fantlab ru

Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов «Механизм Пространства»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.08
Оценок:
489
Моя оценка:
-

подробнее

,

Механизм Пространства

Роман, год; роман-эпопея «Алюмен»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Второй роман «Земной оперы» проливает свет на историю отношений Эрстеда и Эминента, показывая, как преклонение и ученичество сменилось соперничеством, а затем и противостоянием. География действия сосредотачивается в Европе — Англия, Франция, Италия, Польша и Румыния, действие туже закручивается вокруг записей Галуа и изобретения Карно, в ход идет все — призраки, тайные обряды разных стран, электромагнетизм и методы Эрстеда-старшего... Противостояние становится все безжалостнее, острее, чья же правда возьмет верх?


В произведение входит:


  • Увертюра
  • Бегство на юг
8.24 (130)
-
1 отз.
  • Механизм Пространства

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— роман-эпопею «Алюмен»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 363

Активный словарный запас: невероятно высокий (3616 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Алюмен. Книга 2. Механизм пространства
2009 г.
Алюмен
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, боюсь загадывать, но вторая часть авторам удалась не хуже первой. Очень надеюсь, что с третьей авторы не схалтурят. Если брать чисто художественную составляющую, то особенно зацепила «английская» часть- на редкость удачно переданы время и место действия. Так что безо всяких усилий над собой ставлю 10.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман трилогии, в сущности, можно читать и как самостоятельное произведение. Но бОльшая часть задумки в этом случае пройдет мимо. За кадром останется Механизм Времени, похождения Огюста Шевалье, загадочная смерть Эвариста Галуа, гения-математика, первый «набросок» загадочного мыслителя Эминента. В «Механизме Пространства» основное внимание уделено борьбе за жизнь инженера Карно и диверсиям сподвижника фон Книгге, рыжего перевоплощенца Бэйтса. География сузилась до нескольких европейских стран — Англия, Франция, Италия, отчасти, Польша и Румыния. Кабинеты лордов, водолечебницы, склады, доки, боксерские поединки, дремучие деревушки, нефтяные заводы, итальянское судно, Ньюгейтская тюрьма... Причудливы повороты сюжета.

Несмотря на обилие сюжетных линий и героев, роман не распадается на сборник новелл и повестей. Удерживает его, на мой взгляд, сложный и неоднозначный вопрос — может ли один человек, пусть и Посвященный, пусть и знающий больше, решать судьбу других людей, влиять на будущее мира? Дело не в технических средствах, их можно найти, вопрос в другом — вправе ли? Не слишком ли много возомнил о себе Эминент, увидевший только часть, только одну сторону медали? И не закрывает ли глаза на далекоидущие последствия прогресса Андерс Эрстед, так рьяно проводящий его в жизнь?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Поневоле проникаешься трагизмом ситуации — борьба и жертвы с обеих сторон, в сущности, напрасны, как говорят сноски и ссылки на страницах романа. Взорванный броненосец будет вновь отстроен через несколько десятков лет, поршневый двигатель — вновь изобретен другим человеком. Прогресс не остановить, его удается только чуть придержать.

Роман многослоен, изобилует «вкусными» описаниями и эпизодами, проливает свет на судьбы некоторых героев, но чувствуется, что это вторая книга трилогии — многое оставлено без ответа, что-то неясно без первой.

Да, и насколько я могу судить, часть, принадлежащая Андрею Валентинову, стала чуть больше, появились оттенки и мысли, характерные для его романов.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вспоминается, что второй фильм трудно снять лучше, чем первый. И причина прежде всего кроется в том, что второй — всегда вторичен (простите за тавтологию). Если в первом вас восхитило десять оригинальных находок, то для того чтобы снять второй фильм хотя бы на таком же уровне, надо найти десять других оригинальных находок, а это очень сложно, практически невозможно. Режиссеру ничего не остается, как повторить то, что было в первом, но уже на другом материале. В результате первый фильм смотрится на одном дыхании, второй — лишь с небольшой долей любопытства. Нечто подобное произошло и в моих отношениях с «Алюменом». Вторая книга очень понравилась, но столько эмоций, сколько первая, она не вызвала. Возможно, от того, что сюжет почти не продвинулся вперед, большую часть книги занимает прошлое (Андре Эрстеда, Чарли Бейтса, Товена, Волмонтовича и др.). Возможно, от того, что история того же князя, как мне показалось, рассказана далеко не так впечатляюще, как история Пин-Эйр в прошлом романе. Магии здесь становится больше, противостояние острее, однако финал второго романа мне удалось угадать почти с первых страниц.

Но при этом достоинства романа никуда не исчезают. Здесь по-прежнему много истории и исторических личностей, много науки и ученых. Очень часто хочется отложить книгу и почитать «официальную версию» происходивших событий — это я считаю несомненным достоинством книги. Трагические события пересыпаны искрометным юмором. И, конечно, здесь много философии, интересных размышлений и вопросов, на которые стоит найти ответ самостоятельно. И это еще одно достоинство произведений Олди, за которые я готова зачислить их в «шедевры».

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достойное продолжение первой книги. По-моему, вторая книга получилась даже более интересной, чем первая. Больше экшена, впечатлила элегантно закрученная интрига Эмитента, одной из жертв которой стал Эрстед-младший. Загадочности авторы добавили введя эпизоды, где упоминается каста Посвященных. Нашлось место и конспирологической теории (при упоминании Клуба). Опять не могу удержаться от сравнивания «Алюмена» и «Ртути» Нила Стивенсона. Благо и эпохи происходящего близки друг другу, да и основные действующие лица — ученые. Но если «Алюмен» читаешь взахлеб и в общем-то понимаешь что тебе хотят сказать авторы, то «Ртуть» я так и не смог прочитать до конца. После прочтения «Алюмена» хочется побольше узнать о людях в ней упоминающихся и вообще о том времени. Надеюсь, что третья книга не будет хуже первой и второй.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть трилогии удивила меня своей самодостаточностью. Она самодостаточна настолько, что, кажется порой, даже не нуждается в читателе. События, описанные авторами, неспешно идут своей чередой, герои также неспешно выясняют взаимоотношения.

Нет, яркие, острые моменты в книге есть, и их не мало, но они оказываются погребены под грудой имен, названий, бытовых подробностей и исторических фактов. Приемов, которые авторы используют для описания мира, в котором разворачиваются события, настолько много, что они отодвигают сюжет на задний план.

Авторы во второй части трилогии так и не определились, кто же в их повествовании главный герой. Можно допустить, что главных героев несколько, но они ведут себя неоправданно вяло. Истории жизни, события, происходящие с персонажами, явно не претендующими на главные роли в книге, гораздо ярче и интереснее.

Тем не менее, эту книгу читать приятно, хотя иногда и возникает ощущение, что это не книга для тебя, а ты для этой книги.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть вышла намного серьёзней и жёстче первой. Нарисованная картина будущего — по-настоящему пугает. Прогресс, конечно, не остановить, но Олди с Валентиновым показали такое «грядущее», что невольно начинает хотеться вернуться обратно в каменный век. Потеря человеческой природы — это жутко, хотя данный вариант довольно реалистичен.

Да ещё начинает довольно ясно прорисовываться линия противостояния мистики с наукой — похоже, это стало главной сюжетной темой «Алюмена». Множество мелких историй с персонажами прекрасно играют на раскрытие этого противоборства.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В «Механизме Пространства» отличий от первой части немного. Авторы решили не определяться с главным героем, оставив всем основным персонажам приблизительно равные доли. Скажем, Андерс Эрстед оказывается чаще в центре внимания, зато нам почти не показывают его внутренних конфликтов, так и оставляя вместо полноценного портрета карандашный рисунок. Совсем другое дело — линии Огюста Шевалье или Торбена, которые занимают куда меньший объем, но «крови-любови-метаний-исканий» там с избытком. При этом secondary cast, как и в первой книге, все равно куда весомее и интереснее.

Меня слегка коробит то количество исторических личностей, типа Диккенса или Гарибальди, с которыми — положа руку на сердце — авторы позволяют себе лишнюю вольность. Приходится делать скидку на законы жанра... все-таки криптоистория, а не хроника. Удовольствия от чтения это не портит — обаяние «хитрого прищура» было в полной мере перенесено из одного Механизма в другой.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом роман получился более внятным чем первый. Четче отслеживаются сюжетные линии, становятся более ясными образы героев. Самым трудным оказалось преодолеть первые несколько страниц, а затем уже оторваться от книги стало гораздо труднее.

В книге невероятниым образом перемешаны мистика и наука, правда и вымысел. К сожалению, я плохо знаю тот исторический период, чтобы судить насколько реальны персонажи и собития описанные в книге.

Самое интересное на мой вкус это видения будущего, уж слишком невероятным его рисуют авторы. А одна из финальных сцен позволяет надеяться на более динамичную третью книгу.

В целом — твердая восьмерка!

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Больше всего это в сумме напоминает «Охотников за привидениями». Ученый полковник Эрстед по-прежнему путешествует по миру, изгоняет электричеством духов, противостоит в меру сил мистическому злодею Эминенту и т.д. Раскрыта биография еще парочки героев — зловещего князя Волмонтовича и мастера перевоплощений мистера Бейтса. Очень интересно. Конфликт мистики и прогресса развивается и углубляется, а в целом почти тоже самое, что и в первой книге.

Кроме того,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
продолжаются виртуальные визиты одного из героев в отдаленное будущее, где он беседует с неким Посредником, который грузит его маловразумительными монологами на айтишной фене.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я могу сказать, что пора невстреч с Генри Лайоном продолжается. Опять Европа 1832 года. Продолжается столкновение науки в лице Эрстеда-младшего и Адольфа фон Книгге как предводителя мистиков. Томик рассыпается множеством историй: князь Волмонтович раскрывает свой темный образ, Чарли Бейтс предстает гораздо более интересной фигурой, показываются ужас Грядущего и творчество Дюма-отца.

Основной минус этой книги для меня — это ее блеклость. Быть может, расскажи Олди историю Бейтса как отдельный рассказ, то это было бы хорошо. В виде многотомного романа, не говоря уже о трех романах, все эти истории не смотрятся. В реальной жизни акценты ставит наше внимание, а в этом романе их и выставить не на чем. Малоэмоционально, бездольно и блекло.

В плане историчности претензии, видимо, следует адресовать Валентинову. Вера в гениев науки — хороша, но меня передергивает от попыток протянуть через игольное ушко мыслей Карно и Галуа громаду тех изобретений, что были сделаны позднее. Это сравни истерии вокруг Теслы. Что-то бы было сделано раньше, пойди история иначе, но скорее всего ученых ждала бы судьба, от которой предостерегал Уилсон: «Сдается мне, что я зажился на этом свете. Надеюсь, скоро уже я улягусь в могилу. Ради бога, не заживайтесь слишком долго. В тридцать девять лет пустите себе пулю в лоб — это самая лучшая участь!» Просто потому что человек есть человек.

Поглядим, чем закончится история, но конфликт не захватывает. Хотя бы потому, что в финале второго тома возникает чувство, что ни Эрстед, ни Эминент не ведут Грядущее к привычному нам миру. Они оба не с моей стороны баррикад, а потому я могу сочувствовать отдельным персонажам, но не силам. Что в принципе несильно соответствует духу того времени, где еще не существовало профессиональной солидарности и подобных ей течений.

Итого: Читать можно, но «Алюмен» так и остался для меня где-то на уровне обычной исторической фентази. Фенечки, гэги по поводу известных личностей и, в целом, невзрачный сюжет.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх