Рецензия Анджей Сапковский ...


  Рецензия. Анджей Сапковский, «Владычица озера»

© Дмитрий Скирюк


Книга, которую ждали, на появление которой надеялись, а некоторые — чуть ли не молились, всё-таки вышла. И вышла как нельзя более вовремя.

Что бы ни говорили про польскую фантастику, а современный российский читатель всё равно сможет вспомнить только Станислава Лема и Анджея Сапковского (ну, может, ещё Марека Хуберата, но это уже вопрос для настоящих знатоков). После сборного тома рассказов «Дорога без возврата» ряды почитателей таланта польского мастера и его ведьмака немного приуныли: помещённый там рассказ «Что-то кончается, что-то начинается» выглядел не просто апокрифом, а чуть ли не пародией. В итоге мастер всё же взял себя в руки и закончил свою эпопею. Долгая сага подошла к концу, и теперь ясно видно, что это всё-таки именно роман, а не сериал с продолжением. Порою даже думается, что было бы лучше, если бы его издали одной книгой. Большой книгой. Очень большой, вроде «Смерти короля Артура», к которой, кстати, пан Анджей отсылает нас всё чаще.

Что приятно, автор и сам рос по мере написания своих произведений. Начав с блистательного переосмысления традиций европейских сказочных сюжетов в «Ведьмаке» и продолжив пляску на костях традиционных американских романов-фэнтэзи, Сапковский прошёл через прозрачные реминисценции Второй Мировой и развернулся в сторону Британской старины, в итоге сделав реверанс Артуру и его круглому столу, для чего долго и пространно аргументировал свою точку зрения в своём большом критическом эссе «Мир короля Артура».

На удивление всё кончилось логично. При большом количестве свисающих «хвостов» всё действие прекрасно уложилось в заданные сюжетные рамки — все, кто должен был выжить, выжили, все, кому назначено было умереть, умерли без лишнего геройства и патетики, но с чувством выполненного долга (как сказал бы Геральт: «Выполненного Предназначения»). Однако и читатель не остался разочарован, получил ответ на все загадки и вопросы, и даже явление единорога в конце романа принимает благосклонно, равно как и туманы Авалона. Великолепно описан процесс изменения окружающего мира, откуда незаметно уходит магия и всё, что с ней связано. Формирование магического женского Ордена, «Тайной Ложи» выглядит не больше, чем мышиной вознёй — в свете окончания войны любому ясно, что повлиять по-настоящему он ни на что уже не может. Немного чужеродными выглядят главы про девочку-сновидицу и сэра Галахада, но то уже часть нашего мира, и неудивительно поэтому, что все они там как бы несколько не к месту. Настоящее же украшение романа — сцена битвы и картина полевого госпиталя во главе с хирургом хоббитом. Никогда ещё в романах фэнтэзи война не выглядела так бессмысленно и отвратительно, даже у известного фанатика батальных сцен господина Перумова.

Мир традиционной фэнтэзи статичен, там властвуют традиции; обычно он не развивается, а если и идёт какое-то развитие, то оно циклично. Сапковский же сумел поднять фэнтэзи до уровня большой литературы. Созданный им мир дышит, действует, живёт и развивается, служа как бы зеркалом наших исторических реалий. Это не красивая сказка, он чужд любому эскапизму, в него нет никакого желания сбежать: там те же самые проблемы. Очень может быть, что теперь, после появления романов Анджея Сапковского к написанию фэнтэзи придётся подходить с совершенно другими, гораздо более высокими критериями.

Сапковский по-прежнему Мастер. Сейчас, по его собственным утверждениям, он собирается посвятить себя исследованию истории Гуситских войн. Грядёт второй Сенкевич? Всё возможно. Пан Анджей уже доказал свою способность писать вещи разностилевые и очень нескучные. Даже если завтра он «подружится» не с Толкиным и Говардом, а с Гаррисоном и Гамильтоном, мы всё равно получим потрясающий толчок вперёд на все времена; можете быть уверены — настоящий АС осечек не допускает.

Роман можно смело рекомендовать всем любителям настоящей «жёсткой» фэнтэзи. Динамичный сюжет, блистательные диалоги и искромётный юмор никого не оставят равнодушными.

Недостатки: перед прочтением желательно прочесть первые четыре тома, ну, и «Ведьмака».

 

источник: Каталог рецензий «Резонанс»