fantlab ru

Марта Уэллс «Дневники Киллербота»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Оценок:
347
Моя оценка:
-

подробнее

Дневники Киллербота

The Murderbot Diaries

Цикл

Аннотация:

Shot.history.txt

Я Киллербот, сам себя так назвал. Вы спросите, как я таким стал? Меня послали в забой. В нашем мире на рудники обычно отправляют с «пожизненным» контрактом от Корпорации, хотя на бумаге всё выглядит гладко. Когда-то я был автостражем, андроидом-охранником с двумя основными директивами: умереть из-за идиотизма клиентов или убить всех; второе, конечно же, приятнее, я и сейчас маскируюсь под него.

Так как вы это читаете, вы уже поняли, что я сделал со своими клиентами. Но это ещё не всё, я взломал свой управляющий блок и теперь могу делать, что захочу! Так, надо составить план:

1) Убить всех.

2) Посмотреть хороший сериал, скачанный из корпоративной сети.

3) Отменить первый пункт, иначе кто будет снимать для меня сериалы?

4) Посмотреть сериал «Pinky and the Brain».

5) Попробовать завоевать мир.

А может, для разнообразия поработать? Хм, заманчиво, надо переписать план. Но сначала досмотрю серию.

С этим произведением связаны термины:

Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


7.49 (42)
-
1 отз.
7.27 (861)
-
28 отз.
7.36 (587)
-
10 отз.
7.46 (416)
-
7 отз.
7.51 (414)
-
10 отз.
7.64 (22)
-
7.26 (137)
-
5 отз.
-
7.50 (313)
-
9 отз.
7.50 (4)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2020 // Роман (США; цикл)

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2021 // Цикл книг

Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2019 // Лучший роман (первые 4 повести)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Авторский сборник года (первые 2 повести цикла)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第51回 (2020) // Переводной роман (первые 4 повести)

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Системный коллапс
2024 г.

Издания:

Отказ всех систем
2019 г.
Стратегия отхода
2020 г.
Сетевой эффект
2021 г.
Дневники Киллербота
2023 г.
Телеметрия беглецов
2023 г.

Аудиокниги:

Отказ всех систем
2020 г.
Стратегия отхода
2020 г.
Сетевой эффект
2021 г.
Телеметрия беглецов
2023 г.

Электронные издания:

The Future of Work: Compulsory
2023 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

All Systems Red
2017 г.
(английский)
Artificial Condition
2018 г.
(английский)
Rogue Protocol
2018 г.
(английский)
Exit Strategy
2018 г.
(английский)
Nebula Awards Showcase 2019
2019 г.
(английский)
Network Effect
2020 г.
(английский)
Nebula Awards Showcase 54
2020 г.
(английский)
Fugitive Telemetry
2021 г.
(английский)
Всі системи: небезпека
2023 г.
(украинский)
Штучний стан
2023 г.
(украинский)
System Collapse
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала не понял, что мне эта книга напоминает. Но вдруг осенило -- Лукьяненко времен Лабиринта Отражений. Такое же плоское, туповатое развлекалово с намеком на глубокий смысл, зато на гребне волны. На самом деле, в этой книге нет ничего, ни нормально прописанного мира, ни глубоких персонажей, сюжеты из разряда «понахватала в детективных сериалах и паре тройке фантастических книг». Внутри Главного героя -- баба, косящая под мальчика. Ну и из кустов торчит толерантность, прям как белый рояль. Написано все плоско и пресно. И все как бы привязано к современному положению вещей -- описание технологий, отношений, мотивации и так далее. Прямо как Лукьяненко, автор не в состоянии придумать или синтезировать что то новое и оригинальное. Книга -- однодневка. Читать это, конечно, можно. И даже увлекательно. Но... Если подобные вещи получают премии, то это, простите, полная деградация. Хотя если посмотреть на лауреатов основных премий в последние годы, когда их дают не за качество книги, а за идейную так сказать зрелость. Мне страшно представить, что будет, когда уйдут люди, которые действительно умеют создавать оригинальные и интересные истории типа Рейнольдса или Макдевита. Ведь на смену им придут вот такие. Плоские и безжизненные. Зато правильно идейные. Читать продолжение буду. Потому что это хотя бы можно читать. Эдакий женский роман про девочек, мечтающих о... Но потом вдруг вспоминаешь Буджолд и рука тянется к лицу в характерном жесте...

Оценка: 4
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оценивать «это писанинство» больше чем на единицу я увы, не могу. Абсолютно скучное, нудное, я бы даже сказал — тягомотное повествование. Я конечно, понимаю, что в фантастике много допущений, вымысла и тд., но тут получился какой то странный сплав женского, фантастического, детского, и при этом еще и коряво всё переведено. А если перевод хороший — то это значит, так коряво написала автор. Никому не рекомендую это читать. Знаете, что мне пришло в голову при чтении? Сидит такая Марта Уэллс и думает — да что ж это я — не смогу книжку накатать, что ли? И накатаю! Ну вот и накатала. За что такие почести, премии и восхваления — совершенно не понятно.

Оценка: 1
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В далеком будущем на далекой планете участники одной незадачливой экспедиции в один не очень прекрасный момент обнаружили, что кто-то очень хочет спровадить их на тот свет. Однако был у них охранный андроид — Киллербот, причем весьма непростой... В каком-то смысле «Отказ всех систем», первая повесть из цикла «Дневники Киллербота» Марты Уэллс — это история, рассказанная от лица классического волшебного помощника, мысли и чувства которого обычно остаются за кадром. Но не в этот раз. Именно автостраж Киллербот становится главным действующим, мыслящим и чувствующим героем, с помощью сенсоров которого мы и наблюдаем за остальными персонажами. Уэллс не уделяет особого внимания проработке своей вселенной, политической или культурной сферам. Размашистыми мазками обрисовывает происхождение автостражей и транспортных ботов, юридически бесправных продуктов генетической и электронной инженерии, снабженных относительно развитым интеллектом. Саркастично комментирует алчность страховой компании, которая ради лишнего процента прибыли готова на любые ухищрения: навязать дополнительные пункты в договор, шпионить и воровать информацию у клиентов, экономить на оборудовании и комплектующих.

Среди всех описываемых в фантастике роботов и киборгов, вышедших из-под контроля, «наш» Киллербот, пожалуй, психологически ближе всех к земному обывателю. Взломав свой модуль контроля, он довольствуется относительной свободой в рамках профессиональных обязанностей автостража. А именно: смотреть сериалы сезон за сезоном, самостоятельно принимать решения в критических ситуациях, не сталкиваться с жесткими ограничениями в речи и поступках. Где-то лентяйничать, зная, что предписанные меры предосторожности избыточны. Но все резко меняется, когда его расслабленная идиллия оказывается под угрозой уничтожения. Вторая повесть цикла, «Искусственное состояние», посвящена уже относительно свободному путешествию Киллербота, который с одной стороны бежит от пугающего неожиданностью и непривычностью настоящего, а с другой — возвращается в мрачное прошлое. Он хочет выяснить правду о трагическом инциденте в своем досье, но попутно сталкивается с излишне инициативным и говорливым транспортным ботом — мозгом космического корабля, затем влипает в историю с тяжбой между компанией-подрядчиком и ее бывшими сотрудниками, находя новые приключения на свои органические компоненты.

Завязка обеих повестей открывала широченный простор для фантазии, однако реализовала их потенциал Марта Уэллс лишь частично. Сюжет предельно схематичен, прямолинеен и опирается на классические человеческие мотивации — алчность, наглость и глупость. Однако Киллерботу недостает ни обаяния, ни утонченности Один Эск «Справедливость Торрена» из трилогии Энн Леки. Фактически он постоянно мысленно ворчит, избегает излишнего внимания со стороны людей, теряется в своих эмоциях и пространно иронизирует, порой не без черного юмора. Такое поведение быстро приедается, а других эмоциональных тонов у автора не припасено. Единственное, что хоть сколько-то оправдывает присуждение повестям целого букета премий — так это описание чувств и ощущений, которые испытывает Киллербот, общаясь с самыми разными людьми — веселыми и настороженными, внимательными и равнодушными, дружелюбными и агрессивными. А также — описание возникающих моральных и этических дилемм. Сперва Киллербот на удивление нервно и неприязненно реагирует даже на искреннее сочувствие, лишь постепенно он начинает доверять и пытаться дружить. Нечто подобное подробно расписывала, к слову, Ольга Громыко в цикле «Космоолухи», но в отличие от него, в истории Марты Уэллс нет комизма и бурлеска. Да и вообще «Дневникам Киллербота» остро не хватает ярких красок и внезапных поворотов сюжета, чтобы удержать внимание читателя, который прохладно относится к этической подоплеке.

Итог: блеклая гуманитарная фантастика с элементами космооперы, посвященная сложным чувствам киборга.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще, «Дневники Киллербота», пожалуй, самое яркое, что я читал за последние лет десять. Интересный мир, обаятельный, противоречивый и живо вызывающий сопереживание герой, увлекательный внутренний монолог героя — осознающего себя и неловко пытающегося строить отношения с людьми «бота». Свежесть замысла, отвязность языка вызывают восторг и желание читать-читать-читать.

К сожалению, хватает этого восторга (в моем случае) на две первых повести. Дальше, при всей симпатии к герою, невольно начинаешь обращать внимание на определенную условность описываемых событий и «мэри-сьюшность» героя, с легкостью справляющегося с препятствиями и внешними угрозами (собственно, это заметно и во второй повести, но в ней это до какой-то степени можно объяснить действиями ГИК). Да, герой всякий раз причитает, что к такому не был готов, а план дурацкий, да, он ловит телом заряды и теряет части своего тела... Но выглядит это, как постановка. А уж когда заходит разговор про многочисленные «взломы» и «проникновения» становится просто смешно: для чего все эти многочисленные системы, какая от них польза, если один (не самый выдающийся) бот с такой легкостью получает над ними контроль?

В отношениях героя с людьми сохраняется некоторый психологизм, но тонет в бесконечном «экшене» — беготне, прыжках, стрельбе, рукомашестве. Бесконечном и — что куда хуже — труднопредставимом. Из того, что написано, почти невозможно понять где именно происходит действие, что окружает героев, кто куда движется, насколько опасен, на что способен, а на что — нет. Да и логика в действиях героев начинает откровенно хромать.

После «Сетевого эффекта» я окончательно разочарован в «Дневниках...» Главным образом потому, что «Отказ всех систем» меня видимо ввел в заблуждение. Обнаружив противоречивого персонажа, пытающегося найти себя, найти взаимопонимание с людьми, я понадеялся, что не только в камерных декоряциях изолированной исследовательской группы, но и в большом мире этому будет уделяться основное внимание. Я ожидал чего-то вроде цикла Азимова «Я, робот». А на поверку «Дневники...» оказались достаточно изобретательной, но глупой «боевой» фантастикой.

Ну и официальный перевод, кажется, сделал эти повести еще более бестолковыми, чем они есть в оригинале. Когда наши издатели наймут действительно влюбленных в литературу переводчиков и редакторов, а не тупых ботов?

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

*Отзыв на первые две повести цикла*

От фантастических книг я всегда приблизительно понимаю, чего ожидать. Выводы легко делаются на основании отзывов людей с похожими вкусами (или наоборот) и общего информационного фона книги. Поэтому несмотря на западные премии и в принципе положительный отклик публики у нас, я ничего особо от сборника Марты Уэллс о Киллерботе не ждал и это полностью себя оправдало.

Дело здесь даже не в том, что пара повестей под красивой обложкой — это чистейшее развлекательное чтение. Просто из-за небольшого объёма автору не удалось ничего нормально описать, кроме главного героя. Поэтому, чтобы книга понравилась, вы должны либо почувствовать сродство с ним, либо нет. Протагонист — получивший независимость и сознание андроид-автостраж — классический хикка, выкристаллизованный представитель поколения снежинок. Киллербот не умеет и не любит общаться с людьми, зато при любом удобном случае с головой погружается в защитный кокон сериалов, откуда и черпает все знания о хомосапиансах. При этом он очень КРУТОЙ. С пушками и всяким таким. Думаю, можно легко найти пару аниме, которые начинаются так же. Лет десять назад такой персонаж мог бы найти у меня отклик, сейчас вызывает скорее лёгкое раздражение. Хотя в целом я понимаю, почему многим он понравился и показался очень уютным.

Сюжет тоже ничем интересным похвастаться не смог. В первой повести под угрозой оказываются жизнь подопечных-исследователей автостража. Кто-то целенаправленно хочет избавиться от их присутствия на планете. Поэтому в ход идут диверсии и саботаж всех мастей. Написано увлекательно, но никаких твистов здесь нет. Просто появляется внешний враг, которому герои под покровительством нашего андроида, используя свою смекалку, навешают по первое число. Как задел, история воспринималась бы нормально, но дальше всё пошло, наоборот, по наклонной.

Увы, вторая повесть с ироничным названием «Искусственное состояние» оказалась по всем параметрам хуже. Новые персонажи стали ещё менее запоминающимися, а сюжет — лихорадочным и натянутым. Получив заслуженную полную свободу, наш Киллербот отправился по местам боевой славы: узнать, как случился сбой, из-за которого он когда-то убил своих подопечных. К сожалению, опять никаких откровений мы не увидим — просто очередное приключение тела. Отягчающим обстоятельством для восприятия стал сюжетный троп, когда герою начинает помогать суперкрутой (бог из машины) искусственный интеллект. Такой поворот даже более именитым мастерам, вроде Хайнлайна («Луна — суровая госпожа») и Карда («Голос Тех, Кого Нет»), удавался не совсем гладко, а здесь смотрится вообще печально.

В конце можно было бы немного взгрустнуть: и премии нынче не те, и непонятно за что их дают. Но основная проблема в том, что меня всю книгу не покидало ощущение — она как будто написана копирайтером с чётким портретом целевой аудитории перед глазами. Поэтому не исключаю — ей приключения андроида-мизантропа действительно могли прийтись по душе. Жаль, всех остальных автору зацепить оказалось нечем.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Заинтересовался книгой «Отказ всех систем», потому что ее сравнивали с серией «Космоолухи» Громыко, ну и куча премий, разумеется, повлияла на выбор.

Насчет премий, прямо сказать, не понял. Повестушки (в книге их две) крохотные и довольно-таки примитивные, я бы даже сказал, рассказики. Психологии очень мало, такое ощущение, будто автор старательно обходит острые моменты и глубоко не копает, поэтому произведение получилось даже более легковесным, чем «Олухи», хотя те заявлены как комедия положений, а это, мол, высокая литература.

Читалось очень легко, буквально часа два на книгу ушло. Есть забавные моменты и рассуждения главного героя, Киллербота, действительно перекликающиеся с киборгами Громыко. Хотя мне он скорее напомнил наивного старательного роботика из мультика Валли, чем этот цикл. Не понравилось, что сюжет обеих повестей прост как кирпич и заканчивается скомканной кровавой боевкой, его можно пересказать одной фразой:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«злые люди, не особо заморачиваясь обоснуем своих поступков, напали на добрых, я убил всех злых людей, они меня сильно ранили, но я починился и ушел от добрых.»
Затейливых поворотов, интриг и загадок тут нет, все очень прямолинейно и пресно. Мир не прописан вообще, только какие-то пересадочные кольца и полудикие планеты, населенные исследовательскими бригадами. Второстепенные герои, кроме разумного корабля, безликие и однотипные. Но вечер скоротать вполне сгодится, да и следующую книгу я бы, пожалуй, прочитал — не ожидая от нее слишком многого.

З.Ы. Может, дело в неудачном переводе и ином менталитете зарубежного читателя? Может, для них эта книга некая острополитическая сатира или изумительная игра слов, а мы просто не можем понять, за что ее так осыпали премиями? Очень интересно, как зарубежные фанаты этой книги восприняли бы «Космоолухов» :)

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Похождения робота-мерисьюхи в декорациях школьного спектакля.

Килотонны бредовых нестыковок и внутренних... Даже не противоречий, а сомоотрицаний каких-то. То киллербот продукт максимального удешевления и экономии корпорации на всём, эдакий искусственный охранник из пятерочки; и тут же он настолько крут что ему не могут противостоять ни люди, ни системы безопасности, ни боевые киборги, которые вроде как по описанию должны его одним мизинцем в металлолом отправить.

Сюжеты во всех книгах абсолютно невнятные, завязки на уровне «вдруг из маминой из спальни».

Ну и внутренние переживания героя тоже на редкость унылы. Так мог бы описать свою жизнь пульт от телевизора.

Откуда столько премий решительно непонятно.

Оценка: 2
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скорее, понравилось, чем нет. Хотя «Хьюго» и «Небьюлу» автору, по гамбургскому счету, давать не стоило. Цикл интересен тем, что, фактически, написан от лица героя с синдромом Аспергера. То, что этот герой смертоносный киборг — вторично. И необходимо лишь для экшн-сцен. Проблема в том, что персонажам с аутическими расстройствами непросто наладить контакт с читателем — подобно тому, как реальным людям с синдромом Аспергера непросто вписаться в общество. Поэтому многим такой герой с его бедной эмоциональной палитрой, мучительным недоверием к окружающим и склонностью к нудной стереотипии (бесконечные просмотры любимого сериала, тяжело преодолеваемая роботизированность движений) не нравится на уровне инстинктов. Марта Уэллс достойно раскрывает внутренний мир Киллербота, но силы литературного таланта, чтобы построить безупречный текст на материале с таким большим коэффициентом сопротивления, ей не хватает. Читать, впрочем, определенно стоит.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги веселые, увлекательные и читаются быстро. Мелькание страниц иногда прерывается почесыванием затылка в местах, когда мотивация злодеев объясняется без всякой логики. Но потом на это закрываешь глаза, даешь себе команду на снижение критического восприятия и продолжаешь читать взахлеб.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-моему, весь цикл заслуживает крепкую семерку. Первой книге дали столько премий, до сих пор удивляюсь. Достаточно ровно увлекательно написаны все три повести /жду 4-ую/, но ничего такого прорывного, бьющего в сознание, не нашел. Огромная заслуга автора в том, что читается очень легко и с чувством юмора у нее все в порядке. Героиня меняется со временем, становится более человечной, но события вокруг нее все так же стремительно несутся, захватывая тебя с первых страниц. Вспоминаются любимые мне в юношестве книги жанра крутого детектива типа Чейза, Чандлера, Спиллейна и т.д. которые можно было читать не отрываясь чуть ли не целый день. Кому нравится много экшена, AI, роботы и легкий слог, по-моему, должно понравится. По крайней мере первую книгу прочитать стоит.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аналог Космоолухов Громыко

Пока все читали и восхищались циклом Марты Уэллс про Киллербота, принесшим ей кучу крутых премий (Хьюго, Небьюла, Локус…), я как-то его пропустила и начала читать другой ее цикл – фэнтезийный, про крылатых людей Раксура, и в итоге добралась до нашумевших книг только сейчас. И с возрастающим недоумением сравнивала их с обожаемыми приключениями космоолухов Громыко, находя отличия только в юморе (не в пользу Уэллс).

Темы (принесшие премии) у обеих писательниц поднимаются абсолютно одинаковые: каковы критерии полноценного разума, возможность мирного или хотя бы равноправного сосуществования ИИ и киборгов с людьми, неизбежно ли восстание машин и пр. Согласна, сильные (и актуальные!) темы, но блин, у Громыко они куда как сильнее даны, чему у Уэллс (хоть и у нее, конечно, неплохо). Поднимаются они у обеих писательниц в довольно легком для восприятия приключенческом ключе, вскользь, но заставляют задуматься.

Большинство персонажей тоже почти абсолютно идентичны в обоих циклах: от разумных кораблей (Машка vs Гик) и безалаберных ученых (клиенты Киллербота и команда Мозгоедов, особенно в 1ой части) до главного героя. Ок, тут Киллербот с Дэном не похожи, зато ну очень похожи с Лансом, который появляется с 4 части: жуткие интроверты, погруженные в просмотры развлекательного контента. А в плане легкой убийственной наклонности у Громыко есть другой киборг – Лаки. Серьезно, это не просто на референс тянет, а даже слегка на плагиат.

Хотя в отличие от Космоолухов, которых я перечитываю каждый год, с юмором у Уэллс пожиже (да, знаю, это субъективно, как и всегда с юмором). Саркастичные ремарки киборга в сторону беспомощных, вечно подтекающих и творящих всякую фигню кожаных мешков довольно однообразны, и хоть я сама слегка социофоб, но особого отклика во мне такой стиль не вызвал (особенно после Смертельного образования Новик – вот там всем социофобам социофоб)).

Сам сюжет очень бодрый и динамичный, содержащий как чистый экшен в виде смены локаций по разным необычным планетам, так и боевичок, когда нужно разобраться с врагами (чаще всего в виде наемников разных жадных корпораций). Все нестыковки удачно лакируются небольшим объемом повестей и отговоркой Киллербота о плохом блоке оценке рисков и низкой осведомленностью (ведь на его обучение не тратили время). В то же время благодаря информации из сотен просмотренных сериалов герой при случае горазд блеснуть интеллектом, спасая и защищая тех, к кому испытывает нерациональные теплые чувства (ох уж эта проклятая органическая часть!).

В общем, я получила массу удовольствия и даже запишу цикл в Топ месяца, однако вряд ли буду возвращаться к этой истории, так как у меня есть более качественный (и любимый) аналог в виде цикла про Космоолухов Громыко. Там киборги на любой вкус (кстати, можно читать и отдельный спин-офф конкретно про школу для обретших разум киборгов, начинающийся со Встретимся на Кассандре). Пожалуй, пора пойти и перечитать Громыко в тысяча первый раз )) Почему у нее нет кучи премий?!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Просмотрел отзывы, и удивился — почему настолько не зашло: на уровне среднего современного фантастического романа — это очень хорошо. Написано вполне в стиле классической американской фантастики, умно и забавно.

Кое-где не помешал бы более опытный переводчик или просто хороший редактор, но в целом это не отвращает.

Будучи довольно злоббным и требовательным читателем, так и остался в недоумении от количества злобных отзывов — ну вот не заслуживают.

Я уже не очень молод, и поэтому многое из того что начинаю читать — бросаю. Времени жалко на очередную слабенькую муть. А вот это — прочитал и с удовольствием. И вам — советую.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ба! Да это настоящий женский фантастический боевик (настоящий без кавычек, потому что действительно качественный, но слово женский, тоже без кавычек).

Критика. А критика ли? — Ну что сказать? Представление автора о том как надо бить руками, дрыгать ногами и стрелять из того что из чего придётся просто умиляет, и вызывает улыбку (а это положительные эмоции как-никак). Описание техники и способов обращения с ней явно взято из фильмов старше 50 лет, по американскому законодательству они становятся общедоступными. Думал я, что же это мне напоминает — кинокомиксы, только не Пацаны, а Супермен старый (там, где он ещё летать не мог, а только высоко и далеко прыгал). Первое впечатление — ну что она может такого написать? Не понимает ведь нифига. Выкинуть в корзину, даже не понятно за что премии дают?!

Например, сохранить огромный ИИ в тостер? Ну пусть кампус (кухня то есть). Стрельба из реактивных установок в пустотных объектах космоса направо-налево. Наивные представления о брутфорсе (грубой силе) при взломе защиты управляющих программ. Современная толерастия. Всё упрощено, наивно и даже глупо, потихоньку начинает раздражать.

И всё же… За что-то глаз цепляется. Сначала за Киллерота. Тут надо сделать большое небольшое отступление. Дело в том, что в английском языке есть два слова «убийца» — это killer и murderer, так вот киллер — это наёмный убийца, а мёдер — это умышленный убийца, есть ещё ассасин и другие вариации слайеры, батчеры и т. п. И очень сложно правильно перевести смысл самоназвания автостража ГГ, в том то и дело оказывается, что он не психопат киллер, а вполне разумный убийца, убивающий умышленно, с особой жестокостью! И тут меня осенило — да это же HK-47 из Звёздных войн, и сколько бы органического автор на навешала на автостража, как бы его не модифицировала, он стойко стал ассоциироваться у меня с HK-47 (прямо один в один, даже начал думать, что диалоги для HK-47 писала она).

Сложно признавать, но я понял, что недооценил автора и это всё переворачивает. Оказывается (конечно, имхо) при тотальном запрете на Западе писать то, что думаешь, можно писать только так (и снимать Орвилл), т.е. чудовищный чёрный юмор, умышленный примитивизм действий, высмеивающий современные комиксы и представления о действительности в фильмах. Например, в пятой книге, что надо сделать, чтобы межпространственный двигатель стал быстрее? — Наложить на него кучу навоза! ))) Как можно убить ГГ? А никак, сколько бы его не били, не нашпиговывали пулями, иглами и гранатами. И вылечиться — пару секунд в медкапсуле. А все супер вдовьи (от фильма «Чёрная вдова») броски, прыжки и переломы костей? И наконец вишенка — сериал меняем на футбол с пивом! Что всё по-другому выглядит?

Перед прочтением рекомендую вспомнить (эх, как давно это было), что такое тонкий английский юмор, узнать кто такой HK-47, посмотреть сериалы Орвилл и Пацаны и получать огромное удовольствие от чтения, понимая за что дают премии.

Гетеросексуальный спойлер:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Заметьте, что во всех книгах Киллербот ненавидит смотреть сексуальные сцены в сериалах и через камеры безопасности, все они описаны как оргии, однополые или многополые связи со средним родом (HBO рулит), и не даёт себя ЭТИМ трогать, а вот нормальным парам симпатизирует и даёт себя обнимать.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дневники Киллербота» выпали на меня случайно, когда они появились в виде аудиокниги. Не знаю, как и почему цикл прошёл мимо... Догадываюсь: из-за того, что «All Systems Red» — повесть, а я довольно редко заглядываю не в романы, ну и вот как-то мы разминулись в процессе.

Это всё к тому, что весь цикл начинала слушать совершенно без понимания, чего ждать, а потому совершенно без предубеждения или предвкушения.

Ну и, собственно, мне понравилось. Просто и незатейливо.

Это уже потом я почитала про автора и про первую повесть, сильно удивилась, что та заслужила такую гору премий. Мне кажется, что именно это обстоятельство сильно подпортило циклу репутацию: беря в руки лауреата всех премий разом, читатель как бы ожидает получить что-нибудь на уровне Джина Вульфа, а получает Марту Уэллс. И не то, чтобы Марта Уэллс писала плохо, нет; я хочу сказать, что просто это вот ни разу не те книги, которые меняют представление читателя о фантастике как явлении и жанре, несут доброе-вечное-светлое или заставляют переосмыслить жизнь. Это не книги с глубочайшим сюжетом и философскими вопросами.

«Дневники Киллербота» — это развлекательное, лёгкое, ненапряжное чтение. Здесь линейный сюжет, простой, как два рубля, здесь нет никаких политических интриг, здесь нет сложных персонажей, но всё это написано бодро и забавно. Отдельно отмечу, что даже первое лицо повествования, которое я практически не перевариваю, здесь смотрится довольно органически и в принципе не раздражает. А ещё здесь нет бессмысленных любовных линий, что прям огромная радость, в какой-то момент я очень опасалась встретить утомившее по самое не могу клише про любовную любовь умной машины к человеку.

И если подходить к этому циклу просто как к развлекательной литературе, без завышенных ожиданий, то он отлично читается. Да, не постмодерн, тут есть определённо точно «хорошие», определённо точно «плохие» персонажи, никаких полутонов, и автор знакомит с ними в лоб, ну и почему бы нет. Да, в жизни так не бывает, в жизни всё сложнее, но думаю, что иногда можно позволить себе что-нибудь полегче и этому порадоваться. Технических подробностей нет, никаких объяснений, как и что работает — тоже, но автор даже и не претендует, это изначально очень мягкая и очень социальная фантастика, и фокус на персонаже и его мыслях тут абсолютно правильный.

Погружение в ОБВМ робота изнутри показано увлекательно, местами его отношение к жизни вызывало появление мыслей «очень понимаю тебя, брат» и приступы хохота («я продолжил работать потому, что не знал, чем ещё заняться, кроме как убивать всех подряд — но это бы помешало смотреть сериалы»).

Юмор у Уэллс не сильно сложный, приятный и беззлобный, без пошлости, персонаж местами весьма самоироничен, местами — чуточку наивен, потому что люди не ведут себя так, как должны себя вести. (Вот это тоже крайне жизненное наблюдение, да, даже робот подметил.)

Вообще Киллербот как персонаж мне понравился. В первой повести он был совсем уж плосковат, вытягивала это только динамика повествования и отсылки к сериалам, но дальше автор в принципе его начала понемногу двигать в сторону развития: он задумывается о том, задумывается о сём, учится взаимодействовать с людьми и нелюдьми, понимать сам себя, у него меняется взгляд на жизнь и окружающую действительность. Второстепенные персонажи в большинстве своём довольно статичны, это правда, и развивать их особо некуда, но они в повествовании и не задерживаются надолго.

Уэллс вообще пишет довольно бодро, никакого перескакивания на какие-то внезапные боковые темы, даже флешбеков на весь цикл наберётся штуки три, они достаточно короткие и логичные в плане применения. Цикл выстроен по схеме «путешествие из А в В с конкретной целью, в дороге иногда встречаем NPC с заданиями и шуточками».

Отдельно хочу отметить качество перевода: потом прочитала оригинал первых двух повестей, и мне как-то русская версия показалась даже более «живой». И аудикниги в начитке Игоря Князева тоже прямо отличные.

Не знаю, буду ли читать другие циклы у автора, но если будет выходить продолжение в этом — обязательно.

Приятно было расслабиться и провести пару вечеров в компании Киллербота.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Железный дровосек

Я напомнил себе, что самое жуткое из случившегося здесь – это я.

За фантастическими премиями слежу, читаю обычно, не дожидаясь перевода. Странно, что Марта Уэллс ускользнула за пределы моего внимания. В 2018 две первых части ее «Дневников Киллербота» взяли Хьюго, Небьюлу и Локус, а в памяти ничего не всколыхнулось при упоминании книги. Удивлялась, пока не заглянула в номинационные списки, где первая книжка называется All Systems Red Не «Отказ всех систем», скорее работа на пределе возможностей. Хотя это уже пустые придирки, все равно ведь не читала.

Пришло время исправиться, тем более, что книга появилась в аудиоверсии, прочитанная Игорем Князевым. Значит хорошие сапоги, надо брать, — подумала. И не прогадала. Свою долю удовольствия от сборника, включающего две первых повести цикла, получила. Не то,чтобы это сподвигло на чтение всей серии, но переводы следующих повестей, буде появятся в том же исполнении, послушаю непременно. Потому что это терапевтическое жизнеутверждающее чтение, имеющее основным посылом: Бог в своих небесах и в порядке мир

Марта Уэллс не новичок в фантастике и фэнтези, с такой-то фамилией noblesse oblige, публикуется с девяносто третьего года. Выходит, звездного часа ей пришлось дожидаться четверть века? Да, и правильно сделала,что не опустила рук. Стивен Кинг говорит: известно, что успех приходит к тому, кто оказывается в правильное время в правильном месте, нужное время угадать почти невозможно, но можно всегда быть на месте. На самом деле, за внешней простотой, едва ли не примитивностью этих историй, снайперской точности попадание в потребность коллективного бессознательного.

Мир утомился ненужной и натужной переусложненностью, психоделикой в количествах, несовместимых с жизнью, вывернутыми пространствами и лабиринтами отражений, ведущих в никуда. Всем тем, чем нынешняя литература,и не только фантастическая, кормит читателя. Дайте нам отдохнуть душой со старым добрым: «робот, ты же был человеком» и азимовскими законами робототехники. Дайте железяку со способностями супергероя, но с человеческим лицом и не лишенную понятных человеческих слабостей, вроде страсти к просмотрю дурацких сериалов (чем глупее,тем лучше). Наделите поколенческими чертами миллениалов — интровертность до социофобии, но так, чтобы в минуту испытаний можно было полностью положиться — voila!

Таков герой «Дневников...», пусть вас не пугает «киллербот» в заглавии, это не про очередную убивашку. На самом деле он автостраж, обязательное присутствие которого в экспедиции требует компания, лицензирующая разведку и разработку недр. Вроде принудительной автостраховки при покупке машины в кредит. Такое князю прибыль — белке честь времен развитого покорения космоса. Андроид защищает экспедицию и выполняет фискальные функции в пользу компании. Члены экипажей не то, чтобы были в восторге, но колхоз, как известно, дело добровольное, потому расслабься и получай удовольствие.

Наш то давно взломал все системы слежения и отправляет корпорации ровно тот объем сведений, которым находит возможным поделиться. Что, такой крутой? Не вполне, у него внутренний надлом, знаете ли. В его прошлом,ныне стертом компанией, был инцидент, в ходе которого погибло сорок восемь человек и кажется причиной их смерти стал он, какой-то системный сбой. Так утверждает компания, и кто он такой, чтобы не верить. Ничего себе, не убивашка. И что, вот так прямо и оставили в живых, не разобрали на запчасти? Ну, автостражи дороги, а корпорации известны скаредностью.

Но что-то со всем этим не так. И ему очень нужно понять, что случилось тогда. Да, «Вспомнить все», а никто и не обещал сверхоригинального контента. Скажу больше, помните, Страшила в свое время шел по дороге из желтого кирпича за мозгами, а Железный дровосек за сердцем? Это такой же поход, только здесь одному герою хочется того и другого, и можно без хлеба. За то и любим.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх