Николай Гоголь «Мёртвые души»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Авантюрно-плутовское | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«Мёртвые души» — одно из самых масштабных и значимых произведений русской литературы. Путешествие господина Чичикова по России с целью покупки «мертвых душ» — это в первую очередь масштабное исследование на вопрос, волновавший русских людей во все времена: «Русь, куда ж несешься ты?» Здесь отражены самые разные характеры и личности, города и веси проносятся перед взором героя своего времени — Чичикова, и снова и снова раскидывает крылья птица-тройка...
В большинстве собраний сочинений Н.В.Гоголя печатается первый том поэмы полностью и ранняя редакция второго тома, датированная 1842 годом. Как известно, Гоголь сжег более поздний вариант второго тома поэмы.
(!) Сам автор обозначил произведение как поэму, но поэма это в смысле красоты и образности языка. А по форме же — роман-эпопея.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— антологию «Современная хрестоматия для школьников 8-9 лет», 1999 г.
Награды и премии:
лауреат |
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006 |
Экранизации:
— «Мёртвые души» 1909, Российская империя, реж: Петр Чардынин
— «Мёртвые души» 1960, СССР, реж: Леонид Трауберг
— «Мертвые души» 1984, СССР, реж: Михаил Швейцер
— «Дело о «Мертвых душах»» 2005, Россия, реж: Павел Лунгин
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 28 ноября 2016 г.
«Мёртвые души» — литературный шедевр, и на этом можно покончить с восхищениями. В конце концов, никакие восторженные слова не передадут того наслаждения, которое даётся этим гибким, переливчатым, как бы муаровым, текстом. Это прекрасно! И всё, и хватит.
Прекрасность «Мёртвых душ» очевидна всем, кто хоть немного владеет русской речью и слышит музыку русского языка (в высшей степени музыкальная книга! читать её вслух, наслаждаясь аллитерацией и извивами сложноподчинённых предложений — изысканное наслаждение, сравнимое лишь с удовольствием от чтения вслух Николая Лескова), либо любит хорошую, качественную литературу.
Однако читателям намного менее заметна такая особенность «Мёртвых душ», как тотальная лживость повествователя. Рассказчик, тот, кто излагает нам историю жизни Павла Ивановича Чичикова, постоянно совершает смысловые подмены, лукаво демонстрирует нам фокусы с переключением эмоциональной оценки и вообще всячески резвится, показывая читателю картинку с лошадью и уверяя, что изображена корова. А сам смотрит, кому мы верим больше: своим глазам или ему, язвительному шутнику.
Примеры по тексту поэмы рассыпаны во множестве. Самый разительный из них касается истории Плюшкина. Показывая нам доброго, хорошего человека, сломанного жизнью и семейными обстоятельствами, но сохранившему на дне безумия живое сердце, повествователь (сам Гоголь, наверно? ведь никто другой в качестве автора не предполагается? это ведь сам Гоголь острит по поводу русской жизни, попивая итальянскую минеральную водичку в окрестностях Рима?) пытается уверить нас, что милейший Плюшкин, развлекающийся смешными перебранками с дворовой девкой, с крепостной, которую, кажется, считает ровней себе — это «прореха на человечестве». Да полноте... Другой на месте Плюшкина озлобился бы на весь мир, стал бы монстром, садистом, а несчастный старик мучается жалостью к любой ненужной бумажке, ваялющейся на дороге и пытается спасать всякий мусор, раз уж не может спасти людей. Это бесконечно трогательно, и Гоголь, думаю, сам всё прекрасно понимает. Но для читателей он выводит Плюшкина в роли клоуна, который не должен вызывать ни малейшего сочувствия. Мы, читатели, должны смеяться над одиноким, преданным собственными детьми стариком, потому что рассказчик (Гоголь?) подталкивает нас именно к такому восприятию.
Из таких оптических искажений соткана вся ткань «Мёртвых душ». Помните, как злобно смеётся Гоголь над тем, что Манилов, после многих лет брака, как мальчишка, нежно влюблён в свою жену? Мне кажется, это здорово, что эти двое любят друг друга, что они счастливы, но автор хочет, чтобы мы посмеялись над любящими сердцами.
Зачем Гоголю все эти игры? Я не знаю. Может быть, он ставил эксперимент над читателем, может быть, он просто развлекался... Трудно сказать. Книга получилась гениальная. Но мало кто решает гениальность этой книги проанализировать достаточно последовательно, потому что в финале анализа натыкаешься на довольно неприятные вещи. Пушкин А.С. в своём «Памятнике», помнится, пафосно утверждал, что долго будет любезен народу, потому что, мол, пробуждал своей лирой чувства добрые. Гоголь о себе такое вряд ли сказал бы. Народу он любезен как раз за то, что чувства, пробуждаемые его изумительной, гениальной поэмой, отнюдь не добрые. «Мёртвые души» учат не любить людей. Учат любой человеческой красоте пристёгивать какую-нибудь циничную насмешку, изощрённое оскорбление. Учат оправдывать презрение к к каждому отдельному человеку вдохновенной любовью к Русскому Народу и к... э... к Птице-Тройке, на которой скачет по неоглядным русским просторам застенчивый жулик Павел Иванович Чичиков.
Konst, 9 августа 2008 г.
Произведение знакомое всем нам со школьной скамьи и посему, как это не парадоксально, многими не оцененное по достоинству. До сих пор не могу понять зачем включать такие произведения в школьную программу. Ну разве в 16-17 лет можно оценить все то великолепие психолоических портретов, типажей хараткеров, созданных гением Николя Васильевича? А грустно улыбнуться, читая о мытарствах в недрах российского бюрократического аппарата (боюсь опозрится и ошибиться в фамилии и звании:shuffle:) капитана Копейкина?
Для этого нужно иметь за плечами пусть небольшой, но опыт возрослой жизни. Поэтому я и не согласился с мнением большинства в классификаторе: «Возраст читателя: Любой « и выбрал вариант «для взрослых».
Я читал эту книгу трижды — в школе, в 22 и в 28 лет. И с каждым разом убеждаюсь, что это произведение из серии вечно актуальных. И пусть 19 век с его укладом канул в Лету, но коробочки, ноздревы, плюшкины и пр. живут и здравствуют рядом с нами.
P.S. Хочу подкинуть идею для опроса (вдруг кого-то заинтересует и он потратит свое время для оформления в нужную форму). Можно спросить у фантлабовцев с кем из типажей «МД» они встречались в своей жизни.
smith.each, 17 июня 2020 г.
В самом названии этой поэмы-в-прозе мне всегда мнилось нечто такое мистическое. «Мёртвые души» — по отношению к кому применимо такое название? К одним лишь усопшим объектам ревизских сказок или речь идет о зачерствевших, закостеневших в будничных пороках уездных помещиках? Может быть, следует смотреть шире: все пространство огромной России населяет пребывающий в летаргической дреме народ, не замечающий бесконечно трагической хандры, что сковала всех подряд — от крепостного до царя?
Логика сна, как точно, на мой взгляд, заметила историк Дина Хапаева, вообще характерна для гоголевских произведений. Вспомните хотя бы ощутимую нереальность происходящего во втором издании повести «Портрет» и, особенно, в повести «Нос». В последней и вовсе налицо очевидна озорная игра писателя с названием (нос — сон). Подобно Данте проводит нас Гоголь по слоям своих «комедий», точно по уровням сна, иногда при помощи авторского голоса взывая к пробуждению.
Вкратце напомню фабулу романа-поэмы. Талантливый плут Павел Иванович Чичиков совершает авантюрную «одиссею» по российской глубинке, приобретая у помещиков города NN. числящихся мертвыми крестьян. Помещики эти, как правило, не видят дальше собственного носа (ах, опять он!) и не понимают хитрого расчёта Чичикова: чем больше крепостных душ будет записано на его имя, тем большую ссуду он сможет получить от государства.
Путешествие Павла Ивановича с самого начала перестает быть похожим на невинное плутовское приключение. Слишком точный слепок общества демонстрирует Гоголь, слишком выразительные и узнаваемые образы российской повседневности рисует. В пути Чичиков обрастает новыми знакомствами, терпит всевозможные чудачества помещиков и, изловчившись, выкупает-таки желаемые реестры, после чего город переворачивают с ног на голову всевозможные слухи и сплетни о таинственном визитере. Складывается впечатление, что только одна его фигура смогла хоть как-то поколебать это недвижимое море уездного безвременья.
Перечитал «Мёртвые души» впервые за десять лет и вновь был поражен тем, сколь современным продолжает оставаться роман, опубликованный аж в 1842 году! Гоголь создал во многом универсальный текст, который без труда ложится на события и общественные процессы актуального времени. Как часто в жизни мы наблюдаем слепоту и распущенность элит, вкушаем плоды чужого невежества и взращиваем их сами; не растворились во времени ни бюрократическая волокита, ни ставшее нормой поведения самодурство высоких столоначальников. А уж про душевную пустоту, что почему-то иногда испытываешь на родной и любимой земле, но которая стихает вдруг в заграничных путешествиях, чтобы вновь возвратиться тоской о доме, отечественная литература рассказывать и не переставала. Творчество Виктора Пелевина тому яркий пример.
И во всем этом соNNом царстве один лишь Чичиков гонит и гонит вперёд запряженную тройкой коляску, пытаясь отыскать место, где пригодились бы его, пусть и спорные, таланты, его мягкость и его способность к живому рассуждению. Хочется даже сказать оживляющему: как ещё объяснить убедительные образы реальных людей, которые на глазах обрастают плотью, стоит лишь Чичикову приложить свою фантазию к забытым именам в поданных помещиками реестрах. Один мужик завел было сапожничью лавчонку, да прогорел с неудачи и по пьяному беспутству, другой — пытался удрать от барской невольницы, да и попался под ломающую кости и судьбы машину государственного розыска. Какая изобразительная сила, какое наполняющее жизнью воображение! Записные «мертвые души» оживают под действием интересующегося чичикова ума.
Но не желает заканчиваться затянувшийся сон, некому растормошить за плечо и указать дорогу, пройдя которой достанет везения отыскать смысл или хотя бы наскрести немного воли к этим поискам. Не подумайте плохого — пишу исключительно о собственных впечатлениях. Например, узнаю в себе некоторые опасные черты маниловского «благорастворения», талантливо схваченные великим нашим писателем. И любовь к обстоятельным беседам на разные темы мне не чужда, и расслабленная необременительная медлительность мысли иногда случается. А бывает, что и в хозяйство уйдёшь с головой, не понимая (либо делая вид), что за этим скрывается грубоватая житейская практичность Собакевича — вот уж до чего на века сделан был социально-психологический справочник Гоголя! И всякий найдёт среди стилистически точных и детальных портретов знакомые характеры, пороки или благодетели.
Очень люблю это произведение и настоятельно рекомендую всем к пере- или прочтению. Все, что закодировано и разобрано в русской литературе за последние полтораста лет так или иначе Гоголем было предвосхищено, угадано или осмыслено. Невероятно современный текст, который увлечет вас часами вдумчивого чтения, пусть иногда и неприкрыто горького. А там, чем чёрт не шутит, — глядишь, и отыщете вы выход из сонной круговерти и помчит вас птица-тройка к рассвету нового дня, к бодрствованию настоящей жизни.
Мона Сэниа, 27 мая 2010 г.
Если кратко охарактеризовать это гениальнейшее произведение, то«Мертвые души»- это антология человеческих типажей и характеров. Можно использовать для ориентирования в социуме. Только со временем понимаю, что пыталась донести учительница по литературе говоря о «маниловщине», а в приступах гнева называя кого-нибудь Коробочкой. Ярчайший сборник отрицательных персонажей. Актуален и по сей день. Будет актуален еще очень и очень долго. Вечность? Надеюсь
solarius, 13 августа 2012 г.
Решившись написать отзыв о «Мертвых душах», размышлял. Стоит ли писать впечатления свои в отзыв? Столь умных мужей до сих пор строчат об этой поэме трудов, не жалея бумаги и места на жестких дисках их ноутбуков, что Николай Васильевич, пожалуй, иронично бы улыбнулся и промолвил, что «Русь моя, узнаю тебя».
На мой загадочный взгляд, после неоднократного прочтения этого шедевра, Николай Васильевич желал показать, как по его мнению нужно любить Русь, свою Отчизну, а также, кто и что мешает любить ее. В самом деле, мелкий чиновник Чичиков взлетает ввысь, обходя вся и всех не своими талантами и незаурядными качествами, а всего лишь лестью, расчетом и «копейкой». Страна наполнена не творцами или же людьми, пекущимися за интересы государства, а причудливо-извращенными формами характеров и личностей, живущих каждый в своей индивидуальной призме. Как следствие этого — у каждого свои взгляды на происходящее. Смешно до горечи автору, и Гоголь делает ремарки и отступления в ходе повествования, потому что не может сдержать себя.
«Мертвые души» никогда не будут стареть. Гоголь был провидцем, написав...«все прекрасно видит нынешнее поколение...и смеется над старым, говоря «дураки«!...и идет своим путем...чтобы сделать ровным счетом такие же ошибки...»
Polyphem, 4 марта 2023 г.
В «Дневнике писателя» Достоевский рассказывает, как «пошёл… к одному из прежних товарищей; мы всю ночь проговорили с ним о «Мёртвых душах» и читали их, в который раз не помню. Тогда это бывало между молодёжью; сойдутся двое или трое: «А не почитать ли нам, господа, Гоголя!» — садятся и читают, и пожалуй, всю ночь».
**********
«Мёртвые души» входят в десятку моих любимых книг.
В этой поэме прекрасно всё: язык и юмор автора, глубина и, конечно же, одни из самых ярких персонажей во всей мировой литературе, которые вам запомнятся навсегда: Чичиков, Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин.
Про каждого из них ничего не буду рассказывать, так что лучше просто прочитайте «Мертвые души» и вы поймете о чём я. От себя лишь замечу, что мне больше всех нравится Собакевич: про обед у него и то, как позже он описывал умерших крестьян, я люблю, бывает, просто так перечитать, не читая книгу снова целиком.
К сожалению, книга очень актуальна и в наши дни (как и пьеса «Ревизор»). Так же и сидит «мошенник на мошеннике, да мошенником погоняет». Да и вообще хватает людей, наживших имущество воровством (как например, полицмейстер и прочие чиновники в «Мёртвых душах») или просто чужим трудом (помещики). В то же время, эти люди совершенно бездарно прожигают своё время и высокомерно смотрят на остальных, мнят себя пупами земли. Всё это никуда не делось.
Поэма читается очень легко и однозначно заслуживает вашего внимания. Мне очень повезло, что у меня в школе её не проходили на литературе и потому у меня не было школьных штампов и предвзятого мнения. Тем, кто будет читать в первый раз, я очень завидую!
Если бы была возможность поставить этой поэме выше 10 балов, я бы это незамедлительно сделал.
Jason, 19 сентября 2008 г.
на все 100% согласен с Konst!
такие произведения сложно по достоинству оценить в школьном возрасте.. я, признаться чесно, в школе не читал, было не интересно, а вот спустя 9 лет после окончания, прочитал с огромным удовольствием! :smile:
От себя добавлю, что Гоголь просто гениально, с юмором и сочными красками описал типажи человеческих личностей! +100000000
baroni, 23 июня 2007 г.
Гоголь задумывал «Мертвые души» как русский парафраз «Божественной комедии» Данте. Получилась только книга 1-я — «Ад».
Sola, 14 июня 2007 г.
Одна из самых моих любимых книг из отечественной классики. Тонкий юмор, отображение грустной действительности тех времен... И мертвыми душами оказываются отнюдь не только те люди в списках, которых дворяне продают Чичикову.
Yazewa, 3 февраля 2008 г.
Сколько ни ставь превосходных оценок этому произведению — все будет мало. Безусловно гениальная вещь! Яркость и выразительность образов, по-моему, вообще не имеет равных в русской литературе. Не даром фамилии героев раз и навсегда стали нарицательными...
андрос, 15 сентября 2007 г.
Автор оказался провидцем, да ещё каким! Все персонажи узнаваемы в сегодняшней жизни, только язык стал менее красочен и хлёсток, нежели гоголевский.
dio, 18 июня 2007 г.
Просто невозможно оценивать «Мертвые души», просто жаль, что нет большей оценки, чем десятка к примеру сотня. Можно просто восхищаться сюжетом, полетом слова и в особенности персонажами- какие типажи!!!
квинлин, 18 января 2008 г.
Классика нашей литературы. Один из первых героев нового времени (применительно к времени жизни Гоголя. хотя. конечно, сейчас творится то же самое). Не скучающий, уставший от жизни дворянин, а торгаш, собирающий свое богатство (правда, не просто «чтоб было», а для жизни, на содержание будущей семьи) всеми возможными способами.
Nonconformist, 25 июля 2007 г.
Нет в «Мертвых душах» фантастики, так горячо мною любимой, но от этого отнюдь не убывает значимость эпопеи в мировой литературе. Одно из любимых произведений.
SwiD, 25 октября 2007 г.
Одно из произведений которые я читал взахлеб. Очень грамотно и интересно. Оригинальный сюжет, оригинальные герои.