Престиж Интервью ...


  «Престиж». Интервью Кристофера Приста Дону Иффергрину, октябрь 2006 г.

Дон Иффергрин: Давайте начнём с некоторых фактов. Когда вы написали «Престиж» и когда книга вышла из печати?

Кристофер Прист: Я писал книгу два года и представил рукопись Британским издателям в начале 1995 года. Они издали её в сентябре, а в 1996 она вышла в США. За последующие несколько лет книгу стали переводить на другие языки – я думаю, сейчас она вышла уже более, чем на 20 языках.

Д.И.: Откуда появилось название «Престиж»?

К.П.: Я намеревался написать продолжение к моему роману «Гламур» 1984 года и хотел было назвать его «Престиж». Однако, когда я заметил близость этого слова к термину фокусников «престидижитация» (ловкость рук), я понял, что оно станет прекрасным названием для другой книги, которую я тогда только задумывал. Такие совпадения – всегда находка для романиста.

Д.И.: Но «престиж» – это слово, которым фокусники пользуются столетиями.

К.П.: Многие так думают, в том числе и современные фокусники. На самом же деле иллюзионисты стали им пользоваться только после 1995 года. Я его придумал, а сейчас оно уже вошло в язык фокусников.

Д.И.: Многие ли из персонажей «Престижа» – реальные люди?

К.П.: Большинство из упомянутых в романе вскользь действительно были фокусниками в те времена: Дэвид Девант, Джон Генри Андерсон, Невил Маскелайн и так далее. Из существенных персонажей реальны только двое. Никола Тесла – конечно, один из них. Другой – Роберт Нунан, который появляется в самом начале. Нунан – это было настоящее имя «Роберта Трессела», более всего известного в Гастингсе. Но он не был живописцем и декоратором, как описано в романе!

Д.И.: И Цзин Линь-Фу. Он был реален – почему Вы не упомянули его трюк с ловлей летящей пули?

К.П.: Потому что он не исполнял его. Это был его подражатель, американский фокусник Уильям Робинсон. Цзин Линь-Фу был настоящим китайцем, а «Чун Лин-Су» был сценический псевдоним Робинсона. Несколько лет подряд Цзин и Чун прилюдно враждовали, и их вражда мало чем отличалась от противостояния Бордена и Энджера в романе. Именно Чун Лин-Су показывал трюк с пулей, хотя и не изобрёл его. Он умер в 1918 году во время представления в Лондоне, когда по ошибке из трюковой винтовки в него выстрелили настоящей пулей.

Д.И.: Вы как-то сказали, что именно Цзин навёл Вас на идею романа.

К.П.: Обмолвился. Я уже обдумывал роман, когда познакомился с историей профессиональной тайны Цзина. В книге это ничего не изменило, но подтвердило, что я на правильном пути. Удивительная история Цзина подана в романе как анекдот.

Д.И.: Ваш роман, должно быть, единственный, в котором ни единожды не упомянут трюк, когда женщину распиливают пополам.

К.П.: Роман кончается в 1903 году, а иллюзионист по имени Селбит изобрёл «Распиловку женщины пополам» только в 1921.

Д.И.: Вы умеете исполнять фокусы?

К.П.: Нет, я – всего лишь романист. Я даже не знаю, как сделано большинство трюков – потому что фокусники никогда не выдают свои тайны. Всё, что меня интересует в фокусе – это его метафорическая природа относительно искусства. Например, мне всегда было интересно направлять мысли моих читателей по ложному следу, а фокусники используют схожую технику обмана. Это не ловкость рук: настоящий обман – когда исполнитель вынуждает свою аудиторию обманываться в том, что она видит… или, в моем случае – обманываться в том, что она читает.

Д.И.: Вы когда-нибудь пробовали сами написать сценарий?

К.П.: Сейчас я как раз работаю над сценарием под названием «Обрати внимание», основанным на оригинальной идее. Никто его еще не видел, так что буду осторожен. Как и в «Престиже», действие в нём происходит в 19 веке, и в его основе тоже лежит конфликт между двумя людьми. На этом совпадения кончаются! В «Обрати внимание» речь пойдёт про ошибочную схожесть, месть, падших женщин и самую интересную в мире полую статую.

Д.И.: А как насчёт других ваших книг? Интересуется ли кино какой-нибудь из них? И из какой, на ваш взгляд, получился бы лучший фильм?

К.П.: В разное время я продал права на большинство моих книг, но «Престиж» первым обрёл экранное воплощение. Над «Фугой темнеющему острову» сейчас идёт работа в Австралии. Сделать фильм из «Гламура» труднее всего, за эти годы уже было много попыток. Цикл рассказов про Архипелаг Мечты, по-моему, больше других заслуживает стать кинофильмом, но, кажется, он не очень известен. Я был бы рад видеть кого-нибудь, кто приложит мозги, попробовав сделать фильм из «Лотереи». И для фильма о Второй Мировой войне с некоторыми новыми шокирующими поворотами, я думаю, идеально подойдёт «Разделение».

Интервью взял Дон Иффергрин

октябрь 2006 г.

differ_grin@yahoo.com

 

источник: Christopher Priest - Future events


⇑ Наверх