Интервью с Татьяной Семёновой ...


  Интервью с Татьяной Семёновой: «Фантастика перестала быть научной. А жаль.»

Татьяна Семёнова на состоявшейся в середине апреля в Киеве Международной ассамблее фантастики «Портал-2005» получила премию «Бронзовый Икар», учрежденную Союзом писателей Москвы, издательством «Третий этаж» (газета «Грани плюс», Киев) и Издательским Домом «Равновесие» (Москва). Эта премия вручается за заслуги в области возрождения и развития традиционной, классической научной фантастики — некогда очень популярного, а ныне почти забытого направления литературы, и предназначена для поощрения литераторов и издателей, сохраняющих, развивающих и обогащающих традиции, заложенные классиками жанра в ХХ веке.

Т.Семёнова – автор литературно-образовательного проекта «Фаэтон», в рамках которого вышли две её историко-фантастических книги «Монсегюр» и «Дочь Нефертити». О роли НФ, как познавательной литературы и о проекте «Фаэтон» с писательницей побеседовал Владимир Ларионов.

– Татьяна, что подвигло вас на работу в области художественно-познавательной литературы?

– Могу ответить очень коротко: объем прочитанного. Количество изученных книг по моей любимой истории в один прекрасный момент перешло в качество. Я поняла, что накопленными знаниями пора делиться. И с кем делиться, я тоже поняла. Нет, не только со школьниками и студентами, сузившими круг своих интересов и практически переставшими читать обычные книги. Познавательная литература нужна сегодня и людям постарше. Посмотрите какую-нибудь телевикторину с примитивными вопросами, и вы поймете, как резко упало образование и эрудиция. Уровень знаний, элементарный для тех, кому сегодня 40-50, восхищает молодых, как интеллектуальный подвиг. Молодёжи необходимо дополнительное обучение, а чтобы сделать этот процесс ненавязчивым и увлекательным, я решила облечь свои «учебники» в форму фантастических романов.

– А вас не настораживает этот огромный вал нынешней фантастической литературы, буквально захлестнувший читателей?

– Еще как настораживает! Большая часть этого потока – абсолютно пустое, бесполезное чтиво. О художественных достоинствах я сейчас не говорю. В массовой, коммерческой литературе процент настоящей прозы всегда был невелик, но если ж уж брать фантастику, то раньше она, по крайней мере, была познавательна. Сегодня эта функция НФ забыта. И знаете почему? Очевидно, в запале борьбы с косными традициями, когда все ставили с ног на голову, так же поступили и с НФ. Ее перестали писать ученые и вообще люди с техническим образованием. Я специально изучала этот вопрос, проверяя свои догадки по биографиям авторов, выложенным в Интернете. Оказалось, что в последние годы фантастику пишут медики, журналисты, филологи и прочие гуманитарии, худо-бедно использующие псевдонаучную терминологию, но абсолютно не способные прогнозировать и описывать технологии будущего. Фантастика перестала быть научной, такой, какой она была во времена физика Кларка и химика Азимова, геолога Обручева и палеонтолога Ефремова, лингвиста и астронома – братьев Стругацких… Все они писали о том, что знали и в чём хорошо разбирались. А нынешние пишут о том, что видят вокруг и о том, что придумали. Это, может быть, не так уж и плохо, но это не НФ. А без нее грустно.

– И тут рождается ваш литературно-образовательный проект «Фаэтон». Как это случилось?

– Проект – это всегда нечто объёмное, многоплановое и развивающееся. Рождался он не в одночасье, а постепенно. Еще работая над первой книгой, я поняла, что сюжет получается принципиально бесконечным, что я уже увлеклась и не сумею остановиться, а в истории множество великих загадок, которых хватит на много томов. Но книги с продолжением – это еще не проект – так, очередной сериал. Что было дальше, известно. В наше время издание – проблема чисто финансовая, не модно стало писать в стол. Нашлось издательство, которое рискнуло выпустить тираж. Другой вопрос – как сделать, чтобы о книге узнали читатели? Тут-то и появился на моем пути Ант Скаландис, сначала как пиарщик, объяснивший, что сегодня ни одну книжку без специальных технологий продвижения не продашь. И мы вместе придумали, чем отличаемся от всех остальных.

– Придумали или действительно отличаетесь?

– Отличаемся – не то слово! Оказалось, что мы самым нахальным образом выламываемся из всех принятых сегодня правил. Так, как я, уже лет пятьдесят никто не пишет – это подтвердили и собратья-писатели, и критики, и журналисты, и учителя, наконец, просто читатели – настоящие любители фантастики. В итоге Скаландис полностью взял проект в свои руки: от редакционной подготовки моих текстов до конечной реализации тиражей и разработки перспективных направлений развития.

– Сын бога Гелиоса и океаниды Климены, безрассудный и самоуверенный Фаэтон не справился с крылатыми конями, пытаясь пересечь небосклон на огненной колеснице отца, и едва не сжёг людей и Землю, за что был поражён молнией Зевса-Громовержца. А существовавшая якобы пятая планета Солнечной системы (с тем же именем Фаэтон) по некоторым версиям взорвалась, породив тысячи астероидов и тучи космической пыли. Вы уверены, что выбрали удачное название для своего авторского проекта?

– Про древнегреческого Фаэтона мы знаем достаточно, чтобы проникнуться к нему симпатией. У легенды есть несколько прочтений, там все не так однозначно было – с гибелью этого юноши. Да вы загляните к нам на сайт. Это, во-первых. Во-вторых, НФ – одно из самых молодых направлений в мировой литературе, и сгорела она так же быстро и красиво, как Фаэтон. Но сегодня мы намерены возродить ее из пепла, и конечно, это мог быть проект «Феникс», но, по-моему, «Фаэтон» звучит эффектнее. И очень хорошо, что у одних он ассоциируется с шикарным кабриолетом, у других с крупной морской птицей, а у третьих — с легендарной погибшей планетой. Все это работает на имидж положительно.

– Вышли в свет уже две ваши книги о приключениях молодых героев в прошлом: в «Монсегюре» они попадают в средневековую Францию, в романе «Дочь Нефертити» — оказываются в Древнем Египте. Каковы ваши ближайшие литературные планы?

– Третья книга проекта – «Наложница императора» (Китай, XIX век) – уже сдается в типографию, литературная работа завершена. Четвертую – «Железный хромец» – заканчиваю в самое ближайшее время. Да, сегодня я еще целиком там – в Средней Азии XIV века, но и тут о планах говорить поздно. А что касается пятого, шестого и последующих томов, у меня были, конечно, конкретные замыслы, но боюсь, что они переменятся, и я не спешу сегодня называть тему. На сайте www.faet.ru мы объявили конкурс на лучшую идею для новой книги. И я совершенно искренне надеюсь на помощь читателей. К тому же, академик И.В.Бестужев-Лада, известнейший историк, футуролог и педагог подтвердил правильность выбора места и времени действия в моих первых книгах, а потом четко обрисовал ключевые моменты истории, которые желательно описать в следующих. Он назвал это цивилизационным подходом.

– Захотят ли нынешние подростки, избалованные кинокомиксами и компьютерными играми, основанными на тех же комиксах с полуголыми красотками, фэнтезийными чудовищами и прочими прибамбасами массовой западной культуры, читать вашу строгую, аскетичную прозу с целомудренными, чистыми душой главными героями?

– А вот не хочется идти у них на поводу! Спрос, конечно, определяет предложение, но вкус надо формировать, а не подстраиваться под существующий. Тем, кто привык глотать фантастические боевики, я исподволь предложу полезную информацию, которой переслоены остросюжетные эпизоды. Тех же, у кого к книгам сугубо прагматический подход, я ненавязчиво введу в мир художественной прозы. В этом и вижу свою миссию. А без современной «чернухи», уверяю вас, и те и другие легко проживут. Наелись уже.

– Неужели руководитель вашего проекта и небезызвестный в фантастических кругах писатель Ант Скаландис придерживается таких же взглядов? Его собственная проза, помнится, была далека от этих канонов.

– Согласна, к НФ Ант в последние годы не тяготел. Но первый его роман, да и многие рассказы были написаны в классическом духе – все-таки сказывалось химическое образование. И сегодня он рад вернуться к НФ. Говорит, соскучился по ней. К тому же, Скаландис, как публицист, уже не первый год пишет о проблемах современного образования, воспитания и общего кризиса культуры. Наверно, тут мы и нашли точку пересечения интересов.

– Как вы предполагаете развивать проект?

– Идей очень много. Но конкретные планы пока скромные. Скажу лишь о клубе, который мы намерены организовать уже в этом году. Хотим объединить всех любителей настоящей НФ, собрать их под одной крышей и под одной обложкой, скажем, нового сборника, а там и посмотрим, что получится.

– Ваши личные литературные предпочтения, как читателя? Какую фантастику любите, каких фантастов?

– Фамилии фантастов, что упомянуты выше, приведены мною не случайно. Из новых – Стивена Кинга люблю, но он не совсем фантаст. А вообще, если честно, мне классика ближе. Она ведь бездонная, на каждый период жизни – своя. Без Пушкина, например, просто нельзя. А из более поздних, но серьезных увлечений – древняя китайская поэзия: Цао Чжи, Цюй Юань, Ли Бо, Ду Фу, Ван Вэй – живая, иносказательная образность, потрясающая ритмика, философская глубина. И, конечно, очень люблю добротные книги по истории.

– Ваш любимый исторический персонаж?

– Средневековый завоеватель Тимур. Выдающийся был полководец, из низов поднялся и завоевал полмира – от Закавказья до Китая. Личность очень неоднозначная. Его ненавидели и боготворили, воспевали и проклинали. Жестокость его стала легендой, но нельзя судить так однобоко. Были и героические, яркие поступки. Он умел прощать, был справедливым, никогда не нарушал данного слова, обладал превосходным чувством юмора. Деятельность Тимура изменила облик мира: у его ног лежала Персия, Золотая Орда рухнула, Индия покорилась, была раздавлена Османская империя… О Тамерлане я могу долго говорить!

– Понятно, вы же о нем сейчас пишете. Наверно, четвертая книга будет самой лучшей?

– Скорее всего. И думаю, что это не иллюзия, обычная для многих авторов. Я же дебютант в литературе, и с каждым новым романом, отчетливо вижу, как многому успеваю научиться. Но, конечно, судить об этом читателю.

 

источник: «Реальность фантастики» (Киев), № 6, 2005


⇑ Наверх