Рецензии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «Рецензии» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Рецензии


Внимание!

Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.

Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:

  1. объём не менее 2000 символов без пробелов

  2. в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится

  3. рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком

  4. при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)
Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.

Модераторы рубрики: kkk72, Dark Andrew, Aleks_MacLeod

Авторы рубрики: tencheg, Smooke, sham, Dragn, armitura, kkk72, Dark Andrew, Pickman, fox_mulder, Нопэрапон, Vladimir Puziy, Aleks_MacLeod, drogozin, shickarev, glupec, rusty_cat, Ruddy, Optimus, CaptainNemo, Petro Gulak, febeerovez, Lartis, cat_ruadh, Вареный, terrry, Metternix, TOD, Warlock9000, Kiplas, NataBold, gelespa, iwan-san, angels_chinese, lith_oops, Barros, gleb_chichikov, Green_Bear, Apiarist, С.Соболев, geralt9999, FixedGrin, Croaker, beskarss78, Jacquemard, Энкиду, kangar, Alisanna, senoid, Сноу, Синяя мышь, DeadPool, v_mashkovsky, discoursf, imon, Shean, DN, WiNchiK, Кечуа, Мэлькор, Saneshka, kim the alien, ergostasio, swordenferz, Pouce, tortuga, primorec, dovlatov, vvladimirsky, ntkj666, stogsena, atgrin, Коварный Котэ, isaev, lady-maika, Anahitta, Russell D. Jones, Verveine, Артем Ляхович, Finefleur, imra, BardK, Samiramay, demetriy120291, darklot, пан Туман, Nexus, evridik, Evil Writer, osipdark, nespyaschiiyojik, The_Matrixx



Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 170  171  172

Статья написана сегодня в 20:37


Новый сборник Питера Уоттса, вышедший на русском языке, по определению являлся обязательной покупкой для ценителей творчества автора. Какой рассказ является самым сильным? Безусловно — «Остров», в принципе это самая большая вещь в сборнике. Хорошая получилась повесть, или рассказ, хотя по «хронометражу» скорее повесть. История повествует об экипаже корабля Эриофора, который занимается тем, что устанавливает «врата», некие порталы для тех, кто отправил их заниматься возведением этой космической магистрали. В конечном итоге мы узнаем, кто это, но развёрнутого ответа не ждите. Члены команды проводят десять тысячелетий в стазисе, пока судно добирается до очередного пункта назначения. Проснувшись, они должны исследовать систему, в которую попали, и заняться возведением врат. При этом они не знают, что произошло за минувшие тысячелетия, и могут только предполагать, кто или что появится из врат, которые они построили.

По структуре повесть ближе всего к «Ложной Слепоте», здесь достаточно много научной терминологии, поэтому адекватное восприятие истории произойдет лишь в случае,  если вы уже читали Уоттса. Если нет, то история покажется перегруженной научными терминами. Автор не упрощает многие детали, видимо хочет, чтобы мы были в достаточной степени сведущи для понимания вещей, описанных в «Острове». Схожесть с «ЛС» заключается ещё и в том, что Уоттс снова описывает контакт экипажа космического корабля с чем-то инопланетным, непонятным. Но тут он прорабатывает еще и эмоциональную составляющую. Члены экипажа по-разному воспринимают этот контакт, это влияет на их мышление и поступки.

Что радует больше всего, так это фантазия автора, его способность взглянуть на вещи с необычного ракурса. Ведь когда дело касается пришельцев и форм, которые они могут приобретать, пространство для воображения практически безгранично, хотя зачастую нам попадаются какие-то существа в экзоскелетах, монстры, жуки или инопланетяне в облике человека. Это не очень оригинально и уже приелось, по правде говоря. У Уоттса же в «По ту сторону Рифта» инопланетяне воистину необычны, чужды нашему восприятию, как и должно быть:

"И, уподобляясь занавесу между этим и нами, мерцает радужная форма жизни, хрупкая и бессмертная, немыслимо чужая, которая превращает все, чего мой вид когда-либо достиг, в грязь и дерьмо простым трансцендентным фактом своего существования. Я никогда не верила в богов, вселенское добро или абсолютное зло. Я верила только в одно: есть то, что работает, и то, что не работает. Все остальное лишь дым и зеркала, реквизит для манипулирования работягами вроде меня.

Но в Остров я верю, потому что не обязана в него верить. Его не нужно принимать на веру: он вырастает прямо по курсу, его существование – эмпирический факт. Я никогда не познаю его сознание, никогда не узнаю подробности его возникновения и эволюции. Но я могу его видеть: массивный, ошеломляющий, настолько нечеловеческий, что он просто обязан быть лучше нас, лучше всего, чем мы когда-либо можем стать".

Как обычно, история понравилась, немного ошеломила, и после её прочтения осталось какое-то чувство недосказанности, банально хочется продолжения. Хотя, если рассуждать здраво, то концовка получилась связной и правильной.

Ещё одним сильным рассказом в сборнике является «Подёнка» — он феноменален, в нет ни единого лишнего слова, а каждое предложение несёт эмоциональную нагрузку. И, как обычно, автор не щадит чувства читателя, предоставляя ему возможность во всех красках вообразить все те… не самые приятные вещи, которыми наполнены его творения. Написано в соавторстве, но в духе сольного творчества автора. Остальные рассказы порадовали широким спектром затронутых проблем и представленными идеями.

Сам сборник не стоит читать залпом, иначе вас постигнет чувство пресыщения. Были и слабые вещи в сборнике, а именно два микрорассказа — «Хиллкрест против Великовского», который оказался больше «микро», чем «рассказом». Слишком маленькая и сумбурная вещь, чтобы представлять из себя что-то толковое. Трудноперевариваемая и не складывающаяся во что-то целостное. Оксюморон заключается в том, что это очень маленький рассказ, буквально несколько страниц, но дочитать его было тяжело, как будто сквозь монотонный омнибус пробираешься.

И второй рассказ — «Повторение пройденного». Краткое описание гласит: «2017 год, бывший пленник концлагеря сталкивается с тем, что его внук непочтительно относится к могилам жертв Холокоста. С помощью современной медицины мужчина решает привить подростку уважение к предкам». Чтобы понять, о чём в нём идёт речь, нужно прочитать не сам рассказ, а его краткое описание.

А в целом очень хорошо получилось, были встречи с инопланетными формами жизни, хотя термин «инопланетные» предполагает привязку этих форм жизни к иным планетам, а про «чужих» Уоттса такое не всегда скажешь; были живые бури; компьютерный интеллект с четырехзначным уровнем IQ, запертый в оболочку маленькой девочки; девушка с навязчивыми идеями; религиозная концепция, согласно которой истинно верующие люди считаются настоящими язычниками; два возвращения в мир «Рифтеров», и многое другое.

В послесловии автор рассказал нам немного о себе и том неприятном инциденте, который произошёл с ним на границе и повлёк за собой судебное разбирательство. А ещё автор называет себя оптимистом, и если вы читали его творчество, то истинно уверуете в то, что это именно так.

Итог: получилось достаточно концентрированно в плане оригинальных идей и задумок, множество тем и взглядов позволили не заскучать и насладиться этими лаконичными историями, которые оставляют пищу для ума.


Статья написана 21 июля 09:42
Размещена также в авторской колонке vvladimirsky

Знаю, что Онойко — писатель на любителя, но я тот любитель и есть. К "Сфере-17" у меня есть определенные претензии, но в целом это та самая новаторская космоопера, которой надо было давать премии и громко пиарить. Не сложилось... Ну да ладно. Главное — не пропустить. Рецензия опубликована в журнале "Мир фантастики" в 2015 году.

Кровавая требуха Революции


Ольга Онойко. Сфера-17: Роман. — М.: АСТ, 2014. — 352 с. — (Звезда Рунета). Тир. 2000. — ISBN 978-5-17-085896-5.

Сфера семнадцать — зона на границе звездного Сверхскопления, на краю области, освоенной человеческой расой. Тихое захолустье, где нарезает круги вокруг солнца планета Циалеш, населенная потомками собирателей и рыбаков, мечтавших о простой, свободной жизни. Кто бы мог подумать, что этот провинциальный мир станет камнем преткновения для двух самых мощных сил обитаемой вселенной — корпорации Неккен и утопистов Манты?

На самом деле эта книга написана довольно давно: судя по дате, указанной на последней странице, «Сфера-17» закончена 17 июня 2009 года. Пять с лишним лет роман пролежал на сайте автора, и ни одно издательство не рискнуло выпустить его «на бумаге». Причина банальна: нетрадиционная сексуальная ориентация главного героя, товарища Николаса Реннарда — эта деталь подчеркивает его внутреннюю мягкость, уязвимость, тонкость душевной организации. Клише, конечно — но очень популярное в Рунете и востребованное «девчачьей» аудиторией. Правда однако в том, что этот роман — не гомоэротическая фантазия в жанре сёнен-ай (хотя гормональные бури автор описывает с живым интересом). «Сфера-17» — книга на грани фола по другой причине. Кинув наживку сетевым романтичным барышням и слегка шокировав читателей-традиционалистов, Ольга Онойко переходит к главному: по локоть запускает свои нежные руки в кровавую требуху Революции.

Предыстория такова. Пять лет назад пограничная планета Циалеш, осколок распавшейся межзвездной империи, оказалась меж двух огней. «Тихая провинция у моря» одновременно угодила в зону интересов олигархов Неккена и геронтократов Манты. Ну, с Неккеном все понятно: гигантская монополия гребет под себя все, что плохо лежит, не выбирая средства и не считаясь с жертвами. Классический рейдерский захват целой планет для нее — как два байта переслать. А вот со второй силой ситуация посложнее. Дело в том, что цивилизация Манты построила Мир Полудня. Просто один в один: светлый, радостный, со Всемирным Советом, состоящим из учителей, с упразднением товарно-денежных отношений, развитой эмпатией, культом здорового тела, с такими высшими ценностями, как дружба, любовь и работа... Вот только людьми мантийцы при этом быть перестали: добиться столь оглушительных успехов можно лишь через антропологическую революцию, выкорчевав с корнем некоторые основополагающие человеческие инстинкты. В итоге «Полдень» у них получился не совсем канонический: мантийские прогрессорские стратегии заметно отличаются от тех, о которых писали братья Стругацкие или, скажем, Йен М.Бэнкс — никакого тебе «не навреди» или «из всех решений выбирай самое доброе».

В общем, направо пойдешь — коня потеряешь, налево — буйну голову сложишь... Провинциальный Циалеш выбрал третий путь: вооруженное восстание и изоляцию. Но в итоге выиграл только время. Через пять лет вожди и идеологи Революции, скинувшие продажное правительство и победившие в Гражданской войне, продолжают игру против мантийских шпионов, которые никуда не делись, пытаются восстановить отношения с Неккеном на более выгодных условиях, а заодно решают текущие проблемы привычными для революционеров методами. Через «не могу», с трудом преодолевая интеллигентскую рефлексию, но жестко и расчетливо. Добрые, умные, совестливые люди, славные и талантливые как на подбор, обманывают, предают, убивают, строят заговоры, манипулируют общественным мнением, пачками подписывают смертные приговоры другим славным и милым людям — просто потому, что оказались заложниками ситуации и другого выхода у них нет. От методов культурной экспансии нелюдей-мантийцев это отличается только масштабами. Выводы делайте сами — и не забывайте, что написана «Сфера-17» пять лет назад.

Ольга Онойко отлично держит интригу, умело выстраивает мизансцены, задает эмоциональный фон. Она чувствует все оттенки и скрытые значения слова и хорошо понимает, как вызвать нужную реакцию у читателя. Кроме того, писательнице особенно удаются обаятельные герои. Пожалуй, даже чересчур хорошо: других персонажей в этой книге практически нет, что несколько снижает остроту конфликта. По обе стороны фронта сплошь славные ребята — кому тут сочувствовать, кого ненавидеть, куды бечь? Могли бы и договориться между собой... С другой стороны, это едва ли не единственный очевидный недостаток «Сферы-17» — если не считать эксплуатацию темы «однополых отношений», конечно.

Издатели позиционируют этот роман как «самую скандальную рукопись Рунета» — именно так написано на обложке. Между тем, «Сфера-17» всего-навсего хорошая космическая опера, не слишком оригинальная по сеттингу, но с тщательно проработанной психологией героев и умело закрученным сюжетом. Такая, какой и должна быть в наши дни приличная космоопера. Не без провокативности, да — но, если на то пошло, классический «Вавилон 17» Дилени куда скандальнее.


Источник:

«Мир фантастики» №2, февраль 2015. Том 138

Предыдущие рецензии в колонке:

(ссылки на рецензии кроме трех последних убраны под кат)

— на книгу Макса Барри «Лексикон»

— на сборник Пола Андерсона «Патруль Времени»

— на книгу Леонида Юзефовича «Зимняя дорога»




Статья написана 18 июля 13:56
Размещена также в авторской колонке imra

Поединок за человечество или Неверящий аутсайдер

Vera

Триста лет назад неведомая сила обрушилась на Шахранскую империю, молодую державу разумных хищников. Столичный мир подвергся разрушению, а после появления Книги, написанной единственным, кто проник в суть пришельцев, государство шахран медленно угасло, поглощенное людским Содружеством. Особой пикантности ситуации добавляло то, что «неведомая сила» состояла из одного единственного корабля. Корабля непредставимой мощи, который шахране-агностики иронично назвали «Верой».

И вот этот корабль вернулся. Теперь под угрозой оказались планеты Содружества. Его флот не в силах противостоять Вере. У людей остается последняя надежда. Корабли-аутсайдеры, вершина человеческой технологии.

Вершина, на которой служат гениальные отбросы общества. Те, с кем оно не в силах ужиться. Но одновременно не может позволить потерять их зря.

Теперь все зависит от них. Социопатов и психопатов, не подходящих обычным властным структурам и искренне ненавидимых социумом.

Единственных, стоящих на пути Веры.

Британец Джон Лав любил фантастику с детства. Правда, долгое время исключительно как читатель. Было не до писательства. Надо было зарабатывать. Большую часть жизни Джона занимала музыка. Точнее звукозапись. Плюс управление ночным клубом. Времени оставалось мало. Однако Лав сумел отыскать часок-другой в день, и в 2012 нежданно-негаданно разродился нашим сегодняшним героем. Faith произвела очень хорошее впечатление на критиков, заметивших, что столь успешного дебюта в американской фантастике не было уже несколько лет.

Проект действительно небезынтересный, хотя и несколько специфичный. Главное перед прочтением – правильно настроится.

Не нужно ожидать классической боевой фантастики с бравурными звездными войнами и столкновениями космических армад. Приключения, ориентированного исключительно на внешние действия вы тоже не получите. Одновременно не ждите сногсшибательных откровений.

«Вера» с одной стороны ориентирована на внутренние переживания и психологические нюансы нетипичных (но таких знакомых) героев, глобальные вопросы типа обустройства жизни вл вселенной, отношений части и целого, нормы и отклонения.

С другой — не забывает о происходящем за пределами людского сознания, одаривая нас весьма напряженными и захватывающими моментами.

«Вера» не чужда философии, и способна подарить парочку интересных мыслей о жизни, или подтвердить ваши собственные изыскания в этой области. Порадовать (или огорчить) ищущих смысл бытия, а также думающих о месте человека во вселенной. В общем, подбросить не особо оригинальной, но всегда питательной пищи для мозга.

При этом не забывает Джон и о саспенсе. Две трети книги посвящены танцу-поединку «Веры» и «Мэнсона». Смертельному танцу, полному аллюзий и прямых намеков на противостояние человеческого и божественного. Физического и духовного (психологического). Известного и таинственного.

Действия героев проникнуты трепетным отношением к противнику, ощущением мистицизма и неминуемых изменений, прикосновения к чему-то глобальному.




Статья написана 18 июля 12:28

                                                                                                                     

Я прокрался в твою душу

и свернулся там клубочком,

в самом тёмном

и укромном

и забытом уголке…

Владислав Женевский


                                                                       

Он прокрался в мою душу.

Получил власть над моими эмоциями. Ошеломил точностью и великолепием языка. Заставил размышлять о жизни и смерти, о соотношении человеческого и чудовищного в любом из нас. Щедро одарил плодами своих многочисленных талантов – переводчика и публициста, поэта и прозаика.

Он и сейчас продолжает творить свое волшебство. Авторский сборник Владислава Женевского «Запах», который я имею счастье держать в руках,  — неожиданный и потому вдвойне драгоценный подарок для всех, кому так не хватает его голоса, его спокойной мудрости, его безупречного стиля...

Меня наполняет чувство благодарности за возможность посмотреть на мир глазами Владислава – человека, очень любящего жизнь и оттого отчетливее видящего её темные закоулки, подворотни и подвалы: манящие, соблазняющие извращенной красотой порока, призраками неисполнившихся желаний, обманчивым раем бездуховности. Человека, своим талантом сотворившего искусный калейдоскоп эпох, персонажей – людей и не-людей. В этом калейдоскопе складываются яркие, как вспышки, картинки бытия: они могут трагически измениться и даже разбиться в любую секунду, в буквальном смысле в мгновение ока (как в открывающем сборник великолепном микрорассказе «Веки»).

«Следи за собой. Будь осторожен». Владислав Женевский словно подхватывает предостережение рок-кумира и иллюстрирует его развернутыми примерами. Будь осторожен – ведь никогда не угадаешь, где и в какой момент неведомые сущности атакуют тебя. Они точно знают твои слабости, метко целятся в болевые точки, безошибочно играя на доверчивой открытости любви и счастью («Бог тошноты») или на глубинных инстинктах, нереализованных желаниях. «Даже к самому сложному замку можно подобрать ключик», – в этом приходится на своем печальном опыте убедиться герою одноименного рассказа. Да и никакая осторожность, по большому счету, не поможет уйти от жуткой судьбы, скрыться от вездесущих порождений Тьмы ни обыкновенной семейной паре, приехавшей отдохнуть на турбазу, ни скромной университетской библиотекарше («В глазах смотрящего»), ни простому средневековому дозорному в сторожевой башне давно заброшенного замка («На дальних рубежах»).

Поразительно: половина рассказов, включенных в сборник, написана в 2005-2008 годах, когда их автору было всего двадцать с небольшим лет! Однако они, на мой взгляд, практически не уступают более поздним произведениям. Среди наиболее понравившихся мне в большинстве своем именно ранние рассказы. Диапазон их сюжетов широк: от умопомрачительной «Каждой», жуткой истории о трудовых буднях  уборщицы общественного туалета, до утонченного «Никогда», захватывающего повествования об искусном садовнике с отравленной ненавистью душой.





Статья написана 17 июля 12:56
Размещена также в авторской колонке osipdark

Планета мерзавцев

или какими будут потомки победивших анархистов

(ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: т.к. произведение связано с определенными политическими идеями, присутствия некоторого уровня политоты неизбежно. Заранее прошу прощение)

Благодаря обильному количеству неожиданно свалившегося свободного времени после не самой удачной вечеринки, отсутствием утром работы и статье лаборанта FixedGrin'а, решил потратить лишние часы на прочтение романа Дональда Уэстлейка "Anarchaos". Не могу сказать, что это было неправильным решением, но от романа я ожидал если и не чего-то большего, то уж точно чего-то иного.

Да, я поставил "Анархаосу" низкую оценку. Только "шесть баллов". По разным причинам, и одна из них — тускловатый сюжет книги. И самое интересное, что вроде бы и объем произведения невелик, и событий в нем хватает, чтобы устранить возможную воду и держать внимание читателя. Но нет — мое внимание устранилось где-то ближе к середине книжки. И детективная часть сюжета не особо хватала, тем более что главная загадка осталась нерешенной (хотя это было сделано как раз в целях сюжета и концовки).

Но основная причина такой не самой высокой оценки — отталкивающий образ анархического общества, да и сама позиция автора, Уэстлейка, по поводу возможности и последствий построения подобного общества (да, конечно, это авторское право — сомневаться в подобной возможности, но а мое право с этим поспорить и поставить оценку книге). Для начала, чтобы понять, о чем речь, поясню реалии будущего из "Анархаоса".

Уполномоченный Союз (возможно, грубо, но переведу так название тамошней организации) заправляет колонизаторской деятельностью в открываемых и заселяемых людьми мирами, открывая туда доступ свободной (хотя, наверное, точнее будет "свободной") галактической торговле и межзвездным корпорациям. Но и их полномочия не безграничны. Например, в политику внутреннюю, в устройство политической системы колониальных планет им вмешиваться трудно. Для возможного вмешательства существует лишь специальное ограничение, воспрещающее колонистам выбирать себе политическую систему/идеологию/структуру, возникшую и возникающую после Исхода Человечества. Так что именно поэтому воспрепятствовать выбору жителей планеты под светом красного гиганта под названием Ад в пользу анархо-синдикализма у Союза не вышло. Так и появился мир без правительства, законов и всяких стен из морали и социальных норм под именем Анархаос. Правда, по мнению Дональда, прожить свой век в светлом анархическом будущем сможет лишь первое поколение колонистов — энтузиасты, вышедшие из под гнета государственной машины, отдающие все на благо общему делу. Следующее же поколение должно утерять величественность принципов, описанных Бакуниным, Кропоткиным и сотоварищами, разленивиться и начать убивать друг друга. Вот и видим мы на страницах романа Уэстлейка не анархические свободу, равенство и братство вместе с высокими гуманистическими идеями, а инопланетный Дикий Запад с работорговлей, бандитами, бесчеловечными и жестокими местными, разорившимися синдикатами и профсоюзами, которые скупили межзвездные крупные капиталисты. Ну и еще вернувшуюся денежную систему, пусть и не из местной валюты, а общей колониальной. Вот и остался от сути Анархаоса один хаос, да и то под стопой галактического капитала и надколониального правительства.

Описанный получившийся вариант анархического общества хуже что почти идеального анархо-коммунизма Ле Гуин из "Обделенных", что пародии на анархизм, именуемой анархо-капитализмом, из романа Роберта Ибатуллина "Роза и червь" (имею в виду анархополис Зеленый Мост). И в уэстлейковский анархизм мне не позволяют поверить не только мои взгляды, но и отсутствие некоторой достоверности в описанном. Не могу я принять за достоверное то, что идеалисты, отправившиеся ради воплощения в жизни своих идей в мир крайне суровых природных условий (даже похлеще будет, чем в Анарресе из уже названной книги Ле Гуин "Обделенные"), кровью и потом его отстроившие на пустом месте не подумают о том, как правильно воспитать следующее поколение. Так, чтобы истинный, светлый и свободный анархизм не скатился к засилью инопланетной торговой сети, сплошной резне и повсеместному насилию, а продолжил жить и развиваться дальше.

Конечно же, это сопоставление взгляда автора с моими, его и моих убеждений, последние из которых могут оказаться и вправду не реализуемыми на практиками и более фантастичными, чем гиперпространство или жизнь после смерти. Но все равно, мне продолжает казаться, что Анархаос описан чересчур мрачно, ведь на фоне анархаосян главный герой, которого можно интерпретировать как явного антигероя, кажется именно что героем без всяких отрицательных приставок. Тем более цель его прибывания на планете, те испытания, с которыми он столкнулся там к этому образу и соответствующему контрасту лишь добавляют (даже концовка не сильно его и очерняет).

Подытожу. Из-за собственного мнения на поднимаемые в книге проблемы, мне она не приглянулась. Скучновато и неинтересно, а проводя параллель с дополнительным названием к уже упомянутому роману Ле Гуин, характеризую его так: "однобокая антиутопия"

Итог: 6/10. Не впечатлило. Особых интересных идей нет. Из героев прописал лишь основной персонаж. Анархаос, главная изюминка романа, представлен лишь местной бандой, некоторыми пейзажами здешнего быта и... Да практически и все.


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 170  171  172




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 652