FantLab ru

Артур Кларк «Свидание с Рамой»

Свидание с Рамой

Rendezvous with Rama

Другие названия: Встреча с Рамой

Роман, год; цикл «Рама»

Перевод на русский: К. Сенин (Свидание с Рамой), 1976 — 1 изд.
О. Битов (Свидание с Рамой), 1992 — 9 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 110

 Рейтинг
Средняя оценка:8.23
Голосов:1448
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Из глубин космоса в Солнечную систему вторгается неопознанное небесное тело, ведущее себя непредсказуемо. При ближайшем рассмотрении пришелец оказывается объектом искусственного происхождения. Земляне не могут упустить возможность исследовать посланца чужого разума. К «Раме», как назвали гостя, направляется комплексная научная экспедиция. Немного приоткрывая завесу тайны, исследователи натыкаются на новые загадки....

Входит в:

— цикл «Рама»


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1974 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1973 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1974 // Роман

лауреат
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1974 // Лучший НФ-роман

лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1974 // Роман

лауреат
Юпитер / Jupiter Award, 1974 // Роман

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第11回 (1980) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Свидание с Рамой
1976 г.
Свидание с Рамой
1992 г.
Космическая одиссея
1999 г.
Свидание с Рамой
2000 г.
Солнечный ветер
2002 г.
Свидание с Рамой
2007 г.
Свидание с Рамой
2009 г.
Свидание с Рамой
2010 г.
Свидание с Рамой
2013 г.
Свидание с Рамой
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Rendezvous with Rama
1973 г.
(английский)
Susitikimas su Rama
1979 г.
(литовский)
Rendezvous with Rama
2006 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 декабря 2017 г.

Книга не особенно понравилась, причем совершенно точно можно утверждать, что произошло это не потому, что она мне не подошла по формату. Как раз наоборот, это один из моих любимейших поджанров — исследование неведомого, такой немножко статичный описательный текст, где главная изюминка не в экшене, а в постижении странного, загадочного мира. Но, к сожалению, в данном случае неведомое (Рама) оказалось не очень колоритным. Впрочем это еще полбеды. Хуже то, что собственно процесс обследования этого таинственного космического объекта — смысловой центр романа — очень сильно разбавлен какой-то водянистой водой. Попыткой изобразить человеческие отношения, даже хитросплетения интриг. И очень неудачной попыткой. Во-первых, все эти «человеческие отношения» с Рамой склеены очень искусственно и никакого общего сюжета не образуют. Во-вторых, и сами по себе они до крайности деревянные.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 декабря 2017 г.

Прежде, чем взяться за эту книгу, я, скажем так, «надкусил» два других научно-фантастических сюжета. Всё дело в том, что я хотел почитать не просто какую-нибудь фантастику, а что-то вполне определенное как в плане сюжета, так и стиля.

Пусть мне и понравился «Посольский город» Чайны Мьевилля, душа всё равно требовала самую что ни на есть твёрдую научную фантастику, через текст которой чувствовался бы серьёзный автор, чей замысел намерен привлечь читателя не пафосом размером со вселенную и выходящими за рамки фантастики причудами, а взглядом учёного на нечто почти невозможное и в тоже время более или менее правдоподобное. Привлеченный кое-чем в синопсисе первой книги я с первых же страниц понял, что она вообще не о том, о чём я подумал. Да, так бывает. Со второй книгой повезло больше. Никакого недопонимания между мной и описанием от издательства не возникло, но вместе с желанными сюжетными ходами автор выдал нечто совсем из иной оперы, то есть жанра. Нечто показалось мне настолько чужеродным и лишним, что я вздохнул, покачал головой и снова пустился на поиски.

Когда я третий раз закинул невод, результат поиска заставил меня хлопнуть себя по лбу! Зачем, спрашивается, я искал желаемое в фантастике последних десятилетий, когда достаточно было вспомнить заслуженное старое, то есть классику!

Откровенно говоря, «Свидание с Рамой» стало для меня самым настоящим глотком свежего воздуха и бальзамом на душу. Почему так? Потому что за последние несколько лет я смотрел и читал достаточно фантастики, которая могла бы быть по-настоящему захватывающей или, по крайней мере, неплохой, если бы сценаристы не заставляли бы профессионалов в кадре вести себя подобно необразованному обывателю, которому выпало либо страдать склерозом, либо с незамутнённой наивностью на каждом шагу и из каждого угла ждать удивительного и зрелищного. Особенно меня поймёт тот, кто смотрел «Прометей» сэра Ридли Скотта и поминутно ронял лицо в ладони :)

Может быть, реальные космонавты, инженеры и биологи найдут ошибки в действиях оказавшегося в момент принятия решения политиками ближе всех к загадочному, гигантскому и пугающему цилиндру названного Рамой и потому посланного на его исследование экипажа корабля «Эндевор» под командованием капитана Нортона, но я не испытал ничего, кроме удовольствия, наблюдая от страницы к странице за работой пребывающих в здравом уме и твёрдой памяти, разумных и ответственных людей.

Если астронавты что-то и задумывали, то перед тем, как приступить к делу они всё планировали, взвешивали риски, принимая необходимые меры предосторожности. Если же ходу действия сам капитан или кто-то из его подчинённых и всё-таки подвергал свою жизнь большей или меньшей опасности, автор тут же пояснял почему здесь и сейчас персонаж посчитал риск приемлемым. Иногда, по современным меркам было скучновато. Но в паре-тройке сцен сэр Артур Кларк как будто даже подчеркивал то, что исследования неизвестного — это не увлекательный аттракцион, на каждом шагу впечатляющий непрерывными волнующими открытиями и красотами, а серьёзная, порой даже нудная и, естественно, чреватая опасностями работа, требующая ясной головы и развитой силы воли.

Примерно после половины или скорее двух третей текста сюжет начинает набирать обороты, казавшийся до того покинутым и мёртвым Рама преподносит один сюрприз за другим, а взволнованные политики предпринимают крайние меры. В конце концов, кажется, что всё закончится либо встречей команды Нортона с хозяевами Рамы, либо трагедией, либо второе самым безжалостным образом перечеркнёт едва случившееся первое. Но «Свидание с Рамой» — это не фантастика контакта. И во время чтения, и по завершению книги меня не покидало ощущение, будто в один из дней Артур Кларк участвовал в дискурсе с инженерами и биологами, обсуждавшими принципиальную возможность создания гигантского корабля-ковчега с собственной гравитацией и экосистемой. Результатом дискурса для Кларка, как фантаста стало написание «Свидание с Рамой», на страницах которого посредством команды астронавтов теоретический проект многокилометрового, напичканного сложнейшей, оберегающей бесценные жизни пассажиров техникой сооружения как бы исследовался изнутри, с завлекающей читателя поправкой на создание конструкции существами иной анатомии.

В принципе, наверное, роман можно критиковать за то, что прогулка команды капитана Нортона по Раме дала множество открытий и в тоже время позволила прикоснуться лишь к самому краешку тайны залетевшего в Солнечную систему циклопического корабля. Читатель всё-таки узнаёт кое-что о раманах, но по большому счету основные вопросы остаются без ответа. Изнутри сюжета это не считается провалом миссии в силу ограниченных по независящим от исследователей причинам сроков пребывания в исполинском цилиндре. Извне же отсутствие ответов откуда и куда, почему и зачем летел названный именем аватары верховного индуистского божества, управляемый то ли живым, то ли механическим разумом, невероятный, защищённый сотнями метров неведомых сплавов маленький и в тоже время огромный мир — это одновременно и досадный облом, и несомненное достоинство книги!

Один из величайших физиков минувшего двадцатого века Альберт Эйнштейн говорил, что ощущение тайны — это самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека. Я его отлично понимаю и поэтому скорее всего не буду читать продолжающие сюжет, написанные Артуром Кларком в соавторстве с Джентри Ли «Рама II», «Сады Рамы» и «Рама явленный». Целых три книги хоть и проясняющие часть загадок, но в тоже время запросто способных испортить удовольствие от прочтения вполне самодостаточной первой.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 ноября 2017 г.

Первый роман цикла «Рама» классика фантастики Артура Кларка. Впечатляет! После него надо читать все остальные книги, чтобы иметь представление о задумке автора, да и об идее самого прибытия Рамы. Контакт или даже начало контакта, где мы -земляне- чувствуем себя слишком ничтожными для Вселенского Разума. Отсюда и все сюжетные ходы автора. Нас на борту корабля вроде бы и не замечают. И интрига , которую сохранил Кларк с 1973 года по 1989 год- на целых 15 лет — до написания следующего тома.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июня 2017 г.

Есть такая фраза: «Как я завидую параноикам. Они все время чувствуют, что людям всегда есть до них дело». Так вот эту фразу можно применить и к этому роману, что человечество выступает в роли параноика, надумывая, что «Рама» целенаправленно двигался в солнечную систему, что хотел занять свое место «под солнцем», что возможно своим близким присутствием мог причинить вред человечеству, а если даже и прилетел с благими намерениями, то непременно должен был установить контакт с населением солнечной системы. И как все были удивлены и разочарованы, что не оправдались надежды как на лучший, так и на худший исход. Человечество просто проигнорировали… не заметили.

А мир «Рамы» оказался удивительным. Какой-то неземной разум смог внутри сорокакилометрового цилиндра разместить свою «планету», полностью приспособленную к существованию много-много миллионов лет в открытом космосе, способную возрождаться и умирать вновь и вновь. Честно, описание мира читала с предыханием… Кларк создал подобие Земли, но разместил ландшафт внутри цилиндра, со своими городами, полями, горными вершинами и морем, со своими «солнцами», и со своим климатом.

И если предназначение тех или иных объектов внутри Рамы все-таки становится понятно для людей, то создатели и пассажиры/экипаж Рамы так и остаются неизвестными, как и сама цель прилета Рамы в солнечную систему.

Роман написан достаточно давно, но совсем не кажется устаревшим и его ничуть не испортили, а даже наоборот, лично меня позабавили, такие моменты, как двоеженство капитана – главы экспедиции на Раму, воинственные меркурианцы и Комитет по делам Рамы, состоящий из спорящих друг с другом ученых-пенсионеров.

В общем это настоящая НФ, я бы даже сказала, что это эталон НФ. Ну и что, что несовременно, зато качественно.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 декабря 2016 г.

Невыносимо нудная книга, ни о чем. Какой-то детский/старческий лепет прямо, и налет научности совсем не спасает (1/10G, сила Кориолиса, перигелий – и что? сразу НФ?), наоборот всё выглядит чересчур наиграно и наивно. В книге нет ничего, что могло бы хоть как-то зацепить и заинтересовать: идея – примитивная, фантастическая линия – слабая, построение общества будущего – нереалистичное, диалоги и отношения персонажей – ненастоящие. Я очень надеялся на интересную развязку в конце, которая хоть как-то скомпенсирует мучения от прочтения этой книги. И вот финал:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
дозаправка от Солнца, это всё.

Оценка: 2
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 сентября 2016 г.

«Свидание с Рамой»... Роман написан в далеком 1973 году. Но читая его, я совсем не почувствовал, что книга устарела.

Это произведение не просто классика научной фантастики. Это ее эталонный образец. Если читатель, никогда не читавший книги этого жанра, прочтёт «Свидание с Рамой», то он будет иметь представление о всех других классических представителях в данном разделе фантастической литературы.

Мне роман напомнил произведения С. Лема. Очень схож с «Эдемом», много общего с «Магеллановым облаком». И хотя, я очень люблю Лема, книга А. Кларка мне понравилась больше. И,наверное, это произошло от того, что в «Свидании с Рамой» автор не стал углубляться в технические термины. Книги Лема из-за этого кажутся устаревшими. Ручные и механические рубильники и механизмы на космических кораблях далекого будущего кажутся смешными. А Кларк попросту опустил эти описания в своём романе, и книга получилась более реалистичной.

Но роман имеет и много специфических особенностей. Во-первых, автор упростил главных героев — пилотов космического корабля, ученых на Луне и Земле. Это не герои, с их глубоким внутренним миром, характерами, индивидуальностями, прошлым и будущим. Это схемы. А главный герой книги — «Рама». Это не просто космический корабль — это целый мир, чуждый человечеству. И описанию его Кларк не пожалел времени.

И во-вторых, роман не динамичен. Действия в нем мало. Нет, персонажи двигаются, проводят исследовательские работы. Но книга- это описание того, что они видят. Это больше похоже не на роман, а как бы картину, написанную в словах. Многим читателям,наверное, это не понравится. Но это не боевая фантастика, а описательная,созерцательная. Если бы по роману все-таки сняли фильм,как и задумывалось, то в 3D, наверное, получилась бы великолепная картина.

Так что, эта книга очень красивая. Ее надо читать не спеша, наслаждаясь великолепными пейзажами, нарисованными Кларком. Благо, сюжет романа не подгоняет читателя. Нужно просто получить удовольствия от чтения, ибо книга рассчитана именно на это.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 сентября 2016 г.

Настоящая классическая твёрдая НФ, та самая, которая в первую очередь научная, а потом уже фантастика.

Будоражащая умы человечества тема контакта с внеземными цивилизациями в новом разрезе. Что если обнаруженная цивилизация настолько далека от нас, что мы будем не способны понять её, её цели и намерения? Что если «пришельцы» даже не обратят внимания на человечество, не заметят его, пролетят мимо? Каково это — на мгновение прикоснуться к тайне и никогда не узнать разгадки?

Именно трепетное ощущение прикосновения к тайне и оставляет за собой «Рама»...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 августа 2016 г.

Именно этот роман нужно читать из всего цикла. Да, после прочтения останутся вопросы «Что же было дальше?», «Кто такие Биоты?», «Кто же построил Раму?» и прочие. Но лучше оставить эти вопросы без ответа, чем читать остальные три книги, разочаровываться и в конце концов ОТВЕТОВ ТОЛКОМ И НЕ ПОЛУЧИТЬ! Первый роман довольно компактный, читается легко и с огромным интересом. Второй хуже, хоть и пристойно. Но третий и четвёртый (хотя это по сути один роман в двух частях) вызывает желание только поскорее с ним расправиться.

В общем, читайте первую книгу и наслаждайтесь классической фантастикой, а дальше не лезьте — утонете в болоте нудной неуместной религиозной философии.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июля 2016 г.

Решил сперва сделать небольшое общее вступление:

Очень любопытно, как по мере взросления меняется восприятие одних и тех же произведений. То, что вызывало бурный восторг в юности, будет ли интересно спустя годы? Так получилось, что основная волна знакомства с фантастикой в моей жизни прокатилась лет 20 назад, затем я почти всё перечитывал в 2010-11 годах и мне было практически также интересно. Но сейчас.... сейчас немало произведений начинают разочаровывать меня. Одна из главных причин, я думаю, в огромном скачке, который произошел за последние 5-8 лет, в технологиях. Как-то вдруг, те самые удивительные фантастические «фишки» стали обычной частью нашей жизни (например, легко доступная мгновенная видеосвязь или портативные устройства самого широкого профиля, о которых даже фантасты не смели мечтать и др.). И научная фантастика с ее пророчествами и подробными техническими описаниями также вдруг стала наивной, порой и глуповатой, как-то стала она не во всем права:))). И горе и забвение тем произведениям, в которых мало рассматриваются или не рассматриваются вовсе вечные ценности — люди, поступки, мысли, чувства, страсти, общение, когда различные сюжетные составляющие и персонажи тесно взаимодействуют ... И теперь я даже побаиваюсь начинать очередное повторение пройденного. Всегда надо помнить, что в юности, как известно, чувства намного острее, и когда нечто происходит впервые, то глубоко западает в душу. И сегодня многое из фантастики может держаться на плаву лишь благодаря такой «штуке», как приятная, щемящая, светлая ностальгия... Тут к месту будет немного увильнуть в сторону и вспомнить Айзека Азимова — одного из немногих, кто мог (хитрый русский еврей!:))) внятно, популярно и увлекательно писать о науке, постоянно держа в уме тот самый вечный и пресловутый человеческий фактор.

Теперь о Кларке и его «Свидании с Рамой». Признаюсь, самое начало меня разочаровало сильно — сухость и монотонность невероятные (на грани не литературного произведения, а академической научной статьи). Я переборол себя и продолжил. К счастью, таким оказалось лишь вступление. А дальше началось нечто грандиозное. Описание Рамы, это величие и восторг может сравниться, например, с ощущением от лемовского океана Соляриса (но подчеркиваю, не по качеству литературного произведения, красоте языка и пр — совсем нет! — а лишь как общее ощущение, чутье какого-то невероятного и грандиозного явления бытия. И именно в этом заключается первейшая ценность «Соляриса» и «Рамы».

«Свидание с Рамой» — очень доброе произведение, человечное. И пожалуй, иногда кажется, что в нем как раз и не хватает какой-либо червоточины — или предательства, или трагедии — это, несомненно, придало бы динамику и накал чувств. А так, чтобы ни происходило, оно в общем-то кончалось всегда благополучно, это уже стало традицией романа (ну, послали меркуриане к Раме атомную бомбу — ничего страшного, всё будет хорошо, что ни делается — всё к лучшему, идеи гуманизма всегда побеждают:))) Несмотря на множество, казалось бы, опасных игр и «трюков» космического скитальца Рамы, несмотря на риск людей при обследовании этого чужого мира, у меня ни разу не возникло чувства настоящей опасности или страха. Всегда лишь восторг и оптимизм. И это не мудрено, ведь на самом деле внутренняя экология Рамы была очень продуманной, безопасной и уж если не дружелюбной, то, по крайней мере, лояльной по отношению к людям. Не зря некоторые воспринимали Раму как посланный таинственными силами ковчег для человечества. Видно, что сам автор был очень увлечен научно-романтической стороной своей идеи. И это важно! Очень мощное, сильное описание исполинского пространства! Ну а сцена, где Рама совершил финальный маневр и начал всасывать материю нашего солнца для дальнейшего путешествия в глубины вселенной — это достойный апофеоз романа!

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2016 г.

Прочитал все комментарии и удивлен тому, что многим людям книга показалась скучной. Я даже представить не мог, что она кому-то может показаться неинтересной. Но, подумав немного об этих людях, я понял, почему так вышло. Они искали в книге не то, что в ней следовало искать, как если бы вы смотрели фильм Титаник, чтоб увидеть перестрелки или мистический триллер. Каждое произведение нацелено на свою идею, и идея Свидания с рамой отнюдь не в раскрытии глубоких человеческих чувств или описании сверх-веселого екшена.

Лично у меня книга встала в один ряд с романами Станислава Лема, такими как Эдем, Непобедимый, Глас Господа, Солярис и, конечно же, Фиаско. Я думал, что лишь Лем способен писать в таком стиле — в стиле загадочной научной фантастики, которая не дает ответы на все вопросы, а наоборот — дразнит нераскрытыми тайнами космоса и чужеродных разумов. Для меня такой стиль фантастики сроден мистическому триллеру (как из фильмов, так и из книг). где атмосфера нагнетается неведомыми тайнами, окружающими главных героев и зрителя (читателя). В детстве мне нравился в этом плане Стивен Кинг — он умел заинтересовать читателя мистической тайной, и мне было всегда интересно читать начала его книг, жаль, что окончания у него мне лично не нравились. А вот Станислава Лема и вот теперь Артура Кларка мне очень интересно читать — наверное это моё! И наверное это не для тех людей, которые написали негативные отзывы о романе. Мне жаль, что эти люди потратили свое время на то, что не в их вкусе :0

Кстати, если сравнивать объект исследования в романе, то этот полый громадный цилиндр, в который забрались людишки, мне больше всего навевает воспоминаний о Плутонии — полом мире внутри Земли, в который герои попали через отверстие в Северном Полюсе планеты (если кто читал эту книгу, то должен признать, что сравнение уместно). И здесь, в Свидании с Рамой, и там, в Плутонии, перед героями открывается новый, неизведанный, полный тайн мир, при этом находящийся внутри чего-то. И если в Плутонии не видно проивоположной стенки, то в Раме она виднеется за 40 километров в другом конце цилиндра :)

В общем, много чего еще можно сказать хорошего о романе, но лучше не терять времени на это.

Я лично советую книгу тем, кто любит научную фантастику, при чем не требует от нее екшена и терпит неторопливою, порой дотошное, описание научных вещей :)

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 декабря 2015 г.

Так получилось, что это мое первое знакомство с автором. Как ни странно, но при то, что я очень люблю классику научной фантастики, творчество Кларка как-то прошло мимо меня. Ну что ж, надо наверстывать упущенное.

В Солнечную систему вторгается странное небесное тело, которое сначала астрономы принимают за астероид, но вскоре выясняется – это искусственный объект, межпланетная станция цилиндрической формы, размером в несколько десятков километров. Объект, являясь небесным телом, получает имя индийского бога Рамы. «Рама» стремительно приближается к Солнцу, и, похоже, пройдя на опасном расстоянии и основательно поджарившись, унесется за пределы нашей звездной системы… Или же у его создателей другие планы, и совершив маневр возле Солнца, инопланетный объект направится к Земле? Есть ли на его борту кто-то живой, или хотя бы исправная автоматика? Экипажу исследователей под командованием капитана Нортона предстоит выяснить это, проникнув внутрь грандиозной конструкции.

«Свидание с Рамой» эксплуатирует свойственное всякому культурному человеку стремление к знаниям. Это ярчайший образец «исследовательско-производственной» НФ. Человек так устроен, что стремится узнавать все больше о мире. А когда наши методы познания реальности уступают необъятности Вселенной, на помощь приходит фантастика, которой, как придворному шуту, дозволено говорить многое, не опасаясь обвинений в лженаучности. Очередная безумная гипотеза в форме романа – вот что такое «Свидание с Рамой».

Что могу сказать – создать атмосферу волнующего, даже немного пугающего открытия, автору удалось отлично. Как и смоделировать ход исследований невероятного объекта, и создать образ Рамы с его невероятным внутренним устройством. Кольцевое море, пики гигантской двигательной установки, шахматный ландшафт хвостовой части «Рамы» — все это и многое другое очень здорово придумано и описано не хуже.

Единственный, пожалуй, недостаток «Свидания с Рамой» — в том, что это научная фантастика из той категории, что представляет собой игру ума, развлекающую читателя гипотезами, как и говорится выше. Ни предостережений, ни моделирования технических или социальных перспектив, ни, наконец, «фишек» «большой литературы» — глубокой философии, психологизма – здесь нет. Только захватывающие дух «картинки». Некоторые политические прогнозы и реакции социальных институтов на раздражитель в лице «Рамы» — и все. В остальном – дистиллированная исследовательская романтика в чистом виде. Прилетели, увидели, удивились, попытались изучить.

Итог: образец классической научной фантастики. Роману несколько не хватает идейной остроты (да и объема, если уж на то пошло), но ощущение встречи с одной из тайн космоса он передает отлично.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июня 2015 г.

Объект, появившийся из ниоткуда. Объект, летящий в никуда. Этот объект — корабль? Станция? Часть чего-то грандиозного? Даже по прочтении книги остается немало вопросов к автору.

«Свидание с Рамой» — выдающееся произведение в мировой НФ-литературе, написанное (страшно даже подумать!) более 40 лет назад.

389 страниц отличного сюжета, качественно проработанных героев. Книга написана хорошим языком (спасибо переводчику за это). Что можно еще ожидать от шедевра? Разве что продолжения.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 мая 2015 г.

Впервые прочитал будучи школьником. Очень тяжело читалось и воспринималось. Перечитал в 30-летнем возрасте. Не скажу, что восприятие поменялось сильно. Роман раздут! Его можно было подсократить. и читался бы легче, и события совершались бы динамичнее. Хотя событий то как раз в этом произведении и не хватает...

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2015 г.

Великолепный образец настоящей твердой научной фантастики. Сама ситуация, описание непостижимого корабля неведомых инопланетян, атмосфера загадочности и величия происходящего на страницах романа, заставляют не отрываться от чтения ни на секунду. Полет фантазии Артура Кларка как всегда поражает и предлагает задуматься о философских вопросах мироздания.

Редкий шедевр.

К сожалению, следующие романы цикла «Рама» серьезно уступают по качеству первому.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 декабря 2014 г.

Артур Кларк еще при жизни стал идолом научной фантастики. Заслуженно. Его идеи понятны и просты. Язык не сложен и легко воспринимается. Идеи, даже технические, четко прописаны и вызывают доверие. Кларк не размахивает бластерами где-то в неведомой глуби космоса и не спасает планеты. Он просто описывает то, что можно было бы увидеть и осознать. Возможно он и ошибался в технических деталях, но многие идеи из «Рамы» успешно перекочевали в художественную кинофантастику, в фантастическую документалистику. И когда я, к примеру, смотрел «Элизиум», мне вспоминался Кларк с его «Рамой». Таков уж Кларк, у которого даже самая невероятная идея (например, космический лифт, правда, в другом романе) выглядит очень убедительной.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх