FantLab ru

Фредерик Пол «Врата»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.90
Голосов:
786
Моя оценка:
-

подробнее

Врата

Gateway

Роман, год; цикл «Хичи»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Выйдя в космос, человечество находит Врата — астероид, на котором находились звездолеты внеземной цивилизации, названой хичи. Приступив к исследованию кораблей, люди обнаруживают, что ими очень легко управлять, а также, что каждому кораблю уже был задан курс без возможности изменить его. Некоторые смельчаки отправлялись в звездоплавание и возвращались с богатой добычей, некоторые не возвращались или возвращались мертвыми. Стимулом все новым смельчакам — старателям — являлось то, что международная Корпорация присуждала солидное денежное вознаграждение за какую-либо инопланетную находку.

К этому времени Земля становится слишком перегруженной: население достигло 20 млрд., все природные ресурсы почти полностью исчерпаны. Робинетт Броудхед работает на пищевых шахтах — бесперспективной и тяжелой работе. Выиграв в лотерею, он решает не тратить свою жизнь на шахтах, покупает на выигрышные деньги билет на Врата и готовится стать старателем.

Примечание:

По мотивам произведения есть две компьютерные игры — Frederick Pohl’s Gateway (1992) и Gateway 2: Homeworld (1993). Действие обеих игр развивается в мире вселенной Хичи.


Входит в:

— цикл «Хичи»

— журнал «Galaxy Science Fiction, December 1976», 1976 г.

— журнал «Galaxy Science Fiction, November 1976», 1976 г.

— журнал «Galaxy Science Fiction, March 1977», 1977 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1978 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1977 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1978 // Роман НФ

лауреат
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1978 // Лучший НФ-роман

лауреат
Премия "Аполло" / Prix Tour-Apollo, 1979 // Лучший фантастический роман на французском языке

Номинации на премии:


номинант
Дитмар / Ditmar Award, 1978 // Зарубежная фантастика (США; роман)

номинант
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Врата
1993 г.
Врата. За синим горизонтом событий
2002 г.
Врата
2004 г.
Врата
2004 г.

Периодика:

Galaxy Science Fiction, November 1976
1976 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, December 1976
1976 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, March 1977
1977 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Хичи. Том 1
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Gateway
1984 г.
(английский)
Gateway
1999 г.
(английский)
Gateway
2010 г.
(английский)
Брама
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень неоднозначная вещь. Сложно внятно высказаться... Есть и положительные стороны, и отрицательные

К положительным относится в первую очередь главная идея цикла. Существует древняя раса, условно названная хичи, они были на Земле и от них остались артефакты. Собственно «Врата» один из них. Это астероид, на котором есть космические корабли, они запрограммированы лететь, куда неизвестно. Этим и занимаются старатели, одним из которых становится главный герой. Еще для меня лично достоинство книжки в том, что разные страны делят артефакты без войны.

Отрицательные стороны — главный герой, и описание приемов у психотерапевта. Чересчур подробно и утомительно. И тип он в общем то не очень приятный. И чересчур подробно описана жизнь на Вратах и занятия старателей (включая занятия сексом во всех видах). Из-за этого обилия подробностей вся книжка кажется длинной и тягучей.

Но в общем, книжка цепляет. Обязательно прочитаю весь цикл.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Таинственные инопланетяне пикник устроили не на обочине, а неподалёку от Венеры. Разбрасывать мусор не стали, а аккуратно сгребли его во Врата, оставив там заодно и ненужные корабли, некоторые даже исправные. Чем не возможность открыть новые горизонты и прилично заработать?

Сам по себе сюжет захватывающий, но «Врата» — это ещё и подробная инструкция, как испортить хороший фантастический роман главным героем (спойлер: он — придурочный нытик). Тем не менее, цикл когда-нибудь дочитаю, идея действительно интересная.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая «Врата» я словно сам побывал у психолога. В книге много психологии, самокопания что отнюдь не портит впечатления от прочитанного. Зигфрид великолепен бесспорно. Главный герой как по мне негативный персонаж, он труслив, слишком развратный и неразборчив в любви (видимо как автор), человек-паразит не иначе. Слово «секс» встречается чаще чем имя главного героя (просто тот же Зигфрид его по разному называет). Читалась легко. Чего-то такого, что опередило время в книге не заметил. Понравилась сама идея, так как прочитал практически залпом, так как очень ждал концовки и встречи с Хичи. Не все мои ожидания оправдались, но это не испортило концовку, а она уважаемые дамы и господа меня впечатлила и ошарашила. Читал в украинском переводе который на удивление порадовал. 10 из 10. Вторую часть в бумажном варианте найти не могу, поэтому скорее всего придется протереть пыль на экране моей электронной книги.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Похоже за тот год не написали ничего лучше, даже этот роман не очень-то увлекательный. Несмотря на небольшой объем и оригинальную идею, автор смог таки сделать большую часть текста скучной. Интересная фишка с кодом программы робота-психолога на сегодняшний день выглядит довольно примитивно и неправдоподобно (или может мне так кажется, потому что я знаком с программированием, хз). Первые сеансы главного героя выглядят очень наигранными. Чувак будто специально реагирует на вопросы психолога так агрессивно. Из-за этого он сразу воспринимается или как недалекий дурачок, или как полностью картонный герой (спойлер: он недалекий дурачок). Более половины истории нам рассказывают о том, чем Робби занимается на астероиде, готовясь к полету. И это неимоверно скучно. Более-менее захватывающие события начинают происходить, когда он, наконец, садится в корабль и улетает в экспедицию. К этому моменту я уже хотел насильно запаковать его в бандерольку и отправить ближайшим рейсом в космос.

И здесь мы подходим к хорошей стороне этой книги. После вылета Робби динамика в сюжете сильно возрастает и становится читать гораздо интереснее. Герой наш так и остается мудаком до конца и действует соответственно. Если честно, то он творит полную хрень. Можно было бы списать это на то, что мы все не идеальны, но я не буду. У этого персонажа нет ни одной положительной черты и он почти ничего не умеет. Все приключения, по которым мы наблюдаем, происходят совершенно рандомно и Робби прикладывает очень мало усилий, чтобы что-то сделать и решить проблемы, с которыми он сталкивается.

Самое крутое, что есть в этом романе — финал. Он вытягивает книгу со дна и дает хоть какой-то позитив. Читать можно, но рекомендовать кому-то не могу.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если посмотреть под специфическим углом, то выходит, что описаны две цивилизации, одна — Хичи, другая — Человеческая, ну и сравнение не в пользу Человеческой.

Хичи — Производители.

Человечество — Потребители, где 25 миллиардов людей, непонятно чем занимаются.

Почему — непонятно? Потому что после Хичи остались высокие технологии, и многое другое, а что после Людей осталось, или останется?

У Пола Фредерика в далеком будущем 25 миллиардов людей, вместо того, чтобы самим развивать свои технологии, улучшать качество жизни, да вообще чем то полезным заниматься, они только и делают, что по примеру Главного героя Роббинета-Боба-Робби-Роба: сношаются неимоверное количество раз (как кролики), играют в казино, распивают алкогольные напитки различной степени доброкачественности, да бегают к психоаналитику, ну и одна цель, как у черных археологов — гробокопателей — золотоискателей, поехать да поживиться чем нибудь за счет Хичи. Причем, не только у конкретных персонажей, таких как Дейн, Клары, Боба, Шери, Лизы, эта цель у больших корпораций, у глав государств, у всей 25 миллиардной массы людей.

Это если брать в общем.

В частности, тоже не радостно, в какой то главе описывалось, что в полете, достигнув какой то точки возврата, если что то там не сходится, то играют карты, и проигравший должен перерезать себе горло, потому что ему не хватит питания, а если он не захочет заниматься суицидом, то сотоварищи дадут урок этикета, т.е. сами его прирежут. Почему то вспомнился блокадный Ленинград, если следовать логике Автора, то что должны были сделать люди в блокаде? Или взять ту же голодающую Африку?

Очень подробно описывается вычитание стоимости воздуха, проживания, питание и так далее. Настолько дотошно, подробно и часто (чуть ли не через главу), что задаешься вопросом, неужели люди кроме как подсчитывать друг у дружки кто сколько съел, надышал кислорода, сколько потребил, неужели они кроме этого ни на что не способны?

Описано будущее цивилизации коммерсантов, которые умеют только купить-продать. И всё.

Если брать реальное, настоящее время, то согласно докладу «Живая планета-2018», с 1970 по 2014 годы на планете было уничтожено 60% животных. Человечество оправдывает свое потребительско-паразитическое существование на Земле и тут уже никакой Зигмунд не поможет, сами понимаете.

Оценка: 6
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно — дожить до 45-ти, из них что-то около 30-ти увлекаться фантастикой — и открыть для себя Фредерика Пола. Произведение вполне добротное, насыщеное духом 70-х и своеобразным юмором. Не могу согласиться с тем что роман не роман, и не глубокий, и герой не тот. Герой надо думать среднестатистический землянин среди 25-ти миллиардов, плохо питающийся, с неважным здоровьем и уродливым моральным обликом. Сюжет тоже хорош, раскрывает и героя, и мир вокруг него. Если говорить о литературной форме — на роман тянет, события произведения разделены в пространстве и времени, и героев первого плана хватает. О непроработанности темы бегства из

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
черной дыры. Тут автор оставил некую загадку — и очень хорошо. Черная дыра — объект изучения обеих несоместимых между собой физик — квантовой и общей теории относительности. Чего там, вблизи горизонта событий — единой теории нет. Есть мнение, что корабль будет сожжен Хокинговским излучением. По большому счету — это неважно. Черная дыра
— просто момент смертельной опасности, и автор «испытал» своего героя таким моментом.

Книгу читал в украинском переводе Ю. Ефремова, перевод понравился, сама кнога тоже. Оценка -9.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман знаменит. Писать и говорить -всё уже другими обговорено. Обращу внимание на сюжет — 25 миллиардов жителей планеты Земля и все силы человечества на всех планетах системы направлены на производство питания, суррогатного питания по нашим понятиям.Ужасная жизнь. Главный герой Боб выиграл в лотерею билет на Врата. Ну и кто он? Секс со всеми, пьёт,спит,ищет где заработать большие деньги. И он не один такой на станции Врата. Корпорация же использует все вышесказанные ситуации с людьми в своих целях, посылая людей через Врата неведомо куда в с высочайшей вероятностью гибели. И люди соглашались, т. к. премии в размерах миллионов долларов.И многие гибнут. Роман завораживает постоянной интригой, тем более что идёт параллельная интригующая линия сюжета — о ходе психоанализа Боба, где и выясняется в финале почему он жив, а остальные не вернулись.

Одна только деталь не проработана автором на мой взгляд — это бегство от черной дыры. Непонятна техническая логика бегства.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В последние годы, как томик «Врат» попадал на глаза, меня мучил вопрос — почему роман (цикл) со столь интересным сюжетом (артефакты иной цивилизации) оставил столь бледный след в памяти (читалось ещё в 1990-х). И, наконец, дошли руки перечитать. И всё встало на свои места.

Дело в том, что в этом романе про Врата очень мало, собственно, Врат. И ещё меньше Хичи и всего, кроме Врат, с ними связанного.

Это роман не о Вратах, а о людях. О том социуме. О профессии старателя Врат на примере конкретного человека.

Вроде бы даже это и хорошо. Стругацкие тоже писали о людях и проблематике социумов, и получались шедевры. А во «Вратах» я шедевра не ощутил. Для меня оказалось слишком много одного конкретного человека и слишком мало научной фантастики (да что там научной, любой фантастики — приключенческой ещё меньше).

На мой взгляд — откровенный перебор с плясками вокруг главного героя. Главы с психоаналитиком надо было люто резать, отдавая их под судьбы (драмы) других старателей, делая картину социума более полной.

Но тут главное не переборщить с критикой. Эффект обманутых личных ожиданий не делает роман плохим. Фредерик Пол не виноват, что от романа с названием «Врата» я хотел чего-то по типу фильма «Звездные врата».

Роман хорош. Он действительно показывает нам людей вообще и возможные реалии новой профессии в частности. Не романтику, но суровые честные будни. И это действительно интересно.

Впрочем, по части человеческого в романе, я всё же не удержусь, и назову ещё один минус, на мой взгляд — объективный. Сухой язык Фредерика Пола всегда хорош при написании НФ. А вот при отражении драмы человеческих судеб, его сухость дала механистичность и отстранённость, не позволила реально проникнуться трагедиями людей на Вратах, посопереживать им.

Ещё отмечу, что по линии НФ в романе всё же есть отличные идеи, ситуации, мысли. Например, про распознавание источников (объектов хранения) информации — великолепно подмечено.

В целом, очень доволен что взялся перечитать этот роман, этот цикл. Достойный образец золотого века фантастики.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще один фантастический эпос, заочно внесенный в мою красную книгу, оказавшийся малоинтересным. Вблизи Земли, на астероиде, человечество находит некие врата, пройдя сквозь которые можно оказаться в любой точке Вселенной.

Эти врата принадлежали древней внеземной цивилизации Хичи. У врат нашлось множество космических кораблей этой расы (больших и малых), на которых и производятся путешествия. Риск заключается в том, что неизвестно — вернешься ли живым после такого полета, т.к. невозможно скорректировать курс (корабли летают уже по заданным маршрутам, непонятно как построенным) и попасть прямо на орбиту огромной раскаленной звезды, например.

Вообще история, конечно, крутая, люблю такое. Часто в научной фантастике встречается такой прием — «занесите мой корабль куда подальше и подкиньте приключений». Портит же все впечатление главный герой и его переживания, здесь автор не смог себя пересилить и выглядит все довольно банально.

Герои романа — это люди, которые платят огромные деньги, чтобы слетать в такой самоубийственный полет, т.к. нахождение артефактов и просто новой информации о Вселенной приносят денег куда больше. Вот так они и живут на базе рядом с вратами, ожидая свободный корабль, богатея или умирая.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оригинальная идея, но очень тяжелый слог, мало действия, действительно неприятный ГГ. Еще менее интересной мне показалась вторая книга — «За синим горизонтом событий», еле осилил. Но потрудитесь все-таки прочитать эти две книги, так как третья и четвертая части («Встреча с хичи» и «Анналы хичи») весьма хороши. Там и событий больше, и присутствует все, за что мы любим НФ — встреча с иным разумом, загадки Вселенной, таинственный инопланетный Враг. В целом за цикл из 4 книг я ставлю 8/10. Но нужно перетерпеть первые две :) прочитав весь цикл, хочется перечитать и первую часть, так как к ней идет много отсылок в 3-4й. Эти и займусь.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Полностью согласен с предыдущим автором (и с некоторыми другими ниже)- полное разочарование. Внесу свою лепту в обсуждение — произведение крайне противоречивое. С одной стороны — великолепная идея, замечательная концепция с которой читатели знакомятся уже с первых страниц. А с другой — затянутое повествование практически ни о чем, самокопания ГГ в его сеансах с Зигфридом, малоинтересные описания быта на Вратах. Немного оживляют вставки о полетах и полудокументальные отчеты, но их явно недостаточно для сглаживания недостатков. Полное отсутствие динамизма, приключений, завлекательности и т.п. отличительных особенностей качественной фантастики. Я ожидал значительно большего. Дочитал с большим трудом. Поставил самую низкую, до сего дня, оценку за обманутые ожидания и попусту растраченный потенциал такой великолепной идеи с кораблями. А сколько всего можно было бы из этой идеи породить ! Я бы на месте редактора сократил всю эту тягомотину до 10-15 страниц и выпустить как небольшой рассказ.

Теперь насчет сопоставления с Пикником Стругацких. Если аналогии проводятся исключительно на основе наличия в сюжете артефактов непонятного назначения — тут еще можно согласится. Хотя по моему Хичи как-то ближе к расе Странников по самой задумке. Но вот с самим произведением Стругацких — ту, что называется, даже близко не стояло ! У Стругацких все персонажи — реальные, живые, каждый со своими проблемами и переживаниями, с характерами и стремлениями. За ними просто интересно наблюдать... А у Пола , кроме ГГ все какие-то серые и безликие. Да и сам ГГ мутный и однобокий. С героями Пола просто неинтересно. У Стругацких — философия это интегральная часть произведения. Там ничего нельзя удалить или сократить. При написании сценария к Пикнику (под известным названием Сталкер) Стругацкие попытались подсократить и, лично для меня, чтение сценария было немного разочаровывающим. Он оказался предсказуемо слабее оригинала. И хотя Тарковскому удалось снять шедевр, в этом заслуга именно режиссера, т.к. экранизация подобных произведение очень сложна. А вот Врата можно сокращать не только до сценария но и до краткого эпизода в любом голливудском НФ сериале (типа «Хранилище 13», «Сумрачная зона» или даже «Стар Гейт»). Можно даже целый сериал сделать, только ГГ надо поменять на кого-то в стиле Джека О'Нила. Пикник был написан не о Зоне с ее артефактами, а о людях, их стремлениях и надеждах. А Врата — не пойми о чем.

И тем не менее, ради всеобщего признания и в надежде на лучшее я заставлю себя прочесть следующее произведение цикла — За синим горизонтом событий. Судя по отзывам оно значительно лучше. Вторая причина такого решения — в безусловно великолепной идеи (Врата и корабли Хичи — ради этого имеет смысл попробовать еще раз).

Мой вердикт в целом такой — читать просто не интересно. Но для мазохистов, любителей Пола и поклонников жанра — рекомендую попробовать

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еле дочитала до конца. Все ждала, когда же начнется «то самое», за что этому роману дают такие высокие оценки. Не дождалась...

Непривлекательный герой со всеми его истериками и низкими моральными качествами меня не отпугнул. Я стойко переносила все эти странные (иногда совсем неуместные и не относящиеся к сюжету) «объявления», вставленные в текст, и сеансы психоанализа с Зигфридом. Но уже ближе к середине книги все это стало утомлять, и в самом тексте я не находила ничего такого, что бы интриговало и мотивировало читать дальше. Продолжала в ожидании «того самого». Ноль...Финал книги — разочарование.

Но помимо отсутствия интересного сюжета, огромный минус для меня это то, что мир этого романа — серый. Серый, тусклый, гнетущий... Но реальность не может состоять только из серости, черт побери! Не люблю, когда «через чур», люблю, когда все гармонично и сбалансировано: пасмурные дни и солнечные, хорошие моменты и плохие и т.п. А еще все герои схожи между собой, как под копирку, с небольшими различиями: все любители азартных игр, алкоголя, травки и ложатся в койку друг к другу без особого разбора. Действуют они все тоже примерно одинаково. У героев этого романа нет индивидуальности, особых черт, отличающих их от остальных (за исключением Зигфрида, конечно)...нет изюминки! Именно поэтому не чувствуется жизни в этой книге. Автор хотел, по видимому, пронести мысль наподобие: «наши чувства, хорошие или плохие, и делают нас живыми». Если я правильно поняла, то получилось у него не шибко хорошо, а если неправильно…Ну, значит не поняла. В любом случае, читать последующие романы цикла я точно не буду.

Оценка: 3
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Герой может нравится или нет это дело вкуса, и предпочтений.А вот сюжет и задумка гениальна от суда и премии.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман является по сути прологом к циклу «Хичи». Прологом на 300 страниц и следовательно очень растянутым. Все действия в нем происходят на астероиде «Врата», где главный герой никак не может решится отправится в космос на корабле хичи. Каких-либо действий в романе нет вообще, сюжетная линия скучна и неинтересна. Главный герой опускается даже до того, что позволяет себе избить женщину. Когда же он наконец созревает для вылета в космос, то в начале ничего там не находит, потом не решается спуститься на планету для её исследования и на последнем вылете едва не погибает, оказавшись вблизи черной дыры. Все его три вылета занимают в сумме 30-40 страниц.

Итог: главный герой не вызывает уважения, сюжетная линия романа слабая, место действия романа ограниченное.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга в принципе неплохая, но всё-таки непонятно, как «Врата» смогли обойти «Пикник на обочине», взяв первое место премии Кэмпбелла. Это же проходная книга, никаких новых идей в ней нет, мало кто вообще её читал и ещё меньше тех, кто помнит, о чём там идёт речь. Оценку поставил субъективно низкую, из-за ощущения жуткой несправедливости, допущенной по отношению к «Пикнику».

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх