Дело Орловского или Кто за ...


  Дело Орловского, или Кто за кого пишет

© Вера Чмутова


С 2001 года в издательстве «ЭКСМО» вышло семь романов в жанре фэнтези, автором которых значится некто Гай Юлий Орловский.

Что удивительно, в издательских планах уже намечены ещё три романа Орловского, с интервалом... в МЕСЯЦ!.. Книги издаются большим тиражом и расходятся как горячие пирожки. Наш корреспондент попытался побеседовать со столь популярным и плодовитым автором — но увы.

Как оказалось, никто не может похвастаться, что знает писателя в лицо, когда-либо с ним встречался или имеет заветный телефончик или адресок. Мы попытались установить личность автора самостоятельно.

— Гай Юлий Орловский? Да, он у нас издаётся. Интервью? Нет, к сожалению, это невозможно, — вежливо ответили в пресс-службе издательства «ЭКСМО».

Не дало результата и непосредственное обращение к редактору.

— Никто из нас с господином Орловским никогда не встречался. Рукописи получаем по электронной почте. Гонорары выплачиваем по анонимной карте. Нет, острой необходимости общаться с автором лично не возникало, хотя, конечно, нам тоже любопытно, — прокомментировал ситуацию редактор отдела фантастики Дмитрий Малкин.

Редактор отметил также, что не может исключать того, что Гай Юлий — коллектив авторов, хотя внутренний голос подсказывает, что это не так. И решительно отказывается понимать, к чему вообще такая таинственность. «Мы не испытываем особых неудобств, но с автором, с которым можно встретиться, поговорить, обсудить лицом к лицу какие-то планы, работать, безусловно, привычнее», — говорит Малкин.

Поклонники творчества Орловского, ведущие в Интернете оживлённую дискуссию, склонны предполагать, что под именем Гая Юлия скрывается кто-то из известных писателей-фантастов. Чаще других называются имена Александра Бушкова, Юрия Никитина, Романа Злотникова, Ника Перумова, — на том основании, что жанр, в котором работает Орловский (что-то вроде приключенческой, квестовой фэнтези), используется в той или иной степени каждым из них. Так, у Перумова есть серия про некроманта Фесса, у Злотникова — трилогия «Грон», у Бушкова — цикл о Свароге, у Никитина — многотомная эпопея «Трое из леса».

В принципе, заподозрить Никитина проще всего — как-никак именно в его повести «Псевдоним» имеется персонаж с именем Гай Юлий Орловский. С другой стороны — зачем автору, желающему сохранить инкогнито, давать намёк столь очевидный. Скорее это напоминает попытку пустить по ложному следу. В отличие от Марины Анатольевны Алексеевой, запатентовавшей и «Александру Маринину» и «Настю Каменскую», Никитин ничего такого не делал, так что называться Орловским не возбраняется любому. Против Никитина говорит и другой факт: если писателю очень хочется уйти в тень — то куда уж дальше. Юрий Александрович и без того не общается с журналистами, не светится на тусовках, появляясь живьём лишь на осенней книжной ярмарке. И третий: у Гая Юлия — 7 книг. У самого Никитина — более 40. В сумме получается цифра и вовсе запредельная. Кроме того, Никитин пишет столь быстро, что непонятно, как он может делать это ещё «и за того парня».

Можно было бы «поставить» на Александра Бушкова, чья плодовитость многих наводила на мысль об использовании труда литературных негров, но, думается, писатель слишком самолюбив, чтобы приписать собственное авторство кому-то ещё.

Перумову и Злотникову вообще вряд ли стоило затеваться с подобным экспериментом. Их брэнды, хоть и раскрученные, но, напротив, нуждаются в дополнительной подпитке — в том плане, что писать можно бы и почаще, куда уж тут отвлекаться на дополнительные проекты. С другой стороны, может, как раз и отвлекаются, доказывая читателям и самим себе, что хорошая книга всегда найдёт путь к сердцу читателя, независимо от того, чьё имя стоит на обложке.

Есть мнение, что в нашем случае скорее «развлекается на стороне» кто-то из когорты «мэтров» — типа Головачёва или Лукьяненко, отметившихся в более «сложной» фантастике (научной, космоопере и т.п.). Возможно, кто-то из них захотел попробовать себя в совершенно новом амплуа, но побоялся критики и разочарования читателей в случае неудачи, с одной стороны, и возражений издательства — с другой. Если даже и так, то успех — вот он, пришёл; самое время раскрыть инкогнито под аплодисменты, переходящие в овацию. Не раскрывают.

Если автор новичок, личность никому не известная, то и ему пора бы выйти на публику — проект состоялся, и, появившись на люди, можно запросто рассчитывать на лишний лавровый венок, шумиху в прессе и повышенные гонорары. Увы и ах. На сцену никто не торопится, заставляя тем самым думать, что авторское поведение — цельнотянутая калька с вышеупомянутого никитинского «Псевдонима».

Напоминаем сюжет. Некто видит своё предназначение в том, чтобы написать Книгу с большой буквы. Более того — он понимает, КАК это сделать. Такая работа потребует много времени и сил, и, чтобы не остаться без денег, автор ради заработка пишет под псевдонимом, одновременно работая над своим «романом с большой буквы». Однако выходящие под псевдонимом книги завоёвывают широкую популярность; в какой-то момент писатель понимает, что его «роман века» никому не нужен, и не сдаёт рукопись в редакцию.

По совокупности обстоятельств именно этот вариант и прорисовывается.

Отметим, что мы сознательно не задавали вопросов «подозреваемым». Если кто-то из них «виновен» и не признался до сих пор, то и сейчас ничего не скажет.

С другой стороны, никто не может запретить журналисту вести собственное расследование. Так что дело Орловского мы не закрываем. Более того, приглашаем читателей принять участие. Письма со своими соображениями можно присылать на адрес: litrossia@litrossia.ru

Наиболее интересные версии будут опубликованы.

«Литературная Россия» №23. 10.06.2005

 

источник: http://www.litrossia.ru/


⇑ Наверх