FantLab ru

Роберт Силверберг «Замок лорда Валентина»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.91
Голосов:
786
Моя оценка:
-

подробнее

Замок лорда Валентина

Lord Valentine's Castle

Другие названия: Замок лорда Валентайна

Роман, год; цикл «Маджипур»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 80
Аннотация:

Вчера ты правитель огромного государства, а сегодня ты бродяга, почти ничего не помнящий из своего прошлого. Вчера вершитель судеб миллионов подданных, сегодня жонглер. С этого момента начинется длинный, тяжёлый и опасный путь к замку лорда Валентина.

Примечание:

Впервые: The Magazine of Fantasy & Science Fiction, ноябрь 1979 — февраль 1980.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 1981 // Роман фэнтези

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1981 // Роман

номинант
Балрог / Balrog Awards, 1981 // Роман

номинант
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Замок лорда Валентина
2020 г.

Издания:

Валентайн Понтифик
1993 г.
Замок лорда Валентина
1993 г.
Замок лорда Валентина
1993 г.
Замок лорда Валентина
1993 г.
Замок лорда Валентина
1993 г.
Замок лорда Валентина
2001 г.
Замок лорда Валентина
2006 г.
Замок лорда Валентина
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Lord Valentine's Castle
1980 г.
(английский)
Lord Valentine's Castle
1981 г.
(английский)
Le château de Lord Valentin
1994 г.
(французский)
Lord Valentine's Castle
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я перечитываю этот роман примерно раз в год. Спокойная (по темпу), романтическая (скорее сказочная) история обретения себя (практически буквально) главным героем Валентином, путешествующим по огромному миру Маджипура в компании верных спутников (не только людей). Дополнительное очарование, на мой взгляд, придают роману иллюстрации Константина Комардина (к изд. КРОК-центр, 1993 г.). Мне нравится описание как самого Маджипура, так и героев, преодолевающих многочисленные препятствия на пути к возвышению Валентина. Книга хорошо читается на русском — ей повезло с переводчиком.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вы знакомитесь с героем, который оказывается рядом с величественным городом огромного мира совершенно один. Он не помнит ничего из своей прошлой жизни. Без воспоминаний, планов и надежд он отправляется в путь, используя только силу того, что у него отнять не смогли — характера. Его глазами мы изучаем удивительную планету с тысячью различных видов, по одному на каждый трип автора. И когда тебе становится интересно, что же это за герой такой и что вообще тут происходит, автор выкладывает все свои козыри на стол. Случается это, примерно, на сотой странице. Такое ощущение, что Сильверберг держит карты в покере рубашками к себе. Дальше вас будут кормить текстом ради текста, роялями в кустах и вводить в рассказ тысячи Чеховских ружей, которые не стреляют.

Вы узнали главный сюжетный твист, который не особо то и скрывается? Поздравляю! Можете смело идти читать последнюю главу, ведь на протяжении книги тебе забудут рассказать о спутниках главного героя, историю мира сего и из-за чего же все-таки завертелся сюжет. Если в начале ты будешь с интересом читать про дивный новый, фентезийный мир, то спустя дюжину глав повествование приедается своим однообразием и начинает сдавать все возможные позиции, а концу возникнет ощущение, что автор уже исписал свое. Главная идея до боли проста: ненависть, гнев, воинственность и мстительность — приводят к саморазрушению; любовь, дружба, взаимопонимание — к созиданию. И как-то не получается у автора растянуть такую простую мысль на целую книгу, а других — не завезли.

Справедливости ради стоит сказать, что вы сможете узнать историю мира в «Хрониках Маджипура», а главного набрасывателя говна на вентилятор и его мотивацию в «Понтифексе Валентине». Стоит ли читать книгу, да и в принципе весь цикл, в котором воды больше чем в моем дипломе — решать вам, но я бы не советовал.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Недавно на Фантлабе была опубликована новость о том, что Сильверберг получил очередную из своих многочисленных наград — премию Зала славы Первого фэндома. И эта новость стала для меня поводом вспомить, что я давно уже собирался познакомиться с творчеством этого писателя, но читал до этого только один его рассказ (очень хороший, кстати — «Что мы узнали из утренней газеты»). Выбор пал на самый известый его роман, о планете Маджипур, о которой Сильверберг потом написал целый цикл.

Это, прежде всего, чисто приключенческая история. Конечно, при желании, можно отыскать здесь социальные темы и философские (такие, как обретение человеком себя, путь к себе), но главное здесь — приключения. Советские критики подобные произведения не жаловали. Да, мир интересный и оригинальный. А идеи? Идеи где? Вот у Ефремова полно мыслей, а тут что? Простые похождения. Ну и что? — ответим мы. Это очень впечатляющие приключения!

Мир — колоритный, экзотичный, огромный, волшебный Маджипур, населённый различными расами. Традиционное общество, в котором тысячи лет мало что меняется и нет войн. В чём-то этот безусловно благополучный мир кажется отсталым, но в нём существуют и совершенно невероятные технологии, которые нам покажутся волшебством.

Оригинальный главный герой, Валентин, человек с очень мягким характером, который вынужден не только быть правителем, но и бороться за своё место.

«Замок лорда Валентина», может в чём-то и наивен, но колорит, масштабность и торжество добра с лихвой перевешивают чашу весов в его пользу.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При все уважении к г-ну Фету не соглашусь со столь негативной оценкой «Замка». Думается, здесь играет роль личная ревность, учитывая, что Фет без ума от Вэнса — который, конечно, прекрасен, и который явно повлиял на декорации романа Сильверберга.

Но «Замок» — это абсолютно самостоятельное и самоценное в контексте итоговой реализации произведение. Невероятный, «блистающий» мир, экзотичный, пышный, полусказочный-полутехнологичный, с терпким запахом тропиков (почему-то, мне он представлялся всегда некими тропическими джунглями). Когда я его прочитал в 94-м, и было мне тогда ровно 14 — я им заболел на какое-то время. Да, это чисто жанровая литература, да, не шедевр БЛ — но так, и Вэнс тоже за пределы жанровой литературы никогда не выбирался. И оба, Сильверберг и Вэнс, в рамках жанра реализовались блестяще. Сюжет простой, безусловно, квестовый, но — а чем плохо, если в целом конструкция романа захватывает внимание и не отпускает до самого конца? Хотя, с самого начала понятно, что все будут жить долго и счастливо. А в остальном, повторюсь — очень ярко и экзотично. Ну, и форма квеста в виде путешествия с компанией странствующих циркачей, трудабуров, лицедеев добавляет книге очарование какого-то плутовского романа что ли, чего то романтично-средневекового...

Кстати, читал издание в серии «Иноземье» и, на мой взгляд, это лучшее из всех возможных изданий Маджипура — яркие, эффектные, слегка винтажные и наивные обложки, ткаие же иллюстрации, отчасти наивно-сказочные, как в старых западных фант.журналах — но они прекрасно ложатся в канву книги. Великолепная карта на форзацах... В общем, советую искать у букинистов, тогда книга заиграет большими красками.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал в оригинале. Многословное, тяжеловесное изложение, полное повторов, ссылок на то, что уже многократно объяснялось прежде, перечислений неудачных, труднопроизносимых наименований городов и второстепенных персонажей, не играющих практически никакой роли в сюжете. Сюжет примитивный, вторичный, заимствованный у классиков фантастики; воображение вымученное, скудное. Слишком много описаний сновидений, знамений и прочей мутной чепухи. Вставлена пошлая эротическая сцена, без которой можно было обойтись. Силверберг пытается соревноваться с настоящими мастерами фантастики — идею Маджипура он заимствовал, по его собственному признанию, у Джека Вэнса — но не справляется с этой задачей. Настоящей иронии, чувства юмора, наблюдений, основанных на богатом жизненном опыте — всего этого почти нет. Местами действие оживляется, но в общем и в целом роман носит застойный характер. Выпуклых персонажей мало, впечатление реальности происходящего не возникает. Есть некоторые интересные ботанические выдумки. Почти все персонажи, да и вообще почти все люди и другие разумные существа — такие добрые, честные, хорошие и вежливые, что противно становится. Зло носит в основном отдаленно-теоретический характер, острых ситуаций мало (за исключением, пожалуй, нескольких столкновений с бюрократами), но изначально становится ясно, что герой в любом случае выйдет сухим из воды. Неинтересно. Читать можно (наискось), но не более того.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман не понравился. Первая из трех частей романа была прочитана с интересом. Начиная со второй части интерес стал резко уменьшаться. Первое — перевод, начиная со второй части он резко ухудшился, язык произведения полностью изменился, стал гораздо более убогим и примитивным, в тексте встречается огромное количество совершенно дебильных оборотов. Я читал этот роман в электронном виде, автор перевода неизвестен. Может быть это и не перевод виноват, может таков оригинал ?

Следующий недостаток — мир романа. Вначале он вызывает немалый интерес. Это мир огромной планеты, во много раз превышающей размеры планеты Земля. Мир, прибывающий на условно «средневековом» уровне развития, в котором почти утрачены технологии прошлого. И который тысячелетиями мирно и счастливо развивается(!), почему-то оставаясь по факту в том же «средневековом» состоянии. Довольно странная и не совсем понятная система управления успешно поддерживает гармонию на планете. Экосистема планеты тоже впечатляет стабильностью... Автор постоянно подчеркивает гигантские размеры мира и немалую численность населения(всего — 20 миллиардов душ). Вот это — море (или река) протяженностью много тысяч миль, вот тут — рядышком расположены города с населением свыше 10 миллионов каждый, вот — прекрасное здание в милю высотой, и т.д. Имеется в наличии множество рас, проживающих совместно с людьми, в полном мире и гармонии. Исключение — аборигены планеты. История колонизации этой планеты выходцами с Земли тоже насчитывает 14 тысяч лет. Иногда кажется что автор решил вызвать восхищение миром, задавив читателя огромными цифрами... В начале повествования это действительно интригует и я замирал в предвкушении дальнейшего знакомства с этим грандиозным миром. Однако моё знакомство с миром так и не состоялось. ГГ путешествует по миру, собирая вокруг себя разношерстную толпу друзей с очень невразумительными мотивациями. Знакомство с миром тоже какое-то невразумительное, больше основанное на подчеркивании размеров окружающего. Да и в описании мира появляется все больше нелогичного, постепенно переходящего в откровенный бред. Я понимаю что логика автора не обязательно будет понятной каждому читателю, но всему есть свои пределы. Ладно, автор увлёкся гигантоманией и часто заметно несоответствия в размерах всего окружающего — расстояниях, размерах построек, численности населения. Но очень трудно воспринимать серьёзно роман, когда в течении повествовании всё чаще начинают встречаться высокотехнологичные устройства, которые продолжают безотказно работать тысячелетиями без какого либо обслуживания и без намека на источники энергии. Это и «энергомёты» у бродячих жонглеров, рядом с армией вооруженной мечами и копьями; установки для поддержания искусственного климата на немалой части планеты, которые могут включать и выключать все кому ни лень; межпланетные коммуникации на фоне парусных кораблей; огромные комфортабельные повозки на антигравитационных подушках, которых тащат крупные и очень выносливые животные. Эти животные, кстати, были искусственно выведены тысячи лет назад путем генных модификаций...

О более мелких недостатках романа говорить уже и не хочется ...

Очень жаль что автор так и не реализовал идею интересного и грандиозного мира, 5/10 за попытку, увы — неудачную.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот отзыв специально написан в ритме повествования самого произведения. С монотонным повторением своих впечатлений на разные лады. Ну и ещё замечу, что иллюстрации Рона Валотски (Ron Walotsky) и Джона Кирби (Josh Kirby) как раз в силу этого впечатления, по-моему, гораздо больше подходят для мира Маджипура чем, например, иллюстрации Джима Бёрнса (Jim Burns) и Марка Харрисона (Mark Harrison).

«Замок лорда Валентина» — это, как видите, первая книга довольно большого цикла, который я никак не решусь прочитать весь, а вот эту, первую, уже успел перечитать спустя пятнадцать лет после первого прочтения. Забавно, вчитываясь в уже знакомый сюжет, вдруг осознавать, что Сильверберг передал привет двум классикам философии и политологии из двух эпох, античности и нового времени, но это, пожалуй, оставим для рецензии. Сразу скажем, что как и многие классические или бродячие сюжеты, книга представляет собой квест или книгу-путешествие, книгу-поиск. Но не спешите морщится, этот квест будет на нескольких уровнях повествования, да и локации не разочаруют даже искушенного читателя. Ну а чтобы дойти до самого Замка (и Замковой горы) читателю вместе с главным героем, глазами которого мы будем смотреть на этот мир, вначале нужно вступить в сам Маджипур.

Итак, Маджипур. Этот фантастический и фэнтезийный мир и одновременно цикл произведений Роберта Сильверберга среди других фэнтези-сериалов довольно поздний по времени создания, он был написан уже после объявленного «окончательного» ухода автора из ремесла; и как раз по этой причине, так и по общему настрою, является довольно неожиданным для его творчества. В техническом плане Сильверберг взял метафору самого высокого Замка как из классических архетипов, так и из арсенала фэнтези в качестве общей метафоры легитимной (в мистическом аспекте) власти, добавил к ней известные типы власти из классической политологии, наполнив их романтико-мистическим содержанием, объединил их вместе, добавил сюжетный квест на двух уровнях: поиск собственной идентичности, поиск справедливости, выполнение долга, и получил в итоге довольно вычурную, но завораживающую конструкцию. В книге есть определённая моральная составляющая и даже назидательный посыл, что ещё более роднит её со сказкой, что особенно интересно (учитывая сюжет и завязку) со сказкой восточной — про правителя и его вероломных придворных и преданных друзей, которых он приобретает на пути к справедливости. Все эти жонглёры, толпы народа и «корональ», почитаемый за высшую и священную власть, напоминают в определённых моментах великолепный и разноцветный восточный базар из тех же сказок, на котором, если им верить, можно встретить переодетого халифа, инкогнито бродящего среди своих подданных.

Всё это великолепие смонтировано на планете-колоссе, на бесконечном по нашим меркам пространстве, однако с общим общественно-экономическим устройством. И всё это разнообразие размещается на трёх континентах, населено шестьюдесятью миллиардами живых существ, живущими в сотнях многомиллионных городов, заполненных чудесами техники, архитектуры, скульптуры и технологий, воспринимающихся древними и магическими. Десятки видов инопланетных рас. Своеобразные быт, уникальные культура, традиции и обряды. Читателя ждёт открытие географии планеты-гиганта, но не с какой-то своей физикой, а вполне похожей на Землю, только увеличенную в несколько раз, и основанной на пестроте и разнообразии реальной Индии, книжная экскурсия или даже почти реальное посещение экзотических культур и ксено-этносов, сбор впечатлений от довольно необычных деталей и подробностей.

Немножечко планетарной фантастики Джека Вэнса с её парадоксальной социологией, небольшой поклон завязке «Девяти принцев» Роджера Желязны, плюс мир памяти и снов, века истории, вычурное социально-политическое устройство, нынешний двуслойный заговор в верхах власти — получился огромный, причудливый, зрелый, в чём-то уже старый, по-доброму и по-злому сказочный и в то же время вполне научно-фантастический мир Маджипура Роберта Сильверберга в его настоящем для читателя моменте. Мир, насыщенный яркими красками, удивительными героями, загадочными персонажами, опасными созданиями и странными событиями. Маджипур Сильверберга — мир не только гигантский, но и поживший, достигший зрелости, баланса и гармонии, в этой связи населённый пришельцами с самых разных планет, которые прилетали и оставались, вливаясь в народонаселение и вплетая свои культуры в пёструю и разнообразную культуру планеты. Замерший, почти стагнирующий, но относительно безопасный с устоявшимися отношениями в обществе и структуре власти. И где никто уже не стремится обратно к своим звёздам или к посещению новых.

Такой разноцветный, застывший, уже «Маджипурский гобелен» чем-то отдалённо связан с темой, если не упадка, то симбиоза магии и технологии, начатой всё тем же Джеком Вэнсом, с темой «Умирающей Земли» и «Планеты приключений». На планете практически нет преступлений, много тысяч лет нет войн и в целом царит мир. Несмотря на все приключения и даже злоключения главного героя, описанные в книге (напомню, сам сюжет романа изначально отталкивается от величайшего преступления и злодеяния против уклада и системы управления Маджипура) у Сильверберга получился довольно уютный, добрый и спокойный мир, которым можно удивляться, в котором можно с интересом прожить всю жизнь и умереть счастливым (что и советуют сделать главному герою в первых же главах). Этот эффект достигается и размеренным повествованием, в котором даже довольно жестокие повороты сюжета с гибелью спутников главного героя воспринимаются просто как оживление действия. А также состоянием поразительной наивности, почти невинности младенца, в котором изначально пребывает главный герой после потери памяти.

В отличие от Желязны, который воспользовался приёмом с потерей памяти, чтобы держать героя и читателя немножко позади настоящего расклада, Сильверберг просто совместил вместе два путешествия героя: духовное и физическое, где движение происходит в том числе по местам силы Маджипура, где с каждым переходом герой восстанавливает свою память. В итоге получилось вполне интересное и удивительное произведение в первом прочтении с отчётливо запоминающимся настроением, которое рано или поздно стимулирует повторное прочтение: романтическое, меланхоличное и безопасное (настолько, насколько им может быть фантастика с подобным сюжетом). Сочетание элементов фэнтези и НФ на редкость гармонично. Ещё повествование довольно ровное, отчасти завораживающее, отчасти убаюкивающее.

Читать всем или всем в том настроении, когда ждёшь от книги не столько захватывающих событий, сколько есть желание любоваться окрестностями вместе с героями и удивляться масштабом и необычностью локаций. Декорации у автора действительно получились с размахом: обитатели океана, способные потопить корабль, подземный бюрократический город (или даже целая подземная страна), река в несколько десятков километров шириной, Замковая гора выше облаков, сам Замок лорда Валентина на её вершине, упирающейся в небо и выходящий в безвоздушное пространство стратосферы.

Но в этом завораживающем масштабе не теряются и мелкая узорчатость причудливой красоты: загадочные и пугающие аборигены-метаморфы, искусные жонглёры, толкователи снов, охотники на морских змеев. Отдельную картину составляет убранство дворца правителя планеты, полное замысловатых механизмов, хитрых устройств, специализированных залов, механика которых подчинена уже постепенно уходящему в века, но ещё не забытому первоначальному замыслу. Мир Маджипура удивительно огромен ещё и отсутствием скоростных средств передвижения. Повествование и путешествие идут в ритме езды в фургоне, плавания, пешей прогулки, передвижения между городами. Именно пестрота окружения и меланхолическая атмосфера превращают чтение «Замка лорда Валентина» не в гонку за сюжетом, а в любование подробностями. Читателя, любящего впадать в транс остросюжетности, это может утомить, другого же развлечёт и увлечёт (и он впадёт в транс внутреннего любования). Некоторая наивность и даже в чём-то идиотичность финального броска к восстановлению справедливости и разоблачения злокозненных интриг может заставить кого-то разочарованно хмыкнуть, а кого-то признать, что как раз в этом автор до конца не нарушил переплетение сказки и фантастической истории и довёл своего героя-праведника, воплощённую и законную справедливость, до доброго сказочного конца.

Мне кажется, «Замок лорда Валентина» вполне можно читать, если книга попалась вам под руку или же небесполезно, не без удовольствия целенаправленно прочитать как классику НФ/Фэнтези. Вот второе прочтение, пожалуй, стоит предпринимать исключительно под настроение, иначе ритм повествования при уже известном сюжете вас усыпит.

Существуют два перевода романа на русский. Первый — это разные редакции ФЛП-перевода (системного перевода), издан был несколько раз в 90-е (фигурирует на Фантлабе как перевод М. Коркина в 4-х изданиях — на самом же деле он присутстует во всех изданиях кроме одного). И надо сказать этот перевод неплох и именно он в очередной редакции дожил аж до серии «Шедевры Фантастики». Второй издавался в серии «Иноземье». На беглый взгляд они примерно равнозначны.

Планетарная фантастика, реализованная в жанре фэнтези, со щепоткой декаданса в атмосфере сказочности — вот рецепт «Замка», который нужно было ещё правильно приготовить. По-моему, у Сильверберга получилось.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Действительно приятная и не утомительная книга. Читал и получал большое удовольствие. Мир Маджипура настолько прекрасен, что окунаешься в него с головой и становишься сам невольным участником этой картины, пусть даже и со стороны. Конечно для любителей экшена и магии, роман покажется скучным и пресным, но не в этом сила этого романа, здесь уклон сделан на дипломатию и решением проблем без возможного кровопролития. Валентин вышел очень яркой и харизматичной личностью, другие же герои романа также вызывают симпатию и переживания. Роман заслуживает высокой оценки.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

приятная книга. я ее читала почти неделю. Без желания забежать вперед и без особенных восторгов и переживаний за главгероев. Потому что с самых первых строк становится ясна сюжетная канва повести/романа — героя подставили и он пошел отвоевывать свое место под солнцем обратно.

Ровное, гладкое повествование без каких-то литературных изысков, как в Книге черепов или в Умирая в себе. Зато почти невероятное ощущения «все сбудется», наши победят и «все будет хорошо».

Из неожиданного можно отметить невероятно буйную фантазию автора в создании немыслимых рас, ландшафтов и всяких неожиданных форм правления. Например, то, что всем правят Король снов и Леди Острова. Что Леди — становятся, а не избираются. Особенно впечатлил обряд толкования снов — надо раздеться догола и лежать в обнимку с толковательницей. а вот если бы это был толкователь? Тоже обниматься? а тройничок с братом вориаксом и шаманкой-друидкой? Надо признаться, что я с нетерпением ожидала не тоглько варианта друидка-Валентин, друидка-Вориакс и друидка-Валентин-Вориакс, но и вполне закономерного Валентин-Вориакс. Прокатили...

Ну ладно, мне больше нраятся сумасшедшие идеи силверберга в мире технологичного будущего.

После Замка абсолютно не хотелось читать продолжения про понтифекса, потому что Замок — это вершина самого счастливого периода в жизни Валентина, дальше будут только потери.

Просто логичное предчувствие, как во втором томе Кристин дочь Лавранса.

Зато потом я вкатила полную дозу Кинга вприсыпку со Страубом — ужас, восторг, кошмарные видения см. отзыв №2 На столкновение миров

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Замок» — любимая моя книга у Силверберга. Как, впрочем и весь Маджипурский цикл. Перечитывал несколько раз и, пожалуй, еще перечитаю. Сложно сказать, что так цепляет меня в этих сказках для взрослых. Сюжет? Качественный перевод? Проработанность деталей и характеров? Вот нравится и все.

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну, прежде всего, к НФ я бы эту книгу не отнес. Вообще, даже к «мягкой». Ибо по духу это самое что ни на есть классическое фэнтези – несмотря на излучатели, космические перелеты и ту самую технологию, которая неотличима от магии. Волшебство, объясненное псевдонаучными теориями, не перестает быть волшебством, а звездолеты и космические путешествия лишь упоминаются. Все действие происходит на одной планете, колонизированной людьми и еще несколькими расами.

Я не случайно упомянул именно классическое фэнтези – роман Сильверберга вполне в его духе. То есть эпичен, романтичен и наивен. По сути, это все та же архетипическая сказочная история о том, как заколдованный принц возвращает себе королевство, отнятое у него самозванцем. Действие происходит на планете, погруженное в какой-то странный Золотой Век: средневековый феодализм, крепости, вольные города, бродячие жонглеры… Но все это без средневековой мрачности и суровости – чем не сказка?

Наивность является основной чертой этой истории. Главный герой – идеализированный правитель вроде толкиновского Арагорна (сверхъестественные способности истинного монарха прилагаются), на планете Маджипура тысячелетиями не было войн. Спутники Валентина, бродячие жонглеры, к труппе которых он примкнул в самом начале романа, идут за ним и в огонь и в воду, а в конце книги и вовсе становятся командирами его войска (непонятно только, откуда у них необходимые знания, не говоря уже об опыте).

Но, несмотря на это, книга очень интересна. И делает ее такой причудливый мир. Расы инопланетных колонистов; загадочные и пугающие аборигены-метаморфы; потрясающая воображение география суперземли Маджипуры, похожей на увеличенную Землю; экзотическая культура и политическая система планеты… Именно детали и атмосфера превращают чтение «Замка лорда Валентайна» в открытие целой планеты, пусть и вымышленной, но завораживающей причудливой красотой. И за это можно простить и слабую логику повествования, и общую наивность книги – здесь главное, как эта книга сделана, как она устроена. А устроена она, как великолепный и торжественный дворец, полный причудливых картин, гобеленов и статуй – светлый и просторный, с пышными садами, по которым можно гулять часами. Без риска заблудиться в хитросплетениях смыслов – но иногда ведь хочется просто красоты и сказки?

Итог: красивая и наивная сказка о возвращении истинного Короля.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А что, Силверберг создал весьма и весьма забавную и поучительную сказку. Именно что — сказку, про короля, свергнутого с престола, про его потерянную память, скитания и новых друзей... Красиво, романтично, чем-то напоминает зачин «Амбера». Однако прозведение Силверберга всё-таки более... тёплое, что-ли, возможно, потому, что Валентин-корональ — вовсе не полубог Корвин, а вполне земной, светлый и добрый человек, не особенно желающий для себя бремени власти.

Сам по себе мир Маджипуры, конечно, впечатляет, так же как и буйная фантазия её творца. Не будем придираться к некоторым мелочам, спрашивать, почему такая гигантская планета не имеет соответствующего тяготения, и каким образом невероятно высокую Замковую Гору выдерживает кора, в конце концов, автор волен в своём мире делать всё, что угодно. Мир Маджипуры больше напоминает одно большое яркое костюмированное представление — множество разумных рас, чудные обычаи, ландшафты, гигантские просторы — вообще, слово «огромный» для Маджипуры подходит превосходно. Для создания декорация автор не пожалел ничего — хотите реку в несколько десятков километров шириной? Да пожалуйста! Желаете замок на вершине горы, упирающейся в стратосферу? И это будет! Но для чего этот волшебный, по натоящему фантастический мир?

Валентин сначала и вправду вызывает ассоциации с Корвином. Однако Корвин в своём изначальном посыле всё-же несколько театрален, а Валентин — нет. Он открыт и честен перед всеми, плохо знает жизнь обычных людей и просто жаден до приключений и странствий. Но к нему постепенно возвращается память, и наш герой становится перед выбором: либо вести вольную, опасную но романтичную жизнь странствующего жонглёра, либо вернуться на Гору и взвалить на свои плечи бремя правления Маджипурой... Валентин выбрал второе, ведь сама судьба делает его Короналом.

Между тем Силверберг задаёт неплохие вопросы. Один из них — о природе власти. Двойная ненаследственная монархия? Интересная штука, особенно если учесть, что это уже проходили, а власть на Маджипуре держиться уже 8 тысячелетий. С одной стороны, мы видим огромный штат чиновников Лабиринта, который нам позволяет дать некоторое представление о размахе управленческой системы этого мира. С другой стороны, в полной мере ощущаем его хрупкость — ведь Валентин взял власть очень легко. А если бы он был ложным короналом, поддерживаемым народом? Вот так вот, хрупка власть имущих, куда как хрупка.

Вот такая вот сказка. О власти, о том, зачем она нам нужна, и как важно сохранять баланс в обществе. Полноте, да сказка ли это? Может, почитаем между строк?

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спустя 20 лет перечитал с удовольствием. Однако как и прежде считаю, что Сильвербергу абсолютно не удались сцены похода по Замковой горе. Писатель всегда этим грешил — неумелое описание больших баталий. Впрочем, Сильверберг любим за мастерство бэкграунда. В этом он — гений.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наискучнейшая книга... Одно название чего стоит. Все время ждал, что вот сейчас начнется, сейчас будет... Но интересно так и не стало: просто размеренное и нудноватое перечисление следующих друг за другом событий. Если бы не постельные сцены, удручающие своей никчемностью, подумал бы, что совсем детская книжка.

Единственное, что понравилось — раса метаморфов и сцена, где они передразнивали жонглеров.

Отдуши повесилил вибромеч великанши :lol: и то, как она этим мечом вырубала тунель в морском драконе, два дня смеялся и недоумевал, как взрослый человек может такую ерунду написать :shuffle:

Оценка: 3
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Замок лорда Валентина». Красивое название. Не банальное и не помпезное, оно ненавязчиво завлекает читателя, рождает желание узнать, что скрывается под обложкой. Одним словом, то что надо.

Автор сумел подобрать для своей книги неплохой заголовок. Ну что ж, дело осталось за малым. Всего-то нужно суметь написать хороший роман.

Настроившись на красивое, слегка помпезное фэнтези, я начинаю читать первую главу. Впечатления противоречивы. С первой же страницы бросается в глаза схожесть сюжета произведения с великими «Хрониками Амбера» Роджера Желязны. Надо сказать, такая ассоциация вредит роману. Сразу появляется желание сравнивать великие Хроники с Замком, проводить параллели между Корвином и Валентином. Объективно, «Замок лорда Валентина» проигрывает в этой инсценированной дуэли по всем параметрам. Описания скучны, герои искусственны, сюжет... Впрочем, не хорошо делать выводы на основание первых десяти страниц. Лучше почитаем, что будет дальше.

А дальше автор полностью реабилитируется в моих глазах! К счастью, сходство с «Хрониками Амбера» ограничивается свергнутым с трона и лишённым памяти главным героем, а нудные поначалу описания обрисовывают нам огромный, прекрасный мир.

Раз мы заговорили о мире: он воистину прекрасен! Писатель с любовью выписывает крохотные детальки, которые затем разрастаются в целую вселенную. Стоит отметить, что в своих описаниях Сильверберг не ограничивается лишь только, скажем, географией Маджипура или же историей населяющих его народов. Автор создаёт целостный мир с практически полным отсутствием нестыковок.

Впрочем, даже и не мир является главным украшением этого романа. Как многие уже писали, всё повествование наполнено какой-то грустной, светлой лирикой, романтикой если угодно. Затрудняюсь описать эту неповторимую атмосферу грустного счастья. Читайте, поймёте сами.

Признаюсь, думал этот текст войдёт в золотую когорту самых почитаемых мною книг в жанре фэнтези. Скорее всего, так и бы было, если бы не одно Но. Это Но началось где-то ближе к середине, на том месте, где Валентин встретился с хозяйкой Острова Сна. После этого момента возникло ощущение, что у книги сменился автор. Всё то, что так привлекало в первой половине произведения, начинает отталкивать во второй. Раньше Сильверберг создавал огромный, неповторимый мир. Места, в которых побывал Валентин-жонглёр запомнились мне надолго. Пусть и скупо, они чрезвучайно живо, объёмно, выпукло описаны. А вот места, проезжаемые Валентином-короналем не запомнились мне вовсе. Да и как может запомниться какая-то аброкодабра, встречаемая один, максимум два раза по ходу теста и поясняемая сухим, совершенно докуметалистическим предложением. Всё это уже более походит на бортовой журнал, нежели на художественную книгу. Зачем эти мёртвые, состоящие из таких же мёртвых названий городов абзацы на пять строчек? Сами названия, согласен, вполне так красиво, величаво звучат. И всё же, кому оно надо?

Да и сам Валентин стал каким-то неестественным, чуждым читателю. Все эти выходки, мол: «пойдёмте, братцы, пожанглируем», несколько раздражают. У них там узурпатор на троне, а они жонглируют, веселятся. Зато потом, на подступах к Замковой Горе, Валенти ужасно страдает оттого, что власть принадлежит Барджизаду. Странно всё это как-то. В героя напрочь перестаёшь верить.

Финал, признаюсь, зацепил. Интересный, непредсказуемый автор сделал финт с метаморфами. До самого конца даже и предположить такого не мог.

Одним словом, заключительную треть автор смазал так, как только мог, зато приключениями героев в остальном романе я, без преувелечения, наслаждался. Рекомендовать не буду, клеймить знаком «не допускать к чтению» тоже. На этом, пожалуй, закончу.

P.S. И всё же, я ставлю «8» — одну из самых высоких оценок. «Почему», — спросите Вы. Не знаю. Наверное, рука не поднимается оценить тот воистину огромный труд, который проделал автор, более низким баллом.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх