fantlab ru

Кирилл Фокин «Лучи уходят за горизонт. 2001 – 2091»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.78
Оценок:
9
Моя оценка:
-

подробнее

Лучи уходят за горизонт. 2001 – 2091

Роман, год

Аннотация:

XXI век — время старых и новых надежд, возможностей и тревог. В центре романа четверо героев: сын британских аристократов, дочь террориста, молодой спецназовец и борец за объединение Кореи. Сквозь кризисы, религиозные войны и угрозу Третьей мировой, социальные потрясения и взрывное развитие технологий, перед лицом новой научной революции, грозящей не только необратимо изменить человеческое общество, но и поставить под сомнение природу человека — они сражаются за то будущее, которое считают правильным. Действие романа происходит с 11 сентября 2001 года по 28 апреля 2091 года и охватывает почти всё столетие. Роман частично имеет нелинейную структуру: состоит из эпизодов, каждый из которых датирован, например: «4 августа 2077 года. Буэнос-Айрес». Повествование идёт не в строгом хронологическом порядке, но и не вразнобой — конвой служат сюжетные линии главных героев, развивающиеся в разное время как бы параллельно, но ближе к концу сходящиеся в одной точке. Роман состоит из трёх частей, пролога, интерлюдии и эпилога.

Основная тема и связующая нить романа — постепенная, тяжёлая, но неизбежная эволюция человечества от нынешней формы суверенных государств к новому мировому устройству (поднимаются вопросы гуманитарной интервенции, общей безопасности, глобального контроля и т.д.). Меняется и повестка дня: от актуальных проблем современности (Ближний Восток и КНДР, исламский терроризм, место религии и науки, ядерное оружие) к проблемам завтрашнего дня — генная инженерия, «новые люди», социальное расслоение, освоение космоса.

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2018 // Крупная форма (роман)


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Лучи уходят за горизонт. 2001 – 2091
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прогрессивный политик ведёт борьбу за реформы в государстве, где жестокий диктатор всеми силами противостоит прогрессивному развитию, талантливый дипломат отстаивает дело мира во всём мире, директор исследовательской корпорации споспешествует внедрению результатов научно-технического прогресса, а храбрый офицер героически исполняет свой «интернациональный долг» в противостоянии агрессивным врагам разумного, доброго и вечного. Сколько книг на подобные сюжеты было написано в веке двадцатом советскими авторами? Полагаю, немало.

Течение времени, однако, смещает акценты на, собственно, противоположные. В романе Кирилла Фокина все перечисленные персонажи, ничуть не кривя душой, вместо привычных советскому читателю идеалов коммунизма стремятся к идеалам демократии и капитализма, в их представлении — ничуть не менее прекрасным.

Автором подробно разработаны характеры персонажей — тяжёлая судьба одних, ошибочные решения и личные жизненные трагедии других, смятение перед обстоятельствами, в которые поставил их сюжет — у третьих. Однако, на мой субъективный взгляд, драматические повороты в жизни персонажей, описываемые автором, не в полной мере вызывают читательское сочувствие. Возможно это связано — и в значительной степени компенсировано — глубокой лиричностью повествовательного языка романа.

При весьма значительном объёме сюжет движется весьма неспешно и связан — после экспозиционной части — в основном с успехами и свершениями героев на ниве, отведённой им автором. Приятным, неожиданным, но, возможно, несколько запоздалым сюрпризом здесь выглядит кульминация, обострение событий, вызванное тем, что один из героев, не в силах побороть демонов своего прошлого, допустил «трагическое отклонение от генеральной линии партии». К сожалению, разрешение конфликтной ситуации, составляющей кульминацию, осуществилось не столько в рамках сюжетной логики, сколько в рамках оптимизма автора (и его очевидной увлечённости идеями философии русского космизма, смею предположить). Заметим, что вопреки названию романа и издательской аннотации, в соответствии с которыми действие должно охватывать большую часть двадцать первого столетия, основные события книги всё же сосредоточены на более коротком отрезке времени, концентрируясь, скажем так, в рамках нескольких десятилетий.

Остановимся на нескольких фантастических допущениях, сделанных автором. Среди них в качестве наиболее важных следует, пожалуй, отметить идею «новых школ» — продукта образовательной реформы, позволяющего странам и народам, их использующим, стремительно добиваться общественного прогресса. Несмотря на всю свою привлекательность, данная идея в изложении автора, к сожалению, показалась мне неконкретной и «полупрозрачной». Вторым, более «фантастическим» и в куда большей степени влияющим на сюжет допущением является тема появления в обществе людей с улучшенным «функционалом» интеллектуальной деятельности. Восприятие таких людей обществом, естественно приводит к конфликтам. Заметим, что данные конфликты, однако, автором преподносятся в значительном виде в декларативной форме, и — в кульминации, в своей наиболее острой фазе — в виде составления и разоблачения «злодейского замысла» в стиле чуть ли не бондианы. Повседневные же проявления подобного конфликта преподносятся эпизодически. Кроме того, смутить читателя может идеологическая база романа. Заявления подобные цитате из части III о «падении уровня преступности и взлёте ВВП с приходом на национальный рынок крупнейших транснациональных корпораций», безусловно, способны вызвать немало споров.

Сознавая, что данный отзыв получился, скорее, критическим, не могу не отметить достоинств романа. «Лучи уходят за горизонт. 2001 – 2091» — безусловно, добрая и позитивная книга. Она написана приятным, лиричным языком и ставит перед читателем ряд пусть не новых, но интересных вопросов о его взглядах на общество будущего.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх