Альберт Анатольевич Иванов — российский писатель, сценарист, пишущий для детей и подростков, прежде всего известный своим сказочным циклом о Хоме и Суслике.
Иванов родился в посёлке Ожерелье Московской области в семье преподавателей. Детство и юность, кроме двух лет, проведённых с семьёй в зоне советской оккупации в Германии, Альберт прожил в Воронеже, где учился в одной школе с Юрием Воищевым, своим будущим соавтором. Писать они начали ещё в школе. «Подружились мы на книгах. Мы были заядлыми книгочеями. Читали днём и ночью. Книги успешно заменяли нам жизнь, всё на свете. Нас вскоре стали узнавать все продавщицы книжных магазинов города... Ну и начали каждый своё писать. Причём соревновались в количестве написанных страниц придуманных каждым историй, непременно с приключениями. Бывало, возвращаемся с летних каникул. Ты, мол, сколько написал страниц? Почти 110? А я ровно 120!.. Потом, по-моему, после седьмого класса, ходил, как на праздник, в литературный кружок, который вела замечательная писательница Лия Бережных», — вспоминал Альберт Анатольевич. После школы поступил в Воронежский государственный университет (ВГУ), во время учёбы сотрудничал с городскими газетами — репортажи, интервью, на многих заводах перебывал.
В 1960 г. Иванов окончил филологический факультет ВГУ и стал редактором в воронежском Центральном бюро технической информации. Здесь после работы, вечерами и ночами, они с Воищевым написали три книги для детей. «Почему мы взялись за детские вещи? Считали, что в детской литературе больше свободы, чем в так называемой «взрослой». У ребят могут быть хотя бы приключения и смешные истории, а у взрослых – только скучная работа и профсоюзные собрания». Тогда же они создали литературное общество «Пиво-воды»: «Оно ведь постоянно собиралось у Воищева дома, в полуподвале. Нас было человек пять... Встречались, читали свои рассказы, стихи, сказки. Обсуждали их, смеялись, пили пиво.»
Самую первую рукопись «Неудачники, или Как сломали забор» Иванов отвёз в детскую редакцию издательства «Советская Россия», и вскоре в 1962 г. книга вышла в свет. Там же в 1964 г. была издана повесть «Пираты неизвестного моря», в повести рассказывалось о событиях, которые происходили в летнем пионерском лагере, руководил которым бюрократический дядя с портфелем. Попутно соавторы сделали киносценарий по первой повести – «Как сломали забор» – для «Мосфильма», но несмотря на договор с киностудией фильм так и не был снят.
Сборник «Потрясающие открытия Лёшки Скворешникова» (1965) состоял из одноимённой повести в коротких рассказах и повести «Тайна Петровской кузни». Также Иванов и Воищев опубликовали в журнале «Смена» рассказ «Мы и Наташка» (1966) – о чистой любви подростков к одной красивой ветреной девице. Тогда же стали членами Союза писателей СССР. Последняя четвёртая соавторская книга с Юрием Воищевым — сборник «Крах Мишки Мухоркина», в котором две связанные одним героем повести они написали уже каждый самостоятельно, — вышла в 1968 г.
К этому времени Иванов уже насовсем уехал из Воронежа и жил в Москве. В 1967 г. окончил сценарный факультет ВГИКа, начал писать повести, рассказы и сказки для детей и киносценарии. Несколько лет работал редактором на киностудии «Мосфильм». По сценариям Альберта Иванова (некоторые — в соавторстве) поставлены:
Кинофильмы — «Лестница» (короткометражный, 1962), «Двое, которые помнили…» (короткометражный, 1967), «Семь стариков и одна девушка» (1968), «Свистать всех наверх!» (1970), «Три дня в Москве» (1974), «Поговорим, брат...» (1978), «Дело за тобой», «Обман» (оба — 1983), «Раз на раз не приходится» (1987) и другие.
Мультфильмы — «Приключения Хомы» (1978), «Страшная история» (1979), «Хитрая ворона», «Погоня» (оба — 1980), «Раз — горох, два — горох» (1981), «Неудачники» (1983), «Сказка десятого этажа», «Крылья, ноги и хвосты» (оба — 1986), «Клетка» (1989), «Куплю привидение» (1992) и другие.
В реалистичной манере Ивановым написаны и опубликованы: шутливая повесть «Группа №13» (совместно с Е. Кареловым, 1969); повести о подростковых проблемах и спорте — «Свистать всех наверх, или Человек за бортом!» (1973), «Сухопутные пловцы» (1977), «Обычные приключения «олимпийца» Михаила Енохина» (1979), «Король дзю-до» (1981). Широкую известность автору принесли выпущенные издательством «Современник» сборники повестей и рассказов «Билет туда и обратно» (1976), «Настойчивая погода» (1985) и «Февраль — дорожки кривые» (1988), где среди прочих тем Иванов на основе собственного опыта пишет о послевоенном детстве. Этой же теме послевоенного детства, проведённого им в Германии, посвящена и повесть «Старая немецкая сказка, или Игра в войну», опубликованная в журнале «Новый мир» в 2006 г.
Книги Иванова переведены на несколько языков. В 2004 г. Альберт Анатольевич избран действительным членом Академии Российской словесности, затем — членом Президиума этой организации, а в 2008 г. он избран действительным членом Академии Российской литературы. Награжден Пушкинской медалью «Ревнителю просвещения».
Кроме литературной деятельности Иванов пишет картины: «Рисовать я всегда любил. Моя жена Галина мне и посоветовала: «А ты в свободное время картины рисуй!» Это и в главной работе помогает. Выводишь улочки, дома, а тем временем и что-то интересное для новой сказки придумываешь!».
Фантастическое в творчестве:
В жанре детской фантастики написана одна из ранних повестей «Бородачи, или Гром и Молния против Тайфуна» (1966) (переиздана в 1991 г. под названием «Записки звездочёта Сириуса»), рассказывающая о мальчишках с Зелёного острова, борющихся против коварного диктатора.
Для малышей дошкольного возраста написаны повести-сказки «Лилипут — сын великана» и «Яблоко с ботиночным шнурком» (обе — 1993).
Цикл «Причуды водолаза Ураганова» (1985-1993) описывает приключения бывалого моряка Ураганова и его друзей на море и на суше во время путешествий на океанографическом судне. Ирония, юмор, неистощимая фантазия придают образу главного героя черты своеобразного Мюнхгаузена. В невероятных ситуациях, — вступая ли в борьбу с несправедливостью, сталкиваясь ли с врагами, а подчас даже с потусторонними явлениями, — Ураганов нередко оказывается победителем, выходит, как говорится, сухим из воды.
Но наиболее известными в творчестве Иванова стали сказки. Около трёхсот сказок было написано для цикла о непоседливых друзьях хомяке Хоме и Суслике, попадающих в забавные, полные курьёзов истории. «Нашёл я их не сразу, все животные для сказок уже были «разобраны», а мне было необходимо что-то своё, особенное. Перебирал, перебирал и выбрал. А может, это они меня выбрали — Хома и Суслик», — вспоминал Альберт Анатольевич. Начиная с 1975 г. эти герои со своими друзьями — стариной Ежом, Зайцем-толстуном, доктором Дятлом и их врагами — проворным Волком, коварной Лисой, злобным Коршуном радуют своих читателей не только со страниц многочисленных сборников сказок, их истории можно увидеть и в мультипликационных фильмах.
Кроме этого большого цикла у Иванова есть сказочный цикл про Хитрую Ворону, которая хотела стать котом; цикл «Азбука безопасности», где в форме сказок о неразлучных друзьях рассказывается о технике безопасности для малышей; знаменитая благодаря мультфильму сказка «Крылья, ноги и хвосты»; истории о вещах — «Мудрое окно», «Гвоздь без шляпки», «Сапоги», «Приключения Пули» и другие сказки. Сказки Альберта Иванова — о правилах и о нарушении правил, когда это необходимо для того, чтобы стало если не совсем и всем хорошо, то уж во всяком случае, лучше, чем было.