126 Тау но не Кита как в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «chert999» > 126. Тау... но не Кита (как в песне Высоцкого), а электростанция (как в рассказе Стругацких)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

126. Тау... но не Кита (как в песне Высоцкого), а электростанция (как в рассказе Стругацких)

Статья написана 5 мая 00:14

Ну, вот вам и еще один перепост из сегодняшнего Мордодыра, а точнее — из Фейсбукова архива трёхлетней давности (но, правда, здесь перепосчен только шаг второй в развитие некоего нереализованного тогда виртуального проекта, а шаг первый я в архиве так и не нашел, да и даже не вспомнил, что я там, чёрт возьми, задумывал):


Андрей Чертков поделился воспоминанием.

8 ч.

Поделился/-ась с Ваши друзья

22 л. — 112 к. — Ишь какой дурью я тогда занимался...)))


3 года назад

Ваши воспоминания

Андрей Чертков

4 май 2021 г.

Поделился/-ась с Ваши друзья

Первоначальный энтузазизм френдов, похоже, сильно спал. И тем не менее — продолжаю.

#кол_фант_роман_АЧ

Шаг второй. КАЛИБРОВКА ФАНТ-ИДЕИ.

Итак, как я уже предложил, за основу берётся одна из двух основных идей из раннего рассказа АБС "Забытый эксперимент" (1959), а именно — идея "двигателя времени". А если еще точнее — генератора энергии, получаемой из естественного хода времени. То есть, этакий "перпетуум мобиле".

И вот тут потребуется более тщательное обсуждение идеи, поскольку сам я в вопросах физики даже не дилетант.

Как я понял из рассказа, чтобы овладеть энергией, заключенной во времени, физики создали новую науку — тау-механику. Согласно базовой теории тау-механики, время каким-то образом превращается в поток материальных частиц, так называемую протоматерию, которая и отдает содержащуюся в ней энергию на генератор.

Если провести аналогию с хорошо известными нам гидроэлектростанциями, которые превращают в электроэнергию энергию водяного потока, то тут получается такая картина. Если поставить турбину на лодку и пустить ее вниз по течению реки, то никакой энергии эта турбина вырабатывать не будет, поскольку вода не будет вращать ее лопасти. Чтобы турбина заработала, нужно перегородить реку плотиной, оставив для стока воды только узкий проход — таким образом, поток сжимается, ускоряется и поэтому вращает лопасти с бОльшей силой. А поскольку перед плотиной, зажавшей реку в тиски, образуется водохранилище, то генераторы электростанции обеспечены постоянным напором воды вне зависимости от цикличных колебаний уровня реки.

Если перенести эту аналогию на время, то это означает, что нужно перекрыть естественное движение времени некой плотиной и оставить для потока времени только узкий проход, в котором время сжимается, ускоряется и каким-то образом, при помощи специальных тау-турбин, преобразуется в поток электроэнергии, который или поступает прямо в энергосистему или накапливается в сверхъёмких накопителях.

Ну вот, в этом месте я бы и хотел услышать ваши соображения, если они, конечно, будут.


Сегодняшняя реакция френдов на перепост -- 5 лайков, 5 комментов:


Sergei Soloviev

А потом время закончится — вот так вот конец света и наступит

8 ч.

Ruslan Omarov

Ну вон же путен перекрыл время плотиной и оставил только узенькую щёлочку чтобы можно было ракетами по детям гулять. И ничего, работает. Причем у него тау-механика сразу в баблос перерабатывается, очень удобно

8 ч.

Kerstin Stoss

Эту идею (в смысле, посвящённые ей посты) я пропустила. Пошла прочла, что написали тогда.

И вот что я скажу.

Ни один человек не упомянул сразу бросающуюся в глаза проблему. ГДЕ стоит ваша плотина? Она же должна быть зафиксирована относительно потребителя, а поток (времени) должен двигаться относительно нее. Если вы хотите быть потребителем, вы должны жить рядом с плотиной. Значит, остановиться во времени.

Не хотите? Тогда КАК вы будете получать энергию от устройства, в вашем времени уже не существующего?

Тянуть ее по "временнЫм проводам"? Что это, как работает? Не окажутся ли потери энергии (или затраты энергии на транспортировку ее в будущее, всё более отдаляющееся) такими, что ваш генератор потеряет смысл?

Конечно, можно изобрести объяснение, почему это все-таки работает. Но все эти трудности, по идее, и должны быть генераторами сюжетных коллизий.

А чем/кем мы пожертвовали, чтобы это заработало? А не получили ли мы мир с изменяющимся прошлым? (Так как мы тянем из прошлого энергию, и ее м. б. на что-то там начнет не хватать.)

А может, мы получили в этом месте развилку временной линии, и другая ветка стала нас обгонять, т. к. мы ускорили течение времени для нашей турбины. Или наоборот — мы забрали энергию, и там всё пошло медленно.

7 ч.

Павел Воронцов

Тау-энергостанции начнут отставать во времени, постепенно искажая вокруг себя пространственно-временной континиум. Это приведёт к образованию вокруг них собственных гравитационных полей, с последующим их коллапсом в сингулярности. Здраствуйте, космоса чёрные дыры!

6 ч.

Kerstin Stoss

Павел Воронцов -- тоже вариант. Тогда можно замутить в сюжете какие-то микро-дыры, в которые есть некие обходные червоточины, и кто-то попадает внутрь, там свое общество, а через червоточины доходит, допустим, только информация, может, видео можно передать. И оно очень странное. А в обратную сторону только что-то другое. И такой разговор слепых и глухих, ощупывающих слона.

Или, может, поступают и какие-то артефакты.

Короче, есть пространство для маневра.

3 ч.


Тогдашняя реакция френдов на оригинальный пост -- 22 лайка, 112 комментов:


Тимур Максютов

Литература — она про людей, а не про плотины. Плотина для антуража хороша, но не как стержень произведения

3 г.

Андрей Чертков

Тимур Максютов -- Ожидаемое возражение. Но фантастические произведения строятся вокруг фантастических идей. А люди и сюжетные конфликты к ним только прилагаются и вступают с фант-идеей в химическую реакцию. Вот про что, например, "Пикник на обочине" — про уголовника Рэда Шухарта с его сложной внутренней жизнью или же про Зону Посещения, ставшую для человечества дырой в будущее?

3 г.

Тимур Максютов

Андрей Чертков -- фантдоп — это инструмент, а не самоцель. Странно, что это тебе неочевидно. Или ты так изощрённо шутишь?

3 г.

Андрей Чертков

Тимур Максютов -- я не знаю, что такое "фантдоп", я знаю, что такое фантастическая идея. А понятие "фантдоп" придумали литературные вредители, чтобы превратить НФ в какое-то бессмысленное чтиво с погонями и мордобоем.

3 г.

Тимур Максютов

Андрей Чертков -- а, ну тогда совсем другое дело. Желаю успеха!

3 г.

Андрей Чертков

Тимур Максютов -- Так я ж не писатель. Я просто придумал идею, ну и хочу ее пообсуждать — вдруг из этого выйдет что-то путное, тем более, что это только самый первый уровень... Ну и вам, Тимур, всевозможных успехов в бизнесе и в творчестве!

3 г.

Андрей Чертков

Тимур Максютов -- Вы не обижайтесь, Тимур. Я понимаю, что вам неинтересно обсуждать чужие идеи, потому что у вас и своих небось много. Но и мне совершенно не интересно в очередной раз перетирать все эти бессмысленные теории про т.н. фантдопы как некий литературный метод. Старые фантасты — Азимов, АБС, Лем, Ефремов, Хайнлайн, Дик — понятия не имели, что такое фантдоп, они строили свои произведения исключительно на оригинальных фант-идеях, и у них получались отличные книги, ставшие классикой жанра. А нынешние фантасты помешались на этих фантдопах, но чего-то равнозначного старой фантастике произвести пока не могут. Ну, в основном, — так скажем, как явление — потому что отдельные сильные НФ произведения появляются и сейчас, тут даже не буду спорить. Просто мне так кажется.

3 г.

Тимур Максютов

Андрей Чертков -- с чего вы взяли, что я обижаюсь? Обижаются женщины. Просто у нас с вами разные взгляды, и это нормально: я вижу в произведениях АБС, Хайнлайна, Азимова etc истории о людях, о человеческой этике и проблематике, о борьбе, страданиях и преодолении, где мощная фантидея — инструмент, или, если угодно, декорация — основа сеттинга, или возможность поставить героев в необычные условия для более выпуклого и яркого проявления их качеств. Вы считаете, что фантидея первична; что же, имеете полное право.

3 г.

Андрей Чертков

Тимур Максютов -- Без идеи НИИЧАВО никогда бы не было "Понедельника", без идеи экспериментальной истории никогда бы не было ТББ, без идеи Зоны — "Пикника", а без идеи Гомеостатического Мироздания — ЗМЛДКС. Точно так же без идеи мыслящего океана никогда бы не было "Соляриса", а без идеи психоистории (да и вообще без идеи наложения Темных Веков из земной истории на историю Галактической Империи) никогда бы не было "Основания". В том-то и дело, что без таких идей фантастика мертва, каких бы интересных героев ни придумал автор или какой бы замысловатый сюжет он ни выстроил. Я уже сказал выше, что сначала возникает некая базовая идея произведения, а потом под эту идею выдумываются герои и сюжет, которые вступают с этой идеей в эдакую химическую реакцию. И уже результат этой химической реакции мы и видим в готовой книге, а уж насколько этот результат получается впечатляющим — это и показывает масштаб писателя.

3 г.

Павел Амнуэль

Тимур Максютов -- То есть, Вы сначала придумываете героев (ведь они первичны), а потом думаете о том, куда бы их приткнуть (НФ идея, она же декорация) и что бы они стали делать (сюжет)? Иными словами, сначала производите кастинг, потом ставите декорации и придумываете для артистов занятие? Или я что-то не так понял? И еще Андрей говорил о сверхзадаче. Ее-то куда?

3 г.

Андрей Чертков

Павел Амнуэль -- правильно, Павел!...

кино ведь всегда начинается с кастинга, а не со сценария и не со сценарной идеи...)))

3 г.

Тимур Максютов

Павел Амнуэль -- я считаю для себя сверхзадачей продвижение идеи этической, философской, духовной, а не технической. Проще говоря, ставлю во главу угла слесаря, а не гайку. Но я вовсе не утверждаю, что мой метод единственно верный, и не собираюсь отговаривать вас от решения считать, что гайка важнее слесаря.

3 г.

Павел Амнуэль

Тимур Максютов -- Я где-то утверждал, что гайка важнее слесаря? И почему речь именно о технических идеях? Кстати, чем философская идея непременно лучше иной технической? И почему непременно нужно что-то ставить на первое место, а что-то на второе? На мой взгляд это равнозначащие вещи: без хорошей идеи (философской, научной, художественной) нет интересных героев, а без интересных геров даже хорошая идея ничего не стоит. Примеров тому много.

3 г.

Alex Genin

Тимур Максютов -- Так он не слесарь без гайки, так — покурить вышел. Если его здорово написать, тоже интересно получиться может. Но если мы говорим о фантастике, то идея ( или допущение — это уж мне не интересно ,как определите) важна. Она может быть притянута за уши — но тогда с иронией и юмором или сатирой, или и тем и другим. Ее возможность может быть не подтверждена пока наукой, или даже опровергнута — но если она блёклая, гораздо меньше шансов на интересное произведение. А уж если заезжена — то и читателю скучно будет.

3 г.

Тимур Максютов

Павел Амнуэль -- ещё раз: я говорю о своих, и только своих предпочтениях в работе. Я вообще не разделяю убежденность коллег относительно высоких стен, отделяющих фантастику от прочей литературы; более того, сейчас в русской литературе очень мало осталось "чистого реализма"; элементы фантастического, мистического, странного присутствуют в двух третьих успешных книг, которые моими коллегами относятся к "боллитре"

3 г.

Андрей Чертков

Тимур Максютов -- так в том и проблема, Тимур, что эти две трети успешных книг с фантастическими идеями, если их копнуть поглубже — то там или идея банальна, тыщу раз использовалась, или она там в сюжете неорганична.

3 г.

Тимур Максютов

Андрей Чертков -- это вы сейчас о каком именно авторе или книге? Об "Эдде" Захарова, "Чжане" Богдановой, "Последнем времени" Идиатуллина? Может, о последней книге Рубанова или обо всех книгах Пелевина? Какие именно их идеи неорганичны или банальны?

3 г.

Андрей Чертков

Я уже даже и не читаю этот поток, а только сужу по книжным обзорам, но всё равно не вижу, чтобы какие-то книги производили эффект разорвавшейся бомбы. А такой эффект может дать только новая яркая идея плюс качественное литературное исполнение.... Так вот, качественной фант-литературы, если судить по обзорам, сейчас по-прежнему немало, а вот новых ярких идей — практически нет, вся поляна вытоптана.

3 г.

Тимур Максютов

Прекрасный ответ, всё объясняющий. Спасибо, больше вопросов не имею.

3 г.

Андрей Чертков

Все эти книги у меня в очереди на прочтение, и я даже не сомневаюсь, что они хороши, но вот увижу ли я там то, что меня так пробивало в старой фантастике?

3 г.

Андрей Чертков

Вот сейчас, например, буду слушать второй "Пост" Глуховского. Первый "Пост" мне когда-то понравился, но это ведь просто качественная остросюжетная фантастика, но не прорыв — новых идей там нет вообще.

3 г.

Павел Амнуэль

Тимур Максютов -- Нет высоких стен, отделяющих хорошую фантастику от хорошего реализма. И таки да — в реалистических вещах сейчас очень редко обходятся без хоть какой-то фантастической составляющей, чаще всего мистической.

3 г.

Тимур Максютов

Андрей Чертков учитывая, что раньше трава была зеленее, а девчонки моложе (и давали!), думаю, что не удастся. Я, например, и не жду, что меня пробьёт ещё когда-нибудь так, как "Час Быка" в двенадцать лет или "Пасынки Вселенной" в одиннадцать. Первая любовь потому так и называется, что бывает и третья, и сто одиннадцатая, а вторая первая — никогда

3 г.

Андрей Чертков

А про Пелевина вообще не надо — я когда-то начинал свою профдеятельность с его первых рукописей. Да, он по-прежнему держит качество, но уже практически не удивляет.

3 г.

Евгений Стронгин

Андрей Чертков -- Вдохновился в свое время — оч понр-ся мне "Рассказами о Родине", но че-то не зашло, ни Метро, ни Посты. В том и дело, что сравниваешь с тогдашними, и не в пользу нонешних.

3 г.

Тимур Максютов

Андрей Чертков -- а вас что-то ещё может удивить? Поразить? Не думаю. Понравиться, запомниться — да. Перепахать — вряд ли. Что касается того же Пелевина: разве фантидея в "Айфак 10" вам не понравилась?

3 г.

Андрей Чертков

Тимур Максютов -- нет, эта идея меня не поразила, в западном киберпанке зачатки идей про ИскИнов с личностью были гораздо раньше, еще когда я сам был редактором таких книг. А насчет перепахать — вы совершенно правы. Мне хочется еще раз такое испытать. Но без новых социально-фантастических идей, усиленных качественным литературным исполнением, это вряд ли возможно.

Я могу сказать, какие вещи Пелевина меня действительно пробили по-настоящему. "День бульдозериста", "Оружие возмездия", "Затворник и Шестипалый", "Принц Госплана" и "Омон Ра". Но это было очень давно.

3 г.

Андрей Чертков

Евгений Стронгин -- "Метро" мне вообще не пошло, ни одно. Кондовые они какие-то. А вот "Текст" и "Пост" показывают, что Глуховский действительно сильный писатель. Просто не очень "мой".

3 г.

Тимур Максютов

Андрей Чертков -- да, меня ранний Пелевин тоже перепахал, особенно "Омон Ра". К вашему списку я бы только "Жёлтую стрелу" добавил. Я сейчас пошёл вбок за ощущениями, сейчас после "Хазарского словаря" Павича как пыльным мешком ударенный, придётся перечитывать. И рекомендую "Последнее время" Идиатуллина, очень необычная книга. Хотя, в принципе, революционной фантидеи там нет, но аллюзии на "Улитку на склоне" имеются. Но масштаб поражает.

3 г.

Андрей Чертков

Тимур Максютов -- до Идиатуллина я обязательно доберусь, хотя с его ранними книгами — вплоть до "Брежнева" я как-то не очень совпал.

3 г.

Евгений Стронгин

Андрей Чертков -- Аналогично; сильный, конечно, раз у Метро такой успех.

3 г.

Борис Штерн

Да, это чистый антураж и не более того. У Стругацких он обычно хорош тем, что естественнен и не вызывает раздражения у научно-грамотных людей (хороший пример — Пикник на обочине) — настоящий жаргон физиков чем-то похож. Это редкое свойство. Еще — Станислав Лем.

3 г.

Андрей Чертков

Борис Штерн -- да, но если антураж плохо проработан и не оригинален, то и произведение не будет производить нужного автору эффекта.

3 г.

Alex Genin

Борис Штерн -- Но, однако же, и в"Ковчеге 47" и в "Феникс сапиенс" идеи важны и интересны, а вовсе не антураж.

3 г.


Ruslan Omarov

Да блин, это элементарно ) Ваша плотина под большим "давлением" наслаивает эпохи друг на друга, следовательно можно обыграть сюжет где протагонист попадает в такую хроносинкретическую среду и пытается оттуда выбраться, спотыкаясь о целые батальоны исторических личностей и вращаясь в компоте из исторических событий ) ну условно, тут вот разворачивается битва при Азенкуре, а в двух шагах мирно отчаливает Титаник и т.п. Только таких книг написано по моему уже на три хороших библиотеки ))

3 г.

Андрей Чертков

Ruslan Omarov -- ну, я же сказал, что время ускоряется не по всей Земле, а только в очень узком пространстве — лишь для извлечения энергии, и только. Ну какие Титаники, какие Азенкуры, вы что?..)))

3 г.

Jens Kleinfischer

Ruslan Omarov -- Помню такую вашу юмореску, да.

3 г.


Ruslan Omarov

Андрей Чертков -- ну и пусть себе наслаиваются эпохи на очень узком пространстве, в деревне гаечные ключи ) какая разница-то? Тут монголы суетятся, там Наполеон брод ищет, а между ними районный слет овощеводов по итогам квартального соцсоревнования ))

3 г.

Андрей Чертков

Ruslan Omarov -- "Двигатель времени" извлекает энергию не из прошлого, а из настоящего, просто текущее время ускорено и загнано в узкий туннель.

3 г.

Ruslan Omarov

Тогда день сурка. Плотина же. Вокруг день сурка а где то (герой ищет где) время ускоряется и перетекает в завтрашний день. Тут суть на самом деле же в сюжете, а не в физмат бэкграунде. Вам кто то выше написал то же самое. В нарративе, в персонажах ) а матан можно любой подогнать под это

3 г.

Андрей Чертков

Ruslan Omarov -- нет, Руслан, вы пытаетесь наложить на эту фант-идею физического толка какие-то уже известные сюжетные ходы про историю или про социальные взаимоотношения. Но "День сурка" был уже тысячу раз, и это уже, в общем, неинтересно. Поэтому я и пытаюсь найти какие-то новые сюжетные ходы, которые ранее никогда не использовались. Поэтому сначала идея, и только потом сюжет.

3 г.

Ruslan Omarov

Андрей, я вас прекрасно понимаю. Только это большая редкость, когда некая свежая квазинаучная идея сама по себе катализирует оригинальный сюжет и они вместе создают гармоничный нарратив ) и, боюсь, мозговым штурмом такие задачи точно не решаются ) я бы на вашем месте танцевал от сюжета. Физику легче накрутить на лирику, чем лирику на физику ))

3 г.

Андрей Чертков

Ну а почему бы не попробовать сделать так, как обычно не делают? У Стругацких же получалось...

3 г.

Ruslan Omarov

Мне кажется, Стругацкие вообще никогда не заморачивались по этому поводу ) матан придет когда он понадобится. они потому и великие фантасты, что занимались любимым делом, получая от этого удовольствие, а нравилось им (судя даже по интервью, я уж не говорю о самих книгах) писать больше о людях в необычном окружении, а не о необычном окружении вокруг людей ) впрочем это мое мнение.

3 г.

Андрей Чертков

Ruslan Omarov -- но они всегда отталкивались от какой-то яркой идеи с глубоким смыслом.

3 г.

Ruslan Omarov

Да. От какой-то яркой гуманитарной идеи

3 г.

Андрей Чертков

Ruslan Omarov -- Ага. И у них это началось еще в начале 60-х, еще со "Стажеров" (где основная идея была попросту размыта в фасеточном сюжете) и "Попытки к бегству", где две-три базовых идеи просто ярко вышли на самый первый план.

3 г.


Евгений Стронгин

Сразу прошу прощения, если глупо, т.к. не разбираюсь абсолютно. Но вот что подумалось.

Аналогом взять не плотину, а ветряк. Поскольку при сверхсветовых время меняет скорость, использовать «временной ветер», возникающий при перепадах «временного давления», как в воздушных массах. Для этого в ускорителях разгоняются не частицы, а, свет — допустим, фотоны до сверхсветовых, и в этих устройствах время ускоряется. А в рядом стоящих, наоборот, замедляется, там фотоны замедляют. Или наоборот. Для ускорения процесса исп всякие примочки вроде магнитных полей, управляемых ядерных реакций и т.п.

Можно представить поле, застроенное такими многоэтажными (этаж — ускоритель или несколько), уходящими под землю и вверх временнЫми ветряками. Вышеуказанная разность скоростей/потенциалов передается на преобразующие устройства, оттуда 1) в аккумуляторы, 2)на текущее для временНой силовой станции потребление, обеспечивая почти замкнутый цикл, 3) обычным потребителям, внешним.

3 г.

Андрей Чертков

Евгений Стронгин -- Да, это интересная мысль — насчет временных ветряков. Я ведь тоже не физик, и суть всех этих физических процессов понимаю очень и очень поверхностно. Но просто я прочитал когда-то много старой фантастики, и примерно представляю, как ее авторы придумывали свои якобы научные идеи, которые затем срывали у читателей крышу — вроде Вечности, психоистории или Патруля времени.

3 г.

Евгений Стронгин

Сомневаюсь, что именно эта идея у кого-либо что-то сорвет, но, наверное, так и придумывали, как я, "слыша звон..."); придумать такое не сложно, вот воплотить или хотя бы конкретизировать... Кстати. А если сделать дополнительно к Временным энергоустановкам — Трансвременные станции, соединенные с ускорителями и "принимающие" в индив. кабинках/капсулах/креслах эффект управления временем? Разница скоростей времен преобр. не в энергию в этом случае, а в перемещение в прошлое. Понимаю, косноязычно, но мысль понятная. В прошлом побывать, в детстве, исправить ошибки, повидаться с ушедшими. Главное — предусмотреть защиту от "эфф. бабочки", чтобы фатальные, пародоксальные изменения были невозможны.

3 г.

Евгений Стронгин

Для частного использования стилизовать под трансп. средство, как у Колупаева.

3 г.

Андрей Чертков

Евгений Стронгин -- не, такие сюжетные ходы с перемещениями по времени как раз многократно использовались, а вот временная электростанция, как основа сюжета — только у АБС была один раз, и я других примеров даже не знаю. Но это совсем не значит, что на этой ТПЭС (темпорально-потоковой электростанции) нужно останавливаться, это ж всё-таки не фантастика ближнего прицела, но дальнейшее развитие сюжета — это уже дальше.

3 г.

Евгений Стронгин

Андрей Чертков -- знаю, банально. Но соблазнительно, вот и пытаюсь давнюю мечту помечтать)

3 г.

Андрей Чертков

Евгений Стронгин -- это можно... но я-то о другом...

3 г.

Евгений Стронгин

Андрей Чертков -- кажется, зная о существ. таких ТПЭС, обязательно найдутся люди, желающие использовать тамошние эффекты в своих, иногда добрых, иногда нет, целях. В т. ч. попробуют управлять временем.

3 г.

Андрей Чертков

Евгений Стронгин -- Ну, это уже дальнейший сюжет.

3 г.

Андрей Чертков

Евгений Стронгин -- а это уже сюжет...)))

3 г.


Victor Rivas

«перекрыть естественное движение времени» — что-то мне это напоминает, причем не из НФ, а из самой что ни на есть кондовой действительности

3 г.

Андрей Чертков

Victor Rivas -- Ага, вы почувствовали где-то там, в глубине, некую сверхзадачу, про которую я еще ничего не говорил, потому что и сам ощущаю ее здесь пока еще очень смутно...

3 г.

Андрей Чертков

временную электростанцию я вижу только как точку опоры для совсем другого сюжета. Но сначала я хотел бы обсудить именно ее и всю эту тау-механику, чтобы не налажать в этой плоскости, и чтобы было красиво придумано.

3 г.


Андрей Козлов

Я предлагаю плюнуть на технические подробности и сразу начать с ужасов))

3 г.

Jens Kleinfischer

Андрей Козлов -- "Во первЫх строках письма" прикончить кого-то, и поотвратительнее?

3 г.

Андрей Чертков

Jens Kleinfischer -- ваши кандидатуры на заклание?

3 г.

Андрей Чертков

Андрей Козлов -- ну, хоррор совсем не мой жанр, но можно и обсудить...)))

3 г.

Jens Kleinfischer

Андрей Чертков -- *потирая руки* Ух-х-х, развернусь!..

...Реально-то я бы хотел перешерстить (под ноль) столпов государства Русского... так что перечислять их открыто в ФБ не стоит. Представьте в этой роли тех, до кого не дотянулось арбитманское "Министерство справедливости".

Читателю сразу станет странно: вроде и страшно, вроде и "ура! все как должно быть!"

3 г.

Андрей Чертков

Jens Kleinfischer -- ну, я-то как раз думал избежать слишком явных намёков...)))

3 г.

Андрей Козлов

Андрей Чертков -- ну, хотя бы с чего-то странного и жуткого)) Приходит, скажем, однажды работник такой станции на свое рабочее место, а там труп какой-нибудь... Начинается паника, а потом труп исчезает, потому что его уносит, так сказать, река времени...))

3 г.

Евгений Стронгин

Андрей Козлов -- река времен стирает равнодушно..

3 г.

Андрей Козлов

Евгений Стронгин -- ...в своем стремленьи уносит все дела людей... Но человек может и время обхитрить!))

3 г.

Евгений Стронгин

Обхитришь его, проклятое, как же!

3 г.


Alexey V. Pasechnik

Стругацкие, по-видимому, были вдохновлены идеей профессора Козырева, согласно которой звёзды черпают энергию из потока времени.

3 г.

Андрей Чертков

Alexey V. Pasechnik -- да, конечно, и это ж не секрет, много раз обсуждалось. Но почему-то дальнейшей разработки этой идеи так и не последовало.

3 г.

Alexey V. Pasechnik

Андрей Чертков

— И как оно работает? В чём секрет?

— Я открою вам его, если вы пообещаете сохранить это в тайне.

— Обещаю!

— Оно не работает.

3 г.

Андрей Козлов

Alexey V. Pasechnik -- об этом вспоминал БН в "Комментариях к пройденному". Козырев изложил эту идею в Пулковской обсерватории, где тогда работал БН, весной 1957 года, и это послужило толчком к написанию рассказа.

3 г.

Андрей Чертков

Alexey V. Pasechnik -- очень смешно. Но — "мы знаем, что эта задача не имеет решения..."

3 г.

Alexey V. Pasechnik

Андрей Чертков -- Если бы эта задача всего лишь не имела решения, было бы ещё полбеды. Беда в том, что она не имеет и постановки.

В одна тысяча девятьсот, дай бог памяти, семьдесят девятом году, проштудировав книжки Каплана и Чандрасекара, я научился рассчитывать модели звёзд на программируемом калькуляторе «Электроника Б3-21». Несмотря на то, что на расчёт одной модели у меня уходила неделя, модели получались вполне рабочие и корректные. И примерно в это же время я заинтересовался идеями Козырева. И я сумел с ним встретиться. И я задал ему вопрос: может ли он написать уравнение энерговыделения времени, чтобы я мог использовать его в своих моделях и таким образом подтвердить, что данная гипотеза работоспособна и может привести к интересным результатам. Мне всего-то нужно было от него даже не само уравнение, а лишь общий принцип: пропорционально ли энерговыделение плотности массы или какой-либо функции от массы, гравитационному потенциалу или напряжённости гравитационного поля, зависит ли оно от каких-то других внешних факторов, например, от близости других звёзд и т. п. Я был уверен, что Козырев уж такие-то вещи в своей теории продумал досконально.

Увы, он не просто не ответил на мой вопрос. Он просто развернулся и ушёл, не сказав ни слова.

Теперь-то я понимаю, что Козырев, по-видимому, уже из лагеря вернулся тяжело больным (психически) человеком, и что его теорию следовало рассматривать с поправкой на это обстоятельство. Но тогда его реакция была для меня обидной и непонятной. А он, боюсь, решил, что я подослан кем-то из его критиков, чтобы лишний раз пнуть старика.

3 г.

Андрей Чертков

Alexey V. Pasechnik -- Очень интересное воспоминание. Но это ведь не значит, что саму идею более нельзя использовать в фантастическом произведении?

3 г.

Alexey V. Pasechnik

Андрей Чертков -- Можно и нужно. А ещё можно вспомнить о формализме Фейнмана, где античастицы рассматриваются как частицы, движущиеся вспять во времени, и гнать из этого генератора чистое антивещество в аннигилятор фотонного двигателя.

3 г.

Андрей Чертков

Alexey V. Pasechnik -- И над этим обязательно подумаем...)))

3 г.


Mikhael Pustilnik

Вопоос из зала: а вооружить эту штуковину можно?

https://www.facebook.com/100035669050103/...

3 г.

Андрей Чертков

Mikhael Pustilnik -- у негодяев всегда одно и то же на уме — как бы кому-нибудь сделать хреново. Хотя бы даже при помощи нейтрино.

3 г.

Mikhael Pustilnik

Андрей Чертков -- хотят, чтобы время работало на них

3 г.

Андрей Чертков

Mikhael Pustilnik -- не получится. Технологии слишком усложнились, и у невежественных негодяев они протекают сквозь пальцы, а в руки уже не даются.

3 г.

Mikhael Pustilnik

До чего же АБС актуальны, а?! Просто поразительно...

3 г.

Андрей Чертков

Mikhael Pustilnik -- ага...

3 г.

Alexey V. Pasechnik

Mikhael Pustilnik -- Эту реплику из зала мы, товарищи, сейчас отметём с негодованием!

3 г.


Елена Иваницкая

Думаю, что группа неофициальных расследователей-энтузиастов может докапываться до сути "временной турбины" и ее непредусмотренных следствий в обстановке детектива-хоррора.

3 г.

Alexey V. Pasechnik

Чтобы получить заметное количество энергии из времени, нужно это время очень сильно сжать. Вспомни, что говорил старик Хайзенберг: Δt×ΔE~ℏ/2. Выходит, что из одной секунды ты сможешь выжать всего лишь 5×10⁻³⁵ Дж. Чтобы получить хотя бы один джоуль, эту секунду нужно сжать более чем в 10³⁴ раз. Тут одной турбиной не обойдёшся.

3 г.

Александр Малиновский

Alexey V. Pasechnik -- Экономнее, экономнее надо время расходовать, потому что! Не секундами его в топку кидать, а планковскими долями.

3 г.

Андрей Чертков

Александр Малиновский -- а вот и не подерётесь...)))

3 г.

Александр Малиновский

Андрей Чертков -- Судя по крикам преследуемого, это был "самопрограммирующийся кибернетический робот на тригенных куаторах с обратной связью, которые разладились и... Ой-ой, он меня сейчас расчленит!.." 🙂

3 г.


Николай Горнов

Хотел похмыкать, а потом вспомнил глобальный роман про электростанцию "Сами боги", который написал Азимов. Только там была идея получения энергии не из времени, а из параллельного пространства с другими физическими законами. Что-то там было с обменом вещества между мирами, какой-то электронный насос. Вроде бы и замудрёно, и сплошные разговоры, и не должно было проканать, а проканало, тем не менее, старик и Хьюгу отхватил в 73 году за этот роман, и Небьюлу. Так что дерзайте, коллеги, я в вас верю 🙂

3 г.

Андрей Чертков

Николай Горнов -- Молодец, вспомнил роман Азимова. А я на него как-то косвенно намекал здесь не раз. Но ты вспомнил первый...)))

3 г.


Alexey V. Pasechnik

«Мы обручились временем с тобой,

Не кольцами, а электрочасами.

Мне страшно, что минуты исчезают.

Они согреты милою рукой».

Андрей Вознесенский. 1975

3 г.

Андрей Чертков

Alexey V. Pasechnik -- Вознесенский наверняка что-то знал. В его стихах много странных шифровок, которые иногда даже использовали фантасты.

3 г.

Alexey V. Pasechnik

Андрей Чертков --

«Такие, как вне коррозии,

Ноздрей петербуржской вздет,

Николай Александрович Козырев —

Небесный интеллигент.

Он не замечает карманников.

Явился он в мир стереть

Второй закон термодинамики

И с ним тепловую смерть».

https://www.culture.ru/.../8286/est-russk...

Есть русская интеллигенция — Вознесенский. Полный текст стихотворения — Есть русская интеллигенция

CULTURE.RU

Есть русская интеллигенция — Вознесенский. Полный текст стихотворения — Есть русская интеллигенция

3 г.

Андрей Чертков

Alexey V. Pasechnik -- Вот-вот! И это оттуда же...

3 г.


Mike Petroff

эта плотина и так где ни попадя себя проявляет.

3 г.

Андрей Чертков

Mike Petroff -- неужели всё-таки построили? А мы и не знали...

3 г.


Александр Митюшкин

Андрей, это мертворожденная идея, уж извини. Ну, такая, в лучшем случае — научпоп. А-ля Беляев, чтобы не сказать Казанцев. А идея в моем личном понимании (я не претендую, это личное мнение) должна заключаться в Дельте Икс — где в начале идеи герой один, а в конце ее тот же самый, но совершенно другой под воздействием обстоятельств. А там хоть искажайся пространственно-временной континуум, всё равно это всего лишь антураж.

3 г.

Андрей Чертков

Александр Митюшкин -- спасибо за мнение. Оно было для нас очень ценным...)))

3 г.

Александр Митюшкин

Андрей Чертков -- И гудки в трубке...

3 г.

Андрей Чертков

Александр Митюшкин -- какие нафиг гудки? сирена в трубке — типа готовьтесь, к вам выехали...)))

3 г.

Александр Митюшкин

Андрей Чертков -- Чемоданчик давно собран...

3 г.


Марина Бернацкая

Бегло просмотрела коменты, и ещё раз уверилась, как права древняя мудрость: не надо заниматься сексом при всём честном народе — советами замучают.

3 г.

Константин Лучина

Марина Бернацкая -- в данном случае Андрей организует групповуху.

3 г.

Константин Лучина

Когда-то я работал в энергетике, правда в атомной. Но, допустим, темпоральный поток нестабилен в силу самой структуры временного континуума. Возникают вихревые потоки, темпоральная кавитация, и прочие побочные эффекты, не предусмотренные базовой теорией.

3 г.

Андрей Чертков

Константин Лучина -- ну, вы в правильном направлении мыслите, Константин...)))

3 г.


Василий Щепетнев

С большим интересом ученые люди Таллина осматривали "вечный двигатель", установленный в подвальном помещении дома Калиостро. Граф охотно его показывал гостям, утверждая, что это наилучшее средство для получения бесплатной электрической энергии. Устроен двигатель был донельзя просто – на горизонтальной оси вращалось массивное металлическое колесо-маховик, от которого зубчатая передача шла к электрогенератору. Всё. На вопросы же изумленных гостей, что за сила заставляет вращаться колесо, граф говорил, что колесо есть подобие мельничного, но вращает его не течение воды, а течение времени. Конечно, прибавлял граф, время в результате этого течет несколько медленнее, поскольку даром не даётся ничего, но даже если в каждом доме поставить по подобному двигателю, потеря для Земли составит не более часа в год, а ведь мы, господа, тратим на добычу угля и нефти, пилку дров и разжигание печей несравненно больше времени, так что выгода налицо. ("Иван Григорьевич Калиостро")

3 г.

Андрей Чертков

Василий Щепетнев -- А это откуда? Из Упанишад?

3 г.

Василий Щепетнев

Почти. Это из моей книги "Певчие ада".

3 г.

Андрей Чертков

Понятно, Колесо Фортуны — граф был большой мастер на такие штуки.

3 г.


И вот на этом пока всё...)))


100. Вся авторская колонка Андрея Черткова за 5 лет (04.07.20 — 01.05.24)





104
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 мая 20:24
Не могу не согласится с теми, кто оперирует термином «фантдопущение».
На одно фантдопущение можно придумать совершенно разные сюжеты, в зависимости от того у кого какие тараканы в голове.
Вот, к примеру, Ваша темпоральная электростанция.
Можно написать утопическую историю, как в светлом солнечном Будущем прекрасные люди Нового типа добывают электроэнергию из потока времени или даже просто из вакуума. Т.с. дополнительную главу к «Туманности Андромеды».
А можно про то, как в сталинской шарашке, где-нибудь на Колыме, под надзором кровавых упырей-энкавэдэшников группа учёных, сплошь дореволюционных интеллигентов, замордованных ужасами советской власти, создаёт темпоральную электростанцию (не благодаря, а вопреки), а упыри проводят с помощью неё всякие бесчеловечные опыты с заключёнными ГУЛАГа. Берут двадцатилетнего парня, засовывают его в ускоренный поток времени и через минуту он выходит из него умирающим стариком.o_O
А можно эти сюжеты объединить и развести рассуждений, как это из технологии, рождённой на крови и костях заключённых у нас получилось Светлое Будущее (Но какой ценой!), и морально ли использовать технологию, полученную таким образом, или стоит вернуться к лошадям и натуральному хозяйству?
В эпилоге, главного учёного — изобретателя темпоральной ЭС вытаскивают из лагеря и привозят в Кремль к Сталину чтобы грамоту вручить. Учёный незаметно оставляет под столом сталинского кабинета темпоральную бомбу с часовым механизмом. На утро охранники находят в кабинете разложившийся труп в кителе.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 мая 20:43
Ну, во всех приводимых вами сюжетах это не фантдопущение, что из времени можно извлекать энергию (ну а почему бы, собственно, и нет, если время движется как вода?), а именно что фант-идея про механизмы извлечения энергии из времени и про их побочные эффекты, просто во всех этих разных сюжетах эта идея используется по-разному — в том числе и для подгонки в финале произведения разных сверхидей, ради которых, собственно, и пишутся те самые произведения, которые впоследствии признаются значительными и этапными.
 


Ссылка на сообщение6 мая 08:59
Так Вы хотите чтобы это был твёрдый сай-фай, НФ-очерк про темпоральный трактор и его пользу для народного хозяйства, в котором профессор пересказывает пионерам статьи из детских энциклопедий и популярно излагает физические принципы работы трактора?
Или чтобы было как у Стругацких?
Если как у Стругацких, то Вам придётся писать про людей, про их судьбы, чаяния, мотивации, радости и горести. Создавать образы, арки характеров. И как только Вы этим займётесь — темпоральный трактор тут же уедет на второй план и станет декорацией. Как зона в Пикнике. Ведь ПнО, родившись из идеи зоны, получилась не про зону, а про Шухарта. А зона превратилась в антураж. Авторы больше интригуют ей читателя, чем что-то конкретно про неё объясняют.
А если Вы хотите вывести на первый план выдуманную технологию или неизученное явление, тщательно очистив их от связей с реальностью, то чем Вам тогда Дмитрий Де-Спиллер не нравится? ;-)


⇑ Наверх