fantlab ru

Сергей Чекмаев «Модноверие. От страшного до смешного»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.00
Оценок:
13
Моя оценка:
-

подробнее

Модноверие. От страшного до смешного

Антология, год

Аннотация:

Усиление патриотических настроений в обществе спровоцировало в последние годы рост активной пропаганды неоязычества, все чаще именуемого родноверием. Неофитам предлагаются вроде бы здравые идеи: изучение наследия предков, возрождение древнеславянских традиций и праздников, красивые ритуалы на свежем воздухе как альтернатива домашнему заключению с гаджетами в руках.

Но, как это часто бывает, вместе с историками и реконструкторами интерес к прошлому привлек внимание многочисленных религиозных мошенников и даже откровенного криминала. Пользуясь безграмотностью обывателя, под личиной «патриотического язычества» расцвели многочисленные секты самого экзотического характера.

Фантастика — ​это жанр, который особенно хорошо умеет моделировать. Издательство «Христианская книга» — ​победитель Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017» — ​предложило авторам НФ порассуждать о гримасах религиозного экстремизма. О том, где кончается любопытствующий интерес к яркой истории собственного народа и начинается деструктивное сектантство, нацистские марши со свастикой и чадящие костры из шин и книг.


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


3.29 (14)
-
5.08 (12)
-
6.14 (14)
-
  • Витязь (2017) // Автор: Александр Тюрин  
5.53 (17)
-
7.87 (38)
-
4 отз.
5.54 (13)
-
1 отз.
4.42 (12)
-
4.50 (12)
-
4.00 (12)
-
3.75 (12)
-
4.42 (12)
-
4.60 (15)
-
4.75 (12)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Модноверие. От страшного до смешного
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне, как православному схизматику, который, перефразируя одного римского императора «верит в Бога, но не доверяет жрецам», кто-нибудь объяснит, зачем и в качестве чего это нужно было издавать? Как агитку? Господь с вами, мы не в пятнадцатом (или еще более далеком) веке живем, нынче агрессивное навязывание тех или иных взглядов скорее оттолкнет людей. Как камень в огород неоязычников? Да полно вам, к ним и так почти никто серьезно не относится. Как сборник фантастики на заданную тему? Даже с этим книга не особо справляется. Помимо откровенных «на тебе» тут есть и вполне нейтральные вещи, что к общей куче явно за уши притянуты. Как попытка высмеять определенное явление? Интересно, а составитель в курсе, что любая широко распространенная религия в той или иной мере является (да и являлось сотни лет) для кого-то «модноверием?» Даже в современном мире некоторые люди крестят детей не из религиозных убеждений, а потому что «так надо», а самый важный праздник в году для них уже давно не день воскрешения сына Божьего, а просто повод покрасить яйца и съесть булку…

А еще помимо общей спорной тематики удручает и качество отдельных текстов, а также, так сказать, познания некоторых авторов в матчасти. Тем, кто приписывает язычникам конкурентные отношения монотеистических религий нужно срочно изучить, кто такой например Серапис, напрочь искусственное божество, возникшее на стыке двух различных религий.

В общем, какую бы цель не преследовал данный сборник, с ней он явно не справился. На выходе получилось ни рыба, ни мясо.

Самое обидное, что в это дело умудрились вляпаться даже такие уважаемые мной авторы, как супруги Белаши. Ладно, их можно понять (но не простить), вещи они, как правило, пишут далеко не конъюнктурные, и их хотя бы где пристроить. Но все равно, участие в подобных проектах чести им не делает.

Оценка: 3
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необходимое предуведомление: я не разделяю языческих религиозных убеждений и не являюсь членом каких-либо сообществ подобного толка.

Тем не менее, будучи историком по образованию и всю жизнь интересуясь религиозно-мифологическими представлениями разных народов, был весьма заинтересован данной антологией, увидев её в «Планах издательств». Чуть позже, узнав, что на страницах книги «издательство «Христианская книга» — ​победитель Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017» — ​предложило авторам НФ порассуждать о гримасах религиозного экстремизма», книгу покупать передумал, потому как не люблю однобокие взгляды на ту или иную проблему. Но в комментариях к новости уважаемые лаборанты попытались меня переубедить, я решил дать книге шанс... Ну, а коль уж быть откровенным до конца, окончательное решение в пользу приобретения было принято из-за наличия в перечне авторов фамилий Белаш, Бенедиктов и Дивов.

Нехорошие подозрения закрались сразу же, с чтения предисловия. Сложно, знаете ли, ждать объективности от книги, во вступлении к которой читаешь фразы вроде «с научной точки зрения их лучше называть неопоганцами, вернув прилагательному «поганый» исконный смысл» или «идеологи новопоганцев в своих умопостроениях дадут фору любому юмористу»...

Прочитав первый рассказ антологии — «В добрый путь!» Сергея Волкова — я лишь укрепился в своих подозрениях. Автор рассказывает о том, как в первые годы существования демократической России в небольшой городок Средневолжск прибыл некто, именующий себя волхвом Муромиром Оглянычем, и принялся дурить головы населению, воспользовавшись модными по тем временам идеями «возрождения духовности». Дальше события пересказывать не буду, но закончилось всё плохо, и волхва этого — оказавшегося, разумеется, мошенником — при пожаре в котельной, отведённой под собрания желающих приобщиться к «традициям предков»,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ценой собственной жизни

спас православный священник. И вот на этом автору бы и закончить, да окончательно, видать, отказало чувство меры... В финале рассказа в Средневолжск прибывает проповедник новой религии «Аль-ваххабия», и мэр города, разочарованный неудачной попыткой возрождения духовности, вновь даёт добро. А в эпилоге, на полном серьёзе, описывается, что уже через двадцать (!) с небольшим лет город стал столицей Средневолжского вилаята со всеми вытекающими — религиозный исламский фантатизм, шариатские суды и казни, чёрные знамёна, женщины в паранджах...

Подивившись НАСТОЛЬКО топорно сделанной подаче материала, продолжил чтение — с творчеством Волкова я не знаком, поэтому сам для себя решил: да мало ли у кого может получиться неудачный рассказ, да ещё и на строго заданную тему?

И вот перевёрнута последняя страница...

Знаете, на что эта книга похожа больше всего? Помните, в 90-е и начало нулевых, когда тема язычества и «настоящей» истории славян были широко популярны, выходили различные сборники (навскидку вспоминаются, к примеру два «никитинских» альманаха «Фантастика XXI века», не говоря уж о творчестве Петухова сотоварищи), в которых сплошь благородные, отважные и честные славяне-язычники, наследники Традиции предков, противостояли коварным, лживым и продажным христианским священникам, посланных мировым жидо-масонством, дабы изничтожить Матушку-Русь? Если помните, легко поймёте, о чем я говорю. «Модноверие» — это то же самое, только с противоположным знаком. Эдакая религиозная агитка, причём агитка плохонькая. Практически все рассказы, включённые в антологию, повествуют о коварных, лживых и продажных жрецах/волхвах/руководителях сект, которым противостоят — вы не поверите! =))) — сплошь благородные, отважные и честные христиане и просто хорошие русские люди. А если и не хорошие, то просто «заблудшие», легко могущие найти спасение где? Правильно! Только в православии.

В результате читать было невыносимо уныло, а временами — попросту неприятно.

Благоприятное впечатление произвели только произведения авторов, на которых надежды, собственно, и возлагал:

Во-первых, «Дом князя Комоедова» супругов Белаш — просто качественное городское фэнтези с волшебными артефактами, разумным котом, сидящим в «Котоматрице» и ментальными паразитами. В рассказе нет и следа желания как-то унизить чужие религиозные взгляды, речь идёт лишь об одурачивании «прихожан» различных сект и культов. Финальный пассаж можно считать лишь данью тематике сборника — не будь его, рассказ совершенно ничего бы не потерял. Единственное, чего рассказу, на мой взгляд, не хватило, так это объёма. Удели авторы чуть больше внимания описаниям реалий мира, в котором происходит действие — получилась бы очередная изящная вещица от авторов, которых лично я считаю одними из самых самобытных и недооценённых современных российских фантастов. Но и так получилось довольно оригинально и любопытно. Твёрдые 8 баллов.

Во-вторых, «Русская идея, уж какая есть» Олега Дивова — история о сильно пьющих советских журналистах, разворачивающаяся в декорациях заката СССР. К тематике сборника тоже имеет весьма далёкое отношение, потому как предложение, поступившее одному из героев — сочинить «русскую идею» — появляется в самом конце довольно объёмного текста, и очень мало влияет на сюжет. Да и вообще: Дивов — это Дивов, он стебётся над всеми одинаково. Но желания как-то унизить и оболванить людей, исповедующих язычество, на страницах рассказа лично я не заметил. Совсем. Отдельный отзыв на рассказ, кстати, если вдруг кому интересно, разместил ещё вчера. Для меня — однозначный фаворит антологии и единственная безоговорочная десятка.

В-третьих, «Операция «Гнев Перуна» Кирилла Бенедиктова, на протяжении чтения которого постоянно ловил себя на одной только мысли: «Ну, неужели уважаемый мной автор пишет ЭТО на полном серьёзе?» Однако, Бенедиктов не подкачал — буквально на последней странице настолько тонко вывернул сюжет наизнанку, что любому думающему человеку будет понятен основной посыл: неважно, что именно ты считаешь предрассудками, не факт, что ты сам веришь в Истину. Твёрдые 8 баллов, и очень жаль, что в последние годы Кирилл пишет так мало вне рамок межавторских проектов.

Кроме этого, неожиданно порадовала безбашенно-весёлая пародия «Великая тартарская стена» от Игоря Куликова, имеющая подзаголовок «сценарий альтернативного перевода фильма «Великая стена». Не знаю, какого эфеекта хотел достигнуть автор, но я воспринял всё написанное как тонкий стёб над всякими самопальными филологами, рассказывающих о происхождении слов и выражений. Да и отсылки к современной фантастике порадовали ничуть не меньше: «И волки нас грызли, и ведмеди оборотные, и навь разная из могил выползала, человечиной полакомиться, а однажды у великого Далайного озера тварь многогорукая сразу пол-отряда в пучину утащила» =))) Несколько раз улыбнулся, 7 баллов.

Всем остальным произведениям сборника выставил от 3 до 6 баллов. Оценки ниже ставить попросту не стал, потому как прекрасно понимаю — авторы работали на заказ, в узко очерченных рамках. Однако, о некоторых ляпах попросту не могу промолчать.

Неприятным показался, прежде всего, тот факт, что многие авторы считают большинство население нашей страны тупым быдлом, одурачить которое могут даже люди, не способные запомнить имена богов, о которых они говорят: «И восславим богов наших — Ярилу, Даждьбога и Сварога. И этого... как его. Фокса. Тьфу... Хорса!» (Михаил Тырин, «Крестник»). Более того, никакого существования отголосков язычества не признаётся в принципе — всё оно создано шарлатанами, наживающимися на последователях, придумано в недрах КГБ, создано на деньги Запада и т.д. Или же вообще изначально враждебно людям, имея космическое («Кондрат оглашающий» П.Виноградова и Т.Минасян, «Богам — без разницы» М.Коротич) или какое-то совсем уж инфернальное («Тайный берег. Нарушители инструкций» Н.Желунова) происхождение.

С логикой происходящего в большинстве произведений не просто беда — она отсутствует напрочь. Представляете себе поселение в глуши, в котором воссоздан быть Древней Руси, вследствие чего дети не знают о существовании окружающего мира? Эдакий «Таинственный лес» на славянский мотив, только даже без Тех, чьё имя не называем. Окажется, что организовал его очередной негодяй, наживающийся на этнических побрякушках, которые изготовляют жители. У меня вот вопрос: он их чего, вагонами вывозит? Это сколько безделушек надо продать, чтобы обеспечить необходимым деревню, да ещё и самому в наваре остаться? А разведчиков из будущего, которые ищут могущественных потусторонних существ с целью их ликвидации, но при этом у них полностью отсутствуют навыки выживания, представляете? «Жаль, нас не учили, как выживать в лесу с кровопотерей и полумёртвым товарищем на закорках». Разведчиков, блин, ВЫЖИВАТЬ не учили!!! Или, может быть, вы способны представить полувоенную операцию, организованную в Ленинградской области на деньги западных спонсоров с участием недобитых боевиков полка «Азов» (как же не упомянуть «украинскую тему»?) с целью похитить несколько археологических находок, дабы учёные не опровергли «норманнскую теорию»? Опровергнуть, опираясь на результаты раскопок ОДНОГО захоронения!!! Продолжать можно ещё долго, но тогда отзыв рискует оказаться и вовсе бесконечным...

Определённо умиляют и попытки некоторых авторов показать, как различные языческие течения и общины борются между собой, величая противников еретиками. Так и хочется напомнить, что навешивание подобных ярлыков и подавление любого инакомыслия характерны как раз для монотеистических религий. Язычники, как правило, наоборот, признают, что молятся как раз богам СВОЕГО народа, и вполне допускают, что у других людей на других территориях могут быть ИНЫЕ божества.

Но по-настоящему от души поржать заставил вот этот пассаж из упомянутого уже «Тайного берега» некоего Николая Желунова, одного из самых бестолковых, бредовых и пропитанных неприкрытой ненавистью к славянскому язычеству рассказов сборника:

«В рёве и треске пламени мне слышались голоса бесчисленных людей, принесённых в жертву демону за тысячу лет — миллионы невинных душ, заключённых в страшном аду <...> Я стоял над обрывом, сложив на груди руки, и перед взором моим проносились дремучие времена: волхвы, выбирающие самых красивых юношей и девушек для жертвоприношений; плывущие по Днепру и Волге плоты, на которых в огне метались обнажённые люди, прикованные к столбам. Реки потемнели от крови, и высокие тени поднимались в тумане, и ревел над капищами чудовищный голос, требовал новые и новые жертвы...»

Миллионы душ за тысячу лет, принесённые в жертву? Я ни в коей мере не отрицаю теоретической вероятности существования практики человеческих жертвоприношений в языческих культах славян, но, учитывая ареал расселения восточных славян, и тот факт, что пространства Восточной Европы были в древности далеко не так плотно заселены, как сегодня, возникает закономерный вопрос — это какой же конвейер «кровавых жертв» организовали эти самые волхвы со жрецами? Они хоть спать-то успевали, бедненькие? =))) «Миллионы душ за тысячу лет» — это ведь ТЫСЯЧИ жертв ежегодно... Так и вспоминается знаменитый «миллион расстрелянных лично Сталиным», хотя это и не смешно.

Заканчивая свой отзыв, могу охарактеризовать антологию «Модноверие» только одним словом: разочарование. Но самое обидное, что я так и не увидел в книге обещанного в анонсе «по-настоящему редкого сочетания: фантастики, технологий, христианства и древних культов».

Уважаемые составители! Не льстите себе — у вас получилась унылая православная агитка, написанная по заказу РПЦ с целью осмеять и унизить тех, кто верит во что-то другое. Но даже это получилось из рук вон плохо...

5 баллов за антологию в целом — только из уважения к авторам, которые не стали писать «на заказ».

P.S. Года через два-три, в очередной раз перебирая книжные полки в поисках книг, с которыми я готов расстаться, дабы освободить место для новых, я наткнусь на эту антологию. И выставлю её на продажу с пометкой «состояние — отличное, аккуратно прочитана один раз». Потому что перечитывать в ней, к сожалению, нечего. Ведь даже по-настоящему талантливые произведения оказались загнанными в слишком узкие рамки и догмы. И это — очень печально, потому как заявленная тема выглядела чрезвычайно интересно и многообещающе...

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх