FantLab ru

Борис Карлофф (Boris Karloff)

Борис Карлофф
Страна: США
Родился: 23 ноября 1887 г.
Умер: 2 февраля 1969 г.

Настоящее имя:

Уильям Генри Пратт (William Henry Pratt)



Уильям Генри Пратт (William Henry Pratt), более известный под псевдонимом Борис Карлофф (Boris Karloff), — британский актёр кино и театра, составитель антологий в жанре хоррора.

Уильям Генри Пратт родился 23 ноября 1887 года в Лондоне. Он был самым младшим ребёнком в семье, у него было девять братьев и сестер, которые поддерживали его и помогли закончить учёбу после смерти матери. Большая старая англосаксонская семья Пратт осела в Англии ещё в средние века и состояла с тех пор на службе британской короне. Отец Уильяма работал на британской таможне в Индии, а дедушка по материнской линии служил в конной артиллерии в Бомбее. Сестра его бабушки — Анна Леонуэнс, события жизни которой стали основой мюзикла «Король и я» и фильма «Анна и король». Также он приходится двоюродным дядей классику итальянского комикса Хуго Пратту.

Дом, где родился Уильям (36 Forest Hill Road, East Dulwich, London), ныне отмечен памятной доской. Сначала семья Пратт проживала в Индии, однако ещё до рождения Уильяма Генри они переехали обратно в Англию, отец же остался на службе в Индии. Ребёнком Пратт жил первоначально в разных районах южнее Лондона (современный округ Саутварк): в Камбервелле, Дульвиче, Восточном Дульвиче. Семья часто переезжала, поэтому точно не известно, в каком из их домов родился Уильям Генри; исследование киножурналиста Стива Фертлиба утверждает, что местом рождения является Камбервелл. Позже, потеряв родителей, дети Пратт переехали в по-сельски простой Энфилд далеко на север от Лондона.

Уильям учился в Энфилдской начальной школе, затем в Аппингемской школе, частном училище Мерчант Тэйлорс в Нортвуде и лондонском Кингс Колледж. В свободное время Уильям играл в крикет, посещал Энфилдский крикетный клуб, где и по сей день висит на стене его фото. Он рано заинтересовался театром, исполнял роли в рождественских сказках, а в девять лет выступил в роли короля сказочных духов в постановке «Золушки». Первоначально он, вслед за своим старшим братом сэром Джоном Генри Праттом, намерен был выстроить дипломатическую карьеру, однако внезапно увлекся актёрской игрой. Молодой Пратт посещал частные уроки актёрского мастерства, выступал на сцене, играл в спектаклях в университете. Вскоре театральные подмостки стали важнее учёбы, которой он всё больше стал пренебрегать. В 21 год, в 1909 году, с согласия его семьи он уехал из Великобритании в Канаду, отплыв из Ливерпуля в Монреаль. Далее он переехал в Онтарио, а позже — в Британскую Колумбию. Вскоре после приезда в Канаду он женился на актрисе англичанке Оливии Вильтон. Однако вскоре последовал развод — уже через год Вильтон уехала в Австралию, сняла там в 1910—1911 годах немой фильм, а в 1920-х годах стала одним из основателей театра в Хобарте, Тасмания. Позже о своей первой супруге актёр упоминал лишь вскользь.

Через некоторое время после переезда в Канаду он взял профессиональный псевдоним «Борис Карлофф» — по предположениям, псевдоним понадобился ему, так как Уильям опасался, что его театральная работа может повредить дипломатической карьере его братьев, которые, однако, никогда не высказывали ему своей озабоченности. Он не виделся с остальными членами семьи до 1933 года, когда приехал в Британию на съёмки и был радостно встречен братьями и сестрами.

В Северной Америке Карлофф поначалу жил в основном в маленьких городах, играя за гроши в местных театрах и зарабатывая на жизнь разнорабочим на фермах, на дорожном строительстве, укладке рельс, а также как водитель грузовика. Известно, что в 1912 году в Регине, штат Саскатчеван, он добровольцем участвовал в спасательных работах после прохождения торнадо. Работая грузчиком, он повредил спину, и испытывал проблемы с позвоночником на протяжении всей жизни. Из-за проблем со здоровьем он был освобожден от призыва в армию после начала Первой мировой войны.

В 1919 году Карлофф перебрался в Голливуд и начал сниматься в кино, однако редко и обычно на вспомогательных ролях. Поэтому ему по-прежнему приходилось искать разовые заработки. Так продолжалось в течение десятилетия, за это время он снялся в более чем 60 фильмах, однако оставался практически неизвестен.

В 1931 году его заметил в актёрской столовой режиссёр Джеймс Уэйл, который искал исполнителя для роли Чудовища в фильме «Франкенштейн» после того, как от этой роли отказался Бела Лугоши. Карлофф прошёл пробы и был утверждён на роль, которая после выхода фильма мгновенно сделала его одной из величайших и наиболее востребованных звёзд жанрового кино. Помимо фильмов ужасов, он успешно снимался также в драмах, детективах — памятны, например, его роли в фильмах «Лицо со шрамом» Ховарда Хоукса (1932), «Потерянный патруль» Джона Форда (1934) и других, — однако именно фильмы ужасов полностью и органично раскрыли его талант. Классический рисунок роли Чудовища он повторил в «Невесте Франкенштейна» (1935) и «Сыне Франкенштейна» (1939). Впоследствии Карлофф продолжал ностальгически появляться в фильмах «франкенштейновского» цикла, но уже в других ролях — например, доктора Найманна в «Доме Франкенштейна» (1944), самого Франкенштейна в фильме «Франкенштейн 1970» (1958) и так далее.

Актёр прославился как звезда фильмов ужасов в 1931 году после выхода фильма «Франкенштейн», в котором он сыграл роль Чудовища. За 50 лет актёрской карьеры он сыграл множество ролей в кино и на телевидении, в театре и на радио, его голос звучал с пластинок. Критики называли его Karloff the Uncanny (Карлофф Ужасный), The Master of Horror (Мастер Ужаса).

Карлофф создал ещё один классический образ жанра ужасов — Имхотепа, оживлённого египетской магией заживо погребённого жреца из фильма Карла Фройнда «Мумия» (1932). Среди других его значимых жанровых работ этого периода следует упомянуть фильмы «Чёрный кот» (1934), «Ворон» (1935), «Невидимый луч» (1936), «Лондонский Тауэр» (1939), «Чёрная пятница» (1940). В 1940-х годах он сыграл несколько ролей в «загадочных» триллерах продюсера Вэла Льютона — «Похититель тел» (1945), «Остров мёртвых» (1945) и «Бедлам» (1946).

В 1941 году Карлофф вернулся к работе в театре — в частности, в бродвейской постановке пьесы Джозефа Кессельринга «Мышьяк и кружева» он сыграл роль гангстера, которого выводило из себя то, что его постоянно принимали за Бориса Карлоффа. За роль в постановке пьесы Жана Ануя «Жаворонок» Карлофф был номинирован на премию «Тони».

Карлофф был ведущим нескольких циклов жанровых телепрограмм («Триллер», «Вне этого мира» и других), сыграл главную роль в британском телесериале «Питер Марш из Скотланд Ярда», участвовал в многочисленных радиопостановках и озвучивании нескольких мультипликационных фильмов. В 1960-х годах он сыграл в нескольких фильмах студии Роджера Кормана — в частности, «Комедия ужасов», «Ворон» (1963) и «Страх» (1963). В 1966 году принял участие в озвучке мультфильма «Как Гринч украл Рождество». Сыграл практически самого себя в фильме Питера Богдановича «Мишени» (1968).

Карлофф был женат шесть раз, но стал отцом только одного ребёнка — дочери Сары Карлофф, — от пятой жены. На момент её рождения Карлофф снимался в «Сын Франкенштейна» и, по сообщениям прессы, прибежал в больницу прямо со съёмочной площадки в полном гриме.

Борис Карлофф умер 2 февраля 1969 года в Западном Суссексе, Англия. Ему посвящены две звезды на Голливудской аллее славы, за вклад в развитие киноиндустрии — 1737, и за вклад в развитие телевидения — 6600.

В литературе Карлофф отметился тремя антологиями в жанре хоррор, в которых он является составителем.

Сортировка:

Борис Карлофф. Участие в межавторских проектах

7.38 (56)
-
  • Антологии // межавторский цикл
7.33 (3)
-
-

Борис Карлофф. Статьи

  1942 Foreword [предисловие к книге Charles Addams "Drawn and Quartered"]  
-
  1943 Introduction [предисловие к антологии "Tales of Terror"]  
-
  1946 Introduction [предисловие к антологии "And the Darkness Falls"]  
-
  1963 Introduction [предисловие к сборнику М. Аваллона "Boris Karloff Presents Tales of the Frightened"]  
-

Борис Карлофф. Эссе

  1968 The Hollywood Horror Man  [= The Life Of A Monster]  
-

Борис Карлофф. Антологии

  1943 Tales of Terror  
-
-
  1965 The Boris Karloff Horror Anthology  [= Boris Karloff's Favorite Horror Stories]  
-


  Формат рейтинга


  Примечание

  • В библиографию вошли наиболее известные публицистические работы автора, если у вас есть материал для дополнения данного раздела, просьба связаться с куратором.

  • В некоторых интернет источниках Карлоффу приписывают авторство двух сборников рассказов «Boris Karloff Presents Tales of the Frightened» и «Boris Karloff Presents More Tales of the Frightened» (1975). На самом деле произведения из этих сборников Карлофф только озвучивал для радио.

  • В библиографию не вошли многочисленные интервью автора.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — sham

  • Куратор библиографии — sham



  • ⇑ Наверх