 г.
Армагеддон
2010 г.
Остров доктора Моро. Первые люди на Луне. Пища богов. Рассказы
2010 г.
Остров доктора Моро. Первые люди на Луне. Пища богов. Рассказы
2010 г.
Пища богов. Рассказы
2010 г.
Собрание сочинений в одном томе. Фантастика
2010 г.
Чудотворец, Испытатели счастья
2012 г.
Война миров
2014 г.

Аудиокниги:

Армагеддон и другие рассказы
2010 г.

Издания на иностранных языках:

The Country of the Blind and Other Stories
1911 г.
(английский)
«Weird Tales» March 1926
1926 г.
(английский)
The Nightmare Reader
1973 г.
(английский)
The Nightmare Reader
1973 г.
(английский)
The Nightmare Reader: Volume Two
1976 г.
(английский)
The Nightmare Reader
1976 г.
(английский)
New Horizons: Yesterday's Portraits of Tomorrow
1998 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня рассказ словно распадается на две части. Первая — любовная. Такая страстная любовь, когда человек отказался от всего: карьеры, славы, возможности изменить мир... Это еще одно подтверждение, что женщины до добра не доведут, а вот разрушить могут всё. Часть вторая, которая и дала название рассказу, предчувствие великой войны, без смысла, без жалости, все со всеми до победного конца. И конечно текст: написано очень даже неплохо, слова увлекают и рисуют вполне живые картины. Чтение такого рода текстов одно удовольствия, даже можно не вникать в смысл, что-то есть такое магическое в сочетании букв и слов.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ все же из разряда музейных редкостей. Но это такого сорта музейные редкости, что заставляют сильно уважать их создателя. Не за размах дарования, который у Уэллса с годами становился все более скромным, а за умение предвидеть будущее...

Мировые войны были уже практически на носу. Человечеству предстояло пережить целую серию катастроф и потрясений, масштаб которых был таков, что мы вот и по сей день должны радоваться, что живем более или менее сносно в по сути дела постапокалиптическом мире. Но что в 1901 году,когда был написан «Армагеддон», что накануне августовских канонад 1914 года политики и генералы, финансисты и простой люд верили в безоблачное будущее, в неуклонное движение по пути прогресса, в то, что даже войны будут скоротечными и едва ли не бескровными...

А Уэллсу привиделись многомиллионные полчища и небо, потемневшее от летательных аппаратов тяжелее воздуха. Он узрел массовые партии едва ли не фашистского типа, управляемые безжалостными вождями. И столь же многолюдные толпы беженцев, бредущих по разоренной Европе...

Любому здравомыслящему человеку это показалось бы дьявольски бессмысленным бредом. И писатель даже пошел на уступку этому здравомыслящему созданию,представив свои озарения в форме снов, терзавших какого-то полубезумного клерка...

А еще хуже то, что с литературной точки зрения «Армагеддон» беспомощен. Очень много пафоса и трескучих фраз, романтических нелепиц и благоглупостей. Даже было бы лучше,если бы Уэллс переписал свои мысли в форме политического памфлета...

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, не понял почему уважаемые фантлабовцы недооценили данный рассказ. Рассказ многогранный, атмосферный, увлекающий и погружающий в себя, в антураж дирижаблей и пожелтевшей кинохроники, не знаю как лучше выразить — в атмосферу некой техно готики что ли:). Скука пребывания в сером и невзрачном вагоне, история неожиданного спутника, дилемма между правом на личную жизнь, любовь и спасением страны или даже мира, развязка и ощущение пустоты...

По-моему современным бумагомарателям редко удается достичь такой плотности упаковки мысли, достичь таланта писательства подобного Уэлсу. Ведь будучи еще на заре технологической революции, революции в жанровом и писательском ремесле, автор смог в своем творчестве предвосхитить или зачать много разных идей и направлений фантастики. Мне, читая его уже далеко не современное творчество, остается лишь удивляться, что смог бы творить автор, будучи он более знаком с современными успехами научных и инженерных возможностей, многим ли более поздним автором свойственен подобный дар предвидения и подобная широта поднимаемых в творчестве тем...

Тут автор в форме сна своего героя предрекает глобальный конфликт, предрекает решающую роль авиации в нем (и не надо улыбаться от дерижаблей, людям в эпоху, когда авиация делала лишь робкие первые шаги, сложно было отпустить фантазию настолько, чтоб представить возможности современной военной летающей техники). Предрекает также и роль отдельной личности в развязывании подобного конфликта, делает несколько мазков всеобщего безумия и фанатизма: подругу героя толпа покрывает бранью и позором за отсутствие значка безумца-диктатора на груди. Последствия войны и оружия недалекого будущего ужасающи... Рассказ-предчуствие, рассказ-предостережение Уэлса вышел в 1901г., но увы, как и тогда так и теперь, подобное предостережение — глас вопиющего в пустыне (даже оценка произведения об этом говорит), так и не был услышан, и через 13 лет началась первая мировая война. Потом была вторая, потом... интересно, а кого автор имел в виду под «обширной северной страной» с «шайкой мошенников» у руля, взявшей на вооружение «волнующие умы глупости и громкие лозунги»?

Но рассказ впечатляет не одним лишь масштабом предвидения. Краеугольным камнем автор ставит философский вопрос жертвы личностного в угоду всеобщему благу, причем в большинстве своем такая жертва «всеобществом» может быть не принята и в итоге порицаема, личностное в результате безвозвратно потеряно. И главный герой с этой дилеммой: все потеряно, и в его власти все было изменить.. или выбрать любовь своей жизни.

Ну и финал, со своей уже психологически-психиатрической проблемой. Человек, настолько уверовал в реальность своего сна, что стал жить в нем. Но приятный сон быстро перетек в кошмар и на этом оборвался, а человек по сути остался во сне и не может вернуться в кажущуюся ему призрачной реальность.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я в шоке (честно говоря сам не знаю почему О_о ).

По моему мнению, очень глубокомысленный рассказ. И одновременно многозначный. Прочитав название, я думал, что этот рассказ будет очередным боевиком или хотя бы касаться войны с пришельцами, завоевание территории и т.д. Но оказалось я ошибался, чему очень рад. На самом деле всего лишь рассказ одного человека другому о своем сне... Но как же он это рассказал! Чувствовалось собственное присутствие в этом сне. Единственное, что мне не очень понравилось, так это чрезмерная сентиментальность, но это никак не портит мнения о нем. Мне кажется, благодаря именно сентиментальности у автора получилось передать атмосферу всего рассказа.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Герберт Уэллс пережил две мировые войны и Хиросиму, а еще на заре ХХ века предсказал эти бедствия в рассказе с говорящим названием «Армагеддон». Предсказал, конечно, не буквально, а в форме снов своего персонажа, но сути дела это не меняет. Рассказ пронизан предчувствием глобальной катастрофы, о которой в уютном 1901 году мало кто задумывался.

Предостережение писателя услышано не было, и к тому же, на мой взгляд, Уэллс допустил два серьезных просчета. Сделал своего персонажа крупным политиком, из тех, что вершат судьбы мира. А еще создал для него надуманную проблему: чтобы предотвратить войну, надо отказаться от любви. Трудновато представить себя на месте такого героя, и сопереживать ему тоже не очень получается.

«Армагеддон», пожалуй, заслуживает одного прочтения, но я бы порекомендовал идейно близкий роман «Война в воздухе». Там Уэллс справился с поставленной задачей не в пример удачнее.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх