fantlab ru

Клиффорд Саймак «Кто там, в толще скал?»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.28
Оценок:
953
Моя оценка:
-

подробнее

Кто там, в толще скал?

The Thing in the Stone

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 139
Аннотация:

Три года прожил Уолесс Даниельс в одиночестве на заброшенной ферме. Море отступило от холмов, среди которых он любил бродить, четыреста миллионов лет назад. И этот уголок земли в разные эпохи стал видеть Даниельс. Он стал проваливаться в прошлое, а еще он узнал, что кто-то существует в толще скал...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Повесть печаталась в журнале «Химия и жизнь», 1978 г., № 3-5. Перевёл с английского К.Сенин, художник не указан.


Входит в:

— журнал «Worlds of If, March 1970», 1970 г.

— антологию «World's Best Science Fiction: 1971», 1971 г.

— сборник «Лучшее Клиффорда Саймака», 1975 г.

— сборник «Skirmish», 1977 г.

— антологию «Ордер на убийство», 1990 г.

— антологию «В мире фантастики», 2000 г.

— антологию «Золотой Век фантастики», 2005 г.

— антологию «Тени минувшего», 2015 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1971 // Повесть

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1970 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Миры Клиффорда Саймака
1978 г.
Избранное
1988 г.
Ордер на убийство
1990 г.
Специфика службы
1992 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 11
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 3
1999 г.
Сила воображения
1999 г.
В мире фантастики
2000 г.
Прелесть
2002 г.
Золотой Век фантастики
2005 г.
Большая уборка на Солнце
2005 г.
Грот танцующих оленей
2005 г.
Грот танцующих оленей
2009 г.
Город
2018 г.
Прелесть
2022 г.

Периодика:

Worlds of If, March 1970
1970 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Тени минувшего
2015 г.

Издания на иностранных языках:

World's Best Science Fiction: 1971
1971 г.
(английский)
World's Best Science Fiction: 1971
1971 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как не крути, любит Саймак этого героя — одиночку и чудака из глухой провинции, не фермера, не ученого, не бизнесмена — просто хорошего парня, которому, с точки зрения окружающих, не очень повезло в жизни -нет у него ни семьи, ни денег, ни престижной работы. Но зато смог он, несмотря на невзгоды, сохранить детское любопытство и восхищение жизнью, и за это она отвечает ему любовью, позволяя увидеть свои чудеса.

И тут я полностью согласна с Мастером: чудеса не живут в городах, не любят они горячего асфальта, рычания автомобилей и смога. Чудеса прячутся в потаенных уголках, тенистых рощах, среди гор и холмов, под корягами и камнями, или, как в этом случае, в холодной пещере.

Уолесс Даниельс из повести «Кто там, в толще скал?» — типичный саймаковский герой, который живет на старой ферме в захолустном уголке, ведя небольшое хозяйство — пара коров и свиней, куры и небольшой огород. Казалось бы, человек просто доживает свой век в тишине и покое. Но, нет, дан Даниельсу дар заглядывать в тайны прошлого, управлять временем, слышать болтовню межзвездных странников и понимать заточенное в толще скал бессмертное существо.

Любит Даниельса жизнь, раз наградила такими способностями. Наградила за доброту и щедрость души, восхищение горами и лесами, уважение и сострадание ко всем живым созданиям, заботу о тех, кто зависит от него, тихое и непоказное мужество, готовность прейти на помощь всем попавшим в беду.

И, казалось бы, герой знакомый, тема и сюжетные ходы уже не раз встречались в других повестях Саймака. А, все равно , было интересно читать этот добрый и красивый, чуточку грустный и наивный рассказ о двух родственных душах — землянине и пришельце со звезд, которые нашли друг друга, несмотря на время и пространство. Наверно это и есть настоящее Мастерство — все знакомо, но — трогает и восхищает, как в первый раз.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Саймак прекрасный писатель. У него есть великолепные романы и гениальные рассказы, в которых частенько и фантастики не очень-то и много. Для него главное — люди, а не то, какими железками они пытаются убить друг друга. Но если меня спросят о чем эта повесть, то я буду в недоумении. Я откровенно не знаю, что сказать. О верности? Но что такое верность для бессмертных существ? Да и вообще, понимают ли они вообще, что это такое? Главный герой даже не смог понять, за какие провинности, почему то существо оказалось в толще скал. Может быть это нечно такое страшное, о чем иы даже подумать не можем. А «пес»? Может быть это всего навсего охранник, сроднившийся со своим подопечным? С другой стороны, может быть это повесть о человеческой подлости, мстительности и трусости? Этому тоже было посвящено немало страниц.

Но все же человек остается человеком. Жалость и сострадание одинаково присущи практически всем представителям рода человеческого, поэтому неудивительно, что герой проникся состраданием к узнку скал и захотел помочь ему. Жаль только, что он не подумал об опасности, которая может от него исходить. Может быть это что-то вроде джина, готового создавать города и разрушать их. Может быть там сидит какой-нибудь очередной император Зорг, желающий порабатить всю галлактику? Ведь верно сказано: «Ни одному человеку ещё не удавалось пасть так низко, чтобы не нашлось пса, готового охранять хозяина и проводить хоть до могилы». Наверное это касается всех людей во вселенной. Даже если часть из них инопланетяне.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из луших рассказов Саймака. Такой контакт, наверное, не описал никто! Человек может понять другое существо даже через миллионы лет и десятки метров скал. А вот достучаться до других людей может оказаться сложнее.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

После нескольких перечитываний этого рассказа у меня сформировалось к нему двоякое отношение. С одной стороны, мне по душе всегдашний гуманизм Саймака, его уверенность во взаимопонимании совершенно различных разумных существ. Совершенно замечательно передана им атмосфера поздней осени в краю холмов и одиноких ферм, настроение человека, живущего в этой глуши и наслаждающегося (или, по крайней мере, довольствующегося) ею, его спокойное и размеренное одиночество и отказ почти от всех благ цивилизации. Несмотря на страшную цену, которую он заплатил за такой образ жизни, в чем-то этому человеку – Уоллесу Дэниельсу – можно даже позавидовать. Здесь обаяние стиля и слова Клиффорда Саймака несомненны.

С другой стороны, в данном случае использованный здесь прием «отказа от объяснений» себя не оправдывает, и «Кто там, в толще скал?» превращается в фантастику совершенно «ненаучную». Попадал все-таки Дэниельс в прошлое на самом деле или только мысленно видел его? Если первое, то почему после возвращения не было отснятых кадров на пленке фотоаппарата и сорванных растений в руках? Если второе, то как ему удалось выбраться из пещеры в настоящем, используя свое передвижение в прошлом? Каким образом он мог «слушать звезды»? Да и вообще, как работал дар Дэниельса и какова была его сущность? Кем был тот, кто отбывал свою ссылку под толщей известняка? А тот, кого неожиданно разбудил Дэниельс, – верный «звездный пес» или все-таки надзиратель? Чересчур много возникает такого рода вопросов, на которые писатель не соизволил дать ответы. И самостоятельно прийти к этим ответам мы также не можем – слишком мало материала для размышлений в нашем распоряжении. А гадать попусту, как говорил Шерлок Холмс, – это губительная для разума привычка. Вот и выходит, что мы, переворачивая последнюю страницу, знаем едва ли больше, чем когда открывали первую. К тому же (полностью присоединяюсь в этом к автору давнего отзыва за 2013 год) повествование обрывается совершенно неожиданно. Что будет с Дэниельсом и его новообретенным искрящимся другом дальше, как будут развиваться отношения с завистливым соседом и с недоумевающим шерифом, удастся ли когда-нибудь освободить того, кто в толще скал, – всего этого мы так и не сумеем узнать. А жаль!

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всех поддерживаю! Я не очень хорошо знаком с творчеством К. Саймака, но из того, что я знаю, это мой любимый рассказ. Он проникнут гуманизмом и всепрощающей любовью ко всем живым существам. Действительно, кому дано право судить других? «А судьи кто?» «Кто без греха?» Фраза «ведь нет такого человека, который мог пасть так низко, чтобы его пес не был готов проводить его хоть до могилы» настолько прекрасна, что хочу оставить ее без комментариев.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

....При попытке выявить какую-то чёткую идею из этого рассказа закончилось коллапсом моего несчастного головного мозга. Примерно тоже впечатление, что и с «Заповедником гоблинов» — вроде бы ничего такого особенного, но как здорово написано! В этом рассказе весь Саймак — тема одиночества, взаимопомощи, дружбы. Причём у Саймака дружба всегда особенная — это понятие совершенно особенное, внеземное. Это загадочное чувство позволяет Уоллесу сблизиться с совершенно чуждым существом — пусть даже и не зная его миссию на этой планете...

Чисто эмоциональная, но неплохая вещь.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неторопливое повествование, какой-то простой, обыденный, но в то же время очень интересный текст, простые же, очень похожие на нас герои с понятными читателю мыслями, эмоциями и поведением, ну и, конечно же, доброта — авторство Клиффорда Саймака узнается «с закрытыми глазами».

Повесть прекрасно читалась бы, даже не будь в ней никакого фантастического элемента, но их присутствие, кроме всего прочего, привлечет внимание читателя к двум любопытным моментам. Во-первых, это совершенно неожиданный, эффектный финал. На сюжет он, собственно, никакого влияния не оказывает, но читателя однозначно впечатляет. А в впечатлении от книги хороший финал — половина успеха :).

Во-вторых, обращает на себя внимание ловко придуманная автором возможность главного героя как бы перемещаться назад во времени и совершенно безопасно видеть и ощущать окружающий мир таким, каким он был миллионы лет назад. Вроде бы простенько, но заставляет читателя по-хорошему позавидовать таким возможностям Уоллеса Даниельса и помечтать о том, как здорово было бы увидеть такое своими глазами.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главное достижение автора данной повести в том, что ему с поразительной точностью удалось передать светлую меланхолию осеннего настроения, сопряженную с созерцательным умиротворением красот американской природы преимущественно настоящего, частично — прошлого. Несмотря на отсутствие сталеплавильного экшена, динамических диалогов и общего сай-фай сеттинга произведение затягивает, потому как и не нужны здесь совершенно упомянутые навороты — атмосферность, неспешность повествования в процессе чтения вводит читателя в подобие транса. Не важно кто же все-таки там дремлет в толще скал, важнее как он там оказался, сколько продлится его заточение и оправданно ли будет его высвобождение. «Мы в ответе за тех, кого приручили» — эту фразу Экзюпери можно смело ставить в эпиграф разбираемой повести Саймака. Здесь прослеживаются явные христианские мотивы, параллели с Пастухом и Агнцем, принцип коллективной ответственности и твердая вера в то, что каждому нужно предоставить шанс, в основе любого живого существа заложена искра Добра, которая однажды воспламенит ворох палой листвы, скрывающий грешные бренные останки, открыв путь к обновлению и вечной жизни в гармонии с Вселенной. Свобода — вот главная ценность для любого мыслящего существа и нет таких пороков, преступлений, которые оправдали бы её лишение. Вот, на мой взгляд, вкратце, те мысли, которыми хотел поделиться Автор с читателями, создавая это произведение.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гуманизмом и небывалой любовью к человеку и ко всему живому проникнута повесть. Поиск единой вселенской этики всегда волновал Саймака. Что есть добро, и что есть зло? В ответе ли человек за тех, кто слабее и зависит от него? И не пора ли высвободить самих себя из толщи суетности и взглянуть на природу другими глазами?!

(«Ни одному человеку ещё не удавалось пасть так низко, чтобы не нашлось пса, готового охранять хозяина и проводить хоть до могилы»).

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одновременно — блестящий рассказ К.Саймака и яркий пример его лучшего творчества! Рассказ, прочитанный мной неоднократно, можно перечитывать с удовольствием еще много раз. Так проникновенно передать эмоционально-чувственную сторону произведения мог только истинный Мастер. Возможность сопереживания, прочувствовать внутренности души другого неземного разумного существа, несмотря на долгие бесконечные годы, исчисляемые миллионами лет, и толщи горных пород — говорит о многих скрытых полезных возможностях человека и главного героя , в данном случае, Уоллеса Дэниелса. А вот невозможность найти контакт с ближними своими ( в рассказе «противными, алчными, мерзопакостными соседями») — говорит о многих негативных качествах скрытых внутри нас самих. Нет, Дэниелс, как раз наиболее видный, положительный и представительный герой Саймаковской литературы. Такие герои не раз встречались в других произведениях именитого автора, и потому делают его сходство с другими хорошими героями повествований К. Саймака.

Волею судьбы, которая поглумилась над главным героем, тот скрывается в одиночестве на отдаленной ферме, особо не вступая в контакт с другими людьми. Его удел: «зализывать» глубокую душевную рану, доживать свой век, вести скромное хозяйство и предаваться философским измышлениям...Но тут ему открывается необыкновенный дар, который позволяет ему заглядывать в далекое прошлое, перемещаться во времени и слышать и понимать чужое существо из глубин космоса, погребенное под толщей скал.

В этой истории Саймак показал, что человек, имеющий много положительных достоинств, вполне очевидно, должен быть вознагражден быть избранником судьбы и получить награду за его доброту и всеобъемлющее понимание. И хотя чувствуется легкий наив и набегающая грусть в словах у писателя, здесь ощущается тихое восхищение красивым словом большого таланта.

Очень здорово заново знакомиться с этой историей в очередной раз! Произведения не может не растрогать и не вызвать положительных эмоций.Рекомендуется для чтения без всяких оговорок !

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепно! Коронное произведение Саймака. Красиво. Разумно и логично. Трогательно и добродушно. Занимательно. А природа отображена прямо-таки по-пришвински:smile: (что характерно для многих вещей Саймака — по всему видно, что впечатления от осенней природы занимают весьма значительную часть в его душе). И вообще повесть очень разноплановая, вызывает весьма широкую гамму эмоций. Буквально необъятная — тут и общение с представителями далеких миров, и превосходные реалистичные описания состояний природы, и путешествия-проникновения в различные времена прошлого. И палеонтологические зарисовки. И неистовый человеческий порыв к познаниям и желание для чужих существ найти общие непреложные истины. И просто быт, обыденные отношения соседей, и связанная с этим людская подлость, и великодушие главного героя по отношению к человеку, совершившему мерзкий поступок. И много еще чего. Но при этом все крупицы ощущений не создают кашу, а переплетаются в некоем многослойном «блюде», где каждый ингридиент не теряет вкуса:smile:

А фраза, сказанная в финале Дэниельсом шерифу: «У каждого из нас в жизни есть спутники, видеть которых не дано никому, кроме нас самих» просится в цитатник мудрости.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти все отозвавшиеся называют этот рассказ (или все-таки повесть?) в числе самых любимых – и я не исключение из этого правила.

Та задумчивая атмосфера, что окутывает читателя «вошедшего» в повесть, мягко принимает его в себя – это дорогого стоит!

И вечные ценности дружбы, приязни – называйте, как хотите – они тут показаны вечными не в переносном, а в прямом смысле.

Как хорошо, как славно, что фантастика дала миру такие произведения, как «Кто там, в толще скал?» — уже это однозначно опровергает любые рассуждения о «неполноценности» фантастики, как части литературы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Уважаемый GBV, а я понял, что те, самостоятельные путешествия, которые предпринимал ГГ сначала, были как бы тренировочными. А после Контакта он смог больше, чем раньше – поэтому ляпа я не вижу, а вижу только логику развития фантастического приема.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал этот рассказ, наткнувшись на ссылку к нему в отзыве на роман Харуки Мураками «Охота на овец». Этот рассказ вернул мне Саймака, книгу которого я отложил около года назад, увлекшись чем-то еще.

истинно Саймаковский рассказ, что для меня означает многогранность, бесконечность точек зрения, гуманизм Экзюпери и необычайный свет и заряд прекрасного.

О положительных сторонах рассказа добавить, наверное, больше ничего и невозможно. Любой рассказ Саймака — это повесть в рассказе

а вот недостаток отмечу: начата но не завершена сюжетная линия с соседом ГГ, тем, что доносил шерифу и потом с сыновьями убрал веревку.

Кроме того, возникли ассоциации (приятные) с «Заповедником гоблинов» — «тот, кто в толще скал» и наблюдатель-баньши, который в конце концов погибает в присутствии главного героя.

рассказы Саймака — это хорошая научная и замечательная гуманитарная фантастика, этот рассказ — как и все в творчестве Саймака, — следует прочитать всем, кто любит читать хорошие книги, и не рекомендуется — тем, кому нужны схватки, экшн, погони, перестрелки, спецэффекты и атрибуты современного шоу

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

За что мы любим рассказы-повести Саймака? Не романы, а именно короткую и среднюю формы Мастера. И пусть атмосфера и типажи героев время от времени повторяются, как бы парадоксально это ни было, любим мы эти рассказы как раз за типажи героев и атмосферу. Красивые рассказы об одиночестве может написать только безмерно талантливый и одинокий человек.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. Рассказ, который заряжает читателя позитивной энергией. Рассказ, в котором на-первом месте доброта и верность.

Все в повествовании (мирный, гармоничный образ жизни главного героя, прекрасно переданное описание красот дикой природы разных временных периодов) органично переплетается и вызывает непередаваемое чувство прекрасного и чего-то положительного. Даже злые козни завистника, которые гармонично вписываются в общую канву рассказа, не может разрушить позитивную атмосферу повествования.

Благодаря мастерству писателя, стандартная история контакта с внеземным разумом, начинает играть новыми красками и показывается с новой стороны: даже далеко ушедший вперед в своем развитии инопланетный разум роднит с человеком чувство ответственности, преданности и заботы о своих ближних, заботы о тех, кого мы приручили. И пусть не ясно, кто кого ждет: хозяин своего непутевого слугу (подопечного) или слуга своего хозяина (лично мне кажется, что верен первый вариант), это не столь важно. Важно только то, что он ждет, ждет и не оставляет в одиночестве близкое, живое существо.

Мое мнение: это один из лучших прочитанных мною рассказов и лучшее, что я читал у. К. Саймака. Советую его прочитать и, надеюсь, Вы не будете разочарованны.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх